Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Гармонии задумчивый поэт самоанализ урока. Гармонии задумчивый поэт. Ф.Шопен. Как облако в голубизне

Презентация к уроку по музыке в 5 классе

«Гармонии задумчивый поэт»

Слайд 1 . Презентация к уроку в 5 классе: « Гармонии задумчивый поэт»

учителя музыки Браславской А.И. МБОУ Андреевская СОШ

Слайд 2 . Вашему вниманию сейчас были представлены фрагменты произведений известного польского композитора. Полонез, вальс, прелюдия и мазурка – все эти произведения написал Фредерик Шопен.

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

Генрих Нейгауз

«Гармонии задумчивый поэт» - так называли этого композитора за его мечтательную, нежную и взволнованную музыку, за музыку полную любви и вдохновения. Его также называли «Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано». Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента.

Слайд 3 . Родился в Желязовой Воле под Варшавой (Польша) в семье учителя. Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

Вашему вниманию я хочу предложить два фрагмента прекрасных стихотворений.

Слайд 4. А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в Варшавскую консерваторию. Его учитель по композиции Юзеф Эльснер пишет: «Удивительные способности, музыкальный гений». В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

Слайд 5. Фредерик Шопен - польский композитор
и пианист-виртуоз, крупнейший представитель польского музыкального искусства.

Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

Шопен прекрасно знал свои возможности и поэтому совершенно сознательно ограничивался фортепианной музыкой, мастерски используя колористические возможности инструмента. Шопен широко использовал все своеобразие и самобытность польской народной музыки, превращая ее в концертные пьесы.

Слайд 6. Вальс - Бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом,

представляет собой поступательное движение плавно кружащихся пар.

14 вальсов Шопен писал на протяжении всей жизни, начиная с 16 лет. В творчестве Шопена вальс представляет собой сольную фортепианную пьесу, вдохновенную и глубокую, в которой использован весь арсенал пианистической техники.

Слайд 7. Слушание – «Вальс с is moll № 7» Ф.Шопена

Русский поэт Лев Озеров выразил свои чувства после прослушанного вальса Шопена в стихах. Послушайте, совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Слайд 8 . Слушание – «Вальс а – moll » Ф. Шопена , отвечаем на вопросы:

    Какое настроение передает музыка?

    Как она построена?

    Каков музыкальный образ?

Слайд 9 . Сравнительный анализ двух вальсов с помощью словаря эстетических эмоций. (Мягко, весело, взволнованно, трогательно, задорно, порывисто, задушевно, шутливо, безмятежно, таинственно, радостно, звонко, ласково, игриво, ярко, поэтично, нежно, спокойно, светло).

Слайд 10 . Ноктюрн -

    От франц. «ночной», пьеса лирического, мечтательного характера.

    Небольшое лирическое музыкальное произведение.

    Художественное произведение, изображающее ночь, ночные сцены, настроения.

« Ноктюрн h - moll » Ф.Шопена в исполнении Владислава Шпильмана.

Слайд 11 . В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Шопен писал: «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Слайд 12 . Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фредерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

Ашот Граши. Перевод с армянского В. Звягинцевой.

Слайд 13. Композитор расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже. В 1830 – 1831 г.г. в Польше началось
национально-освободительное восстание против
власти Российской империи.

Шопен писал: «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется. В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись, бушую на фортепиано…»

Слайд 14. Свое горе, гнев, возмущение Ф.Шопен излил в музыке.

Появились такие произведения, как знаменитый Этюд №12, названный

«Революционным».

Этюд (франц. etude, буквально - изучение) - это пьеса, предназначенная для совершенствования техники на каком-либо инструменте. В XIX веке развивается новый жанр – концертный этюд. Его технические трудности подчинены раскрытию художественного замысла композитора.

Слайд 15. Слушание - Этюд № 12 c - moll «Революционный» Ф.Шопена

Слайд 16 . В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Виктор Боков

Шопена нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Приехав в Варшаву, Желязову Волю, мы можем посетить дома – музеи Шопена, прийти к его памятнику.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гармонии задумчивый поэт Урок музыки в 5 классе Подготовила: учитель музыки МКОУСОШ № 1 Фарафонова О.С. Г. Михайловка

Гармонии задумчивый поэт Мечтатель пылкий, благородный, Властитель фортепьянных сцен, Поэт мелодии народной – Все это … Фридерик Шопен.

Желязова Воля Дом Фредерика Шопена

Николай Шопен отец композитора Юстина Шопен мать композитора

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

5 ноября 1830 года Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Костел Святого Креста в Варшаве Здесь захоронено сердце Ф. Шопена

Ф. Шопен. Прелюдия № 7 Прелюдия – от латинского praeludere , буквально - вступление - Инструментальная пьеса свободной формы. Выполняла роль вступительного музыкального материала, в основном к фуге. Жанр самостоятельной пьесы, нередко концертного стиля, приобрела в XIX веке.

Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный»)

Ф. Шопен. Вальс № 7

Вселенная Шопена – водоём Божественного чистого сознанья. Он – только человек! Откуда в нём Живёт нечеловеческое знанье?.. Д. Бочаров

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"

Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...

Гармонии задумчивый поэт.

(Урок музыки в 5 классе. Учитель Черненко Т.Г.)

Цель: формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося.

Задачи:

  • Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф. Шопена.
  • Знакомство с различными жанрами фортепианной музыки.
  • Знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами.
  • Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
  • Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов.
  • Познание значимости музыки в жизни человека.
  • Формирование личностного отношения к музыке.
  • Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку.
  • Формирование положительных сторон характера: гражданственности, патриотизма; чувства сопереживания, сочувствия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная презентация по теме урока.

  1. Слайд 1 . Повторение материала прошлого урока, введение в новую тему

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

? Какое отношение имеет этот текст к занятиям на уроках музыки?

Какое отношение стихи Бориса Пастернака имеют к нашему уроку?

Как называется жанр муз. произведения, в котором Г. Свиридов использовал эти стихи? (определение кантаты)

Что такое искусство?

В масштабах всего общества искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Слайд 2 . Мы уже не раз говорили, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других. Назовите основные виды искусства.

? О связи каких видов иск-ва мы говорим на уроках в 1 полугодии?

Слайд 3 . Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика.

Шекспир

Разговор на сегодняшнем уроке пойдет о связи музыки и поэзии.

Слайд 4. Вашему вниманию я хочу предложить два фрагмента прекрасных стихотворений.

Опять Шопен не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…

И второй …

…Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Фрагменты этих стихов принадлежат уже знакомому нам поэту Борису Пастернаку. Но в этот раз они посвящены композитору Фредерику Шопену, к творчеству которого Пастернак испытывал большую любовь. Свои теплые чувства к музыке Шопена он выразил во многих своих произведениях.

Слайд 5. И в этом он не был одинок. Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. А почему? Послушайте, как он о нем отозвался.

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

Слайд 6. Поэтому неспроста тема нашего сегодняшнего урока звучит «гармонии задумчивый поэт».

Слайд 7. Давайте прервемся на некоторое время, откроем тетрадочки, запишем число.

И сначала каждый запишет в своей тетради то, что он знает о Шопене.

Потом, что предполагает….

А дома каждый из вас дополнит эти записи тем, что вы о нем узнаете на нашем уроке или из каких-либо дополнительных источников информации. На следующем уроке мы с вами поделимся своими знаниями друг с другом.

(Зачитали).

Слайд 8 . Продолжаем разговор о прекрасном композиторе и пианисте – виртуозе Ф. Шопене.

Слайд 9 . Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечатльному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

Слайд 10 . Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

Слайд 11 . А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. Его учитель по композиции Юзеф Эльснер пишет: «Необычайное дарование, музыкальный гений». В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

Слайд 12 . В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Предчувствия не обманули композитора. Он расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже.

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

Слайд 13 . В 1 849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Слайд 14 . Шопен нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Приехав в Варшаву, Желязову Волю, мы можем посетить дома – музеи Шопена, прийти к его памятнику. Здесь у нас в России мы можем посмотреть фильмы о Шопене, прочитать различные печатные издания.

Слайд 15 . Но, самое главное, его музыка нам может рассказать столько, что ни одним средствам массовой информации это сделать не под силу. По сей день музыка Шопена пользуется популярностью. Вот и настал тот момент, когда мы можем к ней обратиться.

Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

Шопен прекрасно знал свои возможности и поэтому совершенно сознательно ограничивался фортепианной музыкой, мастерски используя колористические возможности инструмента. Шопен широко использовал все своеобразие и самобытность польской народной музыки, превращая ее в концертные пьесы.

Слайд 16 .

Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

Будучи прекрасным пианистом, Шопен явился новатором в создании лирических фортепианных миниатюр - в искусстве немногословного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства, не всегда поддающиеся слову. Именно Шопен утвердил прелюд ию как самостоятельный вид творчества.

Слушание: Ф. Шопен. Прелюдия № 7

Слайд 17 .

Этю́д - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Все миниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как непосредственный отклик на события, происходившие в стране. Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема - аккорды с их пунктирным ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымающиеся и стремительно падающие пассажи в левой.

Узнав о вспыхнувшем в это время в Польше о восстании, Шопен решает вернуться на родину и принять непосредственное участие в событиях. Но друзья отговаривают его. Восстание было жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы. Возвращение на родину стало невозможным для Шопена, сочувствующего повстанцам.

« Дом Шопена» Юрий Пашков

Дом, как старинный клавесин,

В низины музыку роняет.

Ветла в податливую синь

Бьет, словно в клавиши рояля.

И сердце яростно в ответ

Взбухает нотой теплокровной -

И ты звучишь на целый свет

Самозабвенно, благородно,

Как революции этюд

Незавершенностью огромен...

А звуки-ходоки идут,

Угаснуть не желая в доме.

Слайд18 . Видео – фрагмент фильма «Жажда любви» - «Революционный этюд» в исполнении Листа.

Слайд19 . Полоне́з - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.

Слушание: Ф. Шопен. Полонез № 3

Слайд 20 . Вальс - бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.

Вальсы (всего 14) Шопен писал на протяжении почти всей жизни, начиная с 16 лет. В творчестве Шопена вальс представляет собой сольную фортепианную пьесу, вдохновенную и глубокую, в которой использован весь арсенал пианистической техники.

Сегодня на уроке мы не просто послушаем один из самых вдохновеннейших вальсов Шопена. Мы посмотрим, как почитатели таланта Шопена в наши дни обращаются к его музыке. Шопен никогда не писал опер, балетов. Но влюбленные в балет легко исправили это, так появился балет, который так и называется «Шопениана».

Слайд 21 . Балет «Шопениана» - «Вальс» до диез минор

(чтение стиха на фоне видео балета)

ВАЛЬС

Лев Озеров

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Слайд 22 Мазу́рка- польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.

Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки, городские (блестящие) и лирические мазурки.

Слушание: Ф. Шопен.

Мазурка, соч. 7 № 1

Слайд 23 . Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») - название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

Слайд 24 . Ф. Шопен - Ноктюрн Es-dur, op.9 №2

В последние период своей жизни Шопен много раз выезжал в южные страны, к морю с единственным желанием поправить свое здоровье. Многие его произведения наполнены красотой тех мест. Может быть, и этот ноктюрн наполнен именно той красотой… Кто-то увидит в нем очаровательные виды, кто-то почувствует легкую печаль.

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева

(на фоне ноктюрна)

…Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,

Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.

Царили в звуках тех торжественность и тайна,

Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,

Остались суета, страдания и боль…

И по коврам пушистым в дивном, нежном танце

Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Слайд 25 . Сегодня на уроке прозвучало много новой для вас музыки, вы услышали много новых названий музыкальных произведений. Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, правильно ли соединены названия фортепианных композиций Шопена с тем, что означают эти названия.

А как должно быть? Давайте исправим.

Слайд 26 . А теперь правильно?

Слайд 27 . Мы слушали музыку Шопена:

Этюд № 2 (опус 25) фа минор

Вальс до диез минор –

Ноктюрн – ми бемоль мажор

Этюд № 12 «Революционный»

Полонез № 3 .

Мазурка, соч. 7 № 1

Прелюдия № 7.

Мы читали стихи:

«Дои Шопена» Юрий Пашков,

«Вальс» Лев Озеров

«Горсть земли» Ашот Граши

«Сердце Шопена» Виктор Боков

«Слушая Шопена» Ирина Залетаева

“После грозы” Борис Пастернак

« Опять Шопен не ищет выгод» Борис Пастернак

Слайд 28 . И завершить разговор о Фредерике Шопене стихотворением Дмитрия Бочарова, которое я прочитаю на фоне еще одного прекрасного произведения гениального композитора.

Откуда это в нём? Он – человек.

Но знает то, что людям неподвластно…

Есть нечто большее, чем пальцев бег,

Чередованье кульминаций страстных –

Он мир творит, без суетности слов!

Из звуков… на глазах… вот в этой зале…

Быть может, точно так же Саваоф

Семь дней провёл, играя на рояле?

Вселенная Шопена – водоём

Божественного чистого сознанья.

Он – только человек! Откуда в нём

Живёт нечеловеческое знанье?..

Д. Бочаров

Слайд 29 . Наверное, если бы Шопену удалось у нас в России, увидеть нашу красавицу зиму, он не устоял бы и сочинил музыку, связанную с ней. Но раз этого не случилось, мы с вами должны это исправить. Сочинять музыку мы с вами пока еще не научились, поэтому давайте послушаем нашу «снежную» песенку, а потом споем ее сами.

Пение «Снеженика»


Урок №11 5 класс 19.11.2015г

Тема урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Название урока: «Гармонии задумчивый поэт»

Цели урока: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и поэзии, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.

Обучающие – углубление знаний о творчестве польского композитора Ф. Шопена, о жанрах фортепианной музыки. Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

Развивающие - развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся, интонационно-образного мышления, воображения, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки, вокально-хоровых навыков;

Воспитательные – воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и поэзии разных стран, исполнительскую культуру.

Планируемые результаты обучения (с учётом УУД):

Личностные - проживание художественного образа, освоение художественного наследия, становление гуманных ценностных ориентиров. Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности. Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.

Предметные - воспринимать произведения искусства, участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям. Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства. Узнавать характерные черты ярких культур мира.

Тип урока – углубление знаний.

Форма урока - литературно-музыкальная гостиная.

Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель, баян.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие. Мотивация. Дети, прочитайте фрагмент стихотворения Игоря Таяновского – эпиграф нашего урока:

Мне снилась музыка... Во мгле

Такая в ней светилась сила!

И всё, что было на земле,

Всё из нее происходило…

О чём это стихотворение?

Давайте теперь попробуем сказать, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы поговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто - тайне музыки.Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому.

Недаром русский композитор А. Н. Серов говорил: «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить».

"Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада", - слова писателя Виктора Астафьева.

Скажите, зачем нужна музыка? Только ли ради развлечения и удовольствия?

А вот советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский сказал, что музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.

3. Изучение нового материала. Сегодня мы побываем в литературно-музыкальной гостиной, где мы услышим стихи и музыку одного великого композитора. Послушай, и подумайте о каком композиторе пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Мечтатель пылкий, благородный,Властитель фортепьянных сцен,Поэт мелодии народной -Все это Фредерик Шопен

ВЛАДИМИР ШОСТАК

Не грусти – иная перемена Отзовётся омутом в мозгах. Золотая музыка Шопена Тайною звучит на небесах. Золотая музыка Шопена Много лучше всяких перемен. В жизни часто побеждает пена, Надо чтобы побеждал Шопен.

АЛЕКСАНДР БАЛТИНСегодня мы окунёмся в музыку этого польского композитора Фредерика Шопена.

«Гармонии задумчивый поэт» - так называли этого композитора за его мечтательную, нежную и взволнованную музыку, за музыку полную любви и вдохновения. Та и будет называться наш сегодняшний урок. Его также называли «Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано».

Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента.

Это польский композитор Фридерик Шопен (1810 - 1849).

Родился в местечке Желязова - Воля близ столицы Польши Варшавы в семье школьного учителя. Рано проявились его музыкальные способности. Детство, которое он провёл со своими и тремя сёстрами и родителями, было счастливое. Уже в 5 лет он играл на фортепиано, а в 7 лет сочинил своё первое музыкальное произведение – Полонез.

Его сравнивали с гением маленького Моцарта. Учитель Шопена педагог и композитор Юзеф Эльнер, сказал о том, что у его ученика необыкновенные способности и музыкальный гений.Судьба его сложилась так, что в возрасте 20 лет в 1830 году он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции.

Прощание и тоску о Родине очень точно описал поэт Ашот Граши в своем стихотворении «Горсть земли»:Когда Шопен отчизну покидал,Друзья ему любовно поднеслиВ старинном кубке горсть родной земли,Чтоб милый дар его сопровождал.В неизъяснимой грусти дни текли.Средь разных стран, холодных, чуждых залОн свято кубок свой оберегал,В нём видя край, оставленный вдали.Гармонии задумчивый поэт,Он пел печали благородный свет,Высокую любовь в людских сердцах.Когда он умер, на земле чужой,Той милой горсткою земли роднойПод хмурым небом был увенчан прах.

Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен.

А в музыке Шопена всегда слышится тоска и грусть, боль и воспоминание о родной земле.

Слушать Вальс №7

Мы только что слышали его вальс. Его вальсы очень нежны и лиричны. Вальс – бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым. Сейчас мы послушали один из самых известных вальсов Ф. Шопена, а затем и посмотрите самый известный вальс.

Русский поэт Лев Озеров выразил свои чувства после прослушанного Седьмого вальса Шопена в стихах. Послушайте, совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?

ЛЕВ ОЗЕРОВ «ВАЛЬС»

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Ещё один жанр инструментальной музыки к которой обращался композитор - Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

Валерий Стангрит

Все прелюдии Шопена - Это небо, солнце, ветер, В чашах скал морская пена, Росы в травах на рассвете, Ароматная истома От жасмина и сирени, Сердца стук и крыша дома, В очаге - огня горенье, Свист меча в кромешной битве, От души, не в искупленье - В благодарственной молитве Преклонённые колени, Возвращение из плена Горней грёзы к новой выси... Все прелюдии Шопена - Светочувства, цветомысл

Слушать Прелюдия №7

Настроение –

Этюд - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Слушать Этюд №12 «Революционный» - фрагмент.

Шопен умер в 1849 году в Париже. Тело Шопена покоится в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Сердце, согласно его последней воле, замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве. Гений композитора принадлежит всему миру.

Прошло много лет, но великого пианиста и композитора помнят. О нём слагают стихи, пишут песни.

Лев Озеров

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,Царит ли полонез, я тут как тут.Гостиные Варшавы. Петербурга,Парижа. Вены, Праги - мой маршрут. И где б я ни был, как ни волновался, Какой бы жребий не избрал земной, - Царит ли полонез, скользит ли вальс, Ликует ли мазурка - ты со мной. Со мною ты в движении степенном. Мерцает музыка светло, темно. И это так задумано Шопеном, Не всё ль равно вчера или давно.

Вот одна из таких песен, которую исполняет 14-летний мальчик с Украины Влад Каращук. Слушаем.

Вокально-хоровая работа: 1) распевка; 2) разбор песни «Родная земля» Я. Дубравина.

4. Рефлексия – повтор: Ф. Шопен, жанры фортепианной музыки – прелюдия, этюд.

5. Домашнее задание. Выучи одно из стихотворений о Шопене.

Учитель . Следующий этап нашей работы называется «Музыкальный калейдоскоп» . Мы послушаем 7 фрагментов из уже знакомых вам (по 4 классу) фортепианных произведений Ф.Шопена. Пьесы будут звучать не все сразу, а блоками по 2-3 фрагмента. Наша задача – определить произведения, проанализировать и сравнить музыкальные образы, характер музыки и средства музыкальной выразительности. При этом мы будем заполнять на интерактивной доске сравнительную таблицу. Эту же таблицу каждый из вас может найти, пройдя по ссылке (даётся ссылка в dnevnik.ru) и по желанию заполнить её самостоятельно.
(В ситуации отсутствия планшетов у детей, можно раздать каждому заранее распечатанные бланки таблиц для заполнения).
Анализируя каждое произведение Шопена необходимо постоянно отмечать сходство его музыки с поэтической речью (тонкая фразировка, нюансы, агогика и т.д.).
Учитель. Приступаем к первому блоку.
Звучат фрагменты:

  • Ноктюрн f - moll ;
  • Этюд №12 «Революционный».

Учащиеся определяют названия, вспоминают некоторые сведения о данных произведениях, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
1 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз.языка

Ноктюрн f-moll

Лирический, мечтательный; созерцание, размышление, спокойное повествование

Мелодия волнообразная, без скачков, тонкая фразировка постоянно изменяющиеся темп и динамика

Взволнованность, гнев, возмущение, негодование,
отчаяние

Бурные стремительные пассажи в быстром темпе, громкая динамика, пунктирный ритм, призывные интонации.

Общие черты

Написаны для фортепиано;
Подвижная динамика, темповые отклонения. Сходство с поэтической речью.

Учитель. Приступаем ко второму блоку.
Звучат 2 прелюдии:

  • Прелюдия №7
  • Прелюдия №20

Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
2 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз. языка

Прелюдия №7

Светлая, нежная, лирическая, грациозная, танцевальная,
мечтательная

Скачкообразная мелодия, пунктирный ритм, форма периода (2 предложения, 4 фразы)

Прелюдия №20

Мрачная, траурная, напряжённая. Скорбь, сосредоточен-ность, трагичность.

Тяжёлые аккорды, медленный темп, контраст в динамике (ff -pp), пунктирный ритм.

Общие черты

Написаны для фортепиано, один жанр, тонкая фразировка. Сходство с поэтической речью.

После работы над 2 блоком, учитель предлагает учащимся ещё раз послушать Прелюдию №7 и продирижировать, выделяя жестами 3 долю, тонкую фразировку и «живое дыхание» музыки.

Учитель. Приступаем к третьему блоку. Он состоит из трёх фрагментов. Над этим блоком вы будете работать по группам
Звучат 3 произведения:

  • Полонез A - dur
  • Мазурка №1 B - dur
  • Вальс №7 h - moll

Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу сообща в каждой группе, после чего сверяют результат перед классом, дополняя сведения.
Примерная таблица:
3 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз.языка

Полонез A-dur

Празднично, торжественно решительно, горделиво, как пламенная речь оратора

Призывные интонации, аккордовый склад, упругий ритм, мажорный лад, трёхдольность

Мазурка №1
B-dur

Лёгкая, блестящая, грациозная, порхающая

Взлетающая вверх мелодия, выделение 3 доли, темповое и динамическое разнообразие

Вальс №7
h-moll

Плавность, мечтательность, взволнованность, лёгкое кружение

Вьющаяся мелодия, трёхдольная пульсация, нарастание звучности и затихание

Общие черты

Написаны для фортепиано, танцевальные жанры, тонкая фразировка, близость к фольклору. Сходство с поэтической речью.

После работы над 3 блоком, учитель предлагает учащимся прочитать ещё одно стихотворение, написанное под впечатлением музыки Ф.Шопена – «Вальс» Л.Озерова .
Учитель. Какому произведению посвятил поэт свои строки? Что значит для него эта музыка?
Ученики. Это стихотворение посвященоВальсу №7 Ф.Шопена, музыка которого стала целым миром, открытым в «сплетенье нотных строк».
Учитель. С чем сравнивает Л.Озеров музыку Ф.Шопена?
Учащиеся зачитывают сравнительные словосочетания из стихотворения: «как вешний ветерок», «как трепетанье птичьих крыл», «как мир, который я открыл», «как облако в голубизне», «как родничок в траве», «как сон, что вижу наяву», «как весть о том, что я живу…»
Учитель. Ребята, теперь вы понимаете, какое большое значение имела музыка Ф.Шопена для поэтов А.Граши и Л.Озерова. Именно в ней они черпали своё вдохновение. Но чем же музыка Ф.Шопена была им так близка?
Ученики. В музыке Ф.Шопена выражены чувства, настроения, мысли и мечты, близкие многим людям.
Учитель предлагает исполнить песню «Желание» на сл.С.Витвицкого . Во время работы над песней ребята отмечают сходство с мазуркой, близость интонаций к польскому фольклору, добиваются правильной фразировки, соблюдая тонкости агогики и нюансов.
Учитель. Ребята, мы видим, что музыка Шопена очень многогранна: произведения разных жанров, многообразие музыкальных образов. Но что объединяет все эти произведения? Посмотрите на нашу таблицу и определите характерные черты музыки композитора.
После согласования в группах приходят к общему выводу:

  • Почти все произведения написаны для фортепиано
  • Одухотворённость, яркое выражение чувств и настроений
  • Близость к польскому фольклору
  • Выразительность музыкального языка (тонкая фразировка, разнообразие динамических оттенков и частые изменения темпа).

Все эти черты сближают музыку с поэзией.
Учитель. Правильно. Значит, теперь мы сможем ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему Ф.Шопена называли поэтом?»

ВЫВОД:
Музыка Ф.Шопена одухотворённая, чувственная, постоянно изменяется, как бы дышит, и похожа на живую поэтическую речь.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...