Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Геральдика символы. Основные правила западно-европейской геральдики Символ образования в геральдике

Имеет глубокие исторические корни. Еще на заре зарождения человечества существовали наскальные рисунки-символы, когда художники максимально выразительно передавали сущность изображаемого объекта, используя минимум средств. Были и иероглифы, и фетиши, и тотемы, и пиктография...

В средние века в Европе появились гербы в классическом, традиционном понимании. Сначала это были личные знаки рыцарей, превратившиеся в наследственные, родовые. В дальнейшем гербы стали символами независимости (суверенитета) территорий, городов и даже целых государств. Главные элементы современных государственных гербов - щит, шлем, намет, мантия - как бы переносят нас в эпоху крестовых походов.

Описанием и толкованием гербов изначально занимались герольды, входившие в свиты крупных феодалов и нередко игравшие роль судей на рыцарских турнирах. Герольды выработали на практике особые правила составления рыцарских гербов, которые имели свои особенности в каждой стране, но в основном были общими для всех и строго соблюдались. В более близкое к нам время геральдика из прикладного знания дворянского общества стала превращаться во вспомогательную историческую дисциплину. Ее азбуку необходимо усвоить всем, кто хочет понимать почти забытый язык символов.


Основой большинства гербов служит щит. Щиты бывают разной формы и в зависимости от этого получили разные названия. Щит треугольной формы называют варяжским, овальной - итальянским, квадратной и слегка закругленной снизу - испанским. Наибольшее распространение в геральдике, в том числе российской, имел французский щит - четырехугольный, заостренный внизу. Сложной формой отличается немецкий щит, так называемый тарч. У реального тарча в выемку в правой части вставляли копье. Следует помнить, что при описании изображений на щите в геральдике принято называть правой частью то, что мы видим слева, и наоборот. Надо представить стоящего перед вами воина, который держит щит. Его правая рука будет приходиться против вашей левой, а левая - против правой.

В средневековье сложилась традиция описывать герб и его цветовую гамму, используя понятия «металлы», «финифти» и «меха».

Металлы - это золото и серебро, которые не случайно называют благородными. Только эти два металла используются в знаковой системе геральдики, хотя воинственные обладатели гербов ценили отнюдь не меньше прочную сталь меча и панциря. В реальной жизни, однако, далеко не каждый рыцарь имел возможность украшать свои доспехи драгоценными геральдическими знаками. Обычно их рисовали золотой или серебряной краской, а чаще более доступными - желтой и белой. С развитием геральдики таким цветом стали передавать благородные металлы. Графически же золото показывают точками, а серебро - просто чистым полем.

В силу различных причин в геральдике произошел строгий отбор цвета. После выделения в группу «металлов» желтого и белого цветов стали использовать при составлении гербов только пять красок, которые принято называть финифтями или эмалями. Вот эти пять «рыцарских» цветов: красный (червленый), голубой (лазоревый), зеленый, пурпурный и черный. Пурпур в гербах изображали лиловым и лилово-красным, темно-синим и другими оттенками синего. Расхождение связано с тем, что натуральную краску «пурпур» добывали из двух различных видов раковин в Средиземном море. Один давал темный, фиолетовый оттенок, другой - так называемый тирский пурпур - огненно-красный.

Финифти в геральдике изображают соответствующими красками, а графически обозначают: красный - вертикальными линиями, голубой - горизонтальными, зеленый - диагональными линиями справа, пурпурный - диагональными линиями слева, черный - пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями. Соблюдают тут и старинное правило: при составлении герба металл на металл и финифть на финифть не накладывать.

Цвету придавали конкретные символические значения, причем толкований было множество. Укажем наиболее общие из них, приведенные французским геральдистом XVII века П. Асельмом: «Золото означает христианские добродетели - веру, справедливость, милосердие и смирение - и мирские качества - могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро из добродетелей означает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств - благородство, откровенность, белизну. Красный цвет соответствует любви, мужеству, смелости и великодушию; черный - осторожности, мудрости и постоянству в испытаниях; синий - целомудрию, честности, верности и безупречности; зеленый - надежде, изобилию, свободе и радости. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство». Кроме того, цвет в гербах имеет и другие значения: красное поле - кровь, пролитую за церковь или государя, синее поле - небо, зеленое - луговую траву, черное - мрак, печаль.

Традиция обивать щиты мехом уходит в древность. Поэтому не случайно, что и в гербах можно встретить изображение меха. В геральдике используют меха горностаевый и беличий, конечно, в условном изображении. Горностаевый мех - белый с черными хвостиками. Беличий мех состоит из шкурок белых и голубо-серебристых, расположенных попеременно в виде условных фигур.

Чтобы разместить на щите несколько фигур, его условно делят на части. Рассечение - это деление по вертикали, пересечение - деление по горизонтали. Щит может быть скошен, то есть поделен по диагонали справа или слева. Встречается и сочетание таких делений. Если щит одновременно рассечен и пересечен, его называют четверочастным, состоящим из четырех частей. Возможно и сочетание диагональных делений.

На щитах гербов можно увидеть самые разнообразные изображения. На языке геральдики их принято называть фигурами. Различают прежде всего фигуры геральдические и негеральдические. Стоит запомнить, что геральдическими фигурами называются те части поверхности щита, которые выделяются при делениях и окраске. Все геральдические фигуры делятся на первостепенные, кресты или второстепенные.

Первостепенными геральдическими фигурами называют наиболее часто встречающиеся деления щита, образованные горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. Верхняя часть поля щита, которую отсекает горизонтальная линия, называется главой или вершиной. Точно так же образуется расположенная в нижней части поля щита оконечность, или подножие. Полоса, заключенная между двумя рассекающими щит линиями, получила название столба, а между двумя пересекающими щит линиями - пояса. Диагональная полоса через весь щит называется перевязью. Она может идти как справа, так и слева. Похожий на излом крыши знак, образованный двумя выходящими из одной точки перевязями, получил название стропила. Перевязи могут выходить как из верхнего, так и из нижнего края щита, и в последнем случае стропило будет называться опрокинутым.

Кресты - вторая группа геральдических фигур, достаточно обширная ввиду разнообразия форм. Многие считают, что символика креста связана с христианской религией. Однако кресты равноконечные с расширенными концами довольно часто встречаются на памятниках дохристианской эпохи. Первоначально знак креста был связан с поклонением людей солнцу (солярный культ) и выражал идею победоносности, покровительства и защиты. Что интересно - первые христиане отвергали изображения креста, считая его языческим знаком. Лишь в IV веке нашей эры, когда византийский император Константин Великий установил праздник «обретения» голгофского креста, на котором был распят Христос (Крестовоздвижение), изображение креста стало одним из основных христианских символов.

В геральдике простейший вид креста образуется путем соединения столба с поясом. Это так называемый геральдический крест. Соединение двух перевязей образует Андреевский, или косой, крест. Название связано с легендой об апостоле Андрее Первозванном, который был распят на диагональном кресте. Достаточное распространение в геральдике получил и вилообразный крест - соединение двух полуперевязей со столбом.

Все кресты могут изображаться на щите укороченными и иметь прихотливые декоративные завершения.
Различные геометрические фигуры относят к второстепенным геральдическим фигурам.
Это кайма, квадрат, острие (треугольник), брусок и гонт (прямоугольник), ромб, веретено (вариант ромба), круг. Если квадрат или треугольник (клин) расположен в одном из четырех углов щита, тогда данную фигуру называют вольной частью.

Кроме того, к этой же группе относятся условно изображаемый элемент рыцарского снаряжения - так называемый турнирный воротник, а также помещаемый в центре основного щита маленький щит, который в геральдике именуется щитком или сердцем щита.

Все прочие фигуры, встречаемые на гербах, являются негеральдическими, хотя иные и не встретить нигде, кроме как на гербах. Все негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные.
К естественным фигурам относятся изображения человека, животных, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, земноводных, растений, светил и стихий, рек, гор и тому подобное. Самыми популярными в геральдике были изображения зверей и птиц, которые символизировали те или иные добродетели рыцарей.

Искусственными фигурами принято называть помещаемые в гербах разнообразные предметы, созданные человеком: орудия труда, корабли, постройки, музыкальные инструменты и прочее. Однако ничто в этой группе не может соперничать с изображением оружия. Это шлемы, мечи, копья и стрелы, топоры...

Но, пожалуй, самую загадочную для современного человека группу составляют легендарные фигуры, называемые иначе фантастическими. Среди них античные образы - кентавр, двуглавая и двухвостая сирены. Любили помещать в гербах изображения единорога, пегаса, дракона, гидры, феникса, козерога. К легендарным фигурам относится и двуглавый орел, принятый в качестве эмблемы на Руси в конце XV века.

Теперь поговорим о дополнениях к геральдическому щиту. Корона в государственном гербе, как правило, свидетельствует о суверенитете. Не случайно короны можно видеть на гербах не только монархий, но и республик. Королевская власть и пышные гербы Швеции или Норвегии - дань традиции, глубоко почитаемой народами этих стран с буржуазно-демократическим строем. Форма корон - расположение дуг, листьев сельдерея, зубцов, драгоценных камней, вид бархатной подушки - всему в геральдике придается значение. Различают довольно много вариантов короны: императорские, королевские, герцогские, княжеские, графские, баронские, и все они к тому же имеют национальные особенности.

Рыцарский шлем с короной или без нее нередко украшают нашлемники. Так называют фигуры, выходящие из короны. Это может быть и «возникающий» лев, и рука с мечом, и что-либо еще. Дополнением ко всему служат украшающие гербы мантии и наметы.

Мантия - традиционный атрибут парадного облачения монарха - выпускается из-под короны и изображается подложенной мехом.

Намет, если он украшает герб, можно принять за некое декоративное украшение, если не знать, что в геральдике нет ничего лишнего. Достаточно присмотреться к обрамляющим щит завиткам, как воображение нарисует нам скачущего всадника в шлеме с развевающимся по ветру покрывалом. Так оно и есть: перед нами действительно покрывало, которое прикрепляли к шлему рыцари во время крестовых походов в Палестину, где им пришлось искать способ укрыться от палящих солнечных лучей. В бою ткань рассекали удары мечей, и таким образом клочья ткани преобразились в гербах в знак рыцарского достоинства.

По воле составителей гербов у некоторых естественных фигур появилась особая роль - щитодержатели. Их обязанность - как бы поддерживать геральдический щит по сторонам.

Часто к гербу добавляется лента с девизом. Чаще всего девизы происходят от рыцарского боевого клича. Некоторые короткие высказывания имеют глубокий смысл, но нередко случается и противоположное - в силу исторических обстоятельств фраза претерпевает искажения и представляется нам бессодержательной. Однако в традициях геральдики наших дней бережно сохранять написанную фразу, какой бы непонятной она ни казалась. Наверное, в этом есть свой смысл. Встречается в гербах девиз без ленточки. Если щит круглый, надпись помещается, как правило, по окружности. Иногда под щитом на ленте или драгоценной цепи можно видеть высший орден государства.

Было бы заблуждением думать, что все без исключения государственные гербы соответствуют требованиям классической геральдики, а следовательно, приведенным выше правилам. В ряде стран после свержения правящих династий, например в Италии и Франции, отказались от прежней феодальной символики и создали новую. По новым принципам были составлены также гербы некоторых социалистических государств. Вспомним хотя бы герб Германской Демократической Республики, где в обрамлении колосьев пшеницы помещены молот и циркуль. Ряд молодых государств третьего мира после освобождения от колониальной зависимости, напротив, обратились к традиционной европейской геральдической системе. И порой только удивляешься, когда видишь на стенах некоторых посольств гербы с изображением пышных рыцарских доспехов в обрамлении тропической флоры и фауны.


Или словесным способом изображения на гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность, в последующем, воспроизводить его с достаточной точностью.

Геральдические описания ещё известны как «блазонирование» (от старонемецкого «blasen» - «дуть в рог»), и берут начало из эпохи средневековых рыцарских турниров , когда герольд, под сопровождение фанфар, обязан был громогласно выкрикивать имена, титулы, описывать гербы, рассказывая о знаменитых предках и происхождении участников состязания.

Геральдический язык в разных странах

Термины геральдического языка, используемые англоязычными герольдами для объяснения герба, происходят от нормандского французского времён Вильгельма Завоевателя и крестовых походов , когда складывались правила европейской геральдики. В это время на северо-французском наречии говорила знать Англии и Франции .

В других странах, например в Германии , язык которой не подвергался столь сильному влиянию завоевателей, геральдический язык ближе к современному разговорному.

Хотя геральдический язык, сложившийся в западно-европейской культуре, предельно краток, русские описания гербов порой требуют нескольких слов, чтобы представить сложный рисунок, поскольку культура описания гербов в русском языке начинается только в 1672 году , с Царского Титулярника

Введение в геральдический язык

Порядок описания гербов

Блазонирование - громкогласное описание на турнире герба рыцаря-участника. Современное значение этого, нуждающегося в замене на русский эквивалент, технического термина - научное описание герба в геральдических терминах.

При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру на гербе. О гербовом щите говорят, каков он по членению - рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально), скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали) или других, более сложных сечений.

После этого следует указание на изображения, помещенные на гербе: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем то, что они собой представляют (эмблема, символический знак, фигура), и их описание согласно правилам блазонирования гербов.

Деление щита

Левая (от зрителя) сторона называется правой, а правая левой. Это легко запомнить: стороны считаются от рыцаря, несущего щит, а не от зрителя. Существует множество способов деления щита. Например, надвое щит делится по горизонтали (пересечённый), по вертикали (рассечённый), по диагонали слева направо (скошенный справа) или справа налево (скошенный слева). Существуют и более сложные деления щита.

Линии деления

Основная статья: Линии деления

Это прямая, плавно изогнутая или ломаная линия, разделяющая одноцветное поле простого щита на различно окрашенные части поля или (фигуры деления) щита сложного. Независимо от своего вида линии деления - и прямые, и фигурные - могут иметь только горизонтальное (пересечение ), вертикальное (рассечение ) и диагональное (скошение ) направления.

Тинктуры (цвета)

Правило тинктур

Один из важнейших принципов геральдики: никогда не помещать финифть на финифть, а металл на металл .

Почётные геральдические фигуры

Эти фигуры занимали специальное место в геральдике, отсюда термин «почётные» . Почётная геральдическая фигура, как правило, занимает третью часть площади щита. В описании герба данная фигура провозглашается первой, непосредственно после упоминания щита.

Как все первоначальные деления отождествляются с вооружением и щитом рыцаря, так и для каждой из второстепенных, более сложных геральдических фигур отыскивают основание в том же источнике, а именно: столб представляет копье рыцаря, перевязь - его перевязь, пояс - шарф, крест - меч, оконечность - сапоги, а кайма и щиток кольчугу и броню.

Простые гербовые фигуры

Основная статья: Простые гербовые фигуры

Могут присутствовать на гербе как самостоятельно, так и в группах. Большая их часть восходит к металлическим усилениям средневекового щита.

  • Кайма - окаймление вокруг края щита. В испанской и португальской геральдике включает в себя уменьшенные щиты близких родственников. Также см. бризуры .
  • Узкая внутренняя кайма - узкая полоса отделяющая кайму от основной композиции щита, может нести на себе мелкие символические украшения.
  • Вольная часть - квадрат либо прямоугольник в правом вернем углу щита, размеров меньше четверти. Применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.
  • Клин - треугольник, обыкновенно используется группами, а поле описывается как «разделённое клиновидно на… частей»
  • Сердцевой малый щиток (или «щиток притязания» ) - располагается в центре щита (если один), в гербах знати могут встречаться по нескольку щитков.
  • Внутренняя кайма - «фальшивый щиток» или «сквозной сердцевидный щиток».
  • Ромбовидная фигура - расположена в центре щита, или касается углами стенок, имеет несколько вариантов: «сквозной ромб» (окаймление), «просверленный ромб» (с круглым отверстием), «веретено» (вытянутый ромб). Поле щита, полностью замощённое ромбовидными фигурами называется «разделённое ромбовидно», замощённое квадратами - «разделённое шахматно».
  • Гонт - центральная прямоугольная фигура, стоящая вертикально. Щит с частым расположением гонтов называется «усыпанный гонтами».
  • Дугообразные боковики - две арочные дуги с каждой стороны щита, начинаются в верхних углах щита, до основания щита немного не доходят.
  • Решетчатое сплетение - в виде ромбовидной каймы, в которую по диагонали вплетены две ленты, шириною с кайму. Может применяться как самостоятельная фигура, но чаще замощает переплетениями всё поле щита, который получает описание: «покрытый решёткой».

Негеральдические фигуры

Негеральдические фигуры делятся на естественные, Фантастические и искусственные.

Если фигура смотрит вправо (влево от зрителя), при блазонировании это никак не отмечается. Для фигуры, которая смотрит влево (вправо от зрителя), добавляется слово «обращённый». Для фигуры, которая смотрит на зрителя, добавляется слово «впрям». Если фигура движется в сторону и смотрит на зрителя, добавляется «смотрящий впрям».

Каждая из поз фигуры имеет своё описание. Например, направленный в сторону лев может быть вздыбленным, шествующим, стоящим, сидящим и т. д.

См. также

Литература

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. - М .: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 384 с. ISBN 5-275-00257-2
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. - 2-е изд. - М .: ЭКСМО, 2005. - 264 c. ISBN 5-699-13484-0
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы - Символы - Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М .: АСТ: Астрель, - 2009. - 208 с. ISBN 978-5-17-061418-9

Ссылки

  • Винклер П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. .
  • Типольт Н. А.

September 3rd, 2009

ДЕВИЗ - выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.

ЩИТ - геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит - четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.

Символы на гербе:
1) животные:
БЫК - символ труда и терпения, плодородия и скотоводства

ВОЛК - символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником
ВОРОН - символ предусмотрительности и долголетия
ГОЛУБЬ - символ смирения и чистоты, святого Духа.
ГРИФОН - чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82012 изображен на фамильном гербе Романовых

ДРАКОН - фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.

ЕДИНОРОГ - мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве - символ чистоты и девственности. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82024
ЖУРАВЛЬ - символ бдительности (пример, герб Уганды)

ЗМЕЯ - символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом - символ здоровья; держащая во рту хвост - символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая - символ печали; пьющая из чаши - символ врачевания, медицины.
КАБАН - символ неустрашимости и могущества.
КОШКА - символ независимости.
КОНДОР - символ достоинства и независимости (Боливия)
ЛЕВ - символ власти, силы, храбрости и великодушия. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82019
ЛЕОПАРД - символ стойкости, смелости и отваги в бою.
Леопардовый лев — это геральдическое название и изображение идущего льва с головою, обращенной в профиль (пример, герб Дании) или телом повернутые в профиль, идущие в одну из сторон но с головами обращенными на зрителя (герб Эстонии)
Лев, чья морда обращена на зрителя, называется львиным леопардом
(герб Англии)
МЕДВЕДЬ
- символ предусмотрительности и силы.
герб Берлина герб Ярославля
ОВЦА - символ кротости, доброты и сельской жизни.
ОЛЕНЬ - символ воина, перед которым бежит неприятель.
ОРЕЛ - символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел - символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти. http://klassnii.ru/publication.php?pub_id=82018
ПАВЛИН - символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.
ПЕЛИКАН - символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.
ПЕТУХ - символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.
герб Валлонии
ПЧЕЛА - символ трудолюбия и неутомимости.
РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) - мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.

СОБАКА - символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко - символ врачевания (зализывает раны).
герб Канарских островов
СОВА - символ мудрости, смекалки и расторопности.
герб Нового Уренгоя
СОКОЛ - символ храбрости, ума и красоты.

ФЕНИКС - мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.

2) Цвета на гербе:
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ - символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ - символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ - символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
ЗОЛОТО - символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
СЕРЕБРО - геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ - символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ - символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.

3) Растения на гербе:
ДУБОВЫЙ ЛИСТ - символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.
КОЛОС - символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.
ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ - символ мира и процветания
ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК - символ победы

4) прочие символы:
СОЛНЦЕ - символ истины, провидения, богатства и изобилия
СКИПЕТР - фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.
МЕЧ - старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч - символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.
МОЛОТ - символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.
МАНТИЯ - накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.
ВОССТАЮЩИЙ - положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении.
КОРОНА - символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета - в гербах губернских, серебряного - в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах - в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах - в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек.
КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) - жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.
ЗВЕЗДА - Звезда о трех лучах используется некоторыми масонскими ложами. Звезда о четырех лучах обычно считается путеводной. Звезда о пяти лучах («Марсова») часто символизирует вооруженные силы и воинскую славу. Звезда о семи лучах считается «восточной»: она часто употребляется в гербах дворянских родов, имеющих восточное происхождение (до последнего времени она присутствовала в гербе Грузии). Восьмилучевая звезда - орденская, символ высокой награды (в христианстве она также обозначает Вифлеемскую звезду).

5) символы, заинтересовавшие меня при рассматривании гербов и показавшиеся мне любопытными:

Палка с надетой на нее "шапкой Свободы" (иначе, Фригийская шапка — головной убор древних фригийцев, имела форму высокого колпака, верх которого ниспадал кпереди, часто снабжена была двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужила образцом для шапочки якобинцев во время великой французской революции; с тех пор — символ свободы), они символизируют желание стоять на страже свободы своей страны. (например, на гербе Аргентины)

РАЗОРВАННАЯ ЦЕПЬ - символизирует свободу и независимость

герб РФ

из Федерального Закона о Государственном гербе Российской Федерации:

Статья 1. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.

История Российского герба:
Великий князь Московский Иван III (1462-1505) женился на византийской царевне Софье Палеолог. Чтобы завоевать уважение других государств, он принял родовой герб византийских царей — Двуглавого Орла. Византийский герб с изображением орла олицетворял независимость. Две головы символизировали власть над восточной и западной частью империи. На головах орла были изображены две короны, знак двойной власти. Когда Иван III превратился из Великого князя в царя Московского, он взял для своего государства новый герб — Двуглавого Орла. Иван III в 1472 году возложил на обе орлиные главы Цесарские венцы. В это же время на груди Орла появляется щит с изображением иконы Святого Георгия Победоносца. В 1480 г. царь Московский становится Самодержцем — независимым и самостоятельным главой государства, чья воля для всех — закон. А вот уже сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха.

В 1610 году впервые в лапе Орла появляется Скипетр — символ твердой власти. Слово происходит от соединения двух греческих слов: «палка» и «опираюсь». Это один из знаков монархической власти. Шекспир писал о скипетре так: «Он — атрибут величья и почета, внушающий пред царской мощью трепет». Жажда «скипетра» пробудила в народе волну патриотизма и привела к освобождению Москвы и избранию новой династии в лице Михаила Федоровича Романова (1613-1645), прозванного народом Тишайшим.

На протяжении 1472-1918 гг. русский Орел несколько раз меняет свои формы. На иконах Святой Георгий Победоносец всегда скачет слева направо, то есть с запада на восток, угрожая извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе: поляки и Ватикан не оставляли своих надежд привести Русь в католическую веру.

другие примеры государственных гербов:

1. Республика Ирак. Ирак — государство в Западной Азии, на юго-востоке имеющее узкий выход к Персидскому заливу Индийского океана. Столица Багдад

2. Арабская Республика Египет, столица Каир, Египет — государство на северо-востоке Африки, омываемое Средиземным и Красным морями, которые соединены Суэцким каналом

3. Сирийская Арабская Республика. Сирия — государство в Западной Азии, на берегу Средиземного моря. Столица - Дамаск.

4. Федеративное государство Австралия. Австралия является шестой страной в мире по размеру территории и занимает одноименный материк и некоторые острова. Омывается Коралловым и Тасмановым морями Тихого океана, а также Арафурским и Тиморским морями Индийского. Столица - Канберра.

Изучением гербов занимается особая наука - геральдика. Корни ее уходят во времена раннего средневековья, когда появились первые фамильные, городские и государственные гербы. Тогда же были разработаны и первые правила геральдики, согласно которым полагалось размещать на гербах фигуры, надписи и даже цвета в строго определенном порядке. Ведь в те, пропитанные мистицизмом времена каждое изображение должно было нести некий скрытый высший смысл, поэтому каждому геральдическому элементу было приписано конкретное символическое толкование.

Если вам интересно узнать, что такое герб, вы можете подробнее прочитать об этом . Здесь же мы подробно рассмотрим виды гербов.К основным геральдическим символам, в первую очередь, относятся цвета (по-научному их называют тинктурами). Всего в геральдике разрешено использовать девять тинктур. К ним относятся геральдические металлы, финифти (цвета) и меха.

Что означают геральдические символы: тинктуры

  • Металлы. Их в геральдике всего два. Золото символизирует, конечно же, богатство, а серебро - невинность.
  • Финифти. В геральдике используется пять основных цветов. Каждый из них имеет следующие значения: красный означает храбрость и неустрашимость, лазурный - верность и честность, изумрудный - надежду и свободу, пурпурный - умеренность во всем и благочестие, а черный - это символ печали и осторожности.
  • Меха. На гербах можно изображать два вида меха - беличий и горностаевый. Оба они символизируют знатность происхождения хозяина герба.

Следующая многочисленная группа гербовых фигур - птицы и животные, в том числе и мифические. Это, пожалуй, самые интересные геральдические символы, поэтому о них стоит рассказать более подробно.

Что означают геральдические символы: животные

Многочисленные представители животного мира красуются на фамильных гербах не просто так. Все они призваны отображать те или иные качества владельцев герба. Чаще всего на гербах можно увидеть орлов и львов, что впрочем, и понятно: царственные особы всегда были в особом почете.

  • Орел - это символ власти, могущества и силы. Недаром во многих религиях орлы считались неизменными спутниками богов. В геральдике орлы бывают не только обычными - одноглавыми. Орел с двумя головами встречается на гербах не реже своего одноглавого собрата. Происхождение этого символа не совсем понятно. Большинство ученых, однако, сходятся во мнении, что две головы символизируют собой объединение двух частей страны в единое целое. Бесспорным доказательством данной версии является российский двуглавый орел, символизирующий собой единство европейской и азиатской частей России.
  • Лев, наверное, самый распространенный в геральдике символ. Он символизирует храбрость, силу и власть. Иногда льва на гербах заменяет леопард, но на изображении внешнего облика животного это никак не сказывается. Пятна на шкуре, свойственные леопарду, на гербах не рисуются. Отличить льва от леопарда можно лишь по позе зверя. Если он стоит на двух задних лапах и смотрит в сторону - это лев, а если на трех лапах с одной поднятой и при этом смотрит прямо на зрителя, значит, это леопард.
  • Волк помещается на гербе в знак победы, одержанной над алчным, коварным и злым противником.
  • Змея, кусающая себя за хвост (ее еще называют уроборос), символизирует вечную жизнь и бесконечность.
  • Пеликан - это общепризнанный символ самопожертвования и бескорыстного служения во благо других.
  • Петух - символ бдительного стража и неустрашимого бойца, готового ринуться в битву по первому сигналу своего командира.

Помимо реально существующих животных, на гербах часто изображаются разные вымышленные существа, подробно описанные в бестиариях - средневековых книгах о фантастических чудовищах. Что означают символы на гербах с изображениями мифических существ?

  • Грифон - монстр с телом льва и орлиной головой. Частый гость на средневековых гербах. Символизирует собой сочетание силы льва и гордости и независимости, присущих орлу.
  • Дракон - еще один очень распространенный геральдический символ. Крылатый четырехлапый ящер по одной из версий символизировал собой отважного и бесстрашного защитника замка. Дракон же с опущенной головой, так называемый «побежденный дракон», изображался на гербах в знак победы добра над злом.
  • Мартлет - странная птица, чем-то похожая на ласточку, но начисто лишенная лап. Да и зачем они ей нужны! Мартлет - посланница богов, пребывающая в вечном полете, ей некогда отдыхать. Поэтому размещали ее на гербе четвертого в роду сына, которому по закону не полагалось наследства, и он был вынужден неустанными трудами сам добывать себе хлеб насущный.
  • Феникс - легендарная вечная птица, раз за разом возрождающаяся из пепла. На гербах изображается подобной орлу, окрашенному в алый и золотой цвета. Символизирует собой вечное обновление и бессмертие.
  • Единорог - белоснежный конь с витым рогом на лбу. Согласно христианским традициям, считается символом невинности и чистоты.

Птица Анзуд. Шумер

Известны также: змея Египта, орёл в Персии и Риме, коронованный лев Армении. В Древней Греции - сова Афин , крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.

Монета с изображением совы. Афины

Около тысячи лет назад, в Средние века, на полях боёв и на специальных воинских соревнованиях - турнирах - в Европе сражались профессиональные конные воины, которые считались людьми благородного происхождения. Их называли рыцарями (от немецкого слова, обозначающего «всадник»).

Они имели тяжёлое вооружение, закрывавшее металлическим доспехом всё тело, а голову у них защищал шлем, который часто скрывал лицо воина.


Рыцари.

В боях и на турнирах рыцари придерживались определённых правил: сражаться только с другим рыцарем, а не с простолюдином, нападать только после вызова на бой, оказывать уважение противнику; победитель получает в качестве трофея оружие и коня побеждённого.


Поединок рыцарей.

Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения - гербы .


Рыцарские гербы на щитах.

Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб - увидеть издалека.

Облачение английского рыцаря.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...