Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Кто такая гетера? Кто такие гетеры Гетеры Древнего Рима

Изначально гетерами становились рабыни, которых хозяйки учили прислуживать мужчинам-господам и обучали разным наукам. Тем не менее, позднее профессию гетер стали выбирать для себя и свободные . Она была не только популярной, но и почетной. Демосфен даже говорил, что столь же необходима гетера для душевного комфорта, как необходима рабыня для плотских утех.

Нередко гетеры играли очень важную роль в общественной жизни города. Они были хорошо образованны, талантливы, красивы и умны, поэтому могли судить о политических событиях, а также давать ценные советы. Нередко куртизанки открывали в своих домах «вечера» и принимали каждую неделю гостей – поэтов, политиков, философов, скульпторов. Они могли влиять на судьбы людей, помогали заводить полезные связи и решать важные вопросы.

Гетеры могли выходить замуж, однако в большинстве случаев они предпочитали оставаться незамужними. Чаще всего у таких женщин были богатые покровители, которые содержали их и обеспечивали всем необходимым. Нередко любовников гетеры превращали в спутников жизни, и оставались с ними подобно супругам. Однако благосклонность таких женщин обходилась очень дорого. Поклонники назначали гетерам свидания, если были готовы заплатить установленную ими цену, однако девушки могли как согласиться, так и отказаться от встречи в зависимости от того, нравился ли им мужчина. Многие из представительниц этой профессии были очень разборчивы.

Что должны были уметь гетеры

Ошибкой было бы полагать, что гетеры продавали свои тела, подобно ночным бабочкам. Напротив, в то же время наравне с ними существовали и женщины для любовных утех. Гетеры же были хороши не только в плотских наслаждениях, но и в общении. Ум, хорошее образование, умение четко и правильно выражать свои мысли, были основой образа гетеры. Эти женщины не только соблазняли мужчин, но и утешали их в горе, давали советы, учили новому, повышали уровень их образования. Яркими примерами могут служить Клеонисса, написавшая несколько работ по , которые, увы, были утеряны вместе со многими ценными трудами времен античности, а также Пигарета, известная среди современников благодаря потрясающему таланту в области математики. Стоит упомянуть и умную гетеру Аспасию, покорившую своей образованностью и красотой военачальника Перикла.

Многие гетеры умели не только рассуждать на научные темы, но также красиво петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, позировать для художников и скульпторов.

При всей современной моде на толерантность, современному человеку крайне трудно понять психологию и социальные отношения, царившие в древнем обществе. Особенно, если для них нет никаких сегодняшних аналогов. Для этого мало знать сумму фактов, необходимо проникнуться духом времени, изучить верования и обычаи народа, иногда даже понять его язык.

Долгие годы эталоном древней культуры была Эллада, Древняя Греция. Это действительно так. Этот народ обогатил человеческую цивилизацию совершенно новыми взглядами на окружающий мир и общество. Греки изобрели демократию, в истории навсегда осталось имя правителя Афин великого демократа Перикла, и всегда рядом с ним упоминается его жена, знаменитая гетера Аспазия.

А ведь это странно. Если присмотреться к истории Древней Греции, то обнаружится явный дефицит реальных женских имен (персонажей Илиады и Одиссеи принимать в расчет не будем). В нашей памяти сразу всплывают Аспазия, Таис, Сафо – подруги великих ораторов, полководцев и философов.

Хотя афинское общество было на тот момент самым демократичным в мире, но это была демократия для мужчин. Только они имели избирательные права, только они занимались гимнастикой и философией, только они владели имуществом. Афинские женщины воспитывались, как продолжательницы рода, и больше ничего. После замужества они жили на женской половине дома, в гинекее, не общаясь с другими мужчинами. Эта жизнь не добавляла им ни красоты, ни ума. Такое отношение к женщине у греков прекрасно уживалось с культом женской красоты и чувственной любви, олицетворением которой была богиня Афродита, персонально отвечавшая за эти стороны бытия. Греческая религия практиковала и ритуальную проституцию, и пьяные оргии под видом служений богу вина Дионису. Но греки первыми, пожалуй, поняли какое утонченное наслаждение доставляет общение с умной, тонкой, внимательной женщиной. И ввели в социальную структуру своего государства институт гетер.

Для этой цели специально отбирали девочек, способных к музыке и танцам. Их обучали в специальных школах при храме Афродиты пению, игре на музыкальных инструментах, литературе. Они занимались гимнастикой. И множеству женских секретов, помогающих понять мужчин и поднять их самооценку. Гетера вовсе не обязана была отдаваться за деньги, для снятия сексуального напряжения существовало множество других способов. Им платили за общение, тонкую и умную беседу, прекрасный танец и песню. Мужчины оттачивали свой ораторский дар, демонстрировали глубину и остроту ума. В гетер влюблялись без памяти и от любви кончали с собой. Не было ничего зазорного в том, чтобы жениться на гетере, но очень немногие решались на это. Соседство с яркой и талантливой женщиной обязывает ко многому, не каждому по силам такая ноша. Надо было быть Периклом, чтобы не побояться такого соседства. Современники с удивлением вспоминали, что, уходя из дома, он непременно целовал жену. Для его времени это было просто сенсацией. Кстати, когда неблагодарные афиняне изгнали его, Аспазия уехала с ним, хотя никто ее к этому не принуждал. Она осталась верна своему предназначению – поднять и поддержать дух мужчины в самые сложные моменты его жизни.

Гетеры – уникальное явление в мировой истории, которое мы можем встретить только в Древней Греции. Сам перевод слова «гетера», означающий «подруга», говорит об их основном занятии, далеком от постельных утех. Хорошо образованные, окружённые роскошью и великими мужчинами, эти свободные независимые женщины создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты, облагораживали вкусы, содействовали развитию науки, литературы и искусства — очарованные ими, влюбленные поклонники старались сделаться достойными предмета своего обожания. И в то же время гетеры были причиной расточительности и прочих безумств. Однако некоторые из этих удивительных женщин стали настоящей легендой и украшением своего народа. На этой странице вы найдёте десять имён самых знаменитых гетер в истории…

1. Лаиса из Коринфа


принт Лаис, 1902

Гетера Лаиса была рабыней, привезённой в Афины с острова Сицилия ещё ребёнком. Известный художник Апеллес выкупил ее, и впоследствии, подросшая красавица позировала ему, когда он изображал на картинах Афродиту. В благодарность за любовь, художник отпустил Лаису на свободу. Девушка отправилась в знаменитую школу гетер в Коринф и, обучившись там искусству обольщения, философии, музыке и риторике, осталась в этом городе. Впоследствии она жертвовала деньги Коринфу на возведение в нем храмов Афродиты.

Известно несколько исторических анекдотов о Лаисе — знаменитый оратор Демосфен просил куртизанку о благосклонности, самонадеянно полагая, что она не откажет ему как любимцу афинян. Но Лаиса сказала, что проведёт с ним ночь за десять тысяч драхм, а, если таких денег у него нет, то пусть любящие его афиняне соберут ему такую сумму. Еще Лаиса как-то поспорила, что соблазнит одного из учеников Платона — Ксенократа, известного аскетическим образом жизни, но, Ксенократ, собрав всю свою волю, не поддался ласкам красавицы. Тогда Лаиса, оправдывая своё поражение, произнесла: «Я хотела пробудить страсть в человеке, а не в статуе».

Слава о роскошной гетере разлетелась по всей Греции, Персии и Египту, привлекая богатых поклонников, готовых платить за ее любовь баснословные деньги. В любви прославленная гетера любила контрасты: она одновременно была любовницей изящного Аристиппа и грубого циника Диогена, которому она отдавалась чуть ли не публично. Сохранилась биография Лаисы, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть — гетера страстно влюбилась и последовала за возлюбленным в Фессалию, но, фессалийские женщины из зависти к ее красоте убили Лаису. Коринфяне, в благодарность за царские дары их городу, воздвигли в честь Лаисы памятник, изображавший львицу, разрывающую на части барашка. На том месте, где она была убита, была построена гробница с эпитафией: «Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии»…

2. Фрина


Фрина на празднике Посейдона в Элевзине, Генрих Семирадский

Знаменитая Фрина влюблёнными в красоту греками почиталась как воплощенная на земле богиня любви Афродита. Она послужила моделью живописцу Апеллесу для его Афродиты Анадиомены и гениальному скульптору Праксителю для статуи Афродиты Книдский. Паломники, преклоняясь перед статуей, шептали: «Как прекрасна твоя красота, Фрина».

Фрина была родом из посвященного музам города Фесписа. В отличие от других известных гетер, она предпочитала держаться вдали от света и жила уединенно. Но, тем не менее, поклонники платили ей такие большие деньги, что гетера стала самой богатой женщиной Греции. Каждый год, во время празднества в честь богини любви Афродиты Фрина на ступеньках храма сбрасывала с себя одежды и под восторженные крики толпы шла к морю, погружалась в волны, а затем выходила из воды, как рождённая из морской пены Афродита.

В гетеру влюбился бедный оратор Гиперид. Он предложил за одну ночь с Фриной отдать свою жизнь. Красавица согласилась, но, когда утром он взял в руки чашу с ядом, гетера не позволила ему лишить себя жизни. Спустя некоторое время Фрина отказалась провести ночь с одним богачом. Оскорбленный поклонник подал на гетеру в суд — он обвинял ее в том, что, обнажаясь во время праздника Афродиты, Фрина развращает народ и оскорбляет богов. Защищал возлюбленную Гиперид. Его речь не убедила судей, и, когда они уже хотели вынести смертный приговор, Гиперид сорвал с Фрины одежды, воскликнув: «Вот, посмотрите!» Поняв, что обвинительный приговор означал бы оскорбление богов, создавших такое совершенное тело, поражённые красотой гетеры судьи оправдали ее. Ещё при жизни Фрины в храме Афродиты ей была установлена статуя, отлитая из чистого золота.

3. Аспасия

Аспасия, художник М.Ж.Бульярд

Аспасия — самая знаменитая из всех греческих гетер. Она прославилась не только красотой и невиданной образованностью, но и огромным влиянием на политику Греции. В Афины юная Аспасия прибыла из Милета (территория современной Турции), который называли царством гетер. Веселые пиры, деньги и дорогие подарки богатых поклонников интересовали девушку во вторую очередь — она серьезно занималась философией и была знакома со всеми новыми философскими течениями того времени. В открытом Аспасией светском салоне собирались самые известные люди древних Афин — философы Сократ и Софокл, драматург Еврипид, скульптор Фидий, влиятельные политики Алкивиад и Перикл. У гетеры была свита красивых учениц, которые не давали скучать именитым гостям ни во время философских бесед, ни после них.

Со временем Аспасия сделала своим избранником правителя Афин Перикла. Из-за нее он развёлся с женой и женился на гетере. Влияние Аспасии на Перикла было так велико, что через него она, чужестранка, фактически управляла Афинами. Многим афинянам это не нравилось, и гетера была обвинена в развращении юных девушек и сводничестве, а также втягивании афинского полиса в войну с другими греческими городами из-за того, что у неё похитили нескольких подруг-гетер. Это привело к судебному процессу, в котором сам Перикл с большим трудом смог добиться оправдательного приговора.

Сын афинянина от чужестранки признавался незаконнорожденным, но, когда у Перикла умерли сыновья от первой жены, он убедил народное собрание вопреки закону признать его сына от Аспасии афинским гражданином. После смерти Перикла гетера сохранила еще достаточно сильное влияние для того, чтобы дать возможность одному из своих любовников, молодому богатому Лизиклу занять видное положение в республике.

4. Таис Афинская


кадр из фильма «Таис Афинская» по книге И. Ефремова

Самая известная у нас гетера благодаря уникальной книге Ивана Ефремова «Таис Афинская», в которой автор описал биографию этой удивительной женщины, объединив художественный вымысел с реальными историческими событиями, для исследования которых он проделал огромную работу по изучению античных и более поздних источников и авторов от Плутарха до Алигьери.

Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, обычно закутанной в плотные одежды, Таис не прятала своё тело, а гордо выставляла напоказ, проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти упоминания о том, что именно Таис после покорения Александром столицы персидского царя Персеполиса уговорила его сжечь царский дворец в знак мести за разрушение персами Афин. Впоследствии Таис вышла замуж за полководца Александра — основателя новой египетской династии Птолемея I, и исполняла обязанности царицы в Мемфисе.

30 лучших книг о куртизанках, гетерах, гейшах — .

5. Диотима из Мантинеи

Эта выдающаяся женщина была увековечена Платоном в его знаменитом «Пире». По словам Сократа, будучи храмовой жрицей, Диотима в юности преподавала ему «философию любви», а также она дала ему «генеалогию Эроса». В платоновском «Пире» Диотима говорит: «Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном», — и добавляет: «Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение». По мнению гетеры, любовь — это средство достижения блага и бессмертия. Для Диотимы и Платона красивый человек, будучи проникнут «платонической» любовью, должен направлять внимание к вечным вещам, не отказываясь от земной жизни.

Жрица Диотима, чьё имя в переводе с греческого означает «уважаемая Зевсом», по утверждению Сократа, успешно победила бушевавшую в 429 в. до н.э. эпидемию чумы в Афинах.

6. Сапфо

фреска в Помпеях

Платон называл великолепную Сапфо десятой музой: «Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду, разве мы в ней не должны музу десятую чтить?» А историк Страбон говорил, что «напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии». Творчество этой поэтессы в античной Греции оно было таким значительным, что Сапфо включили в канонический список «Девяти лириков».

Отнести эту талантливую поэтессу с острова Лесбос к гетерам было бы неправильно, но в седьмом веке до н.э. образ жизни Сапфо иначе трудно классифицировать. Будучи патрицианского происхождения, девушка была вынуждена бежать на Сицилию, но после смерти тирана, ставшего причиной побега, поэтесса возвращается на Лесбос и собирает вокруг себя учениц, которым преподаёт основы стихосложения, правила игры на музыкальных инструментах, учит их пению и танцам. Сапфо возглавляла культовый фиас в честь богинь Артемиды и Афродиты, который называла «своим домом муз». В узком кругу фиаса девушки писали друг другу стихи страстного содержания, отражающие древние культы женственности, но из-за этого Сапфо превратно приписывали лесбийскую любовь с ее ученицами.

По одним сведениям, на Сицилии Сапфо выходила замуж за богатого андрийца, от которого родила дочь, но муж и дочь прожили недолго. Также Сапфо приписывается, что она свела счёты с жизнью, прыгнув в пучину с отвесных скал из-за безответной любви к красавцу Фэону, но многие исследователи называют это выдумкой, основанной на мотиве одного из стихотворений поэтессы. Как бы там ни было — яркая, эмоциональная, страстная и мелодичная манера письма Сапфо оказала огромное влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих эпох. Ее соотечественники даже помещали несравненную Сапфо на своих монетах.

7. Родопида

античный рисунок

Кто из нас не знает сказку о Золушке, и многие удивятся, узнав, что прототипом главной героини стала… гетера. Согласно преданию, Родопида попала из Греции в Египет. Во время купания орёл унёс ее сандалию, а потом уронил ее на колени фараону. Тот был поражён размером сандалии, и приказал отыскать девушку, которой она принадлежит. Сандалию примеряли многим красавицам, но всем она оказывалась мала. Родопиду, в конце концов, нашли — и фараон взял ее в жены.

Это предание впоследствии стало основой европейской народной сказки, а Шарль Перро написал одно из самых известных произведений мировой литературы — «Золушка, или Туфелька, отороченная мехом» (впоследствии она стала хрустальным башмачком). Так гетера Родопида вошла в историю человечества.

8. Кампаспа


Charles Meynier. 1822. Apelles, Alexander and Pancaspe

Эта гетера, любовница Александра Македонского, была настолько прекрасна, что историки не могут отличить многие ее изображения на фресках от легендарной Фрины. Кампаспа стала источником вдохновения для знаменитого художника Апеллеса. Александр Македонский восхищался красотой гетеры, и привлёк Апеллеса изобразить красавицу обнаженной. Художник так влюбился в Кампаспу в процессе работы, что Александр преподнёс ему гетеру в подарок, доказывая себе, что хоть он и великий царь в отваге, но ещё более велик в самообладании.

Римский писатель I века Плиний Старший предполагал, что для знаменитой картины Апеллеса «Афродита Анадиомена», моделью послужила именно Кампаспа.

9. Теодота


Смерть Сократа, художник Ж.Л.Давид, 1787

Гетера Теодота стала причиной смерти Сократа. Она пылко любила философа, несмотря на то, что он был некрасив — куртизанка преклонялась перед его умом. Влюбленный в Теодоту знаменитый драматург Аристофан, желая отомстить счастливому сопернику, высмеял Сократа в одной из своих комедий, а потом обвинил в развращении юношей и безбожии. Сократ был приговорён к смерти и выпил чашу со смертельной цикутой. Но Аристофан так и не добился любви Теодоты.

10. Герпилис

Герпилис и Аристотель, средневековая гравюра

Гетера Герпилис была любовницей Аристотеля и родила от него сына. Философ завещал куртизанке все своё имущество. По утверждению поздних историков, Аристотель ценил ласки Герпилис выше своей философии и исполнял все её прихоти и причуды — чтобы развлечь возлюбленную, он позволял ездить на нем. Средневековая гравюра, изображающая Герпилис верхом на Аристотеле, стала символом победы чувственных наслаждений над возвышенным философствованием…

О гетерах ходит столько же легенд, сколько об античных богах и героях. Их называют то содержанками и проститутками, то самыми образованными и прогрессивными женщинами своего времени. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Какие же радости приносили мужчинам гетеры и чем они занимались на самом деле?




В переводе с древнегреческого, гетера – это «подруга». Эти женщины вели свободный образ жизни, в отличие от жен, которые становились затворницами сразу после замужества и занимались исключительно детьми и домашним хозяйством. Гетеры хорошо разбирались в музыке, литературе, философии и искусстве. Они могли поддержать диалог на любую тему, их интеллектуальное развитие не уступало мужскому.




Можно ли гетер назвать проститутками? Дело в том, что гетеры стояли на более высокой ступени социальной лестницы, чем проститутки из публичных домов, и пользовались уважением в обществе. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили.


Они становились для мужчин настоящими музами. Эпикур всю жизнь хранил верность гетере Леонтии и говорил о ней: «Она живет со мной и во мне». Афинский полководец Перикл был женат на гетере Аспасии, часто советовался с ней в решении государственных проблем, она помогала ему готовить речи для выступлений. Византийская императрица Феодора до замужества была гетерой. Гетера Таис Афинская – подруга Александра Македонского – после его смерти стала женой египетского царя Птолемея І.


Фрина, которую называли самой известной и красивой гетерой Афин, стала моделью для Праксителя, ваявшего статую Афродиты, за что ее обвинили в кощунстве. Она предстала перед судом, но ее оправдали – она обнажилась перед вынесением приговора и покорила судей. Фрина сама назначала цену за свои услуги – царю Лидии из-за выплаченного «гонорара» пришлось поднять налоги в стране, чтоб восполнить бюджет, а Диогену это не стоило денег, поскольку Фрина восхищалась его умом.




Конечно, вряд ли можно судить обо всех гетерах только по самым известным и достойным представительницам этого рода занятий. В эпоху античности к идее продажной любви относились без предрассудков. При храмах Афродиты в Греции и Венеры в Риме служили сотни гетер, оказывающих интимные услуги.


Впрочем, и в эпоху античности у гетер были противники. Киники (философская школа) часто выступали против них. Кратет говорил, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, высмеивал ее любовь к золоту и холодность. Диоген в диалоге с другим философом возмущался: «Как ты можешь быть близок со шлюхой? Или становись киником, или перестань ею пользоваться».


Их можно называть как угодно, но нельзя отрицать роль, которую сыграли гетеры в античной истории и культуре. Большую или меньшую, чем , – решать вам.

"Половое наслаждение считалось самым высоким из всех законных удовольствий", и обязанностью гетеры, жрицы любви в Древней Индии, было дарить это наслаждение мужчинам. В трактате о любви "Камасутре" есть много глав, посвященных искусству доставления сексуального наслаждения. Эта книга была адресована каждому индусу, но для гетеры она была живой "библией".

Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует намеками сексуального смысла, половой символикой и откровенными эротическими описаниями. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини (Шивы и Шакти), и фигуры переплетенных пар высекались на стенах храмов. Некоторые религиозные секты даже ввели в свой культ - ритуальное половое сношение, считавшееся средством обретения божественности.

Гетеры были особым видом женщин, не связанных правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение представительниц других каст. Многие бедные и дешевые проститутки кончали свои дни в нищете, либо становились служанками или работницами. Однако всегда были и блистательные куртизанки. Красивые, образованные, богатые они занимали высокое положение и пользовались не меньшей известностью и почетом, чем знаменитые Таис Афинская, Аспазия или Фрина в античной Греции.

"Возвышенная благодаря искусствам гетера, наделенная приятным нравом, красотой и достоинствами, зовется "ганика" и занимает высокое место в собрании людей. Ее всегда чтит царь и восхваляют достойные люди; к ней стремятся, ее посещают, в ней видят образец" (Камасутра.).

Куртизанки считались наиболее образованными женщинами Индии, наряду с царевнами и дочерьми вельмож. Основным отличием древнеиндийских куртизанок от современных нам жриц любви было то, что они, как правило, обслуживали клиента не ночь и не две (хотя, конечно, были и такие гетеры).

Гетера должна была в совершенстве владеть 64-мя видами искусств. Среди них пение, игра на музыкальных инструментах, составление цветочных гирлянд, украшение дома, колдовство, фокусы, знание пьес и рассказов, резьба по дереву, строительное дело, металлургия, загадывание загадок, придумывание головоломок, изготовление благовоний и косметических средств, логика, химия, фехтование, стрельба из лука, художественное плавание, разведение бойцовских петухов и т.д.

Гетера, как правило, искала себе "возлюбленного", с которым жила постоянно. В их отношениях была и любовь, и ревность, и ухаживания, и разлука. Гетеры, унаследовав свою профессию от матерей, находились под их надзором. По крайней мере, на начальном этапе работы. Мать гетеры должна была устраивать любовные дела дочери: подыскивать богатых клиентов, следить, чтобы их дочери не полюбили всерьез, особенно малоимущих.

В древней Индии существовало множество видов гетер. Все они отличались друг от друга знатностью, богатством, кругом клиентов и т. д. Ватсьяяна выделяет в Камасутре девять видов, хотя и не говорит, чем они отличались друг от друга. Современные исследователи выделяют до пяти видов гетер.

К первому и самому почетному виду относятся царские куртизанки. Фактически они мало, чем отличались от наложниц. За этими женщинами наблюдал специально назначенный надзиратель, они должны были рассказывать царю о своих посетителях и доходах. Кроме того, царским проституткам выплачивалось жалование, которое иногда не отличалось от жалования вельмож и царских сановников.

В их обязанности входило ублажение царя, хотя, судя по всему, они предоставлялись и любому придворному, к которому царь проявлял благосклонность. Для того чтобы выглядеть особенно привлекательно, царские проститутки брали из казны дорогие украшения (без права продажи или заклада). Такие проститутки повсюду сопровождали царя и даже находились с ним во время военных действий.

Ко второму виду гетер относятся городские гетеры. Если быть более точным, городские гетеры соединяли в себе два вида: первый - богатые и знатные гетеры, второй - гетеры, живущие в публичных домах и борделях. Лучшие городские гетеры жили в особом доме, который принадлежал царю и предназначенном для досуга мужчин. О том, как роскошен был дом гетер можно судить по описанию из дошедшей до нас пьесы "Глиняная повозка":

"О! Как роскошен вход в дом Васантасены! Все обрызгано водой, подметено, повсюду зелень! Пол покрыт пестрым ковром из принесенных в жертву всевозможных ароматных цветов. Венец портала поднят так высоко, словно он хочет заглянуть в глубину небосвода! Стены портала украшены гирляндами из цветов жасмина, которые свисают, качаясь, как хобот слона Айраваны! Его арка кажется сделанной целиком из слоновой кости. Здесь вывешено множество приносящих счастье цветных флажков, усыпанных жемчугом. Эти флажки, раскачиваясь от порывов ветра, словно пальцы, манят меня, говоря: "Войди сюда!" С обеих сторон между колонн, поддерживающих арку входа, расставлены хрустальные вазы, приносящие счастье, а в них - зеленые побеги мангового дерева. Золотые, усыпанные алмазами двери крепки, как грудь демона! Роскошный вид этого портала мучит душу человека, впавшего в бедность, и властно притягивает к себе даже взгляд людей, равнодушных ко всему мирскому".

Дом гетер состоял из восьми дворов с садом. В первом находились роскошные, богато украшенные постройки. Второй двор снимал напряжение, возвращая посетителя к миру природы, в нем царила атмосфера умиротворенности и спокойствия. Следующий обращался к интеллектуальным способностям человека (там были кресла для отдыха, игральные доски, рукописи). Четвертый двор был посвящен музыке и пению, стихам и танцам. Пятый обращался к чувственной стороне человека, здесь находились кухня с лакомствами. В шестом дворе снова начинается напряжение, благодаря ярким украшениям, камням и драгоценностям, а в седьмом напряжение спадало, благодаря идиллическому саду с павлинами, фламинго, голубями и журавлями. Восьмой двор - переход в сад, где царит "главная" гетера, венец всех прочих чудес.

Над всеми городскими проститутками стоял особый надзиратель, который наблюдал за их работой и собирал налоги в виде двухдневной выручки. Свиту городских гетер составляли воры, бродяги, разорившиеся ремесленники, тунеядцы и т. д., но все, как правило, образованные и с хорошими манерами. Так как эти люди составляли своеобразную прослойку общества, государство настаивало на том, чтобы публичные дома и дома богатых гетер находились под специальной охраной и надзором.

Третьим видом проституток была часть городских гетер, более бедная и находящаяся в более приниженном положении. Жили они, как правило, на окраинах города, в публичных домах, притонах, рядом с торговыми лавками. Эти женщины обслуживали клиента обычно одну ночь, тут уже не было постоянных "возлюбленных" или просто временных содержателей. Об оплате они договаривались заранее. Расплачивались клиенты не дорогими подарками, а деньгами, иногда зерном или мелким скотом.

Иногда услуги предоставлялись даже в долг. Заработок этих гетер зависел исключительно от умения зазывать клиентов. С них взимался тот же налог в объеме оплаты за две ночи. Именно этих бедных гетер широко использовали власти в качестве осведомительниц в уголовных делах. Потерявшие свою красоту престарелые публичные женщины использовались для работ на царских складах или по заказу занимались прядением шерсти или ткачеством.

Четвертый вид гетер - совершенно особый вид проституток, чья деятельность была окружена ореолом святости. Это храмовые гетеры девадаси (рабыни бога). Их занятие уходило корнями в древние религиозные традиции. Божество в храме почитали по аналогии с земным царем. У него тоже были жены, советники, прислужники, он имел все удобства, существовавшие при царском дворе, в том числе и гетер. Их профессия передавалась по наследству, хотя иногда миряне приносили девочку в виде подношения богу.

Эти женщины служили богу танцами, песнями, ублажая верующих, исправно платящих подать храму.

Актрисы в Индии тоже считались девушками легкого поведения. Все они в большинстве своем были замужними, и муж мог запретить жене заниматься развратом и вести вольный образ жизни, но этого, как правило, не происходило. Актрис, певиц и танцовщиц в древней Индии называли женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно.

В гетер рекомендовалось превращать наиболее красивых женщин, взятых в плен на войне, но они не были рабынями, хотя им запрещалось оставлять свою профессию. Чтобы стать свободной женщиной, нужно было выплатить сумму десятилетнего заработка гетеры и добиться особого разрешения царя.

В свете гетеры, видимо, принадлежали к сословию шудр - низшему слою индийского общества. До гетер было запрещено дотрагиваться монахам. В "Законах Ману" говорится, что тот, кто убил проститутку, не совершил греха и не подлежит наказанию, хотя в "Глиняной повозке" из-за убийства гетеры брахмана, представителя высшей касты, приговаривают к смертной казни.

Реальное положение гетеры в обществе зависело от ее богатства, хотя никакое богатство не могло смыть в индийском обществе с гетеры оттенка презрения. В этом и заключается парадокс положения гетер в Древней Индии: презренные женщины из низших сословий, пользовались большой популярностью и даже почетом.

"Нарядных гетер и их сыновей можно счесть за небесных фей и гандхарвов (это райские певцы, танцоры и музыканты), а этот дом - за небесный дворец". "Воистину, дом гетеры мне кажется небесным садом", - восклицает Майтрея в "Глиняной Повозке".

Но гетеры не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Они были мощным оружием в политической борьбе. В Древнем мире не редки случаи, когда царю, которого не удавалось победить на поле боя, в знак примирения приносили богатые дары, в том числе искусную гетеру. Этот “подарок” за несколько недель истощал своими бесконечными ласками непобедимого правителя, и тогда заговорщикам уже не составляло никакого труда отобрать у него власть.

Гетеры были искусны не только в любви, но и в убийствах. Из индийских источников IV века до н. э. мы знаем об аконитине, яде, содержащимся в растениях рода аконит, который использовался индийскими куртизанками для убийств. Они покрывали свои губы специальным водонепроницаемым веществом, а сверх него, в виде губной помады наносили на губы аконитин. Одного поцелуя или укуса, было достаточно, чтобы возлюбленный гетеры скончался в ужасных судорогах.

Существуют также истории про небесных гетер - апсар, которые, согласно древним легендам, живут на райских планетах. Если какой - то йог на земле совершал много аскез, а аскезы, как известно, придают силу, то полубоги на высших планетах начинали волноваться, что он займет их должность во вселенной, подсылали ему апсару. Стоило такой апсаре, увешанной с ног до головы драгоценностями, позвенеть ножными колокольчиками, как йог забывал обо всем на свете. Что же тогда говорить о простых смертных, которые бессильны перед искусными гетерами.

Екатерина Некрасова

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...