Дата публикации: 06.09.2017
Итоговое сочинение 2017/2018: Вспоминаем аргументы на тему «Смелость и трусость»
В темах данного направления «смелость» и «трусость» могут фигурировать вместе как противоположные определения, но могут встречаться и по отдельности.
Оба понятия могут подразумевать либо реакцию (поступок) человека в конкретной ситуации, либо устойчивую черту характера.
ВАЖНО!!!
Трусость - это не сам страх, а неспособность подавить его.
Смелость - это не отсутствие страха, а умение не поддаваться этому чувству.
Вспомним Соколова («Судьба человека»), Гринева («Капитанская дочка») и «Сашку» (повесть Кондратьева) - неужели эти персонажи не боялись смерти? Я так не думаю. Смелость перечисленных героев проявляется в том, что боялись, но все равно не отступили.
Не стоит забывать и о том, что эти два качества могут сочетаться в одном человеке.
Обратимся к роману "Евгений Онегин". Главный герой решился на дуэль, то есть рисковал жизнью, но осознав, что сделал это сгоряча, не изменил решения из-за страха остаться трусом в глазах окружающих.
Кем же был Онегин: смельчаком или трусом?...
Готовясь к итоговому сочинению по направлению «Смелость и трусость», не будет лишним поразмышлять о том, какие страхи испытывают люди:
Смерть (собственная или близкого человека)
Одиночество
Расставание с любимым человеком, родными
Страх быть осужденным/не оправдать чьи-то ожидания
Чтобы подготовить аргументы, вспомните литературные произведения, в которых можно найти ответы на следующие вопросы:
Можно ли осуждать человека за трусость?
В каких ситуациях проявляются эти человеческие качества?
Может ли струсить смелый человек?
Как проявляется смелость в повседневной жизни? Чем отличается настоящая смелость и позерства и хвастовства? Об этом в нашей статье.
Что значит быть смелым человеком? Когда речь идет о смелости на войне или спасении жизни в экстренной ситуации может показаться, что в повседневной обстановке нет места храбрости и подвигам. Если нет определенного противника, а жизнь идет своим чередом, то как же проявляется смелость?
Что такое смелость: определение, аргументы
На самом деле смелость в обычной жизни – это самостоятельный выбор каждого из нас в пользу решительности в действиях, умении бороться за правду, победы над собственными страхами.
- Храбрость, смелость – это качество характера, но не всем оно дано с рождения. Способность не останавливаться перед трудностями, вставать на сторону слабых необходимо воспитывать с самого раннего возраста.
- Страх и трусость – не одно и то же. Страх – абсолютно нормальное состояние человека, заложенное самой природой, – каждый из нас боится чего-либо.
Смелость – это не отсутствие страхов, а необходимость ежедневной борьбы с ними, противостояния с самим собой, несправедливостью, подлостью .
- Всегда проще промолчать, остаться в тени, сказать, что ты не можешь что-то сделать, чем преодолеть себя. Вот это и называется трусостью. Трусливый человек со своим молчанием и невмешательством, остается в стороне, но иногда это и есть самое настоящее предательство.
Не стоит путать смелость и пустую браваду. Когда человек сознательно рискует, чтобы покрасоваться перед другими, доказать свое превосходство — это нельзя назвать подлинной храбростью, смелостью.
Настоящая смелость проявляется в ситуациях, когда приходится преодолевая гораздо более серьезные препятствия, оставаться порядочным человеком, никогда не изменяя своим принципам.
Истинная смелость — преодоление собственного страха ради другого
Тема смелости и трусости в литературных произведениях: обзор, аргументы
Тема смелости и трусости затрагивается во многих литературных произведениях. Суть человеческой натуры, ее моральной составляющей заключается в умении отличить плохое от хорошего, порядочность от беспринципности, правду ото лжи. Еще важнее уметь отстоять эту правду, несмотря на последствия.
«Один из самых главных человеческих пороков – это трусость»
Так говорится в произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- В описании библейских времен повествуется о Понтии Пилате, который не смог проявить смелость и оправдать Иешуа. Прокуратор опасался погубить карьеру, поэтому поступил против своей совести. За это он был жестоко наказан – более 2 тысяч лет его терзают последствия вины.
- Перекликаясь в общей теме с событиями 30-х годов, одной из основных мыслей произведения является: «Трусость – главная причина подлостей на земле». С таким утверждением автора нельзя не согласиться. Именно трусость, малодушие, приспособленчество становятся причинами трагедий человеческих жизней во все времена.
Воспитывать в себе храбрость и стойкость каждый должен самостоятельно. Как только ребенок попадает в коллектив, ему постоянно приходится сталкиваться с проявлениями как хороших, так и плохих качеств сверстников.
В повести В. Железнякова «Чучело» остро поднимается вопрос детской смелости, подлости и жестокости.
- Когда социум диктует свои правила, главный страх еще неокрепшего характера – отличаться, быть не таким, как все, пойти против коллектива. Именно так поступает героиня повести Лена Бессольцева, когда берет на себя чужую вину. Это действительно смелый поступок – защитить другого. Но, поступив благородно, девочка даже не предполагает, через что ей придется пройти – предательство, бойкот одноклассников, преследование, моральное уничтожение.
- Сомов, тот самый мальчик, чью вину она взяла на себя, лидер класса, из-за трусости идет на подлый поступок – боится защитить подругу, стать изгоем, потерять свое положение в коллективе.
- По сути – это первая в жизни детей проверка на качества характера и души. Именно трусость приводит героя к первой подлости в жизни, возможности переступить через человеческие принципы.
Произведение Железнякова помогает каждому читателю взглянуть на себя со стороны – всегда ли мы поступаем честно, какие человеческие качества воспитываем в себе, не приводит ли наше невмешательство к трагедии.
Кадр из фильма «Чучело»
Мир вокруг нас становится все более равнодушным. Переживания, и трудности окружающих нас людей растворяются перед собственными потребностями – желанием популярности, успешности, материального благополучия.
Вопрос смелости в обычной жизни – ежедневный выбор каждого человека. За то, что человек промолчал, прошел мимо, закрыл глаза на несправедливость, судить его будет только собственная совесть .
Видео: Итоговое сочинение. Смелость и трусость. Аргументы.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» писатель показал нам знатного по происхождению, но бесчестного по своей сути человека, приятеля главного героя - дворянина Швабрина, который был способен не только мстить девушке, отказавшей ему, но и нанести подлый удар в спину Гринёву во время дуэли.
Забыв о присяге, данной государю, утратив понятия о чести и достоинстве, Швабрин даже совершает измену, предательство, нарушает свой долг офицера.
При захвате Белогорской крепости Пугачёвым Швабрин нарушил присягу дворянина (защищать власть) и перешёл на сторону бунтовщика Пугачёва. Гринёв же готов был пожертвовать своей жизнью.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий был трусом. Он проявил слабую волю, сцена его дуэли показывает его слабохарактерность. Он вызвал на дуэль Печорина и стрелял в него из заряженного пистолета, хотя знал, что у того пули в пистолете нет. Этот ложный романтический пафос обличает главный герой, давая шанс Грушницко- му раскаяться, но тот отказывается.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» трусом был и адъютант Жерков, уклоняющийся от боёв и прикрывающийся поисками своей батареи. Когда его направили на батарею Тушина, он, боясь оказаться на передовой, искал её в другом месте. Такими видит Толстой большинство штабных офицеров. За внешней холёно- стью и знатным происхождением скрывается трусливая душа неумных, недалёких людей.
Им противопоставлен храбрый Андрей Болконский, который поехал на передовую и своей смелостью вдохновил всех вокруг. Хотя он и испытывал чувства страха, но сам себя убедил: «Я не могу бояться». Князь Андрей передал приказ об отступлении, а также помог солдатам отойти в тыл. До батареи Жерков подменяет храбрость простой бравадой, желанием показать себя. Он струсил доехать до батареи Тушина, однако на офицерском ужине смеялся над робким капитаном, которого Багратион ругал за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашёл в себе смелости сообщить, что батарея Тушина была совершенно без прикрытия. Лишь князь Андрей назвал капитана и его солдат героями, которым все обязаны успехом.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против толпы. Однако бунтарь и мятежник оказывается в одиночестве.
В монологе «А судьи кто?» Чацкий смело и решительно утверждает право заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к московскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обществом вскрывает его истинную сущность. Он не согласен жить по заветам отцов-лицемеров, прислуживать мелким, недостойным людям, терять своё достоинство ради благ и удобств. Фамусов выступает в роли человека, охраняющего это общество. Как любящий отец, как крупный чиновник он не может допустить распространение идей, которые бы подрывали его основу. Его пугает ум молодого человека, он кажется ему странным.
Фамусов хочет по-отечески «вразумить» его, «наставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляется. Он отстаивает свою правду и доказывает, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много такого, что нужно исследовать и изучать.
Однако людям, не понимающим Пылкость его натуры, сложно разгадать его сложные мысли. Они не готовы к таким трудностям, им легче признать этого человека, который так не похож на них, сумасшедшим.
Чацкий всё же отстоял своё право думать так, как он этого хочет, право быть самим собой. Целеустремлённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к развитию и самосовершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротивление косности, обывательщины и глупости.
Толпа не готова и не способна услышать крик и отчаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны.
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
Сентиментальная повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» показывает нам пример предательства, совершённого по отношению к самому себе. Эраст - наделённый умом и довольно обеспеченный молодой дворянин, полюбивший бедную девушку не своего круга, предаёт свои чувства, выбрав материальное благополучие и женившись на другой, что приводит к трагедии как для Лизы, так и для самого героя.
Судьба дворянина, ведущего ветреную светскую жизнь, думающего только о собственном удовольствии, доказывает, что слабость характера, неправильный выбор ценностей, трусость делают человека несчастным, приводят к ошибкам, трагедии и подлости.
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
Проблема обывательщины, пустой и никчёмной жизни отражена в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Олицетворением этой пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь, смыслом жизни которого становится самосохранение, уход от столкновений, борьбы.
Да, этот трус дожил до глубокой старости, остался невредимым, но его жизнь была ничтожна, никчёмна и унизительна. Она вся состояла из постоянного, непрерывного дрожания за свою шкуру. Писатель не зря лаконично, но очень чётко охарактеризовал его жизнь: «Он жил и дрожал - только и всего».
А. Н. Островский «Гроза»
Сложна и противоречива натура Катерины. Она обладает чувством собственного достоинства, смелостью, силой характера и природным чувством прекрасного. Её характер своеобразен. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины в цельности её характера, в способности всегда быть самой собой, ни в чём и никогда не изменять себе.
С любимым человеком Катерину навсегда разлучают. В душе у неё нет мира, так как она осознаёт, что совершила смертный грех и потеряна в глазах Бога. Единственным выходом оказывается самоубийство. Она избавилась от страданий единственным возможным, по её мнению, способом.
Катерина не захотела мириться с убивающей её достоинство действительностью, не могла жить без любви и гармонии. Это не поражение, а утверждение силы свободного человека, протест против тёмного царства, «страшный вызов самодурной силе». Катерина не смогла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии. Она проявила смелость и решительность, не уступила и пошла до конца.
Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Героем произведения стал реальный человек, самоотверженно и героически сражавшийся с врагом за штурвалом самолёта. Он показал нам, как можно одержать победу над самим собой. Лётчик-истребитель Алексей Мересьев, сбитый в бою над оккупированной территорией, несколько недель пробирался по заснеженным лесам, пока не выбрался к партизанам. Продолжением подвига на войне для него стало желание победить во что бы то ни стало и продолжать бороться с врагом.
И он совершил этот подвиг. Потеряв обе ноги, герой проявляет волю к победе, силу характера и мужество, заставив себя подняться, встать на костыли и снова сесть за штурвал самолёта.
Этот человек даже после поражения вновь возвращается в строй. Он, как и прежде, опять увеличивает число своих воздушных побед над врагом.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В романе писатель поднимает проблему трусости и предательства как духовного поражения человека. Великий кесарь Иудеи Понтий Пилат отдаёт распоряжение о казни Иешуа, хотя и не считает его виноватым. В душе Пилата борются два противоположных начала - добро и зло. Побеждает зло. Палач предаёт Иешуа страшной казни.
Пилат, струсив, совершает предательство, обрекая Иешуа на мучительную смерть. Таким образом, он предал свои убеждения и человека, который стал для него близким. Пилат признаётся: «Предательство - самый страшный грех человека». Он испытывает нестерпимые муки от содеянного. Он будет терзаться и мучиться до конца своих дней, потому что предательство никогда не забывается, оно живёт, пока жив человек, его совершивший.
А. А. Фадеев «Молодая гвардия»
Массовый героизм во время войны был проявлен не во имя личной славы, а во имя победы. Главным было не допустить покорения страны - молодые юноши и девушки на оккупированной немцами территории, не боясь смерти, вели подрывную деятельность. Герои романа создали подпольную антифашистскую организацию. Олег Кошевой и Сергей Тюленин, Ульяна Громова и Любовь Шевцова, а также Иван Земнухов - реальные юноши и девушки, призывавшие население встать на борьбу с врагом, вселявшие в окружающих веру в непобедимость с помощью листовок и водружения флагов на оккупированной немцами территории, а также спасшие многих своих ровесников от угона на принудительные работы в Германию. Они уничтожили документацию, совершив поджог здания, где хранились списки.
Смелые, героические поступки этих людей были обусловлены чувством великой любви к родине, желанием победить во что бы то ни стало.
Б. Л. Васильев «В списках не значился»
Герой романа смело отдаёт свою жизнь во имя победы. Подвиг Николая Плужникова, показанный в романе, является примером цельного характера.
Война требует сосредоточиться на главном - на победе над врагом. Именно ради этого он до самой весны без еды, без воды, без оружия вёл «свою войну» с немцами, сохраняя знамя Брестской крепости. Плужников соглашается выйти из подземелья только после того, как узнаёт о положении советской армии. Выйдя наверх, он достойно ведёт себя перед врагом. Седой, слепой, с отмороженными пальцами, Плужников предстал перед немцами как гордый человек, гордо сказав: «Я - русский солдат».
Немецкий генерал приветствовал этого человека, приложив руку к козырьку фуражки, а его солдаты салютовали. Он умер свободным, одержал победу в схватке с немецкими захватчиками.
Человек на войне думал прежде всего о победе, для него честь Родины была превыше всего. И во имя этого он шёл в неравный бой, оставался верен своим принципам, своему долгу.
В. В. Быков «Сотников»
Писатель затрагивает в повести проблему трусости и предательства как духовного падения человека. Попав в плен к фашистам и стремясь спасти собственную жизнь, партизан Рыбак предаёт свой отряд, тех, кто помог ему выжить. Он предаёт своего друга Сотнико- ва, соглашается принять участие в его казни. Преступив через истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.
Писатель ставит вопрос: что лучше - спасти свою жизнь, предав ближнего, или умереть с достоинством? Сотников делает свой нравственный выбор. Он гибнет, сохранив человеческий облик, одержав нравственную победу.
А. П. Чехов «Месть»
Автор рассказывает о трусливой и мелкой мести заурядного актёра молодой актрисе только за то, что она не захотела дать ему красивый халат для участия в спектакле. Писатель показал низость и ничтожность людей, способных трусливо «прятаться в кустах», мстить и втихомолку радоваться. Однако задуманная месть неудачного комика не достигла своей цели.
Даже понимая, что найденное и вывешенное объявление «На сегодняшний спектакль все билеты проданы» сорвёт представление, комик наслаждался тем, что смог отомстить дерзкой девчонке. Разрушающая человеческую сущность месть постепенно превращала испорченную душу героя в нечто ещё более отвратительное.
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин» поднимает проблемы самопожертвования, героизма, смелости, терпения, глубокой боли за объятую огнём родину.
Описывая картины голода и холода, поэт говорит, что на войне «жить без пищи можно сутки, можно больше», но каждый день нужно иметь мужество быть готовым к смерти. И все эти тяготы солдаты выносят терпеливо и достойно.
Несмотря на оптимистический настрой поэмы, необходимый в то время для поднятия солдатского духа, её трагичность прорывается в типичной картине, описанной в главе «Про солдата-сироту», в которой герой, проходя мимо родных мест, не узнал родной деревни, не нашёл родного дома:
Ни окошка нет, ни хаты,
Ни хозяйки, хоть женатый,
Ни сынка, а был, ребята…
Понимая, что родных уже нет в живых, солдат, сам оставшийся сиротой, горько плакал; и эти слёзы воспринимаются как плач по жизни, сгоревшей в огне войны. Поэма полна патриотизма, боли, но и веры в народ, вставший на защиту своей земли. Поэт уверенно говорит:
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
Даже о смерти А. Твардовский говорит как о чём- то не столь важном, ведь это смерть во имя Родины: «страшный бой идёт кровавый, смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле».
Кажется невероятным, что о самой трудной и жестокой войне в истории человечества можно было написать так оптимистично, жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной философией, как это сделал А. Твардовский в поэме «Василий Тёркин».
Ю. В. Друнина «Запас прочности»
Проблема войны особенно остро поставлена в поэтических произведениях Ю. Друниной, известной поэтессы, которая сама прошла всю войну, самоотверженно спасая раненых на полях сражений.
Женщину на войне вообще очень трудно представить, ведь она - хранительница очага и мать. Поэтому роль женщины на войне и воспринимается неоднозначно: это противно всей человеческой природе.
Может быть, именно потому, что женщина и война - понятия несовместимые, смело сражались все вместе - и мужчины, и женщины - за спокойствие материнства, благополучие детей, чтобы сохранить мир для нового человека.
В стихотворении «Запас прочности» поэтесса с гордостью и болью говорит, что силы и мужество русского народа не иссякают, если они нужны для защиты отчизны:
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! - Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
Роль женщины на войне, её участие в боях и стойкость, которую она проявляла, отражена во многих произведениях о войне. Но контраст сочетания женственности и кровавой бойни являет собой непримиримое противоречие сил добра и зла. Именно эта идея прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».
В повести Б. Васильева юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. И в этом столкновении пять девушек, выступивших против матёрых немецких диверсантов, погибают, проявив смелость, мужество и отвагу, присущие настоящим бойцам.
Да, враг задержан, но эта маленькая победа достаётся ценою пяти юных жизней. Небольшая повесть стала гимном женственности, символом вечности обаяния, душевного богатства и красоты пятерых девчат, силы их духа. Б. Васильев с горечью описывает, как суровая и жестокая действительность войны вступает в борьбу со всем прекрасным, что есть в героинях.
В. Л. Кондратьев «Сашка»
Тяготы войны, мужество и ежедневный подвиг людей на фронте, в тылу, в больницах и в поле отражены в повести В. Кондратьева «Сашка». Через восприятие главного героя читатель видит солдат, наблюдает за их суровыми буднями, вместе с ним проходит путь становления характера, вместе с ним гордится проявленной смелостью и храбростью при задержании немца и заслуженной Сашкиной наградой.
К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Имя поэта Константина Симонова было хорошо известно уже в годы Великой Отечественной войны.
Прошедший всю войну, хорошо знавший её героев, он просто и искренне писал стихи, дающие надежду, вселяющие веру в победу, исцеляющие боль. Его стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…» и другие призывали солдат к мужеству и стойкости, верности и готовности выполнить свой долг.
Своими стихами поэт утверждает, что никто из солдат, сражавшихся за счастье будущих поколений, не будет забыт, что память о них вечно будет жить в сердцах, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.
М. А. Шолохов «Судьба человека»
В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» поднимается проблема не только мужества и героизма простого советского солдата на войне, но и проблемы сохранения человеческих чувств, готовности помогать людям, чуткости и милосердия к слабым и беззащитным. Андрей Соколов, главный герой рассказа, прошёл всю войну, перенёс тяжелейшие испытания на фронте, потерял родных и друзей. Однако он нашёл в себе силы, волю, чтобы совершить нравственный подвиг, усыновив мальчика-сироту. В чудовищных условиях войны, под натиском вражеской силы Соколов остался человеком, несломленным, душевным, надёжным.
В этом и заключается его настоящий послевоенный подвиг. Наверное, благодаря таким людям, их внутренней силе и стойкости, смелости наша страна одержала победу в нелёгкой борьбе с фашистами.
Э. Хемингуэй «Старик и море»
Герой повести рыбак Сантьяго, одинокий старик, живущий в хижине, думал о море как о живом существе, способном на всё. Люди ведут вечную борьбу со стихией, и эта борьба делает героя сильным и волевым человеком. Морская стихия приготовила рыбаку испытание. Старик долго смело и самоотверженно борется с огромной рыбой. Трёхдневный поединок с ней старик «выиграл». Повесть вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Человек многое может в этой жизни, даже быть сильнее самой природы, но он всегда должен ощущать связь с ней и осознавать перед ней свою вину.
Вариант итогового сочинения
по литературе-2017-2018.
Направление четвёртое - «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от решения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных
произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и
персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.Высказывания и мысли о смелости:
Смелость города берёт.
Смелость-начало победы (Плутарх).
Кто мужествен, тот смел (Цицерон).
Смелым помогает судьба (Вергилий).
Надо дерзать: смелым помогает сама Венера (Тибулл).
Отвага заменяет крепостные стены (Саллюстий).
Смелый погибнет, но он не отступит.
Храбрость получает свой выигрыш от трусости других (Я.Б. Княжнин).
Только доблесть бессмертно живёт,
Ибо храбрые славны вовеки (В. Я. Брюсов)
Высказывания и афоризмы о трусости
Трусость всегда стремится переложить ответственность на другого (Хулио Кортасар).
Герой умирает один раз, а трус – постоянно.
К страху привыкают лишь трусы (Сергей Довлатов).
Трусливый друг страшнее врага (Л. Н.Толстой).
Хитрость-сила трусливого.
Трусость отнимает разум.
Тема сочинения - Смелый погибнет, но не отступит
Основная часть. Первый тезис и первый литературный аргумент.Тезис-смелым помогает судьба.
Так, в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы встречаемся с простым русским солдатом Андреем Соколовым. В сцене допроса в концлагере проявляется твёрдый, решительный и стойкий характер героя. Эта сцена - настоящая психологическая дуль, в которой победителем выходит смелый и мужественный воин. Мюллер хотел убить русского. Но в конце допроса он оставляет Андрея Соколова жить: немца поразил решительный и стойкий пленный, не отступивший от своих убеждений. Своим таким поведением Андрей обезоружил начальника лагеря. Комендант заявил, что Соколов – «храбрый солдат, настоящий русский солдат». И Мюллер отказался стрелять в пленного. А за смелость и отвагу наградил героя буханкой хлеба и куском сала. Читая и перечитывая рассказ М.А. Шолохова, мы ясно видим, что « смелым помогает судьба».
2-б
Основная часть.
Второй тезис и второй литературный аргумент.
Тезис –хитрость –сила трусливого, смелый погибнет. но не отступит.
На страницах повести Василя Быкова «Сотников» представлены два совершенно разных героя. Оба партизаны. Один из них- Сотников, смелый и решительный, принял смерть ради спасения товарищей из партизанского отряда. А другой- Рыбак, настоящий трус и предатель, проявил слабость духа, отсутствие воли и малодушие. Этот партизан не смог совладать с судьбой и перешёл на сторону полицаев, спасая свою жизнь. При этом он совершил подлость - выбил ящик из-под ног Сотникова во время казни. Рыбак проявляет опасение и тревогу. Читая повесть, мы приходим к выводу, что хитрость-сила трусливого. Убеждаемся в том, что «смелый погибнет, но не отступит».
3
Заключение
(вывод)
К какому выводу привели меня рассуждения по данной теме? Серьёзный вопрос заставляет задуматься над решением очень трудной задачи - что выбрать в конкретной ситуации: смелость или трусость? Много ли смелых людей в нашей жизни? Работает ли смелость активно сегодня?
- Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
- Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
- Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
- Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека — собственной жизнью
- Только нравственный человек способен совершить героический поступок
- Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
- Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
- Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека
Аргументы
Л.Н. Толстой «Война и мир». Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он — настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.
И.А. Бунин «Лапти». В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что «нужно добывать», потому что «душа желает». Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». То, что Соня Мармеладова пошла по «желтому билету», является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее «профессия», Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап — настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.
В. Распутин «Уроки французского». На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в «замеряшки» на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.
Н.Д. Телешов «Домой». Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.
А. Платонов «Песчаная учительница». Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники — от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.
А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Главный герой произведения — простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.