Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Что роман эпопея война мир. Война и мир анализ эпопеи. История создания романа «Война и мир» или «Три поры»

Что такое «Война и мир» ? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.
Л. Н. Толстой

В статье «Несколько слов по поводу "Войны и мира"» Толстой, как известно, заявил, что его произведение не похоже ни на один традиционный жанр — ни на роман, ни на героическую поэму, ни на историческую хронику.

В современном литературоведении «Войну и мир» принято называть романом-эпопеей, и это определение требует специальных пояснений. Рассуждения о жанровом своеобразии толстовского произведения удобно связать с его творческой историей, то есть с историей от рождения замысла до написания окончательного текста.

В 1856 году Толстой задумал роман, героем которого должен был стать декабрист, возвращающийся из сибирской ссылки с семейством в Россию. К этому замыслу писателя подтолкнули реальные события, напомнившие в очередной раз русскому обществу о декабристах. В 1855 году после скоропостижной смерти Николая I на российский престол вступил Александр II. Он, по древнему обычаю русских царей, начал своё правление с милосердных поступков. Весной 1856 года во время коронации он объявил о прощении декабристов и о разрешении, если они пожелают, вернуться из Сибири в европейскую часть России. Появление декабристов в московских гостиных произвело сильное впечатление на образованное общество: декабристы, пережившие с 14 декабря 1825 года уголовное следствие, каторгу, ссылку и поселение в Сибири, выглядели не разбитыми, опустившимися, жалкими стариками, как можно было ожидать, но людьми, сохранившими человеческое достоинство, ясный ум «и дум высокое стремленье» (А.С.Пушкин «В Сибирь»).

В 1860 году Толстой назвал задуманный роман «Декабристы». Сохранилось начало произведения: из сибирской ссылки возвращается декабрист Пётр Иванович Волхонский-Лабазов, свежий и крепкий старик, который остался верен благородным убеждениям своей юности. Личность мужественного декабриста, его взгляды и характер интересовали автора прежде всего. Старомодный и наивный Лабазов выгодно отличается от молодых либеральных болтунов, которых встречает в Москве и которых автор сатирически противопоставляет главному герою. Таким образом, признаки социально-психологического романа в «Декабристах» очевидны: описание характера одного или нескольких главных героев (как в «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», «Обломове») происходит на фоне русской общественной и бытовой жизни.

Написав три первые главы, Толстой бросил работу над романом «Декабристы», но не оставил замысла произведения о декабристе. Естественно, начав рассказ о своём герое с 1856 года, писатель должен был обратиться к 1825 году — к самому восстанию на Сенатской площади и к подготовке его. В романе этот период в жизни Волхонского-Лабазова назван временем «заблуждений и несчастий». Отталкиваясь от 1825 года, автор неминуемо пришёл к 1812 году, так как движение декабристов родилось из общественного подъёма, связанного с победой в Отечественной войне 1812 года. Так социально-психологический роман о декабристах превращался в новый, теперь уже исторический роман «Три поры», где события первой четверти XIX века создавали исторический фон (вдобавок к общественно-бытовому фону), на котором изображался главный герой.

Обратившись к событиям 1812 года, Толстой увлёкся изображением Отечественной войны, и история из фона стала самостоятельным предметом описания. Роман напоминал теперь историческое сочинение, или историческую хронику, в которой отдельные (частные) факты (военные стычки, локальные бои, генеральные сражения, военные советы, дипломатическая переписка и переговоры) выстроены в строгой хронологической последовательности, соединены в большие (эпохальные) события (Отечественная война) и иллюстрируют сам ход национальной истории. При этом Толстой не забывал своего героя-будущего декабриста и продолжал разрабатывать романное повествование: молодой человек, как и лучшие представители русской нации, участвует в Отечественной войне и пытается осмыслить её ход и характер.

Чем больше автор размышлял над Отечественной войной и рисовал её отдельные эпизоды, тем больше исторический роман-хроника приобретал черты героической поэмы, которая воспевает подвиги героев во имя свободы родины и высоких идеалов (образцами героических поэм считаются французская «Песнь о Роланде», русская «Задонщина», «Россияда» М.М.Хераскова). Теперь Толстой начал новый вариант своего произведения — роман «Всё хорошо, что хорошо кончается». В этом варианте уже появляются знакомые по «Войне и миру» персонажи (например, семья Ростовых), из образа будущего декабриста Волхонского-Лабазова получилось два героя — Пьер Безухов и Андрей Болконский, а главное, в роман входят народные герои и сцены из народной жизни. Толстой изображает патриотическое воодушевление русских во время Отечественной войны, то есть войны за свободу и независимость родины.

Последний вариант — роман-эпопея «Война и мир» — вобрал в себя замыслы предыдущих вариантов: личная жизнь человека, его поиски достойных идеалов; дворянское общество в первой четверти XIX века; народ как главный герой истории. То есть в «Войне и мире» сохранились жанровые признаки и романа, и героической поэмы, и исторической хроники. С одной стороны, герои, главные и второстепенные, получили развёрнутые характеристики в многочисленных эпизодах исторического повествования, можно даже говорить о диалектике души главных героев (Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых). С другой стороны, Толстой ещё раз раздвинул исторические рамки своего произведения: от 1812 года он обратился к 1805 году, от победоносной Отечественной войны — к неудачной для России войне с Наполеоном. Таким образом. Отечественная война стала не началом, а центром, композиционным и идейным, всего произведения.

Расширение описываемой в романе-эпопее исторической эпохи свидетельствовало о том, что у автора сложилась общая философская концепция, которая объясняла и историю народа, и жизнь отдельного человека. Толстой утверждал необходимость слияния (подчинения) личной воли и интересов с общей (народной, бессознательной) волей и интересами. Героический подвиг, гений русского народа в Отечественной войне, по мнению писателя, сказался в том, что именно простой народ понимает суть исторических событий, различает характер Наполеоновских войн 1805-1807 годов и Отечественной войны, умеет в критическую минуту подчинить личный интерес национальному (общему) интересу. Об этом свидетельствует партизанская война, отказ мужиков продавать французам фураж и продовольствие, поджог собственных домов и имущества, чтобы врагу не досталось ничего. Эгоистические поступки и корыстные устремления московского губернатора Растопчина, полковника «с Владимиром и Анной на шее» (3, 3, XVI) Берга, генерала Беннигсена, представителей петербургского светского общества, которые мнили себя героями и присвоили себе славу победы, потонули в потоке народного непоказного патриотизма. Иными словами. Толстой подчёркивает, что народ творит историю — важна не история в народе, а народ в истории. Соединение исторических событий с изображением народного характера (последний выразился в поступках простых мужиков, солдат, офицеров и аристократов Болконских, Ростовых, Безухова) сделало из «Войны и мира» национально-героическую эпопею.

Итак, «Война и мир» — одно из уникальных произведений русской и мировой литературы — обладает неповторимыми художественными особенностями, включая жанровые признаки. Являясь романом по основным признакам (через всё произведение проходит описание судеб главных героев), «Война и мир» выходит за рамки классического романа. Произведение Толстого можно назвать эпопеей, так как предметом изображения у писателя становится вся русская жизнь первой четверти XIX века (государственная внутренняя и внешняя политика, основные слои и многочисленные прослойки русского общества, их взаимоотношения, их бытовой уклад, духовная жизнь). Образы героев раскрываются не сами из себя, а связываются с общественной средой (роман), но многоплановое (эпопея) изображение этой среды, вернее, национальной жизни, оттесняет образы конкретных героев на второй план, делает их отдельными, хотя и очень яркими, представителями нации.

В «Войне и мире» присутствуют признаки исторической хроники и героической поэмы. Автор детально описывает ход Наполеоновских войн 1805-1807 годов; в общих чертах реформаторскую деятельность комитета Сперанского, очередную русско-турецкую войну (1806-1812); подробно все этапы Отечественной войны — от перехода французской армией через Неман до изгнания французов из пределов России. Толстой показывает героизм войск (Бородинское сражение, партизанская война) и нравственную красоту русского народа, когда русские солдаты, партизаны, мужики сочувствуют и помогают пленным французам. Этот незаметный, «внутренний» героизм свидетельствует о великодушии нации и поэтому чрезвычайно высоко оценивается писателем.

Строго говоря, жанры, объединённые в романе-эпопее Толстого, были уже разработаны в произведениях разных европейских и русских авторов. Французский писатель В.Гюго уже написал большой социально-психологический роман «Отверженные» (1862), в котором судьбы нескольких главных героев показаны на фоне переломных революционных событий. Шотландский писатель В.Скотт в романе «Роб Рой» (1818) изобразил героические события из истории Шотландии и активную роль в них народных масс. Русские писатели уже создали исторические романы (М.Н.Загоскин «Рославлев, или Русские в 1812 году» 1830, Ф.В.Булгарин «Пётр Иванович Выжигин, нравописательный исторический роман XIX века» 1831) и повести (А.Погорельский «Изидор и Анюта» 1828) об Отечественной войне. Философско-историческая концепция, представленная в «Войне и мире», тоже была не нова, она высказывалась, например, в философских работах Г.Гегеля, Н.Г.Чернышевского.

«Война и мир» напоминает великие научные открытия. До Д.И.Менделеева человечество накопило большие знания о каждом химическом элементе в отдельности, но Таблица химических элементов, созданная русским учёным, объединив и систематизировав эти знания, стала важнейшим научным достижением. Заслуга Толстого состоит в том, что он соединил разрозненные идеи и жанровые приёмы и создал огромное художественное полотно, которое одновременно является историческим, социальным, философским, семейным, психологическим романом-эпопеей.

(«Война и мир» - роман – эпопея: проблематика, образы, жанр) «Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!» Критик Н. Страхов «Во всем мне хочется дойти до самой сути» . Борис Пастернак

Цели урока: познакомить учащихся с историей создания романаэпопеи; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие и особенности композиции романа; объяснить смысл названия. развивать навыки анализа текста, навыки самостоятельной работы с критической литературой; учить устанавливать причинно-следственные зависимости между историческими условиями и литературными произведениями; развитие навыков критического, самостоятельного мышления, ораторского искусства. воспитание стремления строить свою собственную концепцию.

История создания романа 1863 -1869 1857 Роман «Война и мир» Встреча с Пущиным и Волконским 1825 Восстание на Сенатской площади Повесть «Декабристы» 1812 1805 Отечественная война Война с Наполеоном в союзе с Австрией

Пояснения к схеме 1856 г. - начало замысла «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию» . 1825 г. –восстание декабристов «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя» . 1812 г. – война «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года» . 1805 – 1807 годы – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» . (Л. Н. Толстой)

Композиция романа 1. 1 том – 1805 год 2 том – 1806 - 1811 годы 3 том – 1812 год 4 том – 1812 – 1813 годы Эпилог 2. 3. 1. 2. 3. 4. Проблемы начала века: «Более всего в романе я любил мысль народную» . Главная проблема – судьба народа, народ – основа нравственных и моральных устоев общества «Кто истинный герой? » - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь страны. Истинный и ложный патриотизм. Проблемы середины века: Судьба народа – реформы 60 х годов Постепенный уход дворянства с арены борьбы, начало разночинского движения. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне. Вопрос об освобождении женщины.

Смысл названия романа война мир кровопролитные битвы, сражения жизнь народа без войны непонимание, вражда, разъединение людей та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди «люди войны» «люди мира»

Система образов роман свыше 500 550 600 «люди войны» Курагин «люди мира» Александр I Наполеон Кутузов Оправдывают вражду, эгоизм, преступную аморальность Болконские Ростовы Болконские Пьер Ненавидят войну, ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей Безуховы «Война и мир» Курагины

Жанровое своеобразие романа « Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось» . (Л. Н. Толстой) Широкая, многогранная картина мира Важные исторические события Различные стороны жизни народа Быт и нравы различных слоев общества «Величайший роман в мире - … Картины русской истории События общественной и политической жизни страны Отношения помещиков и крестьян Показ различных слоев населения Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни Огромное количество характеров Большая протяженность времени Широкий охват пространств «Война и мир» . (Дж. Голсуорси)

Семь лет напряженного, сосредоточенного труда Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869). «Война и мир» - русская национальная эпопея. В этом романе нашел отражение национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи . Это новый, жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

Пятнадцать лет истории страны (1805-1820) запечатлены писателем на страницах эпопеи в следующем порядке: I том - 1805 г II том - 1806-1811 гг. III том-1812 г. IV том - 1812-1813 гг. Эпилог- 1820 г.

Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена картина жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения. Писатель изображает события, свидетельствовавшие о несокрушимой мощи национального Духа русского народа, погубившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны. В романе отражены крупнейшие явления политической и общественной жизни охраны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения).

Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, в поместьях Лысые Горы, Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны (Ш и IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смоленск, Бородино, Москва, Красное и т.д.).

В «Войне и мире» отражается все многообразие русской жизни начала XIX века, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности.

Множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны

Главные действующие лица романа – Андрей Болконский и Пьер Безухов – выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интеллектуальным богатством. Как и многие мыслящие люди в первые годы XIX века, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма» . Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина.

Образ Наполеона – одно из гениальных художественных открытий Толстого. В романе император французов действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Толстой следовал сознательному намерению совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Развенчание мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедестала, показан в свой нормальный человеческий рост. Образ русской нации , победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, проницательностью, широтой. Картина этого общества включает множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны . В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику. В нем участвуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю.



Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданической критики: «Царь есть раб истории».

Психологизм романа . В романе-эпопее психологические характеристики отдельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок. Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических условиях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению лучших человеческих качеств. Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обаятельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает подлинно патриотическое дело, уговаривая родителей пожертвовать имуществом семьи и спасти раненых.

Толстой первым в мировой литературе показал посредством художественного слова важность морального фактора в войне . Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ действий Кутузова. С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого . В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полководца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время. решение оставить Москву.

С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны . Особое место в кругу действующих лиц эпопеи занимает Платон Каратаев. В наивно-восторженном восприятии Пьера Безухова он - воплощение всего «русского, доброго и круглого». В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, - выносливость, кротость, пассивная покорность судьбе, любовь ко всем людям - и ни к кому в особенности.

Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира - это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие воины, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество - та норма бытия, к которой надо стремиться.

Очень глубоко раскрываются Толстым в романе проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти, обозначается выявление опасности своеволия и прагматизма. На примере многих героев Толстого мы можем раскрыть толстовское понимание свободы как ответственности за совершенный выбор .

Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях».

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910)

Толстой стал писателем всей второй половины XIX века и начала XX. Он новаторски разработал военную тему в своих ранних «Севастополь­ских» и «кавказских» рассказах; трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» явилась первым опытом центральной для его творчества темы становления человеческой личности, три великих романа, напи­санных в 60-е («Война и мир»), 70-е («Анна Каренина») и 90-е («Вос­кресение») годы, необычайно полно выразили совре­менность второй половины XIX века. Смысл человеческого сущест­вования, путь духовных исканий - центральная пробле­ма Толстого вплоть до его поздних сочинений. Идея нрав­ственного совершенствования, кардинальная для Толстого, предо­пределила создание особого «толстовского» героя, находящегося в постоянном движении, и новые способы видения человеческой психики - «диалектику души», основанную на текучести душев­ной жизни, смене противоположных состояний и свойств.

Роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869)

Для Толстого «Война и мир» - произведение этапное и центровое. «Жизненные и творческие истоки «Войны и мира» нельзя ограничить только относительно узким отрезком времени 1860-х гг., когда Толстой писал роман. Весь его литературный и жизненный опыт подготавливал «Войну и мир». В героях романа Толстой воплотил характер ближайших родственников. «Семейные сцены» романа подготовила трилогия «Детство. Отрочество. Юность», военные – «Севастопольские рассказы».

Один из вопросов, встающих при рассмотрении «Войны и мира», касается причин обращения Толстого, художника, необычайно ост­ро чувствующего современность, к ушедшей исторической эпохе начала XIX века.

Здесь нет противоречия. Решительный исторический перелом в эпоху 60-х годов поставил вопрос о закономерностях раз­вития истории. К началу 1860-х относится замысел романа «Декабристы», герой которого Петр Лабазов (прообраз Пье­ра Безухова) - декабрист, возвращающийся с семьей в 56 году по­сле поселения в столицу и, как говорит Толстой, «примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России» . Столкнове­ние эпох, прошлой и сегодняшней, осмысление современности с точ­ки зрения эпохи декабризма и должно было стать движущим сюжет началом. Замысел привел Толстого к эпохе 1812 г. (ср. со словами де­кабриста А. Бестужева: «Мы дети двенадцатого года» ), но оказалось, что содержание народной войны, обнажившей мощь и жизнеспособ­ность русской нации, гораздо шире идеи декабризма. Задача выяв­ления внутренних источников победы застав­ляет Толстого обратиться к еще более ранней эпохе 1805-1807 гг. - времени «неудач и поражений», в которых сущность характера на­рода должна была «выразиться еще ярче».

Из истории создания романа вытекает та его особенность, что финал его открыт. Эпилог «Войны и мира» является своего рода прологом другого произведения, не столько подводит итоги событиям и судьбам, сколько намечает их перспективу, то есть парадоксально совмещает в себе функции пролога и эпилога.

В «Войне и мире» нетрудно увидеть разные жанровые элементы - семейной хроники, социально-психологического и исторического романа. Сам Толстой называл «Войну и мир» «книгой о прошедшем», счи­тая, что ее нельзя подвести ни под одну жанровую категорию: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». Необычная форма романа оказалась типичной для литературных исканий того времени. Сам Толстой замечал: «Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести» («Евгений Онегин – не роман, а роман в стихах; «Герой нашего времени» - роман в новеллах, «Мертвым душам» Гоголь дал подзаголовок «поэма»). Жанровые новации Толстого органично включаются в традицию, а не противоречат ей. «Вой­на и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Но эта форма оказалась такой вмести­тельной для философского и психологического анализа взаимодей­ствий людей в мире и войне - т.е. в историческом времени (в осо­бом, толстовском понимании истории, в которую необходимо вхо­дит частная жизнь людей), что за «Войной и миром» закрепилось определение «роман-эпопея». Романное начало связано с изображением семейной жизни и частных судеб героев, их духовных исканий. Главные признаки эпопеи: большой объем произведения, создающий картину нации в исторически переломный для нее момент (1812 год), а также его проблемно-тематическая энциклопедичность, всеохватность.

Моделью-аналогом жанра называют водяной шар-глобус, который видит во сне Пьер Безухов: «Глобус это был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею». Образ водяного шара – это образ динамичного единства, образ «сопряжения» (слово-открытие Пьера) единичного и универсально-всеобщего, постоянного движения (изменчивости, борения) и гармонии округлости (круг, шар-глобус, мир). Те же образы повторяются в сне Пети Ростова, когда он, засыпая, слышит «стройный хор музыки». «Один в зрительном, другой в музыкальном образе; один четко, другой отдаленно восприняли важнейшее для Толстого представление – «живой, колеблющийся шар» - и двойной ритм движущихся капель: слияние – разделение. Фуга – согласие инструментов в Петином сне, шар – согласие капель в ночном видении Пьера. Круг, шар, сфера составляют у Толстого как бы геометрию согласия».

Под прицелом писателя жизнь во всей полноте. Этому служит и огромный пространственный охват (Россия, Австрия, Москва, Петербург, помещичьи поместья, провинция), и вре­менная длительность (15 лет) и огромное количество действующих лиц самых разных социальных слоев. Но не это главное. Эпопея создается прежде всего характером центрального события - войны 1812 года, послужившей толчком к необычайно бы­строму пробуждению народного самосознания, объединившей нацию и тем предопределившей и исход Бородинского сражения (кульмина­ционного события эпопеи), и последующую победу.

В «Войне и мире» нет завязок и развязок действия в привычном смысле. Настоящее – единственное художественное время эпопеи.

Война и мир - антитеза, са­мое глубокое противоречие жизни. Идея противоречия, столкнове­ние противоположностей пронизывает всю структуру романа. Это и противоположность военных и мирных сцен, сменяющих друг дру­га; противоположность художественного изображения и философ­ских и исторических рассуждений (особенность настолько резкая, что во втором издании романа, Толстой вынес эту философско-пуб- лицистическую часть в отдельную книгу, но впоследствии вернул все в прежнее состояние); противоположность «исторической» (импе­раторы, министры, военные советники, полководцы) и частной жиз­ни людей; противоположность временного развертывания (от 1805 до 1820 года) и краткого момента (светский вечер, бал, театральное представление, день рождения, семейная сценка); противоположно соединение мельчайших наблюдений за человеческой психикой (Тол­стой называл это «мелочностью») и широких культурно-философ­ских обобщений (по Толстому, «генерализация»); и, наконец, в сис­теме персонажей герои, данные в движении, противоположны геро­ям статическим, неподвижным.

Но в мире Толстого, основной закон которого движение, проти­воположности тоже не существуют как нечто неподвижное, мож­но сказать, что они преодолеваются. Так, для Толстого жизнь не представляется разделенной на изолированные стороны - исто­рическую и частную - подчиняющиеся различным законам. Исто­рия творится в индивидуальном существовании человека. Законы жизни человека и законы истории еди­ны. Главный прием писателя - смысловые «сцеп­ления» (любимое слово Толстого). В сценах частной жизни и в ис­торических сценах, расположенных в разных частях романа, обна­руживается общий смысл. Так, кардинальная для Толстого мысль об истинных и ложных жизненных ценностях равно открывается Николаю Ростову после огромного карточного проигрыша, князю Андрею, лежащему после ранения на Праценской горе, Пьеру, на­блюдающему за солдатами, идущими к Бородину перед сражением. Общность ситуации в том, что во всех трех случаях происходит ре­шительный сдвиг - жизнь нарушает свое обычное течение перед лицом смерти (Николаю невозможность заплатить «долг чести» гро­зит самоубийством, князь Андрей смертельно ранен и истекает кро­вью, Пьер думает о том, что эти веселые люди завтра, возможно, по­гибнут), - и тогда обычные и не вызывающие сомнений ценности, для каждого свои (офицерская честь, слава, удобство и комфорт), обнаруживают свою ложность, и в силу вступает настоящее и всеоб­щее в жизни - сила молодости и искусства, открывшаяся Николаю в пении Наташи, истина высокого неба, как будто впервые увиден­ного князем Андреем, спокойная уверенность в необходимости об­щего дела, которую почувствовал в солдатах Пьер.

Так же и понятия войны и мира проникают друг в друга. Законы войны активно действуют в мирной жизни. Это и война, ведущаяся за мозаиковый портфель старого графа Безухова князем Василием и Анной Михайловной Друбецкой, и военная хитрость интриг князя Василия вокруг Пьера, ставшего выгодным женихом после получения наслед­ства, и дуэль Пьера и Долохова, и многое другое. А мир как согласие, гармония человеческих отношений находит себя в военной жизни - будь то жизнь гусарского полка Николая Ростова или батарея Туши­на при Шенграбене. В самом огне Бородинского сражения на кур­ганной батарее Пьер чувствует себя как будто в малом мире семьи. И пространственное значение «мир семьи», т.е. круг людей, совпадает здесь с омонимичным значением состояния: «семейный мир». Понятие «мир» ключевое для книги Тол­стого, и особенно важно, что значение мира как не-войны вступает в сцепление с понятием мира как единения людей. «Миром господу помолимся» , - слышит Наташа Ростова слова великой ектении в первые дни войны и как бы расшифровывает их для себя: «Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные брат­скою любовью» . «Отсутствие вражды» и «все вместе» становится здесь синонимическим рядом, оттенками единого значения. Единст­во - мир - русской нации, рождающийся в горниле войны и есть основное содержание эпопеи Толстого.

«Мысль народная», которую, по словам Толстого, он любил в «Войне и мире», связана с самыми главными проблемами романа. Народ - общая душа нации, и понять это позволяет 1812 год, рас­крепостивший творческое сознание народа, который обретает сво­боду действий и сметает все «общепринятые условности войны» . (Это максимальное проявление той общей ситуации, о которой шла речь выше, в случаях с Николаем Ростовым, князем Андреем, Пьером). Нашествие гибнет, потому что поднимается народ - как «новая, не­ведомая никому сила ». Народный характер войны определяется ши­ротой и силой человеческой самостоятельности: это и партизанское движение, и создание дворянских ополчений, и уничтожение людь­ми своего имущества, и оставление Москвы. И приход в армию глав­нокомандующим Кутузова, неугодного государю, но лучше всех по­нимающего народный характер войны и прислушивающегося пре­жде всего к состоянию духа русского войска, - выражение этой пре­жде «неведомой никому силы» . Победа (общее благо) оказывается результатом того, что личные интересы множества людей, обычно эгоистически отделенных друг от друга, оказываются однонаправ­ленными - Толстой называет его почти как физическое, т.е. естественное и необходимое явление - «скрытой теплотой патриотизма» .

Народ хранит в себе нравственные начала общей жизни. Только в приобщении к ней могут найти разрешение своих мучительных вопросов об осмыс­ленности существования и согласия с самим собой любимые герои Толстого - Пьер Безухов и князь Андрей. Это согласие достижимо только при выходе за пределы обособленной личной жизни, и Тол­стой показывает его в отдельном человеке - Платоне Каратаеве. Толстой показывает, что жизнь Каратаева, «как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». По убеждению Толстого, индивидуальное самоутверждение человека для него гибельно. Только в единении с другими, во взаимодействии с «жизнью общей» можно развиваться и совершенствоваться. «Круглый» Платон Каратаев несет в себе толстовскую «геометрию согласия» (см. выше).

Кроме естественного для любого произведения деления героев на глав­ных и второстепенных, различимы еще несколько принципов разделения персонажей. Мы уже говорили о важности для романа по­нятия «мир». В системе персонажей оно осуществляется как бы на трех уровнях - внутренний мир личности (мир Пьера Безухова, мир князя Андрея, мир Наташи Ростовой и пр.), мир родовой, семейный (мир Болконских, Ростовых, Курагиных) и, наконец, тот общий мир - жизненная целостность, которая творится в войне 1812 года.

«Мысль се­мейная» в романе тоже чрезвычайно важна. Во-первых, герои несут на себе печать семейной принадлежности. Семья - малый мир, в котором творится история. И потому эпопея закономерно заканчивается не только победой русского мира, но и созданием миров-семей, объединивших Ростовых, Болконских, Безуховых.

Другой важный принцип, проявляющийся в построении систе­мы персонажей, это отнесенность их либо к героям, данным в дви­жении, либо в статике. Движение для Толстого нравственное поня­тие, он связывает его с важнейшей для себя идеей нравственного совершенствования. Еще в дневнике 1857 года он формулирует для себя: «Истина в движеньи - и только» . В 1891 г. он повторяет и разъясняет эту мысль, соединяя ее с централь­ной философской идеей свободы: «Свободы не может быть в ко­нечном, свобода только в бесконечном. Есть в человеке бесконеч­ное - он свободен, нет - он вещь» . На идее движения основан и толстовский пси­хологический метод, точно названный Чернышевским «диалекти­кой души». Тол­стой стремится изобразить процесс возникновения мысли или чувства и их изме­нения. Толстой записывает в дневнике:«Как бы хорошо написать художественное произведение, в котором бы ясно высказать теку­честь человека, то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то муд­рец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо» .

Традиционно важ­ную роль для изображения человека играет портрет. Закон толстовского мира - несовпадение внешнего и внутреннего: некрасивость княж­ны Марьи скрывает душевное богатство и красоту, и, напротив, античное совершенство Элен прячет бездушие и ничтожность. Но гораздо важнее для Толстого изображение внут­реннего мира, потому огромное место зани­мает у него внутренний монолог. Внешние явления и события Толстой пока­зывает и оценивает глазами героя, действует через его сознание. Показательна в связи с этим манера Толстого обращать внимание на мельчайшие детали. «Душа звучит под бесчисленными, иногда неза­метными, неслышными пальцами действительности данного момен­та» , - пишет исследователь Толстого А.П. Скафтымов. Иногда какие-то детали внешней действительно­сти оказываются настолько значительными, что приобретают симво­лический смысл. Таким для князя Андрея оказывается небо Аустер­лица, такую же роль играет его встреча со старым дубом.

В движении, т.е. в постоянном изменении и развитии даны глав­ные герои Толстого - Наташа, Пьер, князь Андрей, Николай Рос­тов, княжна Марья. Им противопоставлен мир неподвижности - Элен и ее брат Анатоль, Соня, Борис Друбецкой, Берг и пр. Дви­жение героев предстает как духовный путь поисков, сомнений, тяжких кризисов, возрождений и новых катастроф. Особенно ярко эта ломаная линия жизненных взлетов и падений видна в судьбе Пьера Безухова и князя Андрея. Они совсем не похожи по типу личности (их различие заметно в первой же сцене романа - на светском приеме у Анны Павловны Шерер), но их объединяет и делает близкими общее свойство - необходимость понимания жизни и своего места в ней. Для Болконского, презирающего свет с его ничтожностью и извращенным нравственным миром («Эта жизнь не по мне», - скажет он в разговоре с Пьером), это выра­жено в стремлении воздействовать на ход событий личным дея­нием, подвигом. Для Пьера возможностью благоустройства становится идея самосо­вершенствования. Но умозрительные идеи («наполеоновская» у Болконского, масонская у Пьера) не способны справиться с жиз­ненным беспорядком. Эти этапы закончатся крушением - разочарованием в масонстве для Пьера, Аустерлицкой катастрофой для князя Анд­рея. Их путь к истине становится движением к другим людям, и обретается человеческое единение не путем мысли, а путем ин­туитивного познания и опытом жизни с людьми. В 1812 г. князь Болконский будет не адъютантом главнокомандующего, но пой­дет служить «в рядах», где для него станет понятным зависимость исхода событий от того «общего духа», который есть в нем, Куту­зове, Тимохине и в последнем солдате. Для Пьера главными уро­ками жизни станет понимание «простоты и правды», которые он увидит в солдатах при Бородине, а потом - в Каратаеве.

Пьер Безухов – первый толстовский герой, воплотивший во всей полноте то представление о Человеке, которое формировалось у писателя, начиная с его первых литературных опытов. «Сознание, - писал он, - есть не что иное, как чувствование себя в одно и то же время и всем, и отдельной частью Всего. Не чувствуй себя человек всем, он не мог бы понимать, что такое отдельная часть всего, то самое, чем он себя чувствует. Не чувствуй же он себя отдельной частью, он не мог бы понимать, что есть Все. Двойное чувствование это дает человеку знание о существовании Всего и о существовании своего отдельного существа и проявляется в жизни любовью, т.е. желанием блага тому, чем человек себя чувствует: желанием благ Всему и желанием блага своему отдельному существу».

Если пути Пьера и князя Андрея идут как бы параллельно, то взаи­модействие Наташи Ростовой и княжны Марьи - это движение на­встречу друг другу. В сюжетном развитии это выражено в резкой противопоставленности героинь в первой половине романа и глубо­чайшей близости их после ранения князя Андрея. Наташа - самая любимая героиня Толстого. Она и есть воплощение жизненной свободы. Но чувство долга, нравствен­ных обязательств в ней недостаточно разви­то (вспомните важнейший эпизод Наташи и Анатоля Курагина). Зато оно в максимальной степени даровано княжне Марье. Путь княж­ны к обретению свободы, путь Наташи к обретению долга и оказы­ваются внутренним сюжетом их движения.

В героях неподвижных Толстой фиксирует прежде всего эгои­стическую самодостаточность, отделение от общей жизни людей. Характерно, что именно в период «неудач и поражений» Друбецкой и Берг достигают предельно возможных для них границ слу­жебной и личной карьеры. Другая сторона эгоизма, разрушитель­ное вторжение в жизнь людей, проявляется в губи­тельном вмешательстве князя Василия, Долохова, Анатоля, Элен в жизнь Пьера, Наташи, князя Андрея. Если движение - свидетель­ство правильного и нормального нравственного развития личности, то неподвижность - недостаток этого развития. Но в системе пер­сонажей есть двое героев, неподвижность которых говорит о дру­гом. Это Платон Каратаев и Кутузов. В Каратаеве заданы то совер­шенство и та «круглота» народного мира, который не нуждается в движении. И Кутузов оказывается символом «народно­го чувства» во всей «чистоте и силе его». Его антитеза в романе - Наполеон, в котором максимально выражено эгоистическое, раз­рушительное начало.

Образы Наполеона и Кутузова связаны с двумя важными про­блемами романа - толстовской философией истории и изображе­нием войны.

Философия истории Толстого связана с его представлением, что в историческом процессе существует некая целесообразность, скры­тая от взглядов людей. Для каждого человека его действия кажутся сознательными и свободными, но сложение итогов разнонаправлен­ных действий людей дает не предусматриваемый и не сознаваемый ими результат (его обычно и называют «волей провидения»). Лишь в немногие эпохи частные и свободные действия людей складывают­ся в однонаправленный вектор, это те эпохи возможного единения, к которым принадлежит и 1812 год. И лишь немногие люди оказыва­ются способными отрешиться от узко личного и проникнуться целя­ми понятной им исторической, общей необходимости. К таким лю­дям и принадлежит Кутузов. На­полеон, напротив, видит в истории лишь источник своих собствен­ных, частных целей и стремлений, оказываясь, таким образом, са­мым крайним выражением идеи эгоизма.

По убеждению Толстого, история есть «деятельность всей массы людей, принимающих участие в событии». Отсюда вытекает, с одной стороны, признание роли в истории каждой личности, а с другой – отрицание претензий отдельной личности управлять историей». Претензии же личности направлять историю являются, по мнению Толстого, иллюзией: «Так называемая власть над людьми… есть только наибольшая зависимость от них».

Толстой неизменно сатирически изображает веру Наполеона в могущество собственной личности, показывает «театральность» его поведения. «Наполеон, представлявшийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящей корабль), Наполеон во все время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Войну вообще Толстой осознает как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так рассматрива­ется кампания 1805 года, в которой «упадок духа войска», «вели­чайшая поспешность и величайший беспорядок» отступления че­рез Энс, поражение при Аустерлице равно закономерны, посколь­ку не связаны с нравственным началом действий человека. Шенграбенское сражение - единственное событие в истории этой кам­пании, имеющее нравственное оправдание - спасение маленьким отрядом Багратиона основной части русской армии. Шенграбен - линия, ведущая к Бородину (ср. поведение Багратиона при Шенграбене с поведением Кутузова при Бородине). Бородино и вся война 1812 года по смыслу противоположны обычным войнам. Осознанная народом необходимость войны делает ее созидательной, «отечест­венной», спасительной для России в целом и для каждого из героев. 1812 год разрушает исторический произвол сильной личности - Наполеона, навязывающего свою волю как закон народам Европы, и частный произвол Курагиных - бесславно гибнут Анатоль и Элен, лишается силы хитроумия князь Василий (? – проверить) .

В романе особый символический смысл приобретают пейзажи. В духовном бытии и исканиях князя Андрея символичны небо Аустерлица и весенний дуб. В батальных сценах красота и гармония природы подчеркивают противоестественность войны.

Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] Эсалнек Асия Яновна

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Не менее заметный след, чем Ф.М. Достоевский, оставил в русской и мировой литературе Л.Н. Толстой, вершиной творчества которого по праву признана «Война и мир». Это произведение издавна именуют не просто романом, а романам – эпопеей, что вполне справедливо. На то есть два основания: величина, масштаб, объем изображаемых действий и событий, а кроме того – характер событий, развертывающихся, начиная с третьего тома (всего в книге четыре тома). Все отношения персонажей и события исторического плана протекают в атмосфере войны с Наполеоном, войны отечественной, освободительной, народной, в отличие от кампаний 1806–1809 годов, участниками которых были и Андрей Болконский, и Николай Ростов и другие герои романа. Война 1812 года по меркам не только того, но и нашего времени, была грандиозным потрясением для всей России. Она унесла массу жизней, разорила жилища, искалечила судьбы, уничтожила значительную часть Москвы, горевшей в течение нескольких дней. Все это показал Толстой введением огромного количества действующих лиц – дворян, крестьян, военных, партизан, французов и т. д. Он же сумел передать драматический колорит того периода, который ощущался и осознавался разными участниками событий – от Кутузова и императора Александра до простого солдата. Стоит вспомнить сцены отступления армии, бегства населения, пожара Москвы, пленения русских, переживаний главнокомандующего, который, узнав об уходе французов из Москвы, понял, что «спасена Россия», и потому всячески старался уберечь свою армию от излишних потерь. Таким образом, причастность всех россиян, так или иначе показанных в «Войне и мире», к событиям 1812 года окрасила повествование Л.Н. Толстого в драматические тона и вместе с тем придала ему эпопейно-героический характер.

К этим россиянам принадлежали и главные герои Толстого, знакомство с которыми состоялось задолго до этой войны, а расставание произошло через семь лет после ее окончания. Следовательно, временные рамки повествования составили в целом около пятнадцати лет. Оправдан ли такой срок ведения действия и о чем он говорит?

Дело в том, что если бы речь шла о массе действующих лиц, даже таких как старшие Ростовы, их дочь Вера, Берг, Друбецкой, князь Василий, Элен, Анна Шерер и другие, то указанный разворот сюжета был бы необязателен. Все они, добрые и злые, умные и глупые, – весьма ординарны, обычны, неизменны и постоянны в своих привычках, склонностях, мыслях о жизни. Поэтому для выяснения общего уклада их жизни, стиля мышления и способа существования не потребовалось бы столь длительного времени.

Но в их среде, представленной огромным количеством персонажей, выделены и выведены на передний план всего четверо героев – Андрей Болконский, Пьер Безухо в, Наташа Ростова и княжна Марья Болконская. Изображение их судеб и определяет временные границы повествования, которое начинается как роман и кончается как роман, позволяя ввести в свои рамки несчетное количество персонажей, оказавшихся причастными к событиям 1812 года и тем самым к судьбам ведущих героев. Выделением этих героев Толстой демонстрирует свои симпатии к подобному типу людей, но при этом подчеркивает, что даже потенциально значительному, духовно одаренному человеку необходимы долгое время и масса испытаний, чтобы найти себя, обрести спокойствие – внешнее и внутреннее.

В чем причина его симпатий? В духовных возможностях, в содержании внутреннего мира, в интеллекте, культуре, эмоциональном богатстве. Князя Андрея отличает постоянная потребность думать, знать, читать, осознавать, что происходит вокруг и с ним самим. Он не вписывается ни в какой круг. Когда ему хочется высказать свои мысли, он готов доверить их только Пьеру, который значительно моложе его. Пьера он характеризует Наташе как единственно умного, доброго, уважаемого и надежного человека и друга. Пьер тоже начитан, интеллектуален, озабочен делами и идеями, которые далеко не всегда ему удаются, не успокоен, но, в отличие от своего эмоционально холодного друга, мягок, доверчив, отзывчив и до бесконечности добр. Его любят все, кроме его жены Элен и ее чопорного окружения, ему рады во всех домах, привязанность к нему окружающих – стихийная награда его нравственным качествам.

Различия между характерами друзей становятся источником их размолвки, холодности, отчуждения. Эти же различия объясняют разные отношений с Наташей. Пьер любит ее глубоко и безотчетно. Андрей приходит к пониманию ее душевного склада через ощущение смерти.

А Наташа? По словам князя Андрея, она была единственной в своем роде в светском обществе. Ее прелесть зафиксировал даже его холодный, рассудочный ум, отметив непосредственность, открытость, эмоциональную наполненность, жажду счастья. В момент их знакомства он не мог еще оценить ее доброты, чуткости, умения понять чужое горе, порадоваться чужому счастью. Такой ее видел Пьер, такой она оказалась в семейной жизни – беспредельно преданной мужу, гордящейся им, погруженной в любовь к семье. Признаком ее, как и Пьера, человеческого обаяния была любовь к ним Николеньки Болконского, не любившего дядю Николая (Ростова).

В чем истоки духовности толстовских героев? Во многом – в семье. От атмосферы в семье, особенно такой, как семья Ростовых или Болконских, зависит становление личности. В петербургской среде всякие порывы и возможности могут быть задушены этикетом, нормой, фальшивостью отношений.

Но выделяя всего трех-четырех героев, Толстой наводит на мысль, что личностные возможности заложены в самой индивидуальности. В благополучной патриархальной семье Ростовых Наташа не похожа на Веру и даже Николая. В семье Болконских все сами по себе. А Пьер сформировался как личность вообще вне семейных традиций, не случайно его нравственный путь был длиннее и сложнее.

Немалый срок, отпущенный героям, позволяет осознать и им самим, и автору, и читателям их жизненно-духовный итог В ходе их жизни было много потерь и разочарований – смерть графа Ростова, Пети, старого князя Болконского, самого Андрея, разорение Ростовых, потеря половины состояния Пьером, дыхание смерти во время казни на Ново-Девичьем поле, плен, болезнь и многое другое. А обретения? Устойчивая жизненная позиция, радость встречи друге другом, понимание ценности жизни и семейного счастья. Ощущение и героями, и автором, и читателями нравственного итога – это и есть наличие монологизма, без которого не существует ни один роман. Только монологизм, то есть положительно значимый итог, не всегда лежит на поверхности, он может быть глубоко затаен, потому что формы прозрения, обретения, самопознания могут быть самыми разными.

За время жизненного пути настроения толстовских героев не были одинаковыми, а поступки однозначно разумными. Не раз возникали драматические ситуации, переживания, страдания, горькие мысли и чувства, но они не выливались в страшные диссонансы, метания, всплески противоречий, борьбу разнонаправленных сил в сознании и поступках, как у героев Достоевского. Поэтому психологизм в романе Толстого всепроникающий, постоянно функционирующий, но не бросающийся в глаза, фиксирующий большей частью состояние героев, но не скрытые импульсы их поведения, обнажающий динамику внутреннего мира, но без внезапных взрывов, переходов, катаклизмов.

Таким образом, ситуация толстовского романа очень напоминает таковую в пушкинском. Только там многочисленные персонажи были лишь названы, а здесь они получили право голоса, место и время для проявления своего характера. Принцип выделения героев по признаку духовности, нравственного обаяния тоже сближает этих писателей. «Войной и миром» не исчерпывается и не завершается русская романная традиция. Сам Толстой еще напишет «Анну Каренину» и «Воскресение».

XX век принципиально изменил «романную карту» Европы. Мы не обращались к западноевропейской литературе, ибо это не входит в задачи данного пособия. Но нельзя не отметить, что до конца XIX века пути развития романа в России и Западной Европе в самых общих чертах были сходными. С конца XIX века эти пути явно расходятся. Рубеж двух веков изменил общую ситуацию в мире – это было зафиксировано самыми разными мыслителями. При этом характер изменений в России и Западной Европе был неодинаков. Основным показателем изменений в Европе стало, как говорил немецкий философ Ницше, «исчезновение богов», то есть неверие во всякие положительные ценности, в прогресс, в разум. Это проявилось во многих романах и сказалось во все более заметном отчуждении героя от мира. Символом такого героя стал персонаж, названный А. Камю «посторонним» (повесть «Посторонний»).

В русской литературе начиная с 20-х годов XX века в романе все чаще появляется героическая личность, поскольку сама ситуация в стране на протяжении нескольких десятилетий воспринималась как героическая, то есть воплощающая становление общества нового типа – социалистического. Отсюда господствующее мироощущение – оптимистическое, рациональное, а его носитель – человек сильный, твердый, убежденный в своей правоте. Таковы герои многих романов о строительстве новой жизни. Однако и в русской литературе тех лет рядом с героем-оптимистом был и такой, который ощущал драматизм того периода. Это и Григорий Мелехов из «Тихого Дона» М А Шолохова, и герои М.А. Булгакова, А.П. Платонова, Б.Л. Пастернака, B.C. Гроссмана. Особое место в развитии русской романистики второй половины XX века занял роман Б.Л, Пастернака «Доктор Живаго»-. В нем фактически впервые русский читатель встретился с героем духовно богатым, интеллектуальным, глубоко нравственным, но не способным понять и осознать значение перемен, которые произошли в России после 1917 года и не обладающим ни силой воли, ни жизнеспособностью, чтобы выдержать поединок с историей. Ему хочется спрятаться от кипящих в стране политических битв. Знаменательно, что и антипод доктора комиссар Антипов-Стрельников, обладавший и волей, и верой, и целеустремленностью, тоже оказался не в числе победителей, а в числе тех, кто заплатил своей жизнью за участие в переделке страны. Итак, всюду, где есть интерес к человеку как к личности с определенным уровнем самосознания, там есть почва для романа. Поэтому роман всегда сохранит свои позиции, поскольку интерес к личности не исчезнет ни из сознания писателей, ни из сознания читателей.

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Война и мир» (Роман-эпопея) Пересказ

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА VII. «ВОЙНА И МИР» И «АННА КАРЕНИНА» ЛЬВА ТОЛСТОГО (Е. Н.

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

П.В. Анненков Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.H. Толстого «Война и

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может,

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же

Из книги автора

36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь

Из книги автора

37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в

Из книги автора

38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805-1807 гг.

Из книги автора

39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в

Из книги автора

40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть

Из книги автора

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно»,

Из книги автора

42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были

Из книги автора

Трансформация героического в «Войне и мире» Л.Н. Толстого: отечественная война 1812 года В «Войне и мире» Л.Н. Толстого привычные представления о героическом поведении подвергнуты «остранению», признанные герои, ставшие мифологизированными фигурами-символами, сброшены

Из книги автора

Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и мир» I. «Героем моей повести была правда». Толстой о своем взгляде на войну в «Севастопольских рассказах», ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве.II. Характер изображения войны в

Из книги автора

Красовский В. Е Роман-эпопея «Война и мир» Творческая история романа-эпопеи необычайно сложна. «Война и мир» – итог подвижнического шестилетнего труда (1863–1869). Сохранилось множество вариантов, черновых набросков, объем которых значительно превосходит основной текст

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...