Эти характерно толстовские пейзажные эскизы предвещают картины «Войны и мира».
Отношение к Наталье Савишне даже не объясняется: здесь Иртеньев не рассуждает, а только любит и верит – как сам Толстой. Он в «Детстве» прощается с ней как с матерью: «Мне приходит мысль: неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..». В итоге образ Натальи Савишны воспринимается как положительный и по-своему героический образ; в нем воплощены действительно прекрасные черты русской женщины: большое и верное сердце, жертвенность и любовь, сохраненные в глубинах души наперекор всем жестокостям и страданиям жизни.
В «Детстве»: «Необозримое, блестяще-желтое поле замыкалось только с одной стороны высоким, синеющим лесом, который тогда казался мне самым отдаленным, таинственным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны». Пейзажи в повествовании Толстого далеко не безличны, они драматизируются и одушевляются. Этот прием, широко разработанный писателями конца XIX века, особенно совершенный у Чехова, обычен у раннего Толстого. В сцене душевного смятения героя, например, когда старые березы, кусты и травы «бились на одном месте и, казалось, хотели оторваться от корней», или в сцене покаяния перед ликом природы: «…я был один, и все мне казалось, что таинственно-величавая природа… и я, ничтожный червяк, уже оскверненный всеми мелкими, бедными людскими страстями, но со всей необъятной могучей силой воображения и любви – мне все казалось в эти минуты, что как будто природа, и луна, и я, мы были одно и то же».
Социальный план народной темы воплощался в другом замысле – «Романе русского помещика», начатом в 1352 году и непосредственно связанном с повествованием об «эпохах развития». Этот роман завершен не был; в 1856 году из него была отдана в печать лишь небольшая часть – замечательная повесть «Утро помещика». Суровая правдивость деревенских сцен, изображенных здесь, возродится в романе «Воскресение», где молодой помещик, тоже Дмитрий Нехлюдов, будет стремиться улучшить жизнь своих крестьян и встретит то же противодействие, даже гнев.
Но гораздо существеннее другое: в облике Натальи Савишны воплотились важнейшие черты русского национального характера и человечность вообще. Она испытывает подлинное горе у гроба рано умершей матери Иртеньева.
Немало писалось о том, что в образе Натальи Савишны уже видны «кричащие противоречия» творчества Толстого: критика крепостнической России как страны «безнаказанного беззакония» («история любви» Натальи Савишны в первопечатном тексте не была пропущена цензурой) и, с другой стороны, идеализация характера, воспитанного крепостничеством, барством и рабством. Это противоречие, конечно, есть и предвещает образы «покорных» солдат, мужиков «народных рассказов» 80-х годов, Платона Каратаева в «Войне и мире» и Акима во «Власти тьмы».
В первой книге тема народа раскрыта не так широко, как в романах и повестях, написанных Толстым в зрелые и поздние годы. Но не вполне справедливо было бы полагать, что в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» она лишь намечена как некий фон, оттеняющий образ героя – одного из тех, кто «через нянь, кучеров, охотников полюбил народ». В лирических воспоминаниях о Наталье Савишне, чей образ нужно считать первым в ряду классических народных образов Льва Толстого, заключена, в частности, и эта мысль. Но в общем художественном замысле книги важна не только Наталья Савишна, а все «лица народные» – и те, кому в повествовании о жизни Иртеньева посвящены целые главы (юродивый Гриша), и те, кому отведено лишь несколько строк. Все вместе они создают представление о мире, который постепенно открывается герою как реально-исторический, как родина.
Обещая читателю в конце продолжить повествование об Иртеньеве, Толстой едва ли представлял себе, что не только первая, но ни одна из его книг не получит традиционной концовки. По-видимому, лишь в пору «Войны и мира» он понял, что открытый финал – это литературный закон, впервые освоенный Пушкиным и затем утвержденный его преемниками. «Мы, русские, вообще не умеем писать романов в том смысле, в котором понимают этот род сочинений в Европе»
Наталья Савишна, раз и навсегда выбросившая «дурь из головы» (т. е. свою любовь к буфетчику Фоке) и заботившаяся лишь о барском добре, пугавшаяся «порчи и расхищения» (однажды она обидно наказала Николеньку за испорченную скатерть), не только никогда не говорила, но и не думала о себе: «Вся жизнь ее была любовь и самоотвержение». Кажется, что она не должна была сколько-нибудь серьезно повлиять на склад ума и чувств героя, чей характер во всех отношениях не сходен с ее характером. Между тем ее влияние и нравственный пример оказываются для него важными, несравненно более важными, чем все другие добрые примеры, которым он желал бы следовать и подражать. В описаниях природы, в сценах охоты, в картинах деревенского быта открывал Толстой своему герою ту же «неведанную» для него страну – родину. Николенька Иртеньев, со всеми его достоинствами и недостатками, стал главной фигурой повествования, потому что в нем живет способность нравственного суда над собой и окружающим миром. Способность сердечная, душевная, предельно искренняя; и она притягательнее, заразительнее, чем, скажем, холодноватая и рациональная нравственная расчетливость его друга, Дмитрия Нехлюдова. Непосредственное нравственное чувство влечет героя Толстого, к простым людям – таким, как Наталья Савишна. 2) Взгляды, убеждения В пустыне чахлой и скупой, Природа жаждущих степей Яд каплет сквозь его кору, К нему и птица не летит, И если туча оросит, Но человека человек Принес он смертную смолу Принес - и ослабел и лег А царь тем ядом напитал Цель:
продолжая изучение повести Л.Н.Толстого “Детство”, углубляя
проникновение в художественный мир писателя, пробудить желание извлекать
нравственные уроки из классической литературы. Ход урока I. Викторина “Узнай героя по портрету”.
1) “Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка
подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос,
неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в
произношении – пришепетывание, и большая, во всю голову, лысина…” (Отец
Николеньки). 2) “…человек лет пятидесяти, с бледным, изрытым оспою продолговатым лицом,
длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой. Он был такого большого
роста, что для того, чтобы пройти в дверь, ему не только нужно было нагнуть
голову, но и согнуться всем телом. На нем было надето что-то изорванное, похожее
на кафтан и на подрясник; в руке он держал огромный посох ”. (Юродивый Гриша). 3) “Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в
красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле
столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо; в
одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел…” (Карл Иванович). 4) “… женщина лет сорока пяти, маленькая, тщедушная, сухая и желчная, с
серо-зелеными неприятными глазками, выражение которых явно противоречило
неестественно-умильно сложенному ротику. Из-под бархатной шляпки с страусовым
пером виднелись светло-рыжеватые волосы; брови и ресницы казались еще светлее и
рыжеватее на нездоровом цвете ее лица. Несмотря на это, благодаря ее
непринужденным движениям, крошечным рукам и особенной сухости во всех чертах,
общий вид ее имел что-то благородное и энергическое”. (Княгиня Корнакова). 5) “… карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на
шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый
воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так
часто целовал; но общее выражение ускользает от меня”. (Маман). – А о ком эти слова?
“Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!” (О Наталье Савишне.) – Проследим историю жизни Натальи Савишны, которой автор посвятил целую главу
– “Наталья Савишна”. Почему целую главу? Какую роль сыграла Наталья Савишна в
жизни рассказчика? Итак, тема урока:
“История жизни и смерти
Натальи Савишны”.
(Приложение.)
II. Беседа по тексту главы XIII “Наталья Савишна”. – Кто же такая Наталья Савишна? – Кто такая экономка?
(Женщина, занимавшаяся ведением домашнего
хозяйства.) – Она не сразу стала экономкой Натальей Савишной. Проследим ее историю через
историю ее имени. Запишем:
– Почему меняется имя? (Растет уважение.) – Чем она его заслужила? (“Кротостью нрава”, “трудолюбием”, “верностью и
преданностью”, “любовью”.) – Была ли какая-то корысть в заботе о господском добре? (“Ниткой барской не
поживилась” – бескорыстный труд, бескорыстная любовь.) – Как выглядела Наташка? (“В затрапезном платье босоногая, но веселая,
толстая и краснощекая девка”.) – А Наталья Савишна? (Портрета нет.) – Какой вы ее себе представляете? (В вечном чепце и фартуке.) – Какая из репродукций соотносится с образом Натальи Савишны? Почему?
(Приложение
)
. – Была ли у Натальи Савишны семья, дети? А любовь? (Не состоялась.) – Расскажите, почему. Кто в этом виноват? (Пересказ.)
– Жестоко обошлась судьба с этой женщиной. Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет
ли на судьбу? (С истинно христианским смирением несет она крест.) – Да к тому же разве лишена ее жизнь любви? (Жизнь дала ей огромную,
неисчерпаемую любовь к Наталье Николаевне.) – Главная черта ее характера? (“любовь и самопожертвование”.) – Что такое самопожертвование? (Отказ от личных интересов ради других.) – Хорошо это или плохо? (Если любишь, то хорошо. Самопожертвование без любви
бесплодно. С другой стороны, невозможно любить и ничем не жертвовать.) – Какой поступок Натальи Савишны говорит об этом? (Порвала вольную.) – Почему Наталья Савишна так поступила? (Неправильно поняла, обиделась,
расценила как желание прогнать.) – Как Николенька относится к Наталье Савишне? (С любовью и нежностью, но
принимает ее любовь как должное: “С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью
Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…”). – Комната Натальи Савишны манила Николеньку. Представим, что “под предлогом…
надобности” он прибежал сюда. Войдем в комнату вместе с ним…Что мы видим? – Обратимся к рисунку художника Костина в учебнике. Почему так лаконичен
рисунок? Почему так мало деталей? (У Толстого комната Натальи Савишны описана
лаконично: “наполнена” сундуками.) – А вот как представили комнату Натальи Савишны наши “художники” (рисунки
учащихся
) и художник А.Вестфален (Приложение
)
. – “Всегда она бывала чем-нибудь занята…” За каким занятием изображена Наталья
Савишна у А. Вестфалена? (Роется в сундуке.) – Чем она еще могла быть занята? (Вязала чулок, записывала белье.) – “В сундуках … было решительно все…” Какие из перечисленных вещей хранились
в голубом сундуке Натальи Савишны? (Приложение
)
. – Почему Николенька любил бывать в комнате Натальи Савишны? Чем занимался?
(мечтал вслух) – Присядем на краешек сундука в комнате Натальи Савишны и помечтаем…(1-2
учащихся) – Как характеризуют Николеньку его мечты? – Когда Николенька оценил няню? (Когда стал взрослым, спустя 1,5 десятка лет
понял: “Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование”.) – А тогда…Николенька не только не был благодарен, но даже помышлял, как
отомстить дерзкой Наталье, оскорбившей его. Что же произошло? Какой поступок
Николеньки вызвал столь низменное чувство? – Случай со скатертью: чтение по ролям
. – Почему Наталья Савишна так наказала Николеньку? (“Любимчик” – наказала как
собственного сына.) – Что больше интересует Толстого – событие или внутренние переживания? – Проследим, какие чувства испытал Николенька, как одно чувство сменяется
другим. Толстой первый в русской литературе показал мир героя не застывшим, а в
постоянном изменении, развитии. Это художественное открытие получило название
“диалектика души”.
(Приложение).
– Что разозлило Николеньку? (Бесцеремонность крепостной Натальи.) – Почему отказался от мщения? (Наталья Савишна пришла просить прощения.) – За что стало стыдно? (Повел себя с женщиной, которая отдавала себя их семье
без остатка, как с обычной крепостной.) – Снисходителен или беспощаден к себе Николенька? – Как сама Наталья Савишна переживает случившееся? (Страдает от собственной
грубости, жалеет ребенка.) – Какие детали говорят об этом? (“…Наталья Савишна... робко
подошла ко
мне и начала увещевать:
– Полноте, мой батюшка,
не плачьте... простите меня, дуру... я
виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.
Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были
две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей
рукой подала его мне.) – Какое значение для Николеньки имела эта история? (Научила любить, ценить
любовь других, прощать. Автор убежден: в любви и прощении путь к гармонии и
счастью.) – Будь Наталья Савишна другой, вырос бы Николенька таким совестливым
человеком, каким мы чувствуем его в рассказчике? (Нет.. Если бы Наталья Савишна
повела себя иначе, не было бы стыдно, случай бы не запомнился, ведь Николенька
по прошествии стольких лет помнит о своем неблаговидном поведении). – Почему после смерти матери Николенька потянулся к Наталье Савишне? Как она
готовилась к смерти? (Рассказ учащегося по главе ХХVIII “Последние грустные
воспоминания”.)
– Почему же Наталье Савишне, простой женщине, посвятил Толстой целую главу?
(Оставила глубокий след в душе, научила высокой мудрости, истинной любви к
людям, бескорыстию, чуткости, доброте.) – Какие слова из главы “Наталья Савишна” можно вынести в эпиграф к
сегодняшнему уроку? Не менее интересна речь няни Натальи Савишны, которая является связующим звеном, объединяющим несколько поколений в семье Иртеньевых, и олицетворяет живую историю дома. В главе "Наталья Савишна"
мы узнаем о том, как появилась эта добрая старушка в доме господ Иртеньевых. Толстой рассказывает о ее молодости, о том, как она стала няней, а потом экономкой. И все это время верой и правдой она служила своим хозяевам. Наталья Савишна (Наташка, как называет ее Толстой в начале главы), дочь кларнетиста Саввы, по просьбе и заслугам отца попала в число женской прислуги бабушки главного героя. С тех пор и началась ее жизнь у Иртеньевых. Замужем она не была, хотя и хотела в молодости выйти за официанта Фоку. Однако глава семейства не позволил этого сделать и даже сослал ее на скотный двор в степную деревню. Наталью вернули через шесть месяцев. А через двадцать лет мать Николеньки решила отблагодарить ее и написала вольную, но Наталья Савишна осталась из-за привязанности к этим людям. Таким образом, "изначально эта женщина принадлежала к крестьянскому сословию и впитала в себя все то, что ему присуще". . В речи Натальи Савишны постоянно звучит мотив воспоминаний. Подчас она ассоциативно связывает в своей речи людей с определенными вещами, напоминающими ей о них. О дедушке Николеньки няня вспоминает время от времени, вынимая из сундука куренье и зажигая его: "Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойный дедушка- царство небесное - под турку ходили, так оттуда еще привезли. Вот уж последний кусочек остался, - прибавляла она со вздохом" . Эта женщина, как экономка и любая бережливая крестьянка, была очень запасливой: "В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все. Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: "Надо спросить у Натальи Савишны", - и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривала: "Вот и хорошо, что припрятала" . То есть здесь мы видим, что и рассуждает она, как присуще крестьянину, который в силу своего положения никогда ничего не выбрасывает. Речь Натальи Савишны проста, понятна. "Это разговор обычной деревенской женщины, прожившей жизнь в барской семье" . Однажды, когда Николенька провинился, Наталья Савишна наказала его, доведя до слез, за испорченную скатерть: "После обеда я в самом веселом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: "Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!" . Здесь мы видим, что в своей речи экономка использовала существительное "скатерть" в Р.п. Отчасти из-за этого создается впечатление, что она не знает грамматики, в связи с чем неверно употребила единственное число слова "скатерть" в Р.п. (нужно говорить "скатерти"). Однако следует помнить, что это крестьянка, которую не обучали грамотности в силу ее социального положения. Поэтому для ее речи типичны такие ошибки. Хотя здесь также следует учитывать такой нюанс, как сознательное употребление существительного "скатерть" во множественном числе. Соответственно, это слово в Р.п. употреблено правильно. Вернемся к вышеописанной ситуации. Конечно же, Николенька был уязвлен в самое сердце, стал безобразно себя вести и обиделся. Добрая душа Натальи Савишны не выдержала этого: "Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать: Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам. Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне" . Эти слова героини раскрывают ее чувства. От переполняющих ее эмоций у нее прерывистая речь, дрожат руки, а обращения "мой батюшка" и "мой голубчик" характеризуют ее социальное положение. "Таким образом, - пишет И. Добрицкая, - можно говорить об искренних человеческих чувствах, присущих ее натуре" . Вот еще один пример, говорящий о любви и уважении старушки к своим господам (глава "Разлука"
): Старушка хотела что-то сказать, но вдруг остановилась, закрыла лицо платком и, махнув рукою, вышла из комнаты . К барыне она обращается в данном случае официально, только не употребляет никаких титулов при обращении. Вместе с тем, после ответной реплики Натальи Николаевны эмоции берут верх в старушке, и здесь мы видим, что сказать она ничего не может, лишь использует невербальный способ высказывания - машет рукой и уходит. Истинную любовь Наталья Савишна испытывала к матери Николеньки. Это неудивительно, поскольку маленькую Наталью Николаевну воспитывала именно она: Богу известно, как я вас люблю, моих голубчиков, но уж так любить, как я ее любила, никого не любила, да и не могу любить (глава ) . О последних днях и минутах жизни матушки героя она рассказывает с любовью, состраданием и большим эмоциональным накалом, цитируя слова матери. В этих словах проявляется и религиозность няни: Я сама, - говорила Наталья Савишна, - признаюсь, задремала на кресле, и чулок вывалился у меня из рук. Только слышу я сквозь сон - часу этак в первом, - что она как будто разговаривает; я открыла глаза, смотрю: она, моя голубушка, сидит на постели, сложила вот этак ручки, а слезы в три ручья так и текут. "Так все кончено?" - только она и сказала и закрыла лицо руками. Я вскочила, стала спрашивать: "Что с вами?" (глава "Письмо"
) . Уже после смерти барыни она рассказывает Николеньке следующее: "Когда вас увели, она еще долго металась, моя голубушка, точно вот здесь ее давило что-то; потом спустила головку с подушек и задремала, так тихо, спокойно, точно ангел небесный. Только я вышла посмотреть, что питье не несут, - прихожу, а уж она, моя сердечная, все вокруг себя раскидала и все манит к себе вашего папеньку... "Боже мой! Господи! Детей! детей!"... Потом она приподнялась, моя голубушка, сделала вот так ручки и вдруг заговорила, да таким голосом, что я и вспомнить не могу: "Матерь Божия, не оставь их!.." (глава "Что ожидало нас в деревне"
) . Обращает на себя внимание хорошая память героини, а тем более в таком возрасте, потому что старушка воспроизводит все до мельчайших подробностей. Вот еще примеры, говорящие о религиозности Натальи Савишны (глава "Последние грустные воспоминания"
): "...Его святая воля! Он затем и взял ее, что она достойна была, а ему добрых и там нужно". "...Когда ее душа будет в царствии небесном, она и там будет вас любить и там будет на вас радоваться". "Прежде чем душа праведника в рай идет - она еще сорок мытарств проходит, мой батюшка, сорок дней, и может еще в своем доме быть..." . Мы видим, что в набожных речах Натальи Савишны присутствует церковная лексика. Тон ее повествования спокойный, умиротворенный. "Эта старушка свято верит в то, о чем рассказывает Николеньке" . В этой же последней главе Толстой пишет о Наталье Савишне как об экономке, усердно исполняющей свои обязанности. Во время беседы старушки с Николенькой и последовавшей за ней трогательной сценой воспоминаний и слез вошел Фока. И она сняла с весов несколько кусочков... Нет, я потачки за барское добро не дам. Ну виданное ли это дело - восемь фунтов? . Исходя из вышеописанного диалога, мы видим, что Наталья Савишна мгновенно пришла в себя, вытерла слезы. Тон ее сразу стал деловым, ворчливым. "Она рассуждает, как расчетливая хозяйка, - отмечает Л. В. Чернец, - и в какой-то степени разговаривает даже сама с собой" . Ее монолог состоит из вопросов и собственных ответов на них, подкрепленных соответствующими действиями. Даже Николеньку поразила такая мелочность. Но, как пишет автор, Наталья Савишна "была так глубоко поражена своим несчастием, что в душе ее не оставалось ни одного желания, и она жила только по привычке" . Наконец, будучи человеком религиозным, эта старушка не страшилась и собственной смерти, просто попросила прощения у всех домашних, распорядилась насчет своих вещей, подчеркнув, на ее взгляд, свое самое ценное качество: "...воровкой никогда не была и могу сказать, что барской ниткой не поживилась". Это было одно качество, которое она ценила в себе" . Таким образом, проанализировав речь Натальи Савишны, мы можем с уверенностью сказать, что она указывает на принадлежность этой героини к крестьянскому сословию. Эта старушка говорит господам и их детям "вы", несмотря на то, что гораздо старше их. А ее обращения с уменьшительно-ласкательными суффиксами (батюшка, матушка, голубчик, Фокаша и др.) говорят о бесконечной доброте и любви к находящимся рядом с ней людям. И Иртеньевы отвечают ей теми же чувствами. Наталья Савишна так же, как и Карл Иваныч, оставила неизгладимый след в душе главного героя, и даже больше.
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.