Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Почему главный герой кинулся. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Иллюзии уходят, хулиганье остается

Поэма Мцыри написана Лермонтовым со слов молодого монаха. Путешествуя по Кавказу, он слышит рассказ, заинтересовавший его с первых минут. Это романтическая история о юном горце, воспитанном в монастыре. Смыслом его жизни стало желание вернуться домой, но совершить побег из стен ненавистного монастыря было непросто. Лишь огромное желание обрести свободу помогло ему осуществить задуманное, но за это пришлось заплатить слишком дорогую цену, свою жизнь. Анализ боя Мцыри с барсом раскрывает характер главного героя с другой стороны. Вместо хилого, беспомощного юноши перед нами встает настоящий герой, способный защитить себя в минуту смертельной опасности.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста)

Какой-то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лег,

Играя навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость – Могучий барс.

Сырую кость

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, - и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови…да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон

Раздался вдруг…и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!



Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое ружье…Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я – и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык…

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз…

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно – и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Анализ боя

В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.

Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. Бунин очень ярко и детально изображает мир роскоши и достатка, мир богатых людей, которые могут все себе позволить. Один из них - господин из Сан-Франциско - является главным героем. В его поступках, облике, ма­нере поведения автор показывает пороки «золотого» круга, к которо­му принадлежит персонаж. Но самая яркая особенность, сразу же бросающаяся в глаза при чтении, состоит в том, что нигде в рассказе не упоминается имя героя и не изображается его внутренний мир.

Кто же такой, этот господин из Сан-Франциско? В первых же строках автор пишет, что «имени его ни в Неаполе, ни на Капри не запомнил никто».

Казалось бы, главное действующее лицо, вокруг него и развора­чиваются основные события произведения, и вдруг не упоминается даже имя героя. Сразу очевидно, что писатель пренебрежительно от­носится к персонажу. Очень подробно описаны внешность и поступки господина: смокинг, белье и даже крупные золотые зубы. Деталям описания внешности уделяется большое внимание. Герой представлен солидным, респектабельным, обеспеченным человеком, который в со­стоянии купить все, что пожелает. В рассказе показывается, как герой посещает памятники культуры, но он равнодушен ко всему, искусство его не интересует. Автор сознательно в деталях описывает, как герои едят, пьют, одеваются, разговаривают. Бунин смеется над этой «ис­кусственной» жизнью.

Почему же, уделяя большое внимание внешности и поступкам, писатель не показывает внутренний мир, психологию героя? Это все оттого, что у господина из Сан-Франциско просто нет внутреннего мира, души. Всю свою жизнь он посвятил наживанию состояния, соз­данию капитала. Герой работал в поте лица и никак не обогащал себя духовно. А к зрелости, нажив состояние, он не знает, чем себя занять, потому что бездуховен. Его жизнь расписана по часам, в ней нет мес­та культуре, душе. Внутренний мир героя пуст и нуждается лишь во внешних впечатлениях. У господина из Сан-Франциско отсутствует какая-либо цель в жизни. Вся задача его существования сводится к удовлетворению физиологических потребностей в сне, пище, одежде. Герой даже не пытается что-либо изменить. А его смерть проходит для всех незаметно, только жена и дочь жалеют его. И возвращение домой в ящике в багажном отделении ярко говорит о его месте среди людей.

И Бунин в рассказе показывает полное отвращение и презрение к таким людям. Он высмеивает их размеренную, расписанную по мину­там жизнь, обличает их пороки, изображает пустоту внутреннего ми­ра и отсутствие какой-либо духовности. Автор искренне надеется, что такие люди постепенно исчезнут вместе со своими недостатками, и в мире не останется «господ из Сан-Франциско».

Вариант 3

1. Основная мысль художественного произведения это: а) тема; б) идея; в) проблема.

2 . Укажите, какое из литературных направлений ставит перед художником задачу:

а) изобразить жизнь страстей в душе героя, его неудовлетворённость окружающим миром, стремление к идеалу;

б) изобразить героя, для которого превыше всего защита высоких моральных принципов, служение отечеству;

в) изобразить жизнь частного человека со всем многообразием его душевной жизни, его возвышенные чувства и переживания.

3. В русле какого направления написано произведение «Мцыри»? а) романтизм;

б) классицизм; в) сентиментализм.

4. Мцыри в переводе с грузинского означает: а) мальчик;б) странник; в) послушник.

5. Калмыцкую сказку об орле герою поведал: а) отец Маши Мироновой; б) Пугачев; в) Швабрин.

Цели:

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции;

Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений.

Задачи:

Развить у школьников устойчивый интерес к чтению и любовь к литературе;

Формирование первоначальных умений и навыков углубленного восприятия изучения произведений.

Данные тесты способствуют тому, чтобы проверить, как усвоен материал учебника по основным темам.

Тест состоит из 20 вопросов.

За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

Шкала пересчёта суммарного балла

за выполнение экзаменационной работы в целом

в отметку

Вариант 1

1. Искусство по своей природе:

а) рациональнно; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоциональное начала.

2 .Действующее лицо художественного произведения называют:

а) образом; б) персонажем; в) типом.

3. Тема произведения – это:

а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.

4. К жанру устного народного творчества не относится:

а) рассказ; б) частушка; в) предание; г) сказка.

5 .В каких произведениях упоминается историческая личность Е. Пугачев?

а) «Капитанская дочка» ; б) «Анна Снегина » С. Есенина; в) «Мцыри»

; г) «Смерть Ермака» К. Рылеева.

6. Кто из поэтов погибает на Черной речке?

а) ; б); в)К. Рылеев; г) С. Есенин.

7 . в «Капитанской дочке» писал:

а) о восстании С. Разина; б) о Гражданской войне; в) о восстании Пугачева.

8. Кому из героев «Капитанской дочки» принадлежат слова:

«Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?

а) Пугачев; б) Гринев-отец; в) капитан Миронов; г) Швабрин.

9. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

а) Царя; б) висельника; в) посаженного отца.

10. « Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его». Кто он:

а) Петр Гринев; б) Швабрин; в)Савельич.

11. Поэма «Мцыри» относится к направлению:

а) классицизм; б) романтизм; в) реализм.

12. Каков эпиграф в поэме «Мцыри»?

а) «стрелялись мы…» б) «береги честь смолоду» в) «вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

13. Идею «Ревизора» Гоголь взял:а) у Пушкина; б)у Лермонтова; в) эта история случилась с ним.

14. Кто из перечисленных геров не является действующим лицом комедии Гоголя «Ревизор»?

а) Ляпкин-Тяпкин; б) Шпейкин; в) Кутейкин; г)Земляника.

15. Фамилия городничего из комедии «Ревизор».

А) Шпекин; б)Ляпкин – Тяпкин; в)Сквозник-Дмухановский.

16. Знакомство с каким писателем хвастался Хлестаков? А) с Гоголем; б) Пушкиным; в)Лермонтовым.

17. Кто из героев комедии Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная».

а) Бобчинский; б) Хлестаков в) городничий.

18. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?

А) по религиозным убеждениям; б) его потряс случай с избиваемым солдатом; в) их развел случай.

19. Кто сказал в комедии «Ревизор»: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? А) Городничий; б) Хлестаков; в) Земляника.

20. Какое произведение написал Горький? А) «Телеграмма»; б) «Песня о Соколе»; в) «Ася».

Вариант 2

1. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?

а) да, существенная; б)нет; в) в зависимости от жанра.

2. Идея произведения – это: а) то, что хотел сказать автор; б) нравственный урок; в)главная обобщающая мысль произведения.

3. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы? а) да; б) нет; в) однозначного ответа нет.

4. В каком жанре древнерусской литературы описывается жизнь и деяния людей, причисленных к лику святых: а) повесть; б) сказание; в)житие; г) летопись.

5. События «Капитанской дочки» происходят: а) в Белогорской крепости;

б) Оренбургской крепости; в) Белогорской крепости.

6 .Основная проблема «Капитанской дочки»: а) проблема любви; б) проблема чести, долга, милосердия, в) проблема роли народа в развитии общества.

7. Годы жизни: а)1798-1837; б)1801-1838; в)1799-1837; г)1799-1835.

8. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость: а)Уж и Сокол; б)Орел и Ворон; в) Аист и Заяц.

9. От имени кого ведется повествование в повести «Капитанская дочка»:

10. Кто является «антигероем» Гринева? А)Швабрин; Б)Зурин; В)Иван Игнатьич;

11. Жанр произведения Лермонтова «Мцыри». а) повесть; б) стихотворение; в) поэма.

12. Какой эпиграф взял Гоголь в комедии «Ревизор»? а) «Береги честь смолоду»; б) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»; в) «Стрелялись мы…»

13 .Знакомством с каким писателем хвастался Хлестаков? а)С Гоголем; б) С Пушкиным;

в)С Лермонтовым.

14. Кто из героев комедии «Ревизор» сказал эти слова «Я, признаюся, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся».

а) Хлестаков, б) Земляника, в) Судья.

15. Каков основной композиционный прием в рассказе «После бала»?

а)контраст; б)преувеличение; в)сопоставление.

16. В каком городе Василию Теркину поставлен памятник? а)Ленинград; б)Смоленск;в)Киев

18. Из какого произведения эти слова: « Человек создан для счастья…»

а) «Ася»; б) «Песня о Соколе» в) «Парадокс».

19. Какое произведение написал? а) «Слепой музыкант»; б) «Телеграмма»;

в) «Алые паруса».

20. Из какого произведения эти строчки: «Кому память, кому слава, кому темная вода…»

а) «Телеграмма»; б) «Ася»; в) «Василий Теркин».

Ключи.

1 вариант.

1в, 2б, 3б, 4а, 5а, 6а, 7в, 8а, 9в, 10а,11б, 12в, 13а, 14б, 15в, 16б, 17б, 18б, 19а,20б.

2 вариант.

1а, 2в,3а, 4в, 5в, 6б, 7в, 8б, 9а, 10а, 11а, 12б, 13б, 14а, 15а, 16б, 17в, 18в, 19а, 20в.

Отдел образования Несвижского райисполкома

Учреждение образования

«Несвижская государственная белорусская гимназия»

Русская литература, 6 класс

Макарова Татьяна Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Несвиж, 2008

Тема урока: Нравственная стойкость героя рассказа (по рассказу В.Распутина «Уроки французского»)

Цель урока: попытаться раскрыть понятие « нравственная стойкость»;

показать проблему добра и зла в человеческих поступках;

развивать навыки анализа художественного произведения;

учить высказывать собственное мнение о нравственных

позициях литературных героев;

развивать творческое воображение и способности учащихся. Методы: аналитическое чтение, выразительное чтение, подробный и выборочный пересказ, слово учителя.

Технология: развитие навыков критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока

1. Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы начали знакомство с добрым, умным и мудрым писателем - В.Распутиным и его героем из рассказа «Уроки французского».

Давайте ещё раз перечитаем слова, записанные на прошлом уроке, которые характеризуют творчество писателя в целом, определяют основные мотивы его творчества.

Вызов. Слово учителя

У вас сложилось уже первое собственное представление о герое. Мы отметили с вами, что герой и рассказчик - одно лицо. Какой он, этот герой, по вашему мнению? Хотелось бы вам подружиться с ним, если бы вы оказались в одном классе? Почему?

Высказывания учеников (Характеристики, данные учащимися, записываются на доске)

Я уважаю ваше мнение, и сегодня мне хотелось бы вместе с вами разобраться в некоторых поступках героя и вместе с вами определить основные черты характера главного героя, которые делают его столь привлекательным.

Мы будем вместе с вами ещё раз внимательно читать текст, постараемся его анализировать, пересказывать близко к тексту от имени главного героя и главное - думать: учиться анализировать, сопоставлять, делать выводы. Часть урока мы посвятим проверке домашнего задания, которое вы выполняли в группах.

Свои наблюдения, черты характера героя мы будем записывать на доске и тетради.

Что говорит о себе, о своей семье, о жизни деревни сам герой. Как он относится к ученью и как это его характеризует?

Словарная работа. Облигации - это ценные бумаги, которые выдавались людям в годы войны и после неё в счёт заработной платы. «Живые» деньги шли на дело обороны, для фронта.

В семье не было денег. «Откуда им взяться?»- говорит автор. Колхозникам не платили денег; за отработанные смены (« трудодни») им ставили «палочки» в учётные книги, а затем по этим «палочкам» выдавали муку, картошку и т.д.

Почему так рано,- в одиннадцать лет, началась самостоятельная жизнь писателя? (В первые послевоенные неустроенные голодные годы людям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности.В деревне, где жила семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.

2. Смысловая стадия

Работа в группах по заранее подготовленным заданиям

Ученики из каждой группы выходят к доске и записывают основные черты характера главного героя.

Учитель. Итак, герой оказался в совершенно новой обстановке. Как же он чувствовал себя в городе? (См. карточку 1-й группы)

Что говорит об этом сам герой? (Пересказ со слов «Учился я и тут хорошо...»

Но это было в школе, что же происходило, когда он оставался один? (Выразительное чтение отрывка со слов «Но едва я оставался один...») Какой стилистический приём использует автор для передачи внутреннего состояния героя? (Повторы, синонимы, восходящую градацию).

Очень скоро возникло новое, очень серьёзное испытание. Мальчик обнаружил, что еда, которую ему присылает мать, куда-то исчезает. Давайте найдём в тексте описание этого момента, прочитаем его и выскажем своё мнение по поводу происходящего.

(Первая группа делает свой вывод.)

Непривычными оказались трудности с французским языком. Тяжело было переносить голод. Ещё тяжелее было осознавать, что кто-то ворует еду, которую посылает мать.Но самым страшным оказалась тоска по дому. Герою надо было быть мужественным, настойчивым, терпеливым, чтобы переносить все эти испытания. Мальчик предельно честен, сама мысль выслеживать, выяснять, подозревать вызывает у него неприятие. Испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное

отношение к матери.


1-я группа

1. С какими трудностями пришлось самостоятельной жизни в городе? (

столкнуться герою на первых порах с. 68-70) Как это его характеризует?

(Какие черты характера проявились сформулировать и записать).

в борьбе

с этими трудностями,

-(Подготовить подробный пересказ со слов «Учился я и тут хорошо. Что

мне оставалось? - с.68;

-(С. 69 - со слов «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска... до

слов «Я опомнился и убежал» ~ подготовить выразительное чтение отрывка.

Какой стилистический приём использует автор для иллюстрации

внутреннего состояния героя?) (Повторы используются как средство

выразительности для усиления впечатления)

- Воровство. Отношение героя к происходящему. Как это его характеризует?

Учитель Голод... Голод и одиночество,которое ещё больше усиливало чувство голода. Сравните: голод в деревне и голод в городе. Где он ощущался в большей степени и почему?

Первая игра на деньги. Почему мальчик стал играть? (Мальчик стал играть в «чику», потому что появилась реальная возможность выиграть столь необходимые ему деньги на кружку молока. Кроме всего, он сначала не понял нечестный характер игры, было стремление проявить ловкость)

Почему мальчик-рассказчик так быстро разобрался в тонкостях игры и стал выигрывать? (У героя была уже некоторая практика игры, он был ловок и настойчив. )

Ловкость, настойчивость -записать на доске.

Словарная работа: Азарт -сильное возбуждение, задор, увлечение (Работать с азартом)

Азартные игры -игры, в которых выигрыш зависит от случая.) (Героя нельзя считать азартным человеком, т.к. он полагается на собственное мастерство, а не на случай и всегда выигрывает ровно столько, чтобы хватило на кружку молока.)

Найдите эпизод в тексте, который начинается словами «Однажды ещё в сентябре...» (с. 71), описание полянки, где играли в « чику» и описание той же полянки на с. 77. Определите её смысловую нагрузку. (В первом отрывке - «Федька повёл меня за огороды...» полянка представляется «чистой и ровной», путь к ней зарос « крапивой, уже чёрной, с отвисшими ядовитыми гроздями семян». Это тревожное предсказание неприятностей, которое скоро последует. Во втором отрывке - «За мной кинулся было Птаха...» герой смотрит на полянку, с которой его изгнали, обманув и избив, уже другими глазами. Предсказания сбылись: «чёрная крапива», «жёсткая сухая трава» - и горькая обида: «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня»

2-я группа


1.Сравните: голод в деревне и в городе. Почему голод в городе ощущался сильнее?(С. 70)

2. Первая игра на деньги. Почему мальчик стал играть?(с.71-77).

Вопрос учителя: Какое качество мы можем добавить к характеристике героя? (Стойкость, умение правильно оценивать ситуацию, не поддаваться общему азарту).

3.Найдите в эпизоде, который начинается словами «Однажды ещё в сентябре...» (с.71), описание полянки, где играли в «чику» (с.77), определите её смысловую нагрузку

4. Почему мальчик-рассказчик так быстро разобрался в тонкостях игры и стал выигрывать? (стр.71- со слов «Разобраться в игре ничего не стоило...»

до слов « Так что кой-какая сноровка у меня была.»-- с. 72, с.73 со слов « По вечерам, когда все расходились, я снова возвращался сюда.» до конца абзаца.

Учитель « Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня». Так чувствует себя герой после того, как его избили Владик и Птаха. Почему же они это сделали? В ответе на вопрос используйте выборочный пересказ текста со слов» теперь у меня появились деньги...» до слов «... шайба, как намагниченная, летела на деньги...»

- Выразительно прочитаете текст со слов «Откуда мне было знать...» до слов «... пришлось постигнуть на собственной шкуре». Как вы понимаете высказанную автором мысль?

Кто начал драку? Выскажите своё отношение к ней. Какими в этой расправе выглядят Вадик и Птаха? На чём держатся их отношения? Выразительное чтение текста со слов «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха...» до слов «

Горько, навзрыд заплакал». (Мальчика сначала подло ударили сзади, потом ударил Птаха, опять сзади. Мальчишки, которые избивали героя, были старше и сильнее. Особенно отвратителен третий, который изображён как зверёныш). Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит в отчаянии: «Перевернул!», отстаивая справедливость. « Всё у меня как-то затвердело и сомкнулось в обиде», - пишет рассказчик.

Стойкость - запись на доске.

3-я группа


- Почему Владик и Птаха избили героя? Кто начал драку? Выскажите своё

отношение к ней. Какими в этой расправе выглядят Вадик и Птаха? На чём

держатся их отношения? Как ведёт себя герой в драке и после неё?

(Подготовить выборочный пересказ текста со слов «Теперь у меня

появились деньги...»,с. 74 , до слов «... шайба, как намагниченная, летела

точно на деньги...», с. 75.

- Подготовить выразительное чтение текста со слов «Откуда мне было

знать...» до слов «... пришлось постигнуть на собственной шкуре. »,

С.75. Со слов « Первым, опять сзади, меня ударил Птаха.», с.76 до слов

«...горько, навзрыд заплакал.», с. 77

Физкультминутка

Учитель Утром героя ждало новое испытание. Какое? Какие черты характера проявились в нём?

Самолюбие, гордость, страх не оправдать надежды матери и односельчан.

4-я группа

Подготовить выборочный пересказ текста со слов « Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало...» до слов «... но так домой ехать нельзя», С.78- 80. Какие черты характера главного героя проявляются в этом эпизоде?

Учитель Сейчас давайте прочитаем те качества, которые мы с вами определили как главные в характере героя .(Ребята читают сделанные надписи).

Все перечисленные нами качества и называются нравственной стойкостью. Словарная работа

Нравственность -Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Стойкий - прочный, неослабевающий.

3. Рефлексия

Обозначьте для себя те качества, которые бы вам хотелось в себе воспитать или, может быть, они у вас уже есть. (Ребята выполняют задание и по желанию зачитывают его)

4. Д/з Общее задание: стр. 96 - 97 вопросы 4, 6-8.

По выбору: нарисовать иллюстрации к рассказу или написать мини-сочинение « Каким должен быть настоящий учитель»

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме - у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит».

«Весело», «ласково», «играя» - все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри - равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге). Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова - Пушкина. В его поэме «Тазит» встречаются такие строки: «Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: «Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей»… Природа, а не цивилизация - вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...