Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость. Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость

Многие верующие люди, сталкивающиеся с серьезными жизненными испытаниями, чувствуют зов чудотворной иконы Божией Матери, называющейся «Всех скорбящих Радость». Богатая история подтверждает, что именно эта икона способствует улучшению жизненных ситуаций, ведь помощь, оказанная с небес, способствует преодолению любых препятствий. Даже наименование свидетельствует о том, что Богородица желает оказать стоящую помощь и предоставить основу для прохождения испытаний.


Помощь Божьей Матери

Богоматерь часто изображают рядом со словами молитв, способствующих улучшению ситуации в жизни людей. Образ сразу свидетельствует о помощи всем нуждающимся, вне зависимости от серьезности сложившихся обстоятельств:

  • открытие светлой радости и настоящей надежды;
  • защита от печалей;
  • преподнесение одеяния, трапезы;
  • чудесное и необъяснимое выздоровление больных;
  • исправление людей, которые оступились.

Неудивительно, что Божия Матерь находится рядом со многими людьми, нуждающимися в помощи и озарении судьбоносного пути настоящей радостью. Также ее окружают ангелы, являющиеся участниками-проводниками загадочных событий, способствующих преображению жизни многих людей. Заступница представлена на иконе по-особенному, что свидетельствует о ее значимом положении: полный рост, праздничная одежда, венец. На иконе также изображается Спаситель, благословляющий благие действия.

Интересуясь, как выглядит икона всех скорбящих радость, можно отметить разные вариации ее исполнения.


Интересные сведения об иконе Всех Скорбящий Радость

Московская версия, являющаяся одной из почитаемых, изображает не только Богоматерь. Образ также воплощает маленького Иисуса. Их охраняют ангелы.

Особенности исполнения:

  • наличие нескольких святых, среди которых главное место занимает Сергий Радонежский;
  • на лентах пишут тексты с названиями молитвенных текстов, обращенных к Богоматери, для защиты.

При этом существуют многие другие копии иконы, где Заступница изображается одна. Каждая версия обладает чудотворной силой.


Исторические сведения и предания

Исторические сведения отмечают, что икона с Божией Матерью на самом деле способна положительно менять жизнь многих людей.

Предание гласит, что многочисленные чудеса начали происходить с далекого 1688 года. Именно тогда здоровье было возвращено после усердных молитв женщине Евфимии. Это событие произошло 6-ого ноября. В честь удивительного религиозного события люди решили поступить следующим образом:

  • на 6-ое ноября был назначен ежегодный православный праздник;
  • собор переименовали в честь иконы (Скоробященский).

С того времени многие люди, страдающие от физических и психических недугов, скорби, бедности, искали помощь и поддержку у Богородицы, надеясь на улучшение жизненных ситуаций. История – яркий пример того, как любые заболевания, приговоры, страдания могут уходить в прошлое.

Икона завоевала доверие и любовь не только у простых людей, но и у уважаемых людей из России. В далеком 1711 году Наталия Алексеевна, происходившая из императорской семьи, активно использовала чудотворный образ и привезла свою любимую икону в Санкт-Петербург. Жители Питера оценили силу прибывшего образа, ведь Богородица готова помогать всем нуждающимся.

Позже императрица Елизавета Петровна, разделявшая почтение к чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость», указала построить храмовый комплекс в честь образа.

Многие знатные люди украшали Скорбященскую икону:

  • графиня Головкина;
  • граф Шереметьев;
  • Екатерина II.

Теперь образ хранится в Питере, а точнее – в Троицком храме. Люди называют храмовый комплекс «Кулич и Пасха», причем это наименование стало распространенным.

История иконы

Особенное событие произошло летом 1888 года, когда чудотворный список иконы начал приобретать особенную славу. Икона с грошиками, пребывавшая в Питере, нашла почитателей во многих российских городах. Тогда в городе на Неве произошел серьезный пожар, причиненной ударом молнии. Деревенская часовня Клочки, находившаяся на городской окраине, возгорелась. Люди потушили религиозный объект, отметив, к своему удивлению, что лик Божьей Матери просветлел после события, вновь стал новым. На иконе не удалось обнаружить даже малейшего следа копоти.

Перед пожаром находилась кружка, используемая для пожертвований. Однако кружка разбилась. Деньги рассыпались. Только к чудотворному образу каким-то чудесным способом присоединились 12 медных монеток.

Люди с многих уголков России узнали о чуде, после чего устремились в далекий Петербург к образу с грошиками. Как оказалось, образ на самом деле оказался чудесным.

Вскоре иконописцы начали создавать икону, на которой виднелись нарисованные грошики.

Событие привело к появлению важного религиозного праздника, посвященного образу. Праздничная дата приходится на 5-ое августа.

Икона с грошиками – это ценный источник чудес, когда люди все-таки получали чудотворные исцеления. Например, в 1890 году верующие отметили, как прихожанин Николай, страдающий эпилепсией, чудесным образом выздоровел. Как-то ночью больному приснились Богородица, Николая Чудотворца и услышал совет о том, что должна состояться поездка в старинную часовню, где произошел пожар. Высшие силы показали, что должно состояться исцеление. Николай поехал в часовню, не сообщая о своих планах близким людям. После этого больной приложился к таинственному образу, получив чудесное выздоровление.

Удивительное выздоровление было отмечено и у Веры, которой было 26 лет. Горловая чахотка привела к полной потери голоса. Врачи признали свое бессилие, отметив, что голос уже не сможет вернуться. Вера не смогла оставить все так, как было, поэтому она решилась на усердные молитвы и получение Божией помощи. Однажды девушке приснилось, что она должна пойти в известную часовню. Верующая отправилась в небольшую часовню и отслужила молебен. После возвращения домой девушка отметила чудесное восстановление голоса. Это также поспособствовало появлению особенного статуса иконы.

Исторические сведения гласят о дальнейшем развитии храма в Питере:

  • на месте сгоревшей небольшой часовни построили большой храм;
  • после революционных событий храм взорвали, но прихожане сумели сохранить икону;
  • в Великую Отечественную Войну икону хранили в Свято-Троицком храме, благодаря чему многие люди сумели найти утешение и воодушевление после пережитых трагических обстоятельств;
  • в Питере после военных событий удалось возродить Скорбященскую часовню, которая теперь относится к Свято-Троицкому Зеленецкому монастырю;
  • икона с грошиками хранится в своей часовне.

Такие испытания и важные исторические события поспособствовали тому, чтобы русский народ сроднился с чудотворным образом.

Особенности иконографии

Какие иконы божией матери Всех Скорбящих Радость существуют, и какие заслуживают особенного внимания?

Московская икона – это показатель удивительного значения иконографии. Основные особенности:

  • изображение Богородицы и Ее маленького сына Иисуса;
  • вверху парят два ангела, держащих рипиды;
  • другая пара ангелов находится среди обездоленных и опечаленных людей;
  • над обычными людьми можно увидеть святых: Сергий Радонежский, Феодор Сикеот, Григорий Декаполит, Варлаам Хутынский.

Такое чудотворное изображение отмечает, что икона обладает патрональным характером. Предполагается, что икона была предназначена для Спасо-Преображенской церкви, где располагался придел Хутынского. К тому же над Божьей Матерью изображается Отечество, облик которого запрещен на Большом Московском соборе. Под ногами Богородицы находится картуш с текстом кондака.

Какие интересные факты заслуживают особенного внимания?

Шестого ноября все верующие люди отмечают праздник, посвященный иконе. Многие люди успели оценить возможность обратиться к Богородице с гарантированным оказанием помощи. Икона оправдывает свое наименование, ведь она дарит скорбящим людям утешение, радость.

Значение и смысл иконы Всех Скорбящих Радость

Икона рассчитана для всех скорбящих людей, вне зависимости от их места жительства. Значение иконы всем скорбящим радость изначально заключается в наименовании образа. Даже название свидетельствует о том, что в любых жизненных ситуациях люди должны сохранять веру и надежду на лучшее будущее, и преодоление существующих препятствий. Уверенность в том, что скорби удастся преодолеть с обретением радости, способствует обретению понимания того, как нужно жить.

В чем помогает икона всех скорбящих радость?

Удивительную силу образа переоценить невозможно, так как Богородица готова подарить выздоровление и восстановление сил, преодоление душевных терзаний и обретение веры в исправление ситуации. Все люди, вне зависимости от своего возраста и особенностей жизненной ситуации, могут рассчитывать на великую помощь.

Икона позволяет преодолеть обиду, угнетение, страдание, отчаяние, скорбь. Даже неизлечимо больные люди могут найти настоящую поддержку. По данной причине, интересуясь, о чем молятся иконе всех скорбящих радость, можно перечислить многочисленные жизненные проблемы, способные пошатнуть налаженную жизнь людей.

Московская и Петербургская версия иконы

Московская версия является одной из самых почитаемых, ведь именно перед ней произошло первое чудо в далеком 1688 году. Череда исцелений больных людей продолжается и в наше время, что доказывает удивительную силу образа.

Петербургская версия – это явный конкурент Московской иконе. К счастью, обе иконы заслуживают внимания, так как каждое из двух изображений Богородицы дарит веру и надежду нуждающимся. Икона в Питере появилась в 1711 году благодаря царевне Наталии Алексеевне, но после этого знаменательного события образу пришлось пережить нелегкие времена. Однако икона все-таки уцелела.

В настоящее время обе иконы по-прежнему спорят, кто же является самым старшим из них. Многие исследователи отмечают, что первенство одерживает Москва. На самом деле правильный ответ относительно возраста не важен, ведь обе иконы и сделанные списки с них оказываются чудотворными. Самым важным, как и прежде, остается не возрастная категория исцеляющего религиозного предмета, а возможность использовать его силу по прямому назначению.

Интересно отметить, что петербургская икона приобрела название, свидетельствующее о необычном событии с грошиками 1888 года. Именно тогда часовня в Питере возгорелась. Оказалось, что уцелела только икона, причем к ней невидимым образом приклеились 12 медных монет. После этого образ получил название в народе – «Богоматерь с грошиками». Такой удивительной истории у московской версии не удается найти в истории, но череда чудесных исцелений и удивительной помощи продолжается издавна.

Чем же отличаются две религиозных иконы по своему исполнению?

  • петербургская икона выполнена в лаконичном стиле;
  • Богоматерь изображена без царской короны;
  • Божья Матерь нарисована одна, потому на ее руках нет маленького Иисуса;
  • самое явное отличие – это 12 монеток.

Историки отмечают, что оба чудотворных образа помогали России во многих исторических событиях. Одновременно с этим верующие рассказывают интересные истории о том, как они находили душевный покой и обретали радость, здоровье, силу.

Интересуясь, где находится икона всех скорбящих радость, можно назвать два основных города: Москва и Санкт-Петербург. Именно списки, хранящиеся в храмах двух самых привлекательных и значимых городах России, прославились в наибольшей степени.

Икона под названием «Всех скорбящих радость» изображает Божью Матерь, ангелов и святых, нуждающихся людей. Такое исполнение свидетельствует о том, как многие люди нуждаются в помощи, являющейся чудесной и вдохновляющей. Молящиеся люди перед иконой получают возможность напрямую обратиться к Божьей Матери, будучи уверенными в том, что она все-таки сможет оказать стоящую помощь.

Молитва иконе «Всех Скорбящий Радость»

«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Описание и значение иконы Всех Скорбящих Радосте: в чем помогает икона, где находится, история первообраза Всех Скорбящих Радость. Вера и упование на Господа сильнее страха — это доказала икона Всех Скорбящих Радость.

Евфимия, родная сестра патриарха Иакима, уж год как была прикована к больничной койке. Болезнь была настолько тяжелой, что женщина готовилась покинуть этот мир. Незаживающая язва в боку причиняла нестерпимую боль, сквозь нее можно разглядеть внутренние органы.

Ожидая смерти, больная обращалась к Пречистой Деве, прося милости. Она молилась всю ночь, а утром услышала голос, спрашивающий ее: «Евфимия, почему ты страдая, не прибегаешь к помощи Целительницы всех?» И Богородица указала на Свой чудотворный образ, находящийся в Преображенском храме, что на Ордынке.

Назывался он «Всех скорбящих Радость». Женщина попросила родных узнать: так ли это? А когда убедилась, что икона существует, послала за ней и священником, чтобы у ее одра отслужили водосвятный молебен. После этого она полностью поправилась. Так в 1688 году было положено начало прославления святыни, которая, по словам Царицы Небесной, исцеляет всех .

История первообраза Всех скорбящих Радость

Благодаря тому, что брат Евфимии был патриархом, весть о чудотворной святыне облетела все епархии. Со всех уголков России потянулись больные и скорбящие за исцелением. Вскоре списки появились во многих уголках нашей Родины:

  • В Санкт-Петербурге;
  • Нижегородской пустыне;
  • Харькове;
  • Киеве;
  • Воронеже;
  • В монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы, близ Сухуми;
  • Ельце;
  • Казанской губернии;
  • Орле;
  • Перми, Полтаве и во множестве других городов и губерний.

Более 25 образов признаны чудотворными, множество случаев исцеления и помощи зафиксировано от святых икон. Еще больше свидетельств не записано, так как, не везде ведутся дневники о совершенных Богородицей чудесах. Празднование иконы назначено на 24 октября (6 ноября по н. ст.) – день выздоровления сестры патриарха.


Чтили чудотворный образ и многие царские особы. По одной из версий Наталья Алексеевна (сестра Петра I) увезла икону в Петербург. По другой – забрала список (их в храме было три), который поместила в домовой церкви на ул. Шпалерной. Благодаря этому образу удалось остановить распространение эпидемии оспы, свирепствующей во времена Екатерины II.

Храм на Ордынке перестраивался, в 1930 году закрывался, в 1948 был открыт вновь. Святая икона хранилась в музее, передавалась патриархами на сохранение, и окончательно установить какой образ был первоначальным невозможно. Историки до сих пор не могут сказать точно, какую икону считать первообразом: московскую или петербургскую. Известно, что чудотворными почитаются обе святыни. В настоящее время фиксируются:

  • Исцеления от алкоголизма;
  • От наркомании – бич современного времени;
  • Помощь при глазных болезнях;
  • Известны случаи выздоровления смертельно больных и мн. др.

Примечание: Каждую субботу в храме служат молебен Пресвятой Богородице, то есть, Ее образу Всех скорбящих Радость. Люди, потерявшие всякую надежду на выздоровление, прибегающие с верой к помощи Целительницы всех, встречаются с чудом, получая просимое в молитве пред этой святыней .

История образа с «монетками»

Удивительная история произошла с одной из икон Всех скорбящих Радость, которая находилась в Тихвинской часовне деревни Клочки (близ Петербурга). В 1888 году в нее попала молния. Часовня загорелась, все иконы были опалены, кроме образа Богородицы. Кружка с подаянием разбилась вдребезги, а монетки разлетелись во все стороны.

Двенадцать медных грошиков прилипли к образу, краска которого от высокой температуры, видимо нагрелась, но не оплавилась. Наоборот, закопченный лик Богородицы обновился и просветлел. Услышав об этом событии, многие устремились к иконе за исцелением. Чудеса не заставили себя долго ждать. Через год стали появляться сообщения об исцелении больных:

  • с припадками;
  • парализованных;
  • потерявших голос и др.

Примечание: Ныне икона находится недалеко от места пожара, в храме Троицкой церкви «Кулич и Пасха». Стоит отметить, что на многочисленных списках изображают Богородицу по-разному: то в царском облачении, то в простой земной одежде, количество грошиков тоже разнится, но чудеса подаваемые Пречистой Девой не оскудевают, если молящиеся обращаются к Ней с верой .

Вера и упование на Господа сильнее страха

Ноябрь 1768 года. В России свирепствует эпидемия оспы, унося в могилу и молодых, и старых, и дышащих здоровьем, и невинных деток. Способ борьбы известен: необходима прививка. Страх добровольно заразиться неизлечимой болезнью сильнее доводов ученых медиков. Кто знает: может беда минует, а тут привить оспу, и ждать что из этого выйдет. Нет, решиться на это невозможно.

К храму на Шпалерной, к чудотворному образу Всех скорбящих Радость подошла Екатерина II, пав на колени, молилась. До свиты доносились слова: страшно, я еще так молода, страшно. После этого женщина позволила сделать себе прививку оспы. Болезнь побеждена, бояться больше нечего. Ее примеру последовали все остальные. Эпидемия была остановлена. Царица стояла в храме и благодарила Ту, на которую уповала. Поверила Целительнице всех, победив свой страх, чем и спасла народ.

Заключение: Верьте и не бойтесь обращаться к святому образу Матери всех, уповающих на Нее. Богородица спасает от бед самых нуждающихся, безнадежно больных, попавших в трудную ситуацию. Она обязательно поможет, если доверитесь Ей.

Есть ли на свете более высокое служение, чем утешать скорбящих и обращать их печаль в радость? Это особенно очевидно, если учесть, что испокон веков слову «скорбь» придавалось более широкое значение, чем сейчас. В понимании наших предков это понятие включало в себя не только переживания и горести, но и вообще всё, что мы сегодня называем негативом - житейские неудачи, болезни, а также физические и нравственные страдания. Вот в этих-то случаях и подавала людям свою благодатную помощь «Всех скорбящих радость» - икона Божией Матери.

Иконы, несущие благодать

Начиная разговор об одном из самых почитаемых в православном мире образов Пречистой Богородицы, следует остановиться на одном весьма важном обстоятельстве и подчеркнуть, что силой чудотворения обладает не сама икона, а тот, кто на ней изображён. Это может быть Спаситель наш Иисус Христос, Его святые угодники или, как в данном случае, Царица Небесная.

Именно к ним мы обращаем свои молитвы, и от них, по вере нашей, получаем милость. Сама же икона является как бы передаточным звеном, посредством которого ниспосылается людям Божественная благодать. Поэтому важно понять, что свои молитвы мы обращаем не к иконе, не к доске, покрытой живописным слоем, а к тому, чей святой образ на ней запечатлен.

«Всех скорбящих радость» (икона Божией Матери) получила известность благодаря многочисленным чудесам, явленным по молитвам перед нею, из чего можно заключить, что Царице Небесной угодно именно через неё ниспосылать людям Свои милости.

Начало всеобщего почитания образа

Названием этому широко распространённому богородичному образу послужили слова из стихиры «Всех скорбящих радость» - праздничного богослужебного текста, молитвенные слова которого обращены к Божьей Матери. Появление же самой иконы исследователи относят к XVII веку, подчёркивая, что в её художественных особенностях ощутимо влияние западноевропейской школы живописи.

Кроме того, при наличии большого количества изводов (вариантов написания) отмечается отсутствие общей для всех композиционной схемы. По этой причине иконы, носящие это имя, часто существенно отличаются друг от друга. Примером могут служить дополнительные фигуры, отсутствовавшие в ранних изводах и вошедшие в композицию икон, написанных после 1688 года.

Известно, что данные сюжетные изменения были внесены в результате исцеления, полученного в тот год сестрой патриарха Иоакима - Евфимией, вознесший молитвы перед этим образом. Чудо, явленное через иконы, послужило толчком к началу её прославления, и на последующих изводах появились изображения страждущих, что должно было подчеркнуть целительную силу образа.

Общепринятая иконографическая традиция и её особенности

Несмотря на часто встречающиеся сюжетные отличия, «Всех скорбящих радость» - икона Божией Матери, которая, тем не менее, имеет свои характерные черты и особенности. К ним можно отнести установившуюся традицию помещать фигуру изображённой в полный рост Богородицы в вертикальное овальное сияние, называемое мандорлом.

Попутно отметим, что такая форма изображения, часто встречающаяся в христианской живописи, например в иконографических сюжетах «Второе пришествие», «Преображение Господне» и ряде других, используется также и в буддийском искусстве. В таком же овальном сиянии принято изображать фигуру Будды.

Со временем в композицию этой иконы, кроме уже упомянутых страждущих, стали включать изображения ангелов - непосредственных исполнителей актов милосердия, дарованного людям Пречистой Девой. В более поздних её образцах, относящихся к середине XVIII века, можно увидеть также фигуры святых, помещённых по левую и правую сторону Божьей Матери.

Почитание иконы старообрядцами

Вопреки тому, что «Всех скорбящих радость» (икона Божией Матери) появилась после церковного раскола, спровоцированного в середине XVI века никоновской религиозной реформой, у старообрядцев - значительной части верующих, порвавших с официальной церковью - она пользуется всеобщим почитанием. Особенно популярны среди них её изводы, написанные в селе Ветка (Беларусь). Отмечают они и День иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», празднуемый всей православной церковью ежегодно 6 ноября (по новому стилю).

Заповедь Пресвятой Богородицы

Как уже говорилось выше, прославление этого богородичного образа началось с исцеления сестры патриарха - Евфимии, которое ей принесла прочитанная возле образа молитва. «Всех скорбящих радость» (икона Божией Матери), прежде мало кому известная и находившаяся в небольшой московской церкви на Ордынке, стала с тех пор объектом всеобщего почитания.

Усилению религиозного чувства верующих способствовал и её рассказ об услышанном в тонком сне голосе Пресвятой Девы, заповедавшей везде свидетельствовать о свершившемся чуде и прославлять Её имя. В те же дни повелением Святейшего патриарха был составлен акафист иконе Божией Матери «Всех скорбящих радость» и началось её всенародное почитание. Тогда же появилась и молитва, текст которой приводится на одном из помещённых в статье фото.

В 1711 году, в связи с переносом столицы Российской империи в Санкт-Петербург, на берега Невы отправилась и царская семья. Из архивных документов известно, что покидая Москву, родная сестра Петра I, Наталья Алексеевна, заказала копию богородичного образа «Всех скорбящих радость», в чудотворность которого верила всей душой. Но вот что она увезла с собой в новую столицу - подлинник или список с него, неизвестно по сей день.

Оригинал или копия?

Со временем церковь на Ордынке, с которой началось прославление чудотворного образа, стала почитаться как храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в народе получила название Скорбищенской. В годы, последовавшие за октябрьским переворотом, её постигла та же судьба, что и многие другие храмы страны: церковь была закрыта, приход ликвидирован, а само здание использовалось долгие годы в хозяйственных целях.

В последующие годы церковь была возвращена верующим и сегодня вновь является одним из очагов духовной жизни Москвы. Это радует, но вопрос вызывает подлинность её главной иконы. Есть основание полагать, что хранившийся в ней оригинал был похищен в период многолетней антирелигиозной кампании, а на его месте сегодня - хоть и весьма ценная, но всё же копия, изготовленная в XVII веке и находившаяся в собрании Патриарха Алексия I.

Церковь на Шпалерной улице

Существует церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в Санкт-Петербурге. Она находится в центре города, на Шпалерной улице. В давние времена она являлась домовой церковью Натальи Алексеевны Романовой - родной сестры Петра I. Именно в неё она и поместила привезённый из Москвы образ, о подлинности которого не затихают споры и по сей день.

Однако, независимо от того, как в действительности обстоит дело, обе иконы - и петербургская, и её московская сестра - несомненно, являются чудотворными, чему имеется немало свидетельств. В частности, известно, что одна из них как символ небесного покровительства сопровождала русскую армию в Прутском походе 1710-1713 гг. и помогла ей с честью выйти из сложившегося в ходе боёв тяжёлого положения.

Дар купца Матвеева

Среди многочисленных изводов иконы есть один, появление которого связано с Санкт-Петербургом. В народе он именуется иконой Божьей Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками). Предание гласит, что в середине XIX века благочестивый купец Иван Матвеев пожертвовал одной из часовен, находившихся вблизи города, Богородичную икону, прибитую некогда к берегу невскими волнами.

Никто бы об этом и не узнал, не случись в июле 1888 года страшной грозы, во время которой удар молнии разрушил ветхую часовню, уничтожив почти всю находившуюся в ней утварь. Волей Божьей невредима осталась лишь подаренная купцом икона «Всех скорбящих радость», не только не пострадавшая от огня, но и необычайно просветлевшая и преобразившаяся.

Грошики на иконе

Но самое удивительное заключалось в том, что часть монет (грошиков), разлетевшихся из разбитой молнией церковной кружки, необъяснимым образом пристала к поверхности иконы, слившись воедино с живописным слоем. Вскоре эта спасшаяся из огня икона прославилась многими явленными через неё чудесами и стала одной из известнейших петербургских святынь. С неё стали делать копии, изображая на них приставшие когда-то монеты.

Сегодня сия чудотворная икона находится, как и прежде, на берегу Невы, в церкви, получившей за особенности своего архитектурного облика название «Кулич и пасха». Её бытовавшее в народе название стало официальным по личному указу патриарха Алексия II, установившего также особый праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками), отмечаемый ежегодно 5 августа.

Икона Всех Скорбящих Радость – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость - начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл - упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных - «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции исуществует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа — с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода «с грошиками»).

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос:«Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу «Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы - московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась - для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование - 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой – непременно получает помощь и отклик.

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Богоматерь, образ Церкви, изображена здесь, как исцеляющая Странница, не имеющая ни посоха, сумы, ни хлеба, ни серебра, ни двух одежд (Лк. 9:3) – всё, что имела, раздала Она, и стала совершенной (Мф.19:21). Это – странствующая в мире Церковь, нищая, но всех обогащающая (2 Кор.6:10).

Она – в столичном граде, но не вхожа в Летний Сад и на «бульвар» – Невский проспект, где гуляют «благородные кавалеры с дамами». Её не пускают туда – как не пускали и блаженную Ксению… Её место – на рабочей окраине, и всё её имение роздано нагим, больным и нищим, которых нашла она на дорогах и под изгородями (Лк.14:23).

Всех их, забытых и брошенных, нищих и бомжей, не умеющих жить, и прочих лузеров, которых не пускают «на бульвар», призывает, зовет Церковь, убеждает придти и наполнить дом Сына Божия, придти на брак и вечерю великую.

Она зовет всех вкусить хлеба и вина Премудрости (Притч.9:1-6)– и раздает воду жизни даром (Откр. 22:17). Прост наряд её – так же просто одевались царственные и благородные жены и вдовы, когда навещали в приютах и госпиталях больных и раненых.

Церковь – нищая странница в мире –

Как скала, как стрела – от алеф и до тав,

по кирпичным дорогам, по тропам меж трав,

среди странствий своих ткёт червленую нить,

смеет тварей Господних с ладони кормить –

что о крыльях, копытах и многих очах,

что поя, вопиют, и взывают, крича,

бесприютна, бездомна, седа и юна,

неприступная, словно в огне купина….

…Удар молнии в кружку с грошиками, принесенными как пожертвование, вдовицами и бедняками в храм, – как сияющее явление Бога Живого в нищете этого мира с его роскошными садами и бульварами, камением и зданиями (Мк.13:1). Ведь Христос Воскресший, несущий раны от смерти Крестной на теле Своем, тоже сравнивается в византийских гимнографических текстах с молнией.

Древние верили, что от удара молнии в раскрытые створки раковины, лежащей на самой глубине вод морских, вод бездны, таинственно зарождается жемчуг, и этот образ приводил преп. Ефрем Сирин, когда говорил о таинственном Рождестве Сына Божия. Рожденный от Духа Свята и Марии Девы, Он пришел для того, чтобы потом путем крестным сойти во ад и божественной молнией осветить его темные, беспросветные глубины. Он осветил все его углы, ища человека – каждого человека, без сарказма Диогена, но с величайшим состраданием к людям – потерянным неудачникам перед Богом Живым.

Для Бога неважно, что люди стали неудачниками, и, промахнувшись, (а грех – это по-гречески «промах», «амартия») не попали в цель. Он стал совершенным Человеком, Он попал в цель вместо них – чтобы никто более не промахивался. Новое человечество собрано вокруг Него – символом этого были двенадцать Его апостолов, символизировавшие двенадцать колен Израилевых.

…Икона Богоматери, висящая на шнурке, от удара грома опустилась со стены вниз, к людям, и двенадцать монет остались навек запечатленными на ней. На главе Богоматери – белый плат. Церковь Его – та жемчужина, за которую все отдал Сын Божий (Мф.13:45; Филипп. 2:7)

И обрёл Он Церковь Свою, и она возлюбила Его, и странствует, нищая, за Ним, Нищим Странником – куда бы Он ни пошёл (Откр.14:8).

И копейка с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, та самая, которую –единственную! – брала в милостыню блаженная Ксения, бездомная странница Петрова града, есть символ победы Христа и свободы Его Невесты – Церкви.

Здесь нет больше разделения на тех, кого пускают в Летний Сад, и кого гонят прочь – ибо здесь во всём и везде Христос Бог, разрушающий все преграды.

Она, Церковь Его, взирает на барыню и нищенку, на бомжа и менеджера, приходящих к Нему в своей великой беспросветной нищете. И раздает она, Церковь, Христа – ибо ничего у нее нет, лишь только Сам Христос, Сын Божий.

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он собирает хоровод,
Неистовый Хорег!

Но кто за Ним дерзнет пойти,
Сквозь свет и синеву –
Пить от потока на пути
И вознести главу?

Подаст Он ланям водопой,
Замки срывая с рек –
Веселый Странник, Бог Живой,
Убитый Человек.

Но – посмотри! – средь света дня
Зовет Он в хоровод!
Не опалит Его луна,
И солнце не ожжет.

Лишь Серафим со взмахом крыл,
что светел, синь и ал,
в смятенье помнит, как Он жил
и как Он умирал.

Но – не дано теперь прервать
Веселый путь Его!
…Лишь Сам Себя Он может дать,
А больше – ничего.

Его рука раздвинет рожь,
Пронзенная гвоздьми,
И, хоть охватит сердце дрожь,
Но – хлеб из рук возьми!

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он созывает хоровод,
Неистовый Хорег!

Ольга Джарман

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...