Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Мифы древней греции в искусстве. Орфей. Между мифом и реальностью Кто такой орфей краткое содержание

Величайший из когда-либо живших поэтов и музыкантов, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы.

Юноша не мог похвастаться знатностью своего рода. Отцом Орфея был затерявшийся во фракийских дебрях горный поток, а матерью - муза Каллиопа (Прекрасноголосая). Не совершал он
подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава. Мать одарила Орфея даром песнопения и поэзии. Аполлон подарил Орфею лиру, а музы научили его играть на ней, да так, что под звуки его лиры двигались даже деревья и скалы.

Орфей и Эвридика

Орфей полюбил юную дриаду Эвридику , и сила этой любви не имела себе равных. Они поженились и поселились среди диких киконов во Фракии. Однажды Эвридика, гуляя в лугах, повстречала Аристея , который вознамерился овладеть ею силой. Убегая, она наступила на змею и умерла от ее укуса.

Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Он побывал в Египте и увидел его чудеса, присоединился к аргонавтам и добрался с ними до Колхиды, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. Звуки его лиры усмиряли волны на пути "Арго" и облегчали работу гребцам; они не раз предотвращали ссоры между путешественниками на протяжении долгого пути. Когда аргонавты проплывали мимо острова сирен, Орфей не позволил одурманивающему пению этих смертельно опасных женщин-птиц пленить его спутников, заглушив его еще более прекрасной игрой на лире. Но образ Эвридики всюду неотступно следовал за ним, исторгая слезы.

Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Ничего он не взял с собой кроме кифары и нераспустив-
шейся веточки вербы. Чтобы проникнуть в аид он использовал бездонную расщелину Тенар, разверзшуюся близ Аорна, что в Феспротиде. Спустившись, он очаровал своей горестной музыкой перевозчика Харона , пса Кербера и трех судей мертвых. Оказавшись у трона Аида и Персефоны , Орфей пал на колени, моля вернуть ему молодую жену. Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен - песню о любви. И пока пел, веточка вербы, которую он принес, распустилась. Заплакали даже не знающие пощады мстительные эринии , дрогнуло и твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по темному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что любимая идет за ним, и в тот же миг потерял жену навеки.

Мир людей опротивел Орфею. Он ушел в дикие Родопские горы и пел там лишь для птиц и зверей. Песни его наполняла такая сила, что даже деревья и камни снимались с места, чтобы быть ближе к певцу. Не раз цари предлагали юноше в жены своих дочерей, но, безутешный, он отвергал всех. Изредка спускался с гор Орфей, чтобы воздать почести Аполлону.

Смерть Орфея

Когда во Фракию пришел Дионис , Орфей отказал ему в почестях, оставшись верным Аполлону, и мстительный бог наслал на него вакханок. Вначале женщины подождали, пока их мужья войдут в храм Аполлона, жрецом которого был Орфей, а затем, захватив оставленное у дверей храма оружие, ворвались внутрь, перебили мужчин и в диком неистовстве растерзали Орфея, разорвав его на части. Голову они швырнули в реку Гебр, которая вынесла ее в море. В конце концов все еще поющую голову Орфея прибило к острову Лесбос, где ее обнаружили лесные нимфы.
Голову поэта вместе с лирой погребли в пещере недалеко от Антиссы, в которой почитали Диониса. В пещере голова пророчествовала день и ночь, до тех пор, пока Аполлон, обнаружив, что эту пещеру Орфея предпочитают его оракулам, в том числе и в священных Дельфах, явился и заставил голову замолчать. В те времена о здоровой конкурренции и речи быть не могло. Лира же была помещена на небо в виде созвездия.
Останки Орфея во Фракии со слезами на глазах собрали музы и погребли близ города Либетры, у подножия горы Олимп - с тех пор соловьи поют там слаще, чем где бы то ни было в мире. Тень Орфея спустилась в царство Аида, где воссоединилась с любимой Эвридикой. Придя в себя от насланного безумия, вакханки попытались смысть с себя кровь поэта в реке Геликон, но река ушла глубоко под землю, чтобы избежать причастности к убийству. Олимпийские боги (кроме Диониса и Афродиты) осудили убийство Орфея, и Дионису удалось сохранить жизнь вакханкам, только превратив их в дубы; крепко вросшие в землю.

Существовало предание, что город Либетры будет уничтожен свиньей, если Гелиос увидит кости Орфея. Много лет спустя гробница Орфея была открыта пастухом, заснувшим на холме и услышавшим во сне сказочное пение. Проснувшись, пастух побежал в Либетры и привел горожан. На холм, из-под которого слышался чудесный голос, поднялось много людей, и своды гробницы обвалились. Тогда-то Гелиос и увидел кости Орфея. Это, однако, не испугало горожан, уверенных, что городские стены в состоянии устоять перед самой большой свиньей. Но на следующий день над Либетрами нависла гигантская туча, из которой хлынул ливень невиданной силы. Переполнились воды реки Сие (что означает "свинья"), и она смыла город.

Генеалогия:

Дети Геры : в этой ветви фигурирует происхождение Орфея.
Эллины : а в этой ветви можно посмотреть происхождение Эвридики.

Музыкант, о котором пойдет сейчас речь — и легенда, и быль. Мифологическое воплощение определенной художественной тенденции, имевшей место в музыкальной жизни древней Греции и, одновременно, собирательный образ многих мастеров. Поэтому представленный здесь силуэт полумифического-полуреального персонажа не следует понимать как повествование о конкретном когда-то жившем человеке, а только как прообраз некогда типичной ситуации, воплощенной в мифическом образе.

Franc Kavčič - The Lament of Orpheus

По мнению одних («Суда»), Орфей родился за одиннадцать поколений до Троянской войны. Античные писатели относили Троянскую войну к периоду между 1336 и 1334 гг. до н. э., и считалось, что на столетие приходилось по три поколения людей. Следовательно, самая древняя дата рождения Орфея должна быть соотнесена с первой половиной XV в. до н. э. Наиболее же поздняя дата сообщена Геродотом. С его точки зрения, Орфей творил после Гомера и Гесиода, а время их жизни он датировал серединой IX в. до н. э. Таким образом, шесть столетий — это те рамки, в которых, по представлениям древних, могла проходить деятельность Орфея. Осознание того, что шесть столетий — слишком большая амплитуда колебаний во взглядах на время жизни одного человека, привело к желанию уменьшить ее. В связи с этим «Суда» сообщает о воззрениях, которые, не нарушая традиционных, стремятся сблизить далеко отстоящие друг от друга временные точки: оказывается, Орфей прожил не одну жизнь, а жизнь, равную не то одиннадцати, не то девяти поколениям.

Шарль Жалабер. Нимфы слушают песни Орфея

Чтобы понять облик и направленность деятельности тех древних музыкантов, которые запечатлены народной памятью в полулегендарном образе Орфея, нужно постоянно помнить слова Фабия Квинтилиана о том, что музыка в древнейшие времена была неотъемлемой частью научного знания и религиозного почитания. Она относилась к той возвышенной сфере деятельности, мудрость и верования которой были неразрывно связаны с художественным творчеством, и одни и те же лица занимались музыкой, пророчеством, поэзией и философией. Поэтому в одном человеке сосуществовал и мудрец, и поэт, и жрец, и музыкант. Все эти виды деятельности были неотделимы друг от друга, «...можно подумать, что древняя мудрость эллинов была особенно направлена на музыку. Именно поэтому они причисляли Аполлона к богам и Орфея к полубогам и считали их самыми музыкальными и самыми мудрыми » (Афиней XIV 632 с). Но тот, кто хочет рассказать об Орфее-музыканте, вынужден ограничиться описанием лишь одной его ипостаси. Он был сыном музы Каллиопы и речного бога Эагра, потомка знаменитого титана Атланта, поддерживавшего на своих плечах небесный свод. Однако Аполлоний Родосский считает, что Орфей — плод любви той же Каллиопы и некого фракийца Эагра. Кто бы ни был его отец, выдающиеся музыкальные способности он унаследовал от своей матери — «прекраснозвучной» нимфы. Родился Орфей в Пиерии, под Олимпом, на юго-западе Македонии, в излюбленном месте пребывания муз.

Alexandre-Auguste Hirsch - Calliope Teaching Orpheus, 1865

Совершенно очевидно, что сразу же после рождения Орфея, (наставник муз, златокудрый Аполлон, сделал его боговдохновенным. Значит, с младенчества Орфей оказался приобщенным к важнейшим таинствам Аполлона и муз: пророчеству и врачеванию, поэзии и музыке. Во всяком случае, так сообщается в одной из версий гимна Деметре, изложенной в папирусе, относящемся ко II в. до н. э. (Берлинский папирус 44). Конечно, все эти искусства не одинаковы по своей природе.

Одни, кроме божественного озарения, предполагают большой опыт и глубокое знание жизни. К таким искусствам относятся врачевание и пророчество. Для других на первых порах достаточно врожденного таланта и любви к делу. А этим Орфей был наделен своей матерью сполна. И действительно, сын Каллиопы начал свой земной путь, одухотворяя людей прекрасным искусством поэзии и музыки. Аполлодор даже считает, что Орфей ввел в эллинскую жизнь пение, сопровождаемое игрой на кифаре. Можно сомневаться в том, что Орфей был первым кифаредом, так как человеческой истории не дано знать того, кто первый из людей запел, аккомпанируя на кифаре. Но невозможно не верить в то, что Орфей был выдающимся кифаредом Эллады. Недаром Гораций («Оды» I 12, 67, 8) называет его «звучным» (vocalis). Какую же музыку нес людям Орфей? О чем говорило созвучие его голоса и кифары?

Жан Батист Камиль Коро. Орфей, выводящий Эвридику из царства мертвых


Филострат Младший («Картины» 8) описывает картину безымянного художника, на которой были запечатлены древние представления о музыке Орфея: рядом с поющим и играющим Орфеем стояли замерев, как зачарованные и внимающие божественным звукам, Лев, дикий кабан, орел, волк, заяц, овца. В обычной жизни, где сильный пожирает слабого, их невозможно увидеть вместе. А здесь не только звери, но даже столь разные деревья, как сосна, кипарис и ольха, соединив свои ветви, окружили Орфея и, заслушавшись его пением, стоят не шелохнувшись. Нужна величайшая гармония, унимающая распри, облагораживающая сильных, наделяющая мужеством слабых, и вносящая согласие в то, что по природе своей кажется враждебным. Значит, музыка Орфея должна была быть самим воплощением гармонии, способной совершать чудеса.

Себастьян Вранкс. Orpheus and the Beasts - c. 1595

Гораций («Оды» I 12, 7—12), передавая общеантичные воззрения приписывает Орфею умение с помощью игры на струнном инструменте останавливать реки и ветра. Ведь если существует возможность создавать гармонию, то она должна проявляться абсолютно всегда и везде, в том числе и в стихиях, ибо они являются важным фактором согласия в природе.

Столь удивительные возможности лиры Орфея не были случайными. По одним свидетельствам, она была создана как олицетворение соразмерности в движении звезд и, подобно семипланетному небу, обладала семью струнами (Лукиан «Об астрономии», 10). Иначе и быть не могло. Музыка, способствовавшая всеобщей гармонии на земле, должна была соответствовать и гармонии небес. Лукиан (там же) говорит, что в знак глубочайшего преклонения перед искусством Орфея эллины назвали группу звезд «Лирой Орфея» (в современном каталоге звезд Лира — созвездие северного полушария). Звездная «Лира Орфея» служила небесным отражением земного инструмента сына Каллиопы. И, наоборот, инструмент Орфея воспроизводил в своей конструкции гармонию планетной системы. Сервий в комментариях к Вергилиевой «Энеиде» (VI 645) называет Орфея создателем «гармонии сфер». Конечно, фракийский певец не был творцом знаменитой идеи о «гармонии сфер». Но совершенно очевидно, что его искусство и воззрения внесли свою лепту в осознание гармонической целостности мира.

Никола Пуссен. Landscape with Orpheus and Euridice. Ок. 1650 г.

(Каждая из семи струн его лиры соответствовала одному из состояний человеческой души и заключала в себе закон одной науки и одного искусства. К сожалению, в дальнейшем был утрачен ключ, с помощью которого можно было бы привести её в состояние полной гармонии; тем не менее различные её тона никогда не перестают звучать для людей, способных их услышать.)

По другим свидетельствам (Каллистрат «Описание статуй» 7, 1), лира Орфея состояла не из семи струн, а из девяти — в честь девяти муз, среди которых была и мать фракийского певца.

С точки зрения историка музыки здесь нет никакого противоречия. Каждая эпоха стремилась прославить Орфея. В период использования семиструнных лир, Орфей превозносился как исполнитель на семиструнном инструменте. Впоследствии, когда в художественной практике стали использоваться девятиструнные образцы, а семиструнные вышли из употребления, он мог фигурировать только как музыкант с девятиструнным инструментом. Поэтому по одним свидетельствам он играл на семиструнной лире, а по другим —на девятиструнной. Если семиструнная лира олицетворяла гармонию земной и небесной жизни, то девятиструнная — земной и божественной так как ее звучание приближало смертных к сладкоголосому хору муз - разве это не подтверждало старую эллинскую мудрость, дошедшую до нас благодаря Гераклиту Эфесскому (544—483 гг. до н.э.): «Скрытая гармония лучше явной». Действительно, по явному количеству струн эти лиры различны. Однако от мастерства музыканта зависит сделать так, чтобы лиры с разным количеством струн, с неодинаковым строем могли воссоздавать одни и те же художественные формы. А это — скрытая гармония, находящаяся в ведении музыканта, приобщенного к тайнам искусства, но недоступная для непосвященных.

Эдвард Джон Пойнтер. Орфей и Эвридика

Естественно, что Орфей, стремившийся к всеобщей гармонии и красоте, чувствовавший их постоянно, смотрел на жизнь восторженно. Ведь если окружающий нас мир является податливой материей, способной постоянно излучать свет красоты, то и все одухотворенное живое, населяющее этот мир, должно быть прекрасным. Значит, не только космос и стихии, не только растения и животные, но и все люди есть частицы всеобщей гармонии. Что же касается их пороков и слабостей, то это только детали, существующие временно, пока каждый человек не найдет свою гармонию с миром. А достичь ее должен каждый, ибо она заложена в самой природе, и ее отсутствие противоестественно, а потому не может продолжаться долго.

Такое мировоззрение всегда создает восторженно-поэтическое отношение к жизни и к людям. Однако готовит для его обладателей неожиданные и крутые повороты, вынуждающие рано или поздно изменить убеждения, либо погибнуть. Для таких людей первая любовь становится одновременно и последней, а трагедия любви — трагедией жизни. Не произошло ли то же самое и с Орфеем? Знаменитая легенда гласит о его глубокой и бесконечно нежной любви к нимфе Эвридике. Любовь была взаимная. Здесь гармония воплотилась в своей идеальной форме и послужила еще одним подтверждением справедливости красоты мира. Счастье Орфея и Эвридики было беспредельно. Но жизнь не столь однопланова, как представлял ее себе юный Орфей, и боги создали людей не только для счастья. Каждый должен в меру своих сил и способностей узнать все грани человеческого бытия. И Орфей не мог быть исключением.

Фредерик Лейтон. Орфей и Эвридика

Аристей, подобно Орфею, был рожден не смертными. Его отцом считается сам Аполлон, а матерью — нимфа Кирена. Однако дела Аристея были более «земными», нежели у Орфея. Он занимался пчеловодством и владел обширными виноградниками. Он также успешно лечил людей. Мифической судьбе было угодно, чтобы Аристей Увидел Эвридику. Он не знал, что перед ним жена Орфея, и полюбил её, причем так сильно, что не мог сдержать свою страсть. Аристей начал преследовать Эвридику. Она же, верная своему Орфею, бросилась бежать прочь. Никто не знает, как долго продолжалась эта погоня. Но завершилась она трагически: Эвридику укусила змея и ее земная жизнь оборвалась.

Со смертью Эвридики для Орфея рухнуло все. Ведь мир без гармонии и красоты не существует. Какая может быть гармония без Эвридики? А вместе с падением мира наступает и конец самой музыки. Голос молчит, и лира безмолвствует. Молчаливый, отрешенный от всего, бродил Орфей по земле, и вместо прекрасного пения из его уст раздавался вопль, в котором можно было различить звуки, некогда составлявшие имя его возлюбленной: «Эвридика!» Это был вопль существа, обреченного на одиночество в земной жизни.

Гибель Орфея, стамнос работы вазописца Гермонакса, Лувр


А может быть, он напрасно начал сомневаться во всеобщей красоте? Не послала ли ему судьба новое подтверждение гармоничности мира? Ведь гармония в природе не постоянна. Она возникает, пропадает, потом опять возникает, но уже преображенная. Подлинная гармония никогда не лежит на поверхности, и для ее достижения нужно приложить усилия. Для установления нынешней гармонии в мире Зевс должен был вступить в борьбу с Кроносом и титанами. А сколько существует великих богов, ежегодно умирающих и ежегодно рождающихся? Хотя бы прекрасная Деметра. Может быть ему, Орфею, также надлежит попытаться сделать все возможное и даже невозможное, чтобы вернуть Эвридику? Конечно, это не просто. Предстоит испробовать на крепость те законы жизни, которые еще совсем недавно казались высшим воплощением гармонии.

Можно ли вызволить Эвридику из рук смерти, из мрачного царства Аида? При помощи чего можно добиться этого? Зевс одерживал свои победы хитростью и силой. Он же, Орфей, лишен и того, и другого. Но боги наделили его необычайной музыкальностью. Если он своим искусством завораживал свирепых диких зверей и управлял стихиями, то неужели он не сможет умилостивить могущественного властителя подземного царства Аида и его жену Персефону? Не может быть! Гармония вновь должна восторжествовать! Орфей берет свою лиру, отправляется в путь и через некоторое время достигает царства Аида. Спускаясь под землю, он ударяет по струнам и начинает петь так, как он никогда еще не пел. Горе и надежда придают Орфею силы и страсть его музыке. Никто на земле никогда не слышал ничего подобного, а в подземном царстве -и подавно. Стикс — мрачная река со своими вечно безмолвными берегами — огласился божественным пением. Старец Харон, испокон веков перевозящий через Стикс лишь души умерших, так был пленен музыкой, что перевез через реку смерти живого Орфея. Страшный трехглавый Цербер, охраняющий вход в подземное царство, и тот пропустил мимо себя Орфея.

И вот музыкант очутился у трона Аида и Персефоны.

François Perrier

Он знал, сейчас решится его судьба и судьба Эвридики. Нужно применить все свое умение и мастерство, необходимо сравняться в искусстве с Аполлоном и даже, страшно подумать, превзойти его. Только в таком случае можно надеяться на чудо. И Орфей начал новую песнь.

Аид видел перед собой и слушал прекрасно поющего и играющего юношу. Ему было искренне жаль его. Но никто не в состоянии нарушать установленные в мире законы, основывающиеся на равновесии гармонии жизни и смерти. Люди боятся смерти и не могут понять, что она важнейший элемент гармонии жизни. И, как ни странно, но именно смерть является тем, что составляет, наряду с рождением человека, его извечную гармонию. Никто из людей еще не поднялся до понимания этой великой истины. Милый юноша, он первый человек, прошедший в подземное царство живым. Может быть, это поможет ему сделать тот громадный шаг в деле познания гармонии жизни и смерти, который до сих пор был недоступен людям?

Орфей же продолжал петь, и прекрасная музыка звучала под вечно безгласными сводами дворца Аида и Персефоны. Когда-то супруги слышали на Олимпе пение и игру на кифаре Аполлона. Юноша ничем не уступает ему. Удивительно, как талантливы некоторые из людей. Но что же делать с бедным Орфеем? Он так надеется и так мечтает вновь обнять свою Эвридику. Аид подумал, что он с большой радостью удовлетворил бы желание Орфея. Но это не в его силах. Наивные люди заблуждаются, когда думают, что он, Аид, решает, кому умереть, а кому жить. На самом деле все намного сложнее. И пусть Орфей не обижается, так как никто и ничто не в состоянии оживить того, кто побывал в объятиях бога смерти Таната. Однако чтобы остаться в глазах певца милосердным, сделает так, что Орфей на этот раз потеряет Эвридику якобы по своей вине. Ведь Аид хорошо знает слабости людей. Самое главное, чтобы путешествие в подземное царство не прошло для него бесследно: он должен усвоить азы подлинной гармонии. Поющий Орфей слышит, что Аид согласен отдать ему возлюбленную, но только с одним условием. Эвридика будет идти по подземному царству вслед за Орфеем. Если он ни разу не взглянет на Эвридику до того, как они поднимутся на землю, она останется с ним. В противном же случае Эвридика навсегда возвратится в царство Аида.

Завершение мифа хорошо известно. Как и предполагал Аид, Орфей так сильно хотел увидеть свою возлюбленную вновь живой по прежнему прекрасной, что не выдержал, обернулся и в тот же момент потерял ее навсегда.

music Очерки Е.В. Герцмана

Легенда об Орфее и мифы о нём развивались на основе использования различных мифологических мотивов (мотив волшебного действия музыки Орфея заимствуется из старофиванских мифов об Амфионе, нисхождения в Аид - из подвигов Геракла, растерзание Орфея вакханками - из мифов о Дионисе Загрее, растерзанном титанами). С другой стороны, миф об Орфее вкрапливается теперь с старые мифы, как, например, в миф об аргонавтах: вождь аргонавтов Ясон приглашает этого фракийского певца в далёкое путешествие, и то побеждает своим пением Сирен, усмиряет бури и помогает гребцам (Пиндар, Аполлоний Родосский).

Орфею в то время приписывали много литературных произведений, большую теогоническую поэму в 24 песнях, дошедшую до нас во фрагментах, многочисленные отрывки гимнического, пророческого, полумифологического, полуфилософского содержания, отдельный сборник под названием "Орфические гимны", в который вошли гимны, начиная с VI - V вв. до н.э. и кончая первыми веками н.э.

После гибели Орфея тело его было похоронено Музами, и его лира и голова по морю приплыли к берегам реки Мелета около Смирны, где Гомер, по преданию, сочинял свои поэмы.

Джон Уильям Уотерхаус. Нимфы находят голову Орфея

ОРФЕЙ

— фракийский певец, сын музы Каллиопы и бога Аполлона (либо речного бога Эагра). Брат Лина, который научил его музыке, но впоследствии Орфей превзошел своего учителя. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Орфей принимал участие в походе аргонавтов в Колхиду, и, хотя он не был великим воином, случалось, что именно он спасал товарищей своими песнями. Так, когда "Арго"проплывал мимо острова сирен, Орфей запел еще прекраснее, чем сирены, и аргонавты не поддались их чарам. Не меньше, чем своим искусством, Орфей прославился и своей любовью к молодой жене Эвридике. Орфей спустился в Аид за Эвридикой и очаровал своим пением стража Цербера. Аид и Персефона согласились отпустить Эвридику, но с условием, что Орфей будет идти впереди и не оглянется, чтобы посмотреть на свою супругу. Орфей нарушил этот запрет, обернулся посмотреть на нее, и Эвридика навечно изчезла. Выйдя на землю, Орфей не долго прожил без жены: вскоре его растерзали участницы дионисийских мистерий. Учитель или отец Мусея.

// Гюстав МОРО: Орфей // Одилон РЕДОН: Голова Орфея // Франсиско де КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС: На Орфея // Виктор ГЮГО: Орфей // Иосиф БРОДСКИЙ: Орфей и Артемида // Валерий БРЮСОВ: Орфей // Валерий БРЮСОВ: Орфей и Эвридика // Поль Валери: Орфей // ЛЮСЕБЕРТ: Орфей // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Орфей. Эвридика. Гермес // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "О дерево! Восстань до поднебесья!.." // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Как девочка почти… Ее принес…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Конечно, если - бог. Но если он…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Не воздвигай надгробья. Только роза…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Да, чтобы славить! Он призван восславить…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Но о тебе, хочу, о той, которую знал я…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Но до конца ты, божественный и сладкогласный…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Уйдешь, придешь и дорисуешь танец…" // Яннис РИЦОС: Орфею // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Возвращение Орфея // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Мы // Марина ЦВЕТАЕВА: Эвридика - Орфею // Марина ЦВЕТАЕВА: "Так плыли: голова и лира…" // Н.А. Кун: ОРФЕЙ В ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ // Н.А. Кун: СМЕРТЬ ОРФЕЯ

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОРФЕЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОРФЕЙ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (греч. миф) мифический фракийский певец, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы. По наиболее распространенному мифу, Орфей изобрел музыку …
  • ОРФЕЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Orpheus, "??????). Поэт догомеровской эпохи, мифическое лицо; по преданию он был сын Эагра и Каллиопы, жил во Фракии и участвовал …
  • ОРФЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии сын фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона, Clem. Rom. Hom. V 15) и музы Каллиопы (Apollod. I …
  • ОРФЕЙ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    По представлениям греков - величайший певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона (по другой версии - фракийского царя). Орфей …
  • ОРФЕЙ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Orphee) - герой трагедии Ж.Кокто «Орфей» (1928). Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла, …
  • ОРФЕЙ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОРФЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    мифический фракийский певец, сын музы Каллиопы. Согласно мифам, его чудесное пение очаровывало богов и людей и укрощало дикие силы природы. …
  • ОРФЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ўOrjeuV). - Имя О. Связано как с ранней историей греческой литературы: в которой он занимает место как мифический поэт фракийского …
  • ОРФЕЙ
    [греческое] 1) в древнегреческой мифологии певец, своим пением очаровывал не только людей, но и деревья, и скалы, и диких зверей; …
  • ОРФЕЙ в Энциклопедическом словарике:
    я, м., одуш., с прописной буквы В древнегреческой мифологии: певец пение которого очаровывало не только людей, но и диких зве-рей, …
  • ОРФЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРФ́ЕЙ, в греч. мифологии фракийский певец, сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Мифы …
  • ОРФЕЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (??????). ? Имя О. связано как с ранней историей греческой литературы; в которой он занимает место как мифический поэт фракийского …
  • ОРФЕЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, м. В греческой мифологии: поэт догомеровской эпохи, певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, …
  • ОРФЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Муж …
  • ОРФЕЙ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. orpheus) в древнегреческой мифологии - певец, пение которого очаровывало не только людей, во и диких зверей, деревья, скалы, …
  • ОРФЕЙ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. orpheus] в древнегреческой мифологии - певец, пение которого очаровывало не только людей, во и диких зверей, деревья, скалы, …
  • ОРФЕЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ОРФЕЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Орф`ей, …
  • ОРФЕЙ в Орфографическом словаре:
    орф`ей, …
  • ОРФЕЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии фракийский певец, сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Мифы об …
  • ОРФЕЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Изобретатель музыки и стихосложения, фракийский певец, сын музы Калиопы, спускавшийся за своею любимой - Евридикой - в царство …
  • ЭВРИДИКА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) нимфа, жена Орфея. От Ила, троянского царя, родила Лаомедона (царя Трои). // Валерий БРЮСОВ: Орфей и Эвридика // Райнер …

Орфей был сыном гиперборейца Аполлона и гречанки, жрицы священного храма. От отца-северянина ему достались темно-голубые глаза, от матери-дорийки - золотые кудри волос. Незаконнорожденный ребенок с раннего детства был обречен на скитания. После странствий по горам и лесам северной Греции подросший сын Аполлона попал во Франкию (современную Болгарию). Его белокурые волосы, ниспадающие на плечи, казались фракийцам странными, нечеловеческими, а мелодичное пение вызывало неведомые чувства. Суровые воины побаивались проникновенного взгляда его синих глаз. Женщины были очарованы чужестранцем, говорили, что в его глазах сочетается могучий свет солнца с нежным сиянием луны. Экстатические вакханки, жрицы культа Вакха, следовали за ним по пятам, вслушивались в непонятную речь и странные мелодии.

Великая болгарская ясновидящая Ванга рассказывала об Орфее: «Я вижу его сначала как несчастное дитя в отрепьях… Потом он превратился в молодого бродягу, нечесаного и небритого, с нестриженными ногтями. Но он продолжал петь. И песни ему подсказывала сама земля… Он прикладывал ухо к земле и пел. И дикие звери сидели вокруг и слушали его пение, но не понимали его…»

Шло время, и блаженный юноша из леса нашел себе среди фракийских женщин супругу - Эвридику. Когда она внезапно умерла, исчез и он. Тогда и сложилась легенда, что Орфей спустился в Аид, очаровал своим пением Персефону и Эриний, которые согласились отпустить из Мира вечной тени Эвридику, поставив условие, что певец по дороге не должен оглядываться на жену, но он не удержался, обернулся и навсегда потерял свою суженую.

В действительности же юноша отправился в дальнейшие странствования: сначала в греческий город Самофрас, а оттуда - в Египет, где попросил убежища у жрецов в одном из храмов Мемфиса. Там он приобщился к тайнам мистерий, прошел через испытание смертью и получил посвящение в жрецы. В Мемфисе чужестранец получил и новое имя - Орфей или Арфа, составленное из двух финикийских слов, означающих «свет» и «исцеление».

Имя оказалось пророческим - Орфей принес божественный свет в свой дикий край.

Из Египта новый посвященный вернулся через Грецию во Фракию и пришел к горе Каукаион, где возвышалось древнее святилище бога богов - Зевса. Некогда это имя было свято для каждого фракийца, но с недавних пор все изменилось: люди стали поклоняться земным богам, предпочитая осязаемые радости иллюзорным. В святилище громовержца остались лишь доживающие свой век немощные жрецы, по всей стране славили Вакха. Поэтому Орфея на горе Каукаион встретили как долгожданного избавителя, способного повернуть народ от телесного и темного - к духовно-просветленному. Со всем энтузиазмом молодости, используя сокровенные знания, полученные в Мемфисе, Орфей взялся за дело духовного возрождения Фракии. Он ввел новые, дионисийские, мистерии, преобразовав сам культ Вакха и укротив вакханок. Утвердил первенствующее значение Зевса надо всеми богами и вскоре стал первосвященником всей Фракии, а затем распространил свое влияние и на Грецию. Он не только вернул своему отцу Аполлону былую славу в Дельфах, но и положил основу для трибунала Амфиктионов, приведшему Элладу к общественному единству. Орфей стал также великим жрецом Олимпийского Зевса, а для посвященных - Учителем, раскрывшим значение Диониса небесного. Его почитали как отца мистов, создателя священных мелодий, властителя душ. Называли бессмертным и триады увенчанным: в аду, на земле и на небесах Считали животворящим гением священной Греции, пробудившим ее божественную душу. Говорили, что его семиструнная лира своим звучанием охватывает всю вселенную, а каждая струна соответствует одному из состояний человеческой души, содержит тайну одной науки и искусства.

Так юноша-бродяга стал святым певцом и первосвященником Греции и Фракии.

…Чем ярче сияние Света, тем активнее ненависть Тьмы. За успехами Орфея пристально следила престарелая Аглаониса, жрица богини смерти Гекаты. По ее наущению была убита мать Орфея, а сам он, спасшийся лишь чудом, стал нищим бродягой. Аглаониса с помощью злых чар лишила воли деву Эвридику и уже видела ее принесенной в жертву Гекате, но помешало вмешательство божественного певца. Корчась от бессильной злобы, колдунья поклялась отомстить и вскоре осуществила свое обещание.

Спустя три дня спаситель и спасенная украсили себя гирляндами бога Гименея - стали мужем и женой. На свадьбе одна из вакханок поднесла Эвридике кубок, испив который молодая должна была познать все тайны лечебных трав. Заинтригованная девушка пригубила кубок и после первого глотка упала замертво - смертельный яд Агланоисы сделал свое дело.

Черная колдунья погубила мать и жену, но не избавилась от главного соперника - Орфея! …Наступил момент ее мрачного торжества, когда первосвященник надолго уехал из Фракии в Грецию. За это время служительница Гекаты собрала вокруг себя послушных вакханок, запуганных фракийских вождей и двинулась во главе этого воинства к горе Каукаион. Она намеревалась взять штурмом святилище Зевса, вырезать его жрецов и покончить с религией Света.

Узнав об этом, Орфей вернулся в святилище. Жрецы встретили его упреками:

Ты пришел слишком поздно! Почему ты не сделал ничего, чтобы защитить нас? Аглаониса ведет вакханок, а те ведут за собой фракийцев. Колдунья поклялась убить нас на наших же алтарях! Чем ты сможешь защитить нас? Не молниями ли Зевса и стрелами Аполлона?

Не оружием, а живым словом защищают Богов, - ответил им Орфей и спустился во враждебный стан в сопровождении одного ученика.

Он обратился к воинам со словами правды о божественном Свете. Орфей говорил долго, и его слушали молча, словно запоминая сказанное. Внезапно в круг воинов ворвалась Аглаониса с криками: «Кого вы слушаете, чародея? О каком Боге он вам толкует? Нет никакого бога, кроме Гекаты! Вот сейчас я велю своим вакханкам растерзать этого проходимца, и посмотрим, как защитит его Зевс!»

Вакханки по ее сигналу кинулись на первосвященника. Следом за ними ринулись воины и пронзили Орфея мечами. Обливаясь кровью, он протянул руку к ученику, сказав: «Вот также я видел, как Аглаониса убивает мою мать… Запомни: люди смертны, но Боги не перестанут жить!»

Фракийцы, ставшие свидетелями смерти божественного певца, ужаснулись и ушли от горы Каукаион. Ученик Орфея основал новую религию, его единоверцы - орфики, рассказывали людям о том, что в каждом человеке есть божественное и темное начала, которые борются между собой. От исхода этой борьбы зависит и посмертное воздаяние душе человека. Загробный суд мог предназначить человека к новой земной жизни, иногда даже в образе животного. Потому убийство животных приравнивалось орфиками к убийству человека. Только пройдя через ряд перевоплощений, человек мог достичь вечного жилища праведников, находящегося на звездах. Грешники же направлялись в Аид, к Гекате Одно время популярность этой религии затмила Зевса и Аполлона, с ней боролись жрецы официального культа Олимпийцев.

И потому мистерии в честь Орфея стали тайными, на них допускались лишь избранные и готовые приобщиться к знанию о тонких мирах, божественном Свете, оживляющем Вселенную.

(или речного бога Эагра) и музы , величайший певец и музыкант греческих мифов.

Тот факт, что Орфей почитался как герой, полностью соответствует мировоззрению античности: эта честь выпадает не только тому, кто превосходит другого в бою, но и превосходному артисту, музыканту, художнику. И величайшие герои считали его ровней себе: например, аргонавты пригласили его участвовать в походе в Колхиду. Это был буквально волшебник своего искусства: когда он трогал струны лиры и начинал петь, дикие звери сходились к нему из чащи, слетались птицы, деревья и скалы собирались вокруг него. Волк лежал рядом с барашком и растроганно внимал Орфею, и даже широколистый платан не бросал тени на полевой цветок. Во всей природе воцарялись мир и согласие.

Не меньше, чем своим искусством, Орфей прославился и своей любовью к молодой жене Эвридике. Но им не было суждено долго наслаждаться счастливой супружеской жизнью. Однажды, собирая на лугу цветы, Эвридика наступила на ядовитую змею, и Орфей, поспешивший на ее крик, застал жену уже бездыханной. Охваченный безмерной скорбью, Орфей решился на отчаянный шаг: он добровольно сошел в царство мертвых. Очарованный его музыкой Харон перевез его через Стикс, и Орфей смиренно предстал перед Аидом и Персефоной, моля выслушать его песню о любви к Эвридике и просьбу вернуть ему желанную супругу. Ведь это будет всего лишь отсрочка - пройдя свой жизненный путь, Эвридика неизбежно вернется в царство Аида. Если же это невозможно, пел Орфей, он просит о другой милости: позволить ему остаться здесь, не разлучать его с милой тенью.

Песнь Орфея тронула все загробное царство. Тантал забыл о жажде и голоде, Сисиф перестал катить в гору свой тяжелый камень, колесо остановилось, и по щекам безжалостных впервые заструились слезы. Когда расплакалась даже суровая Персефона, Аид согласился выполнить просьбу Орфея, но с одним условием: Гермес поведет Орфея из загробного царства, а за ними пойдет Эвридика; и пока они не увидят свет солнца, Орфей не должен оглядываться на нее, иначе она вернется к теням.

Орфей с восторгом согласился на условие Аида и держал себя в руках всю долгую и трудную дорогу. Лишь перед входом в Тенарскую расщелину, за которой уже начиналось царство живых, нервы у Орфея не выдержали. Он оглянулся: не заблудилась ли Эвридика, не отстала ли от них, утомленная долгим путем, - и увидел ее удаляющуюся тень. Он сам стал причиной ее второй смерти…

Тщетно пытался Орфей снова проникнуть в загробное царство, неумолимый Харон не хотел перевозить его во второй раз через Стикс. Семь дней и семь ночей, без еды и питья, сидел Орфей на берегу мрачной реки, умолял и плакал - все было напрасно. Сокрушенный, он вернулся на берега реки Гебр, в родную Фракию.


Орфей снова увиделся с Эвридикой только через четыре года. Он погиб от рук фракийских женщин, которые назвали его врагом рода человеческого за то, что он избегал их после смерти Эвридики. Однажды во время вакхических празднеств захмелевшие вакханки увидели Орфея на поляне под Родопскими скалами и стали бросать в него камнями, но камни останавливались на лету, очарованные пением Орфея. Тогда набросились на него подобно стае хищных птиц, разорвали на куски, а голову и лиру бросили в волны Гебра. Вся природа ужаснулась этому злодеянию и облачилась в траур, плакали даже скалы и своими слезами переполнили реку. С тех пор с приближением годовщины смерти Орфея природа всякий раз печалится заново. Больше всех горюют Родопские скалы, и слезы их до сегодняшнего дня переполняют реку Гебр, хотя теперь она называется Марицей.

Согласно преданию, волны перенесли голову и лиру Орфея на остров Лесбос, на котором и возродилось лирическое пение. Однако некоторые версии мифа об Орфее, не желая примириться с его смертью, утверждают, что Орфею удалось спастись, и он закончил свои дни в блаженной стране гипербореев, над которой никогда не заходит солнце.

В мифе об Орфее отражается высокая значимость пения, музыки и поэзии в греческом мире. Любимца муз почитали повсюду, возникла даже мистическая секта особо ревностных его почитателей (орфики). Трогательная история его любви и трагическая смерть знакомы нам прежде всего благодаря «Георгикам» Вергилия и «Метаморфозам» Овидия.

Сцены из этого мифа запечатлены на множестве античных ваз и рельефов, наиболее известный из них - рельеф работы одного из учеников Фидия (ок. 420 до н. э.), некогда украшавший алтарь олимпийских богов на афинской Агоре; однако нам он знаком только по римским копиям. О популярности О. говорит то, что его изображения нашли место и в раннехристианском искусстве, например на фреске «Христос-Орфей со зверями» в римской катакомбе Домициллы конца 3 в. н. э. В Константинопольском археологическом музее хранится очень поздняя мозаика «Орфей среди чудовищ», созданная в 6 в. в Иерусалиме.

Из многочисленных произведений европейских художников, вдохновленных этим мифом, назовем картины: «Орфей» Беллини (кон. 15 в.), «Игра Орфея» Савери (нач. 17 в., в Пражской Национальной галерее), картины «Орфей и Эвридика» Рубенса (1636–1637), Пуссена (ок. 1659), Коро (ок. 1850), Фейербаха (ок. 1867), Бёрн-Джонса (ок. 1879).

Из скульптур: «Орфей» Кановы (в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже), «Орфей» и «Орфей и Эвридика» Родена, а также «Орфей» работы Горейца (1916) и Кафки (1921 - обе в Пражской Национальной галерее) и «Орфей» Цадкина (1948, Музей современного искусства в Париже).

Естественно, самой большой популярностью Орфей пользовался у композиторов всех жанров. Оперу «Орфей» написал еще в 1607 г. Монтеверди; одной из вершин мирового оперного творчества явилась опера Глюка «Орфей и Эвридика» (1762); Лист написал симфоническую поэму «Орфей» в 1854 г.; более ста лет живет на сцене классическая оперетта Оффенбаха «Орфей в аду» (1858); музыку к балету «Орфей» написал Стравинский в 1948 г. - мы назвали лишь несколько самых известных произведений.


Вновь и вновь возвращаются к Орфею поэты и драматурги, начиная с Амброджини (15 в.) - его «Сказание об Орфее» является первой итальянской драмой, написанной не на религиозную тему, - и отнюдь не кончая Рильке («Сонеты к Орфею», 1923) или Кокто (драма «Орфей», 1928).

В современном языке Орфей - синоним замечательного певца, музыканта:

«Упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей»
- А. С. Пушкин, «Отрывки из путешествия Онегина».

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...