Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

В каком городе делают балалайки. Большая балалайка-конрабас - русский народный музыкальный инструмент. Принципы игры на этом музыкальном инструменте

Пожалуй, самый известный инструмент во всем мире. Это также один из самых удивительных инструментов. Ансамбли балалаечников неизменно пользуются большим успехом в Европе и Америке. Иностранцы удивленно разглядывают, казалось бы, простейший инструмент и никак не могут взять в толк, как можно исполнить сложную мелодию на трех струнах. Это еще один повод отметить талант русского человека и его изобретательность.

Балалайка относится к семейству лютни. Это старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Лютни объединены в довольно многочисленное семейство, в которое входят не только известные инструменты, такие как мандалина или балалайка, но и довольно необычные и малоизвестные, как, например, чаранг, укулель или сямисен. Все эти инструменты отличаются друг от друга по размеру и характеру звучания. Из всего множества инструментов выделяется балалайка, которую мы и рассмотрим подробнее.

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Это один из инструментов, ставших, наряду с гармонью и жалейкой, музыкальным символом русского народа.

Каково же строение балалайки? Основной ее составляющей является корпус треугольной формы. На корпусе располагаются подставка и розетка. От корпуса отходит гриф, то есть ручка, за которую держится музыкант. На грифе находятся струны и лады. Оканчивается гриф головкой, на которой располагается настроечная шпилька.

Струны имеют особое значение для балалайки. Их всего три, из которых первая называется мелодичной, а две другие – гудящими. Головка грифа несет не только важной значение для игры, но и является эстетическим украшением. Она вырезана в форме лошадиных голов, повернутых друг к другу. Корпус склеен из отдельных сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. На грифе современной балалайки от шестнадцати до тридцати металлических ладов, в тот время как вплоть до конца девятнадцатого века их было не больше семи.

Звучание балалайки отличается тонкостью и сразу же заряжает своим оптимизмом. Благодаря этому звучание балалайки легко узнаваемо из тысячи других инструментов. А также выделяется своей узнаваемостью во всех фильмах, которые можно посмотреть вот ТУТ.

Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до полутора октав. Это позволяет исполнять не только программные произведения, но и импровизации различной степени сложности.

Материал, из которого изготавливается балалайка, прост и легко находим. Так, корпус делается из дерева, а струны – из стали, лесы или нейлона. Как видно, инструмент не только прост в использовании, но и не представляет проблемы в плане изготовления. Это лишний раз доказывает уникальность балалайки.

Балалайка отличается компактными размерами, что значительно облегчает ее транспортировку. Общая длина инструмента не превышает семидесяти сантиметров. Это позволяет без особых трудностей переносить инструмент на любые дальние расстояния, не заботясь о специальной багажной установке. Конечно, балалайку следует переносить в специальном чехле, но поскольку инструмент легкий, делать это можно без особых затруднений.

Балалайка относится к разряду аккомпанирующих инструментов. Издавна она являлась неизменным спутником различных народных гуляний. Инструмент всегда «шел в ногу» с настроением людей. Всего лишь на трех струнах можно не только порадоваться счастью, но и сопереживать трудностям.
Балалайка появилась в результате развития домры, более раннего русского народного инструмента. Она была усовершенствована в конце девятнадцатого века. Сейчас она продолжает радовать любителей народной музыки и неизменно завоевывает все новых и новых поклонников.

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».


Следующее упоминание названия «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.

Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Корпус инструмента был более узким.
Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами. Третья струна была редким исключением. Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок - звонкость тембра.
В середине XX в. была выдвинута новая гипотеза о том, что балалайка бытовала задолго до её упоминании в письменных источниках, т.е. существовала рядом с домрой. Некоторые исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и с их исчезновением потеряла широкую музыкальную практику. Балалайка же инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.
Cначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.
Второе рождение балалайка получила в конце XIX веке благодаря стараниям Василия Андреева, которого называли «молодым отцом балалайки». В. В. Андреев совместно с инструментальными мастерами В. В. Ивановым, а затем Ф. С. Пасербским и С. И. Налимовым, усовершенствовал народный инструмент и сконструировал семейство балалаек разных размеров по образцу смычкового квартета. Первое выступление ансамбля, который назывался «Кружок любителей совместной игры на балалайках» состоялось в Петербурге в 1888 году.
Андреев и его сподвижники - Н. Привалов, Ф. Ниман, В. Насонов, Н.П. Фомин не ограничились возрождением лишь одной балалайки. Они вели работу и по усовершенствованию и других инструментов русского народа, таких как домра, гусли, жалейка, владимирские рожки и др. Итогом этой работы стало формирование Великорусского оркестра, первое выступление которого состоялось под руководством Андреева 11 января 1897 года в зале Дворянского Собрания. С этих пор оркестры народных инструментов стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.
Благодаря исполнительскому искусству Василия Андреева и его талантливым последователям таким мастерам, как Борис Трояновский, Александр Доброхотов и немногим позднее - Николай Осипов, на балалайку обратили внимание маститые композиторы. Теперь на балалайке замечательно звучат не только русские народные песни, но и переложения произведений русской и западной классики, кроме того, композиторы создали для балалайки оригинальный репертуар, в том числе более 100 сюит, сонат, концертов и других произведений крупной формы.

Существует несколько версий происхождения . Многие полагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим сведениям, балалайка произошла от . Некоторые исследователи предполагают, что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена татаро-монгольского владычества.


Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.


Первое упоминание о балалайке в письменных источниках относится к 1688 году. В 17 веке балалайка была инструментом . Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь , балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде.


В середине 19 века музыкант и просветитель Василий Андреев усовершенствовал балалайку. На основе простого народного инструмента были разработаны модели балалаек разного размера. Василий Андреев был не только виртуозным музыкантом, но и популяризатором народной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, который успешно гастролировал по России и Европе.


До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность.

Балалайка сегодня

К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.


Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя.


Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки?


Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.

П риветствую Вас, мои дорогие читатели! Если заглянули на эту страничку, значит Вы – люди любознательные, а я очень уважаю любознательных. Кто я? Я – Старик Граммофон. Я знаю много интересных историй. Мы, старики, любим поболтать! Вот и я хочу рассказать Вам одну историю…

О балалайке! Что это Вы нахмурились? Скучно, говорите… Ну тогда скажите-ка мне, почему вот уже почти 70 лет в США действует запрет на продажу русской балалайки? Почему, когда заморские туристы представляют себе Россию, в их воображении рисуется этакий бурый медведь с балалайкой? Почему непременно с балалайкой?! Скажете, это вроде национального колорита. Колорит-то он, конечно, колорит. Да только не все так просто, как кажется на первый взгляд. Что, мои друзья, уже интересно стало? Ну, тогда читайте и слушайте.

История балалайки насчитывает почти три столетия. Известно, что к концу XVIII века она была одним из самых любимых инструментов русского народа. Но существовала ли балалайка в России до XVIII века? Как, когда и откуда она появилась? Неизвестно. Многие ученые мужи сходятся на том, что балалайка произошла от домры, которую русские переняли от восточных племен, выходцев из Азии. На какое-то время домра сделалась любимым инструментом бродячих музыкантов-затейников скоморохов с их бытовым, народно-сатирическим репертуаром. Церковь очень враждебно относилась к домре, рассматривая все народные инструменты, а в особенности инструменты струнные, как "сосуд Диавола" и "бесовские игры" . Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине XVII века приняло характер их массового уничтожения. Эта многовековая борьба привела к тому, что к началу XVIII века домра была совершенно забыта. Но, в то же самое время, появилась балалайка и заняла прочное место в народном творчестве. Как же так? Откуда вдруг? На самом деле, домра народом не была брошена, она только замаскировалась под другим названием, несколько видоизменилась и упростилась. Инструменту, который был предан гонению церковью и властями, хитрюга-народ сначала переменил название, дав новое, обозначающее предмет для забавы и развлечения. Затем, так как приходилось это музыкальное орудие изготовлять домашними средствами и наскоро, то для упрощения работы корпус начали сколачивать не полукруглым как у домры, а обрезанным снизу, а потом и вовсе треугольным из простых дощечек. Кроме того, на балалайку перенесен был и старинный русский прием игры – бряцание по струнам кистью руки. Поэтому инструмент и стал называться "брунькой" , "балабайкой" , "балалайкой" . Так из азиатской домры получилась русская балалайка . Но некоторые ученые приписывают балалайке другое – татарское происхождение. Они считают, что балалайка была изобретена самими русскими во время татарского владычества или была заимствована от татар. Татарское слово "балалар" в переводе на русский язык означает "дети" . Если к нему приставить типично русское окончание "-ка" , то полученное слово "балаларка" уж очень становится похоже на "балалайку" . Однако если согласиться с этой версией о татарском происхождении инструмента, то получается, что балалайка появилась в России не в XVIII веке, а, по крайней мере, лет на 400 раньше!

В общем, вопрос о происхождении балалайки оказался сложным и запутанным. В начале XIX века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары. Начался процесс постепенного исчезновения балалайки из народного музыкального быта. Затем серьёзный ущерб популярности балалайки был нанесен "голосистой тальянкой" (разновидность гармони), тоже широко распространившейся в России в середине XIX века. Конечно, балалайка не исчезла совсем из музыкального обихода народа, но ее популярность продолжала падать.

Неизвестно, как бы сложилась судьба балалайки, не окажись на ее пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. Именно с него начинается второе рождение балалайки и начало расцвета национальной инструментальной музыки.

Василий Васильевич Андреев (1861–1918) – выдающийся патриот России, реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике. Происходил из старинного дворянского рода. С ранних лет был увлечен фольклорной музыкой и самоучкой играл на многих инструментах. Услышав летом 1883 г. в своем имении Марьино в Тверской губернии игру балалечника-самородка Антипа, В.В. Андреев был поражен богатыми возможностями примитивного инструмента и загорелся идеей его усовершенствования. Уже в следующем году он отважился выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре, а в 1886 г. с новой, улучшенной им балалайкой дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания. Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском быстро превратили В.В. Андреева в кумира великосветских салонов и законодателя мод. В 1887 г. им был организован «Кружок любителей игры на балалайках» . Выступление этого Кружка в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 г. стало первым в истории Андреевского оркестра. В результате его неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских учителей - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с инструментами возвращались и народные песни.

Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России. В 1892 г. во Франции В.В. Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки. В 1913 г. ему пожалован титул надворного советника, а в 1914 г. – звание . Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь. Умер В.В. Андреев в ночь на 26 декабря 1918 г. Последними его слушателями были бойцы Уральского фронта.

Одним из самых знаменитых исполнителей-балалаечников, слава о котором гремела по всему миру был Борис Сергеевич Трояновский (1883–1951) . Его называли "русским Паганини" , "королем балалайки" , "балалаечником Кубеликом" (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Он был основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке. С 1904 по 1911 гг. являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 г. Б.С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского, и произвел настоящий фурор. В 1910 г. Б.С. Трояновский снова посетил Англию, где познакомился с выдающейся французской актрисой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре. С 4 по 6 июня 1909 г. музыкант общался с великим писателем Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне, играл для него на балалайке. Лев Николаевич очень тепло отозвался об игре Б.С. Трояновского. В Петербурге в зале городской Думы 17 апреля 1913 г. состоялся концерт, в котором принял участие и Б.С. Трояновский. Сборы от концерта пошли на поддержку экспедиции русского полярного исследователя лейтенанта Г.Я. Седова на Северный полюс. В 1914–1915 гг. за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Б.С. Трояновскому было присвоено звание «Солиста Его Императорского Величества» . В годы Первой мировой войны он много выступал на фронте перед русскими солдатами.

Но Б.С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки не только народных песен, но и классических произведений, которые входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг публики. С огромным мастерством он сделал переложения «Пляски смерти» К. Сен-Санса, «Испанское каприччио» Н.А. Римского-Корсакова и др. После Октябрьской революции 1917 г. Б.С. Трояновский выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П.И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр им. Н.П. Осипова. В годы Великой Отечественной войны Б.С. Трояновский жил в Ленинграде. В тяжелейших условиях блокады он не прерывал концертной деятельности, выступая на заводах, фабриках, в воинских частях. Концертная работа виртуоза-балалаечника продолжалась почти до самой его смерти в 1951 г.

Если Б.С. Трояновский вошёл в историю как мастер игры популярного народного репертуара, то Николай Петрович Осипов (1901 – 1945) с самого начала избрал другой путь – исполнение классического репертуара. Он был великолепным балалаечником. Полученное консерваторское образование по классу скрипки в Петербургской консерватории помогло ему, когда он окончательно оставил скрипку, найти свой особый почерк музыканта и внести в искусство игры на балалайке совершенно новое качество. Композитор М.М. Ипполитов-Иванов говорил, что «Осипов сделал в своих руках балалайку таким же совершенным инструментом, как скрипка» .

Возглавив оркестр русских народных инструментов в 1940 г., Н.П. Осипов стал руководителем – реформатором, смело выдвигал солирующие инструменты и активно вводил в состав оркестра совершенно новые инструменты, расширяя исполнительские возможности коллектива. Оркестр обрёл новое неповторимое лицо, засверкал новыми красками. Балалайка зазвучала не только в сопровождении русского народного, но и симфонического оркестра. Н.П. Осипов уделял особое внимание созданию для оркестра нового оригинального репертуара. В этот период появились композиторы, которые создали много интересных произведений "русского народного репертуара" . Среди них – Николай Павлович Будашкин (1910 – 1988) , который стал первым композитором, пишущим для народного оркестра. В 1945 г. Николая Петровича Осипова не стало. В 1946 г. оркестру было присвоено его имя.

Все эти замечательные люди не только возродили интерес к простому народному инструменту, – балалайке, – в России, но и прославили ее на весь мир, завоевав к ней любовь и уважение всего человечества! Поэтому удивителен тот факт, что уже почти 70 лет в США действует запрет на продажу балалаек.

История эта началась еще в 1940 г., когда тогдашний глава вашингтонской администрации Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на 10 лет. С тех пор декрет регулярно продлевается. В 2000 г. указом Президента Билла Клинтона запрет был распространен и на Аляску, которая являлась единственным штатом, где продажа была разрешена, т.к. балалайка на Аляске считается народным музыкальным инструментом. Во времена Ф. Рузвельта эти земли еще не имели статуса штата, поэтому запрет удалось обойти, благодаря лазейкам в законодательстве. Так что в США этот "экстремистский" инструмент до сих пор остается под запретом. Нынешний американский Президент Барак Обама 2 октября 2010 г. продлил табу до 2020 г. Правда, в наши дни запрет сохраняется в неполной форме. Играть на балалайке не запрещено, хотя для этого нужно иметь специальную лицензию. Не допускается массовая продажа этого инструмента и его промышленное изготовление. Поэтому книга Дж. Флинна «Как изготовить балалайку» , изданная в 1984 г. пользуется фантастической популярностью до сих пор и выдержала уже 9 переизданий! Простой американец, желающий насладиться звуками балалайки, может самостоятельно изготовить ее – купить балалайку в магазине будет невозможно, по крайней мере, еще десять лет.

Ох уж эти американские правители! Им бы еще запретить изготовление гитары, она ведь и размерами больше чем балалайка, и струн у нее целых шесть против трех… Смешно, право слово! Только ведь людей не обманешь. Хотят простые американцы слушать "русское банджо" – балалайку. И все тут! И ничего с этим не поделаешь, а запреты – они на то и запреты, чтобы их обойти. Вот и везут американцы из матушки-России под видом сувениров нашу балалайку! Ну и молодцы!

А балалайка, с ее древней историей, продолжает жить, всегда будет молодой и задорной, потому что она воплощает несгибаемый характер русского народа, ее хрустальный перезвон будит русские души от крепкого сна и забвения! Теперь, мои дорогие читатели, Вы поняли, почему именно балалайка у всех иностранцев является олицетворением русской культуры? А Вы говорите: «Медведи, балалайки…» . То-то же!

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД

Балалайка – самый известный и распространенный русский народный инструмент, который относят к щипковым; имеет 3 струны (в редких случаях 4, для басовых вариаций), при этом используются различные способы настройки. Корпус треугольный или округлый, реже другой формы. Изготавливается из деревянных массивов или из отдельных фрагментов.
Балалайка считается символом русского народного творчества, сейчас присутствует даже в иностранных музыкальных магазинах. В музыкальных школах, училищах, консерваториях есть класс балалайки, инструмент применяется в народных ансамблях. Есть возможность установки звукоснимателей, так можно превратить инструмент в электронный, что весьма востребовано.

История происхождения

Существует несколько версий возникновения балалайки. Однозначно можно сказать, что впервые инструмент стал упоминаться с конца XVII века. Наиболее популярной гипотезой является происхождение от домбры, которая пришла в европейские страны из Азии; имела всего лишь две струны и до сих пор используется в небольших восточных ансамблях национальной музыки. В конце XIX века ряд известных музыкантов и конструкторов решили переработать балалайку и усовершенствовать её. Первым предложением (его сделал В. Андреев ) было применить в изготовлении композитные древесные породы, то есть сделать переднюю деку из ели, а заднюю часть корпуса из бука, он же предложил изготовить укороченный вариант, который должен был выглядеть более компактно и практично.

Позже Ф. Пасербский занялся конструированием целого семейства балалаек с разными диапазонами и спецификой звучания, в итоге все эти модели вошли в русский оркестр и стали его основой. Конструктор получил патент на изобретение в Германии и занялся производством балалаек, которые стали называть народными или андреевскими. По другим сведениями балалайка в различных видах и модификациях встречалась ещё со времен «шутовства», когда ряженые заходили в избы и устраивали небольшие представление на потеху зрителям. Интересно, что в Украине и Белоруссии балалайка также считается народным инструментом и в разной степени распространена.

Виды балалаек

Семейство балалаек в полном составе входит в оркестр русских народных инструментов , при этом прима выполняет солирующую функцию, а остальные разновидности – аккомпанирующую, секунда и альт играют созвучиями, а бас и «отрабатывают» басы. Балалайки бас и контрабас звучат ниже на октаву, чем записано в нотах. Можно увидеть эти балалайки в различном сочетании – друг с другом, а также с другими инструментами, например популярны такие дуэты, как баян-балалайка, фортепиано-балалайка и др.

Перечислим все разновидности балалаек:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Контрабас

Конструкция

Длина современной балалайки (примы) колеблется в пределах 55-75 см, но существуют и модели с пониженным строем, которые могут иметь размер до 2 метров. При этом конструкция их схожа: корпус с закрепленным на нём грифом. Задняя часть корпуса составная, состоит из сегментов, а передняя, дека, плоская, делается из хвойных сортов дерева и служит в качестве резонатора, в ней проделано отверстие, куда попадает звук. К корпусу крепится гриф, который имеет 16 и более ладов – это набитые полоски из стали или другого крепкого материала (например из кости), в верхней части грифа размещаются колки для натяжения струн, применяется червячная передача – как и для многих струнных инструментов.

Головка грифа отогнута назад, эта специфика пришла к нам из древних времен. Струны бывают металлические, а могут быть из пластика, нейлона, жильные и др. В каждом случае существенно меняется звучание инструмента. Некоторые исследователи сообщают, что форма балалайки раньше была округлой, то есть в целом инструмент напоминал домру, но сейчас такие разновидности встречаются крайне редко. Высота струн регулируется специальной подставкой, которая может быть передвинута при надобности.

Звучание

Балалайки обладают превосходным и неповторимым звучанием : звонким, но в то же время мягким (если говорить о приме). На басовых балалайках применяются приемы, схожие с контрабасом, бас-гитарой и прочими низкими инструментами (щипки, «слэп» и др.), а на «высоких» балалайках следующие:

  • бряцание;
  • тремоло;
  • пиццикато;
  • двойное пиццикато;
  • вибрато;
  • дроби и др.

Уникальность балалайки заключается в том, что она – идеальный аккомпанирующий инструмент, но при этом на ней удобно солировать : верхние струны зажимаются большим пальцем левой руки, а остальные пальца левой руки играют мелодию, соло. Вот почему ансамбли балалаек так востребованы и популярны.

Возможны следующие варианты строя:

  • академический (ля-ми-ми);
  • народный (соль-ми-до);
  • квартовый (ре-ля-ми).
  • Вы можете

    Видео

    Слушать балалайку : Михаил Рожков : Евгений Блинов : Алексей Архиповский : Балалайка Контрабас : Осетинская балалайка : Чеченская балалайка : Балалайка Лезгинка :

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...