Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Книксен в награду. Марина леонова отмечает двойной юбилей Награды и звания

Марина Константиновна Леонова (род. 18 февраля 1949 года, Москва) - артистка балета, солистка Большого театра, балетный педагог, ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка РФ (2003).

Биография

Заниматься танцами начала в возрасте семи лет в детской хореографической группе Дворца Пионеров.

В 1968 году окончила МАХУ по классу С. Н. Головкиной. В 1968-1969 годах - в классе усовершенствования под её же руководством.

В 1969-1989 годах - артистка балета Большого театра. Имела обширный репертуар, была первой исполнительницей ряда партий в постановках советских балетмейстеров.

В 1991 году окончила педагогический факультет ГИТИСа (курс М. Т. Семеновой С 1989 года - педагог классического танца МАХУ. С 1994 года - доцент, с 1999 года - профессор. В 2001 году назначена и. о. ректора, в 2002 году избрана на должность ректора Академии, которую занимает по настоящее время.

Партии

  • Венгерская невеста («Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции А. А. Горского - А. М. Мессерера, 1970)
  • Нимфа (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, 1970)
  • Лето («Золушка» С. С. Прокофьева, 1970)
  • Па де труа («Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции А. А. Горского - А. М. Мессерера, 1970)
  • Вторая вариация («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1971)
  • Мирта («Жизель» А. Адана, 1971)
  • Сверстница принца («Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции А. А. Горского - А. М. Мессерера, 1971)
  • Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского, 1972), исполняла эту роль как в канонической московской редакции А. А. Горского - А. М. Мессерера, так и в версии Ю. Н. Григоровича
  • танцы III акта (опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1973)
  • Фея сирени («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1973) - первая исполнительница партии в ред. Ю. Н. Григоровича
  • Повелительница дриад («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1973)
  • Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова, 1974)
  • Беатриче («Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова, 1976)
  • Солистка («Эти чарующие звуки» В. В. Васильева, 1978)
  • Эгина («Спартак» А. И. Хачатуряна, 1979)
  • Подруга Джульетты («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1979)
  • Хозяйка Медной горы («Легенда о Каменном цветке» С. С. Прокофьева, 1982)
  • Жар-птица («Жар-птица» И. Ф. Стравинского, 1982)
  • Гаянэ («Гаянэ» А. И. Хачатуряна, 1984)
  • Клеманс («Раймонда» А. К. Глазунова, 1984)
  • Любаша («Калина красная» Е. Ф. Светланова, 1985)
  • Генриетта («Раймонда» А. К. Глазунова, 1985)
  • Артемида (хореографическая сцена в опере «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1985)
  • Дульсинея, Альдонса («Рыцарь печального образа» , 1986)

Ученицы

  • С. Лунькина (1997 года выпуска)
  • К. Нагата (1997 года выпуска)
  • Н. Асатиани (2004 года выпуска)
  • Н. Осипова (2004 года выпуска)

Награды и звания

  • заслуженная артистка РСФСР (1976)
  • народная артистка России (2003)
  • орден «Святая София» (Оксфорд) (2004)
  • Орден Почёта (2008)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14 августа 2014 года) - за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания, печати, связи и многолетнюю плодотворную деятельность

Постановочная работа

Для учебного репертуара МГАХ совместно с другими педагогами возобновила Большое классическое па из балета «Пахита»

Научная деятельность

16 декабря 2008 года защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра (1945-1970)». По итогам защиты М. К. Леоновой присуждена ученая степень кандидата искусствоведения.. М. К. Леонова - автор научных статей и учебных программ.

Общественная позиция

11 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Литература

Леонова М. К. Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра (1945-1970). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М., 2008.

У ректора Московской Государственной академии хореографии (МГАХ), народной артистки РФ Марины Леоновой сегодня юбилей. Однако никаких особых торжеств именинница не планирует.

“У меня будет обычный рабочий день, учебный год в разгаре, и я должна быть на посту – с утра до вечера”,

– сказала она, принимая поздравления.

Марина Константиновна, конечно, скромничает, потому что поздравлений в ее адрес последует превеликое множество. Ведь Леонова дважды юбиляр: ей исполняется 65 лет, из которых уже 45 лет отдано творчеству.

Заниматься танцами она начала в семилетнем возрасте в Московском Дворце пионеров. Потом поступила в знаменитое Московское академическое хореографическое училище (МАХУ), в класс прославленной балерины, народной артистки СССР, да к тому же директора МАХУ, Софьи Головкиной. Закончив МАХУ в 1969 году, Леонова сразу была принята в балетную труппу Большого театра. На главной сцене страны она танцевала ровно 20 лет – до 1989 года, исполняя сольные партии в спектаклях классического и современного репертуара.

Завершив артистическую карьеру, Марина Леонова снова вернулась в Московскую академию хореографии уже в ранге преподавателя. Впрочем, сама она параллельно продолжила учебу – закончила педагогический факультет ГИТИСа, где занималась на курсе великой балерины Марины Семеновой.

С 1994 года Леонова – доцент, в 1999 году становится профессором, в 2001 году назначена и.о. ректора, в 2003 году избрана на должность ректора Академии, которую занимает по сей день.

“Уже одиннадцать лет”,

– отмечает Марина Константиновна.

“Я люблю Академию, это мой родной дом”,

– признается Леонова. И буквально взахлеб начинает вспоминать, как в ноябре прошлого года феерически отметили 240-летие МГАХ. Тогда в Государственном Кремлевском дворце прошел фестиваль мировых балетных школ.

“Такой смотр в российской столице был организован впервые. В этот раз на сцене Кремлевского дворца мы выступали в контексте международного балетного образования. Нам очень важно сегодня, при всей нашей самодостаточности, быть современными и утвердить наши ценности не только в собственном кругу. А ценность главная по-прежнему одна – классический танец, который в России развивался и продолжает развиваться”,

– подчеркнула Леонова. По словам ректора МГАХ, конкурс в Академию по-прежнему огромен.

“Интерес не пропадает, несмотря на массу альтернативных танцевальных школ. Выпускники наши востребованы не только на академических площадках России, но и в мире. Причем, в компаниях самых разных направлений. Это говорит об универсальности академического языка, которым овладевают наши воспитанники”,

– с гордостью заметила Леонова. Однако глава МГАХ вовсе не намерена хвалиться бесспорными достижениями.

“Мы работаем не ради какого-то первенства и не ставим задачу “догнать и перегнать”. Нет, мы спокойно и уверенно следуем своим традициям, и этого оказывается достаточно и для нашего развития, и для нашего цехового самосознания”,

– заявила Леонова. Между тем она рада тому повышенному вниманию к балетному образованию, которое в последнее время наблюдается в обществе и в СМИ. Именно это сподвигло министра культуры РФ Владимира Мединского на создание Общественного совета по образованию в сфере балета и хореографии. Рабочую группу возглавила Леонова.

– проинформировала она.

“У нас хорошая школа, которая была, есть и будет”,

– заверила ректор МГАХ. И сделав небольшую паузу, с улыбкой добавила:

“А русский балет самый лучший в мире”.

Свою безграничную любовь к искусству танца Марина Константиновна ежедневно передает сотням своих учеников. Неслучайно, что и ее собственная дочь пошла по стопам матери – Аня закончила Московскую академию хореографии и теперь танцует в Большом театре. Что касается внучки, то, по словам бабушки, она учится во втором классе и пока не определилась с выбором профессии.

“Может быть, она нарушит семейную традицию и займется чем-нибудь другим, у нее так много разных увлечений”,

– заключила Марина Леонова.

Было огромное искушение присвоить эту тетрадь. Как раненая птица, она, забытая, лежала на подоконнике. Ветер из приоткрытого окна играл разлинованными в клетку страницами. Явно девичий почерк с неправильным наклоном влево - уже не детский, но еще и не взрослый.

"Балет поглощает нас помимо нашей воли..."

"Балет - это высшая стадия эволюции человеческого тела".

"Балет - это не техника, это душа!" (Анна Павлова).

Тетрадь не подписана. На обложке от руки единым росчерком талантливо нарисована балерина. Конечно, в полете... Дневник будущей примы?

"Счастье - это мотылек, который чарует на миг и улетает".

"Терпение - это искусство надеяться. Способный терпеть способен добиваться всего, чего он хочет. От всякой боли средство есть - терпение".

"...Истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству".

Благодаря забытой на подоконнике коридора тетради я прикоснулся к тайне профессии, зачем, собственно, сюда и пришел.

Мимо прошли две японские студентки. Не по-японски рослые, длинноногие. Я залюбовался. Они улыбнулись в ответ и сделали книксен. Получилось отрепетированно в такт.

Здесь так принято - приветствуя старшего, да еще незнакомого человека, девушки делают реверанс или книксен, а юноши, приостанавливаясь, дарят поклон, четко фиксируя благородство паузы. Последний раз я видел подобное только в кино.

К слову. Карен Шахназаров снимает свою версию "Анны Карениной". На роль Сережи Каренина режиссер пригласил учащегося первого балетного класса Макара Михалкина.

Макара взяли практически без проб, - гордится учеником ректор академии, профессор, народная артистка России, в прошлом прима Большого театра Марина Леонова.

Балетная школа - хореографическое училище при Большом театре - академия хореографии. Единая и неделимая историческая вертикаль. Два с половиной века (а точнее 243 года) в этих стенах по крупицам собирали, просеивали, шлифовали и берегли все лучшее, что было и есть в российском, русском балете. Что делает его "визитной карточкой" России, - рассказывает Марина Константиновна.

Здесь свой мир. Чужие балету люди здесь не приживутся. Это не их среда обитания. Эту ауру формировали великие педагоги нескольких эпох и поколений.

Можно прожить всю жизнь, да так и не побывать в Большом театре, а учащиеся МГАХ проходят практику на самой великой сцене страны. И малыши, и те, что постарше, запросто участвуют в массовках даже самых знаменитых спектаклей. Да и последний звонок училища по традиции проходит в Большом.

"Академия" слово серьезное, а атмосфера большой и дружной семьи, где равны и начинающие, и "звезды". Разогреваются, тянут мышцы прямо в коридоре. Гуттаперчевая кроха растянула ноги в продольном шпагате параллельно плинтусу. Намертво приклеилась к нему своей телесной вертикалью. Хочешь - обойди, а хочешь - перепрыгни ее, застывшую в немыслимой для "нормального человека" позе. Другая, лежа у стены вдоль коридора, забросила левую ногу за голову, касаясь носком пола. При этом умудряется говорить по телефону. Без костей, что ли, эти люди?!

Кажется, что все дается легко. На самом деле через боль. Через постоянные ограничения во всем, что для миллионов других девчонок составляет основную часть их жизни - развлечения, дискотеки, ночные клубы, пирожные и коктейли, - говорит педагог классического танца Алла Головко. - Потерять форму и быть из-за этого отчисленным для девочек катастрофа.

"Балет - это каторга в цветах", - вспоминаю я слова из забытой на подоконнике тетради.

Во всю стену репетиционного класса зеркала, отражающие талант учениц, их грацию, свежесть, красоту, но и предательски дублирующие их ошибки. Отполированные ладонями перила вдоль стен - это станки. У центрального станка работают передовики. Те, что у боковых станков, стараются выбиться к центральному.

Припорасьон... Первая позиция... Правый локоть поднять... Еще сильней... Сильно всей стопой... Батман тандю... Батман фраппе... Хорошо... Батман тандю жете... Глиссад... На полупальчики... Батман ретире... Рука круглая...

В XVII веке француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Этими терминами до сих пор пользуются все хореографы мира.

Девочки, не забываем, что тело - это видимая часть души. Аллянже... Пор де бра... Хорошо...

Алла Николаевна Головко преподает здесь 14 лет. Как и многие педагоги МГАХ, окончила здесь училище и академию.

Пятая позиция... И-и-и... раз!

Кто-то родился в рубашке - они родились в пуантах. Зеркало отражает фуэте и луковицы кички. Женщины знают, а мужчинам поясню. Кичка - это прическа. Одна из самых простеньких в женском репертуаре. Волосы зализаны к затылку, собраны на макушке, скручены в тугой узелок и зафиксированы шпильками или невидимками. Распущенные волосы в академии категорически запрещены.

Нина Наумовски - студентка первого курса академии. Нина белоруска, а папа француз. Родители познакомились в Минске, где оба учились в университете, но Нина родилась в Нанте и шесть лет прожила в Лилле. Крохой танцевала у телевизора, стоило только услышать музыку. Мама отвела дочь в танцевальный кружок. Потом семья переехала в Минск и Нина танцами занялась серьезно. Пошла в балетную школу. В 14 лет поступила в МГАХ. Сейчас ей 16.

Мечтаю исполнить партию Сильфиды, - говорит Нина, поправляя кичку. - "Сильфида" - манифест балетного романтизма. Мне нравится тема - разлад грез и действительности. Несовместимость поэзии и прозы жизни, противоречие между духовным идеалом и земным бытием. Любимые балерины? Смирнова, Захарова, Вишнева, Осипова...

Словно подслушав наш диалог, в "Сильфиде" хотел бы станцевать и земляк Нины Леша Шакуро. Родился в Бресте, а танцевать начал в три года. Сейчас ему 18 лет.

Я просто чувствую себя Джеймсом в "Сильфиде", - говорит Алексей.

А Спартаком? - подначиваю я.

И то правда. Крестьянин Джеймс (по либретто) хочет присвоить мечту, рискуя утратить все в погоне за грезами. Вот и наш Леша Шакуро уверен, что станет премьером Большого.

На гостевом столике ректора МГАХ Марины Константиновны Леоновой бронзовая скульптура Рудольфа Нуриева. Бронза передает неистовый, неукротимый и неукрощенный характер великого танцора и грешника. Нуриев, репетируя, стирал ноги до крови. Бывало, его на руках уносили со сцены от усталости.

Марина Константиновна, насколько правдивы "страшилки", что балерины, конкурируя, подрезают друг у друга ленты, сыплют в пуанты битое стекло, портят костюмы?

Это один из мифов. За 20 лет работы в Большом театре я ни разу не сталкивалась с подобной подлостью. Как миф и то, что серьезные танцовщицы морят себя голодом и заболевают от истощения. Шутку "Без буфета нет балета" придумали именно балерины. Чтобы быть в форме, как дерзко и точно говорила Майя Плисецкая, просто "не надо жрать!". Если уж мясо на обед, то без картошки и макарон. Каши, творог, фрукты, овощи... И в меру, - Марина Константиновна сложила ладошку лодочкой. - Вот столько.

Меня мама отдала в балетный кружок только потому, что я, послевоенное дитя, была очень худой. Мама хотела, чтобы я танцами нарастила мышцы. И дочь моя стала балериной. Танцует в Большом театре. А вот внучка Саша пошла своим путем...

Кто сейчас в академии будущие звезды мирового балета?

Дмитрий Выскубенко в свои 18 лет стал как минимум лауреатом десяти международных конкурсов. Ирочка Аверина девочка с необыкновенными способностями. Анастасия Страхова универсальная балерина, она может станцевать очень многое.

Марина Константиновна, наша школа балета до сих пор самая лучшая в мире!

Да. Наш балет устоял после всех потрясений. Им стоит гордиться.

У ректора Московской Государственной академии хореографии (МГАХ), народной артистки РФ Марины Леоновой сегодня юбилей. Однако никаких особых торжеств именинница не планирует. "У меня будет обычный рабочий день, учебный год в разгаре, и я должна быть на посту - с утра до вечера", - сказала она, принимая поздравления.

Марина Константиновна, конечно, скромничает, потому что поздравлений в ее адрес последует превеликое множество. Ведь Леонова дважды юбиляр: ей исполняется 65 лет, из которых уже 45 лет отдано творчеству.

Заниматься танцами она начала в семилетнем возрасте в Московском Дворце пионеров. Потом поступила в знаменитое Московское академическое хореографическое училище (МАХУ), в класс прославленной балерины, народной артистки СССР, да к тому же директора МАХУ, Софьи Головкиной. Закончив МАХУ в 1969 году, Леонова сразу была принята в балетную труппу Большого театра. На главной сцене страны она танцевала ровно 20 лет - до 1989 года, исполняя сольные партии в спектаклях классического и современного репертуара.

Завершив артистическую карьеру, Марина Леонова снова вернулась в Московскую академию хореографии уже в ранге преподавателя. Впрочем, сама она параллельно продолжила учебу - закончила педагогический факультет ГИТИСа, где занималась на курсе великой балерины Марины Семеновой. С 1994 года Леонова - доцент, в 1999 году становится профессором, в 2001 году назначена и.о.ректора, в 2003 году избрана на должность ректора Академии, которую занимает по сей день. "Уже одиннадцать лет", - отмечает Марина Константиновна.

"Я люблю Академию, это мой родной дом", - признается Леонова. И буквально взахлеб начинает вспоминать, как в ноябре прошлого года феерически отметили 240-летие МГАХ. Тогда в Государственном Кремлевском дворце прошел фестиваль мировых балетных школ. "Такой смотр в российской столице был организован впервые, - подчеркнула Леонова. - В этот раз на сцене Кремлевского дворца мы выступали в контексте международного балетного образования. Нам очень важно сегодня, при всей нашей самодостаточности, быть современными и утвердить наши ценности не только в собственном кругу. А ценность главная по-прежнему одна - классический танец, который в России развивался и продолжает развиваться".

По словам ректора МГАХ, конкурс в Академию по-прежнему огромен. "Интерес не пропадает, несмотря на массу альтернативных танцевальных школ, - с гордостью заметила Леонова. - Выпускники наши востребованы не только на академических площадках России, но и в мире. Причем, в компаниях самых разных направлений. Это говорит об универсальности академического языка, которым овладевают наши воспитанники".

Однако глава МГАХ вовсе не намерена хвалиться бесспорными достижениями. "Мы работаем не ради какого-то первенства и не ставим задачу "догнать и перегнать", - говорит она. "Нет, мы спокойно и уверенно следуем своим традициям, и этого оказывается достаточно и для нашего развития, и для нашего цехового самосознания", - заявила Леонова.

Между тем она рада тому повышенному вниманию к балетному образованию, которое в последнее время наблюдается в обществе и в СМИ. Именно это сподвигло министра культуры РФ Владимира Мединского на создание Общественного совета по образованию в сфере балета и хореографии. Рабочую группу возглавила Леонова. "Наше первое заседание состоялось 18 декабря прошлого года, в марте мы соберемся вновь", - проинформировала она.

"У нас хорошая школа, которая была, есть и будет", - заверила ректор МГАХ. И сделав небольшую паузу, с улыбкой добавила: "А русский балет самый лучший в мире".

Свою безграничную любовь к искусству танца Марина Константиновна ежедневно передает сотням своих учеников. Неслучайно, что и ее собственная дочь пошла по стопам матери - Аня закончила Московскую академию хореографии и теперь танцует в Большом театре. Что касается внучки, то, по словам бабушки, она учится во втором классе и пока не определилась с выбором профессии. "Может быть, она нарушит семейную традицию и займется чем-нибудь другим, у нее так много разных увлечений", - заключила Марина Леонова.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...