Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Художники васнецовы. Виктор васнецов Братья васнецовы художники

Русский художник Виктор Васнецов, истинный патриот своей страны, стал родоначальником «русского стиля» в рамках символизма, присущего европейскому искусству конца 19 века. В его творчестве соединились исторические мотивы с поэтической атмосферой сказок, оставив в русской и мировой культуре яркий след.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был .

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.


Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения , проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.


К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской , и , пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» . Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты .


Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.


Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.


Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.


После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.


Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Личная жизнь

Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.


Аполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.

Смерть

Завершилась биография Виктора Васнецова 23 июля 1926 года, когда тому было 78 лет. Скончался художник от инфаркта в московской мастерской. Похоронили Васнецова на Лазаревском кладбище, а когда оно было уничтожено, прах перезахоронили на Введенском кладбище.

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» компании «Аэрофлот» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.

  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:
«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка...».

Произведения

  • 1876 – «С квартиры на квартиру»
  • 1879 – «Преферанс»
  • 1878 – «Витязь на распутье»
  • 1880 – «После побоища Игоря Святославича с половцами»
  • 1880 – «Ковер-самолет»
  • 1881 – «Аленушка»
  • 1881 – «Три царевны подземного царства»
  • 1889 – «Иван-Царевич на Сером Волке»
  • 1890 – «Крещение Руси»
  • 1897 – «Царь Иван Васильевич Грозный»
  • 1897 – «Баян»
  • 1897 – «Гамаюн – птица вещая»
  • 1898 – «Сирин и Алконост»
  • 1898 – «Богатыри»
  • 1899 – «Снегурочка»
  • 1899 – «Гусляры»
  • 1904 – «Страшный суд»
  • 1909 – «Варяги»
  • 1914 – «Поединок Пересвета с Челубеем»
  • 1918 – «Царевна-лягушка»
  • 1926 – «Спящая царевна»
  • 1926 – «Кощей Бессмертный»

Знаменитый, выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, появился на свет в 1848 году в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо.

Первое начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.

В августе 1867 года Васнецов поступает в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где знакомится с Крамским и Репиным и становится членом Товарищества передвижников. С 1868 года Виктор Михайлович увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылью водки» получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.

Весной 1876 года, после выхода из Академии, Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа. Художник знакомится с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.

Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года. В том-же году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву.

В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник погружается в мотивы Средневековья, в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).

Под впечатлением “Слова о полку Игореве” он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880). Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году создает картину “Аленушка”, в которой обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова.

Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника. Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883).

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным свершением. Художник создал свой “васнецовский стиль”.

В 1897 году художник создаёт полотно “Царь Иван Васильевич Грозный», в 1889 году - “Иван-царевич на Сером волке». Написание картины "Богатыри" (нередко эту картину называют "Три богатыря") стало поворотным событием в биографии Васнецова. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана Васнецовым в 1898 году.

К 100-летию А. С. Пушкина Васнецов оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”. В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.

В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.

В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.

Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы.

Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным. "Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - писал в своей "Автобиографии" А. Васнецов.

Виктор был на восемь лет старше Аполлинария, и, когда не стало отца, он уже учился в петербургской Академии художеств. Приехав на родину по случаю похорон, Виктор увидел талантливые рисунки брата и понял, что в семье растет еще один художник. Пример старшего брата был воспринят младшим. Он уже неплохо рисовал с натуры, добиваясь близкого сходства с природой. Перед отъездом в Петербург Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.

В 1878 году А. Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны. Долгие годы постоянным наставником и по существу его основным учителем был брат Виктор Михайлович.

С 1882 года Васнецов ежегодно проводит лето на даче у В.М. Васнецова, расположенной близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

Семья Мамонтовых и группировавшийся вокруг нее кружок передовых талантливых представителей интеллигенции оставили яркий след в русской художественной культуре последней четверти XIX века. На формирование А. М. Васнецова как художника большое влияние оказало тесное общение с членами абрамцевского кружка и вообще с товарищами Виктора Михайловича Васнецова, обладавшими большими, яркими талантами. Летом в Абрамцеве, а зимой в московской квартире Мамонтовых собирались художники Н. В. Неврев, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, Л. А. Киселев, В. А. Серов, К. А. Коровин, Н. Д. Кузнецов, И. И. Левитан, М. В, Нестеров, В. И. Суриков, М. А. Врубель, артистки М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова; с Абрамцевым связано начало театральной деятельности К. С. Станиславского и Ф. И. Шаляпина.

Живописная природа, окружавшая имение, и артистическая обстановка, господствовавшая там, способствовали творческому росту художников. В Абрамцеве В. М. Васнецов писал своих "Богатырей", В. А. Серов - "Девочку с персиками", И. Е. Репин собирал материал и работал над "Крестным ходом в Курской губернии". Абрамцевский пейзаж можно увидеть в "Аленушке" В. Васнецова и в "Видении отрока Варфоломея" М. Нестерова.

Яркие краски юга, угрюмые кавказские утесы, величественные просторы северного Урала - каждый уголок огромной России нашел отражение в творчестве А.Васнецова. Объехав полстраны со своим этюдником, художник обосновался в Москве, искренне полюбил этот город и сделался настоящим певцом его истории и культуры. Улочки древней столицы, реконструированные художником по архивным данным и по материалам археологических раскопок, и сегодня поражают своей достоверностью и реалистичностью.

Кисти А.М.Васнецова принадлежат: «Северный край. Сибирская река» (1899), «Родина» (1886), «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Кама» (1895), «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900), «Красная площадь во 2-й половине XVII века» (1925), а также эскизы к театральным постановкам «Хованщина» (1897), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1907).

Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом году жизни и похоронен на Введенском кладбище.

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков»

Говоря о русских художниках, братьях Викторе и Аполлинарии Васнецовых, критики порой называли Аполлинария робкой тенью Виктора. Братья на сравнения внимания никогда не обращали. Не было в их жизни места соревнованию, а были только любовь и настоящая дружба.

Васнецовы происходили из известного на Вятской земле рода священников. Будущие художники рано остались сиротами. Аполлинарию было тогда всего 13. Виктор, старше на восемь лет, заменил ему отца. То, что младший брат способен к живописи, он заметил, когда Аполлинаша был ещё совсем маленьким. Виктор как-то показал ему свои рисунки. Аполлинарий хотел во всём походить на брата. Он взял мел и расписал стены дома. Мел отобрали, но малыш нашёл кусок мыла и продолжил свои настенные экзерсисы. Домашние поняли: в семье растёт будущий художник.

Братья были неразлучны с детства. Вместе росли, играли, рисовали. Первыми учителями в живописи стали для них отец и бабушка, которую внуки называли «бабушкой с акварелями» - у неё было много красок, которых она не жалела для мальчиков. Идя по стопам отца-священника, братья закончили духовное училище в Вятке. Они проводили вместе всё свободное время. И не представляли себе жизни без рисования. Виктор познакомился с художником Андриолли, брал у него уроки, настоял на том, чтобы брат тоже посещал эти занятия. Узнав, что в Петербурге есть Академия художеств, Виктор решил ехать в столицу. А поступив учиться, взял к себе и Аполлинария.

Оказавшись в чужом городе, Васнецовы, помнившие о тёплой атмосфере родительского дома, держались поближе друг к другу. Правда, Аполлинарий неожиданно изменил свои планы: сдал экзамен на должность сельского учителя и уехал в деревню. Виктор убеждал брата, что как художник он принесёт гораздо больше пользы народу, но Аполлинарий стоял на своём.

Спустя год, когда Виктор уже женился и переехал в Москву, Аполлинарий всё-таки решил посвятить себя искусству. Он тоже перебрался в Первопрестольную и поселился у брата. Васнецовы вместе гуляли по Москве, которую сразу полюбили, и возвращаясь с очередной прогулки, восхищались тем, сколько чудес они сегодня повидали. Жили в то время братья трудно, но в уныние не впадали и много работали. Дела поправились, когда картины Виктора начали покупать. Став знаменитым, он не изменился: по-прежнему оставался советчиком брату и поддерживал его материально.

Друзьям казалось, что Васнецовы не разлучаются, даже если им приходилось надолго расставаться. Так было, когда Виктор 10 лет прожил в Киеве, расписывая Владимирский собор. Братья из писем знали о каждом шаге друг друга. Так было и когда Аполлинарий женился, и когда сам стал признанным художником. Виктора он навещал почти каждый день. У старшего брата уже выросли дети, в его доме собиралась молодёжь, затевались любительские спектакли. Виктор и Аполлинарий с увлечением писали декорации, гримировали артистов и шутили, что «Васнецовы всюду суют свой нос».

Конечно, не обходилось и без споров. И не только по профессиональным вопросам. В 1905 году в России произошла революция. Младший брат приветствовал её, старший считал бедой. То, что Виктор прав, Аполлинарий понял в 1917-ом. «Безумие - вручать судьбы народа страны тёмным массам низов», - сказал он, глядя, как большевики расправляются с тем, что было ему дорого. В том числе с его собственными работами и работами брата - церковными росписями и иконами.

Смерть Виктора Михайловича в 26-ом году стала ещё одним тяжёлым ударом для Аполлинария Михайловича. Не стало самого близкого человека. «Это был учитель, друг, память о котором внесла огромное опустошение в душу и похолодила сердце», - сказал потом художник. Он умер в 33 году. После смерти Аполлинария Михайловича его сын написал книгу об отце и дяде, одной из главных радостей в жизни которых была радость общения друг с другом.

В Вятском крае родились братья-художники Васнецовы. Они на многие века своим творчеством прославили нашу малую родину. Родились они в семье священника М. В. Васнецова.
Книги - это не украшение книжного шкафа, хорошая книга является своего рода шедевром. В них можно найти буквально всё, от исторических памятников до мемуаров.
Мне посчастливилось прочесть несколько книг, посвященных нашим знаменитым землякам, братьям Васнецовым.

Виктор Михайлович Васнецов - Почётный гражданин Вятского края


Годы жизни Виктора Михайловича Васнецова - (3(15) мая 1848 - 23 июля 1926). Родился в селе Лопьял Вятской губернии.

Учился в Вятском духовном училище (1858-1862), Вятской духовной семинарии (1862-1867), петербургской Академии художеств (1868-1875). В 1870-е годы утвердился как мастер бытового, а затем исторического жанра, былинно-сказочной композиции.

Его послужной список: профессор живописи, действительный член Пе¬тербургской Академии художеств, почетный член Римской Академии, кавалер ордена Почетного легиона (Франция).

Апполинарий Михайлович Васнецов


Годы жизни Апполинария Михайловича Васнецова - (6 августа (25 июля) 1856 - 23 января 1933). Родился в селе Рябове, учился в Вятском духовном училище (1866-1872). Его послужной список: академик живописи, действительный член Петербургской Академии художеств, член Союза писателей СССР.

В 1878 году покинул Вятский край вместе с братом. С 1901 по 1918 год руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где обучались многие художники-вятчане и существовало Вятское землячество. Известны его труды по теории изобразительного искусства, по научной реставрации архитектурных памятников, по вопросам астрономии, геологии, археологии.
Живя в Москве, В. М. и А. М. Васнецовы не забывали о Вятском крае, поддерживали тесную связь с малой родиной. На Вятке жили и трудились их братья Николай, Аркадий, Александр.
Виктор Васнецов был Почётным гражданином города Вятки.
В 1910 году в Вятке открылся худо¬жественно-исторический музей, инициаторами создания которого выступили Виктор и Апполлинарий Васнецовы.
С 1936 года музей стал художественным и носил имя М. Горького. В 1980-х годах в Вятском крае решили спроектировать новый музейного корпуса. Музей переименовали в честь В. М. и А. М. Васнецовых.
На территории музея установили памятник - бронзовая скульптура Васнецовых на гранитном постаменте. Открытие памятника состоялось - 28 мая 1992 года. Памятник находится со стороны улицы Карла Маркса.
С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.
С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1885—1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.
В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.
В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.
В 1901—1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ
. «Северный край. Сибирская река» (1899).
. «Родина» (1886, ГТГ).
. «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891).
. «Кама» (1895, ГТГ).
. «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900, Русский музей).
. «Красная площадь во 2-й половине XVII века» (1925, Музей истории и реконструкции Москвы).
. Эскизы к театральным постановкам «Хованщина» (1897), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1907).
. Книжные иллюстрации (Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси).
МУЗЕИ
. Государственный Кировский областной художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых в г. Кирове Кировской области.
. Мемориальный дом-музей В. М. и А. М. Васнецовых в с. Рябово Вятского края.
. Мемориальный музей-квартира А. М. Васнецова в Москве.


Виктор Михайлович Васнецов – один из самых знаменитых русских художников, его брат Аполлинарий также известен, но скорее тем, кто интересуется исторической живописью и театром. Другие же братья Васнецовы, в частности, Аркадий, находятся в тени славы великого живописца-сказочника. А ведь Виктор Васнецов как явление в мировом искусстве не смог бы состояться, если бы не атмосфера творчества, добросовестного служения искусству, знакомая каждому из братьев с раннего детства и приведшая нескольких из них к прекрасному увлечению – созданию резной деревянной мебели.

Начало творческой жизни

Глава семьи, Михаил Васильевич Васнецов, был священником в Вятской губернии, и с детских лет увлекался рисованием. В доме его матери, бабушки Виктора Васнецова Ольги Александровны, как вспоминал позже художник, все стены были заняты картинами, автором которых была она сама. Род Васнецовых вообще был всегда близок творчеству – его представители участвовали в росписи храмов, проектировании церковных оград и оформлении иконостасов.


Любовь к искусству проявилась в той или иной степени у всех братьев – Николая, Виктора, Петра, Аполлинария, Аркадия и Александра. Начальное образование всем шестерым дал сам Михаил Васильевич.
Став старше, Виктор Васнецов стал брать уроки рисования неподалеку от дома, а затем и вовсе уехал в Санкт-Петербург, чтобы получить образование в Академии художеств. Там он познакомился со многими именитыми мастерами, в том числе Крамским, Репиным, Нестеровым, вошел в знаменитый мамонтовский кружок – творческое сообщество, возникшее вокруг мецената Саввы Мамонтова и его усадьбы в Абрамцево.


Аполлинарий Михайлович, младший брат Виктора, брал в детстве уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, работавшего в сфере романтизма, но академическое образование так и не получил, несмотря на учебу в Санкт-Петербурге у таких живописцев, как И. Репин и В. Поленов. В историю отечественного искусства Аполлинарий Васнецов вошел благодаря изображениям старой Москвы – не просто высокохудожественным, но и созданным с безупречной исторической точностью.


Другим главным делом его жизни было создание декораций к театральным постановкам – в том числе операм «Жизнь за царя», «Хованщина», «Снегурочка», «Садко». К абрамцевскому кружку Аполлинарий имел самое непосредственное отношение, постоянно поддерживая общение с его представителями. Особенным событием в жизни Абрамцево стало создание столярной мастерской.


Абрамцево и его влияние на творчество Васнецовых

В конце XIX века интерес к народной культуре заметно возрос, и состоявшаяся в 1882 году Всероссийская художественно-промышленная выставка вдохновила многих художников обратиться к тематике прикладного искусства. Другой известный меценат, Сергей Тимофеевич Морозов, из династии купцов Морозовых, приобрел в собственность выставленные на выставке экспонаты и через несколько лет открыл Музей кустарных изделий, в котором помимо прочего экспонировались предметы, созданные мебельных дел мастерами.


Члены абрамцевского кружка, и в первую очередь сестра Василия Поленова Елена, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Елизавета Григорьевна Мамонтова, приняли самое живое участие в поиске образцов народного творчества и создании собственных эскизов для кресел, полок, буфетов, комодов и других деревянных предметов мебели, которая не только попадала на обозрение посетителей музея, но и служила в первую очередь удобству и украшению интерьера в домах самих художников.


За десять лет функционирования в Абрамцево столярной мастерской в ней было создано более ста изделий, в том числе и за авторством братьев Васнецовых. Здесь же Аполлинарий создавал проекты для интерьера своей квартиры.


Дубовый буфет, с фронтоном, украшенным резными яблоками, с засовами «под старину», напоминает русский теремок. А другой, тоже авторства Аполлинария, как будто возвращает в далекое прошлое – его дверцы оформлены как слюдяные окошки, а элементы резьбы содержат изображения петушков, винограда, фигурки волшебных птиц Алконост и Сирин.


Эти предметы мебели и сейчас украшают квартиру художника – в ней разместился музей, где собраны его работы и предметы интерьера, которые Аполлинарий не только создавал сам, но и отыскивал на знаменитом Сухаревском рынке, расположенном неподалеку. Одним из таких приобретений стал сундук-подголовник – ларец, который брали в дорогу и клали под голову на ночь.

Работы мастеров абрамцевской мастерской, а также мастерской Кустарного музея в Сергиевом Посаде, где для изделий часто использовались эскизы художников – воплощение неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве, и самым, возможно, законченным его выражением стало обустройство дома Виктора Васнецова, оформленного в виде сказочного русского теремка.


Дом-музей Виктора Васнецова

К интерьеру своего дома художник относился с особым вниманием – достаточно упомянуть огромную наполненную светом мастерскую на втором этаже, куда вела винтовая деревянная лестница, а на стене висели доспехи – чтобы изображать на полотнах богатырей. Вся обстановка в доме Васнецова была придумана или создана им самим. Стулья и кресла по эскизам Виктора изготавливал его младший брат Аркадий, великолепный резчик по дереву, по профессии – народный учитель.


В абрамцевских мастерских были изготовлены и большой дубовый стол, и кресла у стола, и скамеечка, и малый буфет «с совами».



В столовой же разместился буфет, изготовленный Аркадием по проекту Виктора – буфет, получивший имя «самобранка». Казалось, что кушанья в нем появляются сами собой – все дело в том, в задней стенке буфета, обращенной в кухню, была сделана дверца, и по хлопку хозяина дома – как в сказке – кухарка ставила внутрь блюда.
Сказочной в доме Васнецова стала и печь – тоже в виде теремка, изразцы для которой были изготовлены в Абрамцево Врубелем.


Атмосфера дома Васнецова, который сложно назвать музеем – настолько сохранилась в нем живая, жилая обстановка, пронизана одновременно и духом старины, и индивидуальностью художников, творивших для дома или посещавших его.
роскошный французский секретер.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...