Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Обломов идея смысл произведения. Сочинение на тему Обломова: чем этот роман и его герой отличаются от остальных. И. С. Тургенев

Роман Гончарова «Обломов» - значительное произведение русской классической Это та книга, к истинному осмыслению которой приходишь уже в зрелом возрасте, постепенно понимая ее значение и характеры героев. Главное действующее лицо произведения - молодой помещик Илья Ильич Обломов. Одни называют Обломова задумчивым поэтом, другие - философом, третьи - просто лентяем. Однако не существует единого взгляда на образ Обломова, который бы полно и целостно характеризовал его как личность. Всякий читатель, умеющий думать и мыслить, составит о нем свое индивидуальное мнение.

История создания романа «Обломов»

Иван Гончаров создал «Обломова» под влиянием особенных впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора. История создания романа «Обломов», без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома. Незадолго до «Обломова» Гончаровым была написана повесть «Лихая болесть», которая и послужила основой для создания романа.

Создание романа «Обломов» совпадает с общественно-политическим кризисом в России. Для того времени очень актуальным оказался образ апатичного помещика, который не может самостоятельно отвечать за собственную жизнь, принимать ответственные решения. Основная идея произведения формировалась под влиянием взглядов критика Белинского, который остался под сильным впечатлением от первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». Белинский отмечал, что в русской литературе уже возник образ «лишнего человека», который не может приспособиться к окружающей его действительности, бесполезен для общества. Этот человек - вольнодумец, тонко чувствующий мечтатель, поэт и философ. Романтизм в его натуре сопряжен с крайней бездеятельностью, ленью и апатией. Так, история романа «Обломов» связана с и отражает жизнь дворянского сословия второй половины XIX века.

Идейно-композиционная составляющая

Роман состоит из четырех частей, каждая из которых сполна раскрывает состояние главного героя и отражает перемены, происходящие в его душе: безвольное, ленивое существование; преображение сердца, душевная, нравственная борьба и, наконец, умирание. Физическая смерть - итог, к которому приходит Илья Ильич. История создания романа «Обломов» подчеркивает невозможность героя выйти за рамки своей нерешительности и нежелания какой-либо деятельности.

Обстановка в доме Обломова

Едва войдя в комнату, где лежал на диване Илья Ильич, можно было обнаружить в интерьере, по расположению вещей невероятное сходство с самим хозяином: повсюду виднелась пыль, неубранные после ужина тарелки. Роль Обломова в романе «Обломов» характерная, определяющая. Она показывает пример существования, которое ведет к духовной смерти.

Обломов не приспособлен к жизни, весь облик его и привычки выражают стремление спрятаться, укрыться от угнетающей действительности: туфли его были широкие и стояли рядом с диваном, так что «он всегда сразу попадал в них»; халат был до того широкий и свободный, что «и Обломов мог дважды завернуться в него». Слуга Захар похож на своего хозяина: лишний раз встать с лежанки для него подвиг, убрать в комнатах - невообразимое беспокойство и суета. Захар погружен в свои мысли, знает «барина» с младенчества, отчего иногда позволяет себе спорить с ним.

Каков главный герой?

Характеристика Обломова в романе «Обломов» показана читателю буквально с первых страниц. Илья Ильич - натура тонко чувствующая, апатичная, эмоциональная, но противная всякой деятельности. Движение для него являлось трудной задачей, он не хотел и не стремился что-то менять в своей жизни. Лежание у него было нормальным, привычным состоянием, и чтобы поднять Обломова с дивана, нужно было случиться из ряда вон выходящему событию. Надобность заполнять деловые бумаги утомляла его, мысли о необходимости съезжать с квартиры тревожили и нагоняли тоску. Однако, вместо того, чтобы напрячь волю, ум и сделать то, что от него требуется, он продолжает бездействовать.

«Отчего я такой?»

Характеристика Обломова в романе «Обломов» отражает основную мысль произведения - крушение нравственных идеалов героя и постепенное умирание. демонстрирует читателю истоки безвольного характера Ильи Ильича. Во сне герой видит себя маленьким, свою родную деревню Обломовку, в которой родился и вырос. В детстве его всячески старались оградить от реальной жизни: не позволяли выходить из дома в холод и мороз, лазать по заборам, учился он только в те дни, когда не бывало праздников, а случались они столь часто, что «не стоило и ездить». Еда была культом, здесь любили праздники и накрывали большие столы.

Обломов впитал в себя убеждения родной деревни, сделался частью того существования, которое вели ее обыватели. «Обломовщина» - следствие такого мировосприятия: плыть по течению, лишь изредка пробуждаясь от тревожного, беспокойного сна. Роль Обломова в романе «Обломов»велика и значительна: обозначить проблему духовного забвения личности, растворения ее в бытовых деталях и нежелания жить.

Обломов и Штольц

Ближайшим и единственным другом Ильи Ильича на протяжении всей жизни был и оставался Андрей Иванович Штольц. Несмотря на разность характеров, их с детских лет связывала крепкая дружба. Штольц деятельный, энергичный, постоянно находится в делах, в разъездах. Он ни минуты не может сидеть на одном месте: движение - суть его натуры. Он много достиг в жизни благодаря сделанным внешним усилиям, но глубокие поэтические переживания недоступны ему. Штольц предпочитает не мечтать, а действовать.

Обломов апатичен, у него недостает энергии даже на то, чтобы дочитать начатую книгу (нередко она так и лежала по нескольку недель на столе). Поэты волновали его воображение, пробуждались в душе движения мысли и чувств, но дальше этих мыслей и чувств он никогда не шел. Погруженность в размышления была его природой, однако он не сделал ничего, чтобы развивать их в дальнейшем. Своей противоположностью характеров эти два человека дополняли друг друга, составляли единое гармоничное целое.

Испытание любовью

Значительное влияние на состояние Ильи Ильича оказывают главные герои романа. Обломова вдохновило большое чувство к Ольге Ильинской, заставило его на время покинуть свой уютный мир и выйти во внешнюю, наполненную красками и звуками жизнь. Несмотря на то, что Ольга часто подсмеивалась над Обломовым, считала его излишне ленивым и апатичным, этот человек был ей дорог и близок.

Их красивая и до боли трогательная история любви потрясает, рождает в душе чувство сожаления, неизгладимой горечи. Обломов считает себя недостойным любви, оттого пишет Ольге мучительное и вместе с тем волнующее письмо. Можно предположить, что он предчувствует их скорый разрыв, но данное обстоятельство скорее указывает на неготовность Ильи Ильича принимать чувства по отношению к себе, сомнения в том, что достоин любви барышни. Герой боится оказаться отвергнутым и долго не решается сделать предложение Ольге. В письме он пишет, что ее любовь есть приготовление к будущему чувству, но не сама любовь. В итоге герой окажется прав: позже Ольга признается ему, что любила в нем «будущего Обломова», лелеяла в чувстве к нему возможность новой любви.

Почему любовь к Ольге Ильинской не спасла Обломова?

С появлением Ольги и Обломов, кажется, приподнялся с дивана, но только на время, чтобы суметь выразить барышне свое восхищение ее красотой и молодостью. Его чувства искренни и сильны, но им недостает динамики, решительности.

Вместо того чтобы решать насущные вопросы, связанные с квартирой и приготовлениями к свадьбе, Обломов продолжает закрываться от жизни. Днем он спит или читает книги, к невесте ездит редко, перекладывает ответственность за свое счастье на посторонних людей: просит других похлопотать насчет квартиры, решить дела с оброком в Обломовке.

Почему эта книга остается актуальной в наши дни?

История создания романа «Обломов» тесно связана с историческими событиями 50-60 годов и является прекрасным памятником дворянского общества XIX века. Современным читателям книга может быть интересна вопросами, которые имеют вечный характер. Это выбор жизненного направления, любовная линия, философские воззрения и мысли. Герои романа «Обломов» различны, но они все живые люди, обладающие индивидуальными чертами характера. У каждого из них свои достоинства и недостатки, свои убеждения, взгляды на мир. К примеру, Андрей Штольц достаточно честолюбив, требователен к себе и окружающим, Ольга Ильинская - романтическая натура, которой не чужды поэзия и музыка, Захар рассеян и ленив.

Читателя к пониманию простой истины приводит характеристика романа. Обломова сгубил не удар, от которого прервалось земное существование его, а бездейственное, апатичное отношение к жизни, себе самому.Важно жизнь не проспать, не растратить попусту, а реализовать свою сущность через различные ее проявления, такие как деятельность, культура, искусство, личное счастье.

/Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). Обломов. Роман И. А. Гончарова/

В каждой литературе, достигшей известной степени зрелости, появляются такие произведения, которые соглашают общечеловеческий интерес с народным и современным и возводят на степень художественных созданий типы, взятые из среды того общества, к которому принадлежит писатель. Автор такого произведения не увлекается современными ему, часто мелкими, вопросами жизни, не имеющими ничего общего с искусством; он не задает себе задачи составить поучительную книгу и осмеять тот или другой недостаток общества или превознесть ту или другую добродетель, в которой нуждается это общество. Нет! Творчество с заранее задуманною практическою целью составляет явление незаконное; оно должно быть предоставлено на долю тех писателей, которым отказано в могучем таланте, которым дано взамен нравственное чувство, способное сделать их хорошими гражданами, но не художниками. Истинный поэт стоит выше житейских вопросов, но не уклоняется от их разрешения, встречаясь с ними на пути своего творчества. Такой поэт смотрит глубоко на жизнь и в каждом ее явлении видит общечеловеческую сторону, которая затронет за живое всякое сердце и будет понятна всякому времени.

Случится ли поэту обратить внимание на какое-нибудь общественное зло, — положим, на взяточничество, — он не станет, подобно представителям обличительного направления, вдаваться в тонкости казуистики и излагать разные запутанные проделки: цель его будет не осмеять зло, а разрешить перед глазами читателя психологическую задачу; он обратит внимание не на то, в чем проявляется взяточничество, а на то, откуда оно исходит; взяточник в его глазах — не чиновник, недобросовестно исполняющий свою обязанность, а человек, находящийся в состоянии полного нравственного унижения. Проследить состояние его души, раскрыть его перед читателем, объяснить участие общества в формировании подобных характеров — вот дело истинного поэта, которого творение о взяточничестве может возбудить не одно отвращение, а глубокую грусть за нравственное падение человека. Так смотрит поэт на явления своей современности, так относится он к различным сторонам своей национальности, на все смотрит он с общечеловеческой точки зрения; не тратя сил на воспроизведение мелких внешних особенностей народного характера, не дробя своей мысли на мелочные явления вседневной жизни, поэт разом постигает дух, смысл этих явлений, усвоивает себе полное понимание народного характера и потом, вполне располагая своим материалом, творит, не списывая с окружающей его действительности, а выводя эту действительность из глубины собственного духа и влагая в живые, созданные им образы одушевляющую его мысль.

"Народность, — говорит Белинский, — есть не достоинство, а необходимое условие истинно художественного произведения" 1 . Мысль поэта ищет себе определенного, округлого выражения и по естественному закону выливается в ту форму, которая всего знакомее поэту; каждая черта общечеловеческого характера имеет в известной национальности свои особенности, каждое общечеловеческое движение души выражается сообразно с условиями времени и места. Истинный художник может воплотить свою идею только в самых определенных образах, и вот почему народность и историческая верность составляют необходимое условие изящного произведения.

Слова Белинского, сказанные им по поводу повестей Гоголя, могут быть в полной силе приложены к оценке нового романа г. Гончарова. В этом романе разрешается обширная, общечеловеческая психологическая задача; эта задача разрешается в явлениях чисто русских, национальных, возможных только при нашем образе жизни, при тех исторических обстоятельствах, которые сформировали народный характер, при тех условиях, под влиянием которых развивалось и отчасти развивается до сих пор наше молодое поколение. В этом романе затронуты и жизненные, современные вопросы настолько, насколько эти вопросы имеют общечеловеческий интерес; в нем выставлены и недостатки общества, но выставлены не с полемической целью, а для верности и полноты картины, для художественного изображения жизни, как она есть, и человека с его чувствами, мыслями и страстями.

Полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчетливость эпического повествования, — вот отличительные признаки таланта автора, насколько он выразился в последнем его произведении. Мысль г. Гончарова, проведенная в его романе, принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение в наше время, для нашего русского общества. Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: "зачем жить? к чему трудиться?" — вопрос, на который человек часто не может найти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели. Один с негодованием и с желчью отбросит от себя работу, другой отложит ее в сторону тихо и лениво; один будет рваться из своего бездействия, негодовать на себя и на людей, искать чего-нибудь, чем можно было бы наполнить внутреннюю пустоту; апатия его примет оттенок мрачного отчаяния, она будет перемежаться с лихорадочными порывами к беспорядочной деятельности и все-таки останется апатиею, потому что отнимет у него силы действовать, чувствовать и жить.

У другого равнодушие к жизни выразится в более мягкой, бесцветной форме; животные инстинкты тихо, без борьбы, выплывут на поверхность души; замрут без боли высшие стремления; человек опустится в мягкое кресло и заснет, наслаждаясь своим бессмысленным покоем; начнется вместо жизни прозябание, и в душе человека образуется стоячая вода, до которой не коснется никакое волнение внешнего мира, которой не потревожит никакой внутренний переворот. В первом случае мы видим какую-то вынужденную апатию, — апатию и вместе с тем борьбу против нее, избыток сил, просившихся в дело и медленно гаснущих в бесплодных попытках; это — байронизм, болезнь сильных людей. Во втором случае является апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремления выйти из бездействия; это — обломовщина, как назвал ее г. Гончаров, это болезнь, развитию которой способствуют и славянская природа и жизнь нашего общества. Это развитие болезни проследил в своем романе г. Гончаров.

Огромная идея автора во всем величии своей простоты улеглась в соответствующую ей рамку. По этой идее построен весь план романа, построен так обдуманно, что в нем нет ни одной случайности, ни одного вводного лица, ни одной лишней подробности; чрез все отдельные сцены проходит основная идея, и между тем во имя этой идеи автор не делает ни одного уклонения от действительности, не жертвует ни одною частностию во внешней отделке лиц, характеров и положений. Все строго естественно и между тем вполне осмысленно, проникнуто идеею. Событий, действия почти нет; содержание романа может быть рассказано в двух, трех строках, как может быть рассказана в нескольких словах жизнь всякого человека, не испытавшего сильных потрясений; интерес такого романа, интерес такой жизни заключается не в замысловатом сцеплении событий, хотя бы и правдоподобных, хотя бы и действительно случившихся, а в наблюдении над внутренним миром человека. Этот мир всегда интересен, всегда привлекает к себе наше внимание; но он особенно доступен для изучения в спокойные минуты, когда человек, составляющий предмет нашего наблюдения, предоставлен самому себе, не зависит от внешних событий, не поставлен в искусственное положение, происходящее от случайного стечения обстоятельств. В такие спокойные минуты жизни, когда человек, не тревожимый внешними впечатлениями, сосредоточивается, собирает свои мысли и заглядывает в свой внутренний мир, в такие минуты происходит иногда никому не заметная, глухая внутренняя борьба, в такие минуты зреет и развивается задушевная мысль или происходит поворот на прошедшее, обсуживание и оценка собственных поступков, собственной личности. Эти таинственные минуты особенно дороги для художника, особенно интересны для просвещенного наблюдателя.

В романе г. Гончарова внутренняя жизнь действующих лиц открыта перед глазами читателя; нет путаницы внешних событий, нет придуманных и рассчитанных эффектов, и потому анализ автора ни на минуту не теряет своей отчетливости и спокойной проницательности. Идея не дробится в сплетении разнообразных происшествий: она стройно и просто развивается сама из себя, проводится до конца и до конца поддерживает собою весь интерес, без помощи посторонних, побочных, вводных обстоятельств. Эта идея так широка, она охватывает собою так много сторон нашей жизни, что, воплощая одну эту идею, не уклоняясь от нее ни на шаг, автор мог, без малейшей натяжки, коснуться чуть ли не всех вопросов, занимающих в настоящее время общество. Он коснулся их невольно, не желая жертвовать для временных целей вечными интересами искусства; но это невольно высказанное в общественном деле слово художника не может не иметь сильного и благотворного влияния на умы: оно подействует так, как действует все истинное и прекрасное. <...>

Главною идеею автора, насколько можно судить и по заглавию и по ходу действия, было изобразить состояние спокойной и покорной апатии, о которой мы уже говорили выше; между тем после прочтения романа у читателя может возникнуть вопрос: что хотел сделать автор? Какая главная цель руководила им? Не хотел ли он проследить развитие чувства любви, анализировать до мельчайших подробностей те видоизменения, которые испытывает душа женщины, взволнованной сильным и глубоким чувством? Вопрос этот рождается не оттого, чтобы главная цель была не достигнута, не оттого, чтобы внимание автора уклонилось от нее в сторону: напротив! дело в том, что обе цели, главная и второстепенная, возникшая во время творчества, достигнуты до такой степени полно, что читатель не знает, которой из них отдать предпочтение. В "Обломове" мы видим две картины, одинаково законченные, поставленные рядом, проникающие и дополняющие одна другую. Главная идея автора выдержана до конца; но во время процесса творчества представилась новая психологическая задача, которая, не мешая развитию первой мысли, сама разрешается до такой степени полно, как не разрешалась, быть может, никогда. Редкий роман обнаруживал в своем авторе такую силу анализа, такое полное и тонкое знание человеческой природы вообще и женской в особенности; редкий роман когда-либо совмещал в себе две до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного и, по-видимому, несложного целого. Мы бы никогда не кончили, если бы стали говорить о всех достоинствах общего плана, составленного такою смелою рукою; переходим к рассмотрению отдельных характеров.

В романе «Обломов» Гончаров впервые обозначил такое разрушающее явление российского общества 19 века как «обломовщина». Изображение данной тенденции как причины деградации не только отдельных личностей, но и целого социального пласта, тесно связано с основной идеей романа «Обломов» Гончарова.

Произведение создавалось в переходной для российского общества период – эпоху быстрых перемен и стремительного разрушения идеалов и ценностей прошлого ради создания нового, ориентированного на европейские цели и авторитеты. И если прогрессивная часть дворянства, разделяющая идеи стремительного развития и просвещения, легко влилась в новое течение, то провинциальное мещанство до последнего сопротивлялось входящим в их жизнь изменениям, прочно держась за устаревшие, архаичные идеалы жизни. Именно такими предстают жители Обломовки, продолжающие жить по тем же устоям, по которым жили их деды и прадеды, отрицая важность образования и труда, заменяя их сонным спокойствием и бездельем.

Угнетающая, разрушающая атмосфера Обломовки меняет личность любопытного и активного маленького Ильи, прививая ему устаревшие, отжившие себя ценности. Вкусив самостоятельной жизни, оказавшись в стремящемся в будущее, деятельном мире, Обломов не находит в нем своего места, заменяя реальную жизнь на иллюзии и несбыточные мечты, постепенно деградируя и умирая как личность. Излечить всеохватывающее равнодушие Обломова к миру не смогла даже сравниваемая в романе со светлым ангелом Ольга. Осуждение пассивности, эскапизма и лени человека, не желающего бороться за свое будущее, является одним из аспектов центральной идеи произведения.

Используя метод антитезы, Гончаров вводит в повествование друга Обломова, Штольца – целенаправленную, деятельную, постоянно развивающуюся личность. Однако и Андрей Иванович не совершенен – как Илье Ильичу не хватает воли к действию, так Штольцу не хватает того душевного тепла, которым привлекает Обломов. Именно в необходимости гармонизации, принятии и развитии обеих начал – мечтательного, рефлексирующего и деятельного, волевого состоит главная идея «Обломова», которую пытался донести автор.

История создания романа «Обломов». Тема, идея, проблематика, композиция.

«История о том, как лежит и спит ленивец Обломов

и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его,

не бог весть какая история...»

1. Замысел романа «Обломов.

Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но произведение создавалось медленно. В 1849 году в журнале «Современник» была опубликована одна глава из романа «Сон Обломова» , в котором дал изумительную по яркости и глубине картину патриархальной помещичьей жизни. Но основная часть романа была написана почти 10 лет спустя, в 1857 году , в Мариенбаде (Германия), где Гончаров лечился на минеральных водах. За это десятилетие автор не только тщательно обдумал весь план произведения, но и все сюжетные ходы и детали. Впоследствии писатель отмечал, что он «написал в течение 7 недель почти все 3 последних тома «Обломова». Гончаровым была проделана колоссальная работа. Он писал до изнеможения. «Я так заработался, так много сделал в эти два месяца, что другой в две свои жизни не написал столько».

В 1858 году «Обломов» был закончен , а полностью опубликован лишь в 1859 году.

2. Тема, идея романа.

Тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Идея - показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу . «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде вре­мени в... кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства ».


3. Проблематика

1) В своем романе писатель показал, какое пагубное влияние оказывают крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку . Следствие этих порядков - застой и неподвижность во всех областях жизни .

2) Условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие .

3) Деградация личности и распад личности.

4) Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе , любви , о гуманизме .

Время, изображенное в романе «Обломов», около 40 лет.

4. Художественные достоинства романа «Обломов» :

1) Представлена широкая картина жизни России.

2) Особое внимание уделяется описанию внутреннего состояния героев: внутренний монолог персонажей и передача переживаний посредством жеста, голоса, движений.

3) Полнота раскрытия характера персонажей достигается путем повторяющейся детали (у Обломова - халат и домашние туфли).

5. Структура романа:

1 часть - Обломов лежит на диване.

2 часть - Обломов ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него.

3 часть - Ольга видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся.

4 часть – Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру - Агафье Матвеевне Пшеницы ной. Живет на Выборгской стороне, покой, переходящий в «вечный покой».

«Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий…не вмешиваются в роман. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории . ()

6. Композиция

Все действия развертываются вокруг главного героя - Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц.Действия в романе мало. Место действия в романе – Петербург.

1. Экспозиция - первая часть и 1,2 главы 2 части - затянута, очень подробно показаны условия формирования характера Обломова.

2. Завязка 3 и 5 гл. 2-й части - знакомство Обломова с Ольгой. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени.

3. Кульминация - 12 глава 3-й части. Илья Ильич объясняется в любви к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву отношений.

4. Развязка – 11, 12 главы 3 части, в которых показана несостоятельность и банкротство Обломова.

В 4 главе романа - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Отношения Ольги и Штольца.

В эпилоге 11 глава 4 часть, Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца и Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

В романе «Обломов» Гончаров впервые обозначил такое разрушающее явление российского общества 19 века как «обломовщина». Изображение данной тенденции как причины деградации не только отдельных личностей, но и целого социального пласта, тесно связано с основной идеей романа «Обломов» Гончарова.

Произведение создавалось в переходной для российского общества период – эпоху быстрых перемен и стремительного разрушения идеалов и ценностей прошлого ради создания нового, ориентированного на европейские цели и авторитеты. И если прогрессивная часть дворянства, разделяющая идеи стремительного развития и просвещения, легко влилась в новое течение, то провинциальное мещанство до последнего сопротивлялось входящим в их жизнь изменениям, прочно держась за устаревшие, архаичные идеалы жизни. Именно такими предстают жители Обломовки, продолжающие жить по тем же устоям, по которым жили их деды и прадеды, отрицая важность образования и труда, заменяя их сонным спокойствием и бездельем.

Угнетающая, разрушающая атмосфера Обломовки меняет личность любопытного и активного маленького Ильи, прививая ему устаревшие, отжившие себя ценности. Вкусив самостоятельной жизни, оказавшись в стремящемся в будущее, деятельном мире, Обломов не находит в нем своего места, заменяя реальную жизнь на иллюзии и несбыточные мечты, постепенно деградируя и умирая как личность. Излечить всеохватывающее равнодушие Обломова к миру не смогла даже сравниваемая в романе со светлым ангелом Ольга. Осуждение пассивности, эскапизма и лени человека, не желающего бороться за свое будущее, является одним из аспектов центральной идеи произведения.

Используя метод антитезы, Гончаров вводит в повествование друга Обломова, Штольца – целенаправленную, деятельную, постоянно развивающуюся личность. Однако и Андрей Иванович не совершенен – как Илье Ильичу не хватает воли к действию, так Штольцу не хватает того душевного тепла, которым привлекает Обломов. Именно в необходимости гармонизации, принятии и развитии обеих начал – мечтательного, рефлексирующего и деятельного, волевого состоит главная идея «Обломова», которую пытался донести автор.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...