Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

А.П. Чехов "Дом с мезонином": описание, герои, анализ рассказа. Дом с мезонином, чехов антон павлович

Рассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия». Рассказчик - художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал. «Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь». Так он забрел в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая - «молоденькая - ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше - тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами». Оба лица почему-то показались давно знакомыми. Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашен в гости посмотреть, по выражению девушки, «как живут почитатели его таланта». Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живет она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи». Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган «все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет». «Молодежь должна составить из себя сильную партию, - сказала она, - но вы видите, какая у нас молодежь. Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувернантку) казалась совсем ребенком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого. Когда они возвращались, Белокуров сказал: «Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. […] Да, прекрасная, интеллигентная семья...»

казчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке […] Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением». Его особенно привлекало то, что в глазах юной провинциалки он выглядел талантливым художником, знаменитой личностью. Лида невзлюбила его. Она презирала праздность и считала себя трудовым человеком. Ей не нравились его пейзажи потому, что в них не показывались народные нужды. В свою очередь Лида не понравилась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благотворительная работа с крестьянами не только не приносит пользы, но и вредна. «Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину». Лидин авторитет был непререкаем. Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя «мужское» руководство семьей.

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она провожала его до ворот усадьбы. Она ответила ему взаимностью, но тут же побежала все рассказать матери и сестре. «Мы не имеем тайн друг от друга...» Когда на следующий день он пришел к Волчаниновым, Лида сухо объявила, что Екатерина Павловна с Женей уехала к тете, в Пензенскую губернию, чтобы затем, вероятно, отправиться за границу. По дороге обратно его нагнал мальчишка с запиской от Мисюсь: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами... Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Больше он не видел Волчаниновых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Белокурова, и тот сообщил, что Лида по-прежнему живет в Шелковке и учит детей. Ей удалось сплотить возле себя «сильную партию» из молодых людей, и на последних земских выборах они «прокатили» Балагина. «Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где». Постепенно рассказчик начинает забывать про «дом с мезонином», про Волчаниновых, и только в минуты одиночества он вспоминает о них и: «...мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся... Мисюсь, где ты?»

Рассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин “вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия”. Рассказчик – художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал. “Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь”. Так он забрел в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна “постарше, тонкая, бледная, очень красивая” и вторая – “молоденькая – ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше – тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами”. Оба лица почему-то показались давно знакомыми. Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашен в гости посмотреть, по выражению девушки, “как живут почитатели его таланта”. Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живет она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. “Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи”. Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган “все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет”. “Молодежь должна составить из себя сильную партию, – сказала она, – но вы видите, какая у нас молодежь. Стыдно, Петр Петрович!” Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так “мисс”, свою гувернантку) казалась совсем ребенком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого. Когда они возвращались, Белокуров сказал: “Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. Да, прекрасная, интеллигентная семья…”

Рассказчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. “Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением”. Его особенно привлекало то, что в глазах юной провинциалки он выглядел талантливым художником, знаменитой личностью. Лида невзлюбила его. Она презирала праздность и считала себя трудовым человеком. Ей не нравились его пейзажи потому, что в них не показывались народные нужды. В свою очередь Лида не понравилась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благотворительная работа с крестьянами не только не приносит пользы, но и вредна. “Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину”. Лидин авторитет был непререкаем. Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя “мужское” руководство семьей.

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она провожала его до ворот усадьбы. Она ответила ему взаимностью, но тут же побежала все рассказать матери и сестре. “Мы не имеем тайн друг от друга…” Когда на следующий день он пришел к Волчаниновым, Лида сухо объявила, что Екатерина Павловна с Женей уехала к тете, в Пензенскую губернию, чтобы затем, вероятно, отправиться за границу. По дороге обратно его нагнал мальчишка с запиской от Мисюсь: “Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами… Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!” Больше он не видел Волчаниновых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Белокурова, и тот сообщил, что Лида по-прежнему живет в Шелковке и учит детей. Ей удалось сплотить возле себя “сильную партию” из молодых людей, и на последних земских выборах они “прокатили” Балагина. “Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где”. Постепенно рассказчик начинает забывать про “дом с мезонином”, про Волчаниновых, и только в минуты одиночества он вспоминает о них и: “…мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?”

(No Ratings Yet)

Краткое содержание рассказа Чехова “Дом с мезонином”

Другие сочинения по теме:

  1. Мир чеховской прозы неистощимо разнообразен. Рассказы Чехова лаконичны и сжаты, но сколько в них прослежено живых характеров, сколько судеб! В...
  2. Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик по имени Мисаил Полознев вместе с отцом-архитектором и сестрой Клеопатрой живет в провинциальном городе....
  3. Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу...
  4. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приезжает на станцию. До усадьбы, куда он направляется, ему остается 30-40 верст. После продолжительных поисков землемер...
  5. Иван Иваныч и Буркин проводят ночь в усадьбе Алехина, Утром за завтраком Алехин рассказывает гостям историю своей любви. Он поселился...
  6. Два плотника, Герасим и Любим, долгое время пытаются вытащить налима из под коряги. Они суетятся, дают друг другу советы, но...
  7. В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там “воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами...
  8. Мельник Алексей Бирюков, огромный, средних лет мужчина с топорной фигурой и лицом, курил трубку у порога своего дома. Несмотря на...
  9. “После венчания не было даже легкой закуски”. 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они...
  10. Вечером в доме Шуминых накрывали на стол после всенощной. Из сада, через большое окно, Надя видела, как в гостиной накрывают...
  11. В земской больнице вместо отлучившегося доктора больных принимает фельдшер Курятин. Приходит дьячок Вонмигласов, приносит просфору и жалуется на сильную зубную...
  12. Под вербное воскресенье, в начале апреля, преосвященный Петр служит всенощную. Церковь полна народом, поет монашеский хор. Архиерей нездоров уже три...
  13. Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель и чуть слышно поет колыбельную. Ребенок плачет и не засыпает, Варьке хочется...
  14. Экзекутор Иван Дмитриевич Червяков смотрит в театре спектакль “Корневильские колокола”. Во время представления Червяков чихает и обрызгивает старичка, в котором...

В 1896 году в журнале была опубликована пьеса "Дом с мезонином", краткое содержание которой представлено ниже. В ней Антон Павлович выстраивает не только любовную линию, но и затрагивает проблему земств. Характеры героев пьесы были списаны Чеховым со своих знакомых. В этой пьесе писатель отразил свой жизненный опыт и впечатления.

История написания

Прежде чем начать описывать краткое содержание "Дом с мезонином", нужно ознакомиться с историей создания этой пьесы. В записях Антона Павловича были найдены заметки, свидетельствующие о том, что сюжет произведения развивался постепенно. Основная сюжетная линия окончательно была сформирована к весне 1895 года.

В одном из своих писем Чехов отмечает, что работает над рассказом "Моя невеста", в котором он сообщил, что его невесту звали Мисюсь, ее он сильно любил. Литературоведы так и не пришли к единому мнению: было ли это сказано про героиню "Дома с мезонином", краткое содержание которого представлено ниже, или же речь шла о реально существовавшей женщине, которая была очень дорога Чехову.

Антон Павлович планировал отправить рукопись в печать еще в декабре, но все постоянно откладывалось. Сначала из-за того, что в процессе написания замысел пьесы стал более обширным. Потом у него гостило много людей. И лишь весной 1896 года пьеса была опубликована в журнале.

Действующие лица: "Дом с мезонином"

Главные герои - художник и две юные особы. От лица художника ведется повествование. Он рисует пейзажи, ведет довольно праздный образ жизни.

Лидия Волчанинова - девушка 23 лет. Работает учительницей в земской школе. Волевая личность, стремится улучшить жизнь крестьян.

Женя Волчанинова - младшая сестра Лидии. Наивная, непосредственная девушка. Восхищается пейзажами художника, благоговеет перед своей сестрой.

Екатерина Павловна - мать семейства, вдова. Любит своих дочерей, ласкова и заботлива. Подвержена влиянию старшей дочери.

Знакомство с Волчаниновыми

Продолжим рассматривать краткое содержание. "Дом с мезонином" начинается с того, что художник приезжает в гости к молодому помещику Белокурову. Во время одной из своих окрестных прогулок он видит прекрасную усадьбу с мансардой (это небольшая пристройка над средней его частью). Художник увидел двух милых барышень: одна была постарше, имела строгое и волевое выражение лица. Другой девушке было лет 17-18, и имела она немного сконфуженный вид.

Старшая барышня приехала к Белокурову. Она стала серьезно и по-деловому рассказывать о своей общественной деятельности. Она занималась сбором пожертвований в помощь крестьянам-погорельцам, жившим в соседнем селе. Получив помощь, молодой хозяин рассказал своему гостю, что это была старшая из сестер Волчаниных, Лидия. Она вместе со своей сестрой и матерью живет в том самом красивом доме с мансардой.

Семейство было богато, но Лидия была весьма незаурядной личностью. Она отличалась прогрессивными взглядами, энергичностью, по собственному желанию работала в земской школе, получала жалованье и гордилась тем, что жила на эти деньги. Помещик и художник нанесли визит Волчаниновым. Их приняли там хорошо. озяйкой была Екатерина Павловна, уже пожилая женщина, заботливая, но под сильным влиянием старшей дочери. Меньшую звали Женя, но для всех родных она была Мисюсь. Она сразу расположила к себе гостей своей непосредственностью и добротой.

Отношение сестер

Продолжим изучать краткое содержание. "Дом с мезонином" Чехова раскрывает характеры сестер Волчаниных. Главный герой стал частым гостем в имении сестер. Деятельная Лидия занималась больными, раздавала книжки крестьянам, а по вечерам только и говорила, что о земстве и о школах.

Художник считал, что ее деятельность имела наигранный характер. Ее мать тоже считала, что в стремлении приносить пользу Лида доходила до крайности. Ей уже нужно было задумываться о семье, иначе она рисковала остаться в одиночестве с книгами да аптеками. Но Екатерина Павловна робела перед дочерью и потому ничего ей не говорила.

Лидия почувствовала, что художник несколько пренебрежительно относится к ней. Поэтому девушка стала отвечать ему неприязнью. Она считала, что он ведет слишком праздный образ жизни. Мисюсь совсем была не похожа на сестру. Она была романтична по своей натуре, мечтательна. Женя часто читала в одиночестве и восхищалась тем, как художник пишет пейзажи. Они стали настоящими друзьями: много гуляли вместе, девушка делилась с гостем всем. Женя восхищалась своей сестрой, но, как и мать, робела перед ней.

Конфликт между Лидой и художником

В произведении "Дом с мезонином" происходит развитие конфликта между старшей сестрой Волчаниной и гостем. Лидия стала порицать гостя за то, что он только и делает, что пишет пейзажи, которые никак не улучшают условий крестьянского быта.

Художник ответил, что ему очень важен общественный вопрос. Но он считал, что важнее улучшить духовную жизнь крестьян. Герой считал, что жители деревни должны делить поровну труд, чтобы у них оставались силы для того, чтобы заниматься прекрасным.

А "прогрессивные мыслители" ничем не помогают. Их попытки смешны: простым мужикам заумные книжки не помогут. Медицинские больницы в селах примитивны, но и за них, и за книжки крестьянам нужно платить дополнительные деньги. Поэтому трудиться им приходится еще больше.

Лидии не понравились рассуждения художника. Но она лишь смогла ему возразить тем, что так говорят лишь те, кто пытается оправдать свое равнодушие и бездействие. Художник попрощался и отправился домой.

Признание Жени

Женя, подойдя попрощаться к художником, призналась ему, что ей понравилось, как он отвечал ее сестре. Художнику давно нравилась простая и искренняя Мисюсь. И он стал целовать ее на прощание. Женя сказала, что обо всем расскажет матери и сестре, потому что от них у нее секретов нет.

На следующий день художник пришел к Волчаниным, но к нему вышла только Лидия. Она церемонно и сухо сказала ему, что мать и Мисюсь уехали. По дороге героя догнал мальчишка и передал ему записку от Жени. В ней она сообщала, что Лида настаивает на том, чтобы они прекратили с ним общаться. Они с мамой не посмели ее ослушаться, хотя это решение далось им нелегко.

Больше художник не видел Мисюсь. Он знал только, что она больше не живет в том доме. Иногда он вспоминал эту милую девушку и ему казалось, что она тоже думает о нем.

В литературном творении "Дом с мезонином" Чехова герои отличаются тем, что их характеры отмечены психологическим аспектом. Несмотря на простоту повествования, сюжет пьесы затрагивает важные социальные вопросы, связанные с крестьянами и земствами. В этом произведении ирония сочетается с обыденностью повествования.

Произведение А.П. Чехова «Дом с мезонином» посвящено несостоявшейся любви молодого художника и провинциальной чистой девушки по имени Женя. Молодой человек не понравился ее старшей сестре, Лиде, так как не оценил ее общественной деятельности в земстве, и она заставила их расстаться. Много лет спустя художник узнал о том, что старшая девушка продолжает жить в поместье и заниматься просветительской деятельностью среди крестьян, а Женя уехала из родительского дома и живет неизвестно, где. Главный герой рассказа всю жизнь с тоской вспоминает Женю и тревожится за ее судьбу.

Основной идеей рассказа является то, что есть разряд людей, которые считают себя правыми во всем. Они гордятся тем, что всегда поступают так, как положено, и считают себя просвещенными и передовыми. При этом они не подозревают, что способны покалечить и растоптать чужую жизнь.

Читать Краткое содержание рассказа Дом с мезонином Чехова

Рассказ А.П. Чехова начинается с того, что молодой перспективный художник приехал летом в деревню на этюды. В деревне он случайно видит двух очень красивых девушек. Они сестры. Старшую сестру зовут Лидия. Она в семье занимает главное положение, потому что у нее очень сильный характер и очень твердые убеждения.

Младшую сестру зовут Женя. В семье к ней относятся как к ребенку и называют детским прозвищем «Мисюсь». Так она называла свою гувернантку-англичанку еще в детстве, когда не могла выговорить слово «мисс». Мисюсь и художник сблизились и полюбили друг друга. Ему льстило то восхищение, с которым Мисюсь относилась к его картинам, это заставляло его верить в то, что он очень талантлив.

Понравился молодой художник и матери Лиды и Жени, Екатерине Павловне. Они подолгу разговаривали о живописи. Единственный человек, с кем он не нашел общего языка в этой семье, была Лида. Несмотря на то, что семья Волчаниновых имела неплохие средства, Лида работала в земской школе учительницей, получала двадцать пять рублей и гордилась тем, что тратила на себя только эти деньги.

Кроме просвещения, Лида занималась и общественной деятельностью. Она пыталась влиять на местную политику, лечила крестьян и была убеждена, что художник обязан писать исключительно на народные темы, чтобы привлечь интерес общественности к нуждам и бедам крестьянства.

Главный герой не разделял убеждений Лиды. Между ними часто разгорались споры о том, нужно ли вообще заниматься крестьянскими нуждами, ведь, по его мнению, это еще больше порабощало этих забитых людей.

Лида сердилась на художника и за то, что он не хочет примкнуть к ее партии из местных молодых людей, чтобы лишить власти местного земского председателя, деятельность которого она считала неправильной.

Когда молодой человек и Мисюсь объяснились в любви, она сочла себя обязанной рассказать об этом матери и Лиде. Автор не повествует о том, какая сцена разыгралась в той семье. Он говорит лишь о том, как на следующий день художник пришел в дом к Волчаниновым и не застал там ни Жени, ни Екатерины Павловны.

Лида сухо объявила ему об отъезде матери и сестры. Было понятно, что инициатором их бегства была именно она. Позже молодой человек получил записку от Жени, где она писала, что не может противиться воли сестры, которая категорически требует от нее расстаться с художником.

Много лет спустя уже немолодой человек узнал о том, что Мисюсь уже не живет с матерью и сестрой, а Лида все продолжает учить и лечить в своем земстве, и что ей даже удалось свергнуть неугодного ей земского деятеля.

Данное произведение имеет весьма обширную проблематику. Читатель невольно задается вопросом о том, где та грань, которая разделяет ответственность за близких, и желание властвовать их судьбами. Лида, много делая для людей, сочла, что имеет право распоряжаться их жизнями.

Актуален и вопрос о том, что представляет собой интеллигентный человек. В начале сюжета художник проливает соус за столом. Его радует тот факт, что никто не обратил на это внимание, и он считает именно это признаком интеллигентности. А позже молодому человеку еще предстоит убедиться в том, что интеллигентность не в манерах и вежливости, а в уважительном отношении к чужому мнению, чужой позиции, чужой жизни.

Данной произведение не потеряло своей значимости и по сей день, так как оно говорит о вечных человеческих ценностях.

Картинка или рисунок Дом с мезонином

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Тоска

    Главным героем рассказа А. П. Чехова «Тоска» является старый извозчик. У этого несчастного пожилого человека недавно умер сын. Он тоскует и страдает, и ему необходимо рассказать кому-нибудь о своем великом горе.

Рассказчик (повест-во-вание идет от первого лица) вспо-ми-нает, как шесть-семь лет назад жил в имении Бело-ку-рова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жало-вался мне, что он нигде и ни в ком не встре-чает сочув-ствия». Рассказчик — художник, но летом так обле-нился, что почти ничего не писал. «Иногда я уходил из дому и до позд-него вечера бродил где-нибудь». Так он забрел в незна-комую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая — «моло-денькая — ей было семна-дцать-восем-на-дцать лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с боль-шими глазами». Оба лица почему-то пока-за-лись давно знако-мыми. Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Бело-ку-рова появи-лась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она прие-хала с подписным листом просить деньги для крестьян-пого-рельцев. Подпи-сав-шись в листе, рассказчик был приглашен в гости посмот-реть, по выра-жению девушки, «как живут почи-та-тели его таланта». Бело-куров рассказал, что ее зовут Лидией Волча-ни-новой, живет она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного совет-ника. Несмотря на хорошие сред-ства, Волча-ни-новы жили в деревне безвы-ездно, Лида рабо-тала учитель-ницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

В один из празд-ников они поехали к Волча-ни-новым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екате-рина Павловна, когда-то, по-види-мому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассе-янная, стара-лась занять меня разго-вором о живо-писи». Лида расска-зы-вала Бело-ку-рову, что пред-се-да-тель управы Балаган «все долж-ности в уезде роздал своим племян-никам и зятьям и делает что хочет». «Моло-дежь должна соста-вить из себя сильную партию, — сказала она, — но вы видите, какая у нас моло-дежь. Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувер-нантку) каза-лась совсем ребенком. Во время обеда Бело-куров, жести-ку-лируя, опро-кинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказ-чика, каза-лось, не заметил этого. Когда они возвра-ща-лись, Бело-куров сказал: «Хорошее воспи-тание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заме-тишь, если это сделает кто-нибудь другой. <...> Да, прекрасная, интел-ли-гентная семья...»

Рассказчик стал бывать у Волча-ни-новых. Ему понра-ви-лась Мисюсь, она тоже симпа-ти-зи-ро-вала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, ката-лись в лодке <...> Или я писал этюд, а она стояла возле и смот-рела с восхи-ще-нием». Его особенно привле-кало то, что в глазах юной провин-ци-алки он выглядел талант-ливым худож-ником, знаме-нитой лично-стью. Лида невзлю-била его. Она прези-рала празд-ность и считала себя трудовым чело-веком. Ей не нрави-лись его пейзажи потому, что в них не пока-зы-ва-лись народные нужды. В свою очередь Лида не понра-ви-лась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благо-тво-ри-тельная работа с крестья-нами не только не приносит пользы, но и вредна. «Вы прихо-дите к ним на помощь с боль-ни-цами и школами, но этим не осво-бож-даете их от пут, а, напротив, еще больше пора-бо-щаете, так как, внося в их жизнь новые пред-рас-судки, вы увели-чи-ваете число их потреб-но-стей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину». Лидин авто-ритет был непре-ре-каем. Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя «мужское» руко-вод-ство семьей.

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она прово-жала его до ворот усадьбы. Она отве-тила ему взаим-но-стью, но тут же побе-жала все расска-зать матери и сестре. «Мы не имеем тайн друг от друга...» Когда на следу-ющий день он пришел к Волча-ни-новым, Лида сухо объявила, что Екате-рина Павловна с Женей уехала к тете, в Пензен-скую губернию, чтобы затем, веро-ятно, отпра-виться за границу. По дороге обратно его нагнал маль-чишка с запиской от Мисюсь: «Я расска-зала все сестре, и она требует, чтобы я расста-лась с вами... Я была не в силах огор-чить ее своим непо-ви-но-ве-нием. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Больше он не видел Волча-ни-новых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Бело-ку-рова, и тот сообщил, что Лида по-преж-нему живет в Шелковке и учит детей. Ей удалось спло-тить возле себя «сильную партию» из молодых людей, и на последних земских выборах они «прока-тили» Бала-гина. «Про Женю же Бело-куров сообщил только, что она не жила дома и была неиз-вестно где». Посте-пенно рассказчик начи-нает забы-вать про «дом с мезо-нином», про Волча-ни-новых, и только в минуты одино-че-ства он вспо-ми-нает о них и: «...мало-помалу мне почему-то начи-нает казаться, что обо мне тоже вспо-ми-нают, меня ждут и что мы встре-тимся... Мисюсь, где ты?»

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...