Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Пьеса борис годунов краткое содержание. Пересказ произведения "Борис Годунов" Пушкина А.С

Прошел месяц, с тех пор когда Борис и его сестра закрылись в монастыре и отказались взять направление на престол в городе Москва. Жители могут объяснить отказ Годунова только тем, что он испугался власти. Но Шуйский не был так прост и понимал, что это все игра. Так как нет смысла в том, что царевич в младенчестве убит был.

События происходят, как их и предсказывали. Народ взмолился и упросил Бориса Годунова взять на себя царствование Москвой. Он немного погодя соглашается и выходит из монастыря. Проходит 4 года.

Между тем у Чудова монастыря священнослужитель Пимен мечтает закончить летопись. Просыпается Григорий, который спал неподалеку от Пимена. Григорий жалуется на жизнь при монастыре, которой он живет еще с детства и бежит от такой жизни. Перед тем он расспрашивает у Пимена о мертвом царевиче, так как наследник был его ровесником, а во время смерти его Пимен находился в Угличе.

Григорий хочет попасть на трон. О данном происшествии докладывают патриарху. Он приказывает догнать Григория и отправить его в ссылку в Соловецкий монастырь. После беседы с колдуном приходит царь. Шесть лет он уже правит, но сей факт его не удовлетворяет. Он осознает бесполезность своих действий, да и муки совести его давно уже одолели.

Приставы вошли. У них указ с приметами Григория, но он, предлагая свою кандидатуру на прочтение указа, изменяет внешние приметы. Ложь его раскрывается, но он успевает убежать. В поместье Шуйского гостит Афанасий Пушкин. Он располагает интересной новостью из поместья Кракова и делится с её с главой дома. Шуйский понимает, что если о данной новости узнают все, то это навлечет большие неприятности. В царских палатах Шуйский рассказывает Борису Годунову о Кракове. Узнав обо всем, Григорий выдает себя за царевича. Борис Годунов расспрашивает Шуйского о смерти настоящего царевича, и о том, как тот навещал его целых три дня подряд, но рассказывает, что он был так красив, как будто спал.

Григорий, обольщая всех намечающихся сторонников в поместье Вишневского, обещает присоединить Русь к Ватикану. Так же обещает казакам дать вольность, а всех слуг Годунова наказать. Он заезжает к Мнишке, где решает остановится, за три дня он влюбляется в Марину и рассказывает о том, что он самозванец. Марина не желает любить монаха, тем более беглого, так как она желает встать на престол Москвы.

После всяческих оскорблений с ее стороны у него просыпается достоинство, и он вновь настаивает, что он царевич. Григорий уже недалеко от границы с Литвой, он бесконечно терзает себя мыслью, что самые заклятые враги были позваны им на Русь. Но быстро оправдывает себя в своих глазах, ссылаясь на Бориса. Царская дума на заседании обсудила, что беглец уже прошел Чернигов. Царь издает указ о призыве на службу. Шуйский пытается успокоить граждан. Царевич-самозванец выигрывает битву.

На площади рядом с собором, после того как окончилось собрание, и где было принято решение об анафеме, поют песнь в память о царевиче. Рядом с собором сидит Никола, мальчишки, играющие рядом, начинают его дразнить, тем, что он зарезал наследника. Но на предложение о молитве царю, Никола ответил отказом, и сказал, что за него Богородица не велела молиться. Борис Годунов сильно не доволен боярами, он желает, чтобы воеводой стар человек без роду, несмотря на то, что Басманов умен и талантлив.

Некоторое время спустя после беседы с Басмановым, государь почувствовал себя плохо, резко упав с трона, а кровь потекла изо рта и ушей. Понимая, что погибает, Борис Годунов попросил уединения с царевичем. Он очень любил своего сына и благословил его на правление. После этой беседы, в зал вошел Патриарх, царица с дочерью и бояре. Все обещают царю, что будут служить правдой его наследнику, после сказанного он начал проходить обряд пострижения.

Господин Басманов, которого Феодор высоко вознес, ведет разговор с Пушкиным, который желает сдружиться, прикрываясь Димитрием, так же он предлагает главный сан, если тот предложит его на престол. Такая мысль воспринимается Басмановым как предательство, но он все-таки ее начинает обдумывать. Пушкин созывает граждан, от имени Димитрия, на "Лобном" месте и начинает призывать жителей целовать крест, принимая нового главу государства.

Откуда ни возьмись, появляется мужчина, который высказывает всем, что Димитрия, Борисова щенка, надо вязать, и все вбегают в палаты. Под стражей оказался весь особняк Бориса с детьми. Но многие проникаются жалостью к детям, объясняя это тем, что дети невинны в злодействах своего отца. На пороге, после того как все немного успокоились, оказывается Мосальский и говорит гражданам, что жена Годунова и ее сынок наложили на себя руки, отравившись ядом. И то, что их трупы они видели собственными глазами. А Димитрия, безмолвно, все же провозгласили новым правителем.

Название произведения: Борис Годунов
А.С. Пушкин
Год написания: 1825
Жанр: драма
Главные герои: Борис Годунов , боярин Шуйский , монах Пимен , Григорий Отрепьев , выдающий себя за царевича Дмитрия, Марина Мнишек - красавица- полячка.

Сюжет

После смерти царя Ивана IV Борис Годунов царствует уже четыре года, но не чувствует себя спокойным, поскольку трон занимает не по праву. В это время в монастыре летописец Пимен рассказывает чернецу Григорию во всех подробностях о смерти Дмитрия. Григорий решает бежать из заточения и выдать себя за законного наследника русского престола. В поисках поддержки обращается к польским панам, те поддерживают его притязания на престол. Григорий влюбляется в Марину, но та говорит, что будет любить лишь царя. Лжедмитрий с войском отправляется на Москву, но его войско разбито, а сам он бежит с поля боя. А Бориса тревожит совесть, поскольку его обвиняют в смерти настоящего наследника, и в то же время у него появляются сомнения: а вдруг Дмитрий жив? Но все же он надеется, что после его смерти сын Федор будет царствовать уже по праву наследования.

Но когда Борис умер, его жена и сын отравились (хотя вполне возможно их отравили), а народу возвестили царем Дмитрия Ивановича.

Выводы (мое мнение)

После смерти Ивана Грозного страна осталась в очень сложном положении - без прямого наследника, поэтому вплоть до 1613 года русский трон переходил из рук в руки. Григорий, чтобы царствовать, был готов привести врагов на Родину. Он думал не о своей Отчизне, а только о собственном величии.

Борис Годунов - трагедия, которая была написана А. С Пушкиным с 1824 по 1825 год во время его ссылки в Михайловское. Это первая русская реалистическая трагедия, ее замысел был очень актуален. Пушкин поднял вопрос о самодержавии и крепостном праве, который волновал интеллигенцию. Эта трагедия была написана на основе работы Карамзина «История государства Российского», поэтому можно «Бориса Годунова» читать не только как литературное, но и как историческое произведение.

Действие начинается 20 февраля 1598 года в Кремлевских палатах. Появляются первые действующие лица :

В этой смерти Шуйский обвиняет Годунова. Шуйский был отправлен в Углич расследовать это убийство. Было много свидетелей и доказательств того, что Годунов виновен в этом преступлении. Но, приехав обратно, он застал Годунова очень спокойным. Шуйский не стал рассказывать царю Феодору свою версию, потому что Годунов бы переубедил царя, а Шуйского тогда ожидало бы заточенье и казнь.

Народ волнуется, что Годунов не всходит на престол.

Новодевичий Монастырь

Предсказание Шуйского сбывается. Народ умоляет Годунова взойти на престол.

Появляются главные герои :

  • Борис Годунов - царь;
  • Григорий Отрепьев (Самозванец).

После сомнений Борис покидает монастырь и становится царем. Произнося тронную речь, он говорит, что делает это со страхом и смирением.

Четыре года спустя. Действие происходит ночью в келье. Отец Пимен заканчивает писать летопись и собирается дописать «последнее сказание». В этой же келье спит инок Григорий. Проснувшись, он жалуется на свою жизнь монаха. Он с детских лет стал монахом и завидует той жизни Пимена, которую ему не довелось испытать. Пимен уверяет Григория в том, что удовольствие от жизни он начал получать только тогда, когда стал монахом. Даже цари предпочитают вести монашескую жизнь. Например, Иоанн и Феодор. Они нашли упокоение только в монашеских трудах.

Григорий спрашивает о том, как погиб царевич Дмитрий. Именно в это время Пимен находился в Угличе. Он стал свидетелем «кровавого греха». То, что сейчас царем избрали убийцу, Пимен считает «страшным, невиданным горем». Эту печальную повесть он собирается написать в конце своей летописи, а затем передать ее ведение Григорию.

Григорий сбегает из монастыря. Он собирается стать царем в Москве. Патриарху об этом докладывает игумен. Он рассказывает о Григории: он ушел из Суздаля из Ефимьевского монастыря. Скитался и пришел в Чудовский монастырь. Игумен передал его на воспитание отцу Пимену. Он был прилежным учеником, но учеба, видимо, не пошла ему на пользу. Патриарх приходит в ярость от наглости Григория стать царем, и принимает решение не беспокоить государя этим.

Он приказывает поймать Григория и отправить навсегда в Соловецкий монастырь.

Не пропустите: как , азы литературы, пошаговая инструкция.

Царские палаты

Два стольника разговаривают о том, что царь заперся в своей спальне с колдуном. Это его любимое занятие - беседа с колдунами и магами. Выходит царь. Он шестой год у власти, но несчастен, хоть царствование его проходит спокойно. Ни власть ни жизнь его не радуют. Он хотел видеть свой народ в довольстве. Все блага которые он дал народу, были приняты без благодарности.

В своей семье он тоже несчастлив. Перед свадьбой дочери смерть забирает ее будущего мужа. В этом толпа обвиняет Бориса, во всех смертях его считают виноватым: и в смерти Феодора, и в смерти его сестры. Совесть не может его успокоить. Его «душа горит», и ему никуда не убежать от «кровавого мальчика».

Корчма на Литовской границе

За столом сидят бродяги-чернецы Мисаил, Варлаам и Григорий Отрепьев в мирском платье. Отрепьев хочет добраться до Литвы, он уже достиг границы. Григорий расспрашивает у хозяйки о дороге, которая ведет в Литву. Хозяйка говорит, что на дороге стоит застава, которая ловит преступника, сбежавшего из Москвы. Она объясняет ему как пройти другим путем, чтобы избежать встречи с приставами.

Слышится шум, входят приставы. Они расспрашивают у монахов, кто они. Те отвечают, что они монахи и собирают милостыню на стройку монастыря. В ходе беседы приставы начинают подозревать Мисаила в том, что это он тот преступник, которого они ищут. Приставы дают Григорию прочесть царский указ. Когда он начинает читать приметы преступника, он заменяет их на приметы Варлаама. Приставы, обрадовавшись, что нашли преступника, бросаются на него. Но Варлаам берет указ, начинает читать и обнаруживается, что это приметы Отрепьева. Григорий достает кинжал и, защищаясь им, убегает через окно.

Дом Шуйского

Ужин в доме Шуйского . После ухода гостей остается только Афанасий Михайлович Пушкин, у которого есть что рассказать Шуйскому. Племянник Пушкина прислал к нему гонца с новостью. Сын Грозного, которого Годунов считает мертвым, оказывается жив. Царевич Дмитрий находится во дворце у короля. Он умный, приветливый, ловкий, всем нравится и даже королю. Шуйский считает, что это самозванец, но если народ о нем узнает, то случится беда. Пушкин говорит, что Годунов это заслужил. Шуйский и Пушкин договариваются пока об этом никому не говорить.

Царские палаты

Ксения тоскует о погибшем женихе . Входит отец, утешает ее. Сын Феодор чертит карту Московской земли. Борис гордится сыном, его знаниями. Входит Семен Годунов. К нему с доносом приходили дворецкий Шуйского и слуга Пушкина. Он говорит, что у Пушкина был гонец из Кракова, а потом он был сразу отослан. Семен Годунов рассказывает о вчерашнем ужине у Шуйского и его беседе с Пушкиным. Царь хочет послать за Шуйским, но, оказывается, тот сам пришел.

Шуйский рассказывает, что в Литве появился Самозванец. Король и паны на его стороне. Царь не понимает, в чем может быть угроза для него. Шуйский говорит что он назвал себя царем Дмитрием. Царь велит отгородиться от Литвы, чтобы ни один человек не смог проникнуть оттуда. Царь сомневается, что царевич мертв, но Шуйский успокаивает его, что сам видел мертвого мальчика и посещал его гроб с телом в Угличе в соборе.

Борис Годунов переживает, что возникший самозванец может оставить его детей без наследства. Он вспоминает сон, который ему снится уже тринадцать лет: убитый ребенок.

Дом Вишнецкого. Краков

Самозванец обещает дать своим соратникам все, что они ждут от него. Беглые казаки получат вольность, иезуит Черниковский хочет, чтобы Русь подчинилась Ватикану, Самозванец говорит, что сделает это. Все прославляют «великого Московского князя Дмитрия» и собираются в поход.

Вишневский и Мнишек говорят о его дочери Марине и Борисе. Мнишек считает что скоро Марина выйдет замуж и станет царицей.

Марина назначает Дмитрию свидание ночью у фонтана.

Ночь. Сад. Фонтан

Самозванец ждет Марину . Его мучают сомнения и страх. Он хочет предложить Марине стать царицей, но боится. Приходит Марина. Самозванец признается ей в любви. Марина решилась на то, чтобы связать свою судьбу с его судьбой. Она просит его открыть ей «тайные надежды, намеренья и опасенья».

Он признается, что ради Марины готов забыть и про власть, и про Годунова, настолько сильна его любовь. Марине не нравится это, она согласна отдать свою руку только наследнику московского престола. Самозванца задевает то, что она выбрала его только из-за его сана. Он признается, что Дмитрий мертв, а он, «бедный черноризец», придумал хитрый план, сбежал от монахов к украинцам и обманул «безмозглых» поляков.

Марина приходит в ужас. Самозванец ждет ее решения. Он говорит, что мог обманывать весь мир, но только не ее. Марина упрекает его в том, что из-за любви он проболтался ей о своем происхождении. С такой же легкостью он мог проговориться ее отцу из-за дружбы. Но он уверяет, что никто кроме нее не знает этой тайны. Марина не верит ему.

Самозванец собирается уходить, устав унижаться. В России его ждет «погибель иль венец». Марина говорит ему вести полки скорее на Москву, свергнуть Годунова и занять трон, и в этом случае она будет с ним. Самозванец признается, что ему легче сражаться с Годуновым чем с женщиной и принимает решение утром идти на Москву.

Литовская граница 1604 год

Полки Самозванца и князя Курбского приближаются к границе. Самозванец проходит с литовскими полками через границу. Царь отправляет Чернигова и Трубецкого на помощь своим воеводам в Чернигов.

Царская дума

Беседа Царя и патриарха о вторжении Самозванца . Патриарх хочет разоблачить Самозванца и доказать народу, что царевич Дмитрий мертв, а для этого он предлагает привезти гроб с его телом в Архангельский собор. От этих слов царю становится дурно, его спасает Шуйский. Он против того, чтобы привозить гроб, чтобы не волновать народ.

Первая битва заканчивается бегством русских войск, они не слушают своих командиров, состоящих на службе у царя.

Площадь перед собором в Москве

Проходит торжественная служба в Соборе. Еретик Григорий Отрепьев предан анафеме, однако люди начинают задумываться о том, что он «настоящий» царь. У Собора дети дразнят юродивого Николку. Выходящий из Собора царь видит, что он плачет. Николка жалуется царю и просит велеть их зарезать, как «маленького царевича». Борис Годунов просит его помолиться за него, но Николка отвечает, что Богородица не велит молиться за «царя Ирода».

Севск. Появляются новые герои :

  • Рожнов.
  • Гаврила Пушкин.
  • Басманов.

К Самозванцу на допрос приводят русского пленного Рожнова. От него он узнает про недовольство людей правлением царя, тем что ему служат доносчики и шпионы, а к Лжедмитрию относятся с большим уважением. Самозванец дает приказ своей армии из 15 тысяч человек идти против русской армии, в которой пятьдесят тысяч человек.

Войска самозванца терпят поражение. Он прячется в лесу вместе с Гаврилой Пушкиным, и они хотят оттуда направиться в Рыльск.

Москва. Царские палаты

Годунов узнает от Басманова, что Лжедмитрий собрал новое войско.

Во время приема гостей «царь занемог». Во дворце начинается паника. Царь понимает, что умирает и просит позвать к себе сына. Он дает ему наставления о том, как надо править.

Самозванец посылает Гаврилу Пушкина к Басманову, чтобы переманить его на свою сторону. Сначала Басманов не хочет предавать молодого царя, но его одолевают сомнения.

Лобное место

На Лобном месте Гаврила Пушкин сообщает горожанам, что войска Басманова присягнули Дмитрию, и он идет в Россию с миром и любовью. Он подстрекает людей свергнуть Федора. Народ переходит на сторону Дмитрия. Толпа идет в царские палаты, чтобы расправиться с Федором.

Люди стоят у дома, в котором находится царь Федор с матерью и сестрой. Кто-то из людей испытывает жалость, а кто-то гнев. Люди видят как в дом входит Голицын и стрельцы. Через некоторое время он выходит и сообщает новость что Федор и его мать выпили яд. Теперь новый царь - Дмитрий Иванович. Народ молчит.

Действие I
Картина 1

К окрестностям Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Плетки пристава и стражников "вдохновляют" народ "глоток не жалеть". Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании "скорбной Руси утешенья". Ночь подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. "Божьи люди" направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.

Картина 2
Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают тяжелые предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - "всех, от бояр до нищего слепца". И рядом с ним - его любимый сын. За коронацией царя наблюдает летописец - монах Пимен… Славление сливается с колокольным звоном.Действие II
Картина 1
Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий не спит. Доносится пение. Григория тревожит повторяющийся сон, "неотвязный, проклятый сон". Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена, который большую часть жизни провел в миру. Рассказы о царях, сменявших "свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный", не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем - ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.Картина 2
В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об "окольной" дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине появляются приставы. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - приставы с пристрастием допрашивают Варлаама - кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, хитрит, указывая приметы своего спутника. Приставы бросаются на Варлаама. Григорий, Варлаам и Мисаил решили пошутить над приставами: старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он называет он имя Григория, но Григорий подготовлен к этому еще до развязки, - он быстро уходит.
Действие III
Царский терем. Царевна Ксения плачет об умершем женихе. Царевич Феодор занят уроком географии. Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на карте вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит тень убийства царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения факта гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: он изгоняет князя Шуйского, военачальника; в душе Бориса боль и смятение.Действие IV
Картина 1

В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца. Марина пытается сопротивляться, но уступает, понимая, что это и в ее интересах.
Картина 2
Во дворце магната Мнишека готовятся к балу. Григорий наблюдает за приготовлениями, ждет встречи с Мариной. Входит Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне.
В зал входят многочисленные гости Марины. Начинается бал. Рангони, не желая представлять обществу Григория, выдворяет его из зала. Григорий прячется среди танцующих. Завершается бал, гости вслед за Мариной отправляются в парк - пить вино.
Сцена у фонтана. Парк. По парку проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.Действие V
Картина 1
Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода - "Богородица не велит".

Картина 2
Заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского "не ладно вышло мненье". А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом "Чур, дитя!" появляется сам царь в необычном облачении. Годунов обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Входит Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон. Входят монахи со схимой. Борис мертв.

Борис Годунов Трагедия (1824 - 1825, опубл. 1831)

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова вен¬чаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие собы¬тий: «Народ еще повоет да поплачет,/Борис еще поморщится немно¬го, И наконец по милости своей/Принять венец смиренно согласится...», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Про¬буждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена: «Ты рать Литвы при Шуйском отражал,/Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!» Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился;/Но с той поры лишь ведаю блаженство,/Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Гри¬горий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесни¬ка молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареу¬бийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завер¬шить свою летопись и передать дальнейшее ее ведение Григорию. Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху. Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение. Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колду¬ном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: «Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить, Я отворил им житницы, я злато/Рассыпал им Я выстроил им новые жилища...». Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят, Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»). Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мир¬ское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приста¬вы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его примета¬ми. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи. Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пуш¬кин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе поль¬ского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бо¬риса убиенный...». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой». Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появив¬шемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что само¬званец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетлен¬ности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посе¬щал, Но детский лик царевича был ясен,/И свеж, и тих, как будто усыпленный». Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обеща¬ние подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опаль¬ным слугам Бориса - возмездие. В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавлива¬ется на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Мари¬ны. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все ее помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоин¬ства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием. 16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литов¬ской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!» На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается само¬лично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяга». 21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским. Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончи¬лась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Ни¬колка со словами: «Николку маленькие дети обижают Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит». У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофи¬ческий разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин. Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассе¬янное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через не¬сколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал -/Кровь хлынула из уст и из ушей». Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Го¬рячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царст¬вовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...» После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с ца¬ревной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим соверша¬ется обряд пострижения. Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальству¬ет над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не вой¬ском, нет, не польскою помогай, А мнением; да! мнением народ¬ным». Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к при¬сяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!/ Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!/Да гибнет род Бориса Годунова!» Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Федор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жа¬лость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Н а р о д безмолвствует».

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...