Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Тема: Седьмая симфония Шостаковича Дмитрия Дмитриевича. Седьмая симфония Музыкальный анализ симфонии 7

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой классической музыки, определить его историческое значение.

Задачи:

  • характеристика образа вражеского нашествия и средств музыкальной выразительности, с помощью которых создан образ,
  • выявление взаимосвязи музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства и поэзии,
  • развитие образного и творческого мышления учащихся, умения высказывать свои мысли и суждения,
  • воспитание патриотизма, любви к родине, интереса к истории родной страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано.

Ход урока

Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Давайте познакомимся с эпиграфом нашего урока:

«Над миром катилась гроза.
Ещё никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти».

М. Матусовский

Опираясь на эпиграф, подумайте, в какое время мы отправимся? (высказывания детей).

Да, действительно. Мы отправимся с вами в XX век, в годы Великой Отечественной войны, а конкретно – в 9 августа 1942 года в блокадный Ленинград, в большой зал Ленинградской филармонии.

(Слайд 2) И. Серебряный. Концерт в осажденном Ленинграде.

Вот этот год, вот этот зал, вот люди, которые присутствуют на этом концерте. Давайте представим, что и мы оказались в этом зале. Давайте вглядимся внимательно в лица людей, которые пришли на концерт и попытаемся понять, какая музыка звучит в этом зале. (Слайд 3)

В композиционном центре картины расположен мужчина с грозным лицом . Какие чувства вызвала музыка в его душе? (Чувство ярости, ненависти к врагу: его скулы сжаты, брови сдвинуты, рука на сумке напряжена, кажется он вот-вот встанет и кинется в бой).

Слева от него мужчина, закрывший лицо руками . Какое чувство вызвала музыка в его душе? (Горькие воспоминания о гибели близких людей, друзей, возможно, он плачет).

У колонны сидит молодая девушка . Композиционно она расположена в самом светлом месте картины. О чем это говорит? (О том, что душа ее светла, чиста, что она юная и романтичная). Какие чувства вызвала музыка в ее душе? (Чувство боли, скорби, светлые мечты о счастье разбились о страшную реальность войны).

Девушка, стоящая у столба. Что вы можно сказать о ней? (Она одета в военную форму, значит, принимает участие в боевых действиях, она замкнута в себе). Какие чувства вызывает музыка в ее душе? (В ее глазах печаль, смешанная с болью и горечью, она вспоминает все, что ей пришлось пережить на войне).

Посмотрите, ребята, все герои картины находятся в одном месте, сидят рядом, слушают одну и ту же музыку, но одинаковые ли чувства вызывает эта музыка у каждого из них? (Нет, у каждого из них музыка вызывает разные чувства).

Давайте теперь и мы с вами послушаем эту музыку. Какие чувства вызовет она в вашей душе? Я раздам вам листочки, на которых во время слушания вы сможете записать свои мысли.

Учитель раздает листочки, дети слушают «эпизод фашистского нашествия» из 1 части «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, записывают свои мысли. После прослушивания дети зачитывают и высказывают свои впечатления от услышанного.

Учитель. Спасибо, ребята, вы очень внимательно и эмоционально слушали музыку и очень образно изложили свои мысли. А теперь я открою вам правду. 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в большом зале Ленинградской консерватории прозвучала 7-я симфония выдающегося русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Эта симфония получила название «Ленинградская». Об истории создания этой симфонии нам расскажут ребята, которые подготовили небольшие сообщения.

Ученик 1. «Вскоре после начала войны Ленинград был окружён огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла сотни тысяч жизней. Там, в осаждённом Ленинграде, во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тащилась по пятам... оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленней на весь мир композитор – Дмитрий Дмитриевич Шостакович. (Слайд 4) В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. Всё передуманное, перечувствованное в первые военные дни, месяцы требовало выхода, искало своего воплощения в звуках. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей 7-й симфонии. «Музыка неудержимо рвалась из меня», – вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбёжки не могли помешать вдохновенному труду».

Ученик 2. Вот один из эпизодов, дающих представление о том, в каких условиях создавалась музыка симфонии: « Утром 16 сентября 1941 года Дмитрий Дмитриевич выступал по ленинградскому радио. Город бомбили фашистские самолёты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы несём сейчас свою боевую вахту...»

Дети слушают архивную запись радиообращения Д. Шостаковича к ленинградцам 16 сентября 1941 года (эту запись можно послушать на сайте www.nivasposad.ru).

Значительная часть симфонии была написана композитором осенью 1941 года в Ленинграде. (Слайд 5) На титульном листе Седьмой симфонии Д.Д. Шостакович написал: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою Седьмую симфонию». (Слайд 6)

Ученик 3. Полностью симфонию Шостакович завершил в Куйбышеве (Самара), куда по приказу был эвакуирован в 1942 году. (Слайд 7)

Первое исполнение симфонии состоялось 5 марта 1942 года в зале Дворца культуры на площади Куйбышева (современный театр оперы и балета) под управлением С. Самосуда. (Слайды 8–11)

В блокадном Ленинграде симфония была впервые исполнена 9 августа 1942 года. (Слайд 12) В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. В оркестре радиокомитета осталось всего 15 человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа Седьмую симфонию Шостаковича сыграли в большом зале филармонии. (Слайд 13) Дирижировал Карл Ильич Элиасберг.(Слайды 14, 15) «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих» – писали тогда в «Комсомольской правде».

Учитель. Из рассказа ребят мы узнали об истории создания симфонии. Как вы думаете, ребята, какую идею вложил в эту симфонию Шостакович? Что он хотел сказать людям?

Ответы детей.

Учитель обобщает ответы детей: идея симфонии – борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу. Вот как определили идею симфонии сам композитор: «Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе».Так писал он в газете «Правда» 29 марта 1942 года.

Идея симфонии воплощается в 4 частях. Особое значение имеет I часть. О ней Шостакович написал в авторском пояснении, опубликованном в программе концерта 5 марта 1942 года в Куйбышеве: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война». Эти слова определили две темы, противопоставленные в I части симфонии: тема мирной жизни (тема Родины) и тема ворвавшейся войны (фашистское нашествие). «Первая тема – образ радостного созидания. Это подчеркивает русский размашисто-широкий склад темы, наполненный спокойной уверенностью. Затем звучат мелодии, воплощающие образы природы. Они как бы растворяются, тают. Теплая летняя ночь опустилась на землю. И люди, и природа – все погрузилось в сон».

Дети слушают 1 часть симфонии до эпизода фашистского нашествия.

И вот начинается вторжение вражеских сил, начинается эпизод нашествия. Именно его мы с вами услышали, когда попали на концерт в блокадный Ленинград в начале урока. «На фоне таинственно шуршащей, еле слышной дроби малого барабана возникает тема врага. Духовые инструменты звучат приглушенно, вкрадчиво. Как будто маршируют заводные куклы и кто-то подыгрывает на гнусавой, дребезжащей дудке. Мало-помалу звучание оркестра становится плотнее, массивнее. Тема врага словно вырастает, надвигается на нас, она делается все более исступленной, неистовой. Чудовище сбрасывает шутовскую маску, и мы видим, и мы видим его звериный оскал. И вот начинается дикий хаос разрушения.

В эпизоде нашествия композитор передал бесчеловечную жестокость, слепой, безжизненно-жуткий автоматизм, неразрывно связанные с обликом фашистской военщины. Здесь очень уместно выражение Льва Толстого – «злая машина».

Сейчас мы еще раз послушаем этот знаменитый эпизод, после чего постараемся охарактеризовать образ фашистского нашествия и подумаем, какими средствами музыкальной выразительности достигается этот образ.

Дети слушают эпизод фашистского нашествия.

После прослушивания дети характеризуют образ и средства музыкальной выразительности.

  • Характеристика образа – тупой, холодный, автоматичный, железный, бездушный, усиливающийся, разрастающийся и т.д.
  • Средства музыкальной выразительности, с помощью которых достигнут образ, – тупость, холодность, автоматизм создается однообразием мелодии, чеканного ритма, постоянного повторения одного и того же мотива; впечатление надвигающейся грозной силы создает усиливающаяся динамика, увеличения количества инструментов; военный образ создает жанра марша ; основные средства развития образа – динамика и оркестровые вариации .

Учитель. А вот как характеризуют образ вражеского нашествия музыковеды Л. Данилевич и А. Третьякова: «Чтобы создать такой образ, Шостакович мобилизовал все средства своего композиторского арсенала. Тема нашествия – нарочито тупая, квадратная – напоминает прусский военный марш. Она повторяется одиннадцать раз – одиннадцать вариаций. Меняется гармония, оркестровка, но мелодия остается неизменной. Она повторяется с железной неумолимостью – точно, нота в ноту. Все вариации пронизаны дробным ритмом марша. Эта ритмическая фигура малых барабанов повторена 175 раз. Звучание постепенно нарастает от едва уловимого pianissimo до громового fortissimo». «Разрастаясь до гигантских размеров, тема рисует какое-то невообразимо мрачное, фантастическое чудовище, которое, увеличиваясь и уплотняясь, движется вперед все более стремительно и грозно». Эта тема напоминает «пляску учёных крыс под дудку крысолова» писал о ней А.Толстой.

Чем же завершается такое мощное развитие темы вражеского нашествия? «В момент, когда казалось бы всё живое никнет, будучи не в силах сопротивляться натиску этого страшного, всесокрушающего чудовища-робота, свершается чудо: на пути его появляется новая сила, способная не только противостоять, но и вступить в борьбу. Это тема сопротивления. Маршевая, торжественная, она звучит страстью и великим гневом, решительно противостоя теме нашествия. Момент ее появления – наивысшая точка в музыкальной драматургии 1 части. После этого столкновения тема нашествия теряет свою монолитность. Она дробится, мельчает. Все попытки воспрянуть напрасны – гибель чудовища неотвратима» .

Дети слушают фрагмент столкновения темы нашествия и темы сопротивления.

Учитель. В Москве Седьмая симфония Д. Шостаковича прозвучала 29 марта 1942 года, через 24 дня после ее премьеры в Куйбышеве. В 1944 году поэт Михаил Матусовский написал стихотворение, которое называется «Седьмая симфония в Москве». (Слайд 16)

Наверное, помните вы
Как стужа тогда пронизала
Ночные кварталы Москвы,
Подъезды Колонного зала.

Была непогода скупа,
Снежком припушенная малость,
Как будто бы эта крупа
По карточкам нам выдавалась.

Но город, окованный тьмой,
С уныло ползущим трамваем,
Был этой осадной зимой
Прекрасен и незабываем.

Когда композитор бочком
Пробрался к подножью рояля,
В оркестре смычок за смычком
Проснулись, зажглись, просияли

Как будто из мрака ночей
Дошли к нам порывы метели.
И сразу у всех скрипачей
С подставок листы полетели.
И эта ненастная мгла,
В траншеях свиставшая хмуро,
Никем до него не была
Расписана как партитура.

Над миром катилась гроза.
Ещё никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти.

Как дом от полов до стропил,
Охваченный пламенем сразу,
Оркестр, обезумев, вопил
Одну музыкальную фразу.

Ей пламя дышало в лицо.
Глушила её канонада.
Она прорывала кольцо
Блокадных ночей Ленинграда.

Гудела в глухой синеве,
Весь день пребывала в дороге.
И ночью кончалась в Москве
Сиреной воздушной тревоги.

Учитель. Давайте подведем итог нашего урока. Какую историческую оценку вы можете дать «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича?

Ответы детей.

Учитель обобщает ответы детей: Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в концлагерях, в тылу на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг Д. Шостаковича.

«Много сил и энергии вложил я в это сочинение, – писал композитор в газете «Комсомольская правда». – Никогда я не работал с таким подъемом, как сейчас. Есть такое крылатое выражение: «Когда грохочут пушки, тогда молчат музы». Это справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру. То грохочут пушки тьмы, насилия и зла. Мы воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя торжества справедливости над варварством. Нет более благородных и возвышенных задач, нежели те, которые вдохновляют нас на борьбу с темными силами гитлеризма».

Произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. Седьмая симфония – один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.

На уроке разучивается песня «Память о войне» сл. и муз. Н. Тананко (Приложение 1).

Список литературы:

  1. Третьякова Л.С. Советская музыка: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1987. Стр. 73–77.
  2. И. Прохорова, Г. Скудина. Советская музыкальная литература для VII класса детской музыкальной школы под ред. Т.В. Поповой. Восьмое издание. – Москва, «Музыка», 1987. Стр. 78–86.
  3. Советская музыкальная литература. Выпуск первый, изд. 4-е переработанное и дополненное. Учебник для музыкальных училищ. – Москва, «Музыка», 1977. Стр. 355–364. Автор статьи Т.В.Попова.
  4. Л. Данилевич. Книга о советской музыке. – Москва, МУЗГИЗ, 1962. Стр. 342–344.
  5. Музыка в 4–7 классах: методическое пособие для учителя/ Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина; науч. Руководитель Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1986. Стр. 132, 133.
  6. Стихи о музыке. Русские, советские, зарубежные поэты. Второе издание. Составители А. Бирюкова, В. Татаринов под общей редакцией В. Лазарева. – М.: всесоюзное изд. Советский композитор, 1986. Стр. 98.

Шостакович является автором пятнадцати симфоний. Этот жанр имеет в его творчестве очень большое значение. Если для Прокофьева, хотя все его творческие устремления и были разнообразны, важнейшим, пожалуй, был музыкальный театр, а его инструментальная музыка очень тесно связана с его балетными и оперными образами, то для Шостаковича, наоборот, определяющим и характерным жанром является симфония. И опера «Катерина Измайлова», и многие квартеты, и его вокальные циклы - все они симфоничны, то есть проникнуты непрерывным напряженным развитием музыкальной мысли. Шостакович - это настоящий мастер оркестра, который и мыслит оркестрово. Сочетания инструментов и инструментальные тембры во многом по-новому и с поразительной точностью используются у него в качестве живых участников симфонических драм.

Одно из наиболее значительных произведений Шостаковича - седьмая симфония, «Ленинградская», написанная им в 1941-м году. Ее большую часть композитор сочинил, как уже было сказано, в блокадном Ленинграде. Вот только один из эпизодов, которые давали бы представление об условиях, в которых писалась музыка.

16-го сентября 1941-го года, утром, Дмитрий Дмитриевич Шостакович выступил на ленинградском радио. Фашистские самолеты бомбили город, и композитор говорил под разрывы бомб и грохот зенитных орудий:

«Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией.

Для чего я сообщаю об этом? - спросил композитор,- ...для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту... Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать...». Не менее замечательна и история первых исполнений этой симфонии, как в СССР, так и за рубежом. Среди них есть такой удивительный факт - премьера в Ленинграде состоялась в августе 1942 года. Люди в осажденном городе нашли силы исполнить симфонию. Для этого пришлось рещить несколько проблем. Например, в оркестре Радиокомитета оставалось только пятнадцать человек, а исполнения симфонии нужно было не менее ста! Тогда решили созвать всех музыкантов, кто был в городе, и даже тех, кто играл во флотских и армейских фронтовых оркестрах под Ленинградом. Седьмую симфонию Шостаковича сыграли 9 августа в зале Филармонии под управлением Карла Ильича Элиасберга. «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих...» - отзывались тогда в «Комсомольской правде» Георгий Макогоненко и Ольга Берггольц.

Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов:

мира разума, творчества, созидания и - мира жестокости и разрушения; настоящего Человека и - цивилизованного варвара; добра и зла.

На вопрос о том, что побеждает в результате этого сражения в симфонии, очень хорошо сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - он (т. е. Шостакович) ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасною, созданного гуманитарной культурой...».

Четыре части симфонии по-разному раскрывают идею торжества Человека и его борьбы. Рассмотрим пристально первую часть, рисующую непосредственную «военную» коллизию двух миров.

Первую часть (Allegretto) Шостакович написал в сонатной форме. В ее экспозиции заключены образы советского народа, страны, человека. «Работая над симфонией,- рассказывал композитор,- я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека...». Первая тема этой экспозиции - тема главной партии - величественная и героическая. Ее озвучивают в тональности до мажор струнные инструменты:

Перечислим кое-какие особенности этой темы, придающие ей современную динамичность и остроту. Это прежде всего энергичный маршевый ритм, характерный для многих массовых советских песен и смелые широкие мелодические ходы. Кроме того, это напряженность и богатство лада: до мажор, источающийся в третьем такте в повышенную ступень (звук фа-диез), и дальше в развертывании темы используется минорная терция - ми-бемоль.

С «богатырскими» русскими темами главную партию седьмой симфонии композитора сближают тяжеловатые унисоны и раскачивающиеся, размашистые интонации.

Сразу за главной партией играет лирическая побочная (в тональности соль мажор):

Тихая и несколько застенчивая в выражении эмоций музыка весьма искренна. Чисты инструментальные краски, прозрачно изложение. Мелодию ведут скрипки, а фон представляет собой покачивающуюся фигуру у виолончелей и альтов. К концу побочной партии звучат соло засурдиненной скрипки и флейты пикколо. Мелодия как бы растворяется в тишине, струясь. Именно так завершается экспозиция, раскрывшая разумный и деятельный, лирический и мужественный, мир.

Потом следует знаменитый эпизод фашистского нападения, грандиозная картина вторжения силы разрушения.

Последний «мирный» аккорд экспозиции продолжает звучать, когда издали уже доносится дробь военного барабана. На ее фоне развивается странная тема - симметричная (ходу на квинту вверх соответствует ход на кварту вниз), отрывистая, аккуратная. Словно дергаются паяцы:


«Пляской ученых крыс под дудку крысолова» аллегорически назвал эту мелодию Алексей Толстой. Конкретные ассоциации, возникающие в головах разных слушателей, могут быть различными, но несомненно, что в теме нашествия фашистов есть что-то от зловещей карикатуры. Шостакович обнажил и сатирически заострил черты автоматической дисциплины, тупой ограниченности и педантичности, воспитанные у солдат гитлеровских войск. Ведь они должны были не рассуждать, а слепо подчиняться фюреру. В теме фашистского нашествия примитивность интонаций сочетается с «квадратным» ритмом марша: сперва эта тема кажется не столько грозной, сколько тупой и пошлой. Но в ее развитии со временем раскрывается ужасная сущность. Послушные крысолову, ученые крысы вступают в битву. Марш марионеток трансформируется в поступь механического монстра, который топчет на своем пути все живое.

Эпизод нашествия выстроен в форме вариаций на одну тему (в тональности ми-бемоль мажор), неизменную мелодически. Остается постоянной и барабанная дробь, постоянно усиливающаяся. От вариации к вариации меняются оркестровые регистры, тембры, динамика, плотность фактуры, присоединяются больше полифонических голосов. Все эти средства и расхищают характер темы.

Всего вариаций одиннадцать. В первых двух мертвенность и холод звучания подчеркиваются тембром флейты в низком регистре (первая вариация), а также сочетанием этого инструмента с флейтой пикколо на расстоянии полутора октав (вторая вариация).

В третьей вариации автоматичность выделяется сильнее: фагот копирует каждую фразу у гобоя октавой ниже. Тупо отбивающая ритм новая фигура вступает в басу.

Воинственный характер музыки усиливается с четвертой вариации по седьмую. В игру вступают медные духовые инструменты (труба, тромбон с сурдиной в четвертой вариации). Тема впервые звучит forte, она излагается параллельными трезвучиями (шестая вариация).

В восьмой вариации тема начинает устрашающе звучать fortissimo . Она проигрывается в нижнем регистре, в унисон восемь валторн со струнными инструментами и деревянными духовыми. Автоматическая фигура из третьей вариации теперь поднимается, отстукиваемая ксилофоном в сочетании с другими инструментами.

К железному звучанию темы в девятой вариации присоединяется мотив стона (у тромбонов и труб в верхнем регистре). И, наконец, в последних двух вариациях темой овладевает торжествующий характер. Создается впечатление, что железный монстр с оглушительным лязгом тяжело ползет прямо на слушателя. И тут происходит то, чего никто не ожидает.

Тональность резко меняется. Вступает еще одна группа тромбонов, валторн и труб. К тройному составу духовых инструментов в оркестре седьмой симфонии добавлены еще 3 тромбона, 4 валторны и 3 трубы. Играет драматический мотив, называемый мотивом сопротивления. В прекрасной статье, которая посвящена седьмой симфонии, Евгений Петров так написал о теме нашествия: «Она обрастает железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что-то, что-то железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас,- раз, два, раз, два. И вот, когда, казалось бы, уже ничто не может спасти вас, когда достигнут предел металлической мощи этого чудовища, неспособного мыслить и чувствовать... происходит музыкальное чудо, которому я не знаю равного в мировой симфонической литературе. Несколько нот в партитуре,- и на всем скаку (если можно так выразиться), на предельном напряжении оркестра, простая и замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления»:


Начинается симфоническая битва со страшного напряжения. Вариационное развитие перетекает в разработочное. На железные мотивы нашествия набрасываются мощные волевые усилия. В душераздирающих пронзительных диссонансах слышатся стоны, боль, крики. Вместе все это сливается в огромный реквием - плач по погибшим.

Именно так начинают необычную репризу. В ней и побочная, и главная темы экспозиции становятся заметно измененными - так же, как и люди, что вошли в пламя войны, исполнились гнева, испытали страдание и ужас.

Талант Шостаковича имел такое редкое свойство: композитор умел передать в музыке великую скорбь, спаянную с огромной силой протеста против зла. Так главная партия звучит в репризе:



Теперь она плывет в миноре, маршевый ритм превратился в траурный. Это действительно траурное шествие, но музыка приобрела черты страстного речитатива. Эту речь Шостакович обращает ко всем людям.

Подобные мелодии - полные страстных, гневных, призывных ораторских интонаций, широко изложенные у всего оркестра- не раз встречаются в музыке композитора.

Прежде лирическая и светлая, побочная партия в репризе у фагота звучит скорбно и глухо, в низком регистре. Она звучит в особом минорном ладу, часто используемом Шостаковичем в трагической музыке (минор с 2-мя пониженными ступенями- II и IV; в настоящем случае, в фа-диез миноре - соль-бекар и си-бемоль). Быстрая смена размеров (3/4, 4/4, затем 3/2) приближает мелодию к живому дыханию человеческой речи. Это довольно сильно контрастирует с автоматическим ритмом темы нашествия.



Тема главной партии снова появляется в конце первой части - коде. Она заново вернулась к своему начальному мажорному облику, но теперь звучит у скрипок певуче и тихо, словно мечта о мире, воспоминание о нем. Конец пробуждает тревогу. Издалека звучит тема нашествия и барабанная дробь. Война все еще идет.

Шостакович без прикрас, с жестокой правдивостью нарисовал в первой части симфонии подлинные картины войны и мира. Он запечатлел в музыке героизм и величие своего народа, изобразил опасную силу врага и всю напряженность схватки не на жизнь, а на смерть.

В двух последующих частях Шостакович противопоставил разрушительной и жестокой силе фашизма духовно богатого человека, силу его воли и глубину его мысли. Мощный финал - четвертая часть - полон предчувствия победы и наступательной энергии. Для того, чтобы по справедливости оценить его, следует еще раз вспомнить, что композитор сочинил финал седьмой симфонии в начале Великой Отечественной войны.

Много лет прошло со дня первого исполнения «Ленинградской» симфонии. С тех пор она звучала в мире много раз: по радио, в концертных залах, даже в кино: о седьмой симфонии сняли фильм. Ее исполнение снова и снова воскрешает перед слушателями нестираемые страницы истории, вливает в их сердца гордость и мужество. Седьмую симфонию Шостаковича вполне можно назвать «Героической симфонией» двадцатого века.

(Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Историю создания Симфонии №7 Шостаковича, имеющей название «Ленинградская», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

История создания «Ленинградской симфонии»

Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро ». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».


Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.


Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.



Интересные факты о симфонии №7 Шостаковича

  • Название «Ленинградская» произведение получило от знаменитой поэтессы Анны Ахматовой.
  • С момента написания Симфония №7 Шостаковича стала одним из самых политизированных произведений за всю историю классической музыки. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всем знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город.
  • В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича . Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.
  • Музыка первой части симфонии стала основой балета под названием «Ленинградская симфония».
  • Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения.
  • Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру.


  • Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта».
  • В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта.
  • Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи.
  • Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть.
  • Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Но подобного не могло произойти, так как оркестр находился в Новосибирске, перевоз музыкантов стал бы слишком затруднителен и мог привести к трагедии, так как город находился в блокаде, поэтому оркестр пришлось сформировать из людей, находившихся в городе. Многие были музыкантами военных оркестров, многие были приглашены из соседних городов, но в итоге оркестр был собран и исполнил произведение.
  • Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции.
  • Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Time», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве. Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость и выразительность мелодий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру.


  • Музыка связана с еще одним военным событием, которое произошло уже в наши дни. 21 августа 2008 года произведение было исполнено в Цхинвале. Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях.
  • На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.
  • После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».

Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочиненте, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.


Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

  • I часть написана в сонатной форме без разработки. Роль части – экспозиция двух полярных миров, а именно главная партия представляет собой мир спокойствия, величия, строящийся на русских интонациях, побочная партия дополняет главную партию, но в то же время меняет характер, и напоминает колыбельную. Новый музыкальный материал, носящий название «эпизод нашествия» - это мир войны, гнева и смерти. Примитивная мелодия в сопровождении ударных инструментов проводится 11 раз. Кульминация отражает борьбу главной партии и «эпизода нашествия». Из коды становится понятно, что главная партия одержала победу.
  • II часть представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда в мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии.
  • III часть является адажио, написанное в жанре реквиема по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна.
  • Финал продолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Тема сарабанды воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир, а затем происходит утверждение главной партии. Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.

Использование музыки Симфонии №7 в кинофильмах


На сегодняшний день «Ленинградская симфония» достаточно редко используется в кинематографе, но этот факт не уменьшает исторической значимости произведения. Ниже приведены фильмы и сериалы, в которых можно услышать фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века:

  • «1871» (1990);
  • «Военно-полевой роман» (1983);
  • «Ленинградская симфония» (1958).

«Ленинградская симфония» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит седьмая симфония Шостаковича , весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.

Дмитрий Шостакович «Ленинградская симфония»

Советскими историками утверждалось, что свою знаменитую Ленинградскую симфонию Дмитрий Шостакович начал писать летом 1941 года под впечатлением начавшейся войны. Однако существуют достоверные свидетельства того, что первая часть этого музыкального произведения была написана еще до начала военных событий.

Предчувствие войны или нечто иное?

Сейчас уже точно известно, что основные фрагменты первой части своей седьмой симфонии Шостакович написал ориентировочно в 1940 году. Их он нигде не публиковал, но показывал это свое некоторым коллегам и ученикам. Причем композитор никому не объяснял своего замысла.

Несколько позже знающие люди назовут эту музыку предчувствием нашествия. Было в ней что-то тревожное, переходящее в абсолютную агрессию и подавление. Учитывая время написания этих фрагментов симфонии, можно предположить, что автор не создавал образа военного нашествия, а имел в виду всеподавляющую сталинскую репрессивную машину. Существует даже мнение относительно того, что тема нашествия основана на ритмичности весьма почитаемой Сталиным лезгинки.

Сам Дмитрий Дмитриевич в своих воспоминаниях писал так: «Сочиняя тему нашествия, я думал совсем о другом враге человечества. Разумеется, я ненавидел фашизм. Но не только немецкий – всякий фашизм».

Седьмая ленинградская

Так или иначе, но сразу после начала войны Шостакович интенсивно продолжил работу над эти произведением. В начале сентября были готовы первые две части произведения. А спустя совсем небольшое время уже в блокадном Ленинграде была написана партитура третьей.

В первых числах октября композитор вместе с семьей был эвакуирован в Куйбышев, где приступил к работе над финалом. По задумке Шостаковича, он должен был быть жизнеутверждающим. Но именно в это время страна переживала самые тяжелые испытания войны. Писать оптимистичную музыку в ситуации, когда враг стоял у ворот Москвы, Шостаковичу было очень сложно. В эти дни он сам не раз признавался окружающим, что с финалом седьмой симфонии у него ничего не выходит.

И лишь в декабре 1941 года, после советского контрнаступления под Москвой, работа над финалом пошла на лад. В канун нового 1942 года она была успешно завершена.

После премьер седьмой симфонии в Куйбышеве и Москве в августе 1942 года состоялась главная премьера – ленинградская. Блокадный город тогда переживал самое тяжелое положение за все время блокады. Оголодавшие, изможденные ленинградцы, казалось, уже ни во что не верили ни на что не надеялись.

Но 9 августа 1942 года в концертном зале Мариинского дворца впервые с начала войны вновь зазвучала музыка. Ленинградский симфонический оркестр исполнял 7-ю симфонию Шостаковича. Сотни динамиков, извещавших обычно о воздушных налетах, теперь транслировали этот концерт на весь осажденный город. По воспоминаниям жителей и защитников Ленинграда именно тогда у них родилась твердая вера в победу

ТЕМА: Шостакович симфония №7.



Цель урока : расширить понятие симфония, познакомить с понятием « музыкальная драматургия » познакомить учащихся с произведением Шостаковича, воссоздать образ блокадного Ленинграда через образы “Ленинградской” симфонии, познакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны, блокадой Ленинграда и ее последствиями; воспроизвести образы войны, горя, народа - победителя, фашизма в произведении Шостаковича; развивать культуру слушания, музыкально-эстетический вкус; воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание на музыкальные произведения.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок – презентация, с применением ИКТ, работа в группах, коллективная работа.

Методы: интерактивный, практический, творческий, исследовательский, аналитический, аудиовизуальный.

Оборудование:

    компьютер;

    проектор;

    презентация;

    стихи;

    раздаточный материал;

    словарь эмоций;

    карта “Великая Отечественная война 1941-1945”

    схема анализа музыкальных произведений

    текст песни

Музыкальный материал:

    Аудиозапись фрагментов симфонии №7 Д. Шостаковича

    Видеозапись песней «Кукушка»

    Аудиозапись фонограммы «минус» песни «Кукушка»

Ход урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

О ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба,

Он почти не весит на руке

Ольга

Берггольц

    Организационный момент

    Мотивация учебной деятельности

Война и мир – две противоположных сущности, два понятия, абсолютно несовместимые друг с другом. Судьбы людей, действия, обстановка, эмоции – все в них абсолютно противоположно.

Ребята, подумаете, какие вы можете назвать противопоставления, относящиеся к образу этих разных миров.

Ученик читает отрывок их “Ленинградской поэмы” О. Бергольц

Ответы учащихся (мир создания, мир творчества – мир краха, мир разрушения, добро-зло, жизнь-смерть; сытость-голод;

Победа-поражение; любовь-ненависть;

Храбрость-страх и т.д.)

    Изучение нового материала

Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы продолжаем изучение темы «Музыкальный образ» и развиваем ее на примере нового произведения - симфония №7 Д. Шостаковича.

Д.Д.Шостакович – советский композитор, годы его жизни – 1906 - 1975 (слайд – фото композитора). Он – коренной петербуржец, учился в Петербургской консерватории. В консерваторию поступил в сентябре 1919 года, в 13 лет, в 1922 году закончил ее как пианист, в 1924 – как композитор

Сочинил: 3 оперы («Нос», «Игроки», «Леди Макбет Мценского уезда»);

3 балета («Стальной скок);

оратории, кантаты; инструментальная и вокальная музыка; музыка к кинофильмам и спектаклям, 15 симфоний;

    Что же такое симфония?

Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она…

Мы много знаем о войне, много о ней слышали, потому что война пришла в каждый дом. Одной из самых ужасных и трагических станиц истории стала оборона Ленинграда.

Захват Ленинграда был составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР - плана “Барбаросса”. В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3?4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны. К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.

Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу.

Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары.

В этот же день – 8 сентября 1941 года была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной – эта дата считается началом блокады длившейся 872 дня.

Уже в октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма.

Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял

Рабочим - 250 граммов хлеба в сутки,

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - по 125 граммов,

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии - 300 граммов,

Войскам первой линии - 500 граммов

При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться

В ноябре 1941 г. положение горожан резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах - люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Но, несмотря на всю тяжесть этого времени, на смерть, голод, страх, люди не утратили способности мыслить, мечтать, верить, надеяться, творить и сочинять. И ярким тому примером является личность великого русского композитора Д.Д. Шостаковича.

Его Седьмая симфония, получившая название “Ленинградской”, – одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов. Позже Шостакович сказал: “С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка”

Седьмая симфония состоит из 4 частей, но первая – самая значительная. Сам Д.Д.Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”. Образ мирной жизни сменяется образом войны.

В начале и конце первой части воплощен образ Родины. Ему противостоит злой, бесчеловечный в своей звериной жестокости образ разрушительной силы. Он и занимает средний раздел первой части. Этот образ уникален в мировой музыке своей неповторимой конкретностью, сочетанием зловещей фантастичности и предельной реальности. Это знаменитый эпизод фашистского нашествия – “Эпизод нашествия”, потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Написана первая часть в известной вам форме вариаций, что позволило воплотить всепоглощающее разрастание и расширение бездушной, мертвой, фашистской силы.

Давайте сейчас прослушаем фрагмент симфонии.

Задание: Попытайтесь представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, то мироощущение, которое охватило людей блокадного Ленинграда. И попробуем дать характеристику музыке с помощью ваших словарей эмоций.

В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов? Ленинградского и Волховского? в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены. А к голоду прибавился еще и холод. Зима 1941-1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного. Но злосчастный мороз дал надежду на спасение.

Одной из главных задач войск Ленинградского фронта был прорыв фронта противника. 12 января 1943г., после артиллерийской подготовки 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу. 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов, соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Так было разорвано кольцо блокады. Окончательно блокада была снята в январе 1944 года. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60?100 км.

9 августа 1942 г. на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты, Оркестранты едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке. Под потолком, невзирая на сотрясающиеся от снарядов стены, висели хрустальные люстры. Исполняли “Ленинградскую” симфонию

Д. Д. Шостаковича.

Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили - они были абсолютно уверены, что город мертв.

Когда оркестр заиграл финал, зал встал.

Приложение №) слайд (1-2)

Презентация (слайды 3-5)

Ответы учащихся

(Приложение №1)

Презентация (слайд 6)

1 фрагмент фильма (Презентация слайд 7)

Презентация (слайд 8)

2 фрагмент фильма. (Презентация слайд 9)

Презентация (слайды 10-12)

(Презентация слайд 13):

(Презентация слайд 14)

Презентация (слайд 15)

(Приложение №2)

Слушание 1 части симфонии №7

Учащиеся слушают фрагмент симфонии №

(1 часть)

Ответы учеников.

Презентация (слайд 17)

Видео фрагмент (Презентация слайд 18) .

Работа с картой: “Великая Отечественная война 1941-1945”

(Презентация слайд 19)

Учащиеся ведут просмотр слайдов презентации

Видео фрагмент (Презентация слайд 20)

IV. Закрепление материала урока

Кроссворд

(Презентация слайды 21-28)

Вокально – хоровая работа

……Много горя человеческого принесла эта война. Увековечивание памяти о погибших воинах является священной традицией у всех народов мира. Образы воинов, фрагменты боев выражаются в мраморе и граните на плитах могильных курганов и мемориалов, в легендах и летописях, в трудах историков, писателей, поэтов и композиторов...

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Подведение итогов

27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады - разгрома немцев под Ленинградом.

Творческое задание для групп:

    Собрать из фрагментов рисунок и дать ему название

    Написать Эссе (мини - сочинение) на тему: «Обращение к потомкам - война не должна повториться»

    Нарисовать мини-плакаты

    Выбрать и наклеить …………….

Рефлексия

(Презентация слайд 29)

Ученик читает стихотворение “Ленинградский салют”

Учащиеся выполняют творческое задание

Создание кластера (работа в группах)

    Выступление Д.Д. Шостаковича по Ленинградскому радио

Фотоархив «Блокада Ленинграда»

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...