Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Европейская классификация архитектурных стилей. Эволюция храмовой архитектуры

Православный храм в исторически сложившихся формах означает прежде всего Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза). Алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм - область горнего ангельского мира (духовное небо) и притвор-область земного бытия. Освященный по особому чину, увенчанный крестом и украшенный святыми изображениями храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем.

История возникновения православных храмов и их устройства такова.

В обычном жилом доме, но в особой "горнице большой, устланной, готовой" (Мк. 14, 15; Лк. 22, 12) была приготовлена, то есть особым образом устроена, и состоялась Тайная вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ноги Своим ученикам. Сам совершил первую Божественную литургию - таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, долго беседовал за духовной трапезой о тайнах Церкви и Царства Небесного, затем все, с пением священных песнопений, пошли на гору Елеонскую. При этом Господь заповедал творить сие, то есть совершать то же и так же, в Его воспоминание.

В этом зачаток и храма христианского, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения и совершения таинств, и всего христианского богослужения - того, что в развитых, достигших расцвета формах мы и сейчас видим в наших православных храмах.

Оставшись по Вознесении Господнем без Своего Божественного Учителя, ученики Христовы пребывали преимущественно в сионской горнице (Деян. 1, 13) вплоть до дня Пятидесятницы, когда они в этой горнице во время молитвенного собрания сподобились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие, содействовавшее обращению ко Христу множества людей, стало началом устройства земной Христовой Церкви. Деяния святых апостолов свидетельствуют, что эти первые христиане "каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца" (Деян. 2, 46). Первые христиане продолжали почитать и ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы, но новозаветное таинство Евхаристии совершали уже в других помещениях, какими в то время могли быть только обычные жилые дома. Пример им подавали сами апостолы (Деян. 3, 1). Господь через ангела Своего повелевает апостолам, "став в храме" Иерусалимском, проповедовать иудеям "слова жизни" (Деян. 5, 20). Однако для таинства Причащения и вообще для собраний своих апостолы и другие верующие сходятся в особых местах (Деян. 4, 23, 31), где их снова посещают особенные благодатные действия Святого Духа. Это говорит о том, что храм Иерусалимский используется христианами того времени в основном для проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, в то время как христианским собраниям Господь благоволит устраиваться уже в особых, отдельных от иудеев местах.

Гонения на христиан со стороны иудеев окончательно прервали связь апостолов и их учеников с храмом иудейским. Христианскими храмами во времена апостольской проповеди продолжали служить специально для этого устроенные комнаты в жилых домах. Но уже тогда в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии, Италии делались попытки создания особых храмов, что подтверждают более поздние катакомбные храмы в форме кораблей. Во времена распространения христианства в Римской империи местом молитвенных собраний христиан часто стали служить дома богатых верующих римлян и особые постройки для светских собраний в их имениях - базилики. Базилика представляет собой стройное прямоугольное продолговатое здание с плоским потолком и двускатной крышей, украшенное извне и изнутри по всей длине рядами колонн. Большое внутреннее пространство таких зданий, ничем не занятое, их отдельное от всех прочих построек расположение благоприятствовали тому, чтобы в них устраивать первые церкви. Базилики имели вход с одной из узких сторон этого прямоугольного длинного здания, а в противоположной стороне имелась абсида - полукруглая ниша, отделенная от остальной части помещения колоннами. Эта отдельная часть служила, вероятно, алтарем.

Гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы обширные подземелья в древнем Риме и в других городах Римской империи, служившие христианам убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. Наибольшую известность приобрели римские катакомбы. Здесь в зернистом туфе, достаточно податливом, чтобы самым простым инструментом вырезать в нем могилу и даже целую комнату, и достаточно прочном, чтобы не осыпаться и сохранить гробницы, были вырезаны лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна наддругой делались могилы, куда полагали умерших, закрывая могилу каменной плитой с надписями и символическими изображениями. Помещения в катакомбах по размерам и назначению делились на три основных категории: кубикулы, крипты и капеллы. Кубикулы - небольшое помещение с захоронениями в стенах или посредине, нечто вроде часовни. Крипта - это храм средней величины, предназначенный не только для погребения, но и для собраний и богослужений. Капелла с множеством могил в стенах и в алтарной части - это довольно просторный храм, вмещавший большое число людей. На стенах и потолках всех этих сооружений сохранились до наших дней надписи, символические христианские изображения, фрески (настенные росписи) с изображениями Христа Спасителя, Матери Божией, святых, событий священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Катакомбы знаменуют эпоху раннехристианской духовной культуры и достаточно ясно характеризуют направление развития храмовой архитектуры, живописи, символики. Это особенно ценно потому, что наземных храмов этого периода не сохранилось: они безжалостно разрушались во времена гонений. Так, в III в. при гонениях императора Декия в одном только Риме было уничтожено около 40 христианских храмов.

Подземный христианский храм представлял собою прямоугольное, продолговатое помещение, в восточной, а иногда в западной части которого делалась обширная полукруглая ниша, отделенная особой низкой решеткой от остальной части храма. В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом. В капеллах к тому же имелась за престолом кафедра (седалище) епископа, перед алтарем солея, затем следовала средняя часть храма, а за ней-отдельная, третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору.

Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет нам четкий, законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Это - классический тип православного храма, сохранившийся и до наших дней.

Если базиличный храм - это приспособление гражданской языческой постройки для нужд христианского богослужения, то храм катакомбный - это свободное, не связанное необходимостью подражания чему-либо христианское творчество, отображающее глубину христианской догматики.

Для подземных храмов характерны арки и сводчатые потолки. Если крипта или капелла строились близко к поверхности земли, то в куполе средней части храма вырезался люминарий - колодец, выходящий на поверхность, откуда лился дневной свет.

Признание христианской Церкви и прекращение гонений на нее в IV веке, а затем принятие христианства в Римской империи как государственной религии положили начало новой эпохе в истории Церкви и церковного искусства. Разделение Римской империи на западную - Римскую и восточную - Византийскую части повлекло за собой сначала чисто внешнее, а затем и духовно-каноническое разделение Церкви на Западную, Римско-католическую, и Восточную, Греко-Кафолическую. Значения слов "католическая" и "кафолическая" одинаковы - вселенская. Эти различные написания приняты для отличия Церквей: католическая - для Римской, Западной, и кафолическая - для Греческой, Восточной.

Церковное искусство в Западной Церкви пошло своим путем. Здесь наиболее распространенной основой храмовой архитектуры осталась базилика. А в Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Так, храмы в виде креста означали, что Крест Христов - основа Церкви и ковчег спасения для людей; храмы круглые означали кафоличность и вечность Церкви и Царства Небесного, так как круг - это символ вечности, не имеющей ни начала, ни конца; храмы в виде восьмиугольной звезды знаменовали собою Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду ко спасению в жизни будущего, восьмого, века, ибо период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами - веками, и восьмой - это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века. Были распространены корабельные храмы в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату, с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид.

Были храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух - а чаще трехчастными.

Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах. Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный - Господа Иисуса Христа.

Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и ^внутренней детализацией. Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами.

Внутреннее устройство храма знаменует собой также как бы небесный купол, простертый над землей, или духовное небо, связанное с землей столпами истины, что соответствует слову Священного Писания о Церкви: "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его" (Притч. 9, 1).

Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя.

Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.

Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Необходимы внутреннее молитвенное усилие, духовная концентрация на символике пространственных форм, чтобы сложная конструкция храма предстала как единый символ Единого Бога. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

Вместе с Православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора. Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной. В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Эта ориентация сознания через литургически опытную жизнь определила во многом дальнейшие пути русского средневекового церковного искусства. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви. Киевский Софийский собор выражает идею Церкви как единства, состоящего из множественных, обладающих определенной самостоятельностью частей. Иерархический принцип устроения мироздания, ставший основной доминантой византийского мировоззрения, наглядно выражен как во внешнем, так и во внутреннем облике храма. Человек, входящий в собор, чувствует себя органически включенным в иерархически упорядоченную вселенную. Неразрывно связано со всем обликом храма его мозаичное и живописное убранство. Параллельно со сложением типа крестовокупольного храма в Византии шел процесс создания единой системы храмовой росписи, воплощающей богословско-догматическое выражение учения христианской веры. Своей предельной знаковой продуманностью эта роспись оказала огромное влияние на восприимчивое и раскрытое духу сознание русского человека, выработав в нем новые формы восприятия иерархической реальности. Роспись Киевской Софии стала определяющим образцом для русских храмов. В зените барабана центрального купола - изображение Христа как Господа Вседержителя (Пантократора), отличающееся монументальной мощью. Ниже - четыре архангела, представители мира небесной иерархии, посредники между Богом и человеком. Изображения архангелов расположены по четырем сторонам света в знак их господства над стихиями мира. В простенках, между окнами барабана центрального купола, образы святых апостолов. В парусах - образы четырех евангелистов. Паруса, на которых покоится купол, воспринимались в древней церковной символике как архитектурное воплощение веры в Евангелие, как основание спасения. На подпружных арках и в медальонах Киевской Софии - изображения сорока мучеников. Общий замысел храма духовно раскрыт в образе Богоматери-Оранты (с греч. Молящаяся) - "Нерушимая Стена", помещенном вверху центральной апсиды, который укрепляет целомудренную жизнь религиозного сознания, пронизывая его энергиями нерушимойдуховной основы всего тварного мира. Под изображением Оранты - Евхаристия в литургическом изводе. Следующий ряд росписи - святительский чин - способствует переживанию духовного соприсутствия творцов православного богослужения - святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова. Так уже первые киевские храмы стали как бы материнской почвой для дальнейшего развития духовной жизни русского Православия.

Генезис византийского церковного искусства отмечен многообразием церковно-культурных центров империи. Затем постепенно происходит процесс унификации. Константинополь становится законодателем во всех сферах церковной жизни, в том числе в литургическо-художественной. С XIV века подобную роль начинает играть и Москва. После падения Константинополя под ударами турецких завоевателей в 1453 году в Москве крепнет осознание ее как "третьего Рима", подлинного и единственно законного наследника Византии. Кроме византийских, у истоков московской церковной архитектуры находятся и традиции Северо-Восточной Руси с ее вселенской синтетичностью, и чисто национальная система новгородцев и псковичей. Хотя все эти многообразные элементы вошли в той или иной степени в московское зодчество, тем не менее ясно просматривается некая самостоятельная идея ("логос") этой архитектурной школы, которой было суждено предопределить все дальнейшее развитие церковного храмостроительства.

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов. Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями - гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц. Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство. Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, - сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века. В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь - квадратная, четыре боковых - восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей. Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру. Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное (или двухчастное) символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия. Например, символично количество куполов: один купол знаменует единство Бога, совершенство творения; два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола - Четвероевангелие, четыре стороны света; пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви, семь Вселенских Соборов.

Особое распространение получают красочные поливные изразцы. Другое направление более активно использовало элементы как западноевропейской, так и украинской, и белорусской церковной архитектуры с их принципиально новыми для Руси композиционными построениями и стилистическими мотивами барокко. К концу XVII века постепенно вторая тенденция оказывается господствующей. Строгановская архитектурная школа обращает особое внимание на орнаментальное убранство фасадов, свободно используя элементы классической ордерной системы. Школа нарышкинского барокко стремится к строгой симметричности и гармонической завершенности многоярусной композиции. Как некое предвестие новой эры петровских реформ воспринимается деятельность ряда московских архитекторов конца XVII века - Осипа Старцева (Крутицкий теремок в Москве, Никольский военный собор и собор Братского монастыря в Киеве), Петра Потапова (церковь в честь Успения на Покровке в Москве), Якова Бухвостова (кафедральный Успенский собор в Рязани), Дорофея Мякишева (собор в Астрахани), Владимира Белозерова (церковь в подмосковном селе Марфине). Реформы Петра Первого, коснувшиеся всех областей русской жизни, определили и дальнейшее развитие церковной архитектуры. Ход становления зодческой мысли в XVII веке подготавливал усвоение западноевропейских архитектурных форм. Возникла задача найти равновесие между византийско-православной концепцией храма и новыми стилистическими формами. Уже мастер петровского времени И. П. Зарудный, воздвигая в Москве церковь во имя Архангела Гавриила ("Меньшикова башня"), сочетал традиционные для русского зодчества XVII века ярусность и центричность построения с элементами барочного стиля. Симптоматичен синтез старого и нового в ансамбле Троице-Сергиевой Лавры. Сооружая Смольный монастырь в Петербурге в стиле барокко, Б. К. Растрелли сознательно считался с традиционно православным планированием монастырского ансамбля. Тем не менее достичь органического синтеза в XVIII-XIX веках не удалось. Начиная с 30-х годов XIX века постепенно возрождается интерес к византийской архитектуре. Только к концу XIX века и в XX веке предпринимаются попытки возродить во всей чистоте принципы средневекового русского церковного зодчества.

Престолы православных храмов освящаются во имя какого-либо святого лица или священного события, отчего получает свое название весь храм и приход. Часто в одном храме бывает несколько престолов и соответственно им несколько приделов, то есть под одной кровлей оказываются как бы собранными несколько храмов. Они освящаются в честь разных лиц или событий, но весь храм в целом обычно получает название от главного, центрального престола.

Однако иногда народная молва закрепляет за храмом название не главного, а одного из боковых приделов, если он освящен в память особо почитаемого святого.

Развитие архитектурной формы христианского храма прошло несколько этапов, связанных как с условиями существования христианства в первые века, так и с развитием богослужебного канона.

Первоначально, в период гонений, для общих молитв и принятия Таинств христиане собирались тайно, в чьем-нибудь доме, либо (чаще) в катакомбах и пещерах. Такие катакомбные церкви существовали в разных местах – в Риме, Сирии, на Кипре и Мальте и т.д. Под землей, используя естественные пещеры и углубления, вырезались лабиринты многоэтажных проходов, коридоров и тоннелей. В стенах одна над другой делались могилы для погребения умерших, храня их останки от осквернения. Гробницы закрывались плитами с надписями и символическими изображениями. Чаще всего форма храма была корабельная (ковчежная), что напоминало о первом спасении праведников (семьи Ноя) при помощи ковчега. Так уже в раннем христианстве Церковь рассматривалась как единственный в мире Ковчег, в котором человек может спастись от погибели и смерти.

С начала IV в. (с момента Миланского эдикта 313 года) примерно до VI в., когда в Византии стал складываться тип православного христианского храма, для христианских богослужений приспосабливались два вида античных светских зданий, в которых использовались новые, неизвестные до этого символические композиции:

– центрическая постройка, имевшая в плане квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный крест. Такие постройки стали использоваться для крещален или церквей - мартириев – храмов, которые воздигались на месте погребения или казни святых мучеников;

базилика , удлиненное прямоугольное пространство которой было разделено вдоль длинных стен двумя или четырьмя рядами колонн на параллельные друг другу три или пять «кораблей» (нефов), имеющих самостоятельное перекрытие. Часто средний неф был значительно выше, чем боковые, и имел самостоятельное освещение через окна верхних частей, которые опирались на колонны стен. Восточная короткая стена среднего нефа образовывала полукруглый прямоугольный или многоугольный выступ – апсиду, покрытую полукуполом. В апсиде находился алтарь с полукруглой скамьей для священнослужителей, нередко с креслом для епископа, расположенным посередине стены. Под алтарем располагалось помещение для гробниц мучеников. Алтарь отделялся от центрального нефа несколькими ступенями, невысокой алтарной преградой, а иногда и так называемой триумфальной аркой. Первоначально купол в базилике отсутствовал. Боковые нефы могли быть двухъярусными и иметь галереи. Внешний вид базилик отличался скромностью убранства, в то время как интерьер богато украшался мозаикой (в апсиде, над колоннами центрального нефа и даже на полу).



Первоначально в Византии доминировали храмы центрического типа, что было связано необходимостью особого выделения алтаря и подкупольного пространства, где находился амвон. Потребность в здании, вмещавшем много верующих, породила в V-VI вв. новый синтезированный тип храма – купольную базилику, которая сочетала продольно-базиликальный храм с центрическим.

Купольные сооружения в Византии стали появляться уже в V в. и приобрели ведущее положение в храмовой архитектуре в VI в. Подобные строения более всего соответствовали потребностям христианской службы и христианскому мировосприятию. В это время завершается формирование основных церковных обрядов и богослужения, в первую очередь Божественной Литургии, на которой совершается Таинство Евхаристии. Формирование мировоззренческих основ христианства, где большое значение имели символические идеи и эстетическая выразительность, а также выработка и утверждение канона церковных служб привели к изменению архитектуры храма. Внутреннее устройство и убранство храма призваны помочь человеку отстраниться от окружающего его земного, чувственного мира и до конца погрузиться в созерцание мира духовного, открыть за видимыми вещами их духовный смысл.

В V – VI вв. происходила эволюция базилики в сторону купольного сооружения. Превращение Великого входа Таинства Причастия в особо торжественный момент Литургии привело к выделению среднего пространства церквей и увенчанию его куполом. Эта эволюция базилики к купольному храму проходила в двух направлениях.

Первое – перекрытие нефов базилики цилиндрическими сводами и сооружение купола над серединой главного нефа. Такова церковь Девы Марии в Эфесе (VI в.). Ее западная и восточная подпружная арки были слиты с очертаниями сводов, северная и южная – выделены, не слиты со стенами, так что в центре намечалась легкая крестообразность пространства.

Второе – сооружение большого купола, опирающегося на боковые стены. Церквей такого типа сохранилось значительно больше.

Самым сложным и прекрасным вариантом подобного сооружения является собор св. Софии в Константинополе (532 – 537 гг.) – главный храм Византийской империи, который с наибольшей полнотой воплотил идейные устремления эпохи. Внутреннее пространство храма поражает своими внушительными размерами и необычностью освещения, так как имеет многочисленные окна. Несмотря на то, что часть из них была заложена турками, стены все равно кажутся прозрачными. Вопреки очевидному, трудно поверить, что вся эта гигантская конструкция состоит из кирпичной и каменной кладки – настолько она кажется легкой и невесомой. В этом и состояла главная задача строителей, ведь храм должен был быть подобием космоса и представлять собой нечто нерукотворное, а не плод человеческих усилий. Средоточием собора является огромное подкупольное пространство. Большой купол, как и небесный свод, кажется, не имеет опор. Идее Божественной легкости подчинены и все остальные архитектурные особенности храма св. Софии, поэтому отвлеченные богословские понятия воплощены в ней необычайно наглядно. Такой эффект достигается благодаря тому, что вся архитектурная композиция св. Софии была основана на системе распоров. Массивный купол опирается на барабан, прорезанный таким огромным количеством окон, что изнутри кажется сплетенным из кружева. Однако снаружи простенки между окнами невероятно массивны. Под барабаном расположены сферические треугольники (паруса), которые обеспечивают переход к столбам-опорам. Эти столбы огромны, но они так втянуты в стены, прикрыты колоннами, украшенными мрамором, что вся их массивность полностью спрятана. Мощные столбы как бы скрыты в очертаниях стен, растворены, невидимы. Вместе с тем сзади, со стороны галереи, видна их массивность и толщина. С востока и запада давление центрального купола постепенно перекидывается сначала на два больших, а затем на шесть меньших полукуполов, где и гаснет совсем. На севере и юге роль амортизаторов играют двухэтажные сводчатые галереи. Все эти строительные приемы создают удивительную легкость восприятия интерьера: вогнутые полусферы висят в воздухе, словно каким-то чудом, а стена, прорезанная десятками окон, кажется тонкой, как бумага. Снаружи эта легкость обеспечивается мощными башнями-контрфорсами и арками, которые каменным обручем стягивают всю конструкцию, делая храм похожим на крепость.

Фундамент здания был сооружен особым способом с применением смеси извести с корой деревьев и песка, смоченной отваром ячменя: такая гидравлическая масса скрепляла камень, придавая ему твердость железа. Стены и своды храма возводились из кирпича. Они имеют по периметру 79 x 72 метра и высоту 56 метров от основания до вершины. Серьезной проблемой для строительства являлось то, что купол церкви был чрезвычайно больших размеров. Для его сводов использовались особые полые кирпичи такой легкости, что их дюжина весила не больше куска черепицы. Для изготовления таких кирпичей применялась глина, найденная на острове Родос, изделия из которой отличались легкостью и прочностью. Сами стены строились слегка наклонно (в форме конуса с увеличением в верхней части). Это привело к тому, что в 558 году купол разрушился и был сооружен другой, меньшего диаметра, однако и ныне он поражает своими размерами. В X и XIV вв. во время землетрясений купол частично разрушался. Сейчас, после ремонта и реставрационных работ, его форма перестала быть строго кругообразной (диаметр у основания – 31 на 33 метра).

Во внутренней отделке широко использовались мрамор, гранит и порфир. По приказу императора Юстиниана сюда были доставлены редкие сорта мрамора – белоснежный, светло-зеленый, бело-красный и розовый. Внутри храм снизу доверху украшали золотые и цветные мозаичные изображения. Верхняя доска престола была сделана из золота с вкраплениями драгоценных камней, а пол вокруг покрыт золотыми листами. Над престолом возвышалась золотая сень в виде балдахина, которая покоилась на четырех серебряных колоннах и венчалась крестом, осыпанным алмазами. Согласно летописному повествованию, именно о красоте убранства и богослужения в Софийском храме говорили русские послы, прибывшие к князю Владимиру Святославичу из Константинополя.

Софийский собор остался уникальным архитектурным сооружением, но его композиция в некоторых существенных чертах повторялась во многих последующих постройках.

В VI в. и последующих столетиях усиление в Таинстве Евхаристии проскомидии потребовало расположения рядом с престолом жертвенника. Возникла трехчастная и, как самый распространенный вариант, трехапсидная структура алтарной части храма. Эволюция византийских храмов шла путем постепенного формирования крестообразного срединного пространства: от купольной базилики к крестово-купольному сооружению.

В целом купольная базилика не могла удовлетворить мировоззренческие и эстетические поиски своего времени, так как имела большое пространство, ее композиция не была уравновешенной и совершенной, не настраивала человека на созерцание Небесного Царства. Именно крестово-купольный тип храма стал выражением единства небесного и земного, когда купол и своды начали ассоциироваться с миром горним. Система росписей детально интерпретировала эти небесные сферы, начиная с изображения Вседержителя или Вознесения в куполе в окружении архангелов. На сводах рукавов креста рассказывалась новозаветная история, в связи с которой крестообразная пространственная композиция храма приобретала особое символическое значение. Структура внутренних архитектурных линий, спускаясь от купола вниз, превращала его в объединяющий и как бы благословляющий покров всех пришедших под его своды.

Вариантом крестово-купольный системы и самым распространенным ее типом как в византийской, так и в русской архитектуре стал четырехколонный купольный храм . Он имеет форму вписанного креста с равными ветвями и с куполом в центре, который покоится уже не на столбах или стенах в качестве основных опор, а на четырех колоннах, образующих центральный квадрат. Колонны из декоративного элемента превратились в основной композиционный, структурный элемент. Для создания такой конструкции главным было появление барабана – цилиндрической или многогранной верхней части здания, опирающейся на своды и служащей основанием купола. С его распространением пространство храма приобрело зальный характер. Хоры внутри сооружения храма уже не могли быть устроены, так как их уровень пересекал бы колонны. Они остались только над нартексом (притвором) и угловыми ячейками. Четырехколонные купольные храмы стали появляться уже в VII – VIII вв. (еще до иконоборчества). Наибольшее распространение этот тип храмов получил в IX в.

В крестово-купольных храмах нет ярко выраженного направления с запада на восток, как в базиликальных соборах Западной Европы. Здесь господствует циркулярный ритм – движение, идущее вокруг одного, ясно подчеркнутого центра, которым является подкупольное пространство храма. Так в архитектуре православного храма отражается самое тесное, насколько это возможно для человека, общение с Богом во время Литургии.

Своеобразие оформления византийских храмов заключалось в контрасте между их внешним обликом и интерьером. Внешний вид поражал суровой гладью стен, совершенно лишенных, особенно в ранний период, элементов декора, что противопоставлялось богатому украшению античных храмов. Согласно святоотеческим представлениям, подобно смиренному христианину с его богатой внутренней духовной жизнью, храм должен был быть подчеркнут строго в своем экстерьере.

Четырехколонный купольный храм стал образцом для всего последующего строительства. Именно он воплотил единство архитектурной композиции и мировоззренческих представлений. В подобных храмах рождается своеобразное чувство: зальный характер центральной части способствует объединению верующих в единую духовную группу, но самостоятельность развития пространства не создает ощущения замкнутости. В этом пространстве человек остается отдельным, даже от стоящих рядом с ним. Лишь поднимая глаза вверх, он, наконец, находит единую архитектурную систему членений. Своеобразное чувство ценности индивидуальной человеческой воли сочетается с чувством потерянности в свободном, ритмически бесконечном пространстве.

Для современного человека столь тесная связь между зрением и внутренним переживанием может показаться несколько искусственной. Однако она соответствует действительно существовавшей специфике античного и византийского художественного восприятия. Переход к созерцанию – существенный момент византийского пути к познанию, преобразованию сознания христианина, возведение человека к углубленному созерцанию творения Бога – мироздания в целом.

Существенной чертой такого храма были его внутреннее убранство, роскошные декорации интерьера и иконы. Система живописи византийского храма свидетельствовала о восприятии его как микрокосмоса: начиная с центрального купола, изображения размещались по вертикальным зонам в соответствии с их сакральной значимостью. Неразрывная связь архитектуры и стенописи приводила к созданию единого образа, а Литургия помогала верующему восприять его реальность. По словам Патриарха Фотия (вторая половина IX в.), «входя во внутренность, воображаешь себя вдруг перенесенным на небо. Все здесь блестит золотом, серебром, мрамором; столб и пол и все окружающее ослепляет и приводит в восторг». Архитектура, храмовая роспись и богослужение составляли целое, они становились неразрывны в своей выразительности и символике. Пусть все тонкости толкования были доступны небольшой группе верующих, общую идею понимали все: вертикальное развитие архитектурного организма объединяло оба мира, образуя общий космос.

Храмовое искусство Запада.

Помимо византийского типа в западном христианском мире к XI веку складывается новый внешний вид храмов. Он имел с одной стороны сходство с базиликами и византийскими храмами, а с другой стороны, и различия, благодаря которым он получил название романского стиля.

Романский стиль. Храм, построенный в романском стиле, подобно базиличному, состоял из широкого и продолговатого основания – нефа (корабля), заключающегося между двумя боковыми нефами, вдвое меньшими по высоте и ширине. С восточной, передней стороны к этим нефам пристраивалась поперечная прямоугольная часть, называющаяся трансептом. Так как она выступала своими краями из корпуса, то это придавало зданию форму креста. За трансептом устраивалась, как и в базилике, апсида, предназначавшаяся для алтаря. С задней, западной стороны устраивались по-прежнему притворы или нарфиксы. Особенностью романского стиля было то, что пол настилался в апсидах и трансепте выше, чем в средней части храма, и колонны различных частей храма стали соединяться между собой полукруглым сводом и украшаться в верхних и нижних концах своих резными, лепными и накладными изображениями и фигурами.

Романские храмы стали строетиться на прочном фундаменте, выходившем из земли. При входе в храм по бокам притворяя с XI в. иногда устраивались две величественных башни, напоминавших современные колокольни.

Романский стиль, появившись в X веке, стал распространяться в странах Западной Европы в XI и XII веках и просуществовал до XIII века, когда ему на смену пришел готический стиль.

Готический стиль . Готика – период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции. В XIII веке она распространилась на территорию Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению стиля «итальянская готика». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Готические храмы иначе называются «стрельчатыми», потому что по своему плану и внешнему убранству, хотя и напоминают романские храмы, но отличаются от последних острыми, пирамидальными, тянущимися к небу оконечностями: башнями, столбами, колокольнями. Остроконечность проявляется и во внутреннем устройстве храмов: в сводах, соединениях колонн, в окнах и угловых частях. Готические храмы особенно отличались обилием высоких и частых окон; вследствие чего на стенах оставалось мало площади для священных изображений. Зато окна готических храмов покрывались живописью. Это стиль - наиболее ярко выраженный во внешних линиях. Такие изображения, составленные из кусочков разноцветного стекла, получили названия витражей.

Стиль Возрождения. Готический стиль христианских храмов в архитектуре Западной Европы с XIV века под влиянием возрождения античного, классического знания и искусства постепенно уступает место стилю Возрождения. Этот стиль распространился в Западной Европе, начиная с Италии. В содержании искусства Возрождения происходит изменение иерархии главных жизненных ценностей. Высшей ценностью гуманистическая культура Возрождения называет человека, культ наслаждения земной жизнью, культ прекрасного человеческого тела. Изменение мировоззрения, иерархии ценностей - предпочтение земного Небесному Божественному, отразилось в содержании всех видов искусства этой эпохи и, прежде всего, в облике христианского храма: в стиле храмостроения и украшения храмов.

Познакомившись с древнегреческим и римским искусством, европейские архитекторы начали применять и в деле построения храмов некоторые черты античной архитектуры, даже привнося иногда в облик христианского храма формы языческих храмов. Влияние античной архитектуры особенно заметно в наружных и внутренних колоннах и украшениях вновь строящихся храмов.

Общие черты архитектуры Возрождения следующие: в плане храма - это продолговатый четырехугольник с трансептом и алтарем-апсидой (в этом есть сходство с романским стилем); своды и арки не остроконечные, а круглые, куполообразные (в этом - отличие от готического и сходство с византийским стилем); колонны внутренние и наружные по стилю древнегреческие. Наиболее ярким примером стиля Возрождения является собор святого апостола Петра в Риме.

Во внутреннем украшении храмов использовались орнаменты. Они создавались мастерами в виде листьев, цветов, фигур, людей и животных (в отличие от византийского орнамента, связанного с христианскими символами). В христианских храмах, возведенных и стиле Возрождения, можно увидеть много скульптурных изображений святых, что не принято в храмах базиличного, византийского и православнорусского стиля. В росписи храмов, созданных знаменитыми художниками эпохи Возрождения Микеланджело, Рафаэлем и другими, преобладает внешнее любование земной красотой человеческого прекрасного внешнего облика в ущерб духовному смыслу изображений священных событий. Часто высочайшее художественное мастерство художников служит мастерскому изображению мелких бытовых подробностей средневекового повседневного быта.

Древнерусское зодчество и его мастера.

Русская церковная архитектура начинает развиваться на Руси с принятием в 988 году христианства. Возникла необходимость в сооружении новых храмов и притом, храмов каменных, тогда как существовавшие до Крещения Руси христианские церкви были малочисленны. Построены они были из дерева.

Древнерусские храмы XI – XIII веков . Для сооружения первых каменных храмов были вызваны греческие мастера, так как до этого времени славяне не были знакомы с каменным строительством. Однако, они относительно быстро освоили новый вид зодчества, и уже в XI веке каменные церкви начинают строиться собственными мастерами, научившимися этому искусству от греков. Каменными строились только храмы, имевшие наиболее важное значение: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Восприняв от Византии христианскую веру, особенности богослужения, Русь позаимствовала и особенности храмостроения. В Греции в тот период господствовал византийский стиль. Поэтому и древние храмы Руси в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире Суздальском и в Москве были построены в византийском стиле. В Киеве и Киевской области древними храмами, появившимися в период до XIII века, являются: Десятинная церковь в честь Рождества Богородицы, Софийский собор, Киево-Печерская Лавра, Михайловский Златоверхий монастырь, церковь Спаса на Берестове, Кириллов монастырь и другие.

В Новгороде и Новгородской области – наиболее древние храмы XI – XIV веков: Софийский собор, церковь Спаса в Нередицах, церковь святителя Николая на Липне, церковь святого Феодора Стратилата, церковь Спаса Преображения на Ильинской улице, церковь апостолов Петра и Павла, церковь Успения Божией Матери в Волотове и церковь святого Георгия в Ладоге. В Пскове – это: Спасо-Мирожский монастырь и собор Святой Троицы и др. Во Владимире Суздальском и его области - Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Успенский собор в Звенигороде, церковь Покрова на Нерли близ Боголюбова монастыря, Успенский собор во Владимире на Клязьме, Димитриевскнй со-бор во Владимире, церковь Успения во Вла-димирском женском монастыре, Ростовский Успенский собор, Георгиевский собор в горо-де Юрьеве Польском и другие.

Несмотря на то, что большинство этих цер-квей не уцелели до настоящего времени в первоначальном виде, а некоторые из них или совершенно исчезли, или переделывались (в том числе, такие, как Киевский Софийский собор и Десятинная церковь, Новгородский Софийский собор), ученые все-таки смогли составить понятие о пер-воначальном виде этих церквей. При этом обнаружилось, что между древними киевскими, новгородскими, владимиро-суздальскими церквами замечается тождество в плане, способепостройки и внутреннем устройстве. Но в некото-рых частных чертах замечается отличие: новгородские храмы отличаются от киевских крышей (щипцом), отдельными звонницами. Во владимиро-суздальских еще больше характерных отличий от киевских и новгородских, а именно: горизонтальный пояс, охватывающий хрампосередине и состоящий из ряда колонок, аркообразные своды под кры-шей храма, обилие барельефных украшений на стенах храма. Эти особенности владимиро-суздальских храмов и несколько удлиненный четырехугольник в плане дают право некоторым исследователям сближать этот вид русских храмов с романским стилем.

Русско -греческий стиль . План первых русских храмов, построенных в византийском стиле, включал прямоугольное основание с тремя алтарными полукружиями. Внутри храма возводились четыре столба с арками, венчающимися куполом. Однако при большом сходстве между древнерусскими храмами и современными им греческими, между ними за-метно и различие в куполах, окнах и украшениях. В многоку-польных греческих храмах купола ставились на особых столбах и на различной высоте по сравнению с главным куполом. В русских храмах все купола ставились на одной высоте. Окна в византийских храмах были большие и частые, а в русских – маленькие и редко расположенные. Проёмы для дверей в византийских храмах были горизонтальными, а в русских – полукрулыми. В греческих больших храмах иногда устраивалось по два притвора – внутренний, предназначенный для оглашённых и кающихся, и наружный (или крыльцо), обставленный колоннами. В русских храмах устраивались одни внутренние паперти небольших размеров. В греческих храмах колонны составляли необходимую принадлежность, как во внутренних, так и во внешних частях; в русских храмах, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было. Благодаря этим различиям, некоторыми специалистами русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным – русско-греческим. Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу.

Деревянное зодчество . Каменные храмы на Руси были немногочисленны. Если первые каменные храмы, сооруженные греческими или русскими мастерами должны были быть похожими на византийские, то это сходство не совсем точно соблюдалось при строительстве деревянных церквей. Деревянных церквей, вследствие обилия древесных материалов (особенно в северных местностях России), было гораздо больше. В постройке этих церквей русскими мастерами (часто – простыми плотниками), успевшими ко времени принятия христианства выработать определенные собственные приемы и формы зодчества, было проявлено больше самостоятельности, чем в постройке каменных. В области деревянного зодчества русские мастера стояли впереди византийцев, строивших исключительно из камня и кирпича.

Во времена татаро-монгольского ига влияние чужеродной культуры проникло в разные стороны уклада и искусства Руси. Однако совершенно не отразилось на деревянном зодчестве. Иго лишь задержало, как свидетельствует упадок каменного зодчества того периода, развитие архитектурных форм и строительства. Форма и план старинных деревянных церквей представляли или квадрат, или продолговатый четырехугольник. Купола были круглые или башнеобразные, иногда в большом количестве и разнообразной величины. Примерами деревянного храмостроения являются церкви Севера, например, в Кижах.

Каменное зодчество XV-XVI веков. Московские храмы до XV века обыкновенно строились мастерами из Новгорода, Владимира и Суздаля и напоминали храмы Киево-Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры. Hо эти храмы не сохранились: они или окончательно погибли от времени, пожаров и татарских разруше-ний, или перестроились по новому виду. Сохрани-лись другие храмы, построенные после XV века пос-ле освобождения от татарского ига и усиления Мос-ковского государства. Начиная с царствования ве-ликого князя Иоанна III (1462 - 1505 гг.), в Россию приезжали и вызывались иностранные строители и художники, которые, при посредстве русских мас-теров и по руководству древнерусских преданий цер-ковного зодчества, создали несколько исторических храмов. Главнейшими из них являются Успенский собор Московского Кремля (перестроен в 1475-1479 годах), где совершалось венчание на царство русских Государей (строитель итальянец Аристотель Фио-раванти), Архангельский собор Кремля - усыпаль-ница русских князей и царей (строитель итальянец Алевиз Новый; собор перестроен в 1505-1509 годах), Благовещенский собор (перестроен в 1484-1489 го-дах). В начале XVI века была начата постройка церк-ви-колокольни «Иван Великий» - самого высокого сооружения Московского Кремля.

Шатровый стиль . С течением времени русские строители вырабатывают собственный нацио-нальный архитектурный стиль храмостроения. Первый вид русского стиля носит название « шатрового» (или столбового). Он пред-ставляет собой вид соединенных в одну церковь нескольких отдельных церк-вей, из которых каждая имеет вид, словно столба или шатра, увенчанного ку-полом и главкой. Помимо массивности столбов и колонн в таком храме и боль-шого количества главок в виде луковиц, особенностями шатрового храма являются пестрота и разнообразие красок наружных и внутренних его частей. Образцом таких храмов явля-ются церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково (1547 год), церковь Вознесения в Коломенском (1530-1532 годы), собор Василия Блаженного (храм Покрова Бо-жией Матери на Рву) в Москве, построенный в 1555-1560 годах в память победы над Казанью. О происхож-дении шатрового или столпового вида некоторые исто-рики предполагают, что в виде столпов сначала строи-лись деревянные церкви, а потом и каменные.

Храмы XV -XVII веков . Особенностью храмов XVII века является внешнее яркое декоративное убранство: фа-сады увенчаны резными пирамидами, раскрашенными кокошниками, резными наличниками окон. Этот на-рядный стиль получил название «русское узорочье». Примером храма этого стиля является церковь Рож-дества Богородицы в Путниках в Москве (1649-1652 годы).

Храмы XVIII - XIX веков. Время распространения шат-рового вида в России оканчивается в XVII веке. По-зднее замечается нерасположение к этому стилю и даже запрещение его со стороны духовной власти (мо-жет быть, вследствие отличия его от исторического - византийского стиля).

Начиная с середины XVII века, «русское узорочье» вытесняется монументальным стилем «русское ба-рокко», отразившим в архитектурных формах чер-ты западноевропейской классической культуры. Примерами являются Воскресенский собор Смоль-ного монастыря в Петербурге (архитектор Растрел-ли), Андреевская церковь в Киеве, церковь Покро-ва Божией Матери в Филях в Москве (1693-1694 годы). В последние десятилетия XIX века пробужда-ется возрождение шатрового вида храмов. В этом виде создается несколько исторических церквей, так напри-мер, Троицкий храм Санкт-Петербургского «Общества рас-пространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» и храм Воскресения (Спаса-на--крови) на месте убиения Царя-Освободителя Александра I (1907 год). В царствование императора Николая I для по-стройки военных церквей в Санкт-Петербурге был вырабо-тан архитектором Константином Тоном стиль, получив-ший название «тоновского». Примером может служить цер-ковь Благовещения в Конно-Гвардейском полку.

Из западноевропейских стилей (романский, готичес-кий и стиль Возрождения) при постройке русских церк-вей во второй половине XVIII - начале XIX века нашел при-менение только стиль Возрождения. Черты этого рацио-нального классического стиля видны в двух главных со-борах Санкт-Петербурга - Казанском (1737 год) и Исаа-киевском (1858 год). Иногда во внешнем облике храма замечается смешение стилей - базиличного и византийского, или романского и готического.

В XVIII – XIX столетиях большое распространение получа-ют домовые церкви, устраиваемые во дворцах и домах богатых людей, при учебных и правительственных уч-реждениях и при богадельнях. Такие церкви могут быть сопоставлены с древнехристианскими икосами.

Знаменитыми зодчими, возводившими в России хра-мы, были такие мастера, как Аристотель Фиораван-ти (ХV век) - строитель Успенского собора Московс-кого Кремля, Барма и Постник Яковлев (XVI век) - зодчие Покровского собора (храм Василия Блажен-ного) на Красной площади, Бартоломео Франческо Растрелли (XVIII век) - создатель ансамбля Смоль-ного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Васи-лий Ермолин (XV век), Павел Потехин (XVII век), Яков Бухвостов (XVII - начало XVIII века), Осип Бове (XVIII - начало XIX века), Константин Тон (Х1Х век). Каждый из них привнес в храмостроительство свои неповторимые творческие черты, сохраняя особенно-сти русского вида церковного зодчества.

Вопросы для контроля владения компетенциями:

1. Каковы устройство и символика ветхозаветной скинии пророка Моисея?

2. Какую внутреннюю структуру имеет православный храм? Раскройте символическое значение каждой из частей.

3. Как в архитектуре православного храма отражается литургический характер православного зодчества?

4. Как в композиции иконостаса отражается идея небесной иерархии и путь христиан ко Христу? Расскажите об изображениях на разных ярусах русского иконостаса.

5. Перечислите основные типы христианских храмов, определите этапы их создания и приведите примеры наиболее характерных сооружений.

6. Какой тип храмов получил наибольшее распространение на Руси и почему?

О дно из основных свойств Божьих — Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте.

Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами.

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их объяснениям не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании. Храм — есть также образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В Символе веры Церковь именуется "Единой, Святой, Соборной и Апостольской".

Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре.

Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей по поводу общих торжественных богослужений, называются соборными, или просто соборами.

По подчиненности и местоположению храмы делятся на:

Ставропигиальные — храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода.

Кафедральные — являются главными храмами для правящих архиереев той или иной епархии.

Приходские — храмы, в которых совершаются богослужения местных приходов (Приходом называется община православных христиан, состоящая из священнослужителей и мирян, объединенных при храме).

Кладбищенские — находящиеся либо на территории кладбищ, либо в непосредственной близости от них. Особенностью кладбищенских храмов является то, что здесь постоянно совершаются заупокойные службы. Обязанность местных священнослужителей — совершение по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище. Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой.

Европейская классификация архитектурных стилей.

О сновные архитектурные стили:
    Архитектура древнего мира
  • Египет
  • Месопотамия и др.
  • Античная архитектура
  • Греческая
  • Римская
  • Средневековая архитектура
  • Византийская
  • Романская
  • Готика
  • Архитектура Нового времени
  • Ренессанс
  • Барокко и Рококо
  • Классицизм и Ампир
  • Эклектика или Историзм
  • Модерн, он же Арт-нуво, Югендстиль, Сецессион и др.
  • Архитектура Новейшего времени
  • Конструктивизм
  • Арт-деко
  • Модернизм или Интернациональный стиль
  • Хай-тек
  • Постмодернизм
  • Разнообразные современные стили

На самом деле, чистых стилей в архитектуре практически нет, все они существуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Стили не сменяются механически один другим, они не устаревают, не возникают ниоткуда и не исчезают бесследно. В любом архитектурном стиле есть что-то от предшествующего и будущего стиля. Относя здание к определённому архитектурному стилю, мы должны понимать, что это условная характеристика, так как каждое произведение архитектуры по-своему уникально и неповторимо.


Для того чтобы отнести здание к конкретному стилю, нам надо выбрать главный, по нашему мнению, признак. Ясно, что такая классификация всегда будет приблизительной и неточной. Средневековая русская архитектура в европейскую классификацию не вписывается ни как. Перейдём к русской храмовой архитектуре.


Русь приняла от Византии сложившуюся православную религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не позволило взять за основу сложную столичную систему купольной византийской базилики. Образцом для русских храмов стал четырёх- и шестистолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма.

Осваивая новые технологии, человек меняет окружающее его пространство, заодно модернизируя материальные атрибуты религии — здания церквей и храмов. Такие изменения затрагивают и православную среду, где все чаще звучит вопрос «осовременивания» церковной традиции строительства храмов. Католики, наоборот, пытаются взять под контроль этот процесс – не так давно Ватикан официально заявил: «Современные католические церкви напоминают музеи и строятся больше с целью получить награду за дизайн, нежели послужить Господу…». Работы западных архитекторов действительно часто награждаются в различных профессиональных конкурсах и премиях, некоторые из них в дальнейшем получают широкую известность и становятся архитектурными символами городов.

Представляем вам фотографии современных храмов, построенных с элементами модернизма и «стиля будущего» — хайтек.

(Всего 21 фото)

1. Протестантский «Хрустальный» Собор (Crystal Cathedral) в городе Гарден Гроув, округ Ориндж, штат Калифорния, США. Это наиболее известный образец стиля хайтек, предполагающего прямые линии в дизайне и стекло с металлом в качестве основного материала. Храм построен из 10 000 прямоугольных стеклянных блоков, скрепленных силиконовым клеем, и его конструкция, по утверждению архитекторов, максимально надежна.

2. Церковь единовременно может вмещать до 2900 прихожан. Расположенный внутри «Хрустального» Собора орган – поистине чудесен. Управляемый с пяти клавиатур, это - один из самых больших органов в мире.

3. Во многом похожая на «Хрустальный» Собор Церковь Света от Света (англ. Cathedral of Christ the Light) - католический храм в городе Окленд, США. Церковь является кафедральным собором епархии Окленда, а также первым христианским собором США, построенным в XXI веке. Храм широко обсуждается в американской прессе – из-за значительных затрат на строительство, а также из-за окружающего его сада, который посвящен жертвам сексуального насилия со стороны священнослужителей.

4. Внутренний интерьер Церкви Света от Света.

5. Собор Христа-Царя (англ. Metropolitan Cathedral of Christ the King), чаще называемый просто Ливерпульский метропольный собор (англ. Liverpool Metropolitan Cathedral) - главный католический храм Ливерпуля, Великобритания. Здание является ярким примером архитектуры второй половины XX века. Служит кафедрой архиепископа Ливерпуля, также действует как приходская церковь.

6. Поражающий воображение и верующих и атеистов внутренний интерьер с ультрасовременным освещением.

7. Церковь Святого Креста в Дании впечатляет геометрией здания в минималистическом стиле и своим расположением - практически посреди поля.

8. Построенная в конце 90х католическая церковь в городе Эври (Франция) называется Собор Воскресения. Обратите внимание на растительный декор в виде зеленых кустов, расположенных на крыше здания.

9. Церковь Милосердного Бога Отца в Риме является крупным общественным центром итальянской столицы. Это футуристическое здание специально расположено в одном из спальных районов, чтобы архитектурно его «оживить». В качестве строительного материала использовался сборный железобетон.

10. Хальгримскирья - лютеранская церковь в Рейкьявике, столице Исландии. Это четвертое по высоте здание во всей стране. Проект церкви был разработан в 1937 году архитектором Гудйоуном Самуэльсоном, а на её постройку ушло 38 лет. Хотя здание было создано задолго до начала экспансии хай-тек в мир архитектуры, на наш взгляд, общий вид храма и его необычная форма делают его очень интересным образцом модернизма. Церковь находится в самом центре Рейкявика, видна из любой части города, а ее верхняя часть также используется в качестве обзорной площадки. Храм стал одной из главных столичных достопримечательностей.

11. В центре французского Страсбурга строится современный собор, у которого есть пока еще только «рабочее» название Folder (папка). Состоящее из ряда плиссированных арок здание будет крайне оригинально смотреться в качестве места проведения католических церемоний, например, свадеб.

12. Украинская Греко-католическая церковь Святого Иосифа была построена в Чикаго (США) в 1956 году. Во всем мире она известна благодаря 13 золотым куполам, которые символизируют самого Иисуса и 12 апостолов.

13. Церковь «Санто Волто» в Турине (Италия). Дизайн нового церковного комплекса является частью программы преобразований, предоставленных в генеральном плане застройки Турина от 1995 г.

14. Собор Святой Марии в Сан-Франциско является достаточно авангардным зданием, но местные архитекторы называют его «разумным консервативным вариантом».

15. Минималистическая Церковь Света была построена в 1989 году по дизайну известного японского архитектора Тадао Андо в тихом жилом районе в пригороде Осаки, Япония. Внутреннее пространство Церкви Cвета визуально разделяется лучами света, поступающими из отверстия в форме креста в одной из стен здания.

16. В центре Лос-Анджелеса находится Собор Богоматери Ангелов. Церковь служит общей архиепископии, состоящей из более чем 5 миллионов католиков. Именно в этом храме архиепископ проводит основные литургии.

17. Церковь Харисса в столице Ливана - Бейруте. Состоит из 2х частей: бронзовая статуя святой Девы Марии в пятнадцать тонн веса, расположенная на высоте 650 метров над уровнем моря, выполнена в византийском стиле. Внутри статуи находится маленькая часовня.

18. Вторая часть Церкви Харисса – собор футуристической формы из стекла и бетона. Этот комплекс - настоящий христианский символ в несколько необычной для него обстановке. Его также называют «Знамя христианства на Ближнем Востоке».

19. Необычное по форме, материалам и общей концепции здание - относительно недавно построенная католическая церковь Санта Моника. Храм расположен в часе езды от Мадрида (Испания).

20. Внутренний интерьер Церкви Санта Моника.

21. В завершение нашего обзора – совсем нетрадиционная Церковь Троицы в традиционной и консервативной столице Австрии - Вене. Храм Святой Троицы (нем. Kirche Zur Heiligsten Dreifaltigkeit) в Вене, более известный как Храм Вотрубы, находится на горе Санкт Георгенберг (Sankt Georgenberg). Построенный в 1974 году Храм принадлежит к Римско-католической церкви. Из-за полного несоответствия традиционным церковным формам возведение здания, конечно же, встретило значительное сопротивление со стороны местных жителей.

На лекции «Как удивляться Москве: архитектура в деталях», организованной Level One , историк архитектуры рассказал о значимых этапах развития московского зодчества XIV-ХХ веков, а также научил безошибочно определять стиль и время постройки по «говорящим» деталям.

Храмы Москвы XII-XIV века: время первых столичных амбиций

Впервые Москва упоминается в летописи в 1147 году. Но каменные постройки на территории Московского княжества появляются лишь полтора века спустя, причем не в самом городе, а на окраинах.

Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района

До наших дней дошел Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района . Эта церковь в архитектурном плане очень простая, даже примитивная. Из декора – перспективный портал с аркой килевидной формы (такая дуга с «язычком пламени» на века станет чисто московской архитектурной чертой).

Храм Успения на Городке в Звенигороде

В конце XIV века построен храм Успения на Городке в Звенигороде . Он старше Никольского всего на несколько десятилетий, однако перед нами – гораздо более зрелое произведение. Мы видим тот же перспективный портал и килевидную арку, но появляются колонны и орнаментальный пояс, а также узкие окна и ярусность.

Откуда пришли колонны? Конечно же, из античности. Ездили ли московские зодчие в творческую командировку на Пелопоннес? Очевидно, нет. Они вдохновлялись архитектурой Владимиро-Суздальского княжества, которое было центром домонгольской Руси. Владимиро-суздальские зодчие во время расцвета княжества успели достичь совершенства в осмыслении античного наследия.

Одна из вершин белокаменного зодчества той поры дошла до наших дней – это храм Покрова на Нерли . Здесь мы видим переосмысленные античные элементы – колонны, орнаментальный пояс, цоколь, карниз в очень гармоничном исполнении.

Московские мастера в конце XIV века ориентировались на архитектуру Владимирской земли (тем более что в плане государственности Москва должна была стать ее преемницей), но пока не очень умело.

XV-XVI века: итальянцы в России

Успенский собор

Главные постройки этого времени – соборы Московского Кремля. Успенский собор – последний, построенный в «старомосковском» стиле с присущим ему аскетизмом. Строил его итальянец, которому дали указание «сделать как во Владимире», поясняет Дмитрий Беззубцев.

Архангельский собор

А вот Архангельский собор , украшенный венецианскими ракушками, напоминает о европейском ренессансе. Он богато декорирован, и декор этот выполнен весьма умело – чувствуется рука итальянца. В целом, по мнению Дмитрия, это «новый уровень осознанности» для архитектуры Москвы.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве , построенный некогда в вотчине Бориса Годунова – еще один памятник этой поры. Предположительно он сооружен по проекту русского архитектора Федора Коня, но итальянское влияние чувствуется – законы симметрии соблюдены здесь идеально.

XVII век: иррациональное узорочье

В XVII веке итальянцы в России больше не строят. Отечественные мастера полностью обновляют архитектурный язык. Основными отличительными чертами нового стиля, который называют узорочье, становятся иррациональность и живописность. Это «самое сочное, что было создано московской архитектурой», комментирует Дмитрий Беззубцев.

Примеры таких строений можно найти в самом центре Москвы – это яркая церковь святителя Николая в Хамовниках и храм Рождества Богородицы в Путинках (белым он стал в наше время, а изначально был расписан).

Если присмотреться к этим храмам, можно увидеть огромное разнообразие архитектурных деталей, разбросанных по объему здания прихотливо и несимметрично. Посмотрите, например, как выполнены окна Никольского храма: все наличники разной формы (но почти каждый имеет отсылку к московской килевидности), окна расположены на разных расстояниях относительно края стен и друг друга (это называется «окна вразбежку»), кое-где наличник «наползает» на карниз. Асимметрично и строение в целом: трапезная пристроена к основному объему храма случайным образом, колокольня смещена от центральной оси.

Храм Рождества Богородицы в Путинках

То же мы видим и в храме Рождества Богородицы в Путинках . Здесь интересно обратить внимание на стыки разных частей здания, которые буквально «врезаются» друг в друга, на то, что внешняя архитектура не отражает внутреннюю конструкцию здания.

Воскресенские (Иверские) ворота

Пример более аристократичного, упорядоченного узорочья можно найти на Красной площади – это воссозданные в 90-е годы XX века Воскресенские (Иверские) ворота . Характерные для XVII века формы и декор здесь расположены аккуратно и симметрично.

Верхоспасский собор в Кремле

Еще один пример – Верхоспасский собор в Кремле . Его нарядные главки хорошо видны из Александровского сада.

XVIII век: нарышкинское и просто барокко

В XVIII веке московская архитектура снова смотрит на Запад. Связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга – петровским барокко – стал нарышкинский стиль.

Храм Покрова Богородицы в Филях

Самые известные примеры нарышкинского барокко – храм Покрова Богородицы в Филях, Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района .

Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района

Особенность нарышкинского стиля – смешение противоречивых тенденций и течений. С одной стороны, мы видим черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, с другой – традиции русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

В Большом Харитоньевском переулке – интересный памятник гражданской архитектуры нарышкинского барокко. Недавно он стал доступен для посещения как музей.

А вот подлинного, высококлассного барокко, подобного тому, что можно встретить в Петербурге, в Москве почти нет. Чувствуется, что в это время Москва – провинция. Однако на самой Красной площади мы можем полюбоваться домом Губернского правления , на Старой Басманной – храмом мученика Никиты .

Вообще барокко – это «отличник, который пытается косить под двоечника», шутит Дмитрий Беззубцев. Этот стиль основан на ордере, то есть законах симметрии и порядка, но его отличительные черты – «разорванные» арки и фронтоны, вольные изгибы, прихотливый, избыточный декор.

XVIII-XIX века: эпоха городских усадеб и имперского ампира

Первая градская больница

Классицизм расцвел в Москве пышным цветом и продержался долго – до сих пор сохраняется около 800 памятников архитектуры в этом стиле. Особенно часто классицистические городские усадьбы строила знать. Классицизм основан на простых геометрических формах, ордере, порядке. Он «перестает комплексовать по поводу пустого пространства», – говорит Дмитрий Беззубцев, показывая здание Первой градской больницы .

Действительно, только центральный портал здесь декорирован, остальные стены практически пусты. В стиле классицизма строили и храмы; пример – .

Манеж

Самый «нарядный» вариант классицизма – ампир. Ампирные здания создал для своей империи Наполеон Бонапарт. После победы над Наполеоном Россия «завоевала» и его стиль. Чтобы добиться впечатления приподнятости, торжественности, верхнюю часть здания увеличивали. Например, у здания Манежа сильно увеличен фронтон. Также отличительная черта стиля – военная, прежде всего античная, символика в декоре.

Конец XIX века: время эклектики

С XIX века стили начинают размываться – особенно заметно это становится к концу столетия. Например, – настоящий «сборник цитат». Мы можем разглядеть килевидные арки, романские «висячие» колонны, композицию, перекликающуюся с Исаакиевским собором (большой центральный купол и четыре звонницы), и так далее.

Или здание Исторического музея : много цитат из эпохи узорочья, но симметричность постройки и просто размер свидетельствуют о том, что это не XVII век.

Марфо-Мариинская обитель

А Марфо-Мариинская обитель – сочетание неоархаики с мотивами новгородского зодчества и модерна.

– неоклассицизм: мы видим портал, типичный для классицизма, но колоннада идет вдоль всего фасада, размер здания свидетельствует о технических возможностях, невообразимых в период истинного классицизма.

Начало XX века: уютный модерн

В стиле модерн в Москве построено много особняков. Как нельзя кстати в строительстве частных домов оказался характерный для модерна принцип «изнутри наружу»: сначала планировали количество и расположение комнат, потом придумывали внешнюю оболочку. Архитектор становится художником: может нарисовать, например, собственную форму окна.

Особняк Рябушински

Активно используют новые материалы – например, металл, декоративная штукатурка, плитка («Эклектика металлические конструкции стыдливо прикрывала», – отмечает Беззубцев), новое осмысление дерева. Великолепный пример модерна – особняк Рябушинских .

* * *

Москве есть чем гордиться. После итальянского влияния русская архитектура смогла придумать новый полноценный язык – узорочье. Догнать мировую архитектуру и создать здания в лучших традициях европейского классицизма. Потом отречься от традиций и предложить уютный модерн. Наконец, открыть авангард и повлиять на облик городов по всему миру. Но об этом будет отдельный разговор.

Вы прочитали статью Храмы Москвы: 7 деталей архитектуры . Читайте также.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...