Формы работы на уроке:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Цель:
- дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;
- показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;
- показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»
Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.
Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился (об этом говорят ваши рисунки), и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем.
II. Индивидуальное задание.
Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…
(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)
В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!
Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.
III. Работа по теме урока.
А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима.
1. Характеристика Герасима (слайд 2, 3).
Послушайте аудиозапись, которая начинает характеристику Герасима, и продолжите анализ Герасима по предложенному плану, используя материал учебника (стр. 209-211).
- Необычайная сила Герасима.
- Новые обязанности Герасима.
- Отношения с остальными слугами.
- Случай в околотке.
- Нрав Герасима.
2. Работа со сравнениями.
– При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (слайд 4). Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.
- «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве? - «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».
- «Пойманный зверь».
– А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
– Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).
– В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
– Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного. - «Степенный гусак».
– Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение).
Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.
3. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.
Пересказ отношений Герасима к Татьяне.
– Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?
Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.
4. Герасим и Муму.
Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…
Так в его жизнь вошла Муму (слайд 5).
– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».
– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
5. Герасим и барыня.
(Пауза – приглашение в театр встретиться с героиней рассказа).
Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и совершить путешествие в театр. Сядьте поудобнее, слушайте внимательно, потому что к нам в гости пришла барыня.
Монолог ученицы в роли барыни.
(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)
– Какой была барыня? (слайд 6).
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?
Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.
6. Смерть Муму.
Просмотр отрывка из одноименного видеофильма.
– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.
– Что предпринимает Герасим?
7. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню (стр. 240-241), (слайд 7).
– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?
– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?
Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
IV. Обобщение по уроку. Общий вывод.
1. Прототип Герасима (слайд 8).
Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.
– Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?
(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).
2. Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь? (слайд 9)
- Герасим.
- Барыня.
- Степан, передавший приказ барыни.
- И. С. Тургенев.
- Крепостное право.
Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости (слайд 10).
Ярко обрисовал зло крепостничества. В нескольких рассказах изобразил он характерные черты этой жизни с трагической точки зрения («Малиновая вода», «Однодворец Овсянников», «Контора») и с комической («Льгов»).
Видеолекция Д. Бака о «Записках охотника»
В повести «Малиновая вода » разработана та же тема, что положена в основу некрасовских поэм: «Размышления у парадного подъезда » и «Забытая деревня ». Мужик Влас, под давлением разных напастей, на него обрушившихся (главным образом, смерть взрослого сына), обеднел, – оказался не в состоянии платить оброк и пешком отправился из деревни в Москву просить самого барина о «милости», но «барин не только не пожелал войти в его положение, – он даже «осерчал» за то, что мужик осмелился «беспокоить» его помимо приказчика, и выгнал его ни с чем. Истомленный многодневной ходьбой, жарой и голодом, убитый горем мужик, жертва помещичьего бессердечия, производил такое жалкое впечатление, что даже несчастный Степушка, безличное забитое существо, без рода и племени, почувствовал прилив сострадания к Власу. Мужик «перестрадал» уже все свое горе и говорил о нем «с усмешкой, словно о другом речь шла; но на маленькие и съеженные его глазки навертывалась слезинка; губы его подергивало». «Что ж, ты теперь домой идешь?» – «А то куда? Известно – домой. Жена, чай, теперь с голоду в кулак свистит». – «Да, ты бы... того...», заговорил внезапно Степушка, смешался, замолчал и принялся копаться в горшке». В этом нескладном «совете» сказалась однако необъятная сила сочувствия одного бедняка другому – и забитый, молчаливый «дурачок» Степушка вырос куда выше своего бессердечного «образованного» барина.
В повести «Однодворец Овсянников », в уста рассказчика, самого Овсянникова, вложено несколько повествований о необузданных нравах доброго старого времени. Особенно ярко обрисован дедушка Тургенева, самодур и деспот, силою отнимающей у соседей землю, без пощады наказывающий невинных людей. В лице другого помещика-кутилы изображен барин-гуляка, пьянствующий и безобразничающий со своей распущенной дворней; плети и здесь играют видную роль.
В повести: «Контора» изображен главный конторщик, который злоупотребляет доверием барыни и, под её покровительством обделывает свои «делишки». В рассказе: «Бурмистр» изображен бурмистр, который полновластно расправляется с мужиками, обирает их и обогащается на их счет.
В повести: «Льгов » рассказана трагикомическая судьба старика-дворового, по прозвищу «Сучок», который испытал на себе в полной силе самодурство своих господ. По своей прихоти они ему меняли не только имена, но и ломали ему жизнь: был он и кучером, и поваром, и «кофешенком», и «ахтером», и казачком, и «фалетором», и садовником, и доезжачим, был и сапожником и, наконец, доживал свои серые дни рыболовом при пруде, в котором не было рыбы. После такой житейской «переделки» перед нами – существо совершенно обезличенное, убитое чужой прихотью. Его наказывали за то, что сбежал его брат; он остался холостым, потому что барыня, сама «старая девка», никому не позволяла жениться – его драли, его оскорбляли, унижали – и, в конце концов, он, безропотный и безответный, благодарит Бога за то, что под старость имеет даровое пропитание: «харчи выдаются – и то, слава Тебе Господи, много доволен. Продли, Господи, века вашей госпоже!» – говорит этот одинокий, забитый старик.
Менее места отведено в «Записках» помещикам. На них Тургенев не останавливается особенно долго, хотя все-таки дает несколько живых типов: перед вами мелькает то слабохарактерный Каратаев, с его мягким сердцем, то добродушная и сердечная Татьяна Борисовна, то честный сумасброд Чертопханов – российский Дон Кихот, то либерал Пеночкин, отправляющей в конюшню на порку своего лакея за недогретую рюмку вина, – все это лица живые, нарисованные разносторонне и правдиво. Тургенев, очевидно, не задается целью «обличать» дворянство, – а просто хочет широко и свободно нарисовать жизнь русской провинции – жизнь крестьянскую и дворянскую, – оттого он рисует и добро, и зло этой жизни одинаково беспристрастно. В рассказе: «Однодворец Овсянников» перед нами целая галерея барских образов и далекого прошлого, и современных Тургеневу. И опять-таки в обрисовке их всех чувствуется спокойная объективность художника-автора.
Мне так понравился, что я решила выбрать его для своего исследования. Тема исследования – «Осуждение крепостничества в рассказе «МУМУ». Изучение биографии писателя, работа с текстом помогли мне найти ответ на проблемный вопрос: «Как влияет крепостное право на человека?». В работе я осветила такие вопросы:
· страницы биографии писателя
ВЫВОД:
Дворник Герасим был человеком необыкновенной силы, об этом говорит не только его портрет, но и описание комнаты, в которой он все устроил по своему вкусу. По характеру он человек трудолюбивый и ответственный, добрый и умеющий сочувствовать. Но в то же время Герасим глубоко несчастный человек: он любил Татьяну, но ее выдали замуж за пьяницу Капитона, он всем сердцем привязался к Муму, но барыня приказала ее утопить.
Кто же виноват в том, что Герасим несчастлив? Ответ однозначен: барыня, а в ее лице крепостное право.
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ:
· Крепостное право калечит, уродует душу человека
· Крепостное право разрушает семьи, при этом рвутся родственные связи
· Человек не может распоряжаться своей жизнью, он не принадлежит сам себе, он не может быть счастлив
· В рассказе «Муму» Тургенев показывает первые ростки протеста, они еще робкие и стихийные, но это предвестники грядущих перемен
· Рассказ «Муму» ставит писателя в ряд с такими борцами против крепостничества, как Пушкин, Гоголь, Некрасов. Честность и благородство помогли ему сделать смелый выбор, встать в ряды защитников угнетенного народа.
Тургенев И. С.
Сочинение по произведению на тему: Изображение жестокости господ по отношению к крепостным людям в рассказе И. С. Тургенева «Муму»
Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными людьми, да и других примеров вокруг было предостаточно. Став взрослым и получив хорошее образование, И. С. Тургенев полностью посвятил себя литературе и на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву.
Читая рассказ «Муму», мы знакомимся со многими людьми - героями описываемых событий. Это и «славный мужик» Герасим,
и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие. Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному. Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство. Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует. Приспосабливаясь ко вздорному характеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или же запуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей - принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни - «нерадостна и ненастна». Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое.
Конспект учителя
Слайд №2 Крепостное право - это комплекс государственных законов, которые прикрепляли крестьян к определенному земельному участку и ставили их в прямую зависимость от землевладельца (помещика), что временами приводило к лишению крестьян личной свободы. В России крепостное право существовало с 1649 года.
Слайд №3 Ранее в России имела место поместная система, которая по своему содержанию не являлась крепостным правом, а представляла собой жесткую форму арендных отношений. Крестьянин брал в аренду у землевладельца надел, на котором должен был отработать «соглашение» до момента сбора урожая, в результате чего вернуть его часть землевладельцу в виде «арендной оплаты». Данная плата осуществлялась в период одной недели до Юрьева дня – 26 ноября, и ещё одну неделю после него. У крестьянина не было права уйти, не произведя расчета, а когда он уплатил требуемое, то мог перейти к другому землевладельцу.
Слайд № 4 Во время царствования , в 1649 году, издается , которое представляло собой новый российский перечень законов. Данным уложением признавалось властвование землевладельца над крестьянами, которые работали на его земле. Такие работники не обладали правом оставлять свой надел и переходить к другому хозяину, а также вообще отказаться работать на земле, направившись, к примеру, для заработков в город.
Слайд №5 В результате крестьяне прикреплялись к земле, что послужило появлению названия: крепостное право. В случае перехода земли между помещиками, вместе с ней происходила передача и работников.
Слайд №6 Дворяне обладали правом продажи принадлежащего им крепостного иному хозяину без земли. Продавались крестьяне по произволу хозяина, разлучая жен и мужей, детей и родителей.
Слайд № 7 С середины 18 века в России усиливается крепостной гнет, в результате чего помещиками получено право продажи своих крестьян в рекруты, ссылать их в Сибирь или на каторгу.
Слайды №№ 8.9 Зависимость крестьян от помещиков постоянно расширялась, а, следовательно, положение их ухудшалось: помещики стали продавать и покупать крепостных, обменивать их на вещи и животных, женить и выдавать замуж по своему произволу.
Слайд № 10 Это явление в российской истории описал Иван Тургенев в своем рассказе «Муму».
Слайд № 11 В основу рассказа легла реальная история. Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.
Слайд № 12Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник у вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка - и того лучше!
Слайд № 13 Для мужика городская работа - легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого - он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.