Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Происхождение эльфов в мифологии. Кто такие эльфы? Эльфы другие

В преданиях многих народов есть существа, внешне напоминающие людей, но по своей физиологии и возможностям отличающиеся от них. Создания с непостижимым долголетием и магическими способностями - эльфы. Люди всего мира спорят, существовал ли этот древний народ в реальности или только в сказках.

Эльфы присутствуют в культурах разных народов

Доказательства существования эльфов

У разных народов есть мифы, в которых упоминаются эти создания в разных образах и событиях. Но в истории отмечены факты о реальных загадочных находках. У индейцев из Северной Америки есть легенда о малочисленном добром народе со сверхъестественными способностями. Свидетельствуют об этом и раскопки на месте их поселения. Здесь археологи находили предметы с неясным назначением, выполненные из материалов, неизвестных тогда ещё древним людям.

А в 1932 г. в Сан-Педро при раскопках была найдена небольшая мумия. Археологи провели исследование и выяснили, что скелет принадлежал мужчине ростом 30 см, который умер естественной смертью в возрасте около 65 лет. Владелец столь необычной находки прожил недолго, а после его смерти мумия пропала при загадочных обстоятельствах. Коренные жители уверяют, что такие предметы в их местности - не редкость, но документального подтверждения этим словам нет.

В 1837 г. в штате Огайо археологи обнаружили небольшое кладбище, здесь велись исторические раскопки. Рост большинства мумий показался им странным: они не превышали 1 м. Некоторые исследователи утверждают, что это было целое племя пигмеев, а не эльфийское кладбище.

В Исландии в 1996 г. при проведении земельных работ на Холме Коупавогюр произошло удивительное событие. Местные жители верили, что на этом участке было эльфийское поселение и протестовали против разравнивания земли. Во время работ случилось необъяснимое - вся техника за день до раскопок сломалась и пришлось сворачивать деятельность. Больше строительная компания на то место не возвращалась и предпочла возвести здание в другом месте.

В Исландии люди до сих пор верят в , который живёт в разных участках страны и всеми силами старается не попадаться местным на глаза.

В столице страны даже есть особая школа эльфов, директор которой уже 30 лет общается с людьми, подвергшимся магическому воздействию. Магнус Скарпхединссон собирает истории и учит очевидцев правильно взаимодействовать с мифическими существами при встрече.

Теории происхождения эльфов

Рождение эльфов - это одна из величайших тайн, их даже возводят в ранг Люди спорят до сих пор, откуда эти мифические создания появились. По одной версии - во всем виновата эволюция, по другой - это творение богов.

Первая теория моментально наталкивается на скалы логики, здесь возникают вопросы. Один из них - как эволюция позволила только одному виду человекоподобных существ обрести бессмертие. Для этого должны были соединиться сразу несколько факторов:

  1. Постоянные погодные условия на земле.
  2. Длительный промежуток времени.

Человеческий организм на протяжении жизни меняется, бессмертие не влияет на этот показатель. Но эльфы не стареют и неразвитые в юности навыки безвозвратно утрачиваются. Поэтому отсутствие прогресса в развитии говорит о том, что создания явились миру в готовом виде.

Божественное сотворение эльфов более логичное, оно обуславливается всеми фактами о них. Появление готовых магических существ, адаптированных для жизни в социуме было продумано.

Виды созданий

Признаки синдрома Вильямса

Заболевание заключается в утрате 20 определённых генов 7 хромосомы. У больного отмечаются проблемы сердечно-сосудистой системы. Они ведут себя как дети. У всех диагностируется умеренная степень имбецильности. Им сложно учиться в общеобразовательных заведениях, но это очень заботливые, чуткие люди. Все прекрасное им не чуждо, у них врождённая артистичность и красивый мелодичный голос.

Верить в мифических существ или нет - каждый решает сам за себя. Были ли легенды лишь описанием реальных случаев синдрома Вильямса или же это истории о настоящих магических созданиях - сказать сложно.

В Исландии люди до сих пор верят в их существование и пытаются доказать всему миру, что они правы, построив целые сказочные туристические комплексы.

Эльфы - это реально существоваший народ, который жил до людей и одновременно с людьми и составлял могущественную на заре человеческой эры эльфийскую цивилизацию.

Эльф от Джона Анстера Фицжеральда.

Эльфы - духи "Волшебной страны"

Впервые понятие эльфы, по-видимому, появилось в Ирландии для обозначения волшебного народа, который жил в холмах - сидах и вначале так и назывался сидами. Сиды были существами мужского и женского пола. Их правительницей была королева (эльфов) Медб - высокая стройная красавица с ярко-голубыми глазами и длинными светлыми волосами. За спиной у нее развивалась широкая мантия из тончайшего белого шелка. Мужчина, которому доводилось встретиться с Медб, вскоре умирал от любовной тоски. Другие сиды - эльфы тоже были очень высокого роста, а их красота могла сразу "ослепить" простого смертного. Одним прикосновением руки они отнимали у человека волю и разум.

Человека, случайно забредшего в их земли (это были всегда мужчины),сиды - эльфы, как правило, превращали в своего раба. Если же несчастному все же удавалось убежать и добраться до дома, к нему уже никогда не возвращался рассудок. Иногда бывшие пленники сидов становились пророками или целителями, приобретая способность предвидеть будущее или лечить людей. Несмотря на это, в ирландской мифологии имеется множество сюжетов, в которых смертные и эльфы соперничали друг с другом, а люди проникали в их мир с целью сватовства или чтобы добыть чудесные предметы. Есть также предания и исторические свидетельства (причем не только в Ирландии) о браках между сидами - эльфами, феями и людьми - например, Бекумы Белокожей с королем Ирландии Конном Ста Битв - и о рождении от них детей.

Мифологические и исторические эльфы

Согласно "Воспитанию в Домах двух Чаш", "Взятию сидов" и других ирландских саг, сидами стали называться жившие раньше в Ирландии, Уэльсе и на севере Франции мужчины и женщины Племени богини Дану (Туата де Дананн) после их поражения от Сыновей Миля Испанского (ориентировочно в 1700-700 гг. до н.э.). По одной из версий саги "Воспитание в Домах двух Чаш" (их всего пять), страна была поделена на две части Аморгеном - поэтом и мудрецом гойделов (народ, к которому относились сыновья Миля), таким образом, что Племени богини Дану достался нижний, подземный мир. В нем и стали жить мифологические эльфы, о которых я сказал выше. Сиды не были единственным местом, куда, согласно преданиям, ушло Племя богини Дану (Туата де Дананн) после поражения от Сыновей Миля. В ирландских сагах также говорится, что народ Племени Богини Дану уплыл за море и поселился на таинственных островах - Брендана, Блаженных, Яблоневых… Ориентиром местонахождения новой родины Туата де Дананн может служить фрагмент из саги "Приключения Арта, сына Конна". Племя богини Дану, собравшееся на совет в Стране Обетованной из-за Бекумы Белокожей (дочери Эогана Инбира), которая совершила прелюбодеяние, изгоняет ее в Ирландию:

""Итак, она была изгнана по ту сторону морского пространства и великой пучины; и ее отослали именно в Ирландию, ибо

Племя богини Дану ненавидело Сыновей Миля, после того как было изгнано ими из Ирландии". Таким образом, после поражения от Сыновей Миля мужчины и женщины Племени богини Дану (Туата де Дананн) были оттеснены на периферию освоенного пространства - за море, на острова, в недра холмов, которое получило название "Волшебная страна". А сами они стали называться эльфы.

Эльфы - мужчины и женщины Племени Богини Дану, жившие в Ирландии

Как следует из вышеизложенного, жившие с VI тысячелетия до н.э. до 1700-700 гг. до н.э. в Ирландии мужчины и женщины Племени богини Дану (Туата де Дананн), по-существу, и были историческими эльфами (прототип мифологических эльфов из Иного мира). В работе " Эльфы в Древней Ирландии. Тайна Племени богини Дану" я детально реконструировал внешний вид, одежду, способности и образ жизни этого народа. Поэтому отмечу здесь лишь их главные особенности.

Эльфы были высокими, идеально сложенными, вечно молодыми и прекрасными юношами и девушками с очень светлой кожей, тонкими чертами лица, голубыми, серыми или зелеными глазами и длинными золотистыми волосами, которые своей безупречной красотой могли свести с ума простых смертных.

Эльфы были вечно молоды и не умирали от старости, что свидетельствует об очень большой продолжительности их жизни - например, бог Данда и богиня Банба жили более 3000 лет, а по некоторым данным, даже более 10 000 лет. Их можно было только убить. В отличие от своих предшественников (кроме фоморов и Фир Болг) и преемников, Сыновей Миля, эльфы располагали тайным магическим знанием и владели секретами колдовства. Они были величайшими чародеями, обучавшими первых друидов. Эльфы могли оживлять умерших. Одной из важнейших особенностей этого народа была их чудесная магическая способность к изменению формы, внешнего вида и размера. Они могли превращаться в животных, птиц, рыб (лошадей, волков, коров, лебедей, воронов, угрей и др.), уродливых старух, а также в различные стихии природы.

Эльфы были не только величайшими чародеями, но и учеными людьми, в совершенстве постигшими законы природы и умевшими ею управлять. Они имели всестороннее знание о целебных и энергетических свойствах растений и использовали их для лечения различных заболеваний, смертельных ран и при совершении заклинаний.

Эльфы также были весьма искусными ремесленниками и музыкантами, воинами и поэтами, а их оружие считалось самым лучшим и современным. Женщины пользовались почти такими же гражданскими правами, что и мужчины, и активно участвовали во всех мужских делах, даже в войне. Нередко они выступали посланницами на переговорах между враждующими сторонами, а также заседали в советах при заключении мира.

Эльфы имели обычай воспитывать детей на стороне либо в виде "залога дружбы", либо за плату - в педагогических целях, для закалки характера. Мальчики оставались на воспитании до семнадцати, девочки - до четырнадцати лет. Обязанности приемных родителей понимались очень широко. Близкая связь между молочными или сводными братьями устанавливалась на всю жизнь - иногда более прочная и глубокая, чем кровное родство.

Эльфы - божественная раса бессмертных и чародеев

Как следует из ирландских (и валлийских) преданий, эльфы представляли собой божественную расу волшебников и чародеев, наделенную долголетием или бессмертием, магическими способностями и похожую на самых красивых людей, только во много раз более прекрасных. Не случайно поэтому, что они всегда противопоставлялись людям и относились к существам между мифическими сверхлюдьми и божествами, божественным демонам, падшим богам или падшим ангелам (и здесь).

В повести о Туане Мак Кайриле из "Книги Бурой коровы", записанной примерно в 1100 г., говорится, что никто не знает, откуда пришли в Ирландию Туата де Дананн, но что, "похоже, пришли они с небес, о чем свидетельствует их ум и совершенство их знаний". Согласно одной из версий (по-видимому, наиболее ранней) "Битвы при Маг Туиред", Туата де Дананн достигли Ирландии на темных тучах прямо по воздуху, опустились на гору Конмайкне Рейн и на три дня покрыли тьмой лик солнца.

Эльфы - реальные существа. Во многих легендах и сказках упоминаются эльфы - человекообразные существа, почти ничем не отличающиеся oт нас, разве что некоторой хрупкостью сложения, иной формой ушей, но обладающие магическими способностями. Конечно, сказка - она сказка и есть. Однако...

В одной из монастырских хроник упоминается, что в начале XV века в Шотландии в горах был найден умирающий от ран человек, говорящий на неизвестном языке. Был он худощав, даже хрупок. Поправившись, незнакомец удивил всех ловкостью в фехтовании и стрельбой из лука - он не промахивался никогда!

Со временем, выучив язык, он рассказал, что принадлежит к народу елве. По его словам, народ этот, живет очень-очень далеко. Одна интересная особенность: он был остроухим! Известно, что заостренные верхушки ушей - признак принадлежности к сатанинскому племени, и гореть бы несчастному елве на костре, но спасло то, что его, раненого, сразу принесли в церковь. И коль скоро ничего с ним не случилось (дьявол в святых стенах или сразу умер бы, или, на худой конец, забился бы в корчах), никто его не тронул. К сожалению, больше никаких сведений о таинственном чужеземце нет.

Можно обнаружить такие упоминания и в других странах. Например, в одной из семейных хроник Норвегии упоминается, что в XIV веке одна из девушек вышла замуж за высокого и прекрасного обликом чужеземца, непревзойденного стрелка из лука. Однако вскоре он был обвинен в колдовстве и, выражаясь сегодняшним языком, репрессирован. Прожил он в браке восемь лет и оставил двух дочерей, также отличавшихся красотой. Но дочери помимо красоты унаследовали и "фамильный признак" отца - заостренные уши, что, понятно, сильно осложнило им дальнейшее существование... Сам себя этот чужеземец называл хельве.

В хрониках, можно найти и другие свидетельства. Что интересно - разные народы, разные сказочники, зачастую не имеющие никаких контактов, на протяжении веков описывают таинственных хельве или елве практически одинаково. И это, особенно с учетом достоверных (относительно, конечно) хроник, не может не наводить на мысль, что портрет среднестатистического эльфа списан фактически с натуры. Тем более что все приписываемые им "магические" умения, по большому счету, не выходят "за рамки".

Начать хотя бы с их стрелковых талантов. Ни одной стрелы мимо цели - может ли быть такое без магии? Здесь уместно вспомнить кое-что из опыта китайских мастеров-лучников, которые стреляют не хуже сказочных эльфов. Вот как описывает этот процесс один из мастеров:

"Я смотрю на мишень и не думаю о луке, когда натягиваю его. Я помещаю все свое сознание в наконечник стрелы и продолжаю смотреть на мишень. В конце концов, она вырастает в моем сознании до неимоверных размеров, она занимает всю Вселенную. И я устремляюсь к мишени - на кончике стрелы. Я знаю, что я не могу промахнуться - и не промахиваюсь". Более того, стрела, выпущенная из лука мастером, пробивает толстенные стены. Известен случай, когда стрела почти на 10 сантиметров вонзилась в камень! То есть направляют полет не столько лук и мускульная сила стрелка, сколько его воля, его энергия "ци". Магия ли это? Скорее, паранормальные способности человека.

Или, например, "невидимость" эльфов, способность их растворяться в лесу, ходить по снегу и песку, не оставляя следов. Если обратиться к опыту тех же шаолиньских монахов или ниндзя, владеющих техникой "цигун", -все становится ясно. Специалисты этой техники демонстрируют действительно настоящие чудеса (многократно, кстати, запечатленные на кино-, фото- и видеопленке): ходят по песку, почти не оставляя следов, встают на доску, лежащую на яйцах, и яйца не бьются, повисают на "суровых" нитках... Ученые пока не могут объяснить феномен цигун, но то, что после овладения методикой практически любой человек способен на чудеса, - доказанный факт. А что до умения "растворяться" в лесу - поспрашивайте стариков: они расскажут вам, что такое "отвести глаза". Пройти мимо человека так, чтобы он тебя не видел, - всего лишь разновидность внушения, своего рода гипноз.

Сопоставив эти и некоторые другие факты, можно сделать вывод, что таинственные хельве - люди или существа, на них чрезвычайно похожие, по некоторым сведениям, могущие иметь детей от обычных женщин и обладающие способностями, которые сегодня принято считать паранормальными. И встречи с ними в XII-XVI веках были нередки - вспомните многочисленные "колдовские" процессы, где в качестве основной улики, выдающей связь с потусторонними силами, назывались заостренные уши.

Другой вопрос - что это, собственно говоря, за народ, откуда эти самые эльфы взялись и куда делись сейчас? Исследователи выдвигают две гипотезы. Первая: эльфы - те же хомо сапиенс, но обладающие неким "лишним геном", позволяющим передавать по наследству паранормальные способности. Может, это потомки атлантов, может, некая "ветвь развития", которая к Х-Х1 векам практически полностью ассимилировалась с людьми и только в каких-либо труднодоступных неисследованных районах (а в то время в Европе и Скандинавии таковых было достаточно) сохранила свои общины. Другая версия достаточно фантастична и базируется на гипотетической теории дискретности вселенных: в одном месте в единицу времени находится бесконечное количество непересекающихся вселенных. Точки соприкосновения (пересечения), разумеется, существуют, и эльфы - пришельцы из параллельного мира.

Кстати, эта теория тоже кое-что объясняет, например вечную молодость эльфов. Возможно, в разных параллельных вселенных время течет по-разному, и неудивительно, что человек, попав в мир эльфов и проведя там несколько часов, выясняет, вернувшись, что на земле прошли годы.

Есть ли сегодня среди нас представители народа елве? Возможно. Но даже если эта загадочная раса полностью исчезла, растворилась в "обыкновенных" людях, остался "генофонд": время от времени рождаются дети с заостренными ушами, у некоторых людей проявляются абсолютно "эльфийские" способности... Например, американец Кеннет О"Хара (газеты неоднократно писали о нем), впервые взяв лук в руки в 43 года, понял, что просто "не умеет" промахиваться. Его обследовали врачи, экстрасенсы, и именно благодаря последним он не стал профессиональным спортсменом: экстрасенсы определили, что в момент выстрела 0"Хара "выплескивает" огромное количество ментальной энергии. На основании этого ему запретили выступать. Изучив свою родословную, Кеннет 0"Хара узнал, что в XV веке один из его предков - ирландец - женился на пленнице из народа хелве - женщина была захвачена во время набега на один из островов у побережья Скандинавии.

Танец эльфов: цифровая живопись Сьюзен Джастис

Великая эльфийская цивилизация

На основании всего вышесказанного был сделан вывод, что народ "богов", волшебников и чародеев, который назывался гандхарвы, апсары, Племя богини Дану, Туата де Дананн, Туата де Ану, Царские скифы и другими именами, или попросту говоря, эльфы, был довольно широко распространен на земном шаре - в разных местах и в разное время. Его численность, возможно, даже была сопоставима с численностью людей.

Значит, эльфы могли быть целой расой и даже цивилизацией нечеловеческих существ, живших "параллельно" с другими нечеловеческими существами и людьми. Причем, согласно индийскому, ирландскому, славянскому, скандинавскому эпосу и преданиям многих других народов, все эти существа и люди вели жестокие войны друг с другом. В конце концов, почти повсюду "нелюди" были побеждены людьми. Но это уже другие истории, о которых я расскажу вам в следующих работах. Значит цивилизация эльфов или эльфийская цивилизация - это не фантазия, а историческая реальность. Правда, исторические эльфы, скорее всего, отличались от эльфов вымышленных - пришедших к нам из мира фэнтези. Мне так и не удалось найти ни в одной из ирландских саг сведений о том, что они (мужчины и женщины племени богини Дану (Туата де Дананн), Туата де Ану, гандхарвы и апсары) имели длинные заостренные уши - ведь, согласитесь, именно так большинство из нас представляет эльфов. Скорее всего, таких данных попросту не существует.

Эльфы прочно ассоциируются для нас со сказочным фольклором. Между тем, жители Исландии верят в то, что они существуют на самом деле. Так как многие якобы сталкивались с ними лично или обнаруживали следы их жизнедеятельности… Впрочем, доказательства того, что эльфы - реальные, а вовсе не вымышленные существа, встречаются по всему миру.

В 1996 году власти распорядились выровнять холмистое возвышение на Коупавогюре с тем, чтобы устроить там кладбище. Между тем, это место издавна считалось обиталищем эльфов. Но когда туда пригнали бульдозеры, вся техника вдруг начала периодически выходить из строя.

Пришлось вызвать специальных людей, которые умели разговаривать со сказочными существами. Им удалось прийти к соглашению с местными невидимыми обитателями, и те покинули эти места, а техника вновь заработала…

Вигдис Кристин Стейнтхорсдоттир поведала в интервью газете IcelandReview , как эльфы препятствовали осуществлению горных работ, которые проводились неподалеку от ее дома. Многие исландцы уверяют, что ощущают присутствие незримых существ.

В Рейкьявике даже существует школа эльфов. Ее директор Магнус Скарпхединссон вот уже на протяжении 30 лет собирает свидетельства о встречах с представителями этого народца. Так, одна из его респонденток, Элли Эрлнгсдоттир, которая, между прочим, возглавляет комитет по планированию городского совета города Хафнарфьордюр, утверждала, что эльфы забрали у нее из дома кухонные ножницы, но через несколько дней вернули их обратно…

Изучением "жизни эльфов" занимается и американский исследователь паранормальных феноменов Стивен Вагнер. В своей книге "Прикосновение чуда: истории обычных людей и необычных явлений" он приводит такой случай. В 1986 году Вагнер с группой друзей отправился в поход в Национальный заповедник мангровых лесов. Когда они вышли из леса на открытую местность, испещренную скалистыми образованиями, один из друзей Стивена, по имени Пол, сказал, что на скалах сидят маленькие человечки. Он насчитал их примерно двадцать или тридцать. Они разговаривали друг с другом.

Это произвело на компанию такое впечатление, что участники похода наперегонки бросились бежать… Когда через некоторое время они решили вернуться на это место, человечков и след простыл.

Другая история, рассказанная Вагнером в книге, произошла в 2003 году в Гринбурге. Одна из местных жительниц прогуливалась в сумерках по лесу, когда вдруг увидела вокруг себя странное мерцание. Свернув в сторону, женщина лицом к лицу столкнулась с крошечным существом, подсматривавшим за ней из-за дерева. У существа были бледно-лиловая кожа, остроконечные уши, длинный нос и такие же длинные пальцы. Оно было облачено в красное одеяние и остроконечную шапочку. Женщина от удивления вскрикнула, и существо тут же исчезло…

Можно, конечно, списать все эти рассказы на воображение, галлюцинации и т. д. Но тогда как объяснить ряд вполне реальных фактов?

В 1837 году в американском научном журнале был опубликован отчет о загадочной находке в Кошоктоне, штат Огайо. Там было обнаружено множество могил, в которых лежали гробы с останками низкорослых существ - длина их туловищ составляла от 90 до 150 сантиметров. Похоже, в этих краях существовало целое поселение этих человечков. Также аналогичные захоронения были найдены на территории Теннесси и Сент-Луиса (штат Миссури).

У индейцев-чероки есть предания о народе юнви-тсунди, что означает в переводе "маленькие люди". А коренные жители Гавайских островов утверждают, что когда-то их места населяли менехуны - раса карликов, которые занимались строительством городов, сельским хозяйством и рыбной ловлей. В свою очередь, в мифах индейцев шошона, проживающих в штате Вайоминг, упоминается о крошечном народце нин"ам-беа, которого местное население опасалось, так как его представители имели неприятную привычку стрелять в людей из лука… В 1932 году в горах Сан-Педро, недалеко от поселения шошона исследователи наткнулись на мумию 65-летнего мужчины ростом чуть выше 30 сантиметров. К сожалению, останки несколько раз переходили из рук в руки и, наконец, бесследно исчезли…

В 2004 году в Индонезии, на острове Флорес, нашли останки человекообразных существ ростом не более 90 сантиметров. Им дали научное название Homo floresiensis, хотя в просторечии их назвали "хоббитами".

Но какое отношение все эти находки имеют к эльфам? Самое прямое. Скорее всего, некогда на земле параллельно с людьми существовали и другие расы, которые по физическим параметрам отличались от обычного человека, считают исследователи. Их называли гномами или эльфами, и порой приписывали им различные мистические свойства. Со временем эльфы ушли в область мифов, но память о них сохранилась. А возможно, и потомки древних племен обитают где-то в подземных недрах или местах, скрытых от человеческого взора…

Эльфы были популярными литературными персонажами в течение многих веков, от пьес Уильяма Шекспира, как «Сон в летнюю ночь», до классических романов-фэнтези Дж. Р. Р. Толкиена, написанных три века спустя. Вероятно, самыми известными из этих волшебных существ являются эльфы, которые работают в мастерской Санта-Клауса на Северном полюсе.

Феи и эльфы

Как и феи, эльфы из фольклорных историй были крошечными волшебными существами. Например, эльфы Шекспира были крошечными, крылатыми существами, которые жили и кружили вокруг красивых цветов. Такими же были и эльфы в сказке "Дюймовочка".

В английском фольклоре мужчины-эльфы были описаны похожими на маленьких стариков, хотя девы-эльфы оставались неизменно молодыми и красивыми. Как и люди того времени, эльфы жили в королевствах, расположенных в лесах и полях. В полях они жили вокруг цветов, а в лесах устраивались в полых стволах деревьев.

Эльфы, феи и гномы тесно связаны между собой, несмотря на то что эльфы, вероятнее всего, возникли в ранней норвежской мифологии. К середине второго тысячелетия нашей эры люди стали включать эльфов в истории и легенды о феях, а к XIX веку феи и эльфы уже считались просто различными именами одних и тех же волшебных существ.

Репутация

Как и феи, в фольклоре эльфы получили репутацию маленьких проказников и вредителей, поэтому странные повседневные происшествия часто приписывались их проискам. Например, когда волосы на голове человека или в гриве лошади запутывались, их называли «клоком эльфов», а если ребенок рождался с заметной родинкой или родимым пятном, его называли отмеченным эльфами.

Судя по фольклорным историям, шутить с эльфами приходилось на свой страх и риск. По словам фольклориста Кэрол Роуз, опубликовавшей энциклопедию «Духи, феи, гномы и гоблины» (издательство "Нортон", 1998 год), несмотря на то что эльфы были иногда дружелюбны к людям, если люди проявляли уважение, они готовы были ужасно мстить любому, кто обидел или побеспокоил их. Не говоря уже о попытках украсть что-либо у маленьких лесных обитателей.

В ответ на нанесенную обиду они могли украсть младенцев или коров, стащить из дома молоко и хлеб или очаровать и держать молодых людей в плену в течение многих лет, возвращая их в реальную жизнь уже состарившимися людьми.

Маленькие помощники Санты

Согласно современной рождественской традиции, целая армия маленьких эльфов трудится на Северном полюсе, помогая Санта-Клаусу готовить подарки к Рождеству. Это описание, однако, является относительно недавним.

Сам Санта-Клаус в классическом стихотворении «Ночь перед Рождеством», написанном Клементом Кларком Муром в 1822 году, описан как «весьма старый эльф».

Изображение эльфов, работающих в мастерской Санты, было популяризировано в журналах с середины XIX века.

Популярный журнал опубликовал иллюстрацию в своем рождественском выпуске 1873 года, названном «Мастерская Санта-Клауса», которая изображала Санту, окруженного игрушками и эльфами. В заголовке говорилось, «Вот наша идея о подготовке к Рождеству на Северном полюсе».

Аллегория

Между тем в той же самой статье раскрывались факты реального производства игрушек, которые изготавливались не маленькими жизнерадостными эльфами, а бедными, обездоленными иностранцами, вынужденными работать шесть дней в неделю от зари до зари, чтобы обеспечить себе минимальное проживание.

Идея Санты, наблюдающего за трудовыми буднями мастерящих игрушки эльфов, была создана, чтобы поддержать романтизированную идею американского капитализма, где Санта правит своей обширной империей без оппозиции, руководя безымянными, анонимными рабочими, которых практически невозможно отличить друг от друга.

Эльфы Исландии

Эльфы стали попадать на экраны телевизоров и мониторов, страницы книг и театральные сцены сравнительно недавно. В минувшие века вера в существование фей и эльфов была распространена не только среди детей и любителей фэнтези, но и среди взрослых.

Вера в этих волшебных существ еще сильна в некоторых местах. В Исландии, например, приблизительно половина жителей верит в эльфоподобных существ, известных как huldufolk (скрытые жители), или, по крайней мере, не исключает их существование.

Согласно исландскому фольклору, скрытые жители появились, когда Ева, постыдившись того, что ее дети были слишком грязными, скрыла их от глаз бога и сказала, что их нет совсем. Бог, зная об обмане Евы, решил наказать ее, сказав: «Все, что ты скрываешь от меня, останется скрытым и от тебя». Эти самые дети и стали «скрытыми жителями» Исландии, живущими в скалах.

Поверье или истина?

Вера в сверхъестественное настолько сильна в Исландии, что несколько проектов дорожного строительства было отложено или изменено, чтобы не разрушать дома эльфов и не беспокоить их. Если в первоначальные планы не вмешивается местное население, стремящееся защитить резиденцию своих магических соседей, то проекту мешают завершиться сами эльфы.

Например, в конце 1930-х годов возле Эльфийского холма (Álfhóll) началось строительство дороги Álfhóll, которая должна была пройти прямо по самому известному месту обитания эльфов, уничтожив его.

Сначала, строительство было заморожено из-за финансовых проблем, но когда работы по строительству начались, рабочие столкнулись со множеством, казалось бы, случайных проблем, от сломанного оборудования, до потерянных инструментов. Впоследствии дорогу решили проложить вокруг холма.

Вторая попытка

Позже, в 1980-х годах, было принято решение все-таки проложить дорогу прямо на месте Эльфийского холма. Когда рабочие добрались до места и попытались разбить каменную глыбу, перфоратор разлетелся на части. Замена сломалась таким же образом. После этого рабочие были настолько напуганы, что отказались подходить к месту, и холм причислили к объектам культурного наследия Исландии.

Согласно закону, принятому в Исландии в 2012 году, все места, которые связаны с народными сказаниями и верованиями, должны защищаться как культурное наследие страны.

Более поздние эльфы

Со временем появился новый тип эльфа, с несколько отличной природой, формой и историей, ничем не напоминающий вредных, крошечных эльфов из народных сказаний былого.

Например, эльфы, изображенные в трилогии «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиена, стройны, мудры, практически бессмертны и невероятно красивы. Эльфы Толкиена были навеяны скандинавским фольклором, и поэтому неудивительно, что они были преимущественно высокими и белокурыми. Именно эти персонажи - великолепные, бессмертные и немного недосягаемые - стали прототипом практически всех современных эльфов из всевозможных жанров литературы, кино и видеоигр.

Гэри Гайгэкс, один из создателей оригинальной ролевой игры Dungeons & Dragons, создал своих эльфов, находясь под влиянием Толкиена. Кроме того, его необычайно популярная игра помогла популяризировать эльфов практически такими, какими их видел автор «Властелина колец».

Непрекращающаяся эволюция эльфов

Независимо от того, предстают они положительными или отрицательными персонажами в определенном произведении, в любой форме и любом жанре, эльфы прочно связаны с магией и природой. Это, пожалуй, единственные характеристики, которые оставались с ними на протяжении всей их истории.

Сегодня кажется, что у каждого поколения, появляется собственное видение эльфов и их роли в историях. Фольклор, так же как язык и культура, постоянно развивается, и эльфы, вероятно, навсегда останутся с нами в той или иной форме.

Предания всех народов — от Индии до Исландии и от Америки до Австралии — говорят о живших задолго до нашего времени разных мифических существах, внешне напоминавших людей, но по своей физиологии и возможностям людьми не являвшимися. Среди них выделялась большая группа существ, похожих на самых красивых людей и обладавших непостижимым долголетием, а также магическим способностями.
Особенно много сказаний о божественном народе эльфов в Ирландии и Уэльсе. Его название Туата де Дананн, или Племя богини Дану.

Задолго до Рождества Христова этот народ правил Ирландией, а также, вероятно, Британией и Францией, и оставил после себя не только воспоминания в фольклоре, но и вполне реальные материальные свидетельства своего существования.

Отдельные историки пишут, что так называемые эльфы были потомками людей с исчезнувших материков Атлантиды и Лемурии. По одной из легенд именно эльфы были хранителями Святого Грааля.
Некоторые сказания упоминают о том, что эльфам будто бы нравится белый цвет: в их лесах живут белые олени, белые лисицы, всегда белые зайцы.
Атлантида, согласно легенде — огромный древний затонувший материк, оставивший на поверхности земли только вершины своих гор. Сейчас это — острова в Средиземном море (например, о. Санторин), а также часть островов Атлантического океана, самые крупные из которых — Британия и Ирландия. Поэтому возможно, что Эльфы были представителями древней цивилизации атлантов, которые после потопа смогли спастись на вершинах отдельных гор.

Несмотря на это, в ирландской мифологии имеется множество сюжетов, в которых смертные соперничали с сидами, проникали в их мир с целью сватовства или чтобы добыть чудесные предметы. Есть также предания и исторические свидетельства (причем не только в Ирландии) о браках между сидами, эльфами, феями и людьми — например, Бекумы Белокожей с королем Ирландии Конном Ста Битв — и о рождении от них детей.

Также говорилось, что когда-нибудь произойдет последняя решающая битва сил зла и невежества с силами чистого и непорочного, скрывшегося от них, и после этого наступит новая эра господства на Земле богоизбранных народов, «чистых душой и телом», которые однажды были вынуждены уйти с нашей планеты или с ее поверхности из-за пороков людей.

Эльфы сегодня живут среди людей, почти полностью ассимилировавшись с ними. Внешне эльф почти не отличается от человека, за исключением отдельных признаков.

Исследователь Жак Валле об эльфах

В эльфов верили и писали об этом исследователи нашего столетия. Их свидетельства сохранились. Ученый — исследователь начала ХХ века Жак Валле в своей книге » Параллельный мир» приводит слова жителя Ирландии, так описавшего общество эльфов:
«Это самые замечательные люди, которых я когда-либо видел. Они превосходят нас во всем… Среди них нет рабочих, а только военные аристократы, благородные и знатные… Это народ, отличающийся и от нас, и от бесплотных существ. Их возможности потрясающи… Их взгляд обладает такой силой, что они, я думаю, могут видеть даже сквозь землю. Они обладают серебристым голосом, их говор сладок и быстр…
Они много путешествуют, и, похожие на людей, могут повстречаться в толпе… Умных молодых людей, которые представляют для них интерес, они уводят к себе…»

Может быть, что эльфы остались в Ирландии?

Одним из наиболее крупных специалистов по эльфам в Исландии был Йоун Гвюдмундссон Ученый, также прозванный «Художник» и «Клыкодел» (1574-1658 г.), оставивший после себя две поздних рукописи-трактата относительно эльфов. Все остальные были у него отняты, сожжены, а сам он, дважды приговорен к изгнанию.
Сам Олав был сначала простым бондом (свободным землевладельцем), тоже искренне верил в существование Сокрытого Народа, и в 1830 году, после странствий по всему родному острову, по просьбе друга, записал собранные им свидетельства в одну толстую книгу.
Для того, чтобы собрать эти свидетельства, рассказы, легенды и сказки Йоун Арнасон был вынужден обратиться к своим бывшим ученикам, рассеянным по всей Исландии, прося их записывать все, что они смогут обнаружить среди простого населения и отправлять затем ему. Из гигантского количества присланных историй он включил в свой сборник 140 историй, в которых говориться о Сокрытом Народе.

Альвийская теория

Альвы — астеническое телосложение, заостренная форма ушей и заметно увеличенный по сравнению со средним человеческим срок жизни. Ареал первоначального расселения — север и северо-запад Европы. В настоящее время полностью ассимилирована индоевропейской расой (кельты, германцы, в меньшей степени славяне).

Представители этой расы, наряду с предками палеоевропейских народов заселили северную и северо-западную Европу, населяя ее вплоть до появления кельтских и германских племен. Позже под настиком племен альвы были частично уничтожены, частично ассимилированы, частично заселили труднодоступные и труднопроходимые места, непригодные для жизни примитивных племен, но допускавшие существование более развитой культуры.

В западном индоевропейском культурном пространстве возникли легенды про божества «альвийского» происхождения, каковые, как мне представляется, всецело поддерживалась самими альвами, довольно быстро уяснившими себе всю выгоду от того, что их считают богами — во всяком случае, альвы могли быть уверены, что от дальнейших завоевательных войн они себя обезопасили.

Мифы, легенды, истории об Эльфах в нашем мире

Старая легенда говорит о том, как в одной болгарской деревне испортилась колодезная вода, а приличных речек рядом не было. Чистая, невинная девушка на свой страх и риск отправилась в волшебный лес, нашла там единорога и подружилась с ним. Потом она рассказала ему о своей беде, и он согласился прийти в деревню и очистить везде воду. Но когда девушка привела чудное создание, то крестьяне, вспомнив, что рог единорога стоит очень дорого, связали спасительницу и убили животное.

В одной из монастырских хроник упоминается, что в начале XV века в Шотландии в горах был найден умирающий от ран человек, говорящий на неизвестном языке. Был он худощав, даже хрупок. Поправившись, незнакомец удивил всех ловкостью в фехтовании и стрельбой из лука — он не промахивался никогда!
Со временем, выучив язык, он рассказал, что принадлежит к народу «елве». По его словам, народ этот, живет очень-очень далеко. Одна интересная особенность: он был остроухим! Раненого, сразу принесли в церковь.

Можно обнаружить такие упоминания и в других странах. Например, в одной из семейных хроник Норвегии упоминается, что в XIV веке одна из девушек вышла замуж за высокого и прекрасного обликом чужеземца, непревзойденного стрелка из лука. Однако вскоре он был обвинен в колдовстве. Прожил он в браке восемь лет и оставил двух дочерей, также отличавшихся красотой. Но дочери помимо красоты унаследовали и некоторые признаки отца — заостренные уши, что, понятно, сильно осложнило им дальнейшее существование… Сам себя этот чужеземец называл «хельве».

В хрониках, можно найти и другие свидетельства. Разные народы, разные сказочники, зачастую не имеющие никаких контактов, на протяжении веков описывают таинственных хельве или елве практически одинаково.

Возможно, что и среди нас есть представители народа эльфов. Но даже если эта загадочная раса полностью исчезла, остался «генофонд» и поэтому возможны потомки эльфов рождаются и по сей день.Например, американец Кеннет О’Хара, впервые взяв лук в руки в 43 года, понял, что просто не умеет промахиваться. Его обследовали врачи, экстрасенсы, и именно благодаря последним он не стал профессиональным спортсменом: экстрасенсы определили, что в момент выстрела 0’Хара выплескивает огромное количество ментальной энергии. На основании этого ему запретили выступать. Изучив свою родословную, Кеннет 0’Хара узнал, что в XV веке один из его предков — ирландец — женился на пленнице из народа хелве — женщина была захвачена во время набега на один из островов у побережья Скандинавии.

Известна легенда о святом Михаиле, в которой говорится, что эльфы – не кто иные, как особая разновидность ангелов».

Писатель Виктор Калашников в своём «Атласе тайн и загадок» даже назвал их имена: это Адрамелик и Ариэль, Ариок и Рамиэль.

На эту же тему рассуждает и исследователь Леонид Кораблёв, написавший «Маленький трактат о том, как должно искать и находить пути общения с ныне сокрытым светлым народом, то есть с истинными эльфами». Вот его слова: «Эльфы научили людей культуре и искусству письма. Они способны проникать разумом в будущее и читать мысли смертных… И обликом своим подобны они идеальным людям высокого роста, но уж, конечно, не «литературным крылатым карликам».

Об изначальном происхождении эльфов есть немало мифов. В одном из самых интересных рассказывается о том, как Ева, купая своих детей, испугалась голоса Бога, который позвал её. Она спрятала тех детей, которых не успела вымыть. Тогда бог сказал Еве, что за то, что она скрыла от него детей своих, он скроет их и от людей. И он сделал их невидимыми. До того как начался потоп, бог завёл этих детей в пещеру и завалил их там камнями. От них и пошла раса эльфов и других сверхъестественных существ, обладающих различными волшебными способностями.

Почти все особо знатные семейства Швеции владеют украшениями или ювелирными изделиями, связанными с легендами о троллях и эльфах. Следующая история связана с супругой статского советника Гаральда Стейка.
Как-то поздно вечером летом к ней пришла женщина-эльфийка, которая хотела взять напрокат свадебное платье, чтобы надеть его на бракосочетание. После некоторого размышления жена советника решила одолжить свое платье. Через несколько дней платье было возвращено, но с золотом и жемчугами у каждого шва, и с него свисало кольцо из самого чистого золота с самыми дорогими камнями. Это платье несколько столетий передавалось - вместе с самой легендой - в семье Стейков.

Миф о Племени богини Дану

Народ племени богини Дану (Туата де Дананн) был чем-то вроде древнегреческой или древнеримской аристократии, только еще более утонченной и могущественной. Помимо своей ослепительной красоты и способностей, несвойственных людям, он носил одежды из тканей, которые, по общепринятому мнению, в то время были неизвестны.
Дальнейшая судьба племени на первых порах в Ирландии и, во всей Британии и Франции воцарился мир, но вскоре среди населения племени богини Дану начались распри, затронувшие и величайших из них. Жена Луга изменила ему с сыном Дагды Кермадом, за что Бог света поразил последнего копьем. Дагде пришлось долго искать магические зелья, чтобы воскресить сына. А затем его внук Мак Куйл убил самого Луга. Мак Куйл и его братья Мак Кехт и Мак Грене стали тремя королями племени богини Дану.
На этом беды не кончились. Туата де Дананн убили своего гостя Ита, ступившего на берег Ирландии. Чтобы отомстить за него, Сыновья Миля Испанского организовали карательную экспедицию. Они приплыли в Ирландию на многочисленных кораблях. Как говорится в «Книге захватов Ирландии» «тридцать шесть вождей гойделов было у них, что приплыли на тридцати шести кораблях. Четыре да еще двадцать слуг было с ними, и каждый на своем корабле, и с каждым еще по четыре да двадцать слуг.
А еще приплыл с ними Лугайд, сын Ита, могучий, храбрейший и славный воитель, дабы отомстить за своего отца».

Имя Миля, легендарного предка гойделов, происходит от латинского Miles Hispaniae. Супругой его считалась Скота, что означает просто «ирландка». Она была дочерью египетского фараона и бежала вместе с гойделами, страшившимися его гнева за то, что они не приняли участия в погоне за иудеями.

Долгое время гойделы не могли подойти к острову — мешал волшебный туман и чары Туата де Дананн, вызвавших бурю, пока их не рассеял один из Сыновей Миля — Эбер Донн, за что его корабль вместе с ним затонул в волнах. Но, наконец, двум остальным сыновьям Миля, Эбер Финну и Эремону, удалось пристать к берегу. Гойделов было множество. Они превосходили по силе племя богини Дану и хотели поработить Туата де Дананн, а также использовать в своих целях магические способности последних.

«Спустя три дня и три ночи после того обрушились сыновья Миля на племена богини Дану в битве при Слиаб Мие» и победили их, но погибла Скота, жена Эримона. Справились гойделы с Туата де Дананн и при Лифе. А затем случилась страшная битва при Таилтиу, где погибли три короля племени богини Дану, Мак Куйл, Мак Кехт и Мак Грене, и три королевы, Банба, Фотла и Эриу, и сломлено было господство туатов.
Но даже несмотря на поражение от сыновей Миля, племя богини Дану окончательно не покинуло Ирландии. Своими магическими способностями оно сумело заставить сыновей Миля поделить с ним власть.

Эльфы уходят под землю и за море

Согласно одной из версий саги «Воспитание в Домах двух Чаш», страна была поделена на две части Аморгеном — поэтом и мудрецом гойделов, таким образом, что племени богини Дану (Туата де Дананн) достался нижний, подземный мир. В саге «О взятии сидов» говорится, что по окончании конфликта между гойделами и племенем богини Дану была установлена дружба между Дагдой, предводителем Туата де Даннан, и сыновьями Миля и что Дагда разделил волшебные жилища под холмами (сидами) между собой, Лугом и Огмой.

Сиды — многочисленные холмы в Ирландии, в которых, по свидетельству различных ирландских саг, обитал народ племени богини Дану. По мнению лингвистов, это слово могло означать «волшебная крепость».

В другой, более поздней, версии саги «Воспитание в Домах Двух Чаш» предводителями Туата де Дананн оказываются Мананнан (верховным королем) и Бодб Дерга, сын Дагды (королем), которые распределяют десять сидов среди самых прославленных вождей Туата де Дананн; сам же Мананнан поселяется за морем, в Эмайн Аблахе или Авалоне.
«Когда сокрушил Эримон их героев и воинов в битвах при Таилтиу и Друим Лиген и отспорил ирландскую землю, Племена богини Дану призвали благородного верховного короля, великого и могущественного Мананнана, чтобы дал он им совет. И сказал Мананнан, что надо воинам разойтись по сидам и жить в холмах и приветливых долинах Ирландии. Назвали тогда Мананнан и воины своим королем Бодб Дерга, и указал Мананнан всем благородным мужам их сиды: Бодб Дергу — Сид Буйдб на Лох Дергирт, гордому Мидиру — Сид Труйм с прекрасными склонами, любезному Сигмалу — прекрасный на вид Сид Неннта, Финнбару Меда — Сид Меда с черной вершиной, великому Тадгу, сыну Нуада — Сид Дромма Ден, Абартаху, сыну Илда-таха — Сид Буйде с чудесной вершиной, Фагартаху — воистину славный Сид Финнабрах, Иллбреку — Сид Аэда Эса Руад, Лиру сыну Лугайда — Сид Финнахайд с зеленой травой, Дергу сладко-речивому — Сид Клейтиг. И всякому из племен богини Дану, кому должно было иметь поселение и достойное жилище, тому назначил Мананнан особое место для каждого благородного воина и даровал им Фет Фиада, из-за чего и были они невидимы, Пир Гоибниу, дабы отвратить от королей смерть и старость, и свиней Мананнана, чтобы могли убивать их и снова были живыми те свиньи. Рассказал им Мананнан об их сидах и убранстве жилищ на чудесной Эмайн Аблах и Тир Тайрнгире с прекрасными склонами…».

В ирландских сагах также говорится, что его народ уплыл за море и поселился на таинственных островах — Брендана, Блаженных, Яблоневых… Ориентиром местонахождения новой родины Туата де Дананн может служить фрагмент из саги «Приключения Арта, сына Конна». Племя богини Дану, собравшееся на совет в Стране Обетованной из-за Бекумы Белокожей (дочери Эогана Инбира), которая совершила прелюбодеяние, изгоняет ее в Ирландию.

Таким образом, после поражения от сыновей Миля Туата де Дананн были оттеснены на периферию освоенного пространства — на острова и в недра холмов, где ранее было убежище фоморов. А на месте битвы под Таильтиу был учрежден Самайн — ежегодный праздник (с 12 октября по 1 ноября). Грань миров в эти дни исчезала и Туата де Дананн могли быть видимы смертными.

Племя богини Дану (Туата де Дананн) превращается в эльфов

После того, как народ племени богини Дану поселился внутри священных холмов — сидов или за морем, он стал называться сидами, а в более поздние времена — эльфами. Само же место обитания сидов получило название «Волшебная страна».

В ирландском и валлийском фольклоре «Волшебная страна» объединяет пространство за морем с подземным миром. Иногда она предстает перед людьми как призрачный, окутанный туманами остров, имеющий множество названий: Блаженных, Ги-Бразил, Аваллон и др. На Авалоне покоится легендарный король Артур, перенесенный туда феей Морганой. В Уэльсе Волшебную страну называют Тир-Нан-Ог, или Страна Вечной Юности, лежащая за морем на западе, или Тирфо Туинн — Земля под Волнами. В Волшебную страну ведут тайные пути. Считается, что ходы в нее можно найти на дне моря и в глубине горных озер, а также в холмах — сидах.

Правительницей сидов была королева Медб — высокая стройная красавица с ярко-голубыми глазами и длинными светлыми волосами. За спиной у нее развивалась широкая мантия из тончайшего белого шелка. Мужчина, которому доводилось встретиться с Медб, вскоре умирал от любовной тоски.
Другие сиды также были очень высокого роста, а их красота могла сразу «ослепить» простого смертного. Одним прикосновением руки они отнимали у человека волю и разум.
Сиды были существами мужского и женского пола. В зависимости от настроения они могли быть враждебны к людям, а могли им помочь. Но чаще всего, если люди им не надоедали, сиды не обращали на них никакого внимания. У сидов было много забот: они сочиняли и исполняли волшебную музыку, пасли стада домашнего скота, делали необыкновенно вкусный эль.
Человека, случайно забредшего в их земли (это были всегда мужчины), сиды, как правило, превращали в своего раба. Если же несчастному все же удавалось убежать и добраться до дома, к нему уже никогда не возвращался рассудок. Иногда бывшие пленники сидов становились пророками или целителями, приобретя способность предвидеть будущее или лечить людей.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...