Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Критика произведения капитанская дочка. А.С. Пушкин "Капитанская дочка": описание, герои, анализ произведения. «Капитанская дочка» на уроках литературы

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое написал А. С. Пушкин в 1836 году: опишем его краткое содержание и проведем анализ. "Капитанская дочка" по жанру - историческая повесть. Напомним краткое содержание произведения.

В нем повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева, 50-летнего человека. Он вспоминает время, когда он повстречал предводителя восстания крестьян.

Происхождение и детство Петра Гринева

Петр родился и вырос в семье одного небогатого дворянина. Мальчик практически не получил образования - он лишь к 12 годам с помощью Савельича выучился грамоте. Петр вел до 16 лет жизнь типичного недоросля. Он играл с мальчишками из деревни и мечтал о веселой жизни в Петербурге, поскольку был записан в сержантом, еще когда находился в чреве матери.

Однако отец его решил иначе - он отправил Петрушу, 17-летнего юношу, в армию, а не в Петербург, чтобы тот "понюхал пороху". Прощаясь, он дал наставление Петру, которое вынесено в эпиграф "Капитанской дочки": "Береги честь смолоду". Так Гринев оказался в Оренбургской крепости. Вместе с Петром отправился сюда и Савельич, его воспитатель.

Путь в крепость

Савельич с Петром на подъезде к городу заблудились, попав в буран. Их спасла лишь помощь незнакомца, который вывел героев на дорогу к жилью. Петруша в благодарность за свое спасение подарил этому незнакомцу заячий тулуп, а также угостил его вином.

Знакомство с Белогорской крепостью

Вот Петр приезжает в Белгородскую крепость на службу. Она не была похожа на укрепленное сооружение. Лишь несколько "инвалидов" составляет войско, единственное ее орудие - пушка. Миронов Иван Кузьмич управляет крепостью. Это честный и хотя и не отличающийся образованностью. Все дела ведет в крепости Василиса Егоровна, его жена. Гринев сходится довольно близко с семейством коменданта. Он проводит много времени с ним.

Взаимоотношения Гринева со Швабриным

Его другом поначалу становится также офицер Швабрин, который служит в этой крепости. Однако вскоре они ссорятся из-за того, что Швабрин нелестно отозвался о Маше, дочери Миронова, которая нравится Гриневу (образ капитанской дочки будет рассмотрен ниже). Петр вызывает на дуэль Швабрина и получает ранение. Маша, ухаживая за ним, рассказывает Гриневу, что Швабрин когда-то просил ее руки, но она ему отказала. Гринев решает жениться на этой девушке и пишет отцу письмо, прося благословения. Но тот не согласен на такой брак, поскольку бесприданницей является капитанская дочка. Главные герои произведения, таким образом, не могут пожениться. Маша не хочет заключать брак без отцовского благословения.

Пугачевцы в Белогорской крепости

В 1773 году, в октябре, Миронов получает письмо. В нем сообщается о Пугачеве, который выдает себя за погибшего Петра III. Он уже собрал большое войско, состоящее из крестьян, смог захватить несколько крепостей. Готовится встретить Пугачева и Комендант собирается свою дочь отправить в Оренбург, но сделать это не успевает - пугачевцы уже здесь. Жители деревни хлебом-солью встречают захватчиков. Все те, кто служит в крепости, взяты в плен. Они должны присягнуть на верность Пугачеву. Однако комендант принести присягу отказывается, его вешают. Жена его также погибает. А вот Гринев оказывается неожиданно на свободе. Савельич говорит ему, что Пугачев и есть тот незнакомец, которому когда-то подарил Гринев заячий тулуп.

Судьба Маши после прибытия в крепость Пугачева

Несмотря на то что главный герой открыто оказывается присягнуть Емельяну, тот его отпускает. Гринев уезжает из крепости, но в ней остается капитанская дочка. Главные герои, любящие друг друга, не могут воссоединиться. Девушка больна и скрывается под видом племянницы местной попадьи. Швабрин назначен комендантом крепости. Он присягнул Пугачеву. Это беспокоит Гринева. В Оренбурге главный герой просит помощи, но не находит ее. Он получает вскоре от Маши письмо. Девушка пишет, что Швабрин вынуждает ее выйти за него замуж. В случае отказа он обещает рассказать людям Пугачева, что она - капитанская дочка. Описание всех этих событий в произведении дается подробно - мы выделили лишь основные моменты.

Пугачев освобождает Машу

В Белогорскую крепость едут Гринев с Савельичем. Но они попадают по дороге в плен к пугачевцам и встречаются вновь с их предводителем.

Петр честно рассказывает Емельяну, куда он едет и зачем; и неожиданно для Гринева Пугачев решает ему помочь "наказать обидчика сироты". Пугачев в крепости освобождает Машу. Его не останавливает даже рассказ Швабрина о том, кто она такая на самом деле.

Помилование Гринева императрицей

Историческая повесть "Капитанская дочка" заканчивается следующими событиями. Гринев отвозит девушку к своим родителям. Сам же он возвращается в армию. Проваливается выступление Пугачева, но Гринева арестовывают, так как Швабрин на суде говорит, что Петр - шпион Пугачева. Главного героя приговаривают к ссылке в Сибирь, и лишь визит к императрице, который совершает Маша, помогает добиться помилования Гринева. А вот Швабрина отправляют на каторгу.

Тематика произведения "Капитанская дочка"

Проблемы, рассмотренные в произведении, весьма многочисленны. Наиболее важной из них, конечно, является проблема чести. Вообще по широте охвата действительности, значительности темы, поставленной автором, художественному совершенству произведения повесть "Капитанская дочка" - вершинное достижение, шедевр, созданный Пушкиным-реалистом. Она была закончена за 3 месяца до смерти автора. Таким образом, стала последним крупным его произведением "Капитанская дочка".

Проблемы, поставленные автором, во многом касаются очень важной темы для того времени - темы крестьянской войны, крестьянского восстания. Пушкину изучение истории пугачевского восстания дало возможность правдиво и точно рассказать об изображенных в повести событиях. Смысл "Капитанской дочки" заключался, в частности, в том, чтобы показать психологию его участников.

Отец Петра, Гринев Андрей Петрович

Гринев Андрей Петрович отрицательно относился к бесчестным и легким способам делать при дворе карьеру. Поэтому он не захотел отправить в Петербург на службу в гвардию своего сына Петра. Он желал, чтобы тот "понюхал пороху" и стал солдатом, а не бездельником. Именно он произносит слова, которые вынесены в эпиграф "Капитанской дочки": "Береги честь смолоду".

Гринев-отец не лишен присущих представителю того времени отрицательных черт. Вспомним, например, его суровое обращение с безропотной и любящей женой, матерью Петра, учиненную им расправу над учителем-французом, возмутительно грубый тон письма к Савельичу, в котором тот называет его "старым псом". Перед нами в этих эпизодах предстает типичный дворянин-крепостник. Однако есть и у Гринева-отца. Это сила характера, прямолинейность, черты и вызывают естественную и невольную симпатию к нему читателя - к этому строгому к другим и к самому себе суровому человеку.

Характер Петра Гринева

Характер Петра Гринева, 16-летнего юноши, показан автором в движении, развитии, которое произошло под влиянием жизненных условий, в которых он оказался. Петруша поначалу - легкомысленный и беспечный помещичий сынок, недоросль-бездельник, практически фонвизинский Митрофанушка. Он мечтает об исполненной удовольствий легкой жизни гвардейского офицера в столице.

В Петре Гриневе соединились любящее, доброе сердце его матери со смелостью, прямотой, честностью, присущими его отцу. Эти качества Гринев-отец укрепил в нем в твердом напутствии верно служить, слушаться начальников и, самое главное, беречь честь смолоду.

Доброта главного героя проявилась в щедром подарке "мужичку", указавшему ему дорогу во время бурана и сыгравшему в дальнейшей судьбе героя решающую роль. И после, рискуя всем, Гринев бросился на выручку Савельичу, захваченному в плен. Глубина его натуры сказалась в чистом и большом чувстве, которое возникло в нем к Маше Мироновой.

Честь в "Капитанской дочке" - очень важная характеристика личности. И Петр Гринев своим поведением доказал верность отцовским заветам, не изменил тому, что считал своей честью и своим долгом. Хорошие задатки и черты, свойственные ему, закалились, окрепли и восторжествовали окончательно под воздействием суровой школы жизни, в которую отец отдал его, послав в глухую степную окраину вместо Петербурга. Крупные события истории, участником которых стал Гринев, не позволили ему после личного огорчения (отец не дал согласие на брак с Машей) опуститься и пасть духом, сообщили душе юноши "сильное и благое потрясение".

Швабрин Алексей Иванович

"Капитанская дочка" - книга, в которой среди главных героев мы найдем и Швабрина Алексея Ивановича, соперника Гринева - полную противоположность прямому и честному Петру. Автор и этого персонажа не лишает положительных черт. Он наблюдателен, умен, образован, интересный собеседник, остер на язык. Однако ради личных целей Алексей готов совершить бесчестный поступок. Он оклеветал Машу Миронову, бросает тень также и на ее мать. Швабрин наносит вероломный удар Гриневу на дуэли и пишет вдобавок лживый донос на Петра его отцу. Алексей Иванович не по идейным убеждениям переходит на сторону Пугачева: он рассчитывает тем самым сохранить себе жизнь, а в случае успеха надеется сделать при Емельяне карьеру. Но главное, он жаждет расправиться с Гриневым и жениться насильно на Маше, которая не любит его.

Семья Мироновых и Иван Игнатьевич

Познакомимся вкратце и с характерами других персонажей, которые создал Пушкин в произведении "Капитанская дочка". Герои, о которых пойдет речь, принадлежат к рядовому офицерству, как и Швабрин. Они тесно связаны с солдатской массой. Речь идет об Иване Игнатьевиче, кривом гарнизонном поручике, и самом капитане Миронове, который по происхождению не был даже дворянином - он вышел из солдатских детей в офицеры. И Василиса Егоровна, его жена, и сам капитан, и кривой поручик из призведения "Капитанская дочка" - герои эти были необразованными людьми, с ограниченным кругозором, не дававшим им возможности разобраться в целях и причинах народного восстания.

Они были не лишены недостатков, типичных для того времени. Вспомним хотя бы "правосудие" капитанши. Она говорит, что не разберешь, кто прав, кто виноват - Прохор или Устинья. Следует наказать обоих. Однако Мироновы были добрыми и простыми людьми, преданными долгу, готовыми бесстрашно умереть за "святыню своей совести".

Образ Маши Мироновой

Продолжим анализ. Капитанская дочка (в честь которой и было названо интересующее нас произведение) - очень яркая героиня. Пушкин с особой теплотой и симпатией создает образ Маши Мироновой. В ней таятся под нежностью внешнего облика сила и стойкость, раскрывающиеся в любви к Гриневу, сопротивлении Швабрину, ее поездке в Петербург к императрице ради спасения своего жениха. Такова в произведении, которое создал Пушкин, капитанская дочка. Анализируя поступки этой героини, Александр Сергеевич ей явно симпатизирует.

Савельич, дядька Гринева

Автор очень правдиво показывает образ Савельича, дядьки Гринева, Его преданность господам далека от простой рабской принадлежности, как показывает проведенный нами анализ. "Капитанская дочка" - повесть, в которой Савельич показан не как унижающийся перед господами слуга. Так, в ответ на несправедливые и грубые упреки Гринева-отца он в своем письме называет себя "верный ваш слуга", "раб", как это было принято в то время при обращении к господам крепостных. Однако тон письма этого героя проникнут чувством человеческого достоинства. Душевное богатство, внутреннее благородство его натуры полностью раскрывается в глубоко человеческой и совершенно бескорыстной привязанности одинокого, бедного старика к своему питомцу.

Образ Емельяна Пугачева в произведении

Пушкин ("Капитанская дочка") анализировал образ Емельяна Пугачева. В 1830 годы он усиленно изучал историю его восстания. Образ Емельяна, созданный в интересующем нас произведении, резко отличается от предшествующих изображений Пугачева. Без всяких прикрас показал Пушкин этого вождя народного бунта. Его образ дан во всей суровой реальности, иногда жестокой.

В изображении автора Емельян отличается "сметливостью" - мятежным и вольным духом, ясностью ума, героической удалью и хладнокровием, широтой натуры. Он рассказывает Гриневу сказку о вороне и орле. Ее смысл состоит в том, что миг яркой и вольной жизни лучше долгих лет прозябания. Пугачев говорит о себе, что его обычай - "казнить так казнить, миловать так миловать".

Композиционный параллелизм

Александр Сергеевич назвал повестью "Капитанскую дочку". Мы в последней главе произведения вновь переносимся в дворянское имение Гриневых, в ту же обстановку. Такой параллелизм начала и конца композиции повести придает законченность и стройность. Однако Пушкин добавляет новые штрихи в описание обстановки. Так, Гринев-отец свой календарь перелистывает рассеянно, мать не варит на этот раз медового варенья, а вяжет фуфайку для Петруши, которого должны сослать на вечное поселение в Сибирь. Тяжелой семейной драмой сменилась семейная идиллия.

Языковые особенности

Язык, которым написано произведение, является замечательной стороной повести. Каждое действующее лицо Пушкин наделяет особой языковой манерой, которая соответствует уровню его развития, умственному кругозору, характеру, общественному положению. Поэтому из реплик персонажей, их высказываний перед читателями возникают необыкновенно живые и выпуклые человеческие образы. В них обобщены характерные стороны жизни русского общества того времени.

На этом завершаем анализ. "Капитанская дочка" - произведение, писать о котором можно очень долго. Его, как выразился Н. В. Гоголь, характеризует "чистота и безыскусственность", возведенные в такую степень, что действительность кажется карикатурной и искусственной перед ним. Гоголь отметил, что все русские повести и романы кажутся всего лишь "приторной размазнею" перед произведением "Капитанская дочка", описание которого было представлено в этой статье.

События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

В этом и весь смысл его повести.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря , между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2162.

«Капитанская дочка» интересное и захватывающее произведение. Главные темы в нем - любовь и верность любимым и отечеству, дружба и предательство. Произведение охватывает большой временной отрезок. Главных и второстепенных героев много. Несмотря на это капитанская дочка повесть. Все потому, что во времена написания произведения романами считались огромные многотомные произведения. Хотя от этого интерес к произведению не пропадает. В отличие от других классических произведений его не просто читают, но и перечитывают по нескольку раз. И с каждым прочтением по-новому открывают для себя произведение.

Над повестью Александр Сергеевич работал три года. Он хотел, чтобы получилось историческое и документальное произведение. Он не только изучал архивные документы, но и посещал те места, где был Пугачев. Есть несколько набросков этого произведения. Писатель выбирал именно тот вариант, который сможет пройти цензуру того времени. В процессе написания Пушкин понимает, что художественное сочинение будет намного увлекательнее документального. И он оказался как всегда прав.

Несмотря на то, что в начале повести читатель знакомится с Петром Гриневым и именно он в центре внимания на протяжении долгого времени. Однако главной героиней считается Маша, дочь капитана Миронова. Это не сразу становится понятным. Тем более что когда повествование доходит до знакомства с ней те, кто ее давно знает, не всегда хорошо о ней отзываются. У матери она трусиха, у Швабрина полная дурочка. Не только Гринев смотрит на нее с предупреждением, читатель тоже начинает сомневаться в ее разуме. И только постепенно можно сказать, что именно она воплощает в себя все самые лучшие качества. Конечно, в чем-то она остается боязливой, а в остальном очень даже смелая и рассудительная. Благодаря своим качествам Маша смогла спасти не только любовь с Гриневым, но и его самого. Из любой ситуации, в которую бы девушка не попадала, она выходила с достоинством и могла объяснить свои поступки, почему она поступает так, а не иначе. Именно благодаря Маше зло наказано, а добро торжествует.

Пушкин досконально изучил те места, где Пугачев поднял восстание. Александр Сергеевич смог показать Емельяна человеком незаурядного ума, чести и смелости. Ведь многие считали Пугачева обычным разбойником, собравшим вокруг себя обездоленных людей. Хотя мало кто задумывался, что для этого надо обладать многими качествами лидера такими как умение организовывать и руководить, знать военную тактику. Опираясь на исторические документы, Пушкину удалось создать прекрасное художественное произведение, в котором он рассказывает о глобальных изменениях в государстве. В страшное время напоминает гражданскую войну. Здесь нет друзей, родственников в любой момент можно стать врагом и наоборот. Это сказывается и на отношениях близких и любимых. В такое время очень тяжело оставаться самим собой.

Каждый видит по своему, о чем написано произведение. Для кого-то это любовь молодых людей, для других это исторические события про смутьяна Пугачева, для третьих эта повесть показывает, что надо свое доброе имя беречь не просто всю жизнь, а именно с самого детства.

Главные герои - Марья Ивановна и Петр Гринев. Они встретились, когда были совсем молодыми, но, несмотря на это, к своим чувствам отнеслись очень серьезно. Савельич воспитатель Петра, неизменно везде за ним следовавший и присматривавший. По натуре добрый человек и ответственный. И еще один главный герой это Швабрин. Отрицательный и не приятный тип.

Пушкин в своем произведении хотел еще показать, что молодежь даже избалованная и изнеженная родителями в трудную минуту может встать на защиту отечества и своих взглядов. И это можно проследить на протяжении всей повести, как крепчают характеры и воля молодых людей.

Смысл повести достаточно простой, с какой стороны не рассматривай, главная мысль это быть верным себе не предавать близких и не быть трусом. Для некоторых невозможно предать свое отечество, даже если обещают золотые горы.

Чему учит. «Капитанская дочка» произведение пропагандирует и учит добродетели, честности, верности. Прочитав его, становишь таким же светлым и чистым, как и Маша, и Петр Гринев.

Вариант 2

У Пушкина возникла мысль написать роман о дворянине, который перешел на сторону бунтовщиков, когда он работал над произведением «История Пугачева». Он фактически воплотил этот замысел, написав «Капитанскую дочку». Но в произведении не главный герой переходит на сторону Пугачева, а его визави - антигерой Швабрин. Швабрин перешел на сторону бунтовщиков из корыстных побуждений. Главный герой Петр Гринев, приняв непосредственное участие в пугачевском восстании, не потерял честь и достоинство, оставшись верным данной присяге.

Роман написан в виде семейных хроник, по типу мемуаров главного героя, в которых сам Петр Гринев подводит итоги минувших дней. Пушкин указал, что эти семейные хроники достались ему якобы от внука главного героя. Этот литературный прием придал достоверности произведению. Пушкин тщательно ознакомился с историческими материалами и изучил подробности восстания Пугачева. Но образ Пугачева прописан автором как-то однобоко. Пушкин пренебрежительно относится к бунтовщику, мимоходом называя его в романе Емелькой. Писатель этим показывает свое отношение к народному восстанию, считая бессмысленным кровопролитием. Пушкин сам был дворянином - тяготы и страдания простого народа, которые были причиной подобных бунтов, не слишком трогали сердце великого писателя.

Второй линией, параллельной описанию народного восстания, идут мемуары Петра Гринева. Начинается знакомство с главным героем, где он предстает в образе недалекого и малообразованного недоросля Петруши. Петруша очень инертен и все его стремления сводятся к тому, чтобы получить в Петербурге теплое место на «спокойной службе». Однако отец главного героя наставляет его и дает правильные посылы - честно служить Отечеству, не гнаться за наградами, беречь честь и достоинство. Он имеет большое влияние на сына и Гринев, «намотав на ус» отцовские наставления, отправляется служить.

Вдали от дома он тут же начинает совершать ошибки - проигрывается в карты и сильно обижает верного слугу. Впоследствии он влюбляется в Марию Миронову. Пушкин назвал роман «Капитанская дочка» потому, что именно Мария Миронова стала путеводной звездой Петра Гринева. Ради любви к ней он стремится совершать подвиги и даже идет на неповиновение приказу. Он самостоятельно освобождает Машу, попавшую в руки Швабрина. Из-за этого поступка он сам становится обвиняемым, но отважной Маше удается вымолить для него прощение у самой императрицы.

Роман «Капитанская дочка» - это роман-взросление. Взрослея, человек неизбежно подвергается испытаниям. Взрослея, Петр Гринев тоже подвергся испытаниям, которые выдержал с честью. Испытания при взрослении неизбежны, и только лишь от самого испытуемого зависит, как он их будет проходить и какую дорогу в жизни выберет - дорогу чести, как Гринев, или тропу благополучия, но в обрамлении позора, как это сделал Швабрин.

Образец 3

Роман состоит из 14 глав. Жанром данного творения считается роман, написанный в форме воспоминаний. Главные действующие лица – Петр Гринев, Мария Миронова, Архип Савельев, Алексей Швабрин, Емельян Пугачев и Екатерина Вторая.

Автор, в романе, даёт достаточно подробные описания своих персонажей, чтобы читатель самостоятельно смог понять: какой из образов – положительный, а какой образ – отрицательный. Глубоко затронуты темы - нравственного выбора, достоинства, чести и порядочности.

Главный герой показывает моральные ценности, а его антагонист – отсутствие таких качеств. Каждый из героев в данном романе, рано или поздно, встает перед большим выбором. Что же выбрать: честь или бесчестье? Каждый для себя решает сам, выбирает свой путь. Важную роль при выборе, безусловно, играет воспитание героев, которое они получили с детства. Наглядный пример хорошего воспитания и обладания высоких нравственных качеств и порядочности, демонстрирует главный герой этого романа.

Автор рассуждает на тему власти, какая из них лучше и почему именно она? Для кого-то - это анархическая власть, другой предпочитает - монархию, а кто-то еще скажет, что лучше уж – стихийная пугачевщина. Исторические события и их влияние на судьбу человека – одна из основных линий сюжета романа. Бунт и метод его подавления, преодоление трудностей на своем пути, сила характера и воли, отражены в данном произведении. Также, перед читателем описана проблема взросления человека, проблема чести и долга перед родиной, и своей совестью. Человека определяют его поступки. Петр – порядочный парень, получивший прекрасное воспитание, а вот Алексей – человек, готовый действовать против своих убеждений, ради достижения поставленной цели.

Петр Гринев – офицер, дворянин, получивший строгое, но правильное воспитание от своего отца.

Швабрин – офицер, подлый, хитрый и трусливый человек, забывший о морали и чести.

Мария Миронова – дочь капитана, имеет доброе сердце и ангельский голос. Верная и смелая девушка.

Пугачев – предстает в двух образах. В образе благородного защитника преданности и чести, и в образе - жестокого деспота, устрашающего своё окружение казнями и наказаниями. Он сражается за права обычных людей, но делает это слишком жестоко.

Екатерина Вторая – ее монархия ничуть не лучше методов Пугачева.

Архип Савельев – слуга Гринева. Заботливый, добрый и преданный своему хозяину старик.

Важно с детства прививать людям чувство долга, морали и благородства. Данное произведение призывает читателя беречь свою честь смолоду и никогда не сворачивать с честного пути.

Капитанская дочка. Анализ романа

Для начала следует рассказать об истории создания «Капитанской дочки». Пушкина очень интересовала жизнь Емельяна Пугачёва, к написанию произведения он готовился основательно: читал исторические документы, предпринял поездку на Урал и Волгу, чтобы воочию увидеть места грозных событий, беседовал с участниками войны. Работа началась в тысяча восемьсот тридцать третьем году, а закончилась в тысяча восемьдесят тридцать шестом.

Данная повесть последнее произведение Александра Сергеевича Пушкина, которое было написано в прозе. Чётко видна главная тема-место «маленького» человека в истории. Также присутствуют такие темы, как власть и народ, честь и бесчестие, цена нравственного выбора, любовь и размышления о роли семьи в нашей жизни.

Для того чтобы обойти цензуру Пушкин выбрал форму изложения семейных записок. Важным элементом композиции является сопоставление Пугачёва (окружающим его народом) с Екатериной второй (с окружающим её дворянством).

Если говорить об исторической линии, то можно выделить три главных элемента.

Во-первых, вплоть до десятой главы происходит усугубление конфликта между миром крестьян и дворян. Емельян Пугачёв «чувствует» своих подчинённых, обладает достоверной информацией об их повадках и жизни, потому что сам является их частью. Генерал же, который отправил Гринёва по просьбе его отца служить в Белгородскую крепость, не имеет преставления о жизни в доверенных ему территориях. Он говорит, что Гринёв, находясь в этой крепости, научится дисциплине и примерной службе. Но на самом деле там нет ни того ни другого.

Во-вторых, если сравнить военный совет у Пугачёва и генерала, то они резко отличаются. Если у первого ведётся живой разговор и в итоге принимается благоразумное решение, то у второго весь совет приставлен сатирически, а в конце так и вообще принимается фатальное решение, которое привело к гибели жителей крепости.

В-третьих, когда Гринёв хочет спасти Машу Миронову, то генерал отказывает ему в помощи. Вердикт генерала был совершенно логичным. Если посмотреть на него со стороны принципов военного устава, он кажется справедливым. Если посмотреть на него со стороны принципов морали, он кажется жестоким. Генерал сочувствует горю Гринёва, но не может поступить иначе, так как занимает должность чиновника.

Теперь можно провести разбор главных героев.

Видно, что автор частично идеализирует Пугачёва. Он изобразил его не беспощадным убийцей, как делали историки восемнадцатого и девятнадцатого века, а как предприимчивого и энергичного лидера. В отношениях Пугачёва с подчиненными прослеживается отсутствие чинопочитания и каждый мог выразить своё мнение, даже если оно отличается от его точки зрения. Многозначительной деталью является сказка об орле и вороне. Он живёт одним днём и считает, что лучше жить только тридцать три года, чем жить триста и питаться падалью.

Маша Миронова не имела особенных черт лица, но она была доброй и чистосердечной девушкой. Важно подчеркнуть её верность и смелость. Ведь являясь очень робкой, она нашла в себе силы взять ответственность: не только за собственную судьбу, но и за судьбу любимого ей человека. Она спасает его от позора и ссылки также как он когда-то спас её от гибели.

Как упоминалось выше, одной из главных тем повести - это честь и бесчестие, эту тему можно проследить, проводя параллель между Швабриным и Гринёвым. У этих людей много общего: возраст, уровень умственного развития и образования. Но когда дело доходит до любви к Маше в обоих героях просыпаются реальные качества. Они не могут быть друзьями, так как оказались крайне противоположными личностями. Окончательно их разъединило отношение к долгу и чести во время пугачёвского бунта.

Основная мысль произведения заключается в том, что русский народ может долго терпеть и переносить все тяготы жестокого обращения, но когда чаша терпения переполняется, наступает час возмездия «бессмысленный и беспощадный».

  • Анализ повести Бедная Лиза Карамзина 8 класс

    Карамзин своими повестями в нес большой вклад в развитие русской литературы, в том числе и прозы. Он решился применить новые приемы в повествовательной прозы. Он отказался от традиционных сюжетов произведений взятых

  • Анализ произведения Гайдара Тимур и его команда

    Жанровая принадлежность – это повесть, написанная для детей. Данная работа была написана для фильма, писалась под определенный киносценарий.

  • Анализ рассказа Горького Челкаш 11 класс

    Известный писатель Горький славится многими своими замечательными работами, одной из которых является рассказ «Челкаш». Написано данное произведение было в 1895 году. В основу рассказа заложена история о человеке

  • «Капитанская дочка» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

    Во время работы над «Историей Пугачева» у Пушкина возник замысел произведения на ту же тему. Первоначально героем повествования должен был стать дворянин, который перешел на сторону бунтовщиков. Но со временем Пушкин изменил концепцию произведения. За три месяца до смерти он завершил рукопись «Капитанской дочки » . Повесть была анонимно опубликована в 1836 году в журнале «Современник».

    В кратком эпилоге к «Капитанской дочке» Пушкин указал, что получил записки Гринева от его внука, а от себя добавил лишь эпиграфы. Такой прием придал повествованию документальную достоверность и одновременно показал, что позиция главного героя может не совпадать с позицией писателя. Учитывая тематику романа и сложные отношения Пушкина с властями, это было не лишней предосторожностью.

    Александр Сергеевич считал произведение исторической повестью, но по многим литературным характеристикам «Капитанская дочка» достойна претендовать на роман. Жанр повествования можно назвать семейной хроникой или биографией главного героя - Петра Андреевича Гринева. Рассказ ведется от его имени. Завязка сюжета происходит в первой главе, когда семнадцатилетний Петруша отправляется служить в Белогорскую крепость. В повести есть две кульминации: захват крепости пугачевцами и обращение Гринева к самозванцу за помощью. Развязка сюжета - помилование героя императрицей.

    Восстание под предводительством Емельяна Пугачева - основная тема произведения. Серьезное изучение Пушкиным исторических материалов помогло создать яркую картину крестьянского бунта. Масштабность событий, жестокая и кровавая война показаны с подкупающей достоверностью.

    Пушкин не идеализирует ни одну из сторон конфликта. Грабежи и убийства, по мнению автора, не имеют оправдания. В этой войне нет победителей. Пугачев понимает всю безнадежность своей борьбы, а офицерам просто претит воевать с соотечественниками. В «Капитанской дочке» пугачевский мятеж предстает национальной трагедией, беспощадным и бессмысленным народным бунтом.

    Осуждает герой и беспечность властей, в результате которой Белогорская крепость оказалась не готова к защите, а Оренбург был обречен на долгую осаду. Петр сочувствует изуродованному башкирцу, участнику восстания 1841 года, которое было жестоко подавлено. Гринев выражает популярную оценку событий, а не «официальный» взгляд императорской власти, чью сторону представляет.

    Пугачев - единственный реальный персонаж. Его характер сложен и противоречив. Самозванец ведет себя непредсказуемо, как стихия. Он может быть грозным и властным, но в то же время веселым и плутоватым. Пугачев жесток и скор на расправу, но проявляет иногда благородство, мудрость и рассудительность.

    В образе народного предводителя мифологические черты органично сочетаются с точными реалистическими деталями. Пугачев - центральная фигура произведения, хоть и не является его главным героем. Встреча Гринева с главарем бунтовщиков становится судьбоносной. Все основные события в жизни молодого офицера связаны теперь с этим человеком.

    Характер главного героя показан в развитии. В начале произведения Петр Гринев - шестнадцатилетний юноша, который бездельничает и гоняет голубей. По образованию и воспитанию он ассоциируется с известным Митрофанушкой. Отец Гринева понимает, что отправлять молодого человека в Петербург глупо. Вспомним, как ведет себя Петруша на постоялом дворе в Симбирске: игра на деньги, вино, грубость по отношению к Савельичу. Если бы не мудрое решение отца, столичная жизнь быстро превратила бы героя в мота, пьяницу и азартного игрока.

    Но судьба уготовила молодому человеку суровые испытания, которые закалили характер Гринева, пробудили в его душе честность, чувство долга, отвагу, благородство и другие ценные мужские качества.

    Петру не раз перед лицом смерти пришлось делать нравственный выбор. Он так и не присягнул на верность Пугачеву, даже под угрозой пыток и с петлей на шее. Но Гринев покидает осажденный Оренбург для спасения своей невесты, нарушая воинский устав. Он готов взойти на эшафот, но не допускает мысли о том, чтобы втянуть в судебное разбирательство любимую женщину. Верность слову и твердость характера Петра Гринева, его мужество и неподкупная искренность вызывают уважение даже у бунтовщиков.

    Антипод Гринева - Алексей Швабрин. Он получил неплохое образование, умен, наблюдателен, отважен, но эгоистичен и вспыльчив. Швабрин совершает предательство не столько из-за страха за свою жизнь, сколько из желания поквитаться с Гриневым и добиться своей цели. Он клевещет на Машу, жестоко обращается с ней, доносит на Петра. Алексей с удовольствием злословит о жителях крепости даже тогда, когда не имеет от этого никакой выгоды. Честь и доброта для этого человека - пустой звук.

    Образ верного слуги Савельича выписан Пушкиным с особой теплотой и долей юмора. Старик трогательно заботится о «молодом барине» и его имуществе, готов отдать жизнь за своего господина. При этом он последователен в действиях, не боится отстаивать свое мнение, называть самозванца вором и разбойником и даже требовать от него возмещения убытков. У Савельича есть гордость и чувство собственного достоинства. Старик оскорблен подозрениями Петра в том, что доносит на Гринева отцу, а также грубым письмом барина. Преданность и честность простого крепостного создают резкий контраст с подлостью и вероломством дворянина Швабрина.

    Немало испытаний выпадает и на женскую долю героини романа - Маши Мироновой. Добрая и немного наивная девушка, выросшая в крепости, сталкивается с обстоятельствами, которые могут сломить более сильного и храброго человека. В один день Маша лишается родителей, оказывается в руках жестокого врага, тяжело заболевает. Швабрин старается запугать девушку, запирает ее в чулане, практически не кормит. Но трусиха Маша, которая падает в обморок от выстрела пушки, проявляет удивительную решительность и стойкость. Любовь к Гриневу придает ей стойкости во многих поступках, особенно в рискованной поездке в Петербург. Именно Маша умоляет императрицу о помиловании своего жениха и спасает его. Этого не решились сделать ни отец, ни мать Гринева.

    Для каждого персонажа Пушкин находит особую манеру речи в соответствии с его характером, социальным положением и воспитанием. Образы героев, благодаря этому, получились живыми и яркими. В сравнении с «Капитанской дочкой», по мнению Гоголя, другие повести - «приторная размазня».

    «Капитанская дочка» вправе именоваться одной из драгоценных жемчужин в ожерелье из шедевров прозы, вышедших из — под пера Пушкина. Перед нами словно разворачивается античная трагедия на фоне извергающегося Везувия и это вовсе не напыщенное преувеличение. Фон, на котором происходит действие повести, трагичен и грозен: кровавая вакханалия крестьянско-казацкого восстания 1773-1775 годов, под началом Емельяна Пугачёва, взаимное ожесточение сторон, совершающих каждодневные злодеяния и нежная, трепетная нота любви, верности и преданности, упрямо пробивающаяся сквозь все жестокости этого времени. Читающаяся легко и на одном дыхании повесть гения русской словесности, никогда не утратит своей актуальности и притягательной силы великой книги.

    В ряду произведений Александра Пушкина эта повесть о драматических событиях российской истории занимает, безусловно, достойное место. И причина этого в том, что сюжетная линия развивается на фоне исторических событий, потрясших сами основы общества. А век XVIII (в котором и происходит действие) такими процессами просто перенасыщенный, являлся для Пушкина совсем недавним прошлым. Речь идёт о крестьянской войне 1773-1775 годов, возглавленной и руководимой казаком Емельяном Пугачёвым.

    Написанное в форме мемуаров произведение жанрово можно, тем не менее, отнести к исторической повести. Она насчитывает четырнадцать глав (каждая со своим названием), открываясь эпиграфом «Береги честь смолоду», который является нравственным стержнем пушкинского замысла в этом произведении.

    В завязке повести лежит рассказ о происхождении, истории семьи и ранних годах жизни Петра Гринёва. Пушкин критичен в описании семейства Гринёвых: например отец, Андрей Петрович Гринёв. является типичным образчиком русского помещика 18-19 веков — отсутствие хорошего образования и самодурство. Соответственно и Пётр не получил достойного образования, будучи предназначен для службы в армии, что не предполагало академической широты знаний.

    И тем не менее, Пушкину симпатичен этот простой, но порядочный и чуткий дворянский отпрыск. В ходе развития сюжета мы неоднократно убедимся в его врождённом благородстве, верности данному слову и долгу. С той же мерой симпатии и теплоты нарисованы Пушкиным образы членов семьи капитана Миронова, коменданта крепости. Человек простой и душевный, капитан Миронов (и, увы, его жена), тем не менее, перед лицом смерти проявляет качества, делающие его фигурой трагической и героической.

    А дочь супругов Мироновых, Маша, проявляет силу характера, храбрость и благородство высшей пробы, доказывая, что она достойна своих родителей.

    Не обходится Пушкинское повествование и без негодяя — поручик Швабрин, обычный типаж гвардейского офицера — картёжник, распутник, дуэлянт. Оказавшись в оренбургской глухомани он, скорее всего, озлобился ещё больше. Это подтверждается его отношениями с Гринёвым, который симпатизировал Швабрину и, тем не менее, получил грязные сплетни о Маше и ранение на дуэли. А последующий переход на сторону Пугачёва и вовсе вызывает у Пушкина отвращение к этому своему персонажу.

    В то же время образ Пугачёва в повести нельзя свести к какому — то одному знаменателю. Конечно, это вызвано в первую очередь цензурными и сословными ограничениями: с точки зрения властей и дворянства Пугачёв — злодей. Но мощь личности Атамана, его великодушие и умудрённость не могут не очаровать Пушкина, раскрывающего пусть вскользь и частично причины восстания. Чем и привлекает пушкинская повесть, даже по прошествии двух с лишним столетий, так это пониманием того, что это не восстание быдла, которое нужно вешать и топить, а реакция на бесчеловечные условия существования. Реакция, объединившая таких разных и, казалось бы, чуждых друг другу представителей социальных групп, как задавленные поборами крестьяне и вольные казаки, Афанасий Соколов, более известный как легендарный Хлопуша, верный соратник Пугачёва, а по происхождению — новгородский крестьянин, прошедший к 1774 году все круги ада, обезображенный выжжеными на лице клеймами и вырванными ноздрями и изуродованный башкир из уральских дебрей и многих-многих других, пришедших к Пугачёву.

    После эпиграфа и завязки сюжета у Пушкина явственно видна двойная кульминация: первая -взятие крепости и казнь коменданта с женой и вторая — поездка Маши к императрице Петербург.

    За этими событиями следует развязка: помилование Гринёва и его присутствие на казни Емельяна. После чего повесть увенчивается эпилогом.

    Для полноты анализа приведём краткое содержание повести:

    Глава 1. Сержант гвардии

    Начинается повесть историей семьи Петра Гринева: отец, Андрей Петрович, в чине приват-майора вышел в отставку; в семье было девять детей, но кроме Петра не выжил никто. Мальчика ещё до рождения записали сержантом в Семеновский гвардейский полк. Воспитывает мальчика» дядька»- Савельич, их крепостной стременной, под руководством которого мальчик осваивает основы грамоты и учится «судить о достоинствах борзого кобеля». С целью обучения «языкам и всем наукам» отец нанимает француза Бопре-французского пьяницу. Спустя некоторое время француза выгоняют, после чего решено отправить сына служить, как насто­ящего дворянина. Но вместо Петербурга, к разочарованию Пети, служить он будет в одной из уральских крепостей. По пути в Оренбург Петя ночует в гостинице в Симбирске, где знакомится с гусарским ротмистром Иваном Зуриным. Гусар убалтывает его сыграть в бильярд, подпаивает и легко выигрывает у него 100 рублей. Не обращая внимания на истерику Савельича, молодой Гринёв отдаёт Зурину деньги, из упрямства и самоутверждаясь.

    Глава 2. Проводник

    В пути, в степи, Петр попадает в бурю. Путники впадают в панику, но вынырнувший из стены снежного ветра незнакомец, балагуря и подначивая путешественников, указывает им путь и выводит их к постоялому двору, где на фене разговаривает с хозяином, что выдаёт в нём лихого человека. Поутру Гринев уезжает, отблаго­дарив проводника заячьим тулупом, а в Оренбурге встречается с генералом Андреем Карловичем, сослуживцем отца, и отправляется по его приказу в пограничную Белогорскую крепость, километрах в сорока Оренбурга.

    Глава 3. Крепость

    Крепостью, оказавшейся маленьким посёлком посреди казахских степей, командует комендант Миронов с семьёй которого и знакомится Пётр. Гринева покоряет своей лихостью поручик Швабрин, высланный из гвардейского полка в Петербурге за дуэль.

    Глава 4. Поединок

    Очень скоро, за неимением других девушек, Гринев влюбляется в дочь комен­данта Миронова, Машу. Швабрин, злобно ревнуя, оговаривает Машу, из-за чего взбешённый Гринёв вызывает Швабрина на дуэль, где получает ранение.

    Глава 5. Любовь

    Молодой организм Гринёва легко справляется с ранением и он поправляется. Понимая мотивы Швабрина Гринёв не держит на него зла в душе. Петя предлагает Маше замужество и получает согласие девушки. После чего он, в эйфории пишет отцу, прося благословения. Отец же, узнав о дуэли, о житье-бытье сына, его, как он считает, чрезмерной самостоятельности, злится и отказывает в благословении, лишний раз подтверждая своё примитивное самодурство.

    Глава 6. Пугачевщина

    Попутно в повествовании начинает нарастать напряжение: комендант получает информацию из Оренбурга о «бунте» Емельяна Пугачева и приказывает всем офицерам в крепости готовиться к осаде. Вокруг крепости активны разведчики повстанцев. Одного из них, немого башкира, хватают, но допросить не могут. Напуганный за судьбу своего ребёнка, комендант Миронов пытается отправить Машу из крепости к родне.

    Глава 7. Приступ

    Однако план спасения дочери срывается, так как крепость окружают повстанцы. Комендант, предчувствуя печальный исход боя, прощается с семьёй, приказав хотя бы переодеть Машу крестьян­кой, чтобы спасти ей жизнь. После захвата крепости пугачевцы казнят коменданта с женой и намерены повесить Гринева, но преданный Савельич, развеселив Пугачёва, спас жизнь молодого хозяина.

    Глава 8. Незваный гость

    Пугачёв, благодаря напоминанию Савельича узнаёт в Гринёве дарителя «заячьего тулупчика». Пётр же не узнаёт в вожде повстанцев проводника, пока ему не напомнил дядька. Пугачев пробует уговорить Гринёва служить ему, но тот решительно отказывается. На Пугачева это производит сильное впечатление и он даёт обещание отпустить Гринёва.

    Глава 9. Разлука

    Наутро Гринев от­правляется в путь с устным посланием от Пугачёва генералам в Оренбурге. Попытка Саве­льича получить с Пугачева возмещение ущерба, закончилась угрозами от «царя». Гринев уезжает в мрачном настроении, ведь комендантом крепости от Пугачёва стал Швабрин.

    Глава 10. Осада города

    Прибыв в Оренбург Гринев передаёт генералу все, что знает о Пугачеве и затем приходит на военный со­вет. Гринев призывает решительней расправляться с повстанцами, но генералов эта горячность раздражает. Преобладает так называемая «подкупательная тактика». Сходятся во мнении ждать, сидя в обороне. Вскоре Оренбург оказывается в осаде. В одной из разведок боем в предместьях Оренбурга, Гринев по­лучает письмо от Маши. Оно пронизано отчаянием. Швабрин силой принуждает её к замужеству. Гринёв умоляет генерала дать ему казаков с солдатами, чтобы отбить Машу у Швабрина, но получает отказ и начинает искать выход из ситуации.

    Глава 11. Мятежная слобода

    Не придумав ничего лучшего Гринев тайно покидает Оренбург и едет в Белогорскую крепость. В окрестностях крепости Петр и Са­вельич захвачены мятежниками, их ведут к Пугаче­ву. Узнав суть дела, что Гринёв приехал спасать невесту от Швабрина, Пугачёв принимает участие в судьбе молодых. Петя наивно пытается уговорить Пу­гачева сдаться. На что Пугачёв вспоминает притчу об орле, питающемся свежим мясом и вороне, что ест мертвечину, намекая, что он и есть орёл.

    Глава 12. Сирота

    Прибыв в Белогорскую крепость Пугачёв приказывает Швабрину показать ему Машу. Швабрин подчиняется и тогда Пугачёв узнаёт, что он держал Машу фактически как пленницу. Атаман отпускает девушку с Петром, закрыв глаза на враньё Гринева относительно происхождения Маши.

    Глава 13. Арест

    На обратном пути из крепости, молодых останавливают солдаты с караульной заставы. К счастью Пети, начальником оказался ротмистр Зурин. Иван Зурин отговаривает Гринёва возвращаться в Оренбург и оставляет при себе, отправив неве­сту в родовое имение Гриневых. Оставшись один, Петр с гусарами выступил против пугачевцев. Во время погони гусар за повстанцами Гринёв видит опустошение и разорение причинённых крестьянской войной. Внезапно, в один из дней, Зурин получает приказ арестовать Гринева и отослать в Казань.

    Глава 14. Суд

    Чиновники Следственной комиссии, сидевшей в Казани встретили объяснения Гринёва с презрительным недоверием. Су­дьи признали Петра виновным в дружбе с «самозванцем-Емелькой». Тем более, что главным свидетелем обвинения был арестованный также Швабрин, оговоривший Петра ложными вымыслами. Гринева приговаривают к каторге. В отчаянии, Капитанская дочь Маша Миронова решает ехать в Петербург и вымаливать справедливости у импе­ратрицы Екатерины II. В Царском Селе, в одном из парков Маша встречает незнакомую даму, которой и рассказывает свою историю. Дама утешает Машу и обещает передать императрице. Позже Маша понимает, что это была сама Екате­рина II, когда прибыв во дворец видит императрицу. Гринев помилован. Заканчивается повествование, ведшееся от имени Гринева, пушкинским по­слесловием, где он описывает вначале — освобождение по личному распоряжению Екатерины, а затем — присут­ствие Гринёва в январе 1775 года на казни Пугачева, кивнувшего Петру, перед тем как положить голову под топор палача…

    Пропущенная глава

    В ней рассказывается о посещении Гриневым (aka Була­нин) отеческого дома, находясь неподалеку от деревни, где жили его родители и невеста. С разрешения командира он переплыл Волгу и прокрался в деревню. Здесь Гринёв узна­ет, что его родители заперты в амбаре. Гринев освобождает их, но в это время Савельич приносит известие о входе в деревню группы пугачёв­цев под командованием Швабрина. Гринев запирается в амбаре. Швабрин приказывает его поджечь, что выгоняет отца и сына Гриневых из укрытия. Гриневы взяты в плен, однако в это время в деревню врываются гусары, приведённые Савельичем, прошмыгнувшим мимо осаждающих. Пётр получает благословение на брак, возвращается в полк. Затем он узнаёт о поимке Пугачева и возвращается к себе в деревню. Гринев почти счаст­лив, но неясная угроза почти физически отравляет это чувство.

    Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте .

    Вам также будет интересно:

    Клод шеннон краткая биография и интересные факты
    Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
    Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
    Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
    Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
    Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
    Тушеная капуста - калорийность
    Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
    Снежнянский городской методический кабинет
    Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...