Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Самые знаменитые произведения бетховена список. Великие музыкальные произведения людвига ван бетховена. ансамбли для двух инструментов

Жанр сонаты в творчестве Л. Бетховена занимает очень важное место. Классическая форма у него претерпевает эволюцию и трансформируется в романтическую. Ранние его опусы можно назвать наследием венских классиков Гайдна и Моцарта, а вот в зрелых произведениях музыку совершенно не узнать.

Образы сонат Бетховена со временем полностью уходят от внешних проблем в субъективные переживания, внутренние диалоги человека с самим собой.

Многие считают, что новизна бетховенской музыки связана с программностью, то есть наделением каждого произведения конкретным образом или сюжетом. Некоторые его сонаты действительно имеют название. Однако именно автором было дано лишь одно название: Соната №26 имеет в качестве эпиграфа небольшую ремарку – «Lebe wohl». Каждая из частей тоже имеет романтическое название: «Прощание», «Разлука», «Встреча».

Остальные же сонаты были озаглавлены уже в процессе узнавания и с ростом их популярности. Названия эти придумали друзья, издатели, просто поклонники творчества. Каждое соответствовало настроению и ассоциациям, возникавшим при погружении в эту музыку.

Сюжет как таковой в сонатных циклах Бетховена отсутствует, но автор настолько явно иногда мог создать драматургическое напряжение, подчиненное одной смысловой идее, настолько рельефно передавал с помощью фразировки и агогики слово, что сюжеты напрашивались сами собой. Но сам он мыслил скорее философски, чем сюжетно.

Соната № 8 «Патетическая»

Одно из ранних сочинений – Сонату №8, называют «Патетической». Название «Большая патетическая» дал ей сам Бетховен, но оно не было обозначено в рукописи. Это произведение стало своеобразным итогом его раннего творчества. Здесь явно проявились мужественные героико-драматические образы. 28-летний композитор, уже начинающий чувствовать проблемы со слухом и воспринимавший все в трагических красках, поневоле стал относиться к жизни философски. Яркая театральная музыка сонаты, особенно первой ее части, стала предметом обсуждений и споров не менее чем оперная премьера.

Новизна музыки заключалась также в острых контрастах, столкновениях и борьбе между партиями, а вместе с тем проникновении их друг в друга и создании единства и целенаправленности развития. Название оправдывает себя полностью, тем более что конец знаменует вызов судьбе.

Соната № 14 «Лунная»

Полное лирической красоты, любимое многими произведение «Лунная соната», была написана в трагический период жизни Бетховена: краха надежд на счастливое будущее с любимой и первых проявлений неумолимой болезни. Это поистине исповедь композитора и самое проникновенное его сочинение. Свое красивое название соната №14 получила от Людвига Рельштаба, известного критика. Это случилось уже после смерти Бетховена.

В поисках новых идей для сонатного цикла, Бетховен отступает от традиционной композиционной схемы и приходит к форме сонаты-фантазии. Ломая рамки классической формы, Бетховен бросает таким образом вызов канонам, сковывающим его творчество и жизнь.

Соната № 15 «Пасторальная»

Соната №15 была названа автором «Большой сонатой», но издатель из Гамбурга А. Кранц дал ей иное название – «Пасторальная». Под ним она не очень широко известна, но вполне отвечает характеру и настроению музыки. Пастельные умиротворяющие краски, лирические и сдержанно-меланхолические образы произведения говорят нам о гармоничном состоянии, в котором пребывал Бетховен в момент ее написания. Сам автор очень любил эту сонату и частенько ее играл.

Соната № 21 «Аврора»

Соната №21, которую называют «Аврора», написана в одни годы с самым великим достижением композитора – Героической симфонией. Богиня утренней зари стала музой для этого сочинения. Образы просыпающейся природы и лирические мотивы символизируют у него духовное возрождение, оптимистический настрой и прилив сил. Это одно из редких произведений Бетховена, где присутствует радость, жизнеутверждающая сила и свет. Ромен Роллан называл это произведение «Белая соната». Фольклорные мотивы и ритм народного танца также свидетельствуют о близости этой музыки к природе.

Соната № 23 «Аппассионата»

Название «Аппассионата» сонате №23 тоже дано не автором, а издателем Кранцем. Сам Бетховен имел в виду идею человеческого мужества и героизма, преобладания разума и воли, воплощенную в «Буре» Шекспира. Название, идущее от слова «страсть» очень уместно в отношении образного строя этой музыки. Это произведение вобрало в себя всю драматическую мощь и героический напор, накопившийся в душе композитора. Соната исполнена бунтарского духа, идей сопротивления и упорной борьбы. Тот совершенный симфонизм, который был раскрыт в Героической симфонии, гениально воплощен в этой сонате.

Соната № 26 «Прощание, Разлука, Возвращение»

Соната №26, как уже сказано, единственное действительно программное произведение в цикле. Его строение «Прощание, Разлука, Возвращение» – как жизненный цикл, где после разлуки влюбленные вновь встречаются. Соната была посвящена отъезду эрцгерцога Рудольфа, друга и ученика композитора, из Вены. Вместе с ним уехали почти все друзья Бетховена.

Соната № 29 «Хаммерклавир»

Одну из последних в цикле, Сонату №29, называют «Хаммерклавир». Эта музыка написана для нового молоточкового инструмента, созданного в то время. Это название закрепилось почему-то только за 29 сонатой, хотя ремарка Hammerklavier стоит в рукописях всех его поздних сонат.

1. «Симфония № 5», Людвиг ван Бетховен

Согласно легенде, Бетховен (1770-1827 гг.) долго не мог придумать вступление к Симфонии № 5. Но когда прилёг вздремнуть, он услышал стук в дверь, и ритм этого стука стал вступлением к этому произведению. Интересно, что первые ноты симфонии соответствуют цифре 5, или V в коде Морзе.

2. O Fortuna, Карл Орф

Композитор Карл Орф (1895-1982 гг.) наиболее известен благодаря этой кантате с драматическим вокалом. В его основе ― стихотворение XIII века «Кармина Бурана». Это одно из наиболее часто исполняемых классических произведений по всему миру.

3. Хор «Аллилуйя», Георг Фридрих Гендель

Георг Фридрих Гендель (1685-1759 гг.) написал ораторию «Мессия» за 24 дня. Многие мелодии, включая «Аллилуйя», были позднее позаимствованы из этого произведения и стали исполняться как самостоятельные произведения. По легенде, у Генделя в голове звучала музыка, которую играли ангелы. Текст оратории основан на библейских сюжетах, Гендель отразил жизнь, смерть и воскресение Христа.

4. «Полёт валькирий», Рихард Вагнер

Эта композиция взята из оперы «Валькирия», которая входит в цикл опер «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера (1813-1883 гг.). Опера «Валькирия» посвящена дочери бога Одина. На сочинение этой оперы Вагнер потратил 26 лет, и это всего лишь вторая часть грандиозного шедевра из четырёх опер.

5. «Токката и фуга ре минор», Иоганн Себастьян Бах

Это, наверное, самое знаменитое произведение Баха (1685-1750 гг.), оно часто используется в фильмах во время драматических сцен.

6. «Маленькая ночная серенада», Вольфганг Амадей Моцарт

(1756-1791 гг.) написал эту легендарную 15-минутную композицию всего за неделю. Она была официально издана в 1827 г.

7. «Ода радости», Людвиг ван Бетховен

Другой шедевр Бетховена был завершён в 1824 г. Это самый знаменитый фрагмент Симфонии № 9. Самое удивительное, что к тому времени Бетховен уже стал глухим и. тем не менее, сумел сочинить такое выдающееся произведение.

8. «Весна», Антонио Вивальди

Антонио Вивальди (1678-1741 гг.) ― композитор эпохи барокко, в 1723 г. написал четыре произведения, каждое из которых олицетворяло одно время года. «Времена года» до сих пор пользуются огромной популярностью, особенно «Весна» и «Лето».

9. «Канон Пахельбеля» (Канон в ре мажор), Иоганн Пахельбель

Иоганн Пахельбель (1653-1706 гг.) ― композитор эпохи барокко, он считается самым влиятельным композитором этого периода. Он поразил мир своей утончённой и техничной музыкой.

10. Увертюра из оперы «Вильгельм Тель», Джоаккино Россини

Эта 12–минутная композиция Джоаккино Россини (1792-1868 гг.) является последней частью увертюры из четырёх частей. Другие части сегодня менее известны, но эта композиция стала знаменитой благодаря использованию в диснеевских мультфильмах Looney Tunes компании Warner Brother.

Версия на английском

Но вернемся к композитору Бетховену. Все разнообразие чувств, переживаемое им в этот период, было отражено и в его произведениях. Активная деятельность, страсть, жажда покоя и смирение – эти противоположные чувства гармонично соприкасаются в произведениях, написанных в этот сложный для Бетховена период.

Не могу утверждать, что страдания человека способствуют его творческому раскрепощению, но судите сами: Третий фортепианный концерт c-moll, ор. 37 (1800); соната As-dur, ор. 26 с похоронным маршем и “Соната вроде фантазии” (“Лунная соната”, кстати, посвящена она была Джульетте Гвиччарди) (1802);эмоционально-импульсивная соната d-moll с речитативом, ор. 31 (1802); “Крейцерова” соната для скрипки и фортепиано (1803) и ряд других сочинений. Они великолепны!

Сейчас, спустя года, оценивая и анализируя всю жизнь великого композитора, мы можем утверждать, что спастись, сохранить свою жизнь и здравый рассудок, ему удалось благодаря все той же музыке. Умирать Бетховену было просто некогда. Жизнь для него всегда была борьбой, со своими победами и поражениями, и он продолжал бороться, иначе он не мог.

Огромное количество идей и проектов заполнило сознание Людвига, их так много, что приходится работать над несколькими произведениями одновременно. Создается Третья симфония (Героическая симфония), в этот же период появляются наброски Пятой симфонии и “Аппассионаты”. Близится окончание работы над героической симфонией и сонатой “Аврора”, а Бетховен уже берется за работу над оперой “Фиделио”, дорабатывает “Аппассионату”. После оперы опять возобновляется работа над Пятой симфонией, но не надолго, так как пишет Четвертую. В период между 1806-1808 годами выходят: Четвертая, Пятая и Шестая(“Пасторальная”) симфонии, увертюра “Криолан”, Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Безумная работоспособность! И каждое последующее произведение абсолютно не похоже на предыдущее, они все лежат в разных плоскостях и каждое из них гениально! "На заглавном листе Героической симфонии, в честь которой и был назван этот период жизни композитора, рукой Бетховена было написано “Буонапарте”, а чуть ниже “Луиджи ван Бетховен”. Тогда, весной 1804 года, Наполеон был кумиром многих людей, ожидавших перемен в мировой идеологии, мировом устройстве, людей, жаждущих сбросить со своих плеч груз старых предрассудков. Бонапарте был олицетворением республиканских идеалов, героем, который был достоин Героической симфонии. Но еще одна иллюзия была развеяна, когда Наполеон провозгласил себя императором.

Этот - тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном! – заглавный лист был разорван автором в клочья. “ Eroica ” - новое заглавие симфонии.

После Третьей симфонии в свет выходит опера “Фиделио”, единственная опера, написанная Бетховеном, и одно из самых любимых им самим произведений, он говорил: “Из всех моих детей, она стоила мне наибольших мук при рождении, она же доставила мне наибольшие огорчения, - поэтому-то она мне дороже других”.

После этого периода, столь насыщенного симфониями, сонатами и другими сочинениями, Бетховен и не думал отдыхать. Он создает Пятый фортепианный концерт, седьмую и Восьмую симфонии (1812). Людвиг задумывает написать музыку к трагедии Гете “Эгмонт”, он очень любил поэзию своего кумира, она легко ложилась на музыку. Два великих современника некоторое время переписывались, свидетельством их сотрудничества стала музыка к “Эгмонту”. Однажды они даже встретились, но об этом чуть позже…

Но чем же живет сам Бетховен, как устроилась его жизнь в Вене? Несмотря на довольно большую популярность, он время от времени имеет определенные проблемы в финансовом плане. Во многом из-за своей пресловутой независимости, но, как мне кажется, благодаря этому он и сохранил свой собственный стиль, который и сейчас выделяет его среди других великих композиторов во всем мире. Изменения коснулись и личной жизни. Еще в 1799 году Людвиг начал преподавать у двух милых сестер Терезе и Жозефине Брунсвик. До недавнего времени считалось, что влюблен он был именно в Терезу, но уже в двадцатом веке были найдены письма Бетховена, относящиеся к тому периоду, и адресованы они были к Жозефине. Вот так официальные отношения переросли в крепкую и сердечную дружбу, а дружба в любовь.

Одновременно он предлагает свои услуги композитора, написав письмо в дирекцию королевско-императорских придворных театров, они же в свою очередь даже не удосужились ответить. Почему же профессионал с именем известным на всю старушку Европу обязан выпрашивать себе работу? В очередной раз убеждаешься, что история всегда идет по спирали… В прочем он сам объяснил свое положение все в том же письме: “путеводной нитью для нижеподписавшегося (Бетховена.? авт.) искони являлось не столько добывание хлеба насущного, сколько – в гораздо большей степени – служение искусству, облагораживание вкуса и устремления музыкального гения к высоким идеалам и к совершенству… он был вынужден бороться со всевозможными трудностями и до сих пор ему не выпало счастья создать себе здесь положение, сообразное сего желанием посвятить свою жизнь исключительно искусству…”. Это вам не попса! Ответ так и не пришел, асам Бетховен охарактеризовал “почтенную” дирекцию очень просто и лаконично – княжеская сволочь.

Под гнетом всех этих неудач, гонимый обстоятельствами, Людвиг принимает решение покинуть Вену. Вот тут то наши “дорогие” меценаты и поняли что теряют. Эрцгерцог Рудольф, граф Кинский и князь Лобковиц в1809 году обязуются выплачивать композитору ежегодную пенсию, взамен же он обещает не покидать Австрию. Позже об этой пресловутой пенсии, обязательство по которой выполнял лишь эрцгерцог Рудольф, скажут, что Бетховену она принесла больше неприятностей, чем помощи. “Чувствовать себя способным к великому делу и не выполнить его, рассчитывать на обеспеченную жизнь и быть лишенным ее вследствие ужасных обстоятельств, которые не уничтожают во мне потребности в семейной жизни, а лишь мешают устроить ее. О, боже, боже, сжалься над несчастным Б.!”. Нужда и одиночество сопровождают его жизнь.

Все сейчас знакомы со знаменитой Пятой симфонией, именно так судьба стучится в двери. Она постучалась и в дверь Бетховена. Бесконечные наполеоновские войны, вторичная оккупация Вены, массовый отъезд из столицы Австрии – на фоне этих событий и приходится работать Людвигу. Но еще одно обстоятельство повлияло на столь стремительный взлет популярности Бетховена, да и на развитие музыки в целом –изобретение метронома. Имя известного механика-изобретателя Мельцеля навсегда вошло в историю благодаря метроному. “Битва при Виттории”– сочинение на очень популярную военную тему – была написана по предложению того же Мельцеля для сконструированного им прибора. Произведение было очень эффектным, игралось оно симфоническим оркестром, усиленным двумя военными оркестрами, различные приспособления воспроизводили ружейную и пушечную пальбу. Огромный успех у публики превознес Бетховена на вершину его прижизненной славы. Императорский театр вдруг вспоминает о бетховенской опере “Фиделио”, но глухота сильно мешает автору дирижировать, за его спиной капельмейстер Умлауф осторожно исправляет ошибки…Мода, именно мода, на Бетховена растет. Его приглашают на презентации, простите, на светские приемы, тогда это были еще приемы. К чести великого композитора он все еще предпочитает круг близких друзей в скромном ресторанчике. Там, в кругу друзей, он давал волю своим эмоциям, он говорил все что думает, не боясь ни шпионов и доносчиков. Доставалось всем, и австрийскому правительству, и католической религии, и императору. Слух был практически уже утерян, поэтому Людвиг пользовался специальными “Разговорными тетрадями”, в который записывались вопросы и ответы. До нас дошло около 400 таких тетрадей, записи в них более, чем смелые:

“Правящая знать ничему не научилась!”, “Наше время нуждается в могучих умах, чтобы хлестать эти подлые человеческие душонки!”, “Через пятьдесят лет повсюду будут республики. ”. Бетховен все-таки остался самим собой. А в это время, в этом же ресторанчике, за дальним столиком сидит молодой человек, который восторженно наблюдает за своим кумиром, имя этого человека – Франц Шуберт.

С 1813 по 1818 год Бетховен сочиняет довольно мало и медленно, но даже написанные в состоянии депрессии его произведения великолепны. Соната для фортепиано ор. 90, e-moll, две виолончельные сонаты, выходят его обработки народных песен. Не много, но в этот период можно заметить изменение манеры, стиля написания, в наше время он получил название “позднего стиля” Бетховена. Следует выделить цикл песен “К далекой возлюбленной”, абсолютно оригинальный, от него повеяло новизной. Именно это произведение оказало не малое влияние на романтические вокальные циклы Шуберта и Шумана. В период с 1816 по 1822 год появляются пять последних фортепианных сонат, их композиция довольно сложна, как, впрочем, и композиция поздних квартетов (1824-1826). Он отступает от классических форм сонат, в очередной раз разрушает все рамки, скорее всего, это связано с его философско-созерцательным настроением.

Словно самый крупный драгоценный камень в королевской короне, Девятая симфония заняла свое, господствующее, место среди произведений великого Бетховена. Спустя почти 170 лет что-то подобное еще будет, хотя конечно в других масштабах, уже в наши девяностые годы двадцатого столетия такое же место в дискографии Фредди Меркьюри займет его великая, и ставшая уже нарицательной, “The Show Must Go On”. Кто знает, может быть, еще через пару веков, уже наша современная музыка последних тридцати лет будет значить для наших потомков то, что для нас значит классическая музыка сейчас.

Задумывалась Девятая симфония еще в годы кризиса, но реализовываться эта идея стала только в 1822 году, параллельно с Торжественной мессой (Missa solemnis). В 1823 году Бетховен заканчивает мессу, а через год и симфонию. В финальную часть своего бессмертного творения автор ввел хор и певцов-солистов, поручая им слова из оды Шиллера “К радости”: Люди - братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!

Для столь грандиозных идей было найдено и столь же грандиозное воплощение в музыке. Девятая симфония является развитием темы знаменитых “Героической” и Пятой, “Пасторальной” и Седьмой симфоний, оперы “Фиделио”. Но она все-таки наиболее значимая во всем творчестве Бетховена, наиболее совершенная во всех отношениях.

Вскоре скоротечная слава прошла, и о Людвиге опять все забыли, многие друзья уже давно покинули Вену, некоторые умерли.… Где же сам Бетховен? Давайте попробуем найти композитора в суетливой столице Австрии с помощью одного из его современников.

Кажется, г-н Бетховен живет здесь рядом, я часто видел, как он сюда входил… - Продавец селедок указал на соседский дом.

Дом выглядит очень жалким, опровергнув все наши ожидания. Каменные ступеньки, от которых веет холодом и сыростью, ведут на третий этаж, прямо в комнату мастера. Маленького роста, плотный, с зачесанными назад волосами с сильной проседью человек обязательно выйдет вам навстречу:

Я имею несчастье быть покинутым всеми своими друзьями и торчу один в этой безобразной Вене, - скажет он, затем он попросит говорить громко, так как теперь слышит очень плохо. Он немного смущен, отчего говорит очень много и громко. Говорит, что часто нездоровится, мало сочиняет.… Всем недоволен, особенно проклинает Австрию и Вену.

Меня приковывают здесь обстоятельства, - скажет он, ударив кулаком по роялю, - но здесь все мерзко и грязно. Все сверху до низу – мерзавцы. Никому нельзя доверять. Музыка тут в совершенном упадке. Император ничего не делает для искусства, и остальная публика довольствуется тем, что есть… - Когда он молчит его лоб морщится, и композитор выглядит особенно мрачным, иногда это даже пугает.

Много сил Бетховен тратит на помощь своему племяннику, после смерти брата он смог отдать всю неутоленную потребность в любви. Но и тут Людвигу опять пришлось бороться, оставив много сил и здоровья в зале заседаний суда, где проходили слушанья по вопросу опеки над Карлом. Оппонентом композитора стала мать мальчика, корыстная и неблаговидная стерва. Сам племянник не оценил по достоинству всего того, что сделал для него дядя, который тратил со столь большим трудом добываемые средства на то, чтобы замять многочисленные скандальные истории, связанные с Карлом. Ценой неимоверных усилий близких друзей Бетховена, 7 мая 1824 года была исполнена Девятая симфония. Это событие примечательно еще и тем, что в это время наибольшую популярность приобрели эффектные сочинения, исполненные виртуозами, когда Бетховен, особенно его произведения позднего периода, отличаются своей глубиной и величием. Оркестром дирижировал Умлауф. Сам композитор же стоял у рампы, давал темпы для каждой части, хотя к тому времени он совершенно потерял слух. Публика была в восторге, гром аплодисментов! Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и лишь один человек стоял по прежнему, не реагируя на восторженные возгласы, он просто их не слышал.… В его голове все еще играла симфония. Молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и повернула лицом к публике. Только в этот момент он смог убедится в успехе своего произведения. Второе исполнение Девятой симфонии проходило полупустом зале, что еще раз подтвердило вкусы, а вернее их отсутствие, у тогдашней публики.

Заключение

Незадолго до смерти Бетховен едет к одному из своих братьев Иоганну. Людвиг предпринял это обременительное для него путешествие ради того, чтобы уговорить Иоганна составить завещание в пользу племянника Карла. Не добившись желаемого результата, взбешенный Бетховен возвращается домой. Эта поездка стала для него роковой. На обратном пути Людвиг тяжело простудился, ему так и не удалось встать на ноги, слишком много сил было потрачено, после нескольких месяце тяжелой болезни Людвиг ван Бетховен умер. Вена довольно безучастно относилась к его болезни, но когда весть о его смерти облетела столицу, потрясенная многотысячная толпа проводила великого композитора на кладбище. Все учебные заведения в этот день были закрыты.

Послесловие

В 1812 году на известном в то время чешском курорте Теплице встретились два великих творца своего времени, имена которых были записаны золотыми буквами в истории искусства Бетховен и Гете. На одной из аллей поэт и композитор повстречались с группой австрийской знати, окружавшей императрицу. Гете, сняв шляпу, посторонившись к краю дороги, приветствовал “высоких” гостей почтительными поклонами. Бетховен, напротив, низко надвинул на глаза шляпу и, заложив руки за спину, быстро прошел сквозь гущу великосветской толпы. Лицо его было сурово, голова высоко поднята. Он лишь слегка прикоснулся к полям своей шляпы.

Миновав гуляющих, Бетховен обратился к Гете:

Я подождал Вас, потому что уважаю и почитаю Вас, как Вы этого заслуживаете, но Вы оказали этим господам слишком уж много чести. Непреклонный в отстаивании своих убеждений как художественных, так и политических, ни перед кем не сгибая спины, с высоко поднятой головой, прошел свой жизненный путь великий композитор Людвиг ван Бетховен.

Список используемой литературы

1. Кенигсберг А., Людвиг Ван Бетховен. Л.: Музыка, 1970.

2. Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена: Исслед.–Л.: Музыка, 1979.–176 с., ил.

3. Хентова С. М. «Лунная соната» Бетховена. М., «Музыка», 1975.–40 с.

Знаменитый композитор и пианист, один из тех, чьё имя прочно ассоциируется с классической музыкой. Автор более чем 650 композиций инструментальной и вокальной музыки разнообразных жанров. Среди них симфонии, концерты, увертюры, сонаты, оперы, оратории, песни (в том числе обработка фольклорных мелодий), музыка к драмам, балет и многое другое. Им написаны сочинения для нескольких видов клавишных, духовых и Его имя - Людвиг ван Бетховен. Произведения этого музыкального гения продолжают удивлять любителей и знатоков музыки даже спустя почти 200 лет после его смерти. В этой статье пойдёт речь о том музыкальном богатстве, которое оставил после себя

Симфоническая музыка

В эту часть творчества входят произведения, исполняемые симфоническим оркестром с широким многообразием инструментов и нередко при участии хора. Такую музыку весьма активно писал Бетховен. Произведения, список которых содержит симфонии, увертюры, концерты и прочие сочинения, весьма разнообразны и широко известны.

Из концертов наиболее часто исполняются:

  • тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано;
  • концерт для скрипки с оркестром;
  • пять концертов для фортепиано с оркестром.

Симфония № 5 - самое знаменитое сочинение для оркестра из тех, что написал Бетховен. Произведения подобной силы трудно найти в истории классической музыки. Оно олицетворяет собой торжество силы личности и победу над обстоятельствами.

К другим интересным сочинениям относятся: симфония № 3 («Героическая»), фантазия для фортепиано, хора и оркестра («Хоровая фантазия»), симфония № 6 («Пасторальная») и другие.

Камерная музыка

В этом жанре были написаны струнные квартеты, фортепианные и струнные квартеты, а также сонаты - скрипичные, виолончельные и фортепианные. Одни из самых исполняемых произведений этого жанра:

  • трио № 7 для фортепиано, скрипки и виолончели («Эрцгерцог»);
  • серенада для скрипки, флейты и виолончели (опус 25);
  • три струнных трио (опус 9);
  • Большая фуга.

Интересны струнные «Разумовский-квартеты», которые написал Бетховен. Произведения включали в себя темы из русских народных песен и были посвящены графу Андрею Разумовскому, известному дипломату, с которым композитор был дружен. Фольклорные мотивы - далеко не редкость в творчестве немецкого композитора. Помимо русских, он использовал также украинские, английские, шотландские, ирландские, уэльские, тирольские и многие другие.

Произведения для фортепиано и скрипки

Среди них есть такие известные произведения Бетховена, как:

  • Пронзительно-печальная соната № 14 («Лунная»). Произведение было написано на фоне драматических событий в жизни композитора: прогрессирующей глухоты и неразделённых чувств к одной из его учениц.
  • Лирическая и немного меланхоличная багатель «К Элизе». Адресат этой вещицы неизвестен, но это и не важно для получения удовольствия от её прослушивания.
  • Тревожная и страстная соната № 23 («Апассионата»). Состоящая из трёх частей, она была вдохновлена
  • Исполненная огня соната № 8 («Патетическая»). В ней отражены героические и возвышенно-романтические мотивы.

Для скрипки и фортепиано также нередко писал Бетховен. Произведения эти отличаются особенной силой, контрастностью и красотой звучания. Таковы соната № 9 («Крейцерова»), соната № 5 («Весенняя») и ряд других.

Многие из созданных сонат и концертов существовали в двух вариантах: для струнных инструментов и фортепиано.

Вокальная музыка

В этой разновидности писал список которых включает разнообразные жанры: оперы (правда, лишь одну из четырёх удалось закончить), оратории, произведения для хора и оркестра, дуэты, арии и песни, в том числе обработки народных.

Состоящая из двух актов опера «Фиделио» стала единственным произведением композитора в этом жанре. Сюжет был вдохновлён идеалами Французской революции, повествуя о борьбе, любви и героизме.

Среди произведений песенного жанра присутствуют разноликие мотивы: гражданско-патриотические («Свободный человек», «Военная песня австрийцев»), лирические («Тайна», «Вечерняя песня под звёздным небом») и другие.

Знаменитые исполнители музыки Бетховена

Та красота и выразительность звучания, которой наслаждаются слушатели, становится возможной не только благодаря выдающемуся таланту композитора, но и мастерству исполнителей музыки. Бетховен Людвиг ван, произведения которого звучат в миллионах концертных залов по всему миру, остаётся бессмертен благодаря знаменитым музыкантам, чьё исполнение так же гениально, как и музыка. Например, лучшими исполнителями фортепианных вещей немецкого композитора считаются:

  • Э. Гилельс;
  • С. Рихтер;
  • М. Юдина;
  • В. Кемпф;
  • Г. Гульд;
  • К. Аррау.

Этот список носит условный характер, потому что в любом случае каждый слушатель находит исполнителя, играющего в наиболее близкой и приятной манере.

Неординарный талант Бетховена проявился во всех жанрах музыки, существовавших в XVIII-XIX вв.

Бетховену принадлежит единственная оконченная опера, однако он писал вокальную музыку всю жизнь, включая две Мессы, другие произведения для хора и оркестра (помимо Девятой симфонии), арии, дуэты, песни (lieder) и циклы песен. От куплетных песен, арий и од, где текст играл подчинённую роль, Бетховен постепенно пришёл к новому типу вокальной композиции, в котором каждой строфе поэтического текста соответствовала новая музыка (песни на слова И. В. Гёте, среди которых "Миньона", "Лейтесь вновь, слёзы любви", "Сердце, сердце" и др.). У него впервые встречается объединение ряда песен-романсов в единый цикл с последовательно раскрывающимся сюжетным замыслом ("К далёкой возлюбленной", на тексты А. Ейтелеса, 1816). Песня "О блохе" - единственный текст из "Фауста" Гёте, воплощённый Бетховеном, хотя композитор до конца своей жизни не оставлял мысли написать музыку к этому произведению. Помимо оригинальных сочинений, Бетховену принадлежит 188 обработок народных песен для голоса с инструментальным сопровождением. Около 40 канонов (WoO 159-198).

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...