Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Фреска сотворение. Картина «Сотворение Адама. «Жить - значит творить»

Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Джорджо Вазари описывал Адама как фигуру, «чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного».

Прекрасно сложенный Адам ещё остаётся неподвижным, лишённым жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественная фигура Бога-Отца. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в своё создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем Адама. Именно «почти». Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение. Возникающий при этом зрительный эффект можно сравнить с электрическим разрядом. Нам кажется, что божественная энергия вот-вот «пробьёт» сквозь воздух, наполнив собой тело первого человека.

«Сотворение Адама» представляет собой часть росписи свода Сикстинской капеллы. Вся работа (при минимальном участии помощников) продлилась немногим более двух лет, уместившись в промежутке между 1508 и 1512 годами.

Когда Микеланджело получил от папы Юлия II заказ на фреску для Сикстинской капеллы, её свод своим оформлением ничем не отличался от сводов большинства тогдашних церквей. Он был просто усыпан блестящими крапинками звёзд на синем фоне. Юлий II предлагал написать между арками фигуры двенадцати апостолов, а сам потолок покрыть «подходящим орнаментом». Но Микеланджело поступил по-своему.

Искусство росписи потолков известно с древних времен, но постепенно оно оказалось забыто. Интерес к нему возродился только в конце XV века. Первую такую роспись создал в Мантуе Андреа Мантенья, как бы разомкнув внутреннее пространство помещения. Для этого он использовал перспективу «sotto in su» (смотреть снизу вверх), при которой все фигуры парят в пространстве над зрителем.

Сикстинская капелла расписана способом «буон фреско». Последовательность действий тут такова - на поверхность вначале переносится рисунок, а в дальнейшем он покрывается краской, нанесённой непосредственно по влажной штукатурке. Прежде чем наносить краску, к влажной штукатурке прикладывали картоны (полноразмерные рисунки), переводя таким образом изображение на рабочую поверхность. Картон либо прокаливали по контурам рисунка, чтобы затем соединить полученные точки темным мелом, либо обводили контуры рисунка стило.

Границы участков

При создании огромной фрески каждый день добавлялся новый участок свежей штукатурки, на которой нужно было писать «по влажному». Так появлялись тонкие, чуть заметные границы, отделявшие участки нанесённой в разное время штукатурки (таких участков в «Сотворении Адама» - шестнадцать). Подобная граница, в частности, идёт вдоль контура шеи Адама.

Динамика

Рука ещё не пробудившегося к жизни Адама безвольно опущена, и к ней приближается перст Творца. Если бы пальцы уже соприкоснулись, картина оказалась бы статичной и утратившей внутреннее (драматургическое) напряжение.

Бог-Творец

Бог-Творец написан в профиль, с развевающимися седыми волосами и бородой. Обращённый вперед взгляд Творца как бы усилен множественным эхом, которое создают ангельские взгляды, направленные в ту же сторону. Рука Бога изображена обнажённой - так Бог-Творец предстал в европейской живописи впервые. Подобная трактовка мотивируется библейским: «Кому открыта рука Господа?» Сами эти слова относятся к Христу, предтечей которого был не познавший грех Адам.

Восстановленный цвет

Тело Адама, обратившего свой взор к Творцу, безупречно. Физическая красота тут является знаком духовного совершенства первого человека, созданного по образу и подобию Божьему и ещё не познавшего греха. Образ такого Адама отчётливо перекликается с образом Христа.

Сотворение Адама - Микеланджело Буонарроти. 1511. Фреска. 280х570



Величайшее чудо предстает перед зрителем во всем своем великолепии. Тайна, которая не перестанет волновать воображение человека, трактуется великим мастером очень логично и стройно.

Летит в нескончаемом пространстве Создатель в окружении ангелов-помощников. Последнее великое Дело осталось для завершения Творения мира - создание человека, единственного из живых существ сходное по образу и внутреннему наполнению с самим Создателем.

Точен и уверен жест Бога-Отца. Божественная энергия уже начала наполнять тело идеально сложенного Адама, первого из людей.

С восторгом и благоговением наблюдают ангелы за Великим таинством сотворения. Среди помощников Божьих немало таких, кто полон страха и недоумения. Каким будет это новое, невиданное ранее существо? Что принесет оно в этот только что созданный мир? Оправдает ли Великое доверие Божие?

Фигура Адама заслуживает отдельного внимания. Автор создает этот образ с любовью и особой тщательностью. Перед зрителем самый первый человек на Земле, а потому он идеален. В нем не найти ни одного изъяна. Словно пробудившись от долгого сна, не понимая до конца смысла всего происходящего, Адам наполняется энергией жизни, внимательно глядя в глаза Создателя мира.

Интересно, что мастер создает и образ Евы, еще несотворенной, но существующей в Великом плане. Ее образ зритель видит среди ангелов, под левой рукой Господа. С нескрываемым интересом, даже любопытством наблюдает первая женщина за Божественным актом творения.

Несмотря на то, что образ Бога Отца создан величественным и его могущество никак не подвергается сомнению, у зрителя рождается крамольная идея, что человек и Бог в этой работе выступают скорее равноправными партнерами, что несомненное новшество в искусстве Возрождения.

Автор избегает насыщенных и спектрально чистых цветов. Колорит фрески мягок, приглушен. Единственное, что придает композиции энергию - плащ Бога-Отца, окрашенный в пурпурно-красный цвет, символ всеобъемлющей власти над миром.

Светлый фон призван выделить фигуры главных действующих лиц. Он приковывает взгляд зрителя к самому факту Создания. Заставляет его проникнуться осознанием Величия Божия, Его безграничной Волей и силой Его Творения.

Работа на сегодняшний день одна из самых узнаваемых в мировой живописи.

Сам факт передачи Божественной энергии сделал эту работу необыкновенно популярной среди современных художников и мастеров компьютерного дизайна. Известная фирма долгое время использовала компьютерное графическое изображение не соприкасающихся рук Отца и Адама в качестве рекламы. Сюжет используется не только в рекламе, но и в массовой культуре, благодаря универсальности идеи и узнаваемости этой части росписи плафона Сикстинской капеллы.

Самым известным фрагментом росписи потолка Сикстинской капеллы является Сотворение Адама, картина фреска, написанная Микеланджело Буонарроти.

Наибольший акцент сосредоточен на фигурах Бога и Адама. Бог показан, как бы, в плывущей в тумане форме, составленной из драпировок и других фигур. Форма держится на ангелах, которые летят без крыльев. Их движение видно по драпировке, которая развевается под ними. Бог изображается как пожилой, но мускулистый, человек с седыми волосами и длинной бородой, которая тоже подчеркивает движение вперед. Такое изображение очень отличается от имперских образов Бога, которые создавались на Западе, начиная со времен поздней античности. Вместо королевских одежд всемогущего правителя, он одет в легкую тунику, которая оставляет большую часть его рук и ног открытой. Можно сказать, что это намного более близкий обычному человеку портрет Бога, потому что он не показан неприкосновенной персоной далекой от простых людей.

В отличие от активной фигуры Бога, Адам изображен почти бездействующим. Он вяло отвечает на неизбежное прикосновение Бога. Прикосновение, которое не только даст Адаму жизненную силу, но и даст жизнь всему человечеству. Тело Адама образует вогнутую форму, которая, кажется, отражает форму Божьего тела, находящегося, наоборот, в выпуклой позе. Возможно, это соответствие форм подчеркивает идею, что человек, подобен Богу и был создан по образу и подобию Божию.


Многие задаются вопросом - кто изображен на картине справа от Бога? Женская фигура, являющаяся, предположительно, важной, учитывая ее привилегированное расположение - под рукой Бога. Традиционная мысль, что это Ева, будущая жена Адама, которая ждет в стороне, пока она не будет создана из его ребра. Позже, появилась еще одна теория, что это на самом деле Дева Мария занимает это почетное место. Рядом с ней ребенок, возможно младенец Христос. Эта точка зрения поддерживается размещением Божьих пальцев на ребенке. Такое движение пальцев священник использовал бы, чтобы поднять Евхаристию во время мессы. Поскольку католическое богословие считает, что Евхаристия есть Тело Христово, это богословское понимание может быть воплощено на этой картине. Если эта последняя интерпретация верна, то Сотворение Адама связано также с будущим пришествием Христа, который приходит чтобы примирить человека с Богом после совершения Адамом греха.

В целом, картина показывает несколько характерных признаков стиля живописи Микеланджело: великолепная передача положения и движения тел, использование мускулистых полу-повернутых фигур, которые часто встречаются в скульптуре. Важно помнить, что Микеланджело был еще и хорошим скульптором.

Сотворение Адама является одной из самых больших жемчужин Западного искусства, хотя он и остальная часть потолка Сикстинской капеллы страдали от последствий многовекового дыма, что вызвало значительное потемнение потолка. Чистка потолка была начата только в 1977 году. Результат после ее окончания в 1989 был удивительным. Все, что казалось темным и однообразным, стало ярким, приобрело былую живость. Разница внешнего вида фресок до, и после чистки, была настолько велика, что некоторые, поначалу, отказывались верить, что это все те же, неотреставрированные работы Микеланджело. Сегодня у нас есть прекрасная возможность полюбоваться красочностью палитры Микеланджело и поразмышлять о событиях, которые он красиво нарисовал на потолке Сикстинской капеллы.



Картина фреска размером 570 см. х 280 см. написанная примерно в 1511 году, в Италии, в Ватикане.


Руки (фрагмент).

«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) – четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.


«ЖИТЬ – ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ»
Марина Хайкина, искусствовед: «Микеланджело написал Бога в античном духе: он реален в своем телесном и божественном воплощении. Облаченный в простую розовую тунику, Бог проносится над сотворенным миром в окружении ангелов без крыльев. Женская фигура справа от него – Ева, она еще ждет часа своего создания, но уже задумана Богом. Во время полета Бог поворачивается, устремляется навстречу Адаму и протягивает к нему руку. Это движение к своему творению воплощает энергию жизни, которую Создатель намерен передать человеку. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, созданного по его образу и подобию. Но в то же время поза Адама повторяет и очертания скалы: он пока лишь часть пейзажа вокруг. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу.
Руки почти встречаются. Микеланджело помещает этот жест в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека. Выбирая из истории сотворения человека именно это мгновение – рождение души, Микеланджело приравнивает его к творческому озарению. По его мнению, способность творить и создавать – это наиболее ценный дар из тех, что даны человеку свыше. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи; но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Впоследствии этот жест повторят многие другие художники – соглашаясь или споря с верой Микеланджело в человека и в силу творчества».

«МЫ РОЖДАЕМСЯ В МОМЕНТ РАССТАВАНИЯ»
, психоаналитик:
«Первое, что я здесь чувствую, – момент уникальной встречи, который полон энергии и силы. Бог несется навстречу Адаму, чтобы вдохнуть в него жизнь. Сейчас их пальцы сомкнутся – и вялое тело родится, обретет силу, жизнь, а в глазах Адама зажжется огонь. Но в то же время у меня есть едва уловимое ощущение, что Бог со свитой движется в другую сторону, улетает от Адама. На это указывают фигуры женщины и младенца, они как будто отталкиваются от него, и задают тем самым обратное движение. Почему?
Я предполагаю, что бессознательно Микеланджело рисовал здесь не встречу, а следующий за ней момент расставания. Бог олицетворяет собой и отцовское, и материнское начала одновременно, их союз и приводит к рождению ребенка – младенца Адама. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Протянутые навстречу друг другу руки Адама и Бога подобны пуповине, которая мгновение назад была разорвана, и вот этот момент отделения я и наблюдаю на картине. И в таком случае меланхолическая поза Адама передает не отсутствие жизни, а печаль расставания. Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я».
Пальцы Бога и Адама на картине подобны кисти художника, и мне это кажется очень важным. Микеланджело неосознанно проживает историю сепарации с двух сторон – и как Адам, и как Творец. Я вижу здесь не только печаль ребенка, которого оставил родитель, и печаль художника, вынужденного проститься со своим детищем, своей картиной. Но еще и решимость художника сделать этот шаг. Ведь только когда он найдет силы расстаться со своим творением, картина будет завершена и сможет жить собственной жизнью».

Микеланджело Буонарроти (1475–1564), итальянский скульптор, художник, архитектор, выдающийся мастер эпохи Возрождения. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фресками плафона Сикстинской капеллы, статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме. В искусстве Микеланджело с огромной силой воплотились как глубоко человечные идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

Известная фреска Микеланджело «Сотворение Адама»базируется на сюжете Библии. Работа создавалась по заказу Юлия II. Видеть картину можно на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Начальная концепция строения включала изображение 12 апостолов, но к завершению работы появилось свыше трёх сотен фигур: герои мифов, Ветхого Завета, книги Бытия. Такой получилось Сикстинская капелла. Центральная фреска величественного сооружения - Сотворение Адама.

Сюжетная линия

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» создана в 1511 году. Представлена история о наделении Богом жизнью первого мужчины - Адама. Жизненная искра передаётся от пальца Создателя к пальцу человека.

Описание картины Микеланджело «Сотворение Адама»

Работа расположена в прямоугольнике, размер -3х6 м. Мускулистая мужская фигура поражает красотой. Адам неспешно протягивает руку к Богу. Пожилой мужчина с бородой находится в окружении группы ангелов. Выглядит он апатичным, слабым, не может выпрямить руку полностью. Заряд жизни Создатель передаёт правой рукой. Пальцы двух мужчин находятся на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В истории искусств доселе неизвестно случая, когда Бог на картине представлен в горизонтальном положении. Образ Творца представлен величественным, но зрителям кажется, что обычный человек и высшее существо равны. Такой предстаёт работа зачастую перед посетителями.

Историки, искусствоведы по-своему трактуют Сотворение Адама – мозгони видят в выстроенных вокруг Бога фигурах. Есть мнение, что красная ткань вокруг Всевышнего - символ матки, зелёный шарф, находящийся внизу, означает пуповину. Смысл картины «Сотворение Адама» заключён в загадочной символике. Особый интерес мировых деятелей культуры вызывает присутствие дамы. Женщина по левую руку от Господа - ещё не появившаяся на свет Ева. Это тоже одно из мнений.


Контекст работы

Инициировал роспись Сикстинской капеллы Папа Юлий II. В здании должны были проходить мероприятия, обстановка предполагалась, соответствующая важности. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы. Другой ход событиям дал Браманте, конкурент Буонаротти. Он убедил Папу, что писать гробницу при жизни человека - худой знак, заказчик отказался от задумки. Браманте посоветовал Юлию сделать заказ Микеланджело на роспись потолка Сикстинской капеллы. Нужно было придать краски после реставрационного процесса. Мастер согласился.

Работать было сложно. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. Здесь потерял здоровье автор. «Сотворение Адама» так обошлось мастеру: артрит, сколиоз, ушная инфекция. Не обходилось без стрессовых ситуаций. Папа злоупотреблял доверием Буонаротти, несвоевременно оплачивал заказы, не всегда довольствовался полученным результатом, мастер был вынужден добавлять или переделывать, чтобы соответствовало запросам церкви. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ. Браманте никак не успокаивался: впускал в капеллу Рафаэля для изучения фресок, пока исполнитель не видел.

Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации - основа для утраты части работыМикеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Факт передачи энергии Бога простому человеку сделал картину популярной среди современных художников, компьютерных дизайнеров. Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Где находится «Сотворение Адама»в изображениях ещё? Сюжет заметен в массовой культуре. Идея передачи искры жизни от Творца к человеку уникальна и многогранна. Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений.

До недавнего времени Микеланджело считался не идеальным колористом, но работы по реставрации восстановили начальное цветовое решение фресок. Преобразилась Сикстинская Капелла — Сотворение Адамаи другие работы приобрели насыщенные тона. По технике живописи картина находится в одном ряду с шедевральными созданиями предшественников Буонаротти - Джотто и Мазаччо.

Категория

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...