Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Картины Эндрю Уайета (Andrew Wyeth) и Мир Кристины. Уайет Эндрю: биография, карьера, личная жизнь Andrew wyeth картины

Сегодня 16 января в 2009 году скончался величайший американский реалист 20-го века – Эндрю Уайет (Andrew Wyeth).

Эндрю Уайет – художник, живописец-реалист, один из самых знаменитых художников Америки середины 20-го века. Любимыми моделями художника на протяжении всей его творческой деятельности были: люди и земля, и их взаимоотношения. Как часто говорил сам живописец, он рисовал свою жизнь. Одно из самых знаменитых полотен художника «Мир Кристины», написанное, когда Уайету был всего 31 год. На полотне изображена девушка со спины, которая полусидит на огромном просторном поле, лицо девушки повернуто к дому, расположенному в правом верхнем углу полотна. Сегодня картина находится в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Первая персональная выставка молодого художника состоялась, когда Эндрю было всего двадцать лет. Выставка оказалась очень успешной, были распроданы все представленные акварели автора. И казалось, что жизнь Эндрю предопределена. Сам Эндрю был сыном другого знаменитого американского художника-реалиста Джеймса Уайета, но стиль сын значительно отличался от стиля отца. Эндрю был более скуп в цветовом отношении, но его картины были более просторны по восприятию. В работах художника явно просматриваются настроения Америки после Великой депрессии. Постоянное чувство свободы и простора, омрачается привкусом одиночества и, какой-то пустоты. У нас уже есть свобода, но мы одиноки в этой свободе. У нас уже есть просто, но он пока пуст.

Хотя многие и относят Эндрю к стилю реализм, все-таки стоит отметить, что сам художник позиционировал себя, как абстракционист. Он говорил: «Мои люди, мои объекты, они уже дышат по-другому: в них заложено совсем другое ядро волнения, и оно, безусловно, абстрактное. Боже мой, когда же вы действительно начинаете вглядываться в простоту объекта, и понимать, глубинный смысл его».

Эндрю Уайет работал на протяжении семидесяти лет. Он вдохновлялся одиночными прогулками по своей родной Пенсильвании. В работах умело синтезировал близость земли и моря, стремился к духовному пониманию истории своей родины. Пользовался в основном карандашом в эскизе, и акварелью – в готовой работе.

Картины Эндрю Уайета могут показать скупыми и достаточно формальными по красоте, но они как, и все искусство времен после Великой депрессии, наполнены глубоким эмоциональным смыслом. Это чувство трагедии всего народа и каждого отдельного человека, чувство одиночества, чувство внутренней неудовлетворенности, как пустоты и невозможности, что-либо сделать.

Эндрю Уайет прожил долгую плодотворную жизнь, он был признанным художником своей страны еще при жизни, он был успешным и популярным. И вместе с тем, он продолжал писать свои пейзажи, своих людей, ни взирая на веяния моды и требования времени. Такие художники, как Эндрю Уайет увековечивая историю, сами становятся ее авторами.















Эндрю Уайет. Мир Кристины. 1948 г. 82 х 121 см. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)

«Мир Кристины» Эндрю Уайета (1917-2009 гг.) – культовая картина американской живописи.

Для американцев она имеет такое же значение, как для нас Шишкина или Серова.

Так что же в ней необычного?

Да все. И история героини. И техника, в которой она создана. И то, как картина воспринимается зрителем.

Первый взгляд на «Мир Кристины»

Картины Уайета интровертны. Они «не кидаются в объятия» зрителю с первого взгляда. Потому что в них нет яркости.

Выжженная трава. Некрашеные, ветхие дома. Ветер. Один-два предмета. Редко люди.

Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Вы не увидите в них главного с разбегу. Вам нужно постоять, приглядеться. И только через какое-то время Вы рассмотрите то, что «спрятано» во втором слое картины.

Я сама на себе это испытала.

Я увидела «Мир Кристины», когда ничего не знала ни о художнике, ни тем более о какой-то там Кристине. И, конечно, картина сразу мне НЕ раскрылась.

Мне показалось, что передо мной стройная девушка с густыми волосами, отдыхающая в праздной позе. Она как будто выразительно поддалась вперёд. На фоне блеклого пейзажа, видимо, чтобы не отвлекать внимание от девушки.

И только приглядевшись, меня словно холодом обдало. Как я могла увидеть праздность?

Волосы грязны и нерасчесаны, отсюда и иллюзия густоты.

Эндрю Уайет. Мир Кристины (фрагмент). 1948 г. МОМА

Какая там стройность! У девушки болезненная худоба.

В волосах – виднеется проседь. Да это вовсе и не девушка (Кристине на тот момент было за 50)…

Потом я пригляделась к её пальцам. Они, серые от пыли, впиваются в землю. В этом явно нет ничего романтичного. Это борьба и большое усилие…

После этого открываешь компьютер и читаешь о картине…

Вот так постепенно она раскрылась. Не сразу. Но поразив до глубины души.

Как возникла идея «Мира Кристины»

Однажды Энди Уайет выглянул в окно своего летнего дома в штате Мэн, близ города Кушнер.

И увидел на поле женскую фигуру. Она лежала и видимо отдыхала. И вдруг фигура встрепенулась и … поползла в сторону виднеющейся вдали фермы. Она цеплялась за землю пальцами и волочила за собой свои ноги.

Уайет понял, что это его соседка Кристина Олсон. Он знал, что она частично парализована. Но не ожидал, что она вот так, без инвалидной коляски и сопровождающих передвигается по окрестностям.

Сначала он испытал приступ жалости и хотел броситься помочь. Ведь эта фигурка в розовом платье и болезненной худобой была похожа на омара. Выброшенного на берег и раздавленного безжалостным сапогом. Но он был жив и изо всех сил продолжал ползти в искореженной скорлупе…

Но что-то остановило художника. Он не бросился на помощь. Он понял, что этой женщине она не нужна. Это был её каждодневный вызов судьбе.

Кристина Олсон

Кристина заболела полиомиелитом в 3 года. Она выжила. Но в подростковом возрасте у неё начались проблемы со здоровьем. Она начала спотыкаться и падать. Болезнь прогрессировала. К 30 годам она уже еле-еле делала 2-3 шага.

Диагноз ей так и не смогли поставить. Но сейчас врачи, изучив её медицинские карты, считают, что она страдала моторно-сенсорной нейропатией. При которой в течение жизни у человека постепенно деградирует двигательная активность.

На картине Кристине – 55 лет. Она ещё проживет после этого 20 лет. И продолжит отстаивать своё личную свободу и независимость от других.

Эндрю Уайет. Кристина Олсон. 1947 г. Галерея Кёртис, Миннеаполис

Только представьте. Кристина жила не в квартире со всеми удобствами. Она жила на ферме. Без горячей воды, стиральной машины, посудомойки и прочих благ цивилизации.

И тем не менее была самостоятельной и почти полностью ухаживала за собой сама. И даже немало делала по ведению хозяйства.

Вот об этом картина. О силе духа. Несмотря на казалось бы непреодолимые жизненные обстоятельства, человек нашёл силы достойно прожить жизнь. Без нытья и жаления самого себя.

Уайет не мог не написать эту картину. История Кристины не отпускала художника. Перед его глазами все стояла эта маленькая фигурка на поле.

Как Уайет создавал «Мир Кристины»

Картину Уайет писал долго. Только над одним полем он работал целых пять месяцев.

Художник писал тонкой сухой кистью. На кончике она состояла лишь из одного волоска. Писал темперой (краской на основе яичного желтка), которая в отличие от масляной краски, позволяет прорабатывать очень мелкие детали.

Он даже подумывал не изображать на поле Кристину. А чтобы оно само передавало её незримое присутствие.

Эндрю Уайет. Мир Кристины (деталь). 1948 г. МОМА

И даже когда на его картине появилась Кристина, он долго не хотел показывать ей то, что получилось. Он боялся её реакции на слишком реалистичные детали: серые от пыли пальцы, неестественно вывернутые ноги.

Ведь она не видела даже набросков. Конечно, он не решился просить её позировать. Эту роль выполнила жена.

И вот картина готова. Почему же «Мир»?

У нас и вправду создаётся ощущение целого мира. За счёт совмещенной перспективы. Ферму вдали мы видим глазами человека на земле. Как бы снизу. От этого расстояние до неё кажется очень большим. Особенно для человека, ползущего по земле.

При этом саму Кристину мы видим сверху. Именно со второго этажа своего дома её когда-то увидел Уайет.

В результате получается разворачивающееся сначала к Кристине, а потом вдаль от неё широченное пространство с далеким горизонтом.

Но в нем помещается так мало: поле, небо и дом с сараем. Вот и весь мир Кристины. Огромный для человека-инвалида. Скудный и в то же время величественный.

«Мир Кристины» сегодня

Уайета никогда не привлекали обычные человеческие мотиваторы: деньги, слава, признание. Он работал в своём темпе. И главное в своём стиле.

Это очень удивляло искусствоведов и критиков. Как можно работать в стиле реализма в эпоху модернизма?

Как можно выписывать каждую травинку, когда небрежность – главная «фишка» современной живописи 20 века?

Но Уайет был безразличен к их мнению. Он писал, как хотел и как чувствовал.

А музеи все равно покупали его работы. Тихо, без шумихи, чтобы не прослыть старомодными.

Этот пост я вынашивала в своих мыслях уже давно. Не только потому, что Эндрю Уайет один из любимейших моих художников на картины, которого я мечтаю посмотреть в живую.Но еще причина кроется в том, что когда-то давно я обещала некоторым своим друзьям познакомить их с американским искусством.


Я помню удивленные вытянутые лица на мое заявление о том, что есть много отличных американских художников.

Это в Америке-то, откуда? Молодая разрозненная нация.

Это ты про поп-арт?

И я полностью согласна, в американском искусстве до 20 века действительно можно найти мало чего выдающегося, тем более на мировом уровне. Но вот потом...
Так что первым про кого я расскажу, и я надеюсь не последним, пусть будет Эндрю Уайет.
К сожалению он не так давно покинул этот мир в 2009г.

Мое знакомство с творчеством этого художника произошло лет 6 назад благодаря моему горячо любимому педагогу Елене Александровне Трофимовой. Кто-то из ее знакомых давно привез из-за границы монографию.Я помню как меня поразили репродукции напечатанные там. К сожалению интернет и качество здешних картинок дает очень слабое представление о его кропотливой детализации в работах и прекрасном владении акварелью. Помню как с жадностью вглядывалась
в каждую картину.
Хочу заметить, что реализм наверно одно из самых моих нелюбимых направлений в искусстве,
я долго не могла сформулировать почему, так как ответ потому что мне не нравится реалистическое изображение предмета меня не устраивал.И вот наконец я поняла, реализм очень часто убивает
в картине загадку, историю, там настолько все ясно просто и понятно, что посмотрел и прошел мимо, над этим не хочется размышлять.Ты видишь прекрасную технику и больше ничего, художник не показывает своего отношения к изображенному сюжету.Картина получается безликой-очень техничной, но без чувств. Разве это искусство? Это мастерство, а что за ним? Ничего?
Получается некий парадокс вроде нарисовано точно, как в жизни, а жизни то и нету.
Картина мертвая.Мертвые предметы, мертвые лица...
Но сейчас смотря некоторых современных художников я начинаю замечать, что они выводят реализм на новый уровень и это довольно интересно.

И Эндрю Уайет прежде всего поразил меня своей тайной. Его стиль характеризуют как «магический гиперреализм» и этим уже все сказано. Его умение подать простой предмет в простом, но одновременно сложном пространстве. Его композиции...это наполненная пустота!
то что я так люблю и ценю! и надеюсь когда-нибудь смогу достичь.

Монография была конечно на английском и включала в себя дневник Уайета. Елена Александровна перевела все и зачитала нам несколько отрывков, и вот тогда я окончательно и бесповоротно влюбилась в этого художника. Какое это необыкновенное восприятие мира.

Некоторые мысли Уайета я выложу отдельным постом.
Вот тут:
От его картин такое острое ощущения прожитой истории. И ведь на практике так и оказывается, каждая картина каждый предмет это что-то очень личное, что он описывает в своем дневнике. На самом деле мне поста не хватит рассказать про все эти вещи и истории.
Да и достоверного источника к сожалению под рукой нет, а интернет очень скуден и не надежен на этот счет. Так что друзья часто ездящие за границу! если вдруг будете в Америке и вам на глаза попадется любая литература касающаяся Эндрю Уайета, благодарна буду по гроб жизни! заплачу и верну любые деньги:) намек понят?)))

Но историю одной картины я все таки вам расскажу. По памяти, так что за некоторые возможные неточности простите.
Эта картина и эта история врезались в мою память очень ясно. И всегда вспоминая Эндрю Уайета я вспоминаю сначала эту прекрасную написанную метафору. Мне кажется эта история полностью характеризует творчество Уайета.
Я несколько часов искала эту картину в недрах интернета, чтобы рассказать кто на ней изображен и нашла только в таком качестве.Но надеюсь мои усилия прошли не даром и вам понравится.

Вы видите колокол висящий на двух подпорках. Казалось бы ничего особенного, а оказывается это портрет его сестры, которая любила носить шляпки, она была калекой, видимо какая-то травма, передвигалась на костылях. Увидев эту картину, она все поняла и попросила Уайета подарить ей.
Мне кажется это очень трогательно...

Ну а теперь все по порядку.

Эндрю Ньюэлл Уайет (12 июля 1917 - 16 января 2009) родился в Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, США.
Сын выдающегося художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета (N. C. Wyeth), брат изобретателя Нэтениела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, отец художника Джейми Уайета(Jamie Wyeth).

Эндрю был младшим ребёнком в семье Ньюэлла Конверса и Каролины Уайетов. Обучался дома по причине плохого здоровья. Рано начал рисовать, учился живописи у отца. Историю искусства Уайет изучал самостоятельно.
Первая персональная выставка акварелей Эндрю Уайета состоялась в Нью-Йорке в 1937 году, когда ему было 20 лет. Все работы, выставленные на ней, были довольно быстро распроданы. В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.
В течение всего последующего времени Уайет попеременно жил в Пенсильвании и Мэне, практически не покидая восточное побережье США. Стиль художника практически не менялся, хотя со временем картины Уайета становились более символическими, уходя в сторону магического реализма.

Вот отец N. C. Wyeth как раз яркий представитель того самого реализма, который я не люблю!
Но тем не мение художник заслуживающий внимания.
Немного для ознакомления:

Он учил сына, что в живописи главное колорит, особенно если ты рисуешь такую страну, как Америка. Эндрю же считал, что великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет - серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто на земле трудится.

Эндрю Уайет проводил долгие часы на натуре: в доме Олсонов, в доме соседей Кёрнеров, которых он часто рисовал, часы - на берегу ручья, на жаре, часы - под деревом, на морозе. Никто в доме не знал, куда и зачем он уходит. Свобода и секретность работы была его привилегией. Родным было запрещено спрашивать, где он был.В выборе объектов Уайетом не обязательно руководила любовь или восхищение, но обязательно – сильное чувство.

Он погружал зрителя в мир повседневный, в котором жили обыкновенные люди. В этом мире не присутствовала современная цивилизация, индустриальный век. Как-то критик заметил, что его герои не носят… ручные часы. Поставив ему это в упрек.

Важнейшая особенность творчества Эндрю Уайета в том, что художник всю свою жизнь прожил только в двух местах: в Чеддс Форд, штат Пенсильвания, и на океанском побережье Мэйна, где у семьи был летний дом. Он рисовал ТОЛЬКО два эти места. Он делал портреты только жителей этих городков – своих друзей и соседей. Так что если говорить о «мире Эндрю Уайета» в терминах географических, то он – крошечный.
Но... другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших, интимных отношениях с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И он испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам.

Я помню не меньше 10 минут разглядывала эту работу. Черная кожа среди пестрых лоскутков, какое тонкое сочетание по цвету, какое техническое выполнение не передать словами.

Barracoon. 1976.

"Henry Teel" 1944

Старик и море.....
Adrift, 1982

Master Bedroom, 1965

The Quaker, 1976

Night Sleeper. 1979

Marriage, 1993

Faraway, 1952

Wind from the Sea. 1947

Pentecost. 1989

Off at sea. 1972

Open and Closed. 1964

Monday Morning. 1965

Walking Stick. 2002

Ring‑Road.1985

The Witching Hour. 1977

к сожалению эти работы в маленьких размерах:

На эмоции Уайета откликаются зрители, не знающие ни его героев, ни обстоятельств его жизни. Коллекцию «Хельга» купили за огромные миллионы японцы. Выставка Уайета имела огромный успех в России в 87-м году. Я думаю, секрет живописи Эндрю Уайета (как и всякого искусства) в том, что она способна выразить чувства.

А вот работы сына, Джейми Уайета.
Ему явно близка философия отца.

фухх...ну вроде конец)))
извиняюсь что не все работы подписаны и датированы, просто уже сил нет.
надеюсь вам понравится!

Продолжая тему об американских художниках, начатую в статье о я хочу рассказать о замечательном американском художнике Эндрю Уайете (Andrew Newell Wyeth) . Надеюсь, вы согласитесь, что его произведения, да и сама жизнь художника представляют в чистом виде.

Эндрю Уайетю Полная луна. 1982.

Эндрю Уайет - один из самых обожаемых и, вместе с тем, один из самых недооцененных американских художников XX века. Уайет писал в реалистичной манере - в эпоху модернизма это была огромная смелость. Критики упрекали его в отсутствии воображения, в том, что он потакает вкусам домохозяек в том, что дискредитировал художественный реализм.

Эндрю Уайет. Альваро и Кристина. 1968.

Эндрю никогда не был модным художником: зачастую, покупая его картины, кураторы музеев старались делать это без лишнего шума - чтобы не прослыть ретроградами и сохранить реноме. Что касается домохозяек, то они отвечали Уайету взаимностью. Его выставки проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета , - писали в 1963-м году в одной нью-йоркской газете, - за то, что носы у его героев там, где им полагается быть ».

Эндрю Уайет родился в 1917 году в городке Чеддс-Форд в Пенсильвании. Его отец - Ньюэлл Уайет был известным иллюстратором. Известным настолько, что в его деревенский дом приезжали погостить такие знаменитости, как Скотт Фицджеральд и Мэри Пикфорд .

Нюэлл делал все, чтобы разбудить в своих детях воображение и творческое начало.

У него были десятки учеников. Неудивительно, что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше, чем произнес первое слово. Эндрю Уайет всегда называл отца в числе своих учителей первым. Тем не менее, он быстро понял, что в творческом смысле ему с Ньюэллом не по пути.

Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947.

Реальность влекла Эндрю Уайета сильнее книжных фантазий. Однако «волшебное» детство не прошло даром: в незатейливом северном пейзаже, в простых обветренных лицах соседей, в паутине заиндевевшей сорной травы он умел разглядеть что-то таинственное, иррациональное и нередко пугающее.

Художник: предпочитал маслу акварель и темперу; находил поэзию, философию и магию, которой щедро сдобрен его реализм, в лицах соседей, друзей и пейзажах, открывающихся из окна.

Когда Эндрю было 28, автомобиль его отца столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом. С тех пор в его полотнах почти всегда угадывалось ощущение утраты.

Не будет большим преувеличением сказать, что Уайет жил затворником. Он не реагировал на нападки критиков, сторонился светской суеты и, казалось, не замечал, что за окнами ревет и беснуется двадцатый век. Однажды Уайету поставили в упрек, что его модели не носят наручных часов - вот как здорово, по мнению столичных искусствоведов, он опоздал на поезд.

Эндрю Уайет. Весенний выпас. 1967.

Эндрю Уайет очень дорожил уединенным и размеренным образом жизни. Он редко покидал Чеддс-Форд (делая исключения для своего летнего дома на океанском побережье штата Мэн). Художник рисовал только эти два места. Он делал портреты только жителей этих городков - своих друзей и соседей. Так что если говорить о “мире Эндрю Уайета” в терминах географических, то он - крошечный. Но другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших отношениях и с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам.

«Из путешествия человек возвращается не тем, что прежде, - говорил он. - Я никуда не езжу, потому что боюсь утратить что-то важное - возможно, наивность».

Всенародная любовь и признание критиков все-таки настигли художника. Когда схлынула волна повального увлечения абстракционизмом, стало ясно, что у домохозяек - отменный вкус, что старым лодкам тоже есть, что рассказать, что Эндрю Уайет - один из самых ярких и важных художников в человеческой истории. В 2007-м он получил из рук президента Буша-мл. Национальную медаль - высшую награду Америки в области искусств .

В 2009-м Эндрю Уайет умер во сне в возрасте 91 год. Разумеется, в своем доме в Чеддс-Форд. Незадолго до смерти он сказал:

«Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего».

Эндрю Уайет - самый спорный художник в американской живописи 20-го века. Дело в том, что официально признанный стиль Уайета - реализм. А время его творчества пришлось на эпоху модернизма. И он оказался в такой ситуации: модные и влиятельные критики его не признавали, публика толпами валила на его выставки (отдохнуть от заполонившей все выставочные залы абстрактной живописи), музеи втихаря покупали его картины (кураторы часто лучше чувствуют живопись, чем критики)... и только художники, включая абстракциониста Поллака, - точно знали, что имеют дело с мощным и загадочным даром.

Отец Эндрю был популярным художником-иллюстратором. Он учил сына, что в живописи главное колорит, особенно если ты рисуешь такую страну, как Америка.

Эндрю же считал, что великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет - серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто на земле трудится.

Однажды, выглянув из окна своей "студии" на чердаке, он увидел на поле совсем невдалеке девушку, которая прилегла и явно отдыхала. У Эндрю мелькнула мысль: как можно отдыхать в такой неудобной позе? Но потом случилось совсем невероятное. Кристина ползком стала перемещаться по полю в сторону дома вдали. Хотелось броситься ей помочь, но что-то словно сковало все тело Эндрю, словно бы парализовало. Картина была ирреальной: выжженное солнцем поле и на нем женская фигурка в розовом платье.

Позже Уайет узнал, что Кристина в детстве перенесла тяжелую болезнь и на всю жизнь осталась парализованной. Но, внучка шведского моряка, она в наследство получила не только бревенчатый дом, но и мужество.

В то лето в Кушинге (штат Мэн) художник Эндрю Уайет понял главное: не надо искать лазейку в мир Кристины. Просто нельзя о нем забывать. Художнику сделать это легче, чем всем остальным - для памяти своей и потомков можно запечатлеть его на холсте. Тем более, что название этому уже придумала жизнь - "Мир Кристины". В нем выжженное солнцем поле, много-много неба и сердце под розовым платьем, захлебывающееся жизнью.

Эта картина его прославила.

Однажды Уайет поднялся на второй этаж дома Кристины, куда сама она не поднималась, где никогда не прибирали...

«Там было жарко, я открыл окно, и вдруг, ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет 30. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела с пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход. Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого - холод по спине».

Эндрю Уайет проводил долгие часы на натуре: в доме Олсонов, в доме соседей Кёрнеров, которых он часто рисовал, часы - на берегу ручья, на жаре, часы - под деревом, на морозе. Никто в доме не знал, куда и зачем он уходит. Свобода и секретность работы была его привилегией. Родным было запрещено спрашивать, где он был. Художники удивлялись, зачем он мучается и не рисует по фотографиям. Вот что отвечал на это Уайет:

«Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем... Делать фон - это как строить дом, чтобы потом там жить.. Если сдержать себя, дождаться правильного момента, он может решить все дело».

В выборе объектов Уайетом не обязательно руководила любовь или восхищение, но обязательно - сильное чувство. Например, соседа-немца Карла Кёрнера Эндрю больше боялся, чем любил. Он привязался к Карлу после смерти отца (такие же жестокие немецкие губы, - говорил он). Кёрнеры отдали Эндрю под студию светлую кладовку с крюками для подвешивания колбас на потолке, и под одним таким крюком Уайет сделал портрет Карла - вояки, немца, гордеца - один из лучших американских портретов.

Он погружал зрителя в мир повседневный, в котором жили обыкновенные люди. В этом мире не присутствовала современная цивилизация, индустриальный век. Как-то критик заметил, что его герои не носят… ручные часы. Поставив ему это в упрек.

Важнейшая особенность творчества Эндрю Уайета в том, что художник всю свою жизнь прожил только в двух местах: в Чеддс Форд, штат Пенсильвания, и на океанском побережье Мэйна, где у семьи был летний дом. Он рисовал ТОЛЬКО два эти места.

Он делал портреты ТОЛЬКО жителей этих городков - своих друзей и соседей. Так что если говорить о «мире Эндрю Уайета» в терминах географических, то он - крошечный.

Но... другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших, интимных отношениях с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И он испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам.

Ему однажды позвонили из Госдепа и сказали, что в Советском Союзе хотят выставить его портреты негров. Эндрю сказал: «Я не пишу НЕГРОВ. Я пишу своих друзей». И отказался.

Ричард Меримен:
Я как-то спросил его, как он смог перевести свои эмоции в плоскость картин. Он сказал: «Если чувства сильные, рука это знает».

В документальном фильме «Реальный мир Эндрю Уайета» художник, вспоминая об отце, рассказывает и более важные вещи:
«Отец говорил: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему».

Я очень рано начал рисовать, и отец считал, что колледж художнику не нужен: меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья-художники. И он добился своего. Еще немного, и я навсегда остался бы в Шервудском лесу Робин Гуда. Оттуда я все-таки выбрался, но ушел в свой мир».

Ричард Меримен: Однажды в доме Кёрнеров он услышал незнакомый голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга, дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому. Она была молодой, красивой, естественной и в ней было обаяние иностранки... Эндрю воодушевился. Дело в том, что он почти сознательно устраивал свою жизнь так, чтобы в ней постоянно создавалось эмоциональное напряжение: восторг, страх, предчувствия, и всё - неуемной, заражающей силы... Началась тайная работа над серией картин «Хельга».

Секретные сессии продолжались почти десятилетие. Об отношениях художника со своей новой моделью можно только догадываться. В конце концов Уайет исчерпал этот источник. У него появились другие модели. Он вернулся к пейзажам. Но Хельга - не жена Бетси, для нее внимание и любовь Эндрю стала единственным смыслом жизни, и, заброшенная Уайетом, она впала в глубочайшую депрессию. Уайет нанял ей сиделку, устроил на несколько месяцев в психиатрическую лечебницу, и в конце концов съехался с ней. «У меня теперь две жены, - говорил он другу». Он жил то с Хельгой, в своей студии, в помещении старой школы, то переезжал к сестре, и тогда Хельга снова впадала в депрессию. В конце 80-х он написал картину «Убежище»: Хельга, в пальто, с опустошенным лицом, стоит, прислонившись к стволу дерева. Это был финал.

Сестра Эндрю обвиняла его жену Бетси в том, что та бросила мужа на произвол судьбы еще до появления Хельги, что она увлеклась его делами, забыв о чувствительной и ранимой субстанции его таланта. Мучимая чувством вины, Бетси решила навестить Хельгу в ее заброшенной школе.

«Помещение выглядело, как незастеленная кровать. Все завалено пустыми пакетами из-под картофельных чипсов и крекеров. На постели в углу вдруг медленно приподнялась какая-то фигура. Я сказала: «Боже правый, вы - Хельга?.. Миллионы людей не поверили бы в это». Она не ответила, но все-таки подошла поближе. В ее лице была такая глубокая печаль, что мне сразу стало стыдно. Я объяснила ей, что Эндрю заболел и потому не приехал. Она молчала. Уходя, я увидела в углу новую картину - сухую акварель. Я сказала: «Замечательная работа... Только не говорите Энди, что я ее видела». Хельга разжала губы: «Я не скажу». Это были единственные слова, которые она произнесла».

Ричард Меримен: Я думаю, Эндрю Уайет, больше, чем любой современный американский художник, поднял знамя «эмоционального реализма». Другой термин даже лучше для его стиля - «магический реализм».

На эмоции Уайета откликаются зрители, не знающие ни его героев, ни обстоятельств его жизни. Коллекцию «Хельга» купили за огромные миллионы японцы. Выставка Уайета имела огромный успех в России в 87-м году. Я думаю, секрет живописи Эндрю Уайета (как и всякого искусства) в том, что она способна выразить чувства, которые для большинства людей НЕВЫРАЗИМЫ, но УЗНАВАЕМЫ».

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...