Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Атомный ледокол "Ленин". Атомные ледоколы России. Советский Союз (атомный ледокол)

В Мурманской области подходит к концу восстановление атомного ледокола «Советский Союз». Судно должно вернуться в строй уже в этом году. Оно заменит ледокол «Россия», которому нужна перезагрузка топлива для реактора.

Атомоход унаследовал от имени не только мощь и работоспособность но и, как говорится, непростую судьбу. Больше всего работы у корабля было в 90-х, но потом несколько лет он, забытый и невостребованный, простоял у пирса в ожидании утилизации. Однако в 2013-м из эксплуатации был выведен ледокол «Россия». Восполнить этот пробел, было решено восстановлением «Советского Союза».


На первом этапе ресурс реакторной установки будет увеличен до 150 тысяч часов – это примерно 8-мь лет непрерывной работы. Основным местом работы ледокола будет Карское море и Обский бассейн. Там идет строительство крупнейшего проекта Ямал СПГ. Общие инвестиции в создание завода по сжижению газа и морского порта в Арктике оцениваются в один триллион рублей.

Атомоходы проекта «Арктика» удивительно надежны и универсальны. Советские инженеры даже предусматривали их использование в качестве военных кораблей. Мало кто знает, что здесь есть штатное место для установки артиллерийского орудия.

Продление ресурса работы атомоходов типа «Арктика» даст время судостроителям на создание ледоколов нового типа ЛК-60. Балтийский завод построит три новых корабля для «Атомфлота». Проект полностью отечественный: и заказчики, и строители просчитали - никакие возможные санкции процесс строительства не остановят и не затянут.

Севморпуть с каждым годом лишь увеличивает транзит. В минувшую навигацию объем перевезенных грузов составил почти 1,5 миллиона тонн прогнозы на будущее – 10-15 миллионов тонн ежегодно.

Давайте подробнее вспомним историю этого корабля …

Ледоќол «Сов́етский Со́юз » - российский атомный ледокол класса «Арктика», построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 31 октября 1986 года, введён в эксплуатацию в 1989 году. Входит в состав и используется Мурманским пароходством.

Ледокол спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль. Часть такого оборудования находится в законсервированном состоянии на борту, часть - на береговых складах. В частности, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.

В 1991, 1992, 1997 и 1998 годах «Советский Союз » служил для арктического туризма. Во время трансполярного круиза в период с 27 июля по 16 августа 1991 года с его борта было установлено на дрейфующий лед 5 автоматических метеорологических ледовых станций (№ 20,21,23,18,26), и один американский метеорологический буй № I.D.7058. Методы установки - переноска станций с борта ледокола на выбранную льдину или доставка станций к дрейфующей льдине вертолётом ледокола.

Во время трансполярного круиза в 1992 году под командованием капитана атомохода «Советский Союз» Горшковского А. Г. на стоянке в точке Северного Полюса 23 августа 1992 года на флагштоке судна были подняты Андреевский флаг и флаг города Санкт-Петербурга в честь русских мореплавателей и корабелов «Балтийского завода» города Санкт-Петербурга. Подъём флагов осуществил пассажирский помощник капитана Румянцев Н. Н.

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этоммощность установки достигала 50 мегаватт. Эксперимент прошёл успешно, но был признан нерентабельным.

В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике.

Срок службы ледокола установлен в 25 лет. В 2007-2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола «Советский Союз» оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна.

В настоящее время (2012 год) ледокол, стоящий у причала Росатомфлота уже пятый год планируется к восстановленнию, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

вот что писала газета «Арктическая звезда», август, 2008 г.:

Любой член экипажа атомных ледоколов, принимавший участие в рейсах на Северный полюс с иностранными туристами на борту, наверняка может вспомнить немало забавных и интересных историй об этих путешествиях.
Одну из них, детективную, я вам сейчас расскажу.

Летом 1992 года атомный ледокол Советский союз» открыл свой второй сезон работы в качестве круизного лайнера. Около сотни пассажиров из семи различных стран во все глаза рассматривали не только Арктику, но и ледокол с его экипажем, а мы, в свою очередь, с интересом поглядывали на туристов и обслуживающий персонал из числа иностранцев.
На Северный полюс отправилась, в основном, пожилая публика. Одному из дряхлых дедков стало плохо еще в Мурманске, да так, что пришлось везти в больницу, а оттуда домой. Был на борту и очень юный турист из США лет тринадцати отроду. Его с собой взяла бабушка, самая обыкновенная на вид, каких у нас тоже много. Только российские бабушки обычно возят внуков в деревню, а эта бабушка -на Северный полюс.
Парнишка ощущал себя настоящим покорителем суровой Арктики, жюльверновским капитаном Гаттерасом. Лишь одна деталь приносила ему огорчение. Путешествовать в одной каюте с бабушкой - это так не романтично. Что прикажете делать, если нет свободных кают? Члены экипажа тоже ведь жили в тесноте, не выше палубы бака, освободив штатные каюты иностранцам.
И вот решил юный герой вместе со своими вещами сбежать из-под бабушкиного крыла в шахматный салон и там продолжить путешествие. В шахматном салоне были диван, кресла, стол. Только двери, к сожалению, не было.
Потеряв любимого внука, бабушка забила тревогу. Пассажирский помощник легко нашел беглеца и убедил его возвратиться на положенное место.
Вечером того же дня меня вызвал капитан ледокола Анатолий Григорьевич Горшковский. Он выглядел чем-то обеспокоенным.
- Алексей Аркадьевич, - сказал капитан. - На судне случилась неприятность. У американского паренька пропала видеокамера. Он ее, оболтус, оставил без присмотра в шахматном салоне, а потом не нашел. Сами понимаете, брошена тень на наш экипаж. Вы спецсвязист, офицер запаса спецслужбы, вам и карты в руки. Я вас прошу отыскать пропажу и вернуть ее владельцу.
Любой моряк знает, что просьба капитана - это приказ, а не выполнить приказ капитана -это уже выговор. Изобразив на лице энтузиазм и поправив вечно спадавшие с носа очки, я бросился проводить расследование, решив начать с опроса возможных свидетелей. Таковых, к сожалению, не оказалось. Беседа с пострадавшим и осмотр шахматного салона к положительным результатам тоже не привели.
Честно говоря, моя специальность не предусматривает серьезные знания навыков оперативной работы, а чтением детективов я никогда не увлекался. Одни сутки рейса сменялись другими, но мое расследование топталось на месте. От добровольных помощников и советчиков пользы не было вообще.
Ледокол успешно достиг полюса. Накрапывал дождик, температура воздуха + 2 градуса по Цельсию. Началась обычная программа с установкой флагов, хороводом вокруг воображаемой земной оси, жареными сосисками и купанием в проруби.

Фото 5.

Впрочем, была в этот раз изюминка: «Советский Союз» привез и выгрузил на лед Северного полюса автомобиль «Москвич-2141». Хотите - верьте, а хотите - нет, таким необычным шагом руководство АЗЛК хотело продвинуть свою продукцию на Запад. Хотя это чудо российского автопрома наотрез оказалось заводиться, на импровизированном аукционе его продали за 12 тысяч долларов владельцу сети автозаправок из США, а позднее благополучно доставили счастливому покупателю на родину. Таким образом, был установлен исторический максимум цены за «Москвич-2141».
Увы, американский парнишка не смог запечатлеть на пленку такие яркие события в своей жизни. Глядя на него, я чувствовал себя виноватым. Ох, как не просто оказаться Холмсом, Пуаро и Анискиным в одном флаконе на бескрайних просторах Северного Ледовитого океана!
Праздник закончился, люди убрали за собой мусор и поднялись на борт, а ледокол отправился в обратный путь. После этого прошло чуть более суток, и капитан вызвал меня к себе. «Наверное, хочет услышать доклад о ходе расследования, -подумал я». Но Анатолий Григорьевич без расспросов сказал следующее:
- Сегодня около трех часов ночи вахтенный помощник увидел, как за борт кто-то выкинул пластиковый черный мешок с мусором. Вполне возможно, что обеспокоенный расследованием вор решил таким образом избавиться от видеокамеры.
- Очень может быть, - согласился я. - Конечно, на судне реально спрятать вещь так, что ее тяжело будет найти. Однако вынести украденное в Мурманске для вора окажется сложным делом. Мы ведь начеку.
- Так вот, я попрошу вас слетать на вертолете за этим самым мешком и проверить, есть в нем камера или нет. Да, заодно сфотографируйте ледокол с воздуха, хорошо?
Через полчаса со спасательным жилетом под мышкой и фотоаппаратом «Зенит-Е» на шее, я спешил на вертолетную площадку. Капитан разрешил взять с собой в полет гидролога Бориса Пащенко - настоящего аса ледовой разведки. Когда я запрыгнул в вертолет Ка-32, то обнаружил, что единственные свободные шлемофоны уже надел гидролог, присаживаясь на штатное место штурмана. Я плюхнулся на жесткую боковую скамейку и мы, не мешкая, сразу взлетели.
В отличие от старого доброго вертолета Ми-2, напевающего в полете пассажирам характерную свистящую песню, Ка-32 обрушил на мою бедную голову басовитый тракторный грохот. На вертолетах по служебным делам мне приходилось летать часто, но на короткие расстояния. В этот раз полет явно затягивался.
Командир с гидрологом внимательно осматривали лед, за их спинами о чем-то своем размышлял бортмеханик, изредка бросая взгляд на приборную доску. Мы с временно безработным штурманом сидели друг напротив друга на узких скамейках и скучали.

Фото 6.

Штурману со шлемофоном было хорошо, а я все ждал, когда мои уши привыкнут к грохоту работающих движков. Человек, ведь, такая тварь, что ко всему привыкает. Кабина у Ка-32 маленькая и неудобная, с подволока некрасиво свисает кожух редуктора, через боковые иллюминаторы видно мало чего.
Минут через сорок глазастый гидролог сумел обнаружить загадочный мешок. Я был готов к десантированию: снял громоздкую куртку и фотоаппарат, надев спасательный жилет прямо на свитер. Заботливый штурман дал мне в руки багор и открыл дверь. Вертолет завис над ледяным полем, едва касаясь его шасси. Полностью садиться на лед тяжелой машине было опасно.
Спрыгнув вниз, я начал осторожно подбираться к мешку, чернеющему у края большого разводья. Вертолет отлетел в сторону, чтобы не создавать мне винтами рукотворную пургу. Ноги проваливались в снег почти до колен, дорогу впереди себя я прощупывал багром, дабы не угодить в скрытую трещину. Осторожно дотянувшись до мешка, я схватил его мертвой хваткой и по своим следам стал быстро уходить от неприятного разводья.
Вертолет снова пошел на снижение. Захотелось мне сдуру в этот момент на него посмотреть, задрав вверх голову. И что вы думаете, ураган от мощных винтов хулигански смахнул с лица мои очки прямо в снег! Определенно, из очкариков десантники получаются никудышные.
Из открытой двери вертолета меня торопили штурман с бортмехаником, а я на четвереньках искал свои очки. Каким-то чудом окуляры все-таки нашлись.
- С возвращением, «Дед Мороз»! - со смехом похлопал мое плечо штурман уже в кабине вертолета. Дед Мороз - это из-за моего огромного пластикового мешка и снега, которым щедро осыпали меня с ног до головы вертолетные винты.
Ка-32 взял курс прямиком на «Советский Союз». По пути мы снизились над одной из цепочек торосов и зависли, вглядываясь вниз: сначала гидрологу, а потом и всем остальным, причудливо торчащие льдины-ропаки показались очень похожими на неизвестный разбившийся самолет. А вдруг мы наконец-то обнаружили пропавший Н-209 Сигизмунда Леваневского? Увы, это оказалось игрой природы и ничем более.
Действительно, человек привыкает ко всему. Во время полета обратно я задремал, перестав обращать внимание на оглушающий грохот. Потом чувствую, меня трясет штурман. Открываю глаза и вижу: он меня толкает к открытой двери, а вертолет еще летит. Ничего со сна не понимаю. Может, штурман сошел с ума?

Ты ведь хотел «Союз» с воздуха фотографировать, давай, двигайся ближе к двери, я тебя подстрахую! - крикнул он, опоясывая меня специальным ремнем.
Если честно, то я совсем забыл про фотоаппарат. Удалось сделать несколько прекрасных снимков, как мне тогда казалось. Сверкая красной надстройкой, красавец атомный ледокол как раз находился под вертолетом.
После посадки меня ждало глубокое разочарование. Во-первых, в доставленном мешке оказались одни пищевые отходы и пластиковая посуда. Во-вторых, ни одна из фотографий ледокола не получилась. Виной тому послужила некачественная пленка «Свема», которую я купил с рук перед отходом в рейс. Времена-то были всеобщего дефицита, 1992 год, между прочим.
И все-таки, у данной детективной истории оказался благополучный финал.
Честь нашего экипажа оказалась не запятнанной. Видеокамера «всплыла» у одного из членов иностранного обслуживающего персонала, буквально через пару дней, после возвращения в Мурманск. Находку сразу отправили счастливому владельцу.
Вспоминая описанные выше события более чем пятнадцатилетней давности, я на всякий случай поучаю молодых моряков: «Российские ледокольщики никогда не оставляют в Арктике мусора. Когда один ротозей однажды уронил-таки мешок с отходами за борт, нам пришлось слетать на вертолете обратно и все за ним убрать».

Алексей СУСЛИКОВ.
Инженер спецсвязи.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

«Советский Союз»

Ледокол «Советский союз» (справа).

Флаг
Класс и тип судна атомный ледокол
Порт приписки Мурманск
Организация Российская Федерация
Оператор ФГУП «Атомфлот » госкорпорации «Росатом »
Изготовитель ОАО «Балтийский завод»
Спущен на воду 1986 год
Введён в эксплуатацию 1989 год
Выведен из состава флота 2010 год
Статус В отстое
Основные характеристики
Водоизмещение 22920 тонн
Длина 150 м
Ширина 30 м
Высота 17,2 м (высота борта)
Осадка 10-11 м
Двигатели ГЭУ
Мощность 75 тыс. л. с.
Движитель 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
Скорость хода макс. 20,8 узлов на воде
Автономность плавания 7 месяцев
Экипаж 100 человек

Ледоќол «Сов́етский Со́юз » - российский атомный ледокол класса «Арктика» , построенный на Балтийском заводе в Ленинграде . Спущен на воду 31 октября 1986 года, введён в эксплуатацию в 1989 году. Входит в состав и используется Мурманским пароходством .

Ледокол спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль . Часть такого оборудования находится в законсервированном состоянии на борту, часть - на береговых складах . В частности, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.

В 1991, 1992, 1997 и 1998 годах «Советский Союз» служил для арктического туризма. Во время трансполярного круиза в период с 27 июля по 16 августа 1991 года с его борта было установлено на дрейфующий лед 5 автоматических метеорологических ледовых станций (№ 20, 21, 23, 18, 26) и один американский метеорологический буй № I.D.7058. Методы установки - переноска станций с борта ледокола на выбранную льдину или доставка станций к дрейфующей льдине вертолётом ледокола.

Во время трансполярного круиза в 1992 году под командованием капитана атомохода «Советский Союз» А. Г. Горшковского на стоянке в точке Северного Полюса 23 августа 1992 года на флагштоке судна были подняты Андреевский флаг и флаг города Санкт-Петербурга в честь русских мореплавателей и корабелов «Балтийского завода» города Санкт-Петербурга. Подъём флагов осуществил пассажирский помощник капитана Н. Н. Румянцев

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт . Эксперимент прошёл успешно, но был признан нерентабельным.

В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике .

Срок службы ледокола установлен в 25 лет. В 2007-2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола «Советский Союз» оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна .

В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ. Как заявил в августе 2014 года генеральный директор Росатомфлота Вячеслав Рукша, «мы продлеваем срок службы ледокола „Советский Союз“, восстановим его к 2017 году».

Основные технические характеристики

  • Наибольшая длина 147,9 м.
  • Наибольшая ширина 29,9 м.
  • Высота борта 17,2 м.
  • Водоизмещение 21 120 тонн.
  • Тип главной установки : атомная турбоэлектрическая, два реактора мощностью до 55 мегаватт .
  • Максимальная скорость хода на чистой воде 20,8 узлов .

Ссылки

  • . Рыбные Ресурсы (01.11.2006). Проверено 10 июля 2010. .
  • . Полярная Почта Сегодня. Проверено 10 июля 2010. .
  • Хребет Альфа. (27 июля 2007). Проверено 10 июля 2010. .
  • Владимир БЛИНОВ. . Мурманский вестник (23.08.2008). Проверено 10 июля 2010. .

Примечания

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.

Россия — это страна, имеющая огромные территории в Арктике. Однако их освоение невозможно без мощного флота, позволяющего обеспечить судоходство в экстремальных условиях. Для этих целей еще во времена существования Российской империи было построено несколько ледоколов. С развитием технологий их оснащали все более современными двигателями. Наконец, в 1959 году был построен атомный ледокол "Ленин". На момент своего создания он являлся единственным в мире гражданским судном с ядерным реактором, которое к тому же могло находиться в плавании без дозаправки в течение 12 месяцев. Его появление на просторах Арктики позволило значительно увеличить длительность навигации по

Предыстория

Первый в мире ледокол был построен в 1837 году в американском городе Филадельфия и предназначался для уничтожения ледового покрова в местной гавани. Спустя 27 лет в Российской империи был создан корабль “Пайлот”, который также использовался для проведения судов через льды в условиях портовой акватории. Местом его эксплуатации стала Санкт-Петербургская морская гавань. Несколько позже, в 1896 году, в Англии создали первый речной ледокол. Он был заказан Рязано-Уральской железнодорожной компанией и использовался на Саратовской переправе. Примерно в это же время возникла необходимость в осуществлении перевозки грузов в труднодоступные районы русского севера, поэтому в конце 19-го века на верфи Armstrong Whitworth было построено первое в мире судно для эксплуатации в условиях Арктики, получившее название “Ермак”. Оно было приобретено нашей страной и находилось в составе балтийского флота вплоть до 1964 года. Еще один известный корабль — ледокол “Красин” (до 1927 года носил имя “Святогор”) принял участие в Северных конвоях во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в период с 1921 по 1941 год Балтийский завод построил еще восемь судов, предназначенных для эксплуатации в Арктике.

Первый атомный ледокол: характеристики и описание

Атомоход "Ленин", который был отправлен на заслуженный отдых в 1985 году, сегодня превращен в музей. Его длина равна 134 м, ширина — 27,6 м, а высота — 16,1 м при водоизмещении 16 тысяч тонн. На судне были установлены два ядерных реактора и четыре турбины общей мощностью 32,4 МВт, благодаря чему оно было способно передвигаться со скоростью 18 узлов. Кроме того, первый атомный ледокол был оснащен двумя автономными электростанциями. Также на его борту были созданы все условия для комфортного проживания экипажа во время многомесячных арктических экспедиций.

Кто создавал первый атомный ледокол СССР

Работа над гражданским судном, оснащенным ядерным двигателем, была признана особо ответственным делом. Ведь Советский Союз, кроме всего прочего, остро нуждался в еще одном примере, подтверждающем утверждение о том, что "социалистический атом" является мирным и созидающим. В то же время ни у кого не вызывало сомнение, что будущий главный конструктор атомного ледокола должен иметь большой опыт в строительстве судов, способных работать в условиях Арктики. С учетом этих обстоятельств было решено назначить на этот ответственный пост В. И. Неганова. Этот известный конструктор еще до войны получил Сталинскую премию за проектирование первого советского арктического линейного ледокола. В 1954 году он был назначен на пост главного конструктора атомохода "Ленин" и приступил к работе вместе с И. И. Африкантовым, которому было поручено заняться созданием атомного двигателя для этого судна. Надо сказать, что оба ученых-конструктора блестяще справились с поставленными перед ними задачами, за что им были присвоены звания Героев Социалистического Труда.

Решение о начале работ по созданию первого советского атомохода для работы в условиях Арктики было принято Советом Министров СССР в ноябре 1953 года. Ввиду неординарности поставленных задач было решено построить макет машинного отделения будущего корабля в настоящую величину, чтобы на нем отрабатывать компоновочные решения конструкторов. Таким образом, исключалась необходимость каких-либо переделок или недочетов во время строительных работ непосредственно на судне. Кроме того, перед конструкторами, проектировавшими первый советский атомный ледокол, была поставлена задача исключить какую-либо возможность повреждения корпуса корабля льдами, поэтому в знаменитом институте "Прометей" была создана специальная сверхпрочная сталь.

История строительства ледокола "Ленин"

Непосредственно к работам над созданием корабля приступили в 1956 году на Ленинградском судостроительном заводе им. Андре Марти (в 1957-м он был переименован в Адмиралтейский завод). В то же время некоторые его важные системы и детали были сконструированы и собраны на других предприятиях. Так, турбины были произведены Кировским заводом, гребные электродвигатели — ленинградским заводом “Электросила”, а главные турбогенераторы стали результатом труда работников Харьковского электромеханического завода. Хотя спуск судна на воду состоялся уже в начале зимы 1957 года, ядерную установку смонтировали только в 1959-м, после чего атомный ледокол "Ленин" был отправлен на прохождение ходовых испытаний.

Так как судно было на тот момент уникальным, оно являлось предметом гордости страны. Поэтому во время строительства и последующего тестирования его неоднократно показывали высоким зарубежным гостям, таким как члены правительства КНР, а также политикам, занимавшим на тот момент посты премьер-министра Великобритании и вице-президента США.

История эксплуатации

Во время дебютной навигации первый советский атомный ледокол превосходно зарекомендовал себя, показав прекрасную работоспособность, а главное, наличие такого судна в составе советского флота позволило продлить срок навигации на несколько недель.

Спустя семь лет после начала эксплуатации было решено заменить устаревшую трехреакторную атомную установку на двухреакторную. После модернизации судно вновь вернулось к работе, и летом 1971 года именно этот атомоход стал первым надводным судном, которое смогло пройти мимо Северной Земли со стороны полюса. Кстати, трофеем этой экспедиции стал белый медвежонок, подаренный командой Ленинградскому зоопарку.

Как уже было сказано, в 1989 году эксплуатация “Ленина” была завершена. Однако первенцу советского атомного ледокольного флота не грозило забвение. Дело в том, что его поставили на вечную стоянку в Мурманске, организовав на борту музей, где можно увидеть интересные экспонаты, рассказывающие о создании атомного ледокольного флота СССР.

Аварии на "Ленине"

В течение 32 лет, пока первый атомный ледокол СССР находился в строю, на нем произошли две аварии. Первая из них случилась в 1965 году. В ее результате оказалась частично повреждена активная зона реактора. Чтобы устранить последствия аварии, часть топлива была помещена на плавтехбазу, а оставшуюся часть выгрузили и поместили в контейнер.

Что касается второго случая, то в 1967 году техническим персоналом судна была зафиксирована течь в трубопроводе третьего контура реактора. В результате пришлось заменить весь атомный отсек ледокола, а поврежденное оборудование отбуксировали и затопили в заливе Цивольки.

"Арктика"

Со временем для освоения просторов Арктики единственного атомного ледокола стало мало. Поэтому в 1971 году было начато строительство второго подобного судна. Им была "Арктика" — атомный ледокол, который после смерти Леонида Брежнева стал носить его имя. Однако в годы Перестройки судну вновь было возвращено первое название, и оно прослужило под ним вплоть до 2008 года.

"Арктика" — атомный ледокол, который стал первым надводным судном, сумевшим достичь Северного полюса. Кроме того, в его проект изначально была заложена возможность быстрой конвертации корабля в боевой крейсер вспомогательного назначения, способный действовать в полярных условиях. Это стало возможно во многом благодаря тому, что конструктор атомного ледокола “Арктика” вместе с командой инженеров, работавших над этим проектом, обеспечили кораблю повышенную мощность, позволяющую ему преодолевать льды толщиной до 2,5 м. Что касается габаритов судна, то они составляют в длину 147,9 м и в ширину 29,9 м при водоизмещении в 23 460 тонн. При этом в то время, когда судно находилось в эксплуатации, наибольшая длительность его автономных плаваний составила 7,5 мес.

Ледоколы класса “Арктика”

В период между 1977 и 2007 годами на Ленинградском (позже Санкт-Петербургском) Балтийском заводе были построены еще пять атомоходов. Все эти суда были спроектированы по типу “Арктики”, и на сегодняшний день два из них — “Ямал” и “50 лет Победы” продолжают прокладывать путь другим кораблям в бескрайних льдах у Северного полюса Земли. Кстати, атомоход под названием "50 лет Победы" был спущен на воду в 2007 году и является последним из произведенных в России и крупнейшим из ныне существующих ледоколов в мире. Что касается трех остальных судов, то на одном из них - “Советском Союзе” - на данный момент ведутся восстановительные работы. Вернуть в строй его планируют в 2017 году. Таким образом, “Арктика" — атомный ледокол, создание которого ознаменовало начало целой эпохи в Более того, использованные при его проектировании конструкторские решения актуальны и сегодня, спустя 43 года после его создания.

Ледоколы класса “Таймыр”

Кроме атомоходов для Советскому Союзу, а затем и России были нужны судна с меньшей осадкой, которые были предназначены для проводки кораблей в устья сибирских рек. Атомные ледоколы СССР (впоследствии России) данного типа - “Таймыр” и “Вайгач” - были построены на одной из судоверфей в Хельсинки (Финляндия). Однако большая часть размещенного на них оборудования, включая силовые установки, отечественного производства. Так как эти атомоходы предназначались для эксплуатации преимущественно на реках, их осадка составляет 8,1 м при водоизмещении 20 791 тонна. На данный момент атомные ледоколы России “Таймыр” и “Вайгач” продолжают работать на Однако вскоре им понадобится смена.

Ледоколы типа ЛК-60 Я

Суда мощностью 60 МВт, оснащенные ядерной силовой установкой, стали разрабатываться в нашей стране с начала 2000-х годов с учетом результатов, полученных при эксплуатации кораблей типа “Таймыр” и “Арктика”. Конструкторы предусмотрели возможность изменять осадку новых судов, что позволит им эффективно работать как на мелководье, так и в глубокой воде. Кроме того, новые ледоколы способны передвигаться даже во льдах толщиной от 2,6 до 2,9 м. Всего запланировано построить три таких судна. В 2012 году на Балтийском заводе состоялась закладка первого атомохода этой серии, который запланировано запустить в эксплуатацию в 2018 году.

Новый проектируемый класс сверхсовременных российских ледоколов

Как известно, освоение Арктики внесено в число приоритетных задач, стоящих перед нашей страной. Поэтому на данный момент ведется разработка для создания новых ледоколов класса ЛК-110Я. Предполагается, что эти сверхмощные суда будут получать всю энергию от атомной паропроизводящей установки мощностью 110 МВт. При этом двигателем судна будут служить три четырехлопастных имеющих фиксированный шаг. Главным преимуществом, которым будут обладать новые атомные ледоколы России, должна стать их повышенная ледопроходимость, которая предположительно составит не менее 3,5 м, тогда как у судов, эксплуатируемых сегодня, данный показатель составляет не более 2,9 м. Таким образом, конструкторы обещают обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике по Северному морскому пути.

Как обстоит дело с атомными ледоколами в мире

Как известно, Арктика поделена на пять секторов, принадлежащих Росси, США, Норвегии, Канаде и Дании. Эти же страны, а также Финляндия и Швеция, имеют самые крупные ледокольные флотилии. И это не удивительно, так как без таких кораблей невозможно осуществлять хозяйственные и исследовательские задачи среди полярных льдов, даже несмотря на последствия глобального потепления, которые с каждым годом становятся все более ощутимыми. В то же время все существующие на данный момент атомные ледоколы мира принадлежат нашей стране, и она является одним из лидеров в деле освоения просторов Арктики.

В этой сфере у СССР не было конкурентов, так как во льдах у Союза было полнейшее господство. Мы кололи замёрзший лёд мощнейшими атомными ледоколами, которые были только у нас. 22 октября 1977 года в своё первое плавание отправился ледокол «Сибирь». Сегодня мы хотим показать вам 7 атомных ледоколов СССР!



1. «СИБИРЬ»
Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.

В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.


2. «ЛЕНИН»
Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.

На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.


3. «АРКТИКА»
Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.

«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.


4. «РОССИЯ»
Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году, стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».

Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.


5. «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»
Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.


6. «ЯМАЛ»
Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. «Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.

Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.


7. «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ»
Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.

В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.

Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...