Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Сальери отравил моцарта. Литературный миф: загадочное дело моцарта и сальери. — То есть Моцарт должен был отравить Сальери

5 декабря 1791 в Вене скончался Вольфганг Амадей Моцарт. Что могло стать причиной кончины величайшего композитора, историки спорят до сих пор.

Вкус смерти у меня на губах, я чувствую что-то не на этой земле, - такие слова сказал Моцарт, оставляя жену и двоих детей, а также недописанный "Реквием". По самому себе.

Вокруг смерти композитора сразу поползли слухи. Ну не мог гений сам умереть в 35 лет. Точно - отравили! В пользу этой версии было и то, что тело композитора раздулось и посинело. Но обо всём по порядку.

Сальери отравил

В течение двух столетий эта версия была, пожалуй, самой популярной. Это преступление приписывали в первую очередь придворному капельмейстеру Антонио Сальери. Сторонники этой версии приводят четыре основных аргумента.

1. Сальери завидовал более талантливому коллеге.

2. Композитор Людвиг ван Бетховен, который был учеником Сальери, под конец жизни педагога писал: "Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд".

3. Сальери сам во всеуслышание в 1823 году сказал, что отравил Моцарта.

4. Об этом писал ещё Пушкин.

Чему мог завидовать Антонио Сальери, который занимал тогда один из самых престижных постов в Европе, - остаётся загадкой. Игнац Мозель, ученик Сальери и один из первых его биографов, уверяет, что ситуация была обратной.

По поводу "признания". В начале 1820-х у Сальери, как свидетельствовали медики, были проблемы с рассудком. А в моменты просветлений он говорил, что никого не убивал. Так, в 1823 году композитор сказал Мозелю:

Говорят, что я якобы отравил Моцарта. Но нет. Это - злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мозель, что старый Сальери на краю смерти сам вам это сказал, - заявил ему Сальери.

Через несколько дней итальянский композитор пытался перерезать себе горло бритвой, но его спасли.

Что касается произведения "Моцарт и Сальери" Александра Пушкина, оно вполне могло быть написано из мести. Дело в том, что итальянец при дворе представлял оперу, где якобы очернял Петра I. А так как Пушкин к личности первого русского императора относился с трепетом, не мог не отомстить. Первые наброски "Моцарта и Сальери", кстати, появились уже через год после смерти композитора, в 1826 году.

Берлинский музыкальный еженедельник". Так, 31 декабря в издании написали: "Поскольку после смерти тело его вздулось, полагают даже, что он был отравлен". Версия с отравлением, впрочем, вполне вероятна.

Помимо Сальери называлось ещё две кандидатуры, кто мог подмешать Моцарту ртуть или сильнейший яд без вкуса, цвета и запаха под названием "аква тофана". Для отравления было достаточно пяти-шести капель. Причём смерть не была внезапной: человек угасал постепенно, худел и терял аппетит.

Реквием" по себе?

Сам же Моцарт незадолго до смерти говорил своей жене Констанце, что заказчик "Реквиема" якобы его и отравил. "Реквием" заказал граф Франц фон Вальзегг в память о своей супруге, которая скончалась в феврале 1791 года. Он не поехал к композитору сам, желая остаться неузнанным. А послал своего управляющего Лойтгеба, который в дождь надел плащ. Управляющий не выяснил у своего хозяина, стоит ли раскрывать имя заказчика, поэтому не ответил на соответствующий вопрос.

Реквием" и оставляет деньги. На вопрос, для кого, говорит, что скоро станет известно.

Нехватка солнечного света

В 2011 году американские и австрийские учёные выдвинули новую версию смерти композитора. Якобы все болезни Моцарта были из-за нехватки витамина D, который вырабатывается только на солнце. В качестве основного аргумента исследователи приводят версию, что Моцарт любил работать ночами, допоздна засиживаться с приятелями за карточным столом. Музыкальный гений часто возвращался домой на рассвете, а затем спал весь или большую часть светового дня.

Дефицит витамина D губителен для иммунитета. В качестве доказательств также приводились заключения терапевтов о том, что у композитора наблюдались повторные ангины, лихорадочные состояния, а позднее - депрессия, которая также могла стать следствием в том числе отсутствия солнечного света.

Заболевание печени

Австрийские исследователи по дневникам самого Вольфганга Амадея Моцарта, его вдовы и сына, Карла Томаса, установили, что у него могло быть серьёзное заболевание печени, ставшее смертельным.

Так, за шесть недель до трагедии композитор упоминает, что ел свиные котлеты (которые могли стать источником инфекции). Через полтора месяца после у него наблюдаются повышенная температура, отёки и боли в руках и ногах. Всё это является симптомами трихинеллёза.

Тайна смерти композитора была бы давно разгадана по анализу его скелета. Но Моцарта похоронили не в отдельной могиле, поэтому исследователи не могут найти его останки. В начале XIX века могильщик достал череп, который, как он уверял, принадлежал композитору. Однако последние исследования, проведённые уже в XXI веке, показали, что или череп не Моцарта, или все люди, с которыми сравнивали его ДНК - не родственники. И первое значительно вероятнее.

Спросите любого школьника, как умер Моцарт, и он вам совершенно уверенно ответит, что великого композитора убил Сальери. Да и некоторые взрослые ответят так же. Чуть позже выяснилось, что Пушкин возвел на Сальери напраслину — в смерти гения он не повинен. Но как же в действительности умер Моцарт? Разобраться в этом загадочном деле попробовал Diletant.ru.

«Реквием» на свои похороны

Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года в Вене. Как это часто бывает, люди не хотели верить, что гений умер от какой-нибудь простуды или лихорадки.

Всего спустя неделю после смерти Моцарта, корреспонденты начали писать, что композитор был отравлен

Через неделю после кончины музыканта корреспондент берлинской газеты «MusikalischesWochenblatt» писал, что из-за распухшего после смерти тела Моцарта некоторые предположили, что композитор был отравлен. Автор первой биографии композитора Ксавер Нимечек писал, что еще за полгода до смерти Моцарт будто предчувствовал свою смерть и думал, что «Реквием» он пишет для себя. В беседах с женой Констанцией музыкант говорил, что чувствует себя плохо, и, наверное, ему уже дали яд.

Теория завистника Сальери

Главным подозреваемым «в деле об отравлении» Моцарта многие считали Антонио Сальери. Солнце русской поэзии, великий Пушкин, был уверен, что Сальери просто завидовал гению.

Главным подозреваемым «в деле об отравлении» Моцарта многие считали Антонио Сальери

В архиве поэта сохранилась запись: «В первое представление «Дон Жуана», в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы — в бешенстве, снедаемый завистью. … Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».


Картина Врубеля «Сальери всыпает яд в бокал Моцарта».

Антонио Сальери прожил удивительно долгую жизнь — 75 лет. К концу жизни в болезненном бреду он то заявлял, что частью виновен в смерти гения, то просил рассказать всем, что не он отравил коллегу. В 1997 году на суде в Милане Сальери официально был признан невиновным. Насколько достоверно решение этого суда — вопрос открытый, ведь показания были лишь документальными — адвокаты, к сожалению, не имели возможности опросить очевидцев.

Теория масонского заговора

Георг Даумер, немецкий поэт, в своей серии рассказов о Моцарте первым выдвигает идею о том, что музыкант был отравлен масонами. В братство вольных каменщиков Моцарт вступил в 1784 году, но до конца жизни сомневался в истинности масонского пути. Композитор даже решил основать свое собственное общество под названием «Пещера».

Существует теория, что Моцарт был отправлен масонами


Символы братства вольных каменщиков.

Теория любовного треугольника

В своей книге «Так был ли он убит?» Вольфганг Риттер выдвигает версию, которая могла бы стать основой для целого романа. Риттер пишет, что у жены Моцарта, Констанции, был любовник — Франц Зюсмайер. По слухам, чтобы очистить себе дорогу, Зюсмайер решил отравить соперника. Также Констанцию обвиняли в том, что сын, родившийся у нее в 1791 вовсе не от Моцарта, а от Зюсмайера.

Жена Моцарта Констанция

Теории естественной смерти

Но далеко не все гипотезы о смерти Моцарта так романтичны. Существует около десятка теорий, согласно которым музыкант скончался от вполне приземленных причин.

Существует около десятка теорий, согласно которым Моцарт скончался от вполне приземленных причин

Например, говорят, что Моцарт был болен сифилисом, а занимался им врач Готфрид ван Свитен, отец которого считается основателем метода лечения ртутью. Профессор Ефрем Лихтенштейн предположил, что композитор страдал от ревматической лихорадки, которая поразила почти все жизненно важные органы. Лихтенштейн объясняет это тем, что в детстве отец Моцарта, Леопольд, подвергал ребенка слишком большим нагрузкам. Детский организм не смог справиться с напряженным концертным графиком, и здоровье музыканта было подорвано.

Занятия музыкой Моцарт начал в 3 года, в 5 сочинял свои первые пьесы, а в 7 поразил императорский двор своим талантом.

Теория слабого иммунитета

По мнению специалистов из Сан-Франциско и Медицинского университета Граца Моцарт в течение всей жизни страдал от недостатка в организме витамина D. Как они писали в журнале «Medical Problems of Performing Artists», музыкант все свое детство провел в закрытом помещении, куда не проникали лучи солнца.

Моцарт в течение всей жизни страдал от недостатка витамина D. Все детство он провел в закрытом помещении

Именно под воздействием солнечного ультрафиолета в теле человека вырабатывается витамин D, отсутствие которого повышает риск развития болезней сердца и сосудов, нервной системы, диабета и даже рака. Кроме того, это способствует общему ослаблению иммунитета, что, как полагают исследователи, и привело к скоропостижной кончине гения.

Теория травмы черепа

Одна из самых загадочных версий гибели Моцарта возникла из-за того, что могильщик, хоронивший Моцарта, перекопал его могилу через 10 лет и забрал его череп себе. Со временем часть костей была утеряна, но в конце 20 века палеонтологи показали, что череп в действительности мог принадлежать Моцарту.

Могильщик, хоронивший Моцарта, спустя 10 лет перекопал могилу и забрал через музыканта себе

Тогда же исследователи заметили необычную особенность этого черепа — тонкую трещину длиной около 7 сантиметров, которая проходила от левого виска к темени. Предполагается, что травму эту музыкант получил еще при жизни, и к его смерти она уже успела зарасти. Но известно, что Моцарт весьма часто жаловался на головокружения и головную боль. Как предположили ученые, композитор мог умереть от гематомы и развившейся позже инфекции.


Екатерина Астафьева


Одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина была задумана как «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери» . По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Именно это произведение породило легенду, которая является наибольшим заблуждением относительно двух композиторов: на самом деле у Моцарта было гораздо больше поводов завидовать Сальери, и последний не участвовал в отравлении гения!



Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.



В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.



Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.



В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.



В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.



Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.



На данный момент существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых лидируют различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность. Смерть Моцарта была мучительной – сильный жар, боль в суставах, отеки, сыпь. Врачи были бессильны, его лечили кровопусканием и вылили больше двух литров крови. 5 декабря 1791 г. великий композитор скончался. Ему было всего 35.

А. Кузнецов: Сегодня речь пойдет о суде 1997 года над итальянским композитором, дирижером и педагогом Антонио Сальери, еще при жизни обвиненным в отравлении «из зависти» австрийского композитора, скрипача-виртуоза Вольфганга Амадея Моцарта.

Больше 200 лет висело над музыкантом это несправедливое обвинение, муссируемое обществом, СМИ и деятелями культуры. У нас к этому делу приложил руку Александр Сергеевич Пушкин, сочинивший в 1831 году «маленькую трагедию» «Моцарт и Сальери», которая всеми интерпретаторами читалась не иначе как «Гений и злодейство».

Масса статей, романов, поэм, театральных постановок, кинокартин развивали тему отравления великого композитора завистником. В 1979 году британский драматург Питер Шеффер сочинил пьесу «Амадей», по которой оскароносец Милош Форман поставил в 1984 году одноименную картину.

Когда в 1990 году на гастроли в Италию приехал английский театр с пьесой Шеффера, постановка повергла эмоциональную публику в шок. Миланская консерватория тут же инициировала судебный процесс, оспорив не столько трактовку Пушкиным, Шеффером, Форманом и другими истории смерти Моцарта, а сколько всеобщее и огульное обвинение великого итальянца Сальери в отравлении австрийского композитора.

Благодаря Пушкину Сальери в России помнят только как убийцу Моцарта

В мае 1997 года в Милане во Дворце юстиции состоялся судебный процесс с участием медиков-криминалистов, историков-архивистов и музыковедов. Процедура суда была соблюдена полностью. Судебную коллегию возглавлял председатель Миланского апелляционного суда Винченцо Салафия, сторону обвинения представлял известный в Италии прокурор, адвокатами Сальери выступили Джованни Арно и Джулиано Спадзали, прославившиеся во время беспрецедентной антикоррупционной операции «Чистые руки», свидетелем со стороны обвинения выступил знаменитый врач из Болоньи, специалист по Моцарту Джерардо Касалья, свидетелем защиты — главный исследователь творчества Сальери из Зальцбурга Рудольф Ангермюллер.

С. Бунтман: Все было по-взрослому.

А. Кузнецов: Да. Но прежде чем мы перейдем к процессу, интересно узнать, откуда вообще появилось обвинение в том, что Моцарта отравил Сальери?

Посмертный портрет Вольфганга Амадея Моцарта кисти Барбары Крафт, 1819 год

Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года в Вене. Как это часто бывает, люди не хотели верить, что гений скончался от какой-нибудь простуды или лихорадки. Через неделю после кончины музыканта корреспондент берлинской газеты «Musikalisches Wochenblatt» написал: «Моцарта больше нет. С тех пор как вернулся из Праги, он все время хворал. У него находили водянку, а после смерти его тело раздулось; полагают даже, что он был отравлен».

С. Бунтман: Так. Но при чем здесь Сальери?

А. Кузнецов: Забегая вперед, стоит отметить, что оправдательный вердикт, вынесенный судом Милана, побудил историков возобновить прерванные было поиски таинственного убийцы Моцарта. В списке возможных «кандидатур» — венские врачи Клоссет и Саллаба, композитор Зюсмайер, масон и друг Моцарта Франц Хофдемель.

Среди учеников Сальери три гения: Бетховен, Шуберт и Лист

Но вернемся к Сальери. Предпосылкой версии, что именно он — убийца гениального композитора, стало то, что за полгода до смерти Моцарта начала мучить навязчивая идея, что его отравили. Кроме того, в суде адвокаты убедительно доказали, что источником слухов о своей виновности стал сам Сальери. В последние два года жизни его мучило серьезное психическое расстройство. «В здравом уме и твердой памяти» — редкое состояние для итальянца в тот период. И вот, свой очередной поток бреда композитор выдал личному секретарю Бетховена. Итальянец заявил, что это он отравил Моцарта. Потом, придя в сознание и узнав о сказанном, Сальери не на шутку перепугался и стал отказываться от своих слов. До конца дней он повторял: «Во всем могу сознаться, но я не убивал Моцарта». Однако поток сплетен было уже не остановить…

С. Бунтман: И все же, возвращаясь к миланскому процессу, чем апеллировала защита?

А. Кузнецов: Защита, в частности Рудольф Ангермюллер, выдвинула несколько аргументов общего порядка. Во-первых, Антонио Сальери был человеком, чья жизнь на момент смерти Моцарта несравненно более удалась в обычных, скажем так, человеческих категориях. Это был признанный в Европе композитор, очень плодовитый, прекрасный педагог, который вырастил целую плеяду блестящих музыкантов, среди которых три несомненных гения: Бетховен, Лист и Шуберт. Последнего, кстати говоря, (это к вопросу о человеческих качествах Сальери) он обучал абсолютно бесплатно, зная, что тот из очень бедной семьи.


Портрет Антонио Сальери работы Джозефа Виллиброрда Мейлера, 1815 год

И Шуберт не остался в долгу. На 50-летний юбилей он посвятил своему учителю кантату на собственный текст:

Лучший, добрейший!
Славный, мудрейший!
Пока во мне есть чувство,
Пока люблю искусство,
Тебе с любовью принесу
И вдохновенье, и слезу.
Подобен Богу ты во всем,
Велик и сердцем, и умом.
Ты в ангелы мне дан судьбой.
Тревожу Бога я мольбой,
Чтоб жил на свете сотни лет
На радость всем наш общий дед!

С. Бунтман: Получается, что зависть земная — это точно не сюжет Сальери.

А. Кузнецов: Да.

С. Бунтман: А вот зависть пушкинская…

А. Кузнецов: Она метафизическая.

У Моцарта было гораздо больше поводов завидовать Сальери

В архиве поэта сохранилась запись, которая, видимо, и натолкнула его на сюжет «маленькой трагедии»: «В первое представление «Дон Жуана», в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы — в бешенстве, снедаемый завистью… Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».

С. Бунтман: То есть «солнце русской поэзии», великий Пушкин, был уверен, что Сальери просто завидовал гению?

А. Кузнецов: Да. Но не будем строги к Александру Сергеевичу, поскольку он, видимо, действительно был заворожен этой историей, судя по высочайшего уровня результату…


Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. Михаил Врубель, 1884 год

Итак, пушкинский Сальери мрачный, порицающий небо за высшую несправедливость:

О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?

С. Бунтман: Да.

А. Кузнецов: Настоящий Сальери, хоть и не был человеком простым, в отличие от того же Моцарта, который у Пушкина изображен легкомысленным, щедрым, никогда не занимался интригами.

Что такое Вена в конце XVIII века? Безусловно, музыкальная столица Европы, но и настоящий, простите за сравнение, клубок змей. Две партии: условно итальянская и условно немецкая. И Сальери, поскольку он по рождению итальянец, записывают в условно итальянскую партию, хотя практически все музыковеды отмечают, что его произведения гораздо ближе к классической, австрийской манере.

Что делает Моцарт? Моцарт завидует. В письмах к отцу он постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники (итальянцы) из кожи вон лезут» и так далее.

С. Бунтман: То есть Моцарт и Сальери не были друзьями?

А. Кузнецов: Нет. Это, кстати говоря, еще одна выдумка Пушкина. Хотя Сальери для Моцарта сделал немало. Когда он (Сальери) стал придворным композитором и капельмейстером, то дал свет некоторым музыкальным произведениям Моцарта: они вернулись в репертуар придворной оперы.

В 1997 году на суде Сальери официально был признан невиновным

С. Бунтман: То есть говорить о том, что Сальери отравил Моцарта из зависти, нет оснований?

А. Кузнецов: Совершенно верно. Скорее, наоборот, Сальери относился к Моцарту как эксперт, прекрасно понимающий, с кем он имеет дело.

С. Бунтман: И все-таки, возвращаясь к процессу, каков приговор?

А. Кузнецов: Не установив ничего криминального со стороны Сальери и не усмотрев ничего необычного в похоронах Моцарта (типичных похоронах того времени небогатого человека), суд оправдал Сальери «за отсутствием состава преступления».

Кстати, интересный с юридической точки зрения сюжет: суд подстраховался и не вынес решения «за отсутствием события преступления».

С. Бунтман: То есть вопрос о том, какой смертью умер Вольфганг Амадей Моцарт, суд не решал?

А. Кузнецов: Да. Когда эксперты со стороны обвинения приводили свои основания в пользу того, что, возможно, Моцарт был отравлен, один из защитников сказал, что да, все возможно, но это никоим образом не дает основания обвинять Сальери. Так что вопрос о причинах смерти гениального композитора остается открытым.

Серия «100 великих»: Сто великих тайн

Николай Николаевич Непомнящий

Андрей Юрьевич Низовский

ТАЙНЫ ИСТОРИИ

НЕЗАКОНЧЕННЫЙ «РЕКВИЕМ». БЫЛ ЛИ ОТРАВЛЕН МОЦАРТ?

Вольфганг Амадей Моцарт, музыкальный чудо-ребенок, начал давать концерты для европейской знати и сочинять первые произведения в шесть лет. Через тридцать лет, в зените славы, он умер после недолгой болезни

Даже через несколько десятков лет Софи Хайбль, младшая сестра жены Моцарта Констанцы, прекрасно помнила зловещее предзнаменование В первое воскресенье декабря 1791 года она на кухне готовила кофе для матери Накануне Софи была в Вене в гостях у заболевшего шурина и вернулась домой с известием о том, что ему стало лучше Теперь, ожидая, пока закипит кофе, Софи задумчиво смотрела на яркое пламя лампады и думала о занемогшем муже Констанцы Внезапно пламя погасло, «полностью, словно лампа никогда не горела», позже написала она «На фитиле не осталось ни искорки, хотя не было ни малейшего сквозняка - за это я могу поручиться» Охваченная ужасным предчувствием, она бросилась к матери, которая посоветовала ей немедленно вернуться в дом Моцарта Констанца встретила сестру с облегчением

Она сообщила, что Моцарт провел беспокойную ночь, и попросила ее остаться «Ах, дорогая Софи, как я рад, что ты пришла, - сказал композитор - Останься сегодня с нами, чтобы присутствовать при моей смерти» С Моцартом был его ассистент Зуссмайер, которому композитор давал указания относительно завершения его последнего сочинения - заупокойной мессы. Вызвали священника, а затем врача, который велел прикладывать к пылавшему лбу больного холодные компрессы Примерно за час до полуночи Моцарт потерял сознание, он умер 5 декабря 1791 года в 0 55 Бывший вундеркинд и плодовитый композитор не дожил двух месяцев до своего 36-летия. Постоянно испытывая нужду в деньгах, Моцарт большую часть года лихорадочно работал над завершением важных заказов. Друзьям и родным он казался нервным и изнуренным чрезмерной работой. Тем не менее, когда 20 ноября он слег, никому не пришло в голову, что эта болезнь окажется смертельной.

Второй муж Констанцы Георг Николаус Ниссен перечислил симптомы недуга в биографии композитора, опубликованной в 1828 году: «Все началось с отеков кистей рук и ступней и почти полной невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют острой сыпной лихорадкой». Диагноз был подтвержден в официальной книге регистрации умерших Вены. Сам Моцарт подозревал, что дело нечисто. За несколько недель до смерти он сказал Констанце, что его травят ядом: «Мне дали «аква-тофану» и рассчитали точное время моей смерти». «Аква-тофана», медленно действующий яд без запаха на основе мышьяка, назван по имени Джулии Тофины, итальянской колдуньи XVII века, которая изобрела этот состав. Моцарт решил, что «Реквием», заказанный ему таинственным незнакомцем, предназначен для его собственных похорон. 31 декабря 1791 года берлинская газета сообщила о смерти композитора, выдвинув предположения относительно ее причины: «Поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили». В записке без даты старший сын Моцарта Карл-Томас вспоминает, что тело его отца так вздулось и запах разложения был так силен, что вскрытие не производилось. В отличие от большинства трупов, которые холодеют и теряют гибкость, тело Моцарта оставалось мягким и эластичным, как у всех отравленных.

Но кому понадобилась смерть Моцарта? Вдова не придавала особого значения слухам об отравлении и никого не подозревала. Антонио Сальери, который был старше Моцарта всего на пять лет, был назначен придворным композитором императора Иосифа II в 1774 году. Ему было 24 года. Когда через семь лет в Вену приехал Моцарт, итальянец был ведущим музыкантом австрийской столицы, высоко ценившимся аристократами, и фаворитом требовательных венских поклонников музыки. Сальери писал много и легко. Позднее среди его учеников были Бетховен, Шуберт и Ференц Лист. Но в Моцарте он быстро разглядел соперника - гения, с талантом которого ему никогда не удастся сравниться. В музыкальных кругах Вены мало кто сомневался, что Сальери завидовал Моцарту, а Моцарт не делал секрета из своего презрения к придворному композитору. Сальери дожил до того дня, когда в 1824 году вся Вена праздновала пятидесятую годовщину его назначения придворным композитором.

Однако за год до этого он сделал поразительное заявление. В октябре 1823 года один из учеников Бетховена по имени Игнац Москелес навестил престарелого Сальери в одной из пригородных клиник. Сальери, который мог говорить только отрывочными предложениями и был занят мыслью о грядущей смерти, поклялся честью в том, что «в этом абсурдном слухе нет ни слова правды; вам известно, что меня обвиняют в отравлении Моцарта». Это гнусная клевета, заявил он потрясенному Москелесу, «передайте миру... старый Сальери, который скоро умрет, сказал вам это». Через месяц Сальери попытался покончить жизнь самоубийством. Посещавшие его люди сообщали, что у него галлюцинации, связанные с виной в смерти Моцарта, и он хочет признаться в своем грехе. Год спустя весьма почитаемый придворный композитор скончался. Итальянский биограф Гайдна Джузеппе Карпани постарался спасти честь своего соотечественника. Он нашел врача, к которому обращались во время последней болезни Моцарта, и узнал от него диагноз: суставный ревматизм. Если Моцарт был отравлен, где доказательство? - задавал вопрос Карпани. «Бесполезно спрашивать. Доказательств не было, и найти их невозможно». После смерти мужа Констанца послала младшего сына брать уроки у Сальери. Когда его спросили о слухах относительно того, что придворный композитор отравил его отца, мальчик сказал, что Сальери не убивал Моцарта, «но поистине отравил ему жизнь интригами». Сам Сальери якобы сказал: жаль, что Моцарт умер таким молодым, хотя для других композиторов это к лучшему: проживи он подольше, «ни одна живая душа не дала бы и корки хлеба за нашу работу». Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофдемель, брат масонской ложи, в которой состоял композитор.

Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних учениц, бравших у Моцарта фортепьянные уроки. Через несколько дней после смерти Моцарта Хофдемель яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, искалечив и изуродовав ее лицо, горло и руки, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт. Старшая сестра Моцарта Мария Анна однажды заметила, что ее брат давал уроки молодым женщинам только тогда, когда был в них влюблен. А щепетильный Людвиг ван Бетховен через много лет после смерти Моцарта отказался играть в присутствии Магдалены, потому что «между нею и Моцартом существовала слишком тесная близость». Однако наблюдения современников и сохранившиеся письма Моцарта указывают на то, что он был глубоко предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных связей. Наконец, императрица Мария-Луиза проявила участие к трагедии Магдалены, что она вряд ли сделала бы, если бы в историях об отцовстве младенца содержалась хоть капля правды. Вскоре после смерти Моцарта появился и еще один слух: композитор заслужил кару за то, что раскрыл секреты франкмасонов в опере «Волшебная флейта». Премьера аллегорической оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 года. Дирижировал сам Моцарт, и опера имела огромный успех у критиков и публики. В числе восхищенных поклонников был Антонио Сальери, который сопровождал Моцарта на следующий спектакль и заявил - о чем Моцарт с гордостью писал Констанце, - что он никогда не видел «более прекрасной постановки».

Несмотря на то что «Волшебная флейта» могла поразить некоторых членов масонской ложи, композитор и его либреттист Иоганн-Эмануэль Шиканедер использовали оперу для распространения идей тайного общества о мужестве, любви и братстве среди широкой публики. Эта тема трактовалась с симпатией, уважением и толикой доброго юмора. Венские франкмасоны не только не обиделись на оперу, но и заказали Моцарту кантату, которую он набросал за несколько дней между премьерой «Волшебной флейты» и своей смертельной болезнью. Через несколько дней после смерти Моцарта великий магистр его ложи воздал ему должное как «наиболее любимому и достойному» из ее членов и назвал кончину композитора «невосполнимой потерей». В 1792 году венские франкмасоны организовали постановку кантаты в пользу вдовы Моцарта и его сыновей. Поскольку Констанца в момент смерти мужа испытывала денежные затруднения, она выбрала наиболее дешевые похороны, стоимость которых можно оценить в 30 долларов. 7 декабря 1791 года в 14.30 тело перевезли в собор Святого Стефана, где несколько провожавших - включая, как полагают, Сальери - выслушали в боковом приделе благословение священника.

Считается, что дождь со снегом помешал присутствующим проводить катафалк на кладбище Святого Марка, находившееся примерно в часе ходьбы от собора. Вот почему никто не отметил места, где тело было захоронено в общей могиле. В действительности один из современников записал в дневнике, что 7 декабря было теплым, хотя и туманным днем. Позднее, ссылаясь на то, что церковь должна была поставить на могиле ее мужа крест или плиту, Констанца не стала ставить памятник Моцарту. Только в 1859 году на кладбище Святого Марка был воздвигнут мраморный монумент, о точности местоположения которого можно было только догадываться. Медицинское расследование, таинственная смерть и поспешные похороны Моцарта служили объектом острых споров и спекуляций в течеТАЙНЫ ИСТОРИИ 407 ние двух веков. В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр назвал поставленный современниками Моцарта диагноз «острой сыпной лихорадки» любительским и непрофессиональным. На основании фактов, собранных врачом Моцарта Томасом Францем Клоссе, Бэр предположил, что у него был суставный ревматизм, острое неинфекционное заболевание, сопровождающееся болезненным воспалением суставов.

В 1984 году другой врач, Питер Дж. Девис, опубликовал еще более тщательный анализ истории болезни Моцарта и его последнего недуга. В 1762 году, когда шестилетний музыкант-вундеркинд начал давать концерты и сочинять музыку, он заразился стрептококковой инфекцией верхних дыхательных путей. Последствия такой инфекции могут проявиться через месяцы и даже годы. В дальнейшем мальчик страдал приступами тонзиллита, болел тифом, ветрянкой, бронхитом и желтухой, или гепатитом А. В 1784 году, через три года после приезда в Вену, композитор тяжело заболел. Симптомы болезни включали в себя тяжелую рвоту и острый суставный ревматизм. Доктор Девис закончил анализ болезней Моцарта выводом о том, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции, подхваченной в период эпидемии, почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью, известной как синдром Шенлейна-Геноха, а также кровоизлияния в мозг и смертельной бронхопневмонии.

Доктор Девис отметил, что признаки почечной недостаточности включают в себя депрессию, изменение личности и бредовые состояния. Этим может объясняться убеждение Моцарта в том, что его отравили и что незаконченный «Реквием» предназначен для его похорон.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...