Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

О чем говорится в рассказе судьба человека. «Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» это повесть о простом человеке на войне. Довоенная жизнь Соколова

М.Шолохов - признанный мастер эпоса. В романе «Тихий Дон» ему удалось воссоздать масштабные картины одного из самых сложных периодов в истории России.

Не меньшими достоинствами обладает и небольшое по объему, но очень емкое по содержанию произведение «Судьба человека». Анализ рассказа помогает определить идейный замысел автора и причину его большой популярности у читателя.

В центре внимания писателя-фронтовика - полная страданий жизнь обычного русского человека, пережившего гибель всей своей семьи и разрушение родного дома, самые опасные военные сражения и фашистский плен, ледянящее душу одиночество и отчаяние. Пройдя через все испытания, он сумел выстоять и взять на себя заботу о ребенке-сироте.

Памятная встреча в 1946 году

Анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» правильнее будет начать с истории его создания. Спустя год после окончания войны жизнь свела писателя с незнакомым ему водителем, бывшим фронтовиком. Это случилось во время охоты у хутора Моховского. Во время привала к Шолохову подошли немолодой мужчина и мальчик - они направлялись к переправе на реке Еланке. Во время завязавшегося разговора путник (он так и не назвал своего имени) поведал невеселую историю своей жизни.

Последующий анализ рассказа, судьба человека, многое пережившего, произвели на писателя огромное впечатление. Он сразу решил написать о новом знакомом, но все откладывал задуманное. Непосредственным поводом послужило перечитывание зарубежных произведений о людях слабых и беспомощных. Тут-то и возникла мысль противопоставить им своего героя, а вместе с ней определилась и идея будущего рассказа. В результате за 8 дней было создано одно из лучших произведений не только о войне, но и о величии простого русского труженика и воина.

Композиция рассказа «Судьба человека»

Краткий анализ построения произведения уже определяет его суть. После небольшой экспозиции, содержащей описание весны и символизирующей возрождение жизни, приводится история знакомства героя-повествователя с Андреем Соколовым. Далее используется довольно распространенный в литературе прием - «рассказ в рассказе». Простая, неторопливая, порой сбивчивая - трудно вспоминать прошлое - речь героя характеризует его лучше всяких описательных оборотов. Повествователь по ходу лишь отмечает важные детали в его внешности, в первую очередь, «словно присыпанные пеплом» и полные «неизбывной смертной тоски» глаза. Они красноречиво говорят о том, насколько трудна была судьба человека.

Анализ рассказа: от мирной жизни к войне

У Соколова многое складывалось так же, как у большинства русских людей: гражданская война и потеря близких, работа сначала на кулаков, затем, после переезда в город, смена нескольких специальностей, пока не выучился на шофера. Наконец, женитьба на хорошей девушке, дети, свой дом и налаженный быт.

Все это рухнуло в один момент: началась война, и Андрей отправился на фронт. С болью вспоминал он прощание с семьей, как оказалось, последнее. А дальше - передовая.

В условиях войны по-разному складывается - и это подчеркивает своим рассказом Шолохов - судьба человека. позволяет понять, что ни на минуту не задумывался герой о собственной жизни, если речь шла о спасении других. Подобных эпизодов было немало. Это и готовность прорываться сквозь огонь противника на передний край батареи, нуждающейся в боеприпасах. И первое убийство человека (что особенно страшно - своего!) в церкви, когда узнал о готовящемся предательстве. И готовность в плену, под дулом, защищать умирающих товарищей. Эти поступки характеризуют Соколова как человека справедливого, стойкого, мужественного: далеко не каждый способен жертвовать собой ради других.

Противостояние Мюллеру

Анализ произведения «Судьба человека» и в особенности сцены допроса показывает духовное превосходство русского пленного над немецкими офицерами. Необычайную смелость и благородство проявил в отношениях с известным своей жестокостью Мюллером герой. Нежелание выпить за успехи Германии и непоколебимая вера в победу своего народа, готовность спокойно принять расстрел и стакан шнапса за свою смерть, а также отказ от хлеба и сала голодного, истерзанного человека - эти качества вызвали уважение даже у фашистов. Все время разговора Соколов стоял перед ними с поднятой головой, не сломленный и отказавшийся признать их силу. Подаренная Мюллером русскому Ивану - «Ты храбрый солдат. Я … уважаю достойных противников» - жизнь стала нравственной победой последнего. А полученные хлеб и сало были поровну поделены между всеми пленными. Так анализ рассказа Шолохова «Судьба человека» помогает понять, кому по-настоящему обязана страна победой в этой страшной войне.

Освобождение из плена и новые удары судьбы

Подвигом Соколова стал и его побег. Даже в этот момент он думал о том, какую пользу может принести родине. Под двусторонним обстрелом - сзади немцы, впереди свои - он вывез связанного немецкого офицера, за что заслужил возможность подлечиться в госпитале.

А дальше - новый удар: сначала новость о гибели жены и дочерей, затем смерть сына в последний день войны. Насколько может быть К такому вопросу подводит повествователя и читателей анализ произведения. Судьба человека словно нарочно подбрасывает ему одно за другим испытания, и каждое последующее оказывается страшнее предыдущего. Только по-настоящему сильной личности дано все их достойно пережить и выстоять. Главное - найти источник спасения, каким для Андрея Соколова становится маленький Ваня.

Возвращение к жизни

Как несправедливо устроена жизнь - такая мысль возникает в связи с описанными событиями. Вероятно, думал об этом и Шолохов.

Судьба человека - анализ произведения это подтверждает - часто зависит от обстоятельств. Главный герой, пришедший с войны победителем-освободителем, оказывается бессилен перед постигшей его потерей: ни дома, ни семьи, ни веры в дальнейшую благополучную жизнь. И вдруг встреча с сиротой, которая спасла их обоих. Одному она подарила отеческую заботу, другому - веру в то, что все уготованные ему испытания были не напрасны. И вновь человек находит в себе силы жить, чтобы дарить тепло, радость и счастье другому. Словно проверила на прочность, а потом подарила свою милость судьба человека.

Анализ рассказа-исповеди Андрея Соколова заставляет в очередной раз задуматься о том, насколько беспредельны могут быть душевное богатство, внутренняя сила и

Значение рассказа

Публикация нового произведения М.Шолохова на рубеже 1956-57 годов стала настоящей сенсацией в литературе. Заслуга автора в том, что он на нескольких страницах сумел рассказать о непростом процессе возмужания и становления личности героя - типичного представителя русского народа. Через многое пришлось пройти Соколову, но он сумел сохранить в себе лучшие качества: человеколюбие, патриотизм, национальное достоинство.

Немаловажным был и тот факт, что в произведении автор впервые затронул вопрос о положении русских солдат в плену. Судьба человека, анализ рассказа главного героя буквально взбудоражили народ: Е.Пирмитин, посетивший в то время писателя, отмечал, что Шолохова завалили письмами благодарные читатели.

Интерес к рассказу не пропал и в наше время, а это есть лучшее признание заслуг автора.

М. Шолохов написал рассказ «Судьба человека» в поразительно короткий срок- всего лишь за несколько дней. В канун нового, 1957 года в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», поразивший мир своей художественной силой.

В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал ему печальную историю о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил писателя. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком». Однако к исповеди своего случайного знакомого Шолохов вернулся только через десять лет. Повествуя о жизни отдельного человека, Шолохов представил типический характер, написал о судьбе героического многострадательного народа, прошедшего сквозь огонь жесточайшей из войн.

В биографии Соколова отразилась история страны - трудная и героическая. Борьба, труд, лишения, мечты молодой республики были жизненным университетом миллионов людей его поколения. В небольшом по объему произведении перед нами проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Скромный труженик, отец семейства жил и был по-своему счастлив. И вдруг война... Соколов ушел на фронт защищать Родину. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной жизни: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи, и наконец, трагическая смерть любимого сына Анатолия в последний день войны - девятого мая. «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» - спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа.

Страшным испытанием становятся для героя его утраты, потеря близких и крова, полное одиночество. Андрей Соколов вышел из войны победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье... Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Оставшись один на белом свете, Андрей Соколов всю сохранившуюся в сердце теплоту отдает сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому стал понемногу возвращаться к жизни. Маленький приемыш, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить.

Анализ фйнала рассказа дает нам очень многое для понимания авторского замысла. Закончив свой рассказ о нелегкой судьбе, Андрей Соколов, взяв за руку приемного сына, отправляется в далекий путь, в Кашарский район, где надеется подыскать себе работу. «Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной». Глубокое авторское сочувствие к судьбе Андрея Соколова и Ванюшки звучит в словах: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди?..»

Писатель заканчивает рассказ «Судьба человека» уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы, достойный своего отца, своего великого народа: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

В финале рассказа звучит голос автора. Автор-повествователь, потрясенный рассказом своего собеседника, размышляет о его судьбе, задумывается о силе человека, о его возможностях, о его долге и праве. С глубоким сочувствием относится он к этому чужому, но ставшему ему близким человеку. Когда Ванюшка, расставшись с Шолоховым, повернулся и помахал на прощание розовой ручонкой, сердце писателя как будто сжала «мягкая, но когтистая лапа», а на глаза навернулись непрошеные слезы. Это слезы жалости и сострадания, слезы прощания и памяти о хорошем человеке. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая слеза...

Глубокое сочувствие писателя к судьбе простого русского человека, яркое повествование о нем нашло отклик в сердцах читателей. Андрей Соколов стал национальным героем. Величие и неисчерпаемость жизнетворной силы, выносливость, душевная человечность, непокоренность, национальная гордость и достоинство советского человека - вот что типизировано Шолоховым в пошл ине русском характере Андрея Соколова.

«Судьба человека» -- произведение исключительно емкое по своему содержанию, по мыслям, вложенным в него. Суровая правда жизни выражена в этом рассказе, драматическом по характеру и эпическом по звучанию. Вновь раскрылась в нем народность шолоховского таланта, громадная сила его жизнеутверждающего искусства, великий гуманизм писателя-патриота, вера в свой народ, в его будущее.

Время быстро отодвигает вглубь истории важные вехи в жизни стран и народов. Давно отгремели последние залпы . Время безжалостно забирает живых свидетелей героического времени в бессмертие. Возвращают потомков к прошлому книги, фильмы, воспоминания. Волнующее произведение Судьба человека автор которого Михаил Шолохов, возвращает нас в те тяжелые годы.

Вконтакте

Название подсказывает, о чем пойдет речь. В центре внимания судьба человека, автор рассказал о ней так, что она вобрала в себя судьбу целой страны и ее народа.

Судьба человека главные герои:

  • Андрей Соколов;
  • мальчик Ванюша;
  • сын главного героя — Анатолий;
  • супруга Ирина;
  • дочери главного героя — Настя и Олюшка.

Андрей Соколов

Встреча с Андреем Соколовым

Первая послевоенная война выдалась «напористой», на Верхнем Дону быстро таяло, пути развезло. Именно в эту пору рассказчику пришлось добираться в станицу Букановскую. По дороге переправлялись через разлившуюся речку Еланку, целый час плыли на ветхой лодочке. В ожидании второго рейса он познакомился с отцом и сыном, мальчишкой лет 5-6. Автор отметил глубокую тоску в глазах мужчины, они словно присыпаны пеплом. Небрежная одежда отца наводила на мысль, что он живет без женской заботы, но мальчик был одет тепло и аккуратно. Все стало понятно, когда рассказчик узнал печальную историю нового знакомого.

Жизнь главного героя до войны

Сам герой воронежский. Поначалу все в жизни складывалось обыкновенно. Родился в 1900 году, прошел , воевал в дивизии Киквидзе. Голод 1922 года пережил, работая на кубанских кулаков, а вот родители и сестра умерли в тот год от голода в Воронежской губернии.

Совсем один остался. Продав хату, уехал в Воронеж, где завел семью . Женился на сироте, красивее и желаннее своей Ирины для него не было никого. Родились дети, сын Анатолий и две дочки, Настенька и Олюшка.

Работал плотником, рабочим на заводе, слесарем, а по-настоящему «завлекли» машины. Десять лет пролетели в труде и заботах незаметно. Супруга купила двух коз, жена и хозяйка Ирина была отличная. Дети сыты, обуты, радовали отличной учебой. Зарабатывал Андрей хорошо, деньжат подкопили. Построили дом недалеко от авиазавода, о чем потом главный герой пожалел. В другом месте дом мог уцелеть во время бомбежки, и жизнь могла сложиться совсем иначе. Все, что создавалось годами, рухнуло в один миг – началась война.

Война

Призвали Андрея повесткой на второй день, провожали на войну всей семьей. Тяжелым было прощание. Жена Ирина словно чувствовала, что не увидятся они больше, днем и ночью глаза не высыхали от слез.

Формирование происходило на Украине, под Белой Церковью. Дали ЗИС-5, на нем и отправился на фронт. Меньше года повоевал Андрей. Дважды ранили, но он быстро возвращался в строй. Домой писал нечасто: некогда, да и особо писать было не о чем – отступали по всем фронтам. Осуждал Андрей тех «сук в штанах, кто жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже в тылу приходилось».

В мае 1942 года под Лозовеньками главный герой попал в фашистский плен. Накануне он добровольно вызвался подвезти снаряды артиллеристам. До батареи оставалось меньше километра, когда дальнобойный снаряд разорвался возле машины. Очнулся, а бой позади него идет. Не по своей воле он оказался в плену. Немецкие автоматчики сняли с него сапоги, но не пристрелили, а погнали в колонне русских пленных на их рейх работать.

Однажды ночевали в церкви с разрушенным куполом. Нашелся доктор, он и в плену свое великое дело делал – помогал раненым бойцам. Один из пленных попросился выйти по нужде на улицу. Святая вера в Бога не позволяет христианину осквернять храм, немцы полоснули по двери автоматной очередью, ранив сразу троих и убив богомольца. Судьба и Андрею уготовила страшную проверку – убить предателя из «своих». Случайно ночью он услышал разговор, из которого понял, что мордатый парень планирует выдать немцам взводного. Андрей Соколов не может допустить, чтобы иуда Крыжнев спас себя ценой предательства и гибели товарищей. Полное драматизма происшествие в церкви показывает поведение разных людей в бесчеловечных обстоятельствах.

Важно! Совершить убийство главному герою нелегко, но он видит спасение в единении людей. В рассказе «Судьба человека» этот эпизод исполнен драматизма.

Неудачный побег из Познанского лагеря, когда рыли могилы для пленных, чуть не стоил Андрею Соколову жизни. Когда поймали, били, травили собаками, кожа с мясом и одеждой летела в клочья. В лагерь привезли голого, в крови. Отсидел месяц в карцере, чудом выжил. За два года плена половину Германии объехал: работал на силикатном заводе в Саксонии, в шахте Рурской области, в Баварии, Тюрингии. Пленных жестоко избивали, расстреливали. Здесь забывали свое имя, помнили номер, Соколова знали как 331. Кормили хлебом пополам с опилками, жидкой баландой из брюквы. Список нечеловеческих испытаний в плену на этом не кончается.

Выжить и выстоять в нацистском плену помогло . Силу духа русского солдата оценил лагерфюрер Мюллер. Вечером в бараке Соколов возмущался четырьмя кубометрами выработки, горько пошутив при этом, что на могилу каждого пленного и кубометра за глаза хватит.

На другой день вызвал комендант лагеря Соколова по доносу какого-то подлеца. Описание поединка русского солдата с Мюллером завораживает. Отказ пить за победу немецкого оружия мог стоить Соколову жизни. Мюллер не стал стрелять, сказал, что он уважает достойного противника. В награду дал буханку хлеба и кусок сала, продукты пленные суровой ниткой поделили на всех.

Соколов не оставлял мысли о побеге. Он возил инженера по строительству оборонительных сооружений в чине майора. В прифронтовой полосе удалось пленному шоферу сбежать , прихватив оглушенного инженера с важными документами. За это обещали представить к награде.

Отправили подлечиться в госпиталь, Андрей Соколов сразу письмо Ирине написал. Живы родные или нет? Долго ждал от жены ответа, но получил письмо от соседа Ивана Тимофеевича. При бомбежке авиазавода от дома ничего не осталось. Сын Толик в это время был в городе, а Ирина с дочками погибла . Сосед сообщал, что Анатолий ушел добровольцем на фронт.

В отпуске поехал в Воронеж, но и часу оставаться не смог в том месте, где было его семейное счастье и семейный очаг. Ушел на вокзал и вернулся в дивизию. Вскоре нашел его сын, получил письмо от Анатолия и мечтал свидеться. Страна уже готовилась праздновать Победу, когда был убит сын Андрея, Анатолий. Снайпер застрелил его утром девятого мая. Очень трагично, что сын Андрея Соколова дожил до победы, но не смог насладиться жизнью в мирное время. Главный герой похоронил сына в чужой земле, а сам вскоре демобилизовался.

После войны

Возвращаться в родной Воронеж ему было больно. Андрей вспомнил, что друг приглашал в Урюпинск. Приехал и стал работать шофером. Здесь судьба свела двух одиноких людей. Мальчик Ваня – подарок судьбы. У израненного войной человека появилась надежда на счастье.

Рассказ Шолохов заканчивает тем, что отец и сын едут «походным порядком» в Кашары, где сослуживец устроит отца в плотницкую артель, а потом выдадут шоферскую книжку. Прежнего документа он лишился по досадной случайности. На грязной дороге машину занесло и он сбил корову с ног. Все обошлось, корова встала и пошла, а вот книжку пришлось выложить.

Важно! Любая правдивая повесть или рассказ о судьбе человека, чудом выжившего в фашистском плену, интересна. Это повесть особенная, она о несломленном войной русском характере. Автор с предельной ясностью выразил преклонение перед подвигом, героизмом и мужеством простых людей в годы ВОВ.

Особенности рассказа Шолохова «Судьба человека»

В истории литературы редко небольшой по объему рассказ становится грандиозным событием. После публикации в первом номере газеты «Правда» за 1957 год рассказа «Судьба человека», новинка привлекла всеобщее внимание.

  • В рассказе «Судьба человека» подкупает убедительное и достоверное описание реальных событий. Трагическую историю русского солдата Михаил Шолохов услышал в 1946 году. Далее десять долгих лет молчания. Годом написания небольшого рассказа «Судьба человека» считается конец 1956 года . Позже произведение было экранизировано.
  • Кольцевая композиция: рассказ «Судьба человека» начинается случайной встречей автора с главным героем. В конце разговора мужчины прощаются, отправляются по своим делам. В центральной части Андрей Соколов открыл душу новому знакомому. Тот услышал рассказ героя о довоенной жизни, годах на фронте, возвращении к мирной жизни.

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.
  5. Характеристика главных героев

    1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
    2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.
    3. В чем смыл произведения?

      Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

      Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

      Жанр

      Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

      Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

      Какие ценности пропагандирует Шолохов?

      Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

      Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(Литературное расследование)


В расследовании принимают участие:
Ведущий - библиотекарь
Независимый историк
Свидетели - литературные герои

Ведущий: 1956 год. 31декабря в «Правде» напечатан рассказ «Судьба человека» . С этого рассказа начался новый этап развития нашей военной литературы. И тут сыграли роль шолоховское бесстрашие и шолоховское умение через судьбу одного человека показать эпоху во всей сложности и во всем драматизме.

Основной сюжетный мотив рассказа - судьба простого русского солдата Андрея Соколова. Его жизнь ровесника века соотнесена с биографией страны, с важнейшими событиями истории. В мае 1942 года он попал в плен. За два года он объехал «половину Германии», бежал из плена. Во время войны потерял всю семью. После войны, встретив случайно мальчика-сироту, Андрей усыновил его.

После «Судьбы человека» стали невозможны недомолвки о трагических событиях войны, о горечи плена, пережитых многими советскими людьми. В плену оказывались и очень преданные Родине солдаты и офицеры, попадавшие на фронте в безвыходное положение, но к ним часто относились как к предателям. Рассказ Шолохова как бы сдёрнул вуаль со многого, что было скрыто боязнью оскорбить героический портрет Победы.

Давайте вернемся в годы Великой Отечественной войны, в самый трагический её период - 1942-1943 годы. Слово независимому историку.

Историк: 16 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 270 , в котором говорилось:
«Командиров и политработников, во время боя сдающихся врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту, как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину»

Приказ требовал уничтожать пленных всеми «средствами как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи»

Только в 1941 году по немецким данным, в плен попали 3 млн. 800 тыс. советских военнослужащих. К весне 1942 года в живых из них осталось 1 млн. 100 тыс. человек.

Всего в годы войны из примерно 6,3 млн. военнопленных погибло около 4-х млн.

Ведущий: Закончилась Великая Отечественная война, отгремели победные залпы, началась мирная жизнь советского народа. Как сложилась в дальнейшем судьба таких людей, как Андрей Соколов, прошедших плен или переживших оккупацию? Как наше общество относилось к таким людям?

Свидетельствует в своей книге «Моё взрослое детство» .

(Свидетельствует девушка от лица Л.М. Гурченко).

Свидетель: В Харьков стали возвращаться из эвакуации и не только харьковчане, но и жители других городов. Всех надо было обеспечивать жилплощадью. На оставшихся в оккупации смотрели косо. Их в первую очередь переселяли из квартир и комнат на этажах в подвалы. Мы ждали своей очереди.

В классе вновь прибывшие объявляли бойкот оставшимся при немцах. Я ничего не понимала: если я столько пережила, столько видела страшного, меня наоборот, должны понять, пожалеть… Я стала бояться людей, которые смотрели на меня с презрением и пускали в след: «овчарочка». Ах, если бы они знали, что такое настоящая немецкая овчарка. Если бы они видели, как овчарка ведет людей прямо в душегубку… эти люди так бы не сказали… Когда на экране пошли фильмы и хроника, в которых были показаны ужасы казни и расправы немцев на оккупированных территориях, постепенно эта «болезнь» стала уходить в прошлое.


Ведущий: … 10 лет минуло после победного 45-го года, Шолохова война не отпускала. Он работал над романом «Они сражались за Родину» и рассказом «Судьба человека».

По мнению литературоведа В. Осипова, этот рассказ не мог бы быть создан в любое другое время. Он стал писаться тогда, когда его автор окончательно прозрел и понял: Сталин не икона для народа, сталинизм - это сталинщина. Едва вышел рассказ - так похвалы чуть не от каждой газеты или журнала. Ремарк и Хемингуэй откликнулись - прислали телеграммы. И поныне ни одна антология советской новеллистики без него не обходится.

Ведущий: Вы прочитали этот рассказ. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, что вас тронуло в нем, что оставило равнодушным?

(Ответы ребят)

Ведущий: Существует два полярных мнения о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»: Александра Солженицына и писателя из Алма-Аты Вениамина Ларина. Давайте их послушаем.

(Свидетельствует юноша от лица А.И.Солженицынa)

Солженицын А. И.: «Судьба человека» - очень слабый рассказ, где бледны и неубедительны военные страницы.

Во-первых: избран самый не криминальный случай плена - без памяти, чтобы сделать это бесспорным, обойти всю остроту проблемы. (А если сдался в памяти, как было с большинством - что и как тогда?)

Во-вторых: главная проблема представлена не в том, что родина нас покинула, отреклась, прокляла (об этом у Шолохова ни слова), а именно это создает безвыходность, а в том, что там среди нас объявлялись предатели…

В-третьих: сочинен фантастически-детективный побег из плена с кучей натяжек чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура пришедшего из плена: «СМЕРШ-проверочно-фильтрационный лагерь».


Ведущий: СМЕРШ - что это за организация? Слово независимому историку.

Историк: Из энциклопедии «Великая Отечественная война»:
«Постановлением Госкомобороны от 14 апреля 1943 года образовано Главное управление контрразведки «СМЕРШ» - «Смерть шпионам». Разведслужбы фашисткой Германии пытались развернуть против СССР широкую подрывную деятельность. Они создали на советско-германском фронте свыше 130 разведывательно-диверсионных органов и около 60 спецразведывательно-диверсионных школ. В действующую Советскую Армию забрасывались диверсионные отряды и террористы. Органы «СМЕРШ» вели активный розыск вражеских агентов в районах боевых действий, в местах нахождения военных объектов, обеспечивали своевременно получение данных о засылке вражеских шпионов и диверсантов. После войны, в мае 1946 года органы «СМЕРШ» преобразованы в особые отделы и подчинены МГБ СССР».

Ведущий: А теперь мнение Вениамина Ларина.

(Юноша от лица В. Ларина)

Ларин В .: Рассказ Шолохова возносят только за одну тему солдатского подвига. Но литературные критики такой трактовкой убивают - безопасно для себя - истинный смысл рассказа. Правда Шолохова шире и не заканчивается победой в схватке с фашисткой машиной плена. Делают вид, что у большого рассказа нет продолжения: как большое государство, большая власть относится к маленькому человеку, пускай и великому духом. Шолохов выдирает из сердца откровение: смотрите, читатели, как власть относится к человеку - лозунги, лозунги, а какая, к чёрту, забота о человеке! Плен искромсал человека. Но он там, в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся? Никому не нужен! Сирота! А с мальцом две сироты…Песчинки… И ведь не только под военным ураганом. Но Шолохов велик - не соблазнился дешевым поворотом темы: не стал вкладывать своему герою ни жалостливых мольб о сочувствии, ни проклятий в адрес Сталина. Разглядел в своем Соколове извечную суть русского человека - терпеливость и стойкость.

Ведущий: Давайте обратимся к творчеству писателей, которые пишут о плене, и с их помощью воссоздадим обстановку тяжелых военных лет.

(Свидетельствует герой рассказа «Дорога в отчий дом» Константина Воробьева)

Рассказ партизана: В плен я попал под Волоколамском в сорок первом, и хотя прошло с тех пор шестнадцать лет, и остался я жив, и семью развел, и все такое прочее, но рассказать о том, как я прозимовал в плену - не умею: нету у меня русских слов для этого. Нету!

Бежали мы из лагеря вдвоем, а со временем собрался из нас, бывших пленных целый отряд. Климов… восстановил нам же всем воинские звания. Понимаете, был ты, скажем до плена сержантом, - им и остался. Был солдатом - будь им и до конца!

Бывало …уничтожишь вражеский грузовик с бомбами, сразу вроде бы и выпрямится душа в тебе, и возликует там что-то - воюю же теперь не за одного себя, как в лагере! Победим же его сволоча, обязательно докончим, и вот так дойдешь до этого места до победы то есть, так и стоп!

И то, после войны сразу же потребуется анкета. А там будет один маленький вопрос - находился ли в плену? По месту этот вопрос всего лишь для ответа одним словом «да» или «нет».

И тому, кто вручит тебе эту анкету совсем не важно, что ты делал в войну, а важно, где ты был! Ах, в плену? Значит… Ну, что это значит - вы сами знаете. По жизни и по правде такое положение должно было быть совсем наоборот, а вот поди ж ты!...

Скажу коротко: ровно через три месяца мы присоединились к большому партизанскому отряду.

О том, как мы действовали до самого прихода своей армии, я расскажу другой раз. Да это, думаю, и не важно. Важно то, что мы не только живыми оказались, но и в человеческий строй вступили, что мы опять превратились в бойцов, а русскими людьми мы остались и в лагерях.

Ведущий: Давайте вслушаемся в исповеди партизана и Андрея Соколова.

Партизан: Был ты, скажем, до плена сержантом - им и оставайся. Был солдатом - будь им до конца.

Андрей Соколов : На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.

И для одного, и для другого война - тяжелая работа, которую нужно сделать добросовестно, отдать всего себя.

Ведущий: Свидетельствует майор Пугачёв из рассказа В. Шаламова «Последний бой майора Пугачёва»

Чтец: Майор Пугачев вспомнил немецкий лагерь, откуда он бежал в 1944 году. Фронт приближался к городу. Он работал шофером на грузовике внутри огромного лагеря на уборке. Он вспомнил, как разогнал грузовик и повалил колючую, однорядную проволоку, вырывая наспех поставленные столбы. Выстрелы часовых, крики, бешеная езда по городу в разных направлениях, брошенная машина, дорога ночами к линии фронта и встреча - допрос в особом отделе. Обвинение в шпионаже, приговор - двадцать пять лет тюрьмы. Приезжали власовские эмиссары, но он не верил им до тех пор, пока сам не добрался до красноармейских частей. Все, что власовцы говорили, было правдой. Он был не нужен. Власть его боялась.


Ведущий: Выслушав свидетельство майора Пугачева, невольно отмечаешь: его рассказ прямое - подтверждение правоты Ларина:
«Он там, в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся?.. Никому не нужен! Сирота!»

Свидетельствует сержант Алексей Романов, в прошлом школьный учитель истории из Сталинграда, реальный герой рассказа Сергея Смирнова «Путь на Родину» из книги «Герои великой войны» .

(Свидетельствует читатель от лица А. Романова)


Алексей Романов: Весной 42-го я попал в интернациональный лагерь Феддель, на окраине Гамбурга. Там, в Гамбургском порту, мы пленные, работали на разгрузке кораблей. Мысль о побеге меня не оставляла ни на минуту. С моим другом Мельниковым решили бежать, продумали план побега, прямо скажем, план фантастический. Бежать из лагеря, проникнуть в порт, спрятаться на шведском пароходе и доплыть с ним в один из портов Швеции. Оттуда можно с британским судном добраться до Англии, а потом с каким-нибудь караваном союзных судов прийти в Мурманск или Архангельск. А затем опять взять в руки автомат или пулемет и уже на фронте расплатиться с гитлеровцами за все, что пришлось пережить в плену за эти годы.

25 декабря 1943 года мы совершили побег. Нам просто сопутствовала удача. Чудом удалось перебраться на другую сторону Эльбы, в порт, где стояло шведское судно. Забрались в трюм с коксом, и вот в этом железном гробу без воды, без пищи мы плыли на Родину, а ради этого мы были готовы на все даже на смерть. Очнулся через несколько дней в шведской тюремной больнице: оказалось, что нас обнаружили рабочие, разгружающие кокс. Вызвали врача. Мельников был уже мертв, а я выжил. Я стал добиваться отправки на Родину, попал к Александре Михайловне Коллонтай. Она и помогла в 1944 г. вернуться домой.

Ведущий: Прежде чем мы продолжим наш разговор, слово историку. Что говорят нам цифры о дальнейшей судьбе бывших военнопленных

Историк: Из книги «Великая Отечественная война. Цифры и факты» . Вернувшиеся из плена после войны (1 млн. 836 тыс. человек) были направлены: более 1 млн. человек - для дальнейшего прохождения службы в частях Красной Армии, 600 тыс. - для работы в промышленности в составе рабочих батальонов, и 339 тыс. (в том числе некоторая часть гражданских лиц), как скомпрометировавшие себя в плену - в лагеря НКВД.

Ведущий: Война - это материк жестокости. Оградить сердца от сумасшествия ненависти, ожесточения, страха в плену, в блокаде порой не возможно. Человек буквально подводится к вратам страшного суда. Порой вынести, прожить жизнь на войне, в окружении труднее, чем вынести смерть.

Что же общего в судьбах наших свидетелей, что роднит их души? Справедливы ли упреки адрес Шолохова?

(Выслушиваем ответы ребят)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел Лермонтов в «Бородине», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Лев Толстой. Все это есть Андрея Соколова, у партизана из рассказа Воробьева, у майора Пугачева, у Алексея Романова.



Остаться на войне человеком - это не просто выжить и «убить его» (т. е. врага). Это - сохранить свое сердце для добра. Соколов ушел на фронт человеком, им же остался и после войны.

Чтец: Рассказ на тему трагических судеб пленных - первый в советской литературе. Писался в 1955-м! Так почему Шолохов лишен литературного и нравственного права начинать тему так, а не иначе?

Солженицын попрекает Шолохова, что писал не о тех, кто «сдался» в плен, а о тех, что «попали» или «взяты». Но не учел, что Шолохов иначе не мог:

Воспитан на казачьих традициях. Не случайно отстаивал перед Сталиным честь Корнилова примером бегства из плена. И в самом деле, человек с давних батальных времен прежде всего сочувствие отдает не тем, кто «сдался», а тем, кто «попадал-брался» в плен по неодолимой безысходности: ранение, окружение, безоружие, по измене командира или предательства правителей;

Взял на себя политическую смелость отдать свой авторитет, чтобы защитить от политической заклейменности тех, кто был честен в исполнении воинского долга и мужской чести.

Может, приукрашена советская действительность? Последние строки о горемыках Соколове и Ванюшке начинались у Шолохова так: «С тяжелой грустью смотрел я им вслед…».

Может, приукрашено поведение Соколова в плену? Нет таких упреков.

Ведущий: Сейчас легко анализировать слова и поступки автора. А может стоит задуматься: легко ли было ему прожить его собственную жизнь? Легко ли было художнику, который не смог, не успел сказать все, что хотел, и, конечно, мог сказать. Субъективно мог (хватало и таланта, и мужества, и материала!), но объективно не мог (время, эпоха, были таковы, что не печаталось, а потому и не писалось…) Как часто, как много во все времена теряла наша Россия: не созданные скульптуры, не написанные картины и книги, как знать, может быть, самые талантливые…Большие русские художники рождались не вовремя - то ли рано, то ли поздно - неугодными правителям.

В «Разговоре с отцом» М.М. Шолохов передает слова Михаила Александровича в ответ на критику читателя, бывшего военнопленного, пережившего сталинские лагеря:
«Ты что же полагаешь, я не знаю, что бывало в плену или после него? Что мне, неизвестны крайние степени человеческой низости, жестокости, подлости? Или считаешь, что, зная это, я сам подличаю?… Сколько умения надо на то, чтобы говорить людям правду…»



Мог Михаил Александрович в своем рассказе о многом умолчать? - Мог! Время научило его молчать и недоговаривать: умный читатель все поймет, обо всем догадается.

Немало лет прошло с тех пор, как по воле писателя все новые и новые читатели встречаются с героями этого рассказа. Думают. Тоскуют. Плачут. И удивляются - тому, как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нем доброта, неистребима потребность уберечь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, о том и думать нечего.

Литература:

1. Бирюков Ф. Г. Шолохов: в помощь преподавателям, старшеклассникам. и абитуриентам / Ф. Г. Бирюков. - 2-е изд. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2000. - 111 с. - (Перечитывая классику).

2. Жуков, Иван Иванович. Рука судьбы: Правда и ложь о М. Шолохове и А. Фадееве. - М. : Газ.-журн. об-ние "Воскресенье", 1994. - 254, с., л. ил. : ил.

3. Осипов, Валентин Осипович. Тайная жизнь Михаила Шолохова... : документальная хроника без легенд / В.О. Осипов. - М. : ЛИБЕРЕЯ, 1995. - 415 с., л. порт p.

4. Петелин, Виктор Васильевич. Жизнь Шолохова: Трагедия рус. гения / Виктор Петелин. - М. : Центрполиграф, 2002. - 893, с., л. ил. : портр. ; 21 см. - (Бессмертные имена).

5. Русская литература XX века: пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Л. А. Иезуитова, С. А. Иезуитов [и др. ] ; ред. Т. Н. Нагайцева. - СПб. : Нева, 1998. - 416 с.

6. Чалмаев В. А. На войне остаться человеком: Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В. А. Чалмаев. - 2-е изд. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2000. - 123 с. - (Перечитывая классику).

7. Шолохова С. М. Казненный замысел: К истории ненаписанного рассказа /С. М. Шолоховва // Крестьянин.- 1995. - № 8.- февр.

"Судьба человека": как это было

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...