Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Обзор произведения ю бондарева горячий снег. Анализ «Горячий снег» Бондарева. Юрий Васильевич Бондарев"Горячий снег"

В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне «Горячий снег» занимает особое место, открывая новые подходы к решению нравственных и психологических задач, поставленных еще в его первых повестях - «Батальоны просят огня» и «Последние залпы». Эти три книги о войне - целостный и развивающийся мир, достигший в «Горячем снеге» наибольшей полноты и образной силы. События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и, может, даже сроки окончания самой войны.

Время действия романа ограничено всего несколькими днями в течение которых терои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков. В «Горячем снеге» время сжато даже плотнее, чем в повести «Батальоны просят огня». «Горячий снег» - это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны; это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи. Без лирических отступлений, будто у автора от постоянного напряжения перехвачено дыхание, роман «Горячий снег» отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из ее решающих моментов. Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы освещаются тревожным светом подлинной истории, в результате чего все обретает особую весомость, значительность. В романе батарея Дроздовского поглощает едва ли не все читательское внимание, действие сосредоточено по преимуществу вокруг небольшого числа персонажей.

Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи - частица великой армии, они - народ, народ в той мере, в какой типизированная личность героя выражает духовные, нравственные черты народа. В «Горячем снеге» образ вставшего на войну народа возникает перед нами в еще небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения, в богатстве и разнообразии характеров, а вместе с тем и в целостности. Этот образ не исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов - командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционно принято считать лицами из народа, - вроде немного трусливого Чибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубого, ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизии полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только все вместе, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражающегося народа. Сила и новизна романа заключается в том, что единство это достигнуто как бы само собой, запечатлено без особых усилий автора - живой, движущейся жизнью.

Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших ее сил. Умирают герои «Горячего снега» - санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие... И во всех этих смертях виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за смерть Зои ложится отчасти на него, но как ни велика вина Дроздовского, они прежде всего - жертвы войны. В романе выражено понимание смерти - как нарушения высшей справедливости и гармонии. Вспомним, как смотрит Кузнецов на убитого Касымова: «Сейчас под головой Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвенно-белым, истонченным жуткой красотой смерти, удивленно смотрело влажно-вишневыми полуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную в клочья, иссеченную телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убило его и почему он так и не смог встать к прицелу». Еще острее ощущает Кузнецов необратимость потери ездового Сергуненкова.

Ведь здесь раскрыт сам механизм его гибели. Кузнецов оказался бессильным свидетелем того, как Дроздовский послал на верную смерть Сергуненкова, и он, Кузнецов, уже знает, что навсегда проклянет себя за то, что видел, присутствовал, а изменить ничего не сумел. В «Горячем снеге», при всей напряженности событий, все человеческое в людях, их характеры живут не отдельно от войны, а взаимосвязаны с ней, постоянно под ее огнем, когда, кажется, и головы не поднять.

Обычно хроника сражений может быть пересказана отдельно от индивидуальности его участников, - бой в «Горячем снеге» нельзя пересказать иначе, чем через судьбу и характеры людей. Существенно и весомо прошлое персонажей романа. У одних оно почти безоблачное, у других - такое сложное и драматичное, что былая драма не остается позади, отодвинутая войной, а сопровождает человека и в сражении юго-западнее Сталинграда. События прошлого определили военную судьбу Уханова: одаренный, полный энергии офицер, которому бы и командовать батареей, но он только сержант. Крутой, мятежный характер Уханова определяет и его движение внутри романа.

Прошлые беды Чибисова, едва не сломившие его (он провел несколько месяцев в немецком плену), отозвались в кем страхом и многое определяют в его поведении. Так или иначе в романе проскальзывает прошлое и Зои Елагиной, и Касымова, и Сергуненкова и нелюдимого Рубина, чью отвагу и верность солдатскому долгу мы сумеем оценить только к концу романа. Особенно важно в романе прошлое генерала Бессонова.

Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен, затрудняет его позицию и в ставке, и на фронте. А когда фашистская листовка, сообщающая о том, что сын Бессонова попал в плен, попадает в контрразведку фронта в руки подполковника Осина, кажется, что возникла угроза и службе Бессонова. Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе - это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь. Война, ее жестокость и кровь, ее сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, - именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви.

Ведь это чувство складывалось в те короткие часы марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А вскоре - так мало времени проходит - Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слез лицо, «снег на рукаве ватника был горячим от его слез».

Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем боль и страдания многих. Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливого интереса до грубого отвержения. Но ее доброты, ее терпения и участливости достает на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги, ее главные события, ее суровую, жестокую реальность женским началом, лаской и нежностью. Один из важнейших конфликтов в романе - конфликт между Кузнецовым и Дроздовским.

Этому конфликту отдано немало места, он обнажается очень резко и легко прослеживается от начала до конца. Поначалу напряженность, уходящая еще в предысторию романа; несогласуемость характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроздовский, - все это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственную несовместимость их существований.

В финале пропасть эта обозначается еще резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из них сделает, это прежде всего глоток поминальный - в нем горечь и горе утрат. Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его, - он уцелевший, раненый командир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжкой вине Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка. Наибольшей высоты этическая, философская мысль романа, а также его эмоциональная напряженность достигает в финале, когда происходит неожиданное сближение Бессонова и Кузнецова. Это сближение без непосредственной близости: Бессонов наградил своего офицера наравне с другими и двинулся дальше. Для него Кузнецов всего лишь один из тех, кто насмерть стоял на рубеже реки Мышкова.

О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас ПОБЕДА. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли. В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвенья.

К.Симонов

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели. В своих произведениях они воспевают мужество и героизм нашего народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле.

Над советскими фильмами про войну трудились замечательные режиссеры и сценаристы своего времени. Они вдохнули в них частички своей скорби, своего уважения. Эти фильмы приятно смотреть, потому что в них вкладывали душу, ведь режиссеры понимали, как важно то, что хотят они передать, показать. На фильмах про войну растут поколения, ведь каждый из этих фильмов - настоящий урок мужества, совести и доблести.

В своем исследовании мы хотим сравнить роман Ю.В. Бондарева «Горячий снег» и фильм Г.Егиазарова «Горячий снег»

Цель: сравнить роман Ю.В. Бондарева «Горячий снег» и фильм Г.Егиазарова «Горячий снег».

Задачи:

Рассмотреть, как в фильме передан тект романа: сюжет, композиция, изображение событий, героев;

Совпадает ли наше представление о Кузнецове и Дроздовском с игрой Б.Токарева и Н.Еременко;

Что больше взволновало – книга или фильм.

Методы исследования:

Подбор текстовых и наглядных материалов по теме проекта;

Систематизация материала;

Разработка презентации.

Метапредметные учебно -информационные умения:

Умение извлекать информацию из разных источников;

Умение составлять план;

Умение отбирать материал по заданной теме;

Умение составлять письменные тезисы;

Умение подбирать цитаты.

Роман «Горячий снег» был написан Бондаревым в 1969 году. К этому времени писатель был уже признанным мастером отечественной прозы. К созданию этого произведения его подвигла солдатская память:

« Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…

Конечно, если бы я не принимал участия в сражении, которое 2-ая гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе ».

В романе рассказывается о грандиозной Сталинградской битве, битве, которая привела к коренному перелому в войне. Мысль о Сталинграде становится в романе центральной.

Фильм «Горячий снег» (режиссёр Гавриил Егиазаров) является экранизацией одноименного романа писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева . В фильме «Горячий снег», как в романе, с бесстрашной правдивостью и глубиной воссоздана трагедия войны, жизнь человека на фронте. Долг и отчаяние, любовь и смерть, огромное желание жить и самопожертвование во имя Родины – все смешалось в жестоком сражении, где личные судьбы солдат, офицеров, санинструктора Тани (в романе Зои) становятся общей судьбой. Небо и земля раскалываются от взрывов и огня, даже снег кажется в этой битве горячим…

Еще не начался бой, а зритель, что называется, кожей чувствует лютый мороз, и надвигающуюся тревогу перед близким встречным боем, и всю тяжесть повседневной солдатской работы… Особенно же удались батальные сцены - они суровы, без излишних пиротехнических эффектов, полны истинного драматизма. Тут кинематограф не столько красив, как нередко бывает в батальных фильмах, сколько мужественно правдив. Бесстрашная правда солдатского подвига - бесспорное и важное достоинство картины.

Один из важнейших конфликтов в романе - конфликт между Кузнецовым и Дроздовским. Этому конфликту отдано немало места, он возникает очень резко и легко прослеживается от начала до конца. Поначалу напряженность, уходящая еще в предысторию романа; несовместимость характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроздовский, - все это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственную несовместимость их существований.

В фильме предпринимается успешная попытка психологического углубления, индивидуализации некоторых характеров, исследуется их нравственная проблематика. Выдвинутые на передний план фигуры лейтенантов Дроздовского (Н. Еременко) и Кузнецова (Б. Токарев) разъединены не одним лишь несходством характеров.

В романе многое значила их предыстория, рассказ о том, Дроздовский, с его «властным выражением тонкого бледного лица», был в училище любимцем командиров-строевиков, а Кузнецов ничем особенным не выделялся.

В картине для предыстории нет места, и режиссёр, что называется, на ходу, на марше разводит персонажи. Отличие их характеров просматривается даже в том, как они отдают приказы. Возвышающийся на лошади, перетянутый ремнем Дроздовский командирски непреклонен и резок. Кузнецов, глядя на привалившихся к лафету солдат, забывшихся в коротком отдыхе, медлит с командой «подъем».

В финале пропасть эта обозначается еще резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена. Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его, - он уцелевший, раненый командир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжкой вине Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка.

В фильме раненого комбата мы также видим в стороне от бойцов, возможно, он что-то для себя понял…

Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе - это любовь между Кузнецовым и Зоей. Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем боль и страдания многих.

В картине показана возникающая любовь между Кузнецовым и Таней. Война, с её жестокостью и кровью способствовала стремительному развитию этого чувства. Ведь эта любовь складывалась в те короткие часы марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих переживаний. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Таней и Дроздовским. Через короткий промежуток времени Кузнецов уже горько оплакивает погибшую девушку. Когда Николай вытирал мокрое от слез лицо, снег на рукаве его ватника был горячим от его слез…

Вывод: Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве, о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне. В «Горячем снеге» нет таких сцен, в которых бы впрямую говорилось о любви к Родине, нет и подобных рассуждений. Любовь и ненависть герои выражают своими подвигами, поступками, смелостью, поразительной решительностью. Вот это, наверное, и есть настоящая любовь, а слова мало что значат. Писатели помогают нам увидеть, как совершается великое, состоящее из малого.

В фильме «Горячий снег» с жестокой прямотой показывается, какое всё-таки война чудовищное разрушение. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти вызывает протест против жестокости войны и развязавших ее сил.

Фильму более 40 лет, уже нет в живых многих замечательных актёров: Г. Жжёнова, Н. Еременко, В. Спиридонова, И. Ледогорова и других, но фильм помнят, его с интересом смотрят люди разных поколений, он не оставляет зрителей равнодушными, напоминает молодым людям о кровопролитных боях , учит беречь мирную жизнь.

События романа Юрия Васильевича Бондарева «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, стремившегося пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения.

В романе «Горячий снег» представлено как бы два поляризующих источника драматического развития сюжета: ставка, где командующий армией определяет задачи глобального масштаба, и артиллерийская батарея, практически выполняющая эти задачи, под предводительством совсем еще юных лейтенантов. В связи с этим в романе «Горячий снег» появляется командный состав - комдив Деев, член Военного Совета Веснин, командарм Бессонов и Верховный Главнокомандующий Сталин, точки зрения, которых на предстоящее сражение все время перекрещиваются и дополняются мнениями участников батареи. Такой «двойной взгляд» некоторым критикам давал возможность говорить об эпическом начале романа «Горячий снег» . Именно в этом заключается новаторстворомана «Горячий снег» , имевшее огромное значение не только для творческого поиска самого писателя, но и для развития военной прозы в целом.

Действие в романе «Горячий снег» происходит в так называемом «пульсирующем» времени. В начале романа «Горячий снег» время движется медленно: приезд дивизии, ее бросок на передовую через морозные степи, рытье окопов, установка орудий - все совершается в обычном режиме бытового времени, окрашенного и шуткой, и конфузом, и трагикомическими событиями. Однако с приближением боя время, ускоряясь, несется в фантастическом темпе.

Решающее сражение романа «Горячий снег» показано сквозь мироощущение Кузнецова, одновременно испытывающего жуткий страх и лихорадочно радостную возможность на грани минутной слабости опередить противника и выстрелить первым.

Система художественных образов и конфликтов в романе «Горячий снег» подчинена разработке и анализу характеров, их внутренним коллизиям, обусловленным обстоятельствами военной жизни. Среди персонажей романа «Горячий снег» особенно важен и интересен образ генерала Бессонова, чья армия приняла на себя основной удар танков Манштейна. Бессонов - фигура вымышленная, однако в его судьбе отражены совершенно реальные и непростые судьбы военачальников 30 - 40-х годов, поэтому этот образ, с одной стороны, резко индивидуален, с другой - типичен и узнаваем. Сосредоточив в своих руках огромную власть, Бессонов обладает недюжинным умом и железной волей. Важно в романе «Горячий снег» прошлое генерала Бессонова. Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен, затрудняет его позицию и в ставке, и на фронте. А когда фашистская листовка, сообщающая о том, что сын Бессонова попал в плен, попадает в контрразведку фронта в руки подполковника Осина, кажется, что возникла угроза и службе Бессонова.

Однако одним из самых близких и дорогих писателю в романе «Горячий снег» является образ лейтенанта Кузнецова. Он еще совсем юный и, по сути, его боевым крещением стала битва под Сталинградом. В романe «Горячий снег» Бондарев нисколько не идеализирует этот образ. Кузнецову, как и обычному человеку, свойственны и страх смерти, и сомнения, и колебания. За одни сутки он проделывает путь от новичка до умудренного тяжелейшим опытом, зрелого, перешедшего на «ты» со смертью командира. В этом бою Кузнецов проявил несгибаемую волю, решительность и огромное мужество.

Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе «Горячий снег» - это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь. Война, ее жестокость и кровь, ее сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, - именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в те короткие часы марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств.

Важно отметить, что в романе «Горячий снег» Бондарев обращает внимание читателя и на героев «второго плана», наделяя их ярко выраженными индивидуальными чертами и запоминающимися портретными характеристиками.

Роман «Горячий снег» Ю.Бондарева - один из лучших военных романов того времени, идея которого рассредоточена среди всех персонажей, среди горящей природы и охваченной огнем земли. Сам Бондарев в одном из интервью так скажет об этом произведении: «Некоторые говорят, что моя последняя книга о войне, роман «Горячий снег» - оптимистическая трагедия. Возможно, это так. Я же хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, недолюбив, не дожив, многого не узнав. Но они узнали самое главное - прошли проверку на человечность, через испытание огнем».

Сочинение

Отгремели последние взрывы, врылись в землю последние пули, протекли последние слезы матерей и жен. Но ушла ли война? Можно ли с уверенностью сказать, что не будет никогда такого, что больше не поднимет человек руку на человека. К сожалению, так сказать нельзя. Проблема войны актуальна и сегодня. Такое может повториться где угодно, когда угодно и с кем угодно.

Именно поэтому военная литература о героической борьбе русского народа против фашистов интересна и сегодня. Именно поэтому необходимо изучать произведения В. Быкова, Ю. Бондарева и других. И я надеюсь, что эти великие произведения, написанные о войне, предостерегут людей от ошибок, и больше не повторятся взрыв от снаряда на нашей земле. Но даже если взрослые люди будут настолько глупы, чтобы решиться на подобные действия, то тогда нужно знать, как вести себя в таких ужасных ситуациях, как не потерять свою душу.

Ю. Бондарев в своих произведениях ставил перед читателем множество проблем. Важнейшая из них, и не только во время войны, — это проблема выбора. Нередко от выбора зависит вся сущность человека, хотя этот выбор осуществляется всякий раз по-иному. Меня эта тема привлекает потому, что она дает возможность исследовать не саму войну, а возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне.

Выбор, о котором говорит Быков, — понятие, связанное с процессом самоопределения человека в этом мире, с его готовностью взять свою судьбу в собственные руки. Проблема выбора всегда интересовала и продолжает привлекать внимание писателей потому, что позволяет поставить человека в необычные, экстремальные условия и посмотреть, что же тот будет делать. Это дает широчайший полет фантазии автору произведения. Да и читателям интересны такие повороты событий, потому что каждый подставляет себя на место персонажа и примеривает на себя описанную ситуацию. От того, как поступил бы читатель, и зависит его оценка героя художественного произведения.

В этом разрезе мне особенно интересен роман Ю. Бондарев «Горячий снег». Бондарев интересно и многопланово раскрывает проблему выбора. Его герои истинно и искренне требовательны к себе и чуть снисходительны к слабостям других. Они упорны в отстаивании своего духовного мира и высоких нравственных ценностей своего народа. В романе «Горячий снег» обстоятельства боя потребовали от всех его участников высшего напряжения физических и духовных сил, а критическая ситуация до предела обнажила сущность каждого и определила, кто есть кто. Не все выдержали это испытание. Но все оставшиеся в живых изменились до неузнаваемости и через страдания открыли для себя новые нравственные истины.

Особенно интересно в этом произведении столкновение Дроздовского и Кузнецова. Кузнецов, скорее всего, нравится всем читателям и принимается сразу. А Дроздовский и отношение к нему не так однозначны.

Мы как бы разрываемся между двумя полюсами. С одной стороны, совершенное неприятие этого героя как положительного (такова в общих чертах и позиция автора), ведь Дроздовский увидел в Сталинграде, прежде всего, возможность для немедленного карьерного взлета. Он торопит солдат, не давая им передышки. Командуя стрелять по самолету, жаждет выделиться, не упустить шанс.

С другой стороны, мы поддерживаем этот характер как пример того типа командира, который необходим в военной обстановке. Ведь на войне от приказов командира зависит не только жизнь бойцов, но и победа или поражение всей страны. По долгу службы он не имеет права жалеть ни себя, ни других.

Но как раскрывается проблема выбора на примере столкновения характеров Дроздовского и Кузнецова? Дело в том, что Кузнецов всегда делает правильный выбор, так сказать долгосрочный, то есть рассчитанный, может быть, не на победу в настоящем, а на победу всего народа. В нем живет осознание высокой ответственности, чувство общей судьбы, жажда слитности. И потому так радостны для Кузнецова мгновения, когда он ощущает силу сплоченности и единства людей, потому он остается спокойным и уравновешенным в любой ситуации — он понимает идею происходящего. Война не сломает его, это мы понимаем окончательно.

Духовный же мир Дроздовского не выдержал напора войны. Ее напряжение не всем по силам. Но в конце боя он, подавленный смертью Зои, начинает смутно понимать высший смысл свершившегося. Война предстает перед ним как огромный черновой труд народа.

Многие, осуждают Дроздовского или жалеют его. Но автор дает герою второй шанс, потому что понятно, что со временем он сумеет преодолеть себя, поймет, что и в жестких условиях войны такие ценности, как человечность, братство, не теряют своего смысла, не забываются. Наоборот, они органически сочетаются с понятиями долга, любви к отечеству и становятся в судьбе человека и народа решающими.

Потому так символично становится название романа — «Горячий снег». И означает он ту несокрушимую духовную силу, которая была воплощена в командирах и солдатах, истоки которой в горячей любви к стране, которую они были намерены защищать до конца.

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны.Совсем скоро (2 февраля 2013 года) страна будет отмечать 70-летие сталинградской битвы. И сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и сорбытия тех героических дней. Чем дальше уходим мы от тех героических дней, тем ценнее становится военная летопись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при

ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области

Урок литературы на Всероссийскую Интернет-конференцию

« ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»



подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

«Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева «Горячий снег»

(к 70-летию Сталинградской битвы).

Цели:

  1. Образовательная – уяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; вызвать у учащихся интерес к литературе на военную тематику, к личности и творчеству Ю.Бондарева, в частности к роману «Горячий снег», выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о подвиге, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах лейтенантов Дроздовского и Кузнецова и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.

2. Воспитательная – показать, что внимание автора сосредоточено на поступках и состояниях человека; помочь учащимся осознать огромную актуальность произведений о войне и поднятых в них проблем; содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как война; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, какие бедствия и разрушения несет война, но когда решается судьба Родины, тогда все берут в руки оружие, тогда все встают на её защиту.

3. Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения. ; продолжить формирование навыка анализа художественного произведения; продолжить воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.

Метапредметные учебно -информационные умения:

Умение извлекать информацию из разных источников;

Умение составлять план;

Умение отбирать материал по заданной теме;

Умение составлять письменные тезисы;

Умение подбирать цитаты;

Умение составлять таблицы.

Оборудование: портрет Ю.В.Бондарева, тексты худ. произведения, кинофрагменты фильма Г. Егиазарова « Горячий снег»

Методические приемы : Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Эпиграф на доске :

О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас ПОБЕДА. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли. В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвенья.

К.Симонов

Время проведения : 90 минут

Подготовка к уроку

Подготовить сообщения:

1. Путь дивизии к Сталинграду (главы 1 и 2);

2. Бой батарейцев (главы 13 – 18);

3. Смерть санинструктора Зои (глава 23);

4 Допрос немецкого майора Эриха Дица (глава 25).

5. Два лейтенанта.

6.Генерал Бессонов.

7. Любовь в романе «Горячий снег».

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в СТАЛИНГРАДСКОЙ битве (2 февраля 1943 года). Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели. В своих произведениях они воспевают мужество и героизм нашего народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле.

Великая Отечественная война потребовала от каждого человека напряжения всех его душевных и физических сил. Она не только не отменила, но сделала ещё более острыми нравственные проблемы. Ведь ясность целей и задач на войне не должна была служить оправданием какой-либо моральной неразборчивости. Она не освобождала человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки. Жизнь на войне - это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами и трудностями. Сложнее всего в ту пору приходилось писателям, для которых война была настоящим потрясением. Они были переполнены увиденным и пережитым, поэтому стремились правдиво показать, какой высокой ценой досталась нам победа над врагом. Те писатели, которые пришли в литературу после войны, а в годы испытаний сами воевали на передовой, отстаивали своё право на так называемую «окопную правду». Их творчество получило наименование «прозы лейтенантов».. Излюбленный жанр этих писателей - лирическая повесть, написанная от первого лица, пусть не всегда строго автобиографичная, но насквозь пропитанная авторскими переживаниями и воспоминаниями о фронтовой юности. В их книгах на смену общим планам, обобщённым картинам, панорамным рассуждениям, героической патетике пришёл новый опыт. Он заключался в том, что войну выиграли не только штабы и армии, в их собирательном значении, но и простой солдат в серой шинели, отец, брат, муж, сын. Эти произведения высветили крупные планы человека на войне, его душу, жившую болью по оставленным в тылу родным сердцам, его веру в себя и своих товарищей. Конечно, у каждого писателя была своя война, но обыденный фронтовой опыт почти не имел отличий. Они смогли донести его до читателя так, что артиллерийская канонада и автоматные очереди не заглушают стонов и шёпота, а в пороховом дыму и пыли от взорвавшихся снарядов и мин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость. И ещё одно общее есть у этих писателей - это «память сердца», страстное желание поведать правду о той войне.

В иной художественной манере повествует о героических качествах народа Ю. Бондарев в романе «Горячий снег». Это произведение о беспредельных возможностях людей, для которых защита Родины, чувство долга являются органической потребностью. В романе рассказывается о том, как, несмотря на возрастающие трудности и напряжение, в людях усиливается воля к победе. И всякий раз кажется: вот уже предел человеческих возможностей. Но солдаты, офицеры, генералы, измотанные боями, бессонницей, постоянным нервным напряжением, находят силы снова вступать в поединок с танками, идти в атаку, спасать товарищей . (Серафимова В.Д. Русская литература второй половины двадцатого века. Учебный минимум для абитуриентов. - М.: Высшая школа, 2008. - с. 169..)

История создания романа «Горячий снег»

(Сообщение ученика)

Роман «Горячий снег» был написан Бондаревым в 1969 году. К этому времени писатель был уже признанным мастером отечественной прозы. К созданию этого произведения его подвигла солдатская память (далее написанное курсивом зачитать выразительно):

« Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…

Конечно, если бы я не принимал участия в сражении, которое 2-ая гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе ».

В романе рассказывается о грандиозной Сталинградской битве, битве, которая привела к коренному перелому в войне. Мысль о Сталинграде становится в романе центральной. Здесь повествуется о грандиозной битве наших войск с дивизиями Манштейна, пытающимися прорваться к окружённой группировке Паулюса. Но враг столкнулся с таким сопротивлением, которое превосходило всякие человеческие возможности. Даже сейчас с каким-то удивлённым уважением вспоминают о силе духа советских воинов те, кто в минувшей войне был на стороне гитлеровцев. И совсем не случайно уже престарелый отставной фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с писателем Ю.Бондаревым, узнав, что тот работает над книгой о Сталинградской битве.

Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве, о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне. Рассказывая о создании романа «Горячий снег», Ю.Бондарев так определил понятие героизма на войне:

« Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».

Обратимся к названию романа «Горячий снег»

В одном интервью Ю.Бондарев отметил, что название книги – труднейшее звено творческого поиска, ведь первое ощущение рождается в душе читателя от названия романа. Название романа – это краткое выражение его идеи. Заглавие «Горячий снег» символично, многозначно. Первоначально роман был назван «Дни милосердия».

Какие эпизоды помогают понять название романа?

Каков смысл названия «Горячий снег?

Дома вы должны были подобрать эпизоды, помогающие раскрыть идейный замысел писателя .

Делают сообщение подготовленные ученики.

Давайте еще раз вернемся к этим эпизодам:

1. путь дивизии к Сталинграду (главы 1 и 2);

(Сформированную армию Бессонова срочно перебрасывают под Сталинград. Эшелон мчался по полям, завьюженным белой мутью, « низкое, без лучей солнце грузным малиновым шаром висело над ними». За окном волны нескончаемых сугробов, утренний покой, тишина: «Заискрились под солнцем крыши деревеньки, зеркалами вспыхивали приваленные пышными сугробами низкие оконца» На эшелон пикировала тройка «мессершмиттов». Искрящийся снег, который ещё совсем недавно поражал своей чистотой, становится врагом: на белом безбрежном поле беззащитны солдаты в серых шинелях и полушубках ).

2. бой батарейцев (главы 13 – 18);

(Горящий снег подчеркивает масштабность и трагизм боя, который всего лишь эпизод великой битвы на Волге, беспредельность человеческих возможностей, когда решается участь Родины. Все было исковеркано, опалено, недвижно мертво. «… молниеносные секунды мгновенно стерли с земли всех, кто был здесь, людей его взвода, которых он по-человечески ещё не успел узнать… Снежная крупа намела белые островки, и «кузнецов поразился этой равнодушной отвратительной белизне снега».

3. смерть санинструктора Зои (глава 23);

(После гибели Зои Елагиной Кузнецов вместо радости человека, оставшегося в живых, испытывает неотступное чувство вины: шуршит снежная крупа, белеет запорошенный снегом бугорок с санитарной сумкой…Кузнецову казалось, что сейчас выйдет из сумрака Зоя, чернота её глаз блеснет из-за бахромы инея на ресницах, и она скажет шепотом: «Кузнечик, тебе и мне приснилось, что я погибла»… что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… Он плакал так одиноко, задушевно и отчаянно впервые в жизни, и, когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от слез». Снег становится горячим от глубины человеческого чувства .)

4 допрос немецкого майора Эриха Дица (глава 25).

(Майор Диц за полторы недели до Сталинградской битвы прибыл из Франции. Бескрайние русские просторы показались ему десятками Франций». Его пугали пустые зимние степи и беспредельные снега. «Франция – это солнце, юг, радость… - говорит майор Диц. – А в России горит снег»

Два лейтенанта (Анализ эпизода и кинофрагмента)

(Кузнецов – недавний выпускник военного училища. Он обладает человечностью, нравственной чистотой, пониманием ответственности за судьбы товарищей. Он не мыслит себя вне людей и над ними.)

Всем своим творчеством Ю. Бондарев утверждает мысль, что истинная героика обусловлена нравственным миром личности, её пониманием своего места в общенародной борьбе. И лишь тот способен подняться до героического поступка, подвига, кто живет единой жизнью с народом, всего себя отдавая общему делу, не заботясь о личном преуспевании. Именно таким человеком показан в романе лейтенант Кузнецов. Кузнецов постоянно находится в тесном общении с товарищами.

(Для Дроздовского главным в жизни было желание выделиться, подняться над другими. Отсюда внешний лоск, требование беспрекословного выполнения любого его приказания, высокомерие в общении с подчиненными. В Дроздовском многое идет от желания произвести впечатление. На самом деле он слаб, эгоистичен. Он лишь упивается своей властью над подчиненными, не чувствуя никакой ответственности перед ними. Такая власть неразумна и аморальна. В критических обстоятельствах он демонстрирует безволие истеричность, неумение воевать. Со своей женой, Зоей Елагиной, он обращается, как с рядовым подчиненным. Он боится открыть перед товарищами, что она его жена. После боя, после смерти Зои Дроздовский окончательно внутренне сломлен и вызывает к себе лишь презрение оставшихся в живых батарейцев.)

Дроздовский - одинок.

ВЫВОД. Один из важнейших конфликтов в романе - конфликт между Кузнецовым и Дроздовским. Этому конфликту отдано немало места, он обнажается очень резко и легко прослеживается от начала до конца. Поначалу напряженность, уходящая еще в предысторию романа; несогласуемость характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроз-довский, - все это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственную несовместимость их существований.

В финале пропасть эта обозначается еще резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из них сделает, это прежде всего глоток поминальный - в нем горечь и горе утрат. Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его, - он уцелевший, раненый командир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжкой вине Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка.

Два командира (анализ эпизода и просмотр кинофрагмента)

(Генерал Бессонов стал наибольшей удачей среди образов военачальников. Он строг с подчинёнными, сух в обращении с окружающими. Такое представление о нём подчёркивают уже первые портретные штрихи (стр. 170). Он знал, что в суровых испытаниях войны необходима жестокая требовательность к себе и другим. Но чем ближе мы знакомимся с генералом, тем всё более отчётливо начинаем обнаруживать в нём черты человека совестливого и глубокого. Внешне сухой, не склонный к откровенным излияниям, трудно сходящийся с людьми, он обладает талантом военного командира, организатора, пониманием солдатской души, а вместе с тем властностью, непреклонностью. Ему далеко не безразлична цена, какой будет достигнута победа (стр. 272). Бессонов не прощает слабостей, не приемлет жестокость. Глубина его духовного мира, его душевная щедрость раскрываются в переживаниях за судьбу без вести пропавшего сына, в горестных раздумьях о погибшем Веснине

(Веснин – человек скорее штатский. Он словно бы смягчает суровость Бессонова, становится мостиком между ним и генеральским окружением. У Веснина, как и у Бессонова, «подпорчена» биография: родной брат первой жены в конце тридцатых был осуждён, о чём прекрасно помнит начальник контрразведки Осин. Только намечена в романе семейная драма Веснина: о причинах его развода с женой можно только догадываться. Кстати, в этом вообще особенность прозы Ю.Бондарева, часто лишь намечающего проблему, но не развивающего её, как, например, в случае с сыном Бессонова. Гибель Веснина в бою хотя и может считаться героической, однако отчасти сам Веснин, отказавшийся отступить, оказался виновен в трагическом исходе стычки с немцами.

ТЕМА ЛЮБВИ в романе. (Сообщение ученика и анализ кинофрагмента )

Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе - это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь.

Война, ее жестокость и кровь, ее сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, - именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в те короткие часы марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А вскоре - так мало времени проходит - Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слез лицо, «снег на рукаве ватника был горячим от его слез».

Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем боль и страдания многих. Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливого интереса до грубого отвержения. Но ее доброты, ее терпения и участливости достает на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу реальность женским началом, лаской и нежностью.

Горячий снег (стихотворение посвящено Юрию Бондареву) Просмотр последних кадров кинофильма Г.Егиазарова, где звучит песня на слова М.Львова «Горячий снег» или читает подготовленный ученик.

Клубились яростно метели

По Сталинградской по земле

Артиллерийские дуэли

Кипели бешено во мгле

Дымились потные шинели

И шли солдаты по земле.

Машинам жарко и пехоте

И наше сердце не в броне.

И падал в битве человек

В горячий снег, в кровавый снег.

Смертельной битвы этой ветер,

Как бы расплавленный металл

Сжигал и плавил все на свете,

Что даже снег горячим стал.


И за чертой – последней, страшной,

Бывало, танк и человек

Встречались в схватке рукопашной,

И превращался в пепел снег.

Хватал руками человек

Горячий снег, кровавый снег.

Опали белые метели

Цветами стали по весне.

Большие годы пролетели,

А ты все сердцем – на войне,

Где отпевали нас метели,

Где в землю лучшие легли.

…А дома – мамы поседели.

…У дома – вишни зацвели.

А у тебя в глазах навек –

Горячий снег, горячий снег…

1973 год

Минута молчания. Читается текст (подготовленный ученик)

Из сообщения Совинформбюро.

Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окруженного севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.

Дивизии вступали в Сталинград.

Глубоким снегом город был завален.

Пустыней веяло от каменных громад,

От пепелищ и каменных развалин.

Заря была похожа на стрелу –

Она пробила тучи над буграми.

Взметали взрывы щебень и золу,

И эхо отвечало им громами.

Вперед, гвардейцы!

Здравствуй, Сталинград!

(В Кондратенко « Утро ПОБЕДЫ»)

ИТОГ УРОКА

Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве, о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне. Ю.Бондарев так определил понятие героизма на войне:

«Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».

В «Горячем снеге» нет таких сцен, в которых бы впрямую говорилось о любви к Родине, нет и подобных рассуждений. Любовь и ненависть герои выражают своими подвигами, поступками, смелостью, поразительной решительностью. Они делают то, чего даже не ожидали от самих себя. Вот это, наверное, и есть настоящая любовь, а слова мало что значат. Война, описанная Бондаревым, приобретает всенародный характер. Она не щадит ни кого: ни женщин, ни детей, поэтому и на защиту вышли все. Писатели помогают нам увидеть, как совершается великое, состоящее из малого. Подчеркивают важность происходившего

Пройдут годы, и мир станет другим. Изменятся интересы, пристрастия, идеалы людей. И тогда произведения Ю. В.Бондарева будут опять прочитываться по-новому. Истинная литература не стареет .

Дополнение к уроку.

СРАВНИТЕ роман Ю.В.Бондарева и фильм Г.Егиазарова «Горячий снег»

Как в фильме передан тект романа: сюжет, композиция, изображение событий, героев?

Совпадает ли ваше представление о Кузнецове и Дроздовском с игрой Б.Токарева и Н.Еременко?

Чем интересен Г.Жженов в роли Бессонова?

Что больше взволновало – книга или фильм?

Напишите мини-сочинение «Мои впечатления о фильме и книге.»

(Было предложено посмотреть фильм «Горячий снег» полностью 6.12 на 5 канале)

Сочинение «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» (предложить по желанию)

Список использованной литературы

1. Бондарев Ю. Горячий снег. - М.: «Военное издательство», 1984 год.

2. Быков В.В., Воробьев К.Д., Некрасов В.П. Великая Отечественная война в русской литературе. - М.: АСТ, Астрель, 2005.

3. Бузник В.В. О ранней прозе Юрия Бондарева, «Литература в школе», №3, 1995 год Великая Отечественная война в русской литературе. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2009.

4. Венок славы. Т. 4. Сталинградская битва, М. «Современник», 1987 год.

5. Кузьмичев И. «Боль памяти. Великая Отечественная война в советской литературе», горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1985 год

6. Козлов И. Юрий Бондарев (Штрихи творческого портрета), журнал «Литература в школе» №4, 1976г стр. 7-18

7. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Выпуск 4. - М.: Художественная литература. Москва, 1985

8.. Серафимова В.Д. Русская литература второй половины двадцатого века. Учебный минимум для абитуриентов. - М.: Высшая школа, 2008.

9. Статья Пантелеевой Л.Т. «Произведения о Великой Отечественной войне на уроках внеклассного чтения», журнал «Литература в школе». Номер неизвестен.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...