Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Популяризация культурного наследия в молодежной среде. Глава III. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Обоснование социальной значимости

Сведения об участнике

Постникова Ксения Андреевна

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" в г. Нижнем Тагиле

Тезисы (информация о проекте)

Область наук

Гуманитарные и социальные науки

Раздел области наук

Исторические науки

НАСЛЕДИЕ УРАЛА: СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В работе презентован авторский сказочный проект «Мурзилка на Урале», предназначенный для популяризации историко-культурного наследия в молодежной среде, раскрыто понятие наследие, приведены примеры способов популяризации наследия.

Ключевые слова

Историко-культурное наследие, популяризация, сказки, история, Урал, молодежная среда.

Цели и задачи

Цель исследования – разработка авторского проекта популяризации наследия Урала на основе изучения существующих способов.
В соответствии с целью был поставлен ряд задач:
1. провести содержательно-функциональный анализ понятия «наследие», сформированного к настоящему моменту современной гуманитарной научной мыслью.
2. выделить основные подходы к классификации наследия.
3. раскрыть роль историко-культурного наследия Урала в формировании региональной идентичности и патриотического воспитания молодежи.
4. описать основные способы популяризации историко-культурного наследия на современном этапе развития общества.
5. спроектировать сборник авторских студенческих сказок «Мурзилка на Урале», который можно использовать для популяризации историко-культурного наследия Урала среди учащихся начальных и средних классов.

Введение

На сегодняшний день вопрос о сохранении и актуализации культурного наследия России остается открытым. Это связано с влиянием инновационных процессов на социокультурную ситуацию, с возникновением вопроса о ценности российского опыта охраны памятников, а также со становлением культурного наследия как важного фактора экономики. В связи с этим изучение регионального опыта и проектирование творческих форм популяризации культурного наследия представляется актуальным.

Методы и материалы

Теоретико-методологической основой работы является принцип историзма, в соответствии с которым все изучаемые проблемы исследуются в становлении и развитии. Следуя этому принципу, изучение наследия рассматривается на протяжении определенного исторического периода.

Также в основе исследования лежит общенаучный принцип объективности, в рамках которого развиваются представления об уникальности научных трудов каждого исследователя и о праве на существование различных методологических концепций и теорий на изучаемую проблему.

Кроме того, был использован междисциплинарный подход, позволивший обратиться к отечественному и зарубежному памятниковедческому, музеологическому, культурному опыту.

Для определения характера включенности объекта историко-культурного наследия в современную культуру был использован функциональный подход.

Для осознания сущности феномена памятника культуры был использован историко-генетический метод исторической дисциплины.

При работе с массивом выявленной литературы, а также источниками, использовались такие общенаучные теоретические методы, как: сравнение, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция. Для изучения выявленных материалов текстового характера, составивших базу практической части исследования на вооружение был взят лингвистический метод содержательно-тематического анализа текста. При упорядочении и систематизации историко-культурного наследия использовались методы классификации и типологизации.

Описание и обсуждение результатов

Апробация исследования была проведена:

  • 18 апреля 2016 г. в НТГСПИ (ф) РГППУ во время проведения акции «День наследия в НТГСПИ» среди студентов первых-третьих курсов;
  • на внеклассном мероприятии по защите исследовательских проектов в 3А классе МБОУ СОШ № 1 им. Н. К. Крупской г. Нижний Тагил;
  • на IX Всероссийской научно-практической конференция «Детская книга и история Отечества», прошедшей на базе НТГПИ (ф) РГППУ 19 мая 2016 г.);
  • на IV Международном туристском форуме «Большой Урал-2016»: новые туристские направления России. Урал» в рамках научно-практической конференции «Наследие реки Чусовой». Екатеринбург, 27 мая 2016 г.
  • в загородных детских лагерях в Пригородном районе г. Нижний Тагил со 2 по 21 июня 2016 г. во время прохождения педагогической практики студентами-авторами сказок.

Основные положения данного исследования изложены автором на четырех научно-практических конференциях разного уровня (Нижний Тагил, Екатеринбург, Курган, Казань) и в трех публикациях.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно может стать методологической базой для теоретических работ в области истории, культурологии, музееведения, истории русской культуры и искусства, а также может быть использовано в работах по популяризации регионального культурного наследия. Практическая значимость исследования, на наш взгляд, заключается в том, что его итоги будут полезны при разработке программ популяризации и использованию историко-культурного наследия. Также, разработанный сказочный проект может применяться в дальнейшей педагогической практике как образец проектной деятельности, актуальной согласно новым ФГОС.

Во «Введении» нами обоснована актуальность исследовательской работы, определены объект и предмет, также сформулированы цель и задачи исследования, историография проблемы, источниковая база и методология исследования.
В первой главе "Необходимость и способы популяризации наследия: теоретические основы изучения" дано определение понятию "наследие", приведены способы его популяризации. Акцент сделан на роль наследия в формировании патриотизма и региональной идентичности молодежи.

Во второй главе "Сказочный проект "Мурзилка на Урале" как способ популяризации наследия Урала" рассмотрены этапы реализации проекта, проанализированы принципы отбора материала для проекта, раскрыты перспективы развития проекта.

В заключении изложены результаты исследования.

1. Современные отечественные исследователи разрабатывают новые методические подходы к актуализации наследия.

2. Сфера историко-культурного наследия играет важную роль для культурно-познавательной деятельности человека.

3. В условиях резко возросшей геополитической нестабильности и глобализации, роль наследия как фактора воспитания нравственности и патриотизма, неизмеримо и многократно возрастает.

Используемые источники

Источники по теме исследования можно сгруппировать по следующим видам:
1. Законодательные и нормативно-правовые акты.
2. Делопроизводственные документы.
3. Электронные ресурсы – российские и международные сайты культурного наследия; официальные сайты учреждений и организаций, действующих в сфере историко-культурного наследия.
4. Публицистика и материалы периодической печати об актуализации памятников истории и культуры Урала.
5. Онлайн-сервисы для создания сказочного проекта «Мурзилка на Урале» и включения в него интерактивных заданий.
6. Сказки, написанные студентами 3 курса социально-гуманитарного факультета Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, филиала РГППУ при изучении дисциплины «Историко-культурное наследие Урала».

Information about the project

Postnikova Ksenia

LEGACY OF THE URALS: ways of promoting among young people

Summary of the project

In this paper the author presented a fabulous project "Murzilka the Urals", intended to promote the historical and cultural heritage among youth, revealed the concept of heritage, are examples of ways of promoting the heritage.

Historical and cultural heritage, promotion, fairy tales, history, the Urals, the youth.

Только знание истории и культуры своего региона, своей страны формируют у молодежи уважение к прошлому, пробуждают желание продолжить традиции, внести свой вклад в историю и культуру

В рамках VI Парламентского форума «Историко-культурное наследие России» состоялось заседание секции «Историко-культурное наследие как основа национально-культурной идентичности» (молодежная секция).

Модератор секции - первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова .

Заседание также велипредседатель Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Виктор Конопацкий ,председатель комитета по молодежной политике Администрации Владимирской области Алиса Абрамова .

В ходе заседания ее участники рассмотрели вопросы формирования национально-культурной идентичности как стратегического направления молодежной политики, формы и методы патриотического воспитания, молодежные инициативы в деле изучения, сохранения и популяризации историко-культурного наследия России.

Лилия Гумерова отметила, что главным ориентиром по этой проблематике являются Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации 24 декабря 2014 года. В них прописано, что в области культурного наследия одной из задач является поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации.

Также в Основах поставлена задача «поддержки молодежных организаций, объединений и движений, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельность».

«Добровольческое, волонтерское движение, в том числе в деле сохранения историко-культурного наследия России, стало заметным явлением наших дней. Мы хорошо видим, что развитие Интернет-коммуникаций и социальных сетей способствует мобилизации общественных сил и объединяет тысячи добровольцев по всей стране, готовых бескорыстно возрождать из руин храмы, спасать памятники архитектуры, вести поисковую работу воинских захоронений, собирать фольклор и традиции», - сказала сенатор.

Лилия Гумерова подчеркнула, что законодателей очень волнуют проблемы неудовлетворительного состояния объектов историко-культурного наследия во многих сельских и городских населенных пунктах России. Но не все проблемы можно решить только через государственные программы сохранения памятников истории и культуры. Нужны усилия всего общества, уточнила она.

Сенатор обратила внимание на позитивный опыт волонтерских проектов по сохранению историко-культурного наследия. «Данные проекты – это практическое воплощение конкретных дел, которые служат наглядным примером того, какую важную роль играет добровольческое, волонтерское движение в данной сфере и участие молодежи в такой работе трудно переоценить. Своим примером они помогают преодолеть равнодушие, безразличие к будущему нашей страны», - подчеркнула Лилия Гумерова .

По ее мнению, результатом этой работы будут не только спасенные памятники истории и культуры, но и воспитанное в душах молодых людей чувство ответственности за судьбу культурного наследия.

«Гражданские и патриотические чувства невозможно пробудить на основе абстракций. Только конкретное знание истории и культуры своего региона, своей страны формируют у молодежи уважение к прошлому, пробуждают желание продолжить традиции, внести свой вклад в историю и культуру нашего государства», - заявила парламентарий.

Вместе с тем, сенатор указала на то, что волонтерские проекты базируются на частной инициативе и поэтому какими бы успешными они не были, перспектива их долгосрочного существования всегда будет стоять под вопросом. Поэтому необходим поиск путей государственного участия в судьбе таких проектов и их популяризации.

Она также указала на то, что в проекте резолюции парламентского форума содержится рекомендация о разработке мер по популяризации историко-культурного наследия среди молодежи, в том числе через вовлечение молодежи в волонтерские движения, приобщение к реставрационным и археологическим работам, изучению отечественной истории, изучению нематериального культурного наследия (фольклора и народного творчества).

По словам Лилии Гумеровой , для поддержки и развития молодежного волонтерского движения в деле сохранения историко-культурного наследия необходим целый комплекс мер. Это может быть, в частности, разработка системы грантов на успешные волонтерские проекты, популяризация состоявшихся волонтерских проектов, включение их в областные и федеральные программы финансирования, создание и внедрение волонтерских программ в школах и детских домах, создание сайта волонтерского движения и базу для тех, кто готов приложить свои финансовые и иные возможности для спасения историко-культурного наследия.

Виктор Конопацкий выступил с докладом о роли исторической реконструкции в формировании национально-культурной идентичности.

Депутат Законодательного Собрания Владимирской области Юлия Жирякова рассказала о сохранении исторической памяти на примере своего родного села Черкутино.

Председатель Молодежной думы Владимирской области Полина Юрманова познакомила участников с интерактивной литературной картой, созданной молодыми парламентариями в рамках проекта «Литературная губерния», признанного лучшим на Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия».

В работе секции приняли участие представители областного движения волонтеров в сфере сохранения культурно-исторического наследия; представители Владимирского регионального отделения «Поискового движения России» и «Российского военно-исторического общества», палаты молодых законодателей, действующей при Совете Федерации.

В работе секции состоялась презентация молодежных проектов Владимирской области в сфере сохранения и продвижения историко-культурного наследия России.

Тематические площадки:

Площадка «Волонтерское движение в сфере сохранения историко-культурного наследия»

Площадка «Инновационные формы включения молодежи в деятельность по сохранению историко-культурного наследия и формирования условий для национальной самоидентификации»

Площадка «Традиционные форматы работы молодежи в рамках сохранения и популяризации культурных традиций России»

Площадка «Подготовка специалистов в сфере реставрации и сохранения»

Площадка «Молодежные форумы в сфере сохранения историко-культурного наследия»

ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий, которые представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

Одним из главных видов деятельности органа охраны объектов культурного наследия является популяризация памятников истории и культуры.

Под популяризацией объектов культурного наследия понимают деятельность, которая направлена на организацию их доступности для всех и восприятия всеми, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также другие мероприятия, которые способствуют осуществлению государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Популяризация включает в себя следующее:

  1. осуществление общественной доступности недвижимого культурного наследия его собственниками и пользователями;
  2. включение в туристическую деятельность объектов культурного наследия и их территорий;
  3. освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных недвижимому культурному наследию;
  4. изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;
  5. подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
  6. создание и ведение информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам объектов культурного наследия;
  7. иные мероприятия, отнесенные законодательством к популяризации.

Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Возможность знакомства с лучшими образцами культурного наследия, несомненно, является одной из наиболее эффективных форм популяризации культурного наследия и заслуживает всемерной поддержки и развития.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков и молодых людей, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи. Программный подход популяризации объектов культурного наследия представляется единственно возможным и позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении конкретных работ по конкретным объектам культурного наследия.

Для того чтобы популяризовать культурное наследие среди молодежи, которое будет осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ, необходимо разработать серии передач, молодежных проектов, материалов, которые будут направлены на популяризацию культурного наследия; обеспечить интерес молодежи к области журналистики, которая посвящена историческому и культурному наследию; сделать акцент внимания на необходимости проводить единую государственную политику в сфере популяризации культурного наследия России.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня уже пришла пора изучать, популяризовать, сохранять культурное наследие России. От наших взглядов, поступков молодых людей, отношения к своему Отечеству уже зависит судьба нашей страны и будущее России.

Город Нижний Тагил располагает уникальными памятниками истории и культуры, являясь одним из центров не только уральской, но и российской металлургической промышленности. Приоритетным направлением городской политики является популяризация исторического наследия нашего края.

В соответствии с Постановлением Коллегии Министерства культуры РСФСР, Коллегии Госстроя РСФСР и Президиума Центрального Совета и ВООПИК «Об утверждении нового списка исторически населенных мест Российской Федерации», принятом в 1990 году, город Нижний Тагил получил статус исторического. Несмотря на сложности переходного периода 90-х годов в городе Нижний Тагил удалось сохранить практически все недвижимые памятники истории и культуры.

На территории города находятся 84 недвижимых объекта культурного наследия разных форм собственности, которые поставлены на учет в качестве памятников истории и культуры федерального и регионального значения и 38 объектов местного (муниципального) значения. По количеству недвижимых памятников истории и культуры город Нижний Тагил занимает второе место в Свердловской области после Екатеринбурга. В городе расположено более десяти объектов культурного наследия, которые должны быть подвергнуты историко-культурной экспертизе для придания им официального статуса памятников истории и культуры местного (муниципального) значения. Одиннадцать памятников муниципального значения переданы на баланс музея изобразительных искусств, в структуре которого функционирует отдел городской скульптуры. По инициативе Администрации города начат процесс реставрации этих памятников. Не решен вопрос по реставрации трех памятников монументального искусства: памятного знака на месте авиакатастрофы 9 мая 1993 года, памятника на месте боев в годы гражданской войны в поселке Горбуново и памятника работникам милиции, погибшим при исполнении служебного долга. Началось сооружение двух новых памятников монументального искусства: памятника Н.Н. Демидову и памятника жертвам политических репрессий. Однако в городе нет утвержденного плана застройки монументальными памятниками и садово-парковыми скульптурами.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием и разграничением полномочий» предписывает выполнение функций государственной охраны памятников местного (муниципального) значения местным органам власти, но в связи с отсутствием необходимых подзаконных актов регионального уровня, управление культуры Администрации города не имеет статуса специально уполномоченного исполнительного органа в сфере охраны памятников местного значения.

Музейные экспозиции, недвижимые памятники истории и культуры являются средством открытого доступа к культурному наследию. На территории города Нижний Тагил находится 13 музеев: 3 музея муниципального значения, 10 музеев крупных предприятий и 49 музейных экспозиций в образовательных учреждениях города. При управлении культуры Администрации города действует Совет по сохранению и пропаганде культурно-исторического наследия, объединяющий все муниципальные и крупные ведомственные музеи города, на котором рассматриваются актуальные проблемы охраны, сохранения, использования и пропаганды богатого культурно-исторического наследия города Нижний Тагил.

Совместно с Департаментом образования Администрации города Нижний Тагил один раз в пять лет проводится аттестация школьных музеев, в которой в качестве экспертов принимают участие сотрудники музеев. Кроме того, организуются совместные выставки и мероприятия, такие как: слеты городской ассоциации школьных музеев, постоянно действующий семинар для руководителей школьных музеев и сотрудников.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации «Социальные нормы и нормы в сфере культуры» от 03.07.1997 № 1063-р городам с населением свыше 100 тысяч человек положено иметь не менее пяти музеев и не менее одного выставочного зала в каждом административном районе города. Нижний Тагил располагает достаточным количеством музеев. В каждом районе в ведомственных музеях открыты выставочные залы, однако в удаленных микрорайонах нет выставочных площадей. Общее количество подлинных предметов хранения в музеях города составляет более 600 тысяч единиц. Ежегодно с музейными экспозициями знакомятся более 200 тысяч гостей и жителей города.

Однако помещения музеев плохо приспособлены для хранения фондов и не имеют необходимого количества выставочных площадей. Устаревшее музейное оборудование не позволяет эффективно использовать существующие площади, в том числе фондохранилищ. Целый ряд объектов муниципальных музеев не оборудован современными эффективными охранными сигнализациями, системами наблюдения.

В силу объективных причин значительная часть коллекций музеев недоступна посетителям, но достаточно широко востребована. Обеспечить доступность к музейным фондам позволяют электронные каталоги и информационные системы. Большинство музеев города не имеют необходимой технической базы для хранения информации на современных электронных носителях.

В целях сохранения культурного наследия, совершенствования деятельности музеев, историко-культурных территорий и объектов города был создан проект индустриально-ландшафтного парка «Демидов-парк», поддержанный учеными и научными сотрудниками ведущих музеев мира, в том числе, международными организациями IСОМ и ТIССIН и XII Всемирным Конгрессом по сохранению индустриального наследия.

Наличие в городе уникальных историко-культурных ценностей создает предпосылки для развития туризма. Развитие туризма позволит активизировать поток инвестиций в экономику нашего города. В настоящий момент еще не созданы достаточно привлекательные условия для увеличения массового туристического потока в наш город: отсутствует современный комплекс туристической индустрии, системная разработка и реализация туристических программ и маршрутов, продвижение и популяризация туристического потенциала Нижнего Тагила на национальном и международном туристических рынках.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...