Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Евгений Онегин (П.И.Чайковский). Опера п.чайковского "евгений онегин". история создания, любимые арии и исполнители, фильм-опера Евгений онегин композитор

Евгений Онегин (П.И.Чайковский)

«Евгений Онегин» - трагедия в трёх действиях. Композитор - Петр Ильич Чайковский, либретто автора в сотрудничестве с Константином Шиловским. Премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре в Москве.
Сценарий оперы основан на одноимённом романе Александра Сергеевича Пушкина.

Сюжет

Однажды летним вечером в саду в усадьбе Лариных две сестры - Татьяна и Ольга - поют романс. Приезжает жених Ольги - Владимир Ленский в сопровождении друга. Татьяна влюбляется в Евгения Онегина с первого взгляда и в тот же вечер пишет ему любовное послание. Молодой дворянин был тронут искренностью девушки, но отвечает на ее любовь отказом. Вскоре Ларины устраивают бал в честь именин Татьяны. Ради забавы Онегин начинает ухаживать за невестой Ленского. Тот вызывает «друга» на дуэль, где погибает от смертельной раны. И вот однажды, когда страсти поутихли, Евгений Онегин вновь встречает Татьяну. Но теперь она - княгиня Гремина. Охваченный внезапной любовью к девушке, дворянин раскаивается в былом отказе. В сердце Татьяны все еще теплится нежная любовь, но прошлого уж не вернуть. Собравшись с духом, Татьяна просит Онегина оставить ее в покое и тот остается один.

История создания

Для сюжета своей оперы Петр Ильич Чайковский искал историю о сильной личной драме, чтобы трагедия смогла задеть его за живое. Весной 1877 года певица Елизавета Андреевна Лавровская предложила ему написать оперу по сюжету романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» . Стоит отметить, что той же весной Чайковский сам оказывается в ситуации, чем-то схожей с сюжетом пьесы. Ему приходят страстные любовные письма от студентки консерватории, которую Петр Ильич едва припоминал. Пишет ему Антонина Милюкова. Композитор отвечает девушке холодным отказом. Однако юная особа оказывается настойчивой и вскоре Чайковский знакомится с ней ближе. Через пару месяцев (а именно 6 июля 1877 года) Петр Ильич женится на Антонине Милюковой, а уже спустя три недели спасается от брака бегством…

Композитор был большим почитателем творчества великого русского поэта. Он так увлекся интересной историей, что написал сценарий для будущей оперы всего за одну ночь. Работа над произведением длилась около года: Чайковский начал сочинять музыку в мае 1877 года и завершил в феврале 1878 года. Он очень переживал за судьбу своего необычного творения. В опере не было традиционных на то время сценических эффектов, а исполнение партий требовало от актеров максимальной искренности и простоты. Вот почему на премьере оперы «Евгений Онегин» играла молодежь - учащиеся Московской консерватории. Первые постановки не произвели на ценителей оперного искусства должного впечатления. Тем не менее, вскоре опера пришлась по вкусу широкой публике.
Опера «Евгений Онегин» по праву считается одной из лучших опер композитора, настоящим шедевром русской классики. Либретто хорошо сочетается с оркестровой партией. Пылкие речи главных героев отражаются в музыке, наполненной изящными порывами, мелодическими взлетами и музыкальными паузами. Чайковский сумел передать все тонкости сюжетной линии: тоску одиночества, безудержную грусть, роскошь и праздность светской жизни… Мастерство композитора представляет зрителю живописные картины народной и аристократической среды.

Есть оперы, которые составляют золотой фонд человечества. Среди них "Евгений Онегин" стоит на одном из первых мест.
Мы возьмем одну из величайших арий и послушаем, как она звучит в исполнении разных певцов.

Опера «Евгений Онегин» написана Петром Ильичом Чайковским в мае 1877 (Москва) — феврале 1878 в Сан-Ремо. Композитор работал над ней также и в Каменке. В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская предложила композитору написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вскоре Чайковский увлекся этим предложением и за одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. В письме к композитору С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Первая постановка 17 (29) марта 1879 на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, дирижёр Н. Г. Рубинштейн, партия Ленского — М. Е. Медведев. Постановка в московском Большом театре 11 (23) января 1881 (дирижёр E.-M. Beviniani).

В 1999 году Басков спел в восстановленном спектакле Большого театра "Евгений Онегин" Ленского. Вот что писали газеты об этом событии: "Вряд ли кто-то станет отрицать, что знаменитая ария Ленского «Куда, куда вы удалились» в исполнении Николая Баскова - вокальная жемчужина спектакля. Он сидит на сцене один - маленький и одинокий. Ему не нужны ни жесты, ни мимика, ни сценические соревнования с более опытными партнерами. Здесь царствуют его голос и его лирическая душа. И никакие «Браво!» клакеров, никакие воспоминания о репликах Шута из «Королевских игр» на ТВЦ («Это круто!») уже не затмят наших нежных воспоминаний об очаровательном юноше-теноре на фоне зимней «пушкинской» Черной речки перед смертельной дуэлью в Большом театре…" Но были и другие высказывания. С этой роли началось нисхождение Баскова. Сначала послушайте его, а потом давайте разбираться, как же Басков оказался ненужным оперной сцене в России?


Как же Басков дошел до жизни такой? В 1999 году Шпигеля познакомил с Басковым Г.Селезнев, Председатель нашей Гос. Думы.

Сам Басков сказал, что "...На самом деле моя карьера началась благодаря ему (Селезневу). Александр Морозов, композитор, услышал меня в военном госпитале и решил, что его песни должен запеть певец с классическим голосом. Мы стали что-то пробовать, а потом я выступил в Театре Советской армии, где были Геннадий Селезнев и мой будущий продюсер Борис Шпигель. И тогда по просьбе Геннадия Николаевича Борис Исаакович решил заняться моей творческой карьерой."

Басков понравился дочке Шпигеля, Светлане, а в 2000 году появилась СЕРИЯ любопытная рецензий на восстановленную Б.Покровским в Большом театре оперу Чайковского "Евгений Онегин"

В одной из них газета Коммерсант писала " Восстановили постановку 1944 года в декорациях Петра Вильямса. В этой постановке в 1944 году прославились Лемешев и Козловский. Нынче партию Ленского спел стажер Большого театра Николай Басков, более известный в качестве кассового эстрадного певца.

Восстановили декорации, но сложнее было восстановить на том же уровне музыкальную часть. Хотя Николай Басков и сидит в той же позе и в том же костюме, что сидел Лемешев, - на этом сходство и заканчивается. У молодого певца есть неплохой вокальный материал и отчетливая дикция, но не хватает школы, которую никак не могут заменить выступления с микрофоном. Его коллеги поют не лучше и не хуже; всем недостает элементарной точности, яркости, блеска, актерской энергии; исключение - безупречный Айк Мартиросян в партии Гремина. Опытный дирижер Марк Эрмлер ведет оперу весьма непоследовательно: он то убирает звучность оркестра до предела, то глушит певцов; темпы вязки, а контрасты излишне откровенны.

"Евгений Онегин", первая полупремьера сезона, целиком идет по ведомству заслуг прежнего руководства. Геннадий Рождественский, ставший в сентябре художественным руководителем театра, не вычеркнул эту постановку из планов сезона. Значит, "Онегин" будет идти, радуя глаз и огорчая слух. Уровень оперной труппы в ближайшее время станет главной проблемой новых хозяев первой сцены страны."

Заметка была названа - "Онегину починили платье, но голос вложить не смогли."

На примере Николая Баскова мы убедились, что

Сегодняшний оперный мир зачастую бывает жесток и несправедлив. Пробиться в него, особенно без влиятельных покровителей, почти невозможно. Одними только вокальными данными здесь не обойтись. Надо обладать хорошей фигурой, приятной внешностью, да при этом еще иметь стальной характер и огромную силу воли.

А как Басков хорошо начинал с Л.Казарновской в 2000 году (Призраку оперы Вебера)!



Великолепно Басков спел арию Канио в опере Паяцы в 2008 году в Греции. (У нас его воспринимают только в шоу паяцем)


Если хватит силы воли у Баскова противостоять пошлости, то не раз он еще будет петь в Вене в моем самом любимом зале "Музикферайн"

После того, как Басков стал ведущим телешоу "Брачное агенство" ему НИКОГДА не уйти от пошлости. И он НИКОГДА не должен петь в этом великом зале. Как слаб человек!

Но самую нетрадиционную постановку Евгения Онегина в Москву на сцену Большого театра привез Латвийский национальный оперный театр . Но это в порядке вещей. Латыши всегда ненавидели все русское, ну и переиначили шедевр Чайковского на современный лад.

Противно жить, когда вместо культуры… политика! - написал в своем блоге наш юморист М.Задорнов. , говоря об этой постановке ЛНО.

Современное прочтение оперы Чайковского на сцене Большого театра - ход уже проверенный. На постановке «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова" — аншлаги уже седьмой год. Латвийская версия в Риге не менее популярна, увидеть ее приезжают со всей Балтии. Она и не менее оригинальна: Евгений ходит на модные презентации, Татьяна ведет блог. Если в постановке Чернякова главное действующее лицо - стол, то Главный образ латвийской сценографии - огромная кровать-трансформер, которая может быть и столом, и деревянным помостом, и полем для битвы. Именно на ней происходит дуэль Онегина и Ленского. "Человек проводит значительную часть своей жизни в постели, - пояснил режиссер. - Там зачинают детей, рожают, спят, видят хорошие и дурные сны, это место для радости, но в то же время и для одиночества. И еще это место смерти. Постель в нашем "Онегине" - символический образ" . говорит Андрейс Жагарис, директор ЛНО. Личность интересная, он был и киноактером, и предпринимателем, а теперь стал постановщиком оперного спектакля.

Интересно, что Михайловским театром теперь рулит "банановый король" Кехман. Театр, Университеты, Нанотехнологии, Медицина теперь в руках менеджеров. Куда они заведут нашу культуру?

По словам постановщика латвийского варианта Андрейса Жагарса , через 50 лет появление на сцене Большого театра Онегина с последней моделью телефона в руках будет вполне закономерно. Это будет означать, что перевернулась еще одна страница «энциклопедии русской жизни». (Как хорошо, если бы вообще закатилась русская культура - это имел ввиду Андрейс) Его «Евгений Онегин» хоть и живет в XXI веке, но переживает то же, что и в XIX. «Мы говорим о той Татьяне и Онегине, которые живут сейчас. Я думаю, что в обществе есть такой образ Онегина, которому родители создали материальную среду, чтобы человек мог учиться где-то в Лондоне, Париже, Америке, там себя не реализовал, вернулся обратно», — поясняет режиссер.

Что касается исполнительского состава, то он в рижском "Онегине" совершенно замечательный. В одном из первых постановок в рижском театре Татьяну пела звезда из Азербайджана Динара Алиева.

Вы можете послушать всю оперу в исполнении артистов Латвийской национальной оперы , а потом поговорим.


В Москву из Риги привезли очень интересный состав исполнителей. В партии Татьяны выступит звезда мирового класса Кристина Ополайс, только что с успехом дебютировавшая в Метрополитен-опере. В заглавной партии - молодой латвийский певец Янис Апейнис. Ленского поет чешский тенор Павел Чернох, чья международная карьера в последние годы становится все более впечатляющей. В роли Ольги занята польская певица Малгожата Панько.

Этот спектакль родился еще на сцене Нового Рижского театра, его поставил Алвис Херманис , режиссер нового толка, который заявляет:"Шекспир для меня вообще не авторитет. Его интересует проявление человеческой природы только на уровне инстинктов. Он не поднимается выше трех нижних чакр. Месть, зависть, убить-любить - все замешано на животных инстинктах. Что у него за истории? Если у мальчика мама вышла замуж, то зачем через двадцать минут начинать убивать родственников? Или "Отелло"? Это все называется "бытовой криминал". Про него имеет смысл делать спектакли в тюремном драмкружке. Может, там были бы понятны эти пьесы, где герои душат и убивают друг друга, когда у них возникают проблемы. Обычно люди так себя не ведут. Мне непонятна логика их поведения. Она мне абсолютно чужая." Так зачем берут и уничтожают классику? Какие цели преследуют эти люди от культуры? В спектакле Алвиса Херманиса "Онегин" - этоне классическая и не новаторская постановка пушкинского романа в стихах, а иронические этюды, низвергающие великого классика с пьедестала. Александр Сергеевич предстает в виде сексуально озабоченного примата с бакенбардами. Но на стихи Пушкина никто покушаться не стал — они звучат в латышском театре на русском языке. Не безобидно все это! Алвис Херманис — мастер провокаций. Он работает на зрителя, которому претит нафталиновый театр. Смелые, ироничные, зачастую обескураживающие интерпретации — в таком русле работают в этом театре. Иначе зачем бы он назывался новым? Понятно, что об академическом прочтении классики здесь не может быть и речи. Гарри Гайлит, театральный критик из Латвии пишет в своей рецензии на спектакль Херманиса , что это пародия на русских. Да уж, НЕ ТРОГАЙТЕ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ, пожалуйста.

29-го июля (день премьеры) 2007 г. в Зальцбурге представили очередное фестивальное убожество. Это был Евгений Онегин. В ролях: Онегин - Петер Маттеи Татьяна - Анна Самуил Ленский - Йозеф Кайзер Ольга - Екатерина Губанова Ларина - Рене Морлок Филиппьевна - Эмма Саркисян Гремин - Феруччио Фурланетто Венский филармонический оркестр Дирижер - Даниэль Баренбойм Режиссер - Андреа Брет

В музыкальном плане постановка выглядит неплохо. Очень хороша Анна Самуил в партии Татьяны, убедительно звучит Екатерина Губанова в роли Ольги. Онегин - шведский баритон Петер Маттеи - едва ли не лучший на сегодня из иностранцев, кто отваживается петь эту партию. Знаменитый бас Феруччио Фурланетто, поющий Гремина в форме советского генерала, весьма колоритен.

Что касается режиссуры и сценографии... ну вот такими они нас видят. Не хватает только медведя, пьющего водку из самовара, а всего остального имеется в достатке Считается, что действие оперы перенесено в 70-е годы 20 века. Смотрите и судите сами


Ну и совсем нетрадиционную трактовку оперы "Евгений Онегин" предложил польский режиссер Криштоф Варликовский, известный своим высказыванием о современном театре: ." Искусство спасут гомосексуалы и евреи: они смотрят на все как бы со стороны, это очень творчески плодотворно. В этом есть драма — не в психиатрическом, а в сугубо театральном смысле. ".

Польский режиссер Кшиштоф Варликовский, взявшись за постановку "Евгения Онегина", то ли из личных убеждений, то ли для привлечения внимания наделил пушкинского героя нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Теперь для немецкого зрителя "заветный вензель" ОЕ должен означать инициалы русского гея, убившего своего возлюбленного на дуэли.

Именно из-за этой досадной детали у Онегина и Татьяны в Баварской опере не складываются отношения. Пока бедная дева скорбит по несбывшейся мечте об охваченном тоской гомосексуалисте, герой ее романа, очевидно, тоже не радуется, терзаясь воспоминаниями о любимом мужчине Ленском, которого пришлось убить, чтобы, как рассказал режиссер корреспонденту НТВ, совершить "акт самоутверждения". "Он как бы кричит: я не гомосексуалист!" - объясняет польский режиссер русскому человеку истинный смысл, заложенный в "Евгении Онегине". Интересно, не хочет ли он назвать себя идеальным читателем, для которого великий русский поэт писал свой роман в стихах? И таким ли представлял себе Александр Сергеевич поклонника своего творчества ХХI века (если вообще его представлял)?

Видимо, к счастью, Пушкин не мог представить себе хотя бы обстановку, в которой сложится любовный треугольник (!) почти через два века после написания книги.

Помимо современных одежд и телевизора на сцене, которые должны создать непринужденную обстановку, раскованности придает еще и интерьер мужского стрип-клуба на балу у Лариных. И все это - под "геевскую" музыку Чайковского.

Ну чем не красивая и правильная трактовка произведения о загадочной русской душе?

Но и это еще не все. Второй акт, по словам несчастных очевидцев, помимо всего прочего, включает еще и полонез в исполнении ковбоев, отсылающий зрителя к гей-вестерну "Горбатая гора". Очевидно, по мнению Варликовского, именно этот шедевр должен полностью разъяснить немцам смысл "Евгения Онегина".

Кшиштоф Варликовский создает мир, только что вкусивший плодов сексуальной революции и весь пронизанный ее токами (что весьма гармонирует с чувственной музыкой Чайковского). Татьяна, грезя об Онегине, буквально катается по полу, теребя короткую ночную рубашку. Объясняясь с Онегиным в саду, она не метафорически, а буквально вешается ему на шею, обхватив ногами торс. Для развлечения гостей, собравшихся на именины Татьяны, Ларина-мама приглашает ансамбль стриптизеров. Их номер с раздеванием заводит женщин (хозяйка дома засовывает гонорар в трусы артистов, одобрительно их похлопывая) и возбуждающе действует на Онегина.

Кшиштоф Варликовский в Евгении Онегине предлагает любовь между Онегиным и Ленским с дуэлью в двуспальной кровати и к ним в придачу Татьяну, помешанную на сексе и курящую марихуану (последняя мюнхенская премьера).

В немецком спектакле Евгений (Михаэль Фоле) отвергает любовь Татьяны не из-за пресыщенности женскими прелестями, но потому, что его привлекают мужчины. Он откровенно ревнует Ленского к Ольге, пытаясь расстроить увлечение друга. А в момент решительного объяснения Онегин залепляет в губы Ленского пылкий и долгий поцелуй. Дуэль происходит на двуспальной кровати. За окном бравые ковбои развлекаются с надувной женщиной. Дуэлянты долго снимают пиджаки и рубашки, садятся на кровать. Ленский неловко тянется к другу. Выстрел. И Онегин долго с недоумением рассматривает тело убитого друга, зажавшего в последнем нежном объятии его колено. Огромные прозрачные окна задергиваются синими бархатными шторами. А вокруг Онегина танцуют под звуки полонеза ковбои с обнаженными торсами. Потом они же будут дразнить героя, устроив эротическое дефиле в дамских нарядах - от вечерних платьев до купальников.

Это сцена "дуэли" Онегина и Ленского.

Ленский стал любовником Онегина до начала оперы, а затем почему-то переметнулся к Ольге, на которой намерен жениться. От ревности Онегин совсем теряет голову и решает мстить, ухаживая за Ольгой. Понятно, что в такой ситуации ему совершенно нет дела до чувств Татьяны. Дуэль, если ее можно так назвать, происходит в гостиничном номере, как раз рядом с кроватью.

Стоит ли гадать, по какой причине Онегин отверг «души доверчивой признания, любви невинной излиянья»? Здешний Евгений (Михаэль Фолле) - рыжий, ухоженный, с бакенбардами - с гримасой неподдельного отвращения отпихивает запрыгнувшую на него Татьяну, да еще и сопровождает это ханжескими поучениями: «Учитесь властвовать собой». Во время ссоры в доме Лариных Онегин пытается примириться с Ленским (Кристоф Штрель) при помощи жаркого поцелуя взасос, а дуэль между друзьями проходит на двуспальной кровати гостиничного номера.

После убийства Ленского Онегин меняет свою сексуальную ориентацию и влюбляется в Татьяну.

А это пьяные ковбои сразу после дуэли. Изображают, по всей вероятности, совесть Онегина.

Выстрел. И Онегин долго с недоумением рассматривает тело убитого друга, зажавшего в последнем нежном объятии его колено. Огромные прозрачные окна задергиваются синими бархатными шторами. А вокруг Онегина танцуют под звуки полонеза ковбои с обнаженными торсами. Потом они же будут дразнить героя, устроив эротическое дефиле в дамских нарядах - от вечерних платьев до купальников.

Так что мы видели, что в ряду "убивателей" культуры Черняков еще занимает не самую верхнюю позицию.

Музыкальный театр сегодня перестает быть музыкальным — это еще одно, уже явное тяжкое заболевание. Это особенно ярко выражается в критических статьях, где дирижеров теперь лишь упоминают и качество постановки определяется, прежде всего, именем режиссера и наличием эффектно-эпатажного сценического действия. Режиссер идет не от музыки. Музыка иногда ему просто мешает. Ему неважно, кто поет и как. И публика стала ходить на режиссеров, а не на исполнителей. Главным в театре стал режиссер-менеджер. А оперный театр превращается из репертуарного в антерпризный. Показателен и тот факт, что критика приветствует ситуацию, когда сценическая и музыкальная интерпретации вообще не имеют точек соприкосновения и существуют параллельно. Равнодушие, которое проявляют сегодня к музыкальному содержанию и культуре оперного спектакля, подвигло дирижеров к смирению и уходу в тень.

Мы говорили о тенорах, но я думаю, что под конец уместно показать вам мою самую любимую финальную сцену из оперы "Евгений Онегин" в исполнении Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг в Метрополитен-опера. Лучше никто не может это исполнить.


Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский, Рамон Варгас в опере П.И.Чайковского "Евгений Онегин" Запись - Метрополитен Опера (2007). Исполнители: хор и оркестр театра "Метрополитен-опера". В главных партиях: Онегин - Дмитрий Хворостовский. Татьяна - Рене Флеминг, Ленский - Рамон Варгас. Вступительное слово Святослава Бэлзы.


А влюбился в музыку Чайковского благодаря фильму "Евгений Онегин" в конце 50-х. Тогда же я послушал эту оперу в Одессе, в знаменитом оперном театре, где Ленского пел незабвенный Лемешев.

Сегодня все разговоры о будущем оперного театра часто сводятся к проблеме привлечения молодого зрителя в оперу. И здесь четко нарисовалась еще одна болезнь современного оперного театра, выражающаяся в настойчивом желании нравиться молодым, причем любым способом. Если суммировать все тенденции в моде и торговле, в индустрии развлечений, в теле- и радиовещании, то давно очевидно, что все сегодня ориентировано на возраст до 25 и сильно младше, будто все остальные уже умерли и не нуждаются в одежде, еде и внимании. Тинейджеровский «прикид» проник в интонацию и лексику, пластику и мимику. Коммуникации стали по-тинейджеровски стремительны: сленг, спецтерминология, sms, chat — все лишено «сложносочиненности» и «сложноподчиненности». И все это вместе отличается поразительным снобизмом, основанным только на ощущении приоритета молодости. Хотя до новейших времен основанием для снобизма считались, прежде всего, знания. Как-то даже стало стыдно и неприлично сдерживать свои инстинкты и желания, взрослеть и мудреть, оперировать знаниями и эмоциональным опытом. Круг тем и представлений сузился до подросткового энергично-бодрого, лишенного вибрации светотени, ощущения жизни. На фоне всевозможных индустрий театр тоже сменил свою ориентацию — содержательную (не воспитывать, а развлекать) и формальную (ни в коем случае не говорить ни о чем сложно, длинно, пространно). Главное — привлекательно, занимательно, экстравагантно и узнаваемо, как бренды известных фирм. Сценическая форма модного оперного спектакля, включая сценографию, сегодня напоминает послание к публике в стиле даже не sms, а чата, не требующего ответа, а по форме — витрину модного бутика. И еще чаще постановка становится поводом для яркой самопрезентации, нацеленной не на диалог и живой отклик у публики, а на желание стать мгновенно узнаваемым, согласно законам глянца. Грустно это. Поневоле вспоминается Закат Европы Шпенглера, где он говорит, что когда раждается новая цивилизация, то погибает старая культура. :-(

Осенью 1936-го, вскоре после начала учебного года, в нашей школе участились заболевания скарлатиной. И мы очень часто, направляясь в школу, встречали бегущих навстречу раньше нас пришедших учеников с радостными криками: «Ура, Куфья заболел скарлатиной. В школе дезинфекция, сегодня не учимся». И мы тоже поворачивались и с радостными криками бежали домой. Так было неоднократно.

Наступили зимние каникулы и в один из дней моя мама с Зоей Михайловной Лаукки повезли меня и Илюшу в Москву слушать оперу Евгений Онегин. Оперу ставил Большой театр - но не в здании Большого, а в клубе Трехгорной мануфактуры на Красной Пресне. Не помню, кто пел остальные партии, но Ленского пел Жадан. Эту фамилию сейчас мало кто знает, но это был знаменитейший тенор того времени, который котировался во всяком случае не ниже, чем Козловский и Лемешев. Однако во время войны Жадан оказался на оккупированной территории и активно сотрудничал с немцами. Что потом с ним стало я не знаю, но имя его абсолютно исчезло из истории русской оперы.

Спектакль был дневным, основную массу зрителей составляли дети, которые очень активно реагировали на всё происходящее на сцене, и особенно – на сцену дуэли Онегина и Ленского.

А через несколько дней я заболел скарлатиной. Началась она внезапно и протекала в очень тяжелой форме. Меня в полубессознательном состоянии отвезли сначала в Балашихинскую больницу. Там нашему доктору что-то не понравилось и меня повезли в Сокольники в инфекционную больницу, куда меня сначала не хотели принимать, но потом всё-таки приняли. В полубессознательном состоянии я лежал сначала в боксе, а потом стал чувствовать себя нормально. Был переведен в общую палату на 20 детей и там провел сорок дней, потому что тогда был установлен такой срок выдержки при скарлатине.

И эти 40 дней прошли в нашей палате под знаком Пушкина - в основном, с моей подачи. К тому моменту я был Пушкиным здорово начитан, а в книжном шкафу было много пушкинских книжек. Да и приносили их всем. Причём в инфекционной больнице было поставлено так, что из палаты ничего выносить было уже нельзя. Если вам передавали книжки и игрушки - вы выписывались без них, а все это накапливалось на общую потребу. Так вот, я в палате читал вслух пушкинские стихи и пушкинские сказки. А, главное, мы играли на пушкинские сюжеты. Одной из любимейших наших игр была игра «Дуэль Пушкина», причем развивалась она каждый раз по-разному. Например, из кустов мог появиться Пущин, который убивал Дантеса и выручал Пушкина. Играли мы и на сюжеты из «Капитанской дочки», и «Дубровского». Особенно нравилась всем сцена: «Я не француз Дефорж, я Дубровский».

Это продолжалось каждый день в течение всего срока моего нахождения в больнице. Некоторые пушкинские вещи я за это время перечитывал неоднократно и они с тех пор навсегда засели у меня в памяти. Вступление к «Медному всаднику» я до сих пор помню почти целиком. Во всяком случае, через сорок дней я выписался из сокольнической инфекционной больницы убежденным пушкинистом, и после этого уже всю жизнь интересовался творчеством Пушкина. Покупал попадавшиеся мне книги о Пушкине и с интересом их читал. Понятия «Пушкин и скарлатина», таким образом, оказались для меня связанными.

Лирические сцены в трех действиях; либретто П. И. Чайковского и К. С. Шиловского по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина.
Первая постановка: Москва, Малый театр, 29 марта 1879 года. Официальная премьера: Москва, Большой театр, 23 января 1881 года.

Действующие лица:

Татьяна (сопрано), Ольга (контральто), Ларина (меццо-сопрано), Филиппьевна (меццо-сопрано), Евгений Онегин (баритон), Ленский (тенор), князь Гремин (бас), ротный (бас), Зарецкий (бас), Трике (тенор), Гильо (без речей); крестьяне, гости, помещики, офицеры.

Действие происходит в деревенском имении и в Петербурге в 1820-х годах.

Действие первое. Картина первая

Сад при усадьбе Лариных. Из дома доносится пение дочерей, Татьяны и Ольги («Слыхали ль вы за рощей глас ночной»). Ларина, слушая их, вспоминает свою молодость, к ней присоединяется няня Филиппьевна (квартет «Они поют, и я певала»). Крестьяне после окончания жатвы приходят воздать честь хозяйке, преподнося ей по обычаю украшенный лентами и цветами сноп («Болят мои скоры ноженьки»), В дом приезжают Ленский, который ухаживает за Ольгой, и вместе с ним, впервые, Онегин. Татьяна потрясена: это о нем, об Онегине, она мечтала, его ждала. Евгений также замечает другу, что Татьяна - наиболее привлекательная из двух сестер (квартет «Скажи, которая Татьяна?»). Ленский признается в любви Ольге («Я люблю вас, я люблю вас, Ольга»). Онегин несколько отчужденно беседует с Татьяной.

Картина вторая

Комната Татьяны. Девушка погружена в раздумье, ей не спится, и она просит няню рассказать что-нибудь, например, была ли она влюблена. Оставшись одна, Татьяна пишет Онегину любовное письмо («Пускай погибну я, но прежде»).

Картина третья

В саду Лариных девушки собирают ягоды («Девицы, красавицы»). Вбегает Татьяна и без сил опускается на скамью. Только что приехал Онегин, и девушка в смятении. Они встречаются в саду. Онегин ценит ее откровенность, но с такой же откровенностью разочаровывает ее: он чувствует к ней расположение, но он не тот человек, о котором она мечтает («Когда бы жизнь домашним кругом»).

Действие второе. Картина первая

Зал в доме Лариных. Гости танцуют на именинах Татьяны. Онегин слышит разные пересуды о себе и чувствует ко всему отвращение: хорошую услугу оказал ему Ленский, пригласив в круг таких людей, надо его проучить. Онегин назло другу начинает ухаживать за Ольгой. Француз Трике дарит Татьяне сочиненные им куплеты («Какой прекрасный этот день»). Танцы возобновляются, Онегин по-прежнему танцует с Ольгой, в то время как Ленский угрюмо стоит в стороне. Наконец Ленский в порыве ревности оскорбляет друга и бросает ему вызов (дуэт «Ты не танцуешь, Ленский?»). Присутствующие пытаются успокоить его, но он вновь оскорбляет Онегина и убегает из дома (финал «В вашем доме»).

Картина вторая

Рано утром у мельницы Ленский и его секундант Зарецкий ожидают противника (ария Ленского «Куда, куда, куда вы удалились»). Появляется Онегин. Соперники почти готовы забыть свои обиды, но соображения чести берут верх («Враги! Давно ли друг для друга»). Онегин стреляет первым и убивает Ленского.

Действие третье. Картина первая

Бал в одном из петербургских дворцов. Среди гостей - Онегин, преследуемый тягостными воспоминаниями об убийстве друга, одиночеством и угрызениями совести («И здесь мне скучно!»). В зал входит жена князя Гремина: это Татьяна. Она тоже узнает Онегина, но не выдает своего волнения. Князь рассказывает Онегину о своем счастье («Любви все возрасты покорны»). Онегин поражен, его охватывает любовь к Татьяне («Ужель та самая Татьяна?»).

Картина вторая

Комната в доме Гремина. Татьяна, плача, читает письмо Онегина. Он неслышно входит и бросается к ее ногам. Но уже поздно: она поклялась в верности Гремину («Онегин, я тогда моложе»). Онегин обречен на вечное одиночество.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - лирические сцены П. Чайковского в 3 д. (7 к.), либретто композитора при участии К. Шиловского по одноименному роману в стихах А. Пушкина. Премьеры первых постановок: Москва, Малый театр, 17 марта 1879 г., силами учащихся Московской консерватории под управлением Н. Рубинштейна; Москва, Большой театр, 11 января 1881 г., под управлением Э. Бевиньяни (П. Хохлов - Онегин, Д. Усатов - Ленский); Петербург, Музыкально-драматический кружок, 22 апреля 1883 г.; Мариинский театр, 19 октября 1884 г., под управлением Э. Направника (Э. Павловская - Татьяна, М. Славина - Ольга, А. Бичурина - Няня, И. Прянишников - Онегин, М. Михайлов - Ленский, М. Корякин - Гремин). С 90-х гг. XIX в. опера входит в репертуар всех русских оперных сцен и многих театров мира.

Композитор писал брату Модесту Ильичу 18 мая 1877 г.:
«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской (оперной артистки и педагога. - А. Г.). Разговор зашел о сюжетах для оперы. <...>Лизавета Андреевна... вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина"?» «Мысль показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая... о д и н, я вспомнил об „Онегине", задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. <...>

Какая бездна поэзии в „Онегине". Я не заблуждаюсь; я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки».

Мысль, увлекшая Чайковского, была скептически встречена близкими ему людьми. Они тщетно пытались разубедить его, подчеркивая несценичность будущей оперы, отсутствие в ней внешнего действия и эффектов. Но композитор во имя психологической правды сознательно отказался от ложного драматизма. Он писал брату Модесту: «Пусть моя опера будет несценична, пусть в ней мало действия,- но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина...» В другом письме, обращенном к Н. фон Мекк, говорится: «...те, для которых первое условие оперы сценическое движение, не будут удовлетворены ею. Те же, которые способны искать в опере музыкального воспроизведения далеких от трагичности, от театральности - обыденных, простых, общечеловеческих чувствований, могут (я надеюсь) остаться довольны моей оперой». С. Танееву, который, высоко оценив музыку, все же, подобно другим, высказывал сомнения в сценичности сочинения, Чайковский ответил: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в „Онегине" просится на музыку. Я это и сделал, как мог. Я работал с неописанным увлечением и наслаждением, мало заботясь о том, есть ли движение, эффекты и т. д. Да и что такое эффекты. <.. .> .. .Мне нужны люди, а не куклы: я охотно примусь за всякую оперу, где хотя и без сильных и неожиданных эффектов, но существа, подобные мне, испытывают ощущения, мною тоже испытанные и понимаемые».

Высказывания Чайковского свидетельствуют о новаторстве композитора: отказ от внешнего действия и сосредоточение внимания на раскрытии духовного мира героев были в оперном (и не только оперном) искусстве того времени явлением во многом новым. «Евгений Онегин» - высокое достижение русской психологической оперы. Задача перенесения гениального романа на подмостки музыкального театра была безмерно трудна. Хотя Чайковский определил жанр «Онегина» как лирические сцены, он не последовал по пути мастеров французской лирической оперы, которые спокойно укладывали на прокрустово ложе своего жанра трагедии Шекспира или Гёте, сводя их к банальной любовной интриге. Конечно, невозможно было вместить в рамки спектакля все событийное, философское, лирическое содержание пушкинского шедевра. Во многом композитор отошел от оригинала. Пушкин иронически характеризовал предсмертные стихи Ленского (они «полны любовной чепухи... он [Ленский] писал темно и вяло») - музыка дает им углубленно лирическое и драматическое воплощение. Переосмысление романа в контексте явлений современного Чайковскому искусства, прежде всего художественной литературы, было не произвольным, а естественным актом, знаменовавшим новое творческое истолкование произведения другой эпохи. По настроению, общей атмосфере опера близка к романам и повестям Тургенева - «Дворянскому гнезду» или «Асе». Эти сочинения, отражая новый этап духовной жизни России, развивали традиции Пушкина. Достоевский справедливо сопоставлял образы Татьяны Лариной и Лизы Калитиной.

Замысел оперы заинтересовал крупнейших деятелей русской литературы. Л. Толстой спрашивал в письме Тургенева: «Что „Евгений Онегин" Чайковского? Я не слышал еще его, но меня очень интересует». Тургенев в ответном письме восторженно отзывался о музыке и отрицательно о либретто. Он писал: «Несомненно замечательная музыка, особенно хороши лирические, мелодические места».

Первоначально композитор дал иное, чем у Пушкина, завершение последней встречи героев. В наброске сценария сказано: «Татьяна после объяснения поддается чувству любви к Евгению и борется. Он умоляет ее. Является муж». По свидетельству Модеста Чайковского, брата и биографа композитора, «держась и в расположении сцен и в стихах возможно ближе подлинника и позволяя себе только в редких местах вставки своего сочинения, либреттисты допустили одно капитальное уклонение от образца, заставив в последней картине оперы Татьяну пасть в объятия Онегина... Но в 1880 г. осенью, перед представлением оперы в Большом театре в Москве, П. И. привел конец оперы в тот вид, в котором мы его знаем теперь». Тем самым композитор снял единственную сделанную им уступку оперному шаблону.

Новизна музыкальной драматургии «Евгения Онегина», принципы которой резко расходились с общепринятыми канонами, требовала иного подхода со стороны театра. Музыка раскрывала внутренний мир героев (и прежде всего Татьяны, Ленского, Онегина), атмосферу их жизни и требовала чуткого вслушивания от артистов оркестра, хора, от дирижера, режиссера и художника. Казенный театр не мог дать ничего подобного. Чайковский отлично это понимал. Он страшился постановки оперы на казенной сцене, предпочитая учеников консерватории оперным артистам. Композитор писал К. Альбрехту:

«Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров, прежде чем она не пойдет в Консерватории. Я ее писал для консерватории потому, что мне нужна здесь не большая сцена с ее рутиной, условностью, с ее бездарными режиссерами, бессмысленной, хотя и роскошной постановкой, с ее махальными машинами вместо капельмейстера и т. д. и т. д. Для Онегина мне нужно вот что: 1) певцы средней руки, но хорошо промуштрованные и твердые, 2) певцы, которые вместе с тем будут просто, но хорошо играть, 3) нужна постановка не роскошная, но соответствующая времени очень строго; костюмы должны быть непременно того времени, в которое происходит действие оперы (20-е годы), 4) хоры должны быть не стадом овец, как на императорской сцене, а людьми, принимающими участие в действии оперы, 5) капельмейстер должен быть не машиной... <...> Я не отдам Онегина ни за какие блага ни петербургской, ни московской дирекции, и если ей [опере] не суждено идти в Консерватории, то она не пойдет нигде». В создании консерваторского спектакля участвовали такие выдающиеся деятели русского искусства, как Н. Рубинштейн, К. Альбрехт, И. Самарин. Среди исполнителей были только начинавшие свою творческую деятельность талантливые артисты М. Климентова и М. Медведев, небольшой оркестр - 32 музыканта, хор в 48 человек.

Большого успеха постановка не имела, но значительность происшедшего - рождение шедевра, открывшего новый путь в искусстве,- была ясна многим. Вместе с тем очевидны были и недочеты спектакля, отсутствие ряда подходящих исполнителей, маленький оркестр, бедность обстановки. Необходима была проверка на профессиональной сцене. Ею явилась постановка в Большом театре. Многое в ней было неудачным, рутинным, но в то же время партитура оперы впервые прозвучала в исполнении большого оркестра. Наконец, в этом спектакле появился едва ли не лучший исполнитель партии Онегина - П. Хохлов, на долгие годы определивший традицию ее интерпретации. С еще большим успехом опера была поставлена в Петербурге. Холодность, настороженность, встретившие ее, постепенно развеивались, она завоевывала все новых почитателей, входя в репертуар подавляющего числа музыкальных театров. Критика также в основном хорошо приняла «Онегина». Резко отрицательно отнесся к нему только Ц. Кюи.

Для постановки в 1885 г. в Мариинском театре Чайковский написал в сцене бала (6-я к.) экосез, с тех пор вошедший в партитуру. В 1888 г. «Онегина» поставили в Праге, и Чайковский был поражен исполнением партии Татьяны артисткой Б. Фёрстер-Лаутерер. «О такой Татьяне... я никогда и мечтать не мог. Овациям не было конца»,- писал он. Опера вызвала восхищение А. Дворжака, еще раньше - высокую оценку К. Сен-Санса. В 1892 г. она была поставлена в Гамбурге, в 1894-м - в Дармштадте, в 1897-м - в Вене (как и в Гамбурге, под управлением Г. Малера), в 1898-м - в Берлине, в 1899-м - в Варшаве (С. Крушельницкая - Татьяна, М. Батгистини - Онегин), в 1900-м - в Милане, в «Ла Скала», под управлением А. Тосканини (Э. Джиральдони - Онегин) и т. д. К этому времени в России не было ни одного крупного оперного театра, в репертуаре которого отсутствовал бы «Онегин». В основных его партиях выступали крупнейшие мастера отечественной сцены: М. Климентова, Н. Салина, Е. Мравина, М. Фигнер, М. Кузнецова, А. Нежданова, Н. Фигнер, И. Ершов, Л. Собинов, П. Хохлов, Л. Яковлев, И. Тартаков, И. Прянишников, Ф. Шаляпин (Онегин и Гремин) и др. В начале XX в. многие частные антрепризы, работавшие в России, в основном итальянские, обращались к постановке «Онегина». Замечательные в вокальном отношении образы героев оперы создали М. Баттистини и Э. Джиральдони (Онегин), А. Мазини и Дж. Ансельми (Ленский).

Традиция исполнения оперы сложилась не сразу. Это относится прежде всего к партии Ленского. Многие, даже талантливые певцы конца XIX - начала XX в. были бессильны воплотить его образ. У исполнителей в эту пору не было юности, поэтического лиризма, трепетной мечты и даже стремления передать внешний облик героя. Так, лучший из Ленских 90-х гг., талантливый певец и артист Н. Фигнер не пожелал расстаться со своими усами и эспаньолкой. Первым настоящим Ленским явился Л. Собинов, оставшийся непревзойденным истолкователем партии. В отличие от всех предшественников, драматизировавших образ, лишавших его молодости и свежести чувств, подчеркивавших его душевную надломленность, Собинов был молод, чист, вдохновенен. Это было едва ли не самое поэтическое явление русского музыкального театра. «Собинов великолепно схватил всю сущность лирики Чайковского, ее огромную задушевность и тихую грусть, все тончайшие оттенки этой лирики... Всё в исполнении артиста идеально отвечало образу, созданному поэтом и композитором... Весь его внешний облик, его стройный стан, его легкая, живая походка и все движения, исполненные простоты, естественной грации и жизненности, и наконец, лицо, бесконечно привлекательное лицо, ясное, очерченное чистыми, мягкими линиями и оттененное рамкою вьющихся темных кудрей,- все это было совершенно безупречно с точки зрения чисто пластической, с точки зрения внешней картинности образа»,- писал Зигфрид (Э. Старк). Великий певец-артист шел от Пушкина - Чайковского. Собинов указал другим исполнителям ключ не только к образу Ленского, но ко всей опере. По этому пути в дореволюционном театре шли такие выдающиеся артисты, как А. Нежданова - Татьяна, Ф. Шаляпин - Гремин. Но все же целостного во всех элементах спектакля, равно продуманного в музыкально-сценическом решении, не было. Попытка Театра музыкальной драмы (1912) освободить оперу от наслоений сценического штампа была неудачна, так как для постановки была характерна бытовая приземленность, будничность, несмотря на то что в спектакле была прекрасная Татьяна - М. Бриан.

Заслуга создания отвечающего природе музыки Чайковского спектакля принадлежит Станиславскому, осуществившему постановку «Евгения Онегина» в руководимой им студии (1922). Это был спектакль интимный, камерный. В опере, за исключением 4-й и 6-й к. (именины Татьяны и бал), все действие протекало в кругу нескольких персонажей. Режиссер сосредоточил на них внимание, показал крупным планом их внутренний мир, раскрыл интенсивность и действенность совершающегося в их душах процесса. Герои не были изолированы от окружающего мира, а, напротив, показывалась их зависимость от окружающего. Онегин, отвергающий любовь Татьяны,- пленник светской тюрьмы. Татьяна в последней картине жертвует долгу личным счастьем. В решении сцен и образов Станиславский шел от музыки, найдя правдивое, ясное и поэтическое решение. Трактовка Собиновым Ленского была близка подходу великого режиссера. Живой и обогащенной оказалась она в исполнении И. Козловского, С. Лемешева и других мастеров нашей оперы.

«Евгений Онегин» не сходит со сцен мира. В 1954 г. он был поставлен в миланском театре «Ла Скала» (Э. Бастьянини - Онегин), наиболее интересные спектакли осуществлены на Глайндборнском фестивале в 1994 г. и под управлением Г. Рождественского в 1996-м. К 1996 г. также относится постановка в Москве в Новой опере (дирижер Е. Колобов), а к 2000-му - в Большом театре (режиссер Б. Покровский). Среди выдающихся исполнителей партии Онегина - М. Бочаров, В. Сливинский, С. Мигай, П. Норцов, Ал. Иванов, Ю. Мазурок, С. Лейферкус, Э. Бастьянини, Д. Фишер-Дискау; Татьяны - Е. Катульская, Н. Шпиллер, Е. Кругликова, Г. Вишневская, К. Мальфитано, Д. Войт; Ленского - И. Козловский, С. Лемешев, Ю. Бьёрлинг, Ф. Вундерлих, А. Дермота, Н. Гедда.

Опера экранизирована на «Ленфильме» (1959, режиссер Р. Тихомиров).

«Евгений Онегин» - трагедия в трёх действиях. Композитор - Петр Ильич Чайковский, либретто автора в сотрудничестве с Константином Шиловским. Премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре в Москве.

Сценарий оперы основан на одноимённом романе Александра Сергеевича Пушкина.

Сюжет. Однажды летним вечером в саду в усадьбе Лариных две сестры - Татьяна и Ольга - поют романс. Приезжает жених Ольги - Владимир Ленский в сопровождении друга.


Татьяна влюбляется в Евгения Онегина с первого взгляда и в тот же вечер пишет ему любовное послание. Молодой дворянин был тронут искренностью девушки, но отвечает на ее любовь отказом.

Вскоре Ларины устраивают бал в честь именин Татьяны. Ради забавы Онегин начинает ухаживать за невестой Ленского. Тот вызывает «друга» на дуэль, где погибает от смертельной раны.


Арию Ленского поет Сергей Лемешев

И вот однажды, когда страсти поутихли, Евгений Онегин вновь встречает Татьяну.


Но теперь она - княгиня Гремина. Охваченный внезапной любовью к девушке, дворянин раскаивается в былом отказе. В сердце Татьяны все еще теплится нежная любовь, но прошлого уж не вернуть. Собравшись с духом, Татьяна просит Онегина оставить ее в покое и тот остается один.


История создания.



Для сюжета своей оперы Петр Ильич Чайковский искал историю о сильной личной драме, чтобы трагедия смогла задеть его за живое. Весной 1877 года певица Елизавета Андреевна Лавровская предложила ему написать оперу по сюжету романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» . Стоит отметить, что той же весной Чайковский сам оказывается в ситуации, чем-то схожей с сюжетом пьесы. Ему приходят страстные любовные письма от студентки консерватории, которую Петр Ильич едва припоминал. Пишет ему Антонина Милюкова.

Композитор отвечает девушке холодным отказом. Однако юная особа оказывается настойчивой и вскоре Чайковский знакомится с ней ближе. Через пару месяцев (а именно 6 июля 1877 года) Петр Ильич женится на Антонине Милюковой, а уже спустя три недели спасается от брака бегством…



Куплеты Трике на балу у Лариных. Поет Сергей Гуровец





Сцена письма Татьяны. Поет Галина Вишневская

Композитор был большим почитателем творчества великого русского поэта. Он так увлекся интересной историей, что написал сценарий для будущей оперы всего за одну ночь. Работа над произведением длилась около года: Чайковский начал сочинять музыку в мае 1877 года и завершил в феврале 1878 года. Он очень переживал за судьбу своего необычного творения. В опере не было традиционных на то время сценических эффектов, а исполнение партий требовало от актеров максимальной искренности и простоты. Вот почему на премьере оперы «Евгений Онегин» играла молодежь - учащиеся Московской консерватории. Первые постановки не произвели на ценителей оперного искусства должного впечатления. Тем не менее, вскоре опера пришлась по вкусу широкой публике.

Опера «Евгений Онегин» по праву считается одной из лучших опер композитора, настоящим шедевром русской классики. Либретто хорошо сочетается с оркестровой партией. Пылкие речи главных героев отражаются в музыке, наполненной изящными порывами, мелодическими взлетами и музыкальными паузами. Чайковский сумел передать все тонкости сюжетной линии: тоску одиночества, безудержную грусть, роскошь и праздность светской жизни… Мастерство композитора представляет зрителю живописные картины народной и аристократической среды.

Занимательные факты:

- Зарубежная премьера состоялась 6 декабря 1888 года в Праге.

- Изначально «Евгений Онегин» был задуман композитором как камерная опера. Однако в скором времени Чайковский отредактировал произведение для спектаклей на сцене Императорской оперы. Сегодня же постановки оперы осуществляются по двум вариантам.

- Свое произведение композитор именовал просто и скромно: «лирические сцены».


Финальная сцена в исполнении Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского

А вот очень интересное видео! Арию Гремина исполняет мой любимый киноактер 30-40-х годов, поющий актер Голливуда, пришедший из оперы в кино, ЭДДИ НЕЛЬСОН. Обратите внимание на прекрасное исполнение на русском языке! Он добивался совершенства в этом!

Фильм-опера 1958 года

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...