Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Когда снимали 17 мгновений весны. Семнадцать мгновений весны, ч.1 - где снимался фильм? Как можно ближе к жизни

Наверное, каждый из нас хоть раз задавался вопросом: Где снимали первый культовый телесериал "Семнадцать мгновений весны"? Немного помучив поисковики вы без труда найдете разбор фильма и увидите места в Германии (бывш. ГДР) и Риге (Латвия), где снимали любимое кино. Но почему-то мало где упоминается, что и Москва послужила декорациями фильма. Мы решили исправить эту ситуацию.

Итак, поехали.

1 серия
Первые кадры фильма. Штандартенфюрер СС Штирлиц, под именем господина Бользена, прогуливался с фрау Заурих в небольшом лесу на берегу очень красивого пруда. Оказывается, эти живописные места снимались у нас, в Северо-Восточном административном округе Москвы, на территории бывшей барской усадьбы, известной еще с ХVI века, - Архангельское-Тюриково.
Проехав по Дмитровскому шоссе от МКАД всего один километр, вы окажетесь в зеленой зоне, где можно отдохнуть от городской суеты и насладиться тишиной приусадебного парка, увидеть довольно редкие для Подмосковья двухсотлетние ясени, дубы-старожилы, вязы, клены разных пород, гигантские сосны. Разнообразие сохранившихся лиственных деревьев придает месту особый европейский колорит. Видимо именно это и привлекло съемочную группу "17 мгновений весны"

Любопытно, что роль трассы Берлин-Берн в кино сыграло Челобитьевское шоссе:)

Вот так это место выглядит сегодня

зимой

осенью

2 серия
На последней современной фотографии посреди лесного пруда виден островок, его можно различить и в одной из сцен второй серии, когда Штирлиц утопил застреленного им агента Клауса (артиста Льва Дурова).

Говорят, что местные мальчишки еще несколько лет искали пистолет, который Штирлиц выбросил в пруд.

5 серия
Особняк специального ведомства США в Берне.
Фильм "17 мгновений весны" редкая возможность увидеть интерьеры жемчужины Мясницкой улицы - городской усадьбы Черткова.

Фотографий интерьеров крайне мало в свободном доступе, но камин, на 100% аттрибутирующий помещения, мы вам покажем.

Камин в Белом зале

6 серия
Приграничный вокзал, с которого Плейшнер уезжает в Берн. Занятно узнать, что в роли этого вокзала выступил наш московский Рижский вокзал. Сравните сами

Интересно, что в 12 серии Рижский вокзал снова появится в кадре, но уже как вокзал в Берне (об этом ниже)

8 серия
А тем временем радистка Кэт арестована и находится на консперативной квартире, где из нее путем жестокой игры на материнских чувствах пытаются выбить шифры. Сюда приезжает Штирлиц.

Место узнается очень просто - М. Ржевский, 6. Особняк Соловьева - один из шедевров Московского модерна

кадр из фильма (вид из М. Ржевского переулка):

а эта фотография, сделанная примерно в то же время (начало 1970-х), но из Хлебного переулка

Мало этого в следующем кадре мы видим подтверждения-подсказки:

в левой части кадра сохранившийся до сих пор почтовый ящик - летучая мышь

а в правой - саблезубый лев из камня

12 серия Вокзал в Берне.
Штирлиц провожает спасенную Кэт из Берна в Париж. И мы снова видим Рижский вокзал Москвы. Только надписи здесь совсем иные, нежели в 8 серии.

8 февраля 1928 года на свет появился Вячеслав Васильевич Тихонов – киноактер, народный артист СССР. В 12-серийном художественном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» Тихонов сыграл самую известную свою роль – разведчика Исаева-Штирлица, работающего весной 1945-го в логове фашистской Германии. Фильм стал настоящим хитом, однако, когда в начале 1973 года он был смонтирован и его показали высокому телевизионному начальству, на голову режиссера посыпались первые упреки… Какие скандалы вызвал фильм, кто мог оказаться вместо Тихонова в кабинете Мюллера, какую роль «не осилил» Куравлев, почему Фаина Раневская назвала сценарий ахинеей – эти другие неизвестные факты об известной картине в нашем фоторепортаже.

История кинокартины начинается в 1969 году, когда на телевидении утвердили сценарий 13-серийного фильма «Семнадцать мгновений весны» и выбрали для него режиссера. Роман Юлиана Семенова, послуживший основой, тогда еще даже не издавался отдельной книгой.

В самый разгар подготовительных работ за право поставить такой фильм стал бороться еще один режиссер – 46-летняя Татьяна Лиознова, ведь сначала выбрали не ее.

Лиознова позвонила самому Семенову, который сообщил ей, что продал сценарий «Ленфильму», но она так упорно настаивала на своем, что в итоге автор отозвал сценарий из «Ленфильма» и передал его Татьяне.

Режиссером Лиознова была очень дотошным, а потому актеров для своей картины подбирала с невероятной точностью. Например, Юлиан Семенов был уверен, что Штирлица может сыграть только Арчил Гомиашвили (на фото).

Ассистенты режиссера настаивали на Олеге Стриженове. Пробовался на роль и Иннокентий Смоктуновский (на фото), но он тогда жил в Ленинграде и покидать его на два года съемок был не согласен.

Вячеславу Тихонову гримеры поначалу приклеили усы как у Буденного, но Лизнова и под ними рассмотрела верную кандидатуру.

Радистку Кэт могла сыграть вместо Екатерины Градовой Ирина Алферова, но не сложилось.

На роль супруги Штирлица пробовались и ленинградская певица Мария Пахоменко, и Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи. Женой же советского разведчика стала актриса Театра Вахтангова Элеонора Шашкова, которую привели на площадку за день до съемок.

В фильме могла появиться даже сама Фаина Раневская, персонажа для которой – фрау Заурих – Лиознова попросила Семенова сочинить специально, чтобы еще и смягчить слишком уж серьезного героя.

Семенов нехотя что-то сочинил, но когда это показали Фаине Георгиевне, она просто ужаснулась. «Это что за идиотство? Разве это можно сыграть?». И наотрез отказалась.

Несколько кандидатур было и на роль Гитлера, на которого пробовались два Леонида: Броневой и Куравлев. Однако их фотопробы режиссера не удовлетворили, и они были утверждены на другие роли: Броневой сыграл Мюллера, Куравлев – Айсмана.

Куравлев вспоминал: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против».

А Гитлером стал немецкий актер Фриц Диц, который еще с эпопеи «Освобождение» навечно прописался в этой роли.

Ефим Копелян также сначала должен был играть в фильме, но в итоге стал “голосом за кадром”. Режиссер вспоминает: «Я позвонила ему в Ленинград и просила передать, что коленопреклоненно прошу его согласиться. Работать с ним было сплошным наслаждением. Он приезжал и, хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку, ни разу не изменил себе. Мы стали соратниками. Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит».

Когда Лиознова прочитала окончательный вариант сценария Юлиана Семеновича, она была просто шокирована: ей нравилась сюжетная линия и детали в книге, а в сценарии все было совсем не то.

«Катастрофа! Я работала по 12 часов в сутки, не помню, спала ли. Но не скажу, что не получала удовольствия, ведь у меня были развязаны руки, к тому же, я не шла против книжного материала, а, наоборот, отстаивала его», – говорит режиссер

Большинство актеров параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно – снимать приходилось ночью.

«Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но думали так, что в Урюпинске где-то по четвертой программе проскочит», – вспоминал о съемках Юрий Визбор.

На съемки в ГДР группе пришлось взять почти весь свой реквизит, в который входил и автомобиль Штирлица марки «Мерседес» (из гаража студии имени Горького). Немецкие умельцы, осмотрев «мерс» времен войны, заявили, что работать он вряд ли сможет.

Киношники посмеялись, однако в первый же съемочный день «мерс» и вправду заглох. Пришлось брать авто напрокат.

Съемки Штирлица за рулем мчащегося автомобиля проходили весьма курьезно: авто раскачивали около десяти человек, в том числе и сама Лиознова. Конечно, без шуток-прибауток не обходилось, и Тихонов умолял этого не делать, ему ведь следовало сделать умное лицо.

Кстати, однажды актера чуть не арестовали: он решил прошествовать от гостиницы до съемочной площадки в форме штандартенфюрера СС. Берлинцы сочли его за приверженца фашизма и собирались передать в полицейский участок.

Остальную натуру снимали уже на родине: в Риге – Цветочную улицу, в Тбилиси и Боржоми – переход Шлага через Альпы, а прогулки Штирлица в лесу – в Подмосковье.


Съемки шли в напряженном графике, иногда по полторы смены – 12 часов. Лионзова хотела сделать идеальными даже мелочи.

Эпизод встречи Штирлица и Шлага, где наш разведчик кормит его супом, от которого вверх поднималась струя пара, был снят не сразу: пар никак не получался, то его было мало, то, наоборот, много.

В кадре, где показывали руки Штирлица пришлось снимать руки художника фильма Феликса Ростоцкого: у Тихонова на правой руке была татуировка, сделанная еще в юности – «Слава» ,которую гримерам никак не удавалось замазать для крупных планов.

В эпизоде, где эсэсовцы мучили ребенка радистки Кэт, в роли малыша выступило около двух десятков детей из ближайшего детского дома. Снимать каждого можно было не больше двух часов в день, при этом с интервалами не менее пятнадцати минут для пеленания и кормления.

Однажды Тихонов рассказал, как добивался напряженного, думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Секретом оказалась таблица умножения, которую он прокручивал в голове несколько минут, пока оператор снимал очередную сцену.

Режиссер Татьяна Лиознова однажды призналась в интервью, что считает, что после титров Штирлица ждут совсем не лучшие дни: «Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец… Я при этом присутствовать не хочу. И не хочу заставлять зрителя это видеть»

Музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев, хотя сначала отказался писать ее к шпионской картине: до этого его дважды постигла неудача с подобной тематикой.

В процессе работы композитор написал десять песен, однако в фильм вошли только две из них: «Где-то далеко…» и «Мгновения». Восемь других пришлось просто выкинуть, поскольку им не нашлось места в картине.

Когда в начале 1973 года фильм после монтажа продемонстрировали высокому телевизионному руководству, в адрес режиссера посыпались первые упреки.

Громче других возмущались военные, которым не понравилось, что согласно фильму войну выиграли одни разведчики. Лиозновой пришлось исправлять ситуацию, и она включила в фильм еще несколько сот метров документальной хроники.

Премьера фильма состоялась в конце лета 1973 года: с 11 по 24 августа вся страна буквально прильнула к экранам телевизоров. Согласно милицейским сводкам того времени, по всей стране резко снизилась преступность.

В один из премьерных дней на киностудию позвонила москвичка, которая передала свой огромный привет создателям картины и поблагодарила за то что вот уже несколько дней, пока идет фильм, ее муж сидит дома и не пьет, поскольку и все его собутыльники заняты просмотром сериала.

Актеры в мгновение ока стали суперзвездами. Например, Екатерина Градова, выйдя погулять с собакой и заскочить в гастроном «Новоарбатский» попала в неожиданный плен.

Покупатели ее узнали, стали целовать ее, обнимать, просить автографы. Почти два часа Градова простояла, прижатая толпой к прилавку, после чего недовольные продавцы вызвали милицию.

Сериал был настолько популярен, что многие новоиспеченные мамаши называли своих детей если не Штирлицами, то Юлианами – в честь Юлиана Семенова. Кстати, жертвой моды стал и будущий известный певец Юлиан.

А вот Таривердиеву пришлось не сладко. Как-то он заехал на Всесоюзное радио, где ему заявили: «Нам звонили из французского посольства, французы протестуют против этого фильма, потому что музыка в нем содрана у композитора Фрэнсиса Лея, с его фильма «История любви».

«Что за бред?» – возмутился Таривердиев. «Бред, не бред, но это – факт», – ответили ему. На студию имени Горького, где снимался фильм, также позвонил некий гражданин, представившийся работником французского посольства, и выразил возмущение тем, что музыка «Мгновений» – плагиат музыки Лея

Едва композитор переступил порог приемной председателя Союза композиторов, как секретарша протянула ему телеграмму… от Фрэнсиса Лея. В ней сообщалось: «Поздравляю успехом моей музыки в вашем фильме. Фрэнсис Лей».

В итоге Таривердиева отговорили от визита во французское посольство… КГБ-шники, которые по своим каналам связались с Леем. Тот категорически отрицал свою причастность к скандалу вокруг его музыки к фильму «Семнадцать мгновений весны» и сообщил, что никакой телеграммы с обвинениями своего советского коллеги в плагиате не посылал.

Кстати Юлиан Семенов снабдил коллег по фильму – Таривердиева, Татьяну Лиознову и Вячеслава Тихонова, специальными удостоверениями Комитета Госбезопасности, где было написано: «Без права остановки», и стояла подпись: «Андропов».

Однажды Таривердиев специально заехал на своей машине на территорию Красной площади: «У гаишника, по мере того как он разбирал написанное, глаза стали вылезать на лоб, потом он поспешно козырнул, и теперь уже я медленно и вальяжно проехал мимо него».

Штирлиц стал самым знаменитым образом разведчика в советской и постсоветской культуре, а также персонажем советских и российских анекдотов.

В 2011 году скульптор Александр Бойко объявил о начале сбора средств на установку памятника Штирлицу во Владивостоке возле гостиницы «Версаль», в которой жил и, возможно, придумал образ разведчика Юлиан Семенов.

Едва успев выйти на телеэкраны страны 11 августа 1973 года, многосерийный фильм "Семнадцать мгновений весны", снятый режиссером Татьяной Лиозновой, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Все советские зрители, позабыв о других делах, на двенадцать дней прильнули к экранам своих телевизоров, затаив дыхание, наблюдая за героическими буднями разведчика Максима Исаева, больше запомнившегося как штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, исполненного замечательным советским и российским актером Вячеславом Тихоновым.

История создания

Своим появлением на страницах книг Штирлиц обязан писателю Юлиану Семенову, написавшему роман-трилогию о советских разведчиках в годы Великой Отечественной войны. Первая книга, имевшая название "Пароль не нужен", вышла еще в 1966 году. За ним в течение следующих трех лет последовали "Майор Вихрь" и, собственно, роман «Семнадцать мгновений весны», фильм по которому был вскорости снят по личной инициативе председателя Комитета государственной безопасности Юрия Андропова.

В том же году, в котором был написан и сам роман, руководство киностудии "Ленфильм" выкупило у Юлиана Семенова одноименный сценарий, в срочном порядке его утвердило и назначило режиссера. Уже были начаты подготовительные работы к съемкам, проходили пробы первых претендентов на роли. Внезапно в ситуацию вмешалась Татьяна Лиознова, до того момента успевшая зарекомендовать себя блестящей режиссерской работой в только что вышедшем кинофильме "Три тополя на Плющихе".

Спустя длительное время ей все же удалось убедить Семенова отозвать сценарий у "Ленфильма" и продать в которой она работала.

Вопрос места съемок

Поскольку будущий телефильм был посвящен подвигу советских разведчиков, рискующих жизнью в самом логове фашисткой Германии - городе Берлине, кроме подбора актеров, максимально отражающих видение этой истории самим режиссером Лиозновой, успевшей к началу съемок практически полностью откорректировать и дополнить весь авторский сценарий, потребовалось решить и другой, не менее важный вопрос. Он состоял в том, что каким-то образом нужно было передать атмосферу Берлина, швейцарского Берна и других мест фронтовой Европы, но при этом умудриться не выйти за рамки выделенного бюджета.

Пришлось применить всю свою смекалку и фантазию. Она придумала решить этот вопрос за счет географических имитаций, выдавая на экране одни города и государства за совсем иные.

В итоге мест, где проходили съемки фильма "Семнадцать мгновений весны", оказалось множество. Они были и за границей, и внутри страны, а иногда одна единственная сцена, видимая зрителю у телеэкрана как единое целое, на самом деле представляла собой целое лоскутное одеяло. В качестве примера можно привести сцену провала профессора Плейшнера, в которой он сначала начинает свой путь в германском Мейсене, любуется медвежатами уже в зоопарке Тбилиси, и заканчивает свою жизнь на мостовой латвийской столицы Риги.

Швейцарская граница, которую переходил пастор Шлаг, находилась в Грузии. Берлинский зоологический музей, в котором Штирлиц ожидал Бормана, был снят в Ленинграде. Съемки "Семнадцати мгновений весны" в Бутырской тюрьме с легкостью отобразили ужасы застенков фашистского гестапо (на фото ниже).

Остановимся же подробнее на местах съемок этой легендарной киноленты, на протяжении сорока пяти лет не теряющей ни своей актуальности, ни любви телезрителей.

ГДР

После окончания всех организационных тягот, весной 1971 года, наконец началась работа над фильмом.

Съемочная группа вместе со всем реквизитом и актерами отправилась в дружественную Германскую Демократическую Республику, первое из мест, где снимали "17 мгновений весны". Там планировалось отснять убийство Штирлицем фашистского провокатора, исполненного актером Львом Дуровым, а также все натурные сцены фронтового Берлина.

Однако Дурова из отечества не выпустила выездная комиссия. Причиной этому послужила аполитичность артиста. На заданный вопрос о том, как выглядит флаг Советского Союза, Лев Дуров ответил:

Он выглядит очень просто: черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг «веселый Роджер»...

Его фамилия была тут же вычеркнута из списков отъезжающих.

Итак, какие же именно достопримечательности ГДР стали теми самыми местами, где снимали "17 мгновений весны"?

Их было достаточно много. Во-первых, в Германии были сняты виды швейцарского Берна, города, в который приехал профессор Плейшнер, роль которого сыграл блистательный актер Евгений Евстигнеев. Появившись в Берне, профессор гуляет по его улочкам и знакомится с городом. Телезрители видят непривычные советскому глазу старинные дома, черепичные крыши, булыжные мостовые и городской собор с двумя симметричными колокольнями.

В действительности же эти съемки производились на улице Шлоссбрюкке восточно-германского города Мейсена.

Вторым объектом для съемок стал дом Штирлица, по сценарию расположенный в Бабельсберге, районе города Потсдама.

На самом же деле этот дом находится в районе Панков, северной части Берлина. Именно здесь и проживал советский разведчик.

Еще одним местом, где снимали "17 мгновений весны", в частности, больницей, в которой родился экранный ребенок радистки Кэт, стала самая настоящая берлинская университетская клиника «Шарите».

Эта лечебница была основана в 1710 году и является старейшим медицинским учреждением не только Германии, но и Европы.

"Элефант"

Это заведение, любимый пивной ресторан Штирлица, известно любому патриоту телефильма.

В реальной жизни "Элефант" называется Zur Letzten Instanz, что переводится как "Последняя инстанция". Ресторан является не только одной из достопримечательностей Берлина, но и старейшим заведением в мире, поскольку первое упоминание о здании, в котором он расположен, датируется еще 1561 годом. Сама же "Инстанция" ведет свое летоисчисление с 1621 года.

В разные годы посетителями этого ресторана становились такие знаменитости и исторические личности, как Наполеон Бонапарт, Клара Цеткин, Вильгельм Раабе, Чарли Чаплин. А в новой истории гостями "Инстанции" стали Михаил Горбачев, Дмитрий Медведев и Владимир Путин.

Нас же это заведение интересует прежде всего как еще одно место, где снимали "17 мгновений весны". Именно здесь, в пивной, носящей по фильму название "Элефант", у Штирлица однажды произошло немое пятиминутное свидание со своей женой, устроенное советскими службами внешней разведки.

В этом же ресторане Максим Исаев ужинал с пастором Шлагом, роль которого исполнил знаменитый актер Ростислав Плятт. Правда на этот раз заведение уже носило другое название - Zum groben Gottlieb, что переводится с немецкого, как «У грубого Готлиба».

Сама же знаменитая и трогательная встреча Штирлица с женой, образ которой воплотила актриса Элеонора Шашкова, снималась уже не в этом ресторане, а в Москве, в павильоне киностудии.

Киностудия имени Горького

Через месяц работы в ГДР съемочная группа вернулась в Москву, практически сразу же приступив к работе в специально созданных для фильма павильонах киностудии имени Горького.

К их приезду художники-декораторы успели проделать серьезный объем работы, воссоздав в своих декорациях обстановку явочной квартиры Штирлица, коридоров ведомства рейхсканцлера Германии и кабинета начальника тайной государственной полиции Генриха Мюллера, образ которого стал практически первой знаковой работой в кино актера Леонида Броневого. Сшитый костюмерами китель с непривычки натирал Леониду Сергеевичу шею, поэтому он постоянно нервно дергал подбородком в сторону. Это его движение было замечено режиссером Лиозновой и впоследствии оставлено в картине.

Работа в павильонах продолжалась почти все лето, после чего съемочная группа отправилась в Латвийскую ССР.

Латвия

Съемки в Риге "Семнадцати мгновений весны" стали одними из самых ключевых в картине. В столице Латвии было отснято множество эпизодов, подаривших телезрителям атмосферу как Берлина, так и Берна.

Одной из достопримечательностей города, использованной в фильме, стал рижский Дом с черными котами, который можно увидеть на фото ниже.

Это здание в центральной части Старого города Риги, построенное в 1909 году, для целей киноленты стало на время Берлинской гостиницей, у которой состоялась встреча советского разведчика Исаева с личным секретарем Гитлера Мартином Борманом, роль которого после некоторых колебаний исполнил советский автор-исполнитель и поэт Юрий Визбор.

Следующим объектом для съемок стала лютеранская церковь Креста, являющаяся памятником архитектуры города Риги.

Это здание для нужд фильма стало церковью пастора Шлага, причем ее внешней оболочкой. При этом пастор занимался починкой органа и проведением богослужений в помещении рижской церкви Святого Павла, внутренний интерьер которой был также использован в картине.

Явка советского разведчика в Берне была провалена в здании доходного дома, построенного в 1903 году архитектором Вильгельмом Людвигом Николаусом Бокславсем.

В правом окне на фото ниже должен был стоять цветок как условный сигнал, предупреждающий о провале явочной квартиры Штирлица.

Профессор Плейшнер по оплошности не обратил на это внимание.

Чтобы не попасть в руки головорезов группенфюрера Мюллера, он свел счеты с жизнью, выбросившись из окна подъезда на брусчатку примерно в том месте, которое отображено на фото ниже.

Эпизод гибели профессора Плейшнера стал одним из самых драматических в фильме.

Цветочная улица

Это место, настоящее название которого звучит как улица Яуниела, за долгие годы стало самой знаменитой советской кинематографической улицей Старой Риги.

В "Семнадцати мгновениях весны" она называлась Блюменштрассе. В другой же знаменитой киноленте, "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", улица Яуниела стала той самой Бейкер-стрит.

На самом же деле Цветочной улицы в Берне, по сценарию ставшем последним пристанищем для несчастного профессора Плейшнера, никогда не было и нет.

Грузия

В январе 1972 года были начаты съемки "Семнадцати мгновений весны" в Грузии. Целью поездки съемочной группы фильма был Тбилиси, в зоопарке которого снят эпизод посещения профессором Плейшнером якобы Бернского зверинца.

В горах же Боржоми снимался переход пастора Шлага через а местом, в котором пастор стал на лыжи, стал горнолыжный курорт Бакуриани.

Главным же приветом из солнечной Грузии в фильме стала та самая немая сцена свидания Штирлица со своей женой в кафе "Элефант", идею которой подал Татьяне Лиозновой один из главных консультантов "Семнадцати мгновений весны", грузинский полковник КГБ Георгий Пипия, почерпнувший эту историю из личного опыта.

Москва

Уже к марту съемочная группа вернулась в Москву. Мест, где снимали этот фильм, здесь также было достаточно много.

В первых же кадрах картины можно увидеть Штирлица, прогуливающегося в пригороде Берлина с фрау Заурих по берегу красивого пруда. В действительности этим местом стала бывшая барская усадьба Архангельское-Тюриково, расположенная в Северо-Восточном административном округе Москвы.

Зданием спецведомства США в Берне послужила городская восемнадцатого века на Мясницкой улице города Москвы.

Домом с конспиративной квартирой, в которой нацисты издевались над ребенком радистки Кэт, стал особняк Соловьева на пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулков.

Рижский вокзал города Москвы, являющийся памятником архитектуры, был задействован в картине дважды.

В первый раз Рижский вокзал был использован в качестве образа приграничного вокзала, из которого профессор Плейшнер отбывает в швейцарский Берн. В последней же серии фильма он уже "исполнил роль" вокзала самого города Берна, с которого Штирлиц провожал радистку Кэт в Париж.

Для отеля "Горные лыжники", в котором к Штирлицу приставала дама подшофе, было выбрано некогда популярное среди молодежи кафе "Лира", на месте которого впоследствии был построен первый в Советском Союзе ресторан "Макдоналдс" (на фото ниже).

Вместо послесловия

С 11 по 24 августа 1973 года состоялась премьера "Семнадцати мгновений весны", на целых двенадцать дней приковавшая внимание телезрителей и даже резко снизившая уровень преступности, согласно официальным милицейским сводкам.

Такая же реакция зрителей наблюдалась и в Венгрии, Болгарии, на Кубе, да и везде, где когда-нибудь транслировался этот замечательный фильм.

Существует легенда, согласно которой после просмотра этой картины расчувствовавшийся Леонид Ильич Брежнев приказал немедленно разыскать и наградить настоящего Штирлица.

Однако вымышленный персонаж Максим Исаев был всего лишь красивой кинолегендой о подвиге советских разведчиков и пережитых страной тех далеких временах страшной войны, о которых никогда нельзя забывать...

11 августа 1973 года в СССР начался показ фильма «Семнадцать мгновений весны». 12-серийный советский фильм, режиссером которого стала Татьяна Лиознова, был снят по одноименному роману Юлиана Семенова. Уже во время премьерного показа военная драма завоевала огромную популярность в Советском Союзе. А спустя три года после выхода первой серии фильм был удостоен Государственной премии РСФСР.
Один из самых любимых шпионских сериалов страны был разобран на цитаты, а великолепная музыка Микаэла Таривердиева во вступительных титрах до сих пор пробирает до самого сердца и души.
Представляем вам 17 фактов о культовом фильме, о которых старались особо не распространяться.
Штирлиц был гестаповцем-повесой

Вячеслав Тихонов, Вильгельм Леман

У Штирлица был реальный прототип - гестаповец Вильгельм Леман, который был завербован советской разведкой. Правда, на сотрудничество он пошел не по идейным, а по меркантильным соображениям. И ничего общего с образом, придуманным Юлианом Семеновым, не имел. Как внешне (у Вячеслава Тихонова явно не арийский тип лица), так и по содержанию. В фильме герой Тихонова ведет скромный, почти затворнический образ жизни. Леман же был полной противоположностью - играл на скачках, залезал в долги и менял молодых любовниц как перчатки.

Не похож на реального Мюллера и Броневой. На самом деле шеф гестапо был значительно моложе своего киноперсонажа - в 1945 году ему было 45 лет. А вот потомки Шеленберга, которого сыграл Олег Табаков, с удовольствием пересматривают «17 мгновений», потому что актер оказался очень похож на него. Они даже письмо Олегу Павловичу написали, мол, когда хотим взглянуть на «дядю Вальтера», смотрим фильм.

Леонид Куравлев оказался неубедительным Гитлером

На роль Штирлица пробовались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Арчил Гомиашвили. Кандидатуру последнего, прославившегося как Остап Бендер в «12 стульях», отстаивал автор романа Юлиан Семенов. Но, поговаривают, Арчил накануне съемок расстался с режиссером Татьяной Лиозновой. Стриженов оказался занят, а Смоктуновского не устроило, что съемки могли растянуться на два года. На роль Мюллера рассматривался Всеволод Санаев. Но отказался: «Играть фашиста не буду!»

Долго искали Гитлера. Пробовался Леонид Куравлев. Неубедительно. Взяли немца, а ему дали роль одноглазого эсэсовца Айсмана. Как нам рассказал Куравлев, он был не прочь сыграть фюрера: «Но неудача! Что ж, даже гениальные артисты терпят неудачи. Лиознова всегда имела собственное мнение». Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей радистку Кэт, была Ирина Алферова, но она в тот момент была за границей.

Светличная хотела оправдать любвеобильность Исаева


Светлана Светличная, Вячеслав Тихонов

Светлана Светличная (Габи Набель) призналась нам, что хотела сыграть сразу две роли: «Я сказала Лиозновой, что было бы неплохо, если одна актриса сыграет и Габи, и жену Штирлица. Чтобы это был один стиль женщины. Это тогда оправдывало бы, почему полковник Исаев вдали от Родины увлекся Габи. Идея Лиозновой понравилась, но я ее поздно озвучила - на эту роль уже была утверждена Элеонора Шашкова. А если бы воплотили мою идею - получилось бы очень интересно. Не скажу, что расстроилась. Но со стороны режиссера было бы нетактичным отказывать актрисе, которую уже утвердили.

Моя героиня по сценарию была влюблена в Штирлица. Тихонову тогда симпатизировали все женщины СССР. Если бы мне в пару дали старого никчемного актера - пришлось бы фантазировать. Но в данном случае не фантазировал ни Вячеслав Васильевич, ни я. У нас были приятные взаимоотношения, и уверена: он чувствовал то же самое. Поэтому у нас так идеально получилась сцена, где мы танцуем в его доме. Она уникальна! Там нет объяснений, поцелуев, а лишь неимоверная тяга друг к другу. Там все сказано глазами: Габи обожает Штирлица, а он, увы, как разведчик не мог иметь в Германии любимую женщину. Даже легендарный Сергей Герасимов сказал: “Эту сцену нужно показывать студентам ВГИКа”».

Тихонов наколол себе «Славу» и скрывал

Ходит легенда, что у Вячеслава Тихонова на кисти левой руки была наколка «Слава», сделанная еще в молодости. Естественно, у Штирлица такой быть не могло. И когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица, это были руки дублера - ассистента художника Феликса Ростоцкого. Этот факт подтвердила нам «жена Штирлица» - актриса Театра им. Вахтангова Элеонора Шашкова: «Да, в юности Тихонов сделал такую наколку. Это была ошибка молодости, поэтому даже князя Болконского он играл в перчатках. Но Слава наколол себе “славу” на всю жизнь - напророчил. А Лиознова обожала Тихонова и не хотела даже малейшей черноты в его биографии, поэтому про наколку все молчали».

Броневой-Мюллер дергался из-за костюма


Леонид Броневой

Многим зрителям запомнился Леонид Броневой в роли Мюллера, в том числе нервными подергиваниями головой в напряженные моменты. Но эта жестикуляция возникла оттого, что Броневому сшили мундир на два размера меньше и воротник постоянно врезался ему в шею! Увидев такой жест, режиссер предложила его оставить, решив, что такой нервный тик лишь добавит колорита фигуре Мюллера.

Еле хватило денег на последнюю серию


«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины - тайна, покрытая мраком. Но современные кинопродюсеры сказали нам, что если бы сейчас снималась картина с таким же размахом, то стоимость каждой серии обходилась бы в 100 тыс. долларов минимум.

Более того: на съемки было потрачено столько средств, что Лиозновой не хватало денег, чтобы завершить фильм. Еще бы, ведь съемки длились два года в разных городах и странах. Шутка ли, только для Тихонова были пошиты 100 рубашек! Что уже говорить о построенных на студии им. Горького декорациях - коридорах рейхсканцелярии, кабинете Мюллера, квартире Штирлица и многом другом. Прибавьте к этому съемки на натуре - картина снималась в Германии, Прибалтике и Грузии. Правда, то, что Цветочная улица Берна находится на самом деле в Риге, а швейцарскую границу пастор Шлаг переходит на Кавказе, позволило сэкономить бюджет.

Тихонов попросил «глаза»

Элеонора Шашкова

Один из самых романтических эпизодов картины - встреча полковника Исаева с супругой в кафе Elefant в Германии. Хотя сцены свидания в кафе в романе Семенова не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, многим нашим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными.

«Жена Исаева» Элеонора Шашкова рассказала нам, как это было: «На съемочную площадку меня привел один из ассистентов по актерам, с которым мы работали на съемках “Двух жизней”. Именно в том фильме я впервые увидела Вячеслава Васильевича, игравшего там одну из главных ролей. Он произвел на меня, тогда еще студентку второго курса театрального вуза, снимавшуюся в массовке, сильнейшее впечатление! Хотя я красивых мужчин не воспринимаю. Для роли жены Исаева я была моложе возраста своей героини, и меня взрослили. Я не удивляюсь, что именно сцена короткого свидания Штирлица с женой стала самой яркой в фильме. Вспомните кадр, когда он поднял глаза. Они были наполнены душой, а в моих глазах читалось: “Я страдаю в разлуке, сильно люблю тебя и очень переживаю, как ты тут живешь без меня?” В последнем крупном плане глаза моей героини говорили: “Может, я вижу тебя последний раз в жизни…”

А на самом деле мы снимались с Тихоновым по отдельности. То, что вы видели в кадре, - монтаж. Раньше же снимали всего одной камерой и на пленку, по две сцены в день. Все было отрепетировано, обдуманно. Это сейчас сплошной конвейер! В тот день Вячеслав Васильевич пришел на съемочную площадку совершенно неожиданно. Это был его первый выходной за полгода работы, но он не усидел дома и захотел заглянуть в глаза своей экранной супруги, узнать, кто она. Пришел и сел у камеры, на уровне столика. Мы играли в полном молчании… И все получилось, всего за час. С таким великим актером, как Тихонов, иначе и быть не могло! А на следующий день была его съемка без меня. Но он сказал Лиозновой: “Давай вези мне эти глаза. Без них я сниматься не могу”. И меня тут же доставили на съемки и посадили у камеры. Я постаралась сделать все то же, что и день назад. Поэтому, наверное, Вячеслав Васильевич и сыграл так гениально, глядя в мои наполненные глаза».

Поехали в Германию со своим «Мерседесом»


Говорят же, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Однако в Берлин съемочная группа поехала со своим «Мерседесом» для Штирлица. В первый же день съемок машина заглохла, и завести ее уже было невозможно. Выручил группу звукооператор Леонард Бухов, который разыскал своего приятеля Гюнтера Клибенштайна, коллекционировавшего ретроавто. Из его коллекции и был взят напрокат автомобиль для Штирлица. Однако модель «Мерседес-седан», доставшаяся «штандартен-фюреру», на самом деле слишком рядовая для такого звания. Хотя в романе Семенова еще более существенный ляп - Штирлиц разъезжает на машине марки «Хорьх» ВКР-821. На самом деле на такой машине в те времена ездили члены правительства, а трехбуквенных номеров не было.

Во время пыток дети улыбались


В эпизоде, где грудного ребенка радистки Кэт распеленывают у открытого окна (на улице холодно, и немцы надеются, что сердце матери дрогнет и она сдаст Штирлица), малыш должен плакать, потому что мерзнет. На самом же деле детям (в сцене пыток одного малыша играли сразу 18 детей, поскольку съемки проходили долго, а младенцу в присутствии матери разрешено было находиться на съемках не более двух часов) было тепло, поэтому они улыбались и посапывали. Записать детский плач не удалось, поэтому звукоинженеру пришлось ехать в детскую больницу, чтобы там записать крик.

Ляпы: пистолет Макарова и советские вагоны


В эпизоде, где Штирлиц убивает провокатора Клауса (его сыграл Лев Дуров), в руках у нашего разведчика почему-то пистолет Макарова, которого на вооружении германской армии быть не могло по определению. Да и нахваливать песню «Милорд» в исполнении Эдит Пиаф, которая появилась лишь в 1958 году, - явный прыжок в будущее. А вот в эпизоде, где Кэт прощается со Штирлицем на вокзале, на вагоне было по-русски написано: «56 тонн». А в сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках «Международная телеграмма СССР» с замазанным чернилами гербом.

В Германии Тихонова чуть не побили

Прогулка от гостиницы до съемочной площадки чуть было не стоила Тихонову обвинения в пропаганде фашизма. Дело в том, что на улицу он вышел в форме штандартен-фюрера СС, за что был немедленно задержан берлинцами. Те сочли его нацистом и устроили разборки. К счастью, заваруху услышали киношники и отбили артиста.

Лиознова лишила композитора звания

Лиознова хотела, чтобы в титрах она была как режиссер и как соавтор сценария, поскольку придумала некоторые сцены, но Семенов был против. Разгорелся скандал, и композитора «Мгновений» Микаэла Таривердиева призвали в качестве судьи. Он решил, что Лиознова неправа. И не получил Госпремию РСФСР (а значит, звание и крупную сумму), которая в 1976-м досталась за фильм Лиозновой, Семенову, Тихонову и оператору Петру Катаеву. Его из списка получающих вычеркнули.

Из-за Кобзона ставили кордоны с доносчиками

Микаэл Таривердиев отказывался быть композитором картины, мол, не пишет для фильмов, в которых снимают Сталина. В итоге создал 18 мелодий, но вошли только две. И сразу пошли разговоры, что его «Не думай о секундах свысока» похожа на «Историю любви» Леграна. Был скандал и с исполнителями. Прослушали Лещенко, Ободзинского, Магомаева, но остановились на Кобзоне. Хотя Таривердиев был против: они поссорились. И когда Кобзон записывался, режиссеру приходилось расставлять кордоны, которые извещали о приближении композитора!

Кэт родила в клинике, которая обследовала Тимошенко


Клиника в фильме «17 мгновений весны»

В сцене, где Штирлиц и радистка Кэт с новорожденным на руках выходят из роддома, задействована настоящая университетская клиника Charite в Берлине. С тех пор много времени прошло: высокого дерева перед зданием уже нет, дорожки переделаны и светильники на столбах другие.

Клиника «Шарите» основана в 1710 году, относится к старейшим медицинским учреждениям Германии и является одной из старейших университетских клиник Европы. Сегодня об этом учреждении наслышан почти каждый украинец в связи с экс-премьером Юлией Тимошенко, которую обследовали врачи из этой клиники. Кстати, в роли новорожденного ребенка радистки Кэт снялась Мария Миронова (дочь актеров Екатерины Градовой и Андрея Миронова). Но кроме нее в фильме в этой роли были задействованы еще пять других младенцев.


Клиника сейчас

Из-за языка Дуров снимался в лесу


Лев Дуров

Сцену, в которой Штирлиц убивает Клауса (Лев Дуров), должны были снимать под Берлином. Но, как нам рассказывал Лев Константинович, с поездкой в Германию не сложилось, поскольку его не выпустили из Советского Союза, и все из-за чувства юмора артиста: «Перед выездом за границу я, как и все выезжающие, должен был пройти собеседование в выездной комиссии. Меня попросили описать флаг Советского Союза. Я вдруг выдал, мол, ну как-как, черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг “Веселый Роджер”. Завернули меня и снимали в лесу под Москвой».

Мы хотели поздравить актера с юбилеем картины, но с 81-летним Львом Константиновичем случилось несчастье. Как нам рассказали его друзья, он упал в своей квартире и получил перелом шейки бедра: «Лев Константинович - в тяжелом состоянии, он находится в Боткинской больнице Москвы. Актера готовят к операции по замене сустава, после которой он будет оставаться в больнице не менее месяца».

Гафт получил роль американца вслепую

Валентин Гафт (сыграл американца Геверница, участвовавшего в переговорах о капитуляции Германии) рассказал нам: «Я должен был уезжать в отпуск, но мне нужны были деньги. И тут меня пригласил Олег Табаков. Я ехал на съемки и не знал, какого именно персонажа придется играть. Там познакомился с Лиозновой. Она даже к малейшему эпизоду относилась крайне серьезно. Мой мы обсуждали целый день. Не сравнить с сегодняшним процессом съемок!»

Лановой не хотел быть врагом


Василий Лановой

Василий Лановой, который на тот момент полюбился зрителю в фильме «Офицеры», признался нам, что Лиознова еле уговорила его стать обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом: «Татьяна Михайловна приезжала ко мне в театр дважды, приглашая сняться в фильме. Но я был занят в театре и в другой картине, потому упорно отказывался. Лиознова не отступала, так как видела в этой роли исключительно меня. Я сдался, услышав ее поразительную фразу о моем герое Вольфе: “Он не враг, он ваш противник - мощный и умный”.

Ее слова мне очень понравились, так как я считал, что играть врагов Родины - мартышкин труд. Но я крайне огорчен, что фильм сделали цветным. Это ужасно! Ведь это документальная картина. Голову оторвал бы за такое!» А самой удачной Василий Семенович назвал сцену, когда его Вольф прилетает на самолете и его арестовывают: «В ней актер Лановой был наиболее точен, как мне кажется».

сайт решил раскрыть подробности съёмок знаменитого фильма.

В 1969 году роман Юлиана Семёнова ещё даже не вышел отдельной книгой, но сценарий «Семнадцать мгновений весны» был уже утверждён и подобран режиссёр.



Режиссер Татьяна Лиознова боролась за право снимать фильм так усердно, что Семёнову пришлось отозвать сценарий из «Ленфильма».



Актёров для своей картины она подбирала с невероятной точностью — образ должен был совпасть на все 100%. Лиознова, не соглашаясь ни с кем.


Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей русскую радистку Кэт, была Ирина Алферова.

На роль жены Штирлица пробовались и ленинградская певица Мария Пахоменко, и Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи, влюбленной в главного героя. Ну, а женой советского разведчика было суждено стать актрисе Театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, которую привели на площадку за день до съемок.

В фильме могла появиться и Фаина Раневская, но Семенов не откликнулся на просьбу Лиозновой и отказался сцену с участием старой немки. Режиссер сразу решила, что в процессе съемок все сделает по-своему. Когда Лиознова и Семенов пришли к Раневской домой и показали ей сценарий, Фаина Георгиевна, прочтя его, ужаснулась. «Это что за идиотство? — воскликнула она. — Разве это можно сыграть?» И наотрез отказалась.

В фильме могла появиться и великая Фаина Раневская

Несколько кандидатур было и на роль Гитлера, на которого пробовались два Леонида: Броневой и Куравлев. Однако их фотопробы режиссера не удовлетворили, и они были утверждены на другие роли: Броневой сыграл Мюллера, Куравлёв — Айсмана. А Гитлером стал немецкий актер Фриц Диц, который еще с эпопеи «Освобождение» навечно прописался в этой роли.





Съёмки «Семнадцати мгновений весны» проходили и за границей, и в разных частях СССР. Сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, на самом деле снимали в Грузии. Застенки гестапо обнаружили в Бутырской тюрьме. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде. А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. Помимо натурных съёмок в фильме также использовано большое количество военной документальной хроники.


Съёмки проходили и за границей, и в разных частях СССР

Музыкальные композиции «Песня о далёкой Родине» и «Мгновения» на стихи Роберта Рождественского стали бесспорным украшением картины. Однако подобрать подходящего исполнителя для них оказалось непросто.


Для записи песен приглашались: Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Валентина Толкунова. В итоге сошлись на Иосифе Кобзоне. Однако режиссёр потребовала, чтобы он спел так, будто «в фильме и близко нет Кобзона». Певец расстроился, но всё же сделал то, о чём его просили. Вот только в титры его имя не попало, так как они были сделаны раньше, чем утвердили исполнителя.




На роль Штирлица пробовались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Арчил Гомиашвили. Кандидатуру последнего, прославившегося как Остап Бендер в «12 стульях», отстаивал автор романа Юлиан Семенов. Стриженов оказался занят, а Смоктуновского не устроило, что съемки могли растянуться на два года. На роль Мюллера рассматривался Всеволод Санаев. Но отказался: «Играть фашиста не буду!» Долго искали Гитлера. Пробовался Леонид Куравлев. Неубедительно. Взяли немца, а ему дали роль одноглазого эсэсовца Айсмана. Как нам рассказал Куравлев, он был не прочь сыграть фюрера: «Но неудача! Что ж, даже гениальные артисты терпят неудачи. Лиознова всегда имела собственное мнение». Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей радистку Кэт, была Ирина Алферова, но она в тот момент была за границей.


На роль Штирлица пробовались Смоктуновский, Стриженов и Гомиашвили


«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом

«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком. Более того: на съемки было потрачено столько средств, что Лиозновой не хватало денег, чтобы завершить фильм. Еще бы, ведь съемки длились два года в разных городах и странах.



Один из самых романтических эпизодов картины — встреча полковника Исаева с супругой в кафе Elefant в Германии. Хотя сцены свидания в кафе в романе Семенова не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, многим нашим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...