Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Айн рэнд биография. Американская писательница Айн Рэнд: биография, творчество, лучшие произведения и интересные факты из жизни. История личной жизни

Айн Рэнд (англ. Ayn Rand; урожд. Алиса Зиновьевна Розенбаум) (транскрипция: ajn ɹænd, 2 февраля (ст. ст. 20 января) 1905 - 6 марта 1982) - американская писательница и философ.

Родилась в Санкт-Петербурге. Изучала философию и литературу в Петроградском государственном университете. Она росла в атмосфере художественного великолепия и православного наследия своего кумира Екатерины Великой. Она была первым ребенком в семье еврейского торговца Фронза, которого она обожала, и его надоедливой жены Анны, которую она ненавидела. Нареченная Алисой Розенбаум, Айн Рэнд была первой из трех дочерей. Она была прелестным ребенком, который научился читать и писать в возрасте четырех лет, в тот период, когда Троцкий, Ленин и Сталин занимались революционизированием ее родной страны. Хотя ее взгляды и были диаметрально противоположны философии той системы, в которой она росла, Айн Рэнд стала типичным продуктом этой системы. Она росла замкнутым ребенком, для которого книги были убежищем. Она полюбила французские романы раньше, чем ей исполнилось десять лет, и Виктор Гюго стал ее любимым писателем. Она решила стать писателем, когда ей было девять, и сказала в классическом прометеевском стиле: "Я буду писать о том, кем людям следует быть, а не о том, кем они являются". Любимым романом Рэнд были "Отверженные", а одной из первых любимых героев была Цирус, бесстрашная героиня французских приключенческих романов.

Первая мировая война была трагедией для девятилетней Рэнд. Санкт-Петербург оказался в осаде, и большинство членов ее семьи было убито. Когда ей было двенадцать, свершилась русская революция, и ее отец потерял все. Он стал обыкновенным рабочим, борющимся за кусок хлеба на столе и за то, чтобы спасти семью от ненавистных красных. Это оставило неизгладимый отпечаток в сознании Рэнд. Когда она была подростком, впервые услышала коммунистическую доктрину: "Ты должен жить для страны", - это была одна из самых отвратительных концепций, какие она когда-либо слышала. С тех пор она посвятила свою жизнь доказательству ложности этой концепции. Рэнд утверждает, что когда ей было тринадцать, Виктор Гюго влиял на нее больше, чем кто бы то ни было, он находился на недосягаемой высоте над всеми остальными. Его сочинения зародили в ней веру в могущество печатного слова как эффективного средства для великих свершений. Рэнд говорит: "Виктор Гюго - это величайший писатель в мировой литературе... Человек не должен размениваться на меньшие ценности ни в книгах, ни в жизни". Рэнд поступила в Ленинградский университет в шестнадцатилетнем возрасте и закончила его в 1924 году, когда ей исполнилось девятнадцать, по специальности история. Затем немного поработала в качестве музейного экскурсовода, перед тем как отправиться в Чикаго в двухнедельное путешествие. Она попрощалась с семьей, решив никогда не возвращаться. Рэнд вспоминает: "Тогда Америка казалась мне самой свободной страной в мире, страной индивидуальностей".

Рэнд приземлилась в Нью-Йорке, совершенно не говоря по-английски, вооруженная лишь печатной машинкой и немногими личными вещами, которые ее мать купила, продав фамильные драгоценности. Самая изобретательная русская иммигрантка выбрала себе имя Айн и проявила свои творческие способности, приняв в качестве фамилии название марки своей печатной машинки "Ремингтон Рэнд". После нескольких месяцев, проведенных в Чикаго, Рэнд отправилась в Голливуд с мыслью о карьере актрисы или сценариста для кинематографа. Она встретила великолепного молодого актера Фрэнка 0"Коннора, за которого вышла замуж в 1929 году. Отчасти романтическое приключение с 0"Коннором было вызвано тем, что срок ее визы катастрофически истекал. Их свадьба удовлетворила работников иммиграционных служб, которые оформили ей американское гражданство в 1931 году. Брак продлится пятьдесят лет, и Фрэнк станет ее другом, поверенным, редактором, но она никогда не возьмет его фамилию. Она всегда хотела стать знаменитой писательницей и решила оставить свою собственную фамилию как утверждение своего будущего, даже если этой прославленной в будущем фамилией оказалось название фирмы, производящей печатные машинки.

Айн Рэнд обладала независимым духом, одержимостью в работе, даром макровидения. Ее считали догматичной в своих убеждениях и даже высокомерной в отношениях с другими людьми. Она была замкнута и излишне раздражительна. Рэнд стала хитом на трех шоу Джонни Гарсона в течение 1967-го и 68-го годов и получила самую большую почту в истории поздних ночных шоу Эн-Би-Си. Майк Уоллес был не слишком расположен брать интервью у Рэнд из-за ее репутации тяжелой личности. Рэнд отказывалась появляться на телевизионных ток-шоу, если ей не предоставляли гарантии, что интервьюироваться будет только она, что не будет никакого редактирования и что на нее не будет нападок с использованием цитат ее противников. Уоллес сказал, что она очаровала всю его команду своей гипнотической личностью. Когда он послал своих людей на предварительное интервью, "они все влюбились в нее".
В двадцатых годах Айн Рэнд вышла замуж за Фрэнка 0"Коннора, борющегося актера, "потому что он был прекрасен". Он был воплощением героического образа из ее подсознания, которым она так восхищалась. Она решила жить среди героев, а 0"Коннор был живым и дышащим голливудским героем. Он был старше ее на шесть лет, а одним из дополнительных плюсов в их браке было то, что он дал ей сначала постоянную визу, а потом и американское гражданство в 1931 году. Позднее она скажет, что их бракосочетание проходило под прицелом ружья, которое держал Дядя Сэм. 0"Коннор стал ее редактором и компаньоном на всю жизнь, несмотря даже на тринадцатилетний роман с Натаниэлом Брэнденом.

Карьера в жизни Рэнд стояла на первом месте. Она никогда не предполагала иметь детей. На это совершенно не было времени. Она посвятила годы, которые могла бы потратить на рождение детей, воплощению мечты всей своей жизни - написанию "Источника". Вскоре после этого, в 1946 году, она написала строку "Кто такой Джон Голт?", В это время ей исполнился сорок один год, и она никогда не отступала от стремления завершить свой замысел. Фрэнк 0"Коннор всегда поддерживал ее и следовал за нею по ее жизненному пути, принимая все ее условия. Ради воплощения мечты своего детства Айн Рэнд пожертвовала всем: своей семьей в России, своим мужем, своей материнской природой. Она сказала, что заплатила небольшую цену, так как несомненно, что она осуществила мечту своего детства, создав героев типа суперменов, которые останутся на века классикой в мире литературы и философии.

Рэнд умерла 6 марта 1982 года в своем любимом городе Нью-Йорке. "New-York Times" писал: "Тело Айн Рэнд лежало рядом с символом, который она приняла как ее собственный - шестифутовое изображение знака американского доллара". Дух просвещенного эгоизма Рэнд был бы реализован в полной мере, если бы она прожила еще хотя бы восемь лет и увидела низвержение Берлинской стены и развал Коммунистической партии в России. Айн Рэнд суждено остаться в истории философским трибуном капиталистической системы. Ее значение для капитализма сходно со значением Карла Маркса для коммунизма. Ее "Атлант расправил плечи" найдет свое место рядом с "Коммунистическим Манифестом" Маркса в университетах и других обителях знания всякий раз, когда будут обсуждаться политические и экономические системы.

Одна из наиболее известных писателей Америки, родилась 2 февраля 1905 года в красивейшем городе мира и России - Санкт-Петербурге в семье торговца химическими товарами. Одаренный, своенравный и очень уверенный в себе ребенок рано стал интеллектуальной гордостью семьи, родственников и знакомых.

Айн Рэнд начала писать очень рано, создавая свой собственный выдуманный мир, который был для нее более интересным, чем мир окружающей ее действительности. В девять лет она впервые сказала себе, что хочет стать писательницей.

В 1916 году она впервые и уже на всю жизнь заинтересовалась политикой, с радостью встретив февральскую революцию 1917 года и осознав себя свободным от царской деспотии гражданином России. В этом же году также впервые в ее рассказах, которые она, как и в детстве, продолжала писать, появилась политическая тематика: ее герои боролись или против царя или против коммунизма. В эти же годы она познакомилась с творчеством В.Гюго, который, по ее мнению, был единственным писателем, оказавшим на нее влияние.

Осенью 1918 года разорившиеся Розенбаумы переселяются в Крым, где Ренд оканчивает школу и начинает преподавать азы грамоты местным красноармейцам. Вскоре семья возвращается в Петроград и будущая писательница поступает в университет. В годы учебы в университете она знакомится еще с одним писателем - Фридрихом Ницше, также оказавшим на нее большое влияние. Весной 1924 года она заканчивает университет, а в начале 1925 года семья получает приглашение от родственников посетить Америку. До отъезда Рэнд успевает закончить курсы для желающих научиться писать киносценарии, что ей весьма пригодилось в Америке, где она, одна из всей семьи, оказалась в 1926 году.

Свою новую трудовую жизнь Айн Рэнд начинает статистом в Голливуде, т.к. четыре готовых киносценария, которые она привезла с собою в надежде заинтересовать кинопродюссоров, оказались слабыми. В 1929 году она выходит замуж за артиста кино Фрэнка О’ Коннора. В 1930 году она приступает к работе над своим первым романом “Мы - живые”. Этот роман, как считала она, должен был стать протестом против строя жизни в России и введением в ее философию, будущую философию объективизма.

Антикоммунистический настрой писательницы достаточно полно отражен в романе, который вышел в 1936 году в Америке, а в 1937 году в Англии. Все образы коммунистов в нем - злодеи и циники, а единственное сравнение для всей послереволюционной России - кладбище. Тем не менее, для американцев роман стал откровением, а некоторые критики и сегодня считают, что по своему художественному воплощению, эмоциональности и передаче “местного колорита” - это лучший роман Айн Рэнд. Оценка романа вдохновила писательницу, и в 1937 году она заканчивает небольшую повесть “Гимн”, которая в 1938 году выходит в Англии и привлекает внимание необычной постановкой проблемы личности и коллектива. В этом же году Айн Рэнд поступает на работу в мастерскую известного американского архитектора, чтобы лучше понять реальную основу творческих поисков своего нового героя - архитектора Рорка.

В 1939 году Айн Рэнд пишет сценическую версию своего романа “Мы - живые”, которая не принесла ей успеха, в 1941 году, интенсивно работая над новым романом, отвергает предложение двенадцати издателей, чтобы передать права на издание романа “ ” издателю Боббс-Мэрилу, и вновь возвращается к работе над киносценариями.

“Источник” выходит в свет в 1943 году. Если романом "Мы - живые" как бы кончается "русский период" творчества Айн Рэнд, роман "Источник" - это уже новая, американская тематика, “новый американский период творчества. "Источник" - первый роман в американской литературе, который можно назвать романом идей, что обусловило не только интерес читателей к нему, но и, в не меньшей мере к личности писательницы.

"Источник", хотя он и отстоит на довольно значительное время от предыдущего романа, представляет по сути своей лишь переходный этап к ее самому значительному произведению , которое выходит в свет в 1957 году, и большинством критиков считается самым значительным и самым лучшим произведением Айн Рэнд. Это означает, что в "Источнике" писательница еще не нашла полностью новых способов отражения художественной действительности, еще не создала собственную эстетическую систему ценностей. В нем она использует навыки и штампы предыдущего периода, что говорит лишь о том, что волновавшие ее с юности проблемы не нашли своего высшего выражения в ее творчестве. Ряд американских исследователей рассматривают "Источник" как результат преодоления писательницей ее увлечения философией и героями Ницше, что они и пытаются доказать сравнительным анализом двух изданий романа "Мы - живые", хотя известно, что второе издание появилось спустя почти двадцать лет после первого издания. После появления “Атлант расправил плечи” Айн Рэнд не хотела возвращаться более к художественному творчеству. Можно добавить еще один известный факт - последний роман доставался писательнице очень трудно. Только одну речь Джона Голта она писала практически два года. Что же заставило ее сесть за роман? Биографы Айн Рэнд, рассказывая непосредственно об истории создания , выделяют следующие наиболее принципиальные моменты. Первый - возможная необходимость для Айн Рэнд еще раз объяснить читателям свои социально-философские взгляды, несмотря на то, что она считала их уже хорошо известными читателю. На этом настаивали ее друзья, требовавшие продолжения диалога с читателем. Второй - необходимость в процессе создания романа опираться на свои предыдущие творческие достижения, которые позволили реально запустить весь сложный механизм своего многопланового, многоуровневого и весьма протяженного романа.

Некоторые критики полагают, что в отношении тематики своих крупных произведений Айн Рэнд опиралась на свое раннее творчество, а также на сценарии для кино, работу над которыми она продолжала все время пока писала романы.

Первое название ее романа - "Забастовка", и, вероятно, это название вполне соответствующее тематике самого романа. Оно появилось под воздействием мнения писательницы, высказываемого в многочисленных беседах в узком кругу друзей. Они настаивали на продолжении знакомства читателей с идеями "Источника", потому что" народ в этом нуждается". Айн Рэнд отвечала: "Ах, они нуждаются? А что если я забастую? Что если все творческие умы во всем мире забастуют?" И спустя некоторое время прибавляла: "Это могло бы стать темой хорошего романа. "Тем не менее по своим художественным характеристикам все предыдущее творчество Айн Рэнд выдержано в несколько ином ключе и не содержало аналогов ее "Атланту". Нечто близкое к нему можно видеть только в упомянутой выше повести "Гимн", где мы можем найти как близкие литературные ходы, так и общее решение идейного конфликта произведения. Как известно, Айн Рэнд автор только трех романов, одной повести, нескольких рассказов и киносценариев. В их появлении есть своя логика, которая помогает понять, почему Айн Рэнд прекращает работу над художественными произведениями. Роман "Мы - живые" чисто реалистическое произведение на конкретную тему; роман "Источник" - социальный роман с большой долей аллегорических или, лучше, символических решений. В этом романе можно различить некоторые черты, которые тем или иным образом могут быть связаны с утопией; третий роман "Атлант расправил плечи" - полностью утопическое произведение, хотя в нем есть и остаточные реалистические решения.

Если в романе "Источник" была поставлена проблема "вторичных", т.е. большинства людей на земле, которые обязаны своим существованием "первичных", ибо могут жить только за счет их таланта. Первичные имплицитно поставлены таким образом в положение, когда их труд человечество обязано высоко оценивать. Что же может произойти, если человечество, как это бывает и как это исторически всегда случалось, откажется выполнять эту свою "обязанность" - это уже проблема следующего романа Айн Рэнд "Атлант расправил плечи". Таким образом, последний роман является художественным следствием проблемы, которая поставлена и художественна разрешена в "Источнике" . Именно поэтому Айн Рэнд полагала не нужным дальнейшее продолжение своего литературного творчества, и таким образом "Атлант" чисто внешне появился только потому, что писательницу поразил образ забастовавшей лучшей части человечества - интеллектуальной соли земли.

Если брать творчество Айн Рэнд в целом, то ее возможно самый лучший и технически наиболее совершенный роман "Атлант расправил плечи" воплотил в себе в "драматической" форме все наиболее важные положения философии Айн Рэнд или, как ее еще называют, философии объективизма. Недаром первая волна критики, т.е. самый непосредственный и злободневный отклик на появившееся литературное произведение была более чем недоброжелательна. Айн Рэнд критиковали все: как справа, так и слева. Более поздние отклики уже не были столь безапелляционно отрицательны, появились уже упоминания художественных достоинствах книги, о необычном характере ее героев, о великолепной архитектонике, что вполне справедливо, ибо речь шла о романе, насчитывающем свыше тысячи страниц.

С конца пятидесятых годов Айн Рэнд в плотную занялась философией, выпуская в различные годы такие свои книги как: “Капитализм: неизвестный идеал”, 1966; “Для нового интеллектуала”, 1961; “Введение в философию познания объективизма”, 1979; “Новые левые: антииндустриальная революция”, 1971; “Философия: кому она необходима”, 1982; “Добродетель эгоизма”, 1964, влияние которых Америка ощущает и сегодня. Она становится одной из наиболее читаемых и изучаемых философов двадцатого столетия. И хотя продано уже более 30 миллионов экземпляров ее трудов, закончен перевод их на многие иностранные языки, интерес к ним не ослабевает.

Библиотека конгресса США сообщает, что ее книги, в особенности “Атлант расправил плечи”, занимают второе место в опросах о наиболее читаемых книгах, а также о книгах, которые наиболее влияют на выбор жизненной позиции американцев. В кругу ее почитателей - многие из наиболее известных людей Америки.

Айн Рэнд сама признавала, что развить ее философские положения невозможно за жизнь одного поколения людей. Вместе с тем, как признают многие американские критики, Айн Рэнд была и остается по существу русским мыслителем. Как и большинство оригинальных мыслителей России, она была художником слова, общественным критиком, философом вне рамок любых известных школ, человеком, идеи которого всегда были направлены против традиционных антиномий западной мысли.

Айн Рэнд (Алиса Розенбаўм; 20 января (2 февраля) 1905, Санкт-Петербург – 6 марта 1982, New-york) – американская писательница и философ, создатель философского направления, которому она дала заглавие объективизм.

Алиса Розенбаўм родилась в семье фармацевта Залмана-Вольфа (Зиновия Захаровича) Розенбаума и его супруги, зубного техника Ханы Берковны, старшая среди 3-х дочерей (Алиса, Наталья и Нора). Скоро после рождения младшей дочери Норы в 1910 году Зиновий Захарович стал управлять большой аптекой Александра Клинге на Невском проспекте и Знаменской площади, и семья переехала в огромную квартиру на втором этаже дома над аптекой.

Уже в 1912 году Зиновий Захарович стал совладельцем, а в 1914 году – единоличным обладателем этой аптеки.

В 1917 году, после революции в России собственность Зиновия была конфискована и семья переехала в Крым, где Алиса окончила школу в Евпатории.

2 октября 1921 г. Алиса поступила в Петроградский институт на специальность “соц. преподаватель” на 3-х летний курс, который соединял воедино историю, филологию и право. В годы обучения она познакомилась с мыслями Фридриха Ницше, которые оказали на нее огромное воздействие. Закончила институт Алиса весной 1924 года, хотя многие источники неверно говорят, как будто она была исключена из-за “буржуазного происхождения”. В 1925 году в серии “Пользующаяся популярностью кино-библиотечка” отдельной книжкой вышла 1-ая печатная работа Алисы Розенбаўм “Поло Негры” – очерк творчества пользующегося популярностью кинофильма.

В 1925 году Алиса получила визу для поездки на учебу в США и поселилась в Чикаго у родственников собственной мамы. Ее родные остались в Ленинграде и погибли во время блокады в годы 2-ой мировой войны. Обе сестры также остались в СССР. Наталья Розенбаўм (1907-1945) закончила Ленинградскую консерваторию. Элеонора Розенбаўм (в замужестве Дробышева, 1910-1999) эмигрировала в США в 1973 году по приглашению Айн Рэнд, но скоро возвратилась, и до самой смерти жила в Санкт-Петербурге. 1-ая любовь Алисы – выпускник Ленинградского технологического института Лев Бекерман (1901-1937, Лео Каваленски в ее романе “Мы – живы”) был расстрелян 6 мая 1937 г.

Алиса осталась в США и начала работать статистом в Голливуде. Четыре готовые киносценария, которые она привезла из России, не заинтриговали американских кинопродюсеров. В 1929 году она вышла замуж за киноактера Фрэнка О’коннора (1897-1979), 13 марта 1931 года получила гражданство.

В 1927 г. студия, где работала Айн Рэнд, закрылась и до 1932 года писательница перебивается на различных временных работах: официанткой, торговцем газетных подписок. В 1932 году она смогла реализовать кинокомпании Universal Studios сценарий (Red Pawn) за 1500 долларов, что тогда было очень большой суммой. Эти средства позволили ей бросить работу и сосредоточиться на литературной деятельности.

Собственный 1-ый рассказ на английском языке “Супруг, которого я обрела” (The Husband I Bought) Рэнд написала в 1926 году, но опубликован он был исключительно в 1984 году.

В 1936 году в Америке, а в 1937 году в Англии вышел 1-ый роман Айн Рэнд “Мы – живы” (We the Living) о первых годах существования СССР. Писательница отдала роману много сил – произведение писалось практически 6 лет. Но критика посчитала “Мы – живы” слабым произведением, американские читатели также не показали большого энтузиазма к этой книжки. Но в 1942 году роман был экранизирован в Италии (Noi vivi), а суммарный тираж составил 2 миллиона экземпляров.

В 1937 году она написала маленькую повесть “Гимн” (Anthem), которая в 1938 году вышла в Англии. 2-ой большой роман – “Исток” (The Fountainhead) – появился в 1943 году, а 3-ий – “Атлант расправил плечи” (Atlas Shrugged) – в 1957. После “Атланта” Рэнд начала писать философские книжки: “Капитализм: неведомый эталон” (Capitalism: The Unknown Ideal, 1966), “Для нового интеллектуала” (For the New Intellectual, 1961), “Введение в эпистемологию объективизма” (Introduction to Objectivist Epistemology, 1979) и многие другие, также читала лекции в американских институтах.

Айн Рэнд умерла от рака легких 6 марта 1982 года и была похоронена на кладбище Кенсика в городке Валхала, штат New-york. Последователи философии Айн Рэнд и ее читатели составили у гроба писательницы цветы в виде знака доллара – $.

В собственных политических убеждениях Рэнд защищала неограниченный (laissez-faire) капитализм и считала единственной правомерной функцией страны защиту прав человека (в том числе прав принадлежности).

На Западе Айн Рэнд обширно известна как создательница философии объективизма, что основанна на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма с умственным обоснованием капиталистических ценностей в противовес пользующемуся популярностью в то время социализму. Исследованием и пропагандой литературного и философского наследства Айн Рэнд занимается ряд организаций в США и других странах.

Поклонение Айн Рэнд эгоизму и индивидуализму, свойственным свободному предпринимательству, сделало ее символической матерью объективизма (философия рационального эгоизма) и партии Свободы (антиправительственная политическая партия). Преклонение перед образом жизни и философией этой женщины было продемонстрировано на церемонии ее похорон в 1982 году в Нью-Йорке, где одними только цветами было выложено гигантское изображение знака доллара, в качестве символа обожествления ею капиталистического образа жизни. Даже будучи при смерти, Айн Рэнд упорно настаивала на том, что "рациональный эгоизм" - единственная верная метафизическая система, к которой стоит стремиться. Она была творческим гением первой величины и оказала огромное влияние на американскую политическую систему, ученых, философов и величайших личностей мира свободного предпринимательства. Ее влияние проявлялось через ее вдохновенные книги и постоянную лекционную практику, включая два ее бестселлера, представляющих мужчину как "идеал человека" и анализирующие человека как "рациональную сущность".

ИСТОРИЯ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Айн Рэнд родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге, городе Екатерины Великой, в России. Она росла в атмосфере художественного великолепия и православного наследия своего кумира Екатерины Великой. Она была первым ребенком в семье еврейского торговца Фронза, которого она обожала, и его надоедливой жены Анны, которую она ненавидела. Нареченная Алисой Розенбаум, Айн Рэнд была первой из трех дочерей. Она была прелестным ребенком, который научился читать и писать в возрасте четырех лет, в тот период, когда Троцкий, Ленин и Сталин занимались революционизированием ее родной страны. Хотя ее взгляды и были диаметрально противоположны философии той системы, в которой она росла, Айн Рэнд стала типичным продуктом этой системы. Она росла замкнутым ребенком, для которого книги были убежищем. Она полюбила французские романы раньше, чем ей исполнилось десять лет, и Виктор Гюго стал ее любимым писателем. Она решила стать писателем, когда ей было девять, и сказала в классическом прометеевском стиле: "Я буду писать о том, кем людям следует быть, а не о том, кем они являются". Любимым романом Рэнд были "Отверженные", а одной из первых любимых героев была Цирус, бесстрашная героиня французских приключенческих романов.

Рэнд признает, что именно в этом раннем возрасте она начала мыслить вечными глобальными категориями и принципы стали важной частью ее размышлений. Она говорит: "Размышляя об идеях, я начала задавать себе вопрос почему?". И еще: "Я не помню происхождение своих историй, они приходили ко мне как целое". Описывая себя в детстве, Рэнд вспоминает, что она преклонялась перед героями. И продолжает: "Я была невероятно возмущена даже при намеке на то, что место женщины дома или что юные леди должны оставаться юными леди". Она говорит: "Я всегда была за интеллектуальное равенство, но женщины как таковые меня не интересовали".

Первая мировая война была трагедией для девятилетней Рэнд. Санкт-Петербург оказался в осаде, и большинство членов ее семьи было убито. Когда ей было двенадцать, свершилась русская революция, и ее отец потерял все. Он стал обыкновенным рабочим, борющимся за кусок хлеба на столе и за то, чтобы спасти семью от ненавистных красных. Это оставило неизгладимый отпечаток в сознании Рэнд. Когда она была подростком, впервые услышала коммунистическую доктрину: "Ты должен жить для страны", - это была одна из самых отвратительных концепций, какие она когда-либо слышала. С тех пор она посвятила свою жизнь доказательству ложности этой концепции. Рэнд утверждает, что когда ей было тринадцать, Виктор Гюго влиял на нее больше, чем кто бы то ни было, он находился на недосягаемой высоте над всеми остальными. Его сочинения зародили в ней веру в могущество печатного слова как эффективного средства для великих свершений. Рэнд говорит: "Виктор Гюго - это величайший писатель в мировой литературе... Человек не должен размениваться на меньшие ценности ни в книгах, ни в жизни".

Это и стало толчком к душевному порыву Рэнд писать романы эпического масштаба о героических свершениях. В возрасте семнадцати лет она открыто заявила шокированному профессору философии: "Мои философские взгляды пока не являются частью истории философии. Но они войдут в нее". Он поставил ей самую высокую оценку за ее уверенность в себе и упорство. Учившийся в колледже ее кузен читал Ницше, о котором Рэнд никогда раньше не слышала. Он дал ей одну из его книг, сопроводив пророческим замечанием: "Вот некто, кого тебе следует прочесть, потому что он станет источником всех твоих идей". Рэнд поступила в Ленинградский университет в шестнадцатилетнем возрасте и закончила его в 1924 году, когда ей исполнилось девятнадцать, по специальности история. Затем немного поработала в качестве музейного экскурсовода, перед тем как отправиться в Чикаго в двухнедельное путешествие. Она попрощалась с семьей, решив никогда не возвращаться. Рэнд вспоминает: "Тогда Америка казалась мне самой свободной страной в мире, страной индивидуальностей".

Рэнд приземлилась в Нью-Йорке, совершенно не говоря по-английски, вооруженная лишь печатной машинкой и немногими личными вещами, которые ее мать купила, продав фамильные драгоценности. Самая изобретательная русская иммигрантка выбрала себе имя Айн и проявила свои творческие способности, приняв в качестве фамилии название марки своей печатной машинки "Ремингтон Рэнд". После нескольких месяцев, проведенных в Чикаго, Рэнд отправилась в Голливуд с мыслью о карьере актрисы или сценариста для кинематографа. Она встретила великолепного молодого актера Фрэнка 0"Коннора, за которого вышла замуж в 1929 году. Отчасти романтическое приключение с 0"Коннором было вызвано тем, что срок ее визы катастрофически истекал. Их свадьба удовлетворила работников иммиграционных служб, которые оформили ей американское гражданство в 1931 году. Брак продлится пятьдесят лет, и Фрэнк станет ее другом, поверенным, редактором, но она никогда не возьмет его фамилию. Она всегда хотела стать знаменитой писательницей и решила оставить свою собственную фамилию как утверждение своего будущего, даже если этой прославленной в будущем фамилией оказалось название фирмы, производящей печатные машинки.

Рэнд начала писать и закончила свою первую пьесу, "Чердачные легенды", в 1933 году. В следующем году она была поставлена на Бродвее, где продержалась недолго. Что побудило Рэнд взяться за написание своего первого романа, "Мы - живые", опубликованного Макмилланом в 1936 году. Это была ее первая работа, осуждающая тоталитаристское государство и тех, кто пожертвовал бы собой во имя этого государства. Потом Рэнд погрузилась в свой первый великий роман "Источник", который она писала в течение четырех лет. Были времена, когда эта одержимая работой женщина проводила тридцать часов за печатной машинкой без единого перерыва на еду или сон.

Говард Рорк, главный герой "Источника", стал средством для выражения философской доктрины Рэнд. Рорк стал ее первым героем, представлявшим идеального мужчину. В основе романа лежала борьба добра и зла. Рорк олицетворял добро, а бюрократическая система - зло. Муж Рэнд сказал репортерам после того, как "Источник" стал сенсационным хитом: "Она абсолютно искренна... Она никогда не задавалась вопросом, придет ли к ней известность. Единственный вопрос заключался в том, сколько времени на это потребуется". Успех пришел быстро. Ко всеобщему восторгу, "Источник" был опубликован в 1943 году. В рецензиях многих серьезных критиков работа была оценена как выдающееся произведение. В обзоре книг за май 1943 года "New-York Times" назвала ее писателем огромной мощи с тонким простым умом и способностью писать блестяще, великолепно и резко. В течение 1945 года эта книга двадцать шесть раз попадала в список национальных бестселлеров, и Рэнд заказали сценарий для Гарри Купера. Она встала на свой путь.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Рэнд начала писать "Гимн", опубликованный в конце концов в 1938 году, будучи еще подростком, в Санкт-Петербурге, в России, зная, что она никогда не сможет закончить и опубликовать в большевистской России роман, "провозглашающий эгоизм". Работа над романом была отложена до 1926 года, когда она приехала в Соединенные Штаты. Первыми ее занятиями по прибытии была работа статистки и сценаристки, потом она работала официанткой во время Депрессии, и часто - в качестве секретаря. Она работала писателем по найму для того, чтобы оплатить счета в то время, когда занижалась написанием двух величайших романов, в основе которых лежала ее объективистская философия. Рэнд написала "Мы - живые" (1936), "Гимн" (1938), "Источник" (1943), "Атлант расправил плечи" (1957), "Для нового интеллектуала" (1961), "Добродетель эгоизма" (1964), "Философия: кому она необходима?" (1982). Эти семь книг были проданы в количестве тридцати миллионов экземпляров в течение последних сорока лет. Литературный критик Лорин Пюрэтт после публикации "Источника" писала: "Хорошие романы идей очень редки в любое время. Это единственный роман идей, написанный американской женщиной, который я могу вспомнить".

Две основные работы Рэнд сейчас считаются классическими, хотя сперва эксперты издательской индустрии отказывались их печатать. "Источник" и "Атлант расправил плечи" были "слишком интеллектуальны" и "не для широкой публики", как говорили издатели, двенадцать из которых возвратили рукопись "Источника". Они утверждали, что книга слишком противоречива, с невероятной сюжетной линией. В конце концов Боббс-Меррилл опубликовал роман несмотря на то, что не видел никакой возможности продать его когда-либо. За следующие десять лет "Источник" был продан в количестве четырех миллионов экземпляров и стал классической культовой книгой. По этой книге был сделан фильм в 1949 году в Голливуде с Гарри Купером в главной роли - он играл Говарда Рорка, "идеального мужчину", который стал художественным персонажем, защищающим индивидуализм и эгоизм. Рэнд была убеждена, что мир живет по законам племени, которые неизбежно превратили бы человека в посредственное животное, ведомое альтруизмом и гедонизмом. Эта первая значительная работа была направлена против распространяющегося коммунизма как смертельного врага творческой и новаторской личности. По словам Рорка, "мы приближаемся к тому миру, в котором не можем позволить себе жить". В книге Рорк добивается положения триумфатора как иконоборческого символа идеального мужчины, который так или иначе является образцом для подражания каждой из тринадцати героинь нашей книги.

Рэнд написала первую строку "Атлант расправил плечи" в 1946 году, это была апокалипсическая фраза "Кто такой Джон Голт?", и потом потратила двенадцать лет, пытаясь ответить на этот вопрос в философском диалоге. Чтобы написать знаменитую речь Джона Голта по радио, потребовалось два года, длина этой речи - пятьсот тысяч слов. Верная своему неподражаемому стилю, Рэнд не позволила Рэндом Хауз вырезать хотя бы одно слово из диалога. Она спросила: "Вы бы стали сокращать Библию?" На самом деле героем книги было "человеческое сознание", которое высвечивалось через главного героя Джона Голта, фактически являвшегося трансформированным "вторым я" Рэнд. "Атлант расправил плечи" нацелен на моральную защиту капитализма и следование требованиям "разума". Рэнд проповедовала: "Каждый человек волен подняться настолько высоко, насколько позволяют ему его желания и способности; но только его собственное представление о пределах своего развития определяет эти пределы".

"Атлант расправил плечи" - это не столько роман, сколько эпический миф, который объясняет философские ошибки коллективистских обществ. Джон Голт выражает дух предпринимательства всего человечества, что наиболее ярко высказано в его знаменитой фразе: "Я никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу другого человека жить ради меня". Последнее, что сделал Голт - нарисовал знак всемогущего доллара на песке и заметил: "Мы возвращаемся к миру". Рэнд презирала альтруизм и гедонизм и поддержала концепцию Ницше афоризмом "Сильные призваны завоевывать, а слабые - умирать". Она наделила Джона Голта всеми чертами совершенного супермужчины. Его раздражала "непримиримая рациональность", "незадетое самолюбие" и "неумолимый реализм". Рассуждая о капитализме, Голт говорит: "Нет анонимного достижения. Нет коллективного творения. Каждый шаг на пути к великому открытию носит имя своего творца... Не было коллективных достижений. Никогда не было. Никогда не будет. Никогда не может быть. Нет коллективного мозга". "Атлант расправил плечи" стал классическим философским романом в том же самом смысле, как и "Преступление и наказание" Достоевского стал классическим психологическим романом. С 1957 года он был распродан уже более чем в пяти миллионах экземпляров и до сих пор продается более чем по 100 тысяч экземпляров каждый год.

После завершения своего монументального произведения "Атлант расправил плечи" Рэнд провела остаток своей карьеры, защищая и проповедуя религию объективизма. "Письмо Айн Рэнд" создавалось в течение многих лет, пропагандируя достижения объективизма, а "Объективистский бюллетень" печатается до сих пор. Сейчас тексты из книг Рэнд используются во многих учебных курсах метафизики и эпистемологии. Рэнд оказала огромное влияние на общество и капитализм и, возможно, сделала больше для разрушения Берлинской стены, чем все политики и бюрократы мира вместе взятые. Институт Натаниэла Брэндена в Нью-Йорке стал центром объективистской философии. В 60-70-х Рэнд посетила множество университетов, включая Гарвардский, Йельский и Колумбийский, в качестве лектора, пропагандируя объективистскую философию.

Айн Рэнд обладала независимым духом, одержимостью в работе, даром макровидения. Ее считали догматичной в своих убеждениях и даже высокомерной в отношениях с другими людьми. Она была замкнута и излишне раздражительна. Рэнд стала хитом на трех шоу Джонни Гарсона в течение 1967-го и 68-го годов и получила самую большую почту в истории поздних ночных шоу Эн-Би-Си. Майк Уоллес был не слишком расположен брать интервью у Рэнд из-за ее репутации тяжелой личности. Рэнд отказывалась появляться на телевизионных ток-шоу, если ей не предоставляли гарантии, что интервьюироваться будет только она, что не будет никакого редактирования и что на нее не будет нападок с использованием цитат ее противников. Уоллес сказал, что она очаровала всю его команду своей гипнотической личностью. Когда он послал своих людей на предварительное интервью, "они все влюбились в нее".

Рэнд любила Аристотеля и приняла его афоризм: "Литература имеет большую философскую ценность, чем история, потому что история представляет вещи такими, какие они есть, в то время как литература представляет их такими, какими они могли бы быть и должны быть". Всю жизнь Рэнд была антифеминисткой, для которой мужчина был высшим существом, но она считала Дэйни Таггерт из романа "Атлант расправил плечи" идеальной женщиной. Рэнд чувствовала, что любовь - это не самопожертвование, а самое глубокое утверждение ваших собственных нужд и ценностей. Человек, которого вы любите, необходим вам для вашего собственного счастья, и это самый большой комплимент, самое большее, что вы можете ему дать. Рэнд, когда ей было четырнадцать, решила, что она - атеистка, и написала следующие строки в своем дневнике: "Во-первых, нет никаких причин верить в Бога, потому что нет никакого доказательства для этой веры. Во-вторых, концепция Бога оскорбительна и унизительна для человека. Она подразумевает, что предел возможностей недоступен для человека, что он - низшее существо, способное только поклоняться идеалу, которого ему никогда не достичь".

Ее философия - вот что характеризует ее. По ее собственным словам, она сама является "этой концепцией мужчины как героического существа, нравственная цель жизни которого - его собственное счастье, плодотворное достижение - результат его самой благородной деятельности, а разум - его единственное божество".

МЕЖДУ СЕМЬЕЙ И КАРЬЕРОЙ

В двадцатых годах Айн Рэнд вышла замуж за Фрэнка 0"Коннора, борющегося актера, "потому что он был прекрасен". Он был воплощением героического образа из ее подсознания, которым она так восхищалась. Она решила жить среди героев, а 0"Коннор был живым и дышащим голливудским героем. Он был старше ее на шесть лет, а одним из дополнительных плюсов в их браке было то, что он дал ей сначала постоянную визу, а потом и американское гражданство в 1931 году. Позднее она скажет, что их бракосочетание проходило под прицелом ружья, которое держал Дядя Сэм. 0"Коннор стал ее редактором и компаньоном на всю жизнь, несмотря даже на тринадцатилетний роман с Натаниэлом Брэнденом. Рэнд стала наставницей Брэндена после того, как он был пленен "Источником", будучи молодым канадским студентом Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Брэнден боготворил Рэнд, и они сходились все ближе и ближе. Отношения наставницы и ученика переросли в эмоциональные и физические в 1954 году. По словам жены Натаниэла, Барбары Брэнден, Рэнд, совершенно рационально мыслящая женщина, взывала к ней и своему мужу для благоразумного разрешения этого эмоционального кризиса. Рэнд убедила их принять эту любовную связь в философских терминах как интеллектуально приемлемые сексуальные отношения, выгодные для всех сторон. Брэнден был на двадцать пять лет моложе Айн и боготворил ее. Он стал преданным последователем ее произведений и философии. Рэнд считала их роман сексуальным убежищем для двух родственных душ, но можно смотреть на это более глубоко, как на метафорическую сцену из завершаемого ею романа "Атлант расправил плечи". Айн была Дэйни Таггерт, а Натаниэл - Джоном Голтом, и их фантазия воплотилась в реальной жизни в самом сердце капитализма, в Манхэттене. В своем описании Барбара Брэнден говорит о Рэнд: "Айн никогда не жила и не любила в реальности. Это был театр или фантазия в ее собственном вымышленном мире. Такова была и ее связь с Брэнденом".

Брэнден стал любовником Рэнд, ее поверенным и наследником трона объективизма. Он посвятил свою жизнь распространению этой религии. Он основал расширенный институт Натаниэла Брэндена, предназначенный для изучения объективизма. Он начал издавать "Информационный бюллетень Объективизма", чтобы распространять философские труды по всему миру. Он печатал "Бюллетень Айн Рэнд" в поддержку капитализма. Брэнден был наиболее ответственной личностью в распространении философии объективизма, которая в конце концов стала кредо партии Свободы. В 1958 году Брэнден полюбил более молодую женщину и предпринял попытку благоразумного разрыва с Айн. Ей было уже шестьдесят три года, а ему тридцать восемь, но Рэнд усмотрела в его отказе от продолжения отношений отречение от истины. Подсознательно она все же поняла истинное положение вещей. Возраст брал свое. Рэнд была уничтожена. Она больше никогда не разговаривала с Брэнденом.

Карьера в жизни Рэнд стояла на первом месте. Она никогда не предполагала иметь детей. На это совершенно не было времени. Она посвятила годы, которые могла бы потратить на рождение детей, воплощению мечты всей своей жизни - написанию "Источника". Вскоре после этого, в 1946 году, она написала строку "Кто такой Джон Голт?", В это время ей исполнился сорок один год, и она никогда не отступала от стремления завершить свой замысел. Фрэнк 0"Коннор всегда поддерживал ее и следовал за нею по ее жизненному пути, принимая все ее условия. Ради воплощения мечты своего детства Айн Рэнд пожертвовала всем: своей семьей в России, своим мужем, своей материнской природой. Она сказала, что заплатила небольшую цену, так как несомненно, что она осуществила мечту своего детства, создав героев типа суперменов, которые останутся на века классикой в мире литературы и философии.

Айн Рэнд вызывала насмешки и ненависть большинства либералов и интеллектуалов. Она глубоко верила в то, что мир делится на "черное и белое и нет серого цвета. Добро борется со злом, и нет никакого оправдания действиям, .которые мы считаем злом". Слова "компромисс" не было в ее словаре. Философы любили или ненавидели ее, но большинство из них никогда не принимали ее, также как и литературные круги, но ее книги пользовались гораздо большей популярностью, чем книги тех, кто ее оскорблял. Конечно же, никто не говорил о Рэнд с безразличием. Это совершенное воплощение духа свободного предпринимательства "бросало вызов традициям двух с половиной тысяч лет" и постоянно вызывало неудовольствие большинства религий, политических систем и экономических догм. Рэнд была догматична в своей вере в свободу человека идти на риск и стояла в первых рядах тех, кто выбирал риск, чтобы изменить существующее положение вещей. Это и характеризует творческих гениев свободного предпринимательства и новаторов. Айн Рэнд - показательный пример гуру философии и темперамента, необходимого для того, чтобы соперничать в этом мире.

Рэнд умерла 6 марта 1982 года в своем любимом городе Нью-Йорке. "New-York Times" писал: "Тело Айн Рэнд лежало рядом с символом, который она приняла как ее собственный - шестифутовое изображение знака американского доллара". Дух просвещенного эгоизма Рэнд был бы реализован в полной мере, если бы она прожила еще хотя бы восемь лет и увидела низвержение Берлинской стены и развал Коммунистической партии в России. Айн Рэнд суждено остаться в истории философским трибуном капиталистической системы. Ее значение для капитализма сходно со значением Карла Маркса для коммунизма. Ее "Атлант расправил плечи" найдет свое место рядом с "Коммунистическим Манифестом" Маркса в университетах и других обителях знания всякий раз, когда будут обсуждаться политические и экономические системы.

Айн Рэнд была совершенным "творческим гением", она восхищалась своей героиней Екатериной Великой. Она говорила о своем детстве: "Я думала, что была точной копией Екатерины". И когда ей исполнилось пятьдесят пять, сказала: "Вы знаете, я до сих пор жду того дня", когда достигну всего, чего достигла Екатерина. Я верю, что история поместит Айн Рэнд рядом с Екатериной как одну из истинно великих русских женщин, которая осмелилась бросить вызов миру и у которой хватило мужества прийти и изменить его.sheykh 09.06.2009 10:18:39

Мерзкая личность проповедующая мерзкую социальную философию. Итог реализации подобных идей - современное состояние многих так называемых третих стран: неолиберальные реформы в духе Айн Рэнд способствовали деградации и еще большего отставания сказанных стран. Мировой кризис вполне доказал, что эгоизм, вера в рынок как единственного гаранта демократии и процветания, бесполезность государственного вмешательства в интересах социальной справедливости, созидательное разрушение тщательно выстраиваемых институтов и стабильных социальных сообществ, сведение роли государства только к регулирующим функциям и по возможности к минимуму, т.е. то, что к чему призывает Айн Рэнд и подобные ей яростные адепты неолиберализма - это и есть регресс и наикратчайший путь к всеобщему коллапсу для по крайней мере не-западных стран


Если бы
29.02.2012 10:37:27

каждый человек стремился стать такой же Личностью, как Айн - мир был бы прекрасен в своем процветании и жизни. Если бы каждый научился говорить правду себе и людям, и не искажать всё и вся - Каждый Человек был бы Индивидуальностью, знакомство с которой было бы честью. И не было бы таких слизней, как те, что написали два комментария сверху...


Айн Рэнд и Екатерина Великая????
07.08.2012 10:28:31

Не смешите! Странно, что у кого-то язык поворачивается называть Рэнд "великой" или как-то в этом роде. Она же просто политическая проститутка. Думаете, это свое мировоззрение она излагает на страницах "Источника" и "Атланта"? Ведь речь здесь идет не просто об альтруизме или эгоизме, капитализме или социализме - фабулы этих произведений намного глубже и мерзопакостней, чем просто рассуждения, например, о неуместности помощи людям при отсутствии выгоды. Они направлены на подмену человеческих ценностей для создания "общества потребления" - того самого общества, которое сейчас и существует в Америке и которое так навязчиво пытаются построить и у нас. В "Атланте" она отрицает и надсмехается над основными философскими, теософскими и религиозными догмами, которыми человечество руководствовалось тысячелетиями и которые учили добру, взаимопомощи, единению, согласию, духовному равновесию и т.д.
Речь не идет о какой-то отдельной религии - в каждой из них есть, чему поучиться, а основы - наличие Бога, понятие о карме (причинно-следственная связь - тем самым необходимость делать добро, чтобы оно вернулось), необходимость духовной практики - будь то молитва или медитация - везде одни. Что же Рэнд считает по этому поводу? "Да простит вас бог, которого вы изобрели!", - говорится в монологе Голта в третьей части "Атланта" - интересная формулировка - значит, Человек у нее с большой буквы, а бог с маленькой, Бога вообще нет, его "изобрели" глупые люди, чтобы уйти от "реальности" - вот, что навязывается читателю.
Ну, у каждого свое мнение, а чему верить - религиям и философиям, просуществовавшим несколько тысячелетий или "новой" философии, появившейся по заказу правительства и делающей из людей одинаково мыслящих болванчиков, которыми легко управлять, как марионетками, - личное дело каждого!


Коментарий на отзыв от 07.08.2012 10:28:31
05.09.2012 07:17:26

"...значит, Человек у нее с большой буквы, а бог с маленькой, Бога вообще нет, его "изобрели" глупые люди, чтобы уйти от "реальности"...
Именно так. Вы верно поняли мысль. Человек у нее именно с большой буквы, а бога (богов) и религию именно изобрели, лучше сказать, придумали пресловутые мистики, о которых в речи Джона Голта тоже упомянуто. Изобрели, чтобы уничтожить Человека Разумного, и получить неразумного, слепого, бездумно "верующего" слепца, с готовностью внимающему всему, что ему "проповедуют" мистики, считая их истиной в последней инстанции (ведь они же глаголят от имени бога и во имя его)... Чтобы отрицать ценность жизни на земле и взывать к покорности и смирению (терпи, на небесах воздастся), утвердить изначальную "порочность" человека по самому факту рождения и существования. Именно эти идеи и ставятся под сомнение, более того, доказывается их античеловеческая (людоедская) сущность.
Ну а это - " В "Атланте" она отрицает и надсмехается над основными философскими, теософскими и религиозными догмами, которыми человечество руководствовалось тысячелетиями" - так а в каких условиях человечество жило эти тысячелетия, пока религии были сильны??? Западное общество стало развиваться, только когда влияние религий ослабело, или появились ответление, многое отрицающее в догмах основных христианских религий - протестантство. Вы же, мистики, только и мечтаете, чтобы наука исчезла, развитие остановилось, промышленность и современная цивилизация рухнули, и большинство населения снова стало безграмотным, темным, невежественным и запуганым - вот тогда для вас и наступит "рай на земле", снова будете при деле. Там же, где главенствует Разум, религии и прочей мистике не место.
Так что кто на самом деле "болванчики-марионетки" - люди, предпочитающие полагаться на разум, или слепые верующие, сами называющие себя овцами и рабами и не способные жить без пастуха???

Великий американский бред или «Who is John Galt?». Айн Рэнд, она же Алиса Розенбаум, автор национального бестселлера, по продажам стоящего в США на втором месте после Библии, считала, что «Крест - это символ пытки. Я предпочитаю знак доллара - символ свободной торговли и свободного разума»

Однажды Библиотека Конгресса США провела обширный социологический опрос, пытаясь определить, какая книга оказывает самое глубокое влияние на американцев. Первое место, разумеется, заняла Библия, а вот второе «великая американская нетленка» «Атлант расправил плечи ». Это «великое произведение» создала «философ и писательница» Айн Рэнд (Ayn Rand), известная в США как «русская американская писательница» - «Russian Writer», - или «Американский Лев Толстой в юбке родом из Санкт-Петербурга». На сайте Рунета, посвященном творчеству и пропаганде ее идей так и сказано : «Атлант расправил плечи» («Atlas Shrugged») — роман нашей великой соотечественницы Эйн Рэнд (Ayn Rand), эмигрировавшей в США в середине 20-х годов ».

Ежегодно в мире ее книги издаются тиражом более полумиллиона экземпляров, общие количество достигло 25 миллионов. Свой первый бестселлер (роман «Источник») Рэнд опубликовала в 1943 году. «Атлант» вышел в 1957-м. При этом интерес к книгам Рэнд не угасал, но и усиливался чуть ли не в геометрической прогрессии (пока не грянул кризис и вверх пошли продажи «Капитала» Маркса )…

Милтон Фридман и Рональд Рейган . Алан Гринспен . Для Хиллари Клинтон

Однако какими бы впечатляющими ни казались эти цифры, они не в силах передать меру влияния, которое оказывает Рэнд на наших современников. И речь идет не о рядовых читателях, на книгах Рэнд воспитывается уже третье поколение деловой и политической элиты. Достаточно сказать, что среди тех читателей, кто публично признал ее влияние на формирование собственных взглядов, были Милтон Фридман и Рональд Рейган . Алан Гринспен , бывший председатель Федеральной Резервной Системы США (1987-2007гг), один из разработчиков канализации эмиссионных денег в дерривативы и прочие виртуальные производные, считающийся одной из самых влиятельных фигур в США, долгие годы был еще и членом «Коллектива» - кружка Айн Рэнд, ее последовательным учеником и почитателем . Для Хиллари Клинтон Рэнд - «пример для подражания». Да и американские президенты выстраивали свою внешнюю политику в полном соответствии с идеями «гениальной литераторши»…

Из интервью, которое Айн Рэнд дала журналу «Плейбой» в 1964 году :


«Плейбой»: Вы сказали, что сегодня любая свободная нация имеет моральное право, если не обязательство, напасть на Советскую Россию, Кубу или любой другой «рабский загон для скота». Это так?
Айн Рэнд:
Совершенно верно. Тоталитарное государство, нарушающее права своих граждан, находится вне закона и не смеет заявлять о собственных правах…

По оценке « Newsweek », давал определение беспрецедентного влияния Айн Рэнд на общественно-политическое поле страны: «Она - повсюду» (зато сейчас пишет «Can Ayn Rand Survive the Economic Crisis ? » ).

Одной Америкой дело не закончилось. 25 апреля 2000 года на презентации русского перевода «Атланта» экономический советник Президента РФ Андрей Илларионов заявил, что Айн Рэнд, «один из крупнейших писателей ХХ века и один из крупнейших философов ХХ века », является его кумиром. На вопрос журналиста: «А вы Владимира Путина познакомили? Или, может быть, он уже знаком с этой книгой? », Илларионов ответил: «Книжка стояла в личной библиотеке Президента Российской Федерации еще до того момента, как я оказался советником Президента ». М-да, подборочку книг Борису Николаевичу делали профессионалы с умом… (кстати, интересно, наблюдается ли этот опус в кабинете Дмитрия Анатольевича - спросите его на личном форуме )…

Кроме этого, выясняется, что группа влиятельных почитателей творчества Айн Рэнд до недавнего времени вела активное лоббирование Думы и властных структур на предмет включения книг «нашей великой соотечественницы» в обязательную программу средней школы , (наряду с Конституцией РФ)…

Местечковый Дао

Вы жметесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные слова. Но я говорю вам:

ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе.

Фридрих Ницше


Айн Рэнд попала в Америку в возрасте 21 года вполне сформировавшейся девой, и разумно предположить, что основополагающие идеи своего творчества она черпала из жизненного опыта, накопленных на номинальной родине. Но в бесчисленных официальных и неофициальных биографиях российская страница Рэнд, излагается в трех фразах: родилась в Петербурге, решительно отвергла революцию, эмигрировала в США.

Зиновий Захарович Розенбаум , родом из убогого местечкового Брест-Литовска, таки прорвался сквозь черту оседлости, удачно женившись на Анне Борисовне Каплан , уроженке Санкт-Петербурга. Зиновий Захарович надрывался в фармацевтическом бизнесе и в 1912 году стал собственником перспективной аптеки на Знаменской площади в конце Невского. В этой примечательной семье и появилась на свет 20 января 1905 года будущая величайшая американская писательница Айн Рэнд, по метрике - Алиса Зиновьевна Розенбаум .



Февральскую революцию Алиса встретила с раскрытым сердцем. А вот Октябрьскую, не приняла. Объективные предпосылки для вышеозначенной оценки были: в Феврале довольно абстрактно лишили привилегий царя, а в Октябре вполне конкретно у Зиновия Захаровича отобрали аптеку - как говорится, две большие разницы. После конфискации Розенбаумы подались в бега, стоит ли удивляться, что дискомфорт кочевой жизни оставил неизгладимый отпечаток на политических воззрениях юной Алисы?

Осенью 1918 года Зиновий Захарович понял, что аптеку вернуть не получится, махнул рукой и вывез семью на Украину, потом Розембаумы подались в Крым. Продвинутые биографы Рэнд любят на основании крымского исхода проводить параллель с семьей Набокова , тем более что Алиса училась в Санкт-Петербурге в женской гимназии вместе с Ольгой Набоковой , сестрой писателя. Как пишет Александр Эткинд : «Набоковы сумели, продавая по пути драгоценности, вырваться в Англию, а вполне обнищавшим Розенбаумам пришлось вернуться в Петроград ». Гипотеза, мягко говоря, вздорная. Дело даже не в драгоценностях (хорош был бы коммерсант Зиновий Захарович, ежели не приберег про черный день пару-тройку золотых кулонов в пузырьках из-под микстуры!), а в оценке перемен. Для Набоковых власть большевиков была властью абсолютно инородной и чуждой, тогда как у Розенбаумов были все основания воспринимать ее как кровную. Потому-то Набоковы уплыли на корабле, а семья Алисы, благополучно пересидела дискомфорт гражданской войны и вернулась в Питербург (но

выставки, посвященные гражданке Розенбаум, в музее Набокова сейчас проводят )…

Пока Алиса, внутренне негодуя на Советскую власть за отчуждение семейной собственности, безмятежно довершала образование в евпаторийской школе № 4, другая пламенная девушка Розалия Самойловна Землячка-Залкинд отлавливала по всему Крыму недобитых белых офицеров, коих собственноручно и расстреливала в затылок. Рука об руку с интернационалистом Белой Куном и чекистом Фельдманом Землячка ликвидировала около 100 тысяч человек, за что и получила весной 1921 года Орден Красного Знамени. Аккурат в это же время Алиса Розенбаум получила аттестат, и ее репрессированная семья решила: пора ехать назад, в Петроград!

24 августа 1921 года Алиса поступила в Петроградский государственный университет. В том же году она впервые познакомилась с книжками Фридриха Ницше , чье влияние на свое творчество, заметное даже невооруженным взглядом, всегда темпераментно отрицала.

Идеи немецкого философа вызвали в неокрепшей душе Алисы ту болезненную дихотомию, от которой ей так и не удалось избавиться до самой смерти. С одной стороны, юная студентка ПГУ ненавидела большевиков за их «низкое безродное происхождение», преклонение перед тупыми народными массами и презрение к человеческой личности. С другой, она тайно испытывала восхищение перед Ubermenschliche (сверхчеловеческими) замашками революционных героев, особенно рельефно проявившимися в «подвигах» доблестной ВЧК/ГПУ. Все это неизбежно отлилось в некое сексуально-фрейдистское месиво, из которого затем появились на свет творчество Айн Рэнд и лежащая в его фундаменте философская теория объективизма (термин придумала сама писательница). Эти переживания почти буквально легли в основу первого романа Рэнд «Мы, живые» (We The Living, 1936): история любви юной дворянки (!) Киры Аргуновой (надо так понимать, прототип самой Алисы) к Льву Коваленскому , сыну расстрелянного царского адмирала, и Андрею Таганову , следователю ГПУ (!)…

Всю американскую жизнь Айн Рэнд тщательно загоняла в подсознание обратную сторону свою восторженное преклонение перед необузданной брутальностью большевизма. При этом она всячески подчеркивала свое категорическое неприятие большевистского коллективизма и небрежения правами личности. Ну и естественно, ее имя находилось под строжайшим запретом в Советском Союзе. Самая большевистская (по ментальности и манерам) общественная деятельница Америки номинально числилась страшной антикоммунисткой и злейшим врагом Советской власти.

Теперь наиболее интересное: само по себе двойственное восприятие большевизма Алисой Розенбаум явилось общим местом для тех, кто подсознательно ощущал внутреннюю близость к корням революции, однако по той или иной причине был этой революцией отторгнут либо не нашел в ней места. Поразительно другое: форма, в которой состоялось «снятие» этого противоречия в душе будущей бардессы Laissez-Faire Capitalism. Двадцатилетняя выпускница Петроградского государственного университета четко сформулировала для себя главного врага и свято пронесла его образ до конца жизни.

Его атрибуты: - коллективизм, - альтруизм, - мистицизм .

И хотя Айн Рэнд всегда утверждала, что борется с большевизмом, не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы догадаться: речь идет о христианстве. Именно в христианстве наиболее выразительно переплелись идея самопожертвования (=альтруизм), общинность (=коллективизм) и вера в чудесное (=мистицизм). Все, что написала Айн Рэнд в своей жизни, каждая строчка ее художественных книг, политических памфлетов и популяризаторско-философских очерков пропитаны безграничной (поистине большевистской!) ненавистью именно к христианству, а уж затем, подспудно, к коммунизму, тоталитаризму и прочим «измам». Забавно, но об этом же

твердит и другая, более старая нетленка

После окончания факультета социальной педагогики Алиса Розенбаум поступила на сценарные курсы при Институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, 15 октября 1924 года) и одновременно глубоко задумалась об отъезде. Пишет Александр Эткинд : «В 1926 году она подала документы на выездную визу, и ей повезло. Через Ригу она добралась до Нью-Йорка. Ей двадцать один год. Мать и отец Алисы остались в отказе. Они умрут в Питере во время блокады ». Да, вот такая вот трагедия, только ни в каком «отказе» Зиновий Захарович, Анна Борисовна и две младшие сестры Алисы Наталья и Элеонора, конечно же, не остались. Просто Розенбаумы об эмиграции не помышляли: бывший аптекарь, в отличие от своей старшей дочери, не бредил дворянским происхождением и потому искренне полагал, что Советская власть - его родная власть, вполне надежно защищающая его от погромов. Сама же Алиса свои подлинные намерения держала в строжайшем секрете: визу ей дали не для смены ПМЖ, а лишь для краткосрочной поездки с целью навестить родственников по материнской линии - Портных ... М-да, конец 80-х – начало 90-х, колбасная эмиграция под видом «политической», «демшиза» усердно строчащая сейчас в русскоячной блогосфере об «ужасах совка» и «кровавой гэбне»…

Страна Великих Возможностей

Взгляните на нашу страну. Это самая благородная страна в истории человечества. Страна величайших достижений, величайшего процветания, величайшей свободы. И эта страна возникла не на бескорыстном служении, не на жертвенности, не на самоотдаче и не на альтруизме. Эта страна возникла на праве человека

добиваться счастья. Собственного счастья. Своего, и ничьего другого. Частная, личная,

эгоистичная мотивация. А каковы результаты!

Айн Рэнд, о США


Уже поднимаясь на борт океанского лайнера, Алиса знала наверняка: обратного пути не будет. Она никогда не вернется из Америки в царство «красного христианского Хама ». Между тем, задача была не из легких: валюты в кармане - с гулькин нос, знание языка - ноль (забавно, что до конца жизни Айн Рэнд говорила по-английски с жутким акцентом), виза всего на полгода, эмигрантская квота США исчерпана на семь лет вперед. Алиса решила: если не удастся зацепиться, она уедет в Мексику или Канаду, где будет терпеливо дожидаться своего часа. Наивный совет Портных - плюнуть на формальности и жить себе спокойно без визы, как поступают остальные, - Алиса отвергла с негодованием и отнюдь не романтическим прагматизмом: «Я не собираюсь жить в Америке нелегально. Когда-нибудь я стану знаменитой, и это сразу же обнаружится ».


Первым шагом на пути к завоеванию нового мира стала смена имен. Алиса Розенбаум сгорела в печи как шкурка царевны-лягушки, а на свет явилась божественная Айн Рэнд. Официальная версия гласит, что «Алиса беспокоилась о безопасности оставшихся в СССР родственников »… аж до до середины 60-х… Все так и утаивала настоящее имя от всех своих почитателей, сторонников и даже самых близких друзей, если бы не дорылись дотошные журналисты. Зато псевдоним идеально соответствовал всем литературным персонажам будущей писательницы: они воинственны и благородны, подчеркнуто нордического типа и дворянского происхождения - настоящие валькирии вагнеровского толка. Впрочем, сравнение неудачное, поскольку Айн Рэнд немецких композиторов ненавидела - не только Вагнера , но и Моцарта с Бетховеном . Немецким философам тоже досталось: Иммануила Канта она определяла не иначе, как «первым хиппи в истории человечества». Здесь работа для старика Фрейда

С февраля по август Айн жила в Чикаго у Портных, азартно хлопоча о продлении визы, после чего отбыла на устройство судьбы в Голливуд. Фабрика Грез сразу же повернулась к невозвращенке правильным местом, при том, что никакая смена имен не могла устранить изъянов внешности Айн: дефицит талии, неевклидность конечностей, отсутствие бюста, невротическая худоба, истероидный характер, наконец, этот невозможный нос… Оставались, правда, глаза, о которых написано столько восторженных воспоминаний! Лев Рокуэлл , президент Института Свободного предпринимательства : «Это были глаза рептилии, способной убить своим взглядом». Барбара Бранден , соратница и биограф писательницы: «Темные глаза казались слишком большими для ее лица. Прикрытые темными ресницами, они излучали нечеловеческое напряжение мысли. Это были глаза существа, сотканного из могущества ясновидения ».

Вот эти глаза и запали в душу знаменитому режиссеру Сесилю ДеМиллю , который уже на второй день (!) после приезда Айн в Голливуд, заприметил девушку у ворот собственной студии. Сесиль пригласил Айн в автомобиль, отвез на съемочную площадку и через час предложил работу сначала статистки, а затем сотрудницы сценарного отдела. Еще через три дня глаза Айн Рэнд прожгли сердце актера Фрэнка О’Коннора , за которого она через три года вышла замуж. 13 марта 1931 года она получила американский паспорт и натурализовалась.

В 1927 году студия ДеМилля закрылась, и Айн пришлось перебиваться на должностях официантки, продавщицы газетных подписок, а затем костюмерши на студии RKO Radio Pictures. Следующие шесть лет энергичного вращения в киношной обойме ушли на то, чтобы протолкнуть собственный сценарий. В 1932 году студия «

Universal » купила «Красную пешку» (Red Pawn) за полторы тысячи долларов. Сценарий никогда не был запущен в производство, зато гонорара хватило на то, чтобы целиком посвятить себя профессиональной карьере литератора. Разгуляться, правда, не получалось: с приходом Великой Депрессии карьера Фрэнка быстро сошла на нет, никогда больше не возродившись. До самой смерти в 1979 году он оставался в тени своей великой супруги, довольствуясь ролью управляющего семейным ранчо в Калифорнии и садовника-флориста.

В 1936 году Айн Рэнд написала первый роман - «Мы, живые». Ей опять повезло: книжку опубликовало видное издательство «M acmillan ». Но история любви русской дворянки Киры «почему-то» не нашла отклика в сердцах американского обывателя. Зато в 1942 году в разгар Второй мировой войны, роман «Мы, живые» экранизировали в фашистской Италии. Вышли сразу два фильма римской студии «Скалара» - «Мы, живые» и «Прощай, Кира».

Свое следующее произведение - антиутопическую повесть «Гимн» (1938) со следами глубокого влияния Замятина и Хаксли Айн Рэнд решила издать в Англии. Увы, перемена места на результате не отразилась: творчество начинающей графоманки не задело струн и в сердцах жителей Альбиона.

Гениальность Айн Рэнд проявилась в выводах, которые она сделала из первых неудач: дело не в идеях, а форме! Ее новым соотечественникам было совершенно наплевать на события в чужой и непонятной России, другое дело - сюжет американский. А мысли можно оставить без изменения. Именно такой правильной книгой и стал роман «Источник» (1943), принесший Рэнд безграничную славу.

Путь к звездам был тернист - «Источник» отклонили один за другим 12 издательств. Впечатляет не столько единодушие книжных бизнесменов, сколько нечеловеческое упорство автора: это каким нужно обладать характером, чтобы 12 раз подряд проглотить обиду, утереться и постучать в следующую дверь? Тринадцатое издательство, «Bobbs-Merrill », уже готово было присоединиться к 12 предыдущим и отправить «Источник» в мусорную корзину, однако тут лег костьми Арчи Огден , молодой редактор: «Если это не та книга, что вам нужна, я не тот редактор, что вам нужен! » Пафос самопожертвования был столь романтичен, что директор усомнился в собственном литературном вкусе. Книга вышла, и литературные критики тут же подвергли роман испепеляющему разносу. Зато рядовые читатели вознесли «Источник» до небес. Тираж по тем временам был просто немыслимым: 100 тысяч экземпляров. Уже в конце 1943 года Голливуд за 50 тысяч долларов выкупил права на экранизацию. Пенсионный взнос Айн Ренд был сделан.

Удивительная закономерность: при жизни Айн Рэнд не было написано ни одной положительной рецензии на ее книги! Однако чем сильнее звучали обвинения в графомании, дилетантстве, невежестве и плагиате, тем лучше раскупались ее произведения.

После успеха «Источника» Айн Рэнд взялась за написание главного труда своей жизни - романа «Атлант расправил плечи». На создание нетленки было потрачено 12 лет и 3 миллиона 106 тысяч 261 знака. Роман был опубликован 10 октября 1957 года и с тех пор прочно вошел в «сокровищницу американской культуры».

Вопреки уничижительным рецензиям и неподъемному объему (1 168 страниц, набранных мелким шрифтом) читатели взахлеб упивались персонажами, сюжетом и, самое главное, «объективизмом» - самостийной философией писательницы. Повсеместно возникали кружки пламенных поклонников и пропагандистов идей Рэнд. Активисты «ближнего круга» (того самого «Коллектива») - Натаниэль и Барбара Бранден - учредили специальный институт (Nathaniel Branden Institute), спонсирующий от океана до океана курсы и лекции по объективизму. В конце 50-х в «Коллектив» попал и будущий финансовый гений Америки Алан Гринспен (он был женат на школьной подружке Барбары Бранден).

Потихоньку фигура Айн Рэнд стала подвергаться мифологизации и обретать культовые формы, что, впрочем, только способствовало росту ее популярности.


Нетленка расправила плечи

«Подняв знак доллара как свой символ, символ свободной торговли и свободных умов, мы

начинаем свое движение, чтобы вырвать свою отчизну из рук немощных дикарей,

которым так и остались неведомы ее природа, смысл и великолепие».

Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи»


Сам роман «Атлант расправил плечи» превышает по объему «Войну и мир» ровно в полтора раза. Первую тысячу страниц различные персонажи в различных обстоятельствах постоянно спрашивают друг друга: «Кто такой Джон Голт? » И недоуменно пожимают плечами. За пятьдесят страниц до окончания Джон Голт все-таки материализуется и тут же становится главным героем. Что касается сюжета, то он напоминает развитие производственной темы в книжках социалистического реализма. Со знаком минус.

В «Атланте» Рэнд описывает «забастовку капиталистов», которые отказываются жить по социалистическим законам и покидают мир. Это приводит к крушению цивилизации и доказывает, что люди, создающие деловые предприятия, как раз и держат мир на плечах. Неудивительно, что для многих предпринимателей это величайшее произведение американской литературы действительно стало второй Библией.

Рэнд считает аморальным любую форму государственного перераспределения богатства. Автор «Атланта» говорит не только о безусловном моральном превосходстве капитализма перед любой другой формой экономики. Она резко критикует основные правые и левые политические партии, которые в большей или меньшей степени отказались от свободного рынка и создали климат иждивенчества и зависимости людей друг от друга. Вот что говорит главный герой произведения Джон Голт населению Америки по поводу забастовки ведущих промышленников:

«Не стоит кричать, что наш долг служить вам. Мы не признаем этого долга. Не кричите, что мы вам нужны. Мы не считаем нужду обоснованным требованием. Не кричите, что владеете нами. Это не так. Не умоляйте нас вернуться. Мы объявляем забастовку – мы, люди, живущие разумом.
Мы бастуем против самопожертвования. Мы бастуем против догмы незаслуженных вознаграждений и невознагражденных обязанностей. Мы бастуем против доктрины, что стремление человека к счастью есть зло. Мы бастуем против учения, что жизнь греховна
».

В третьем томе Рэнд формулирует моральное кредо: «Клянусь жизнью, что не буду жить для кого-то другого и не попрошу кого-то другого жить для меня ».



Знаете ли вы капитализм? О, вы не знаете капитализм! (сайт sem 40 )

«Задача человеческого сознания - воспринимать реальность, а не создавать ее.

Разум человека - его единственное орудие познания. А всегда А».

Айн Рэнд

«Либо новая мораль, основанная на рациональной личной выгоде, и как следствие -

свобода, справедливость, прогресс и счастье человека на земле. Либо -

старая мораль альтруизма, и как следствие - рабство, насилие,

непрекращающийся террор и печи для жертвоприношений».

Айн Рэнд


Ошеломительный успех Айн Рэнд невозможно объяснить лишь удачно подобранным сюжетом книжек. Собака зарыта в «объективизме», который, по мнению бывшего советника Президента РФ Андрея Илларионова, ставит Рэнд в ряды величайших философов ХХ века. Но не стоит воспринимать академическую критику «философии» Алисы Розенбаум. Ее заслуга в том, что она первая опустила философию до уровня понимания обывателя. Вернее, ничего никуда не опускала, поскольку ее собственный уровень философского мироощущения всегда находился за рамками академической традиции. Айн Рэнд - это не Заратустра , не понятый обывателями, а канатный плясун, что срывает искренние аплодисменты базарной площади.
Питер Шварц , председатель правления Института Айн Рэнд, очень точно определил вклад своей патронессы в развитие американской цивилизации: «Айн Рэнд дает людям основополагающую философию жизни, философию, основанную на разуме. Эта философия учит каждого человека тому, что у него есть моральное право жить не ради других, а ради собственного счастья ». Коротко и ясно.
Прелесть объективизма в том, что он легко объясняется на пальцах, легко усваивается и легко вписывается в бытовую мораль Америки. Положения объективизма прозрачны, как заповеди советского пионера:
- Разум - единственное орудие познания и единственное руководство к действию.
- Главная задача человека в жизни - добиваться личного счастья, не жертвуя собой ради других и не требуя жертв от окружающих. - Капитализм - высшее достижение человечества, а свободное предпринимательство - основа всеобщего счастья и процветания.
- Единственная задача государства - обеспечение неприкосновенности частной собственности и прав индивида. Все остальное - узурпация власти.
- Религия, Бог, альтруизм, коллективизм, самопожертвование, беззаветное служение, мистицизм и интуиция - злейшие враги свободного человека, безнравственные препятствия на пути к светлому будущему и прогрессу.
- Главный двигатель прогресса - не писатели, не художники, не философы, не поэты, а бизнесмены. Они же величайшие страдальцы современной эпохи.

О козлах

«Каждая политическая сила, стремящаяся поработить нацию, каждая реальная или потенциальная диктатура испытывает потребность в существовании меньшинства, из которого делают козла отпущения, на которого возлагают всю вину за неудачи нации и которого используют для оправдания своих диктаторских замашек.В Советской России таким козлом отпущения была буржуазия, в нацистской Германии - еврейский народ, в Америке - бизнесмены».

Айн Рэнд


Объективизм настолько пришелся по душе американцам, что после смерти писательницы его пропагандой занялись помимо двух официальных конкурирующих учреждений - помянутого выше Института Айн Рэнд, учрежденного духовным и материальным наследником Леонардом Пейкоффым (у писательницы детей не было), и Института Объективистских Исследований Давида Келли - тысячи кружков и обществ, как грибы повыскакивавших в каждом университетском кампусе.
Впрочем, слабость объективизма заключается в том, что американское национальное сознание - штука весьма специфическая, и посему не только неприятная, но и совершенно неприемлемая в других цивилизациях. Так что можно надеяться, объективизм не приживется ни в Европе, ни на Востоке, ни в России. Читатель может спать спокойно: его дети никогда не увидят Джона Голта в школьной программе. Во всяком случае, очень хотелось бы надеяться…

Эпилог
За год до смерти Айн Рэнд выступила с речью на ежегодной конференции в Новом Орлеане, организованной Джеймсом Бланшаром , председателем Национального комитета за денежную реформу. Четыре тысячи видных предпринимателей, банкиров, финансовых консультантов, инвесторов, экономистов, управляющих паевыми фондами и фабрикантов, затаив дыхание, внимали каждому слову своего кумира. Айн Рэнд завершила выступление словами Джона Голта, героя романа «Атлант расправил плечи»: «Мир, которого ты так желаешь, может быть завоеван, он существует, он реален, он возможен, он твой. Но для того, чтобы его завоевать, требуется полная концентрация, полный разрыв с миром твоего прошлого, разрыв с доктриной о том, что человек - это жертвенное животное, которое существует для удовольствия окружающих. Сражайся за самоценность собственной личности. Сражайся за собственную гордость. Сражайся за сущность человека: его суверенное рациональное сознание ».
Дрожащий старушечий голос, сбивающийся на фальцет и смазанный тяжелым акцентом, внезапно потонул в неистовых овациях аудитории, которая, сорвавшись со своих мест, со слезами на глазах самозабвенно выражала бесконечную признательность от имени самого угнетенного сословия Америки… Вместе с ними рыдал и Ницше… P . S . И на исходе XX I века не перевелись еще утописты, желающие во что бы то ни стало построить счастливое будущее в отдельно взятом месте. В данном случае - на рукотворном бетонном острове в нейтральных водах Карибского моря, в 120 милях западнее Каймановых островов. Как следовало из сообщения The New York Times Magazine, некий эксцентричный бизнесмен из Оклахомы Говард Терни , поменявший себе имя на Лазарус Лонг , задумал там создать новое государство. Приглашались все желающие, готовые сделать денежный взнос на построение Новой Утопии. Обязательным условием получения гражданства было признание основных принципов, на которых будет построено уникальное государство: философии объективизма, или разумного эгоизма, развитой в сочинениях американской писательницы Айн Рэнд.
Интересно, по какому назначению сейчас использует книгу господин Лазарус Лонг?
__________________
По материалам статьи С.Голубовского

и

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...