Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Характеристика главных героев про купца калашникова. Характеристика купца Калашникова. Описание образа и интересные факты. История в духе народной песни

Сравнительная характеристика главных героев

«Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

М.Ю.Лермонтова.

В лироэпическом произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про …» я познакомилась с двумя героями: Степаном Парамоновичем и царским опричником Кирибеевичем. Чтобы понять, на чьей стороне правда, надо провести сравнение двух этих героев.

Начну с Калашникова. Степан Парамонович – «молодой купец», «статный молодец», «удалой боец», - так говорит про него сам автор. Красивая жена, молодость, достаток – казалось бы, жизнь его удалась! Но в один момент всё рушится!

На мой взгляд, в ситуации, в которую попал Калашников, он повёл себя правильно и выбрал верный путь. Конечно, будь он нечестным человеком, он бы встретил Кирибеевича тёмной ночью одного на улице и исподтишка нанёс ему смертельный удар. Но это было бы не по – мужски и вряд ли очистило честь семьи. Калашников вызывает его, своего соперника, на бой прилюдно, без страха и так, что заставил Кирибеевича «побледнеть в лице, как осенний снег».

В моих глазах, исходя из «Песни..», Степан Парамонович предстаёт отважным, заботливым, справедливым, трудолюбивым и умным человеком. А то, что он поступил благороднее, нежели его соперник, характеризует его ещё и как порядочного человека и как лицо, имеющее чувство собственного достоинства.

Для меня, человека 21 века, не совсем понятно поведение Калашникова с женой. Ведь в нынешних семьях в основном царит равноправие, а поведение Калашникова как бы списано с произведения того времени под названием «Домострой».

Именно стойкость и неотступность Степана Парамоновича, как мне кажется, смогли хотя бы после его смерти очистить от позора его семью. И, несмотря на его прилюдную казнь, в народе о нём сохранилась добрая слава, и даже гусляры слагали о нём песни.

Настал черёд Кирибеевича. Он не только по характеру и поступкам, но и по положению в обществе и внешнему облику сильно отличается от Степана Парамоновича Калашникова. Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя. В связи с этим у него сформировались такие черты характера, как тщеславие, чрезмерное честолюбие, своенравность и высокомерие. И это сразу отталкивает от этого героя читателей. По внешнему облику он ничуть не уступает своему сопернику Калашникову. Такие эпитеты, как «Удалой боец», «буйный молодец» рисуют в нашем воображении юношу статного, богатырского телосложения.

Кирибеевич довольно эгоистичен, и в своей любви к Алёне Дмитриевне он думает только о себе. Но в этом герое есть и привлекательные стороны. Отвага, смелость, бесстрашие, стойкость в совокупности составляют впечатление о «молодом опричнике» как о мужественном человеке. Хотя, если положить на чашу весов все положительные и отрицательные качества этого героя, то, на мой взгляд, отрицательные будут тоже тяжелы.

Человек, опозоривший чей-то род, просто не может быть положительным героем. Я думаю, что если этот опричник способен так любить, он сможет встать на путь исправления, но изменить его под силу только человеку, к которому он испытывает чувства.

Надеюсь, я достаточно раскрыла внутренний мир этих героев. Как и большинство людей, прочитавших это произведение, я на стороне Калашникова. И Вы со мной, наверное согласитесь.

Чуева Елена, 7 класса. филиал МБОУ Сосновская СОШ №1 в п. Рабочий Тамбовская область

Калашников Степан Парамонович

ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА
Поэма (1838)

Калашников Степан Парамонович — купец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Имя «Калашников» заимствовано из песни о Мастрюке Темрюковиче (в вариантах, записанных П. В. Киреевским, упоминаются дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы). Фабула, возможно, навеяна рассказом о чиновнике Мясоеде-Вислом, жена которого была обесчещена опричниками («История государства Российского» Н. М. Карамзина).

Частная жизнь К. отчетлива и размеренна; в ней все заранее определено. Постоянство жизненного уклада отражает устойчивость психологии. Всякое изменение внешнего быта означает катастрофу, воспринимается как несчастье и горе, предвещает беду. Недаром, придя «в свой высокий дом», К. «дивится»: «Не встречает его молода жена, / Не накрыт дубовый стол белой скатертью, / А свеча перед образом еле теплится».

И хотя социальные различия уже проникли в сознание (К. бросает упрек жене: «Уж гуляла ты, пировала ты, / Чай, с сынками всё боярскими!..», а Иван Грозный спрашивает К.: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою/ На Москве-реке сын купеческий?»); общий порядок и родовые отношения еще господствуют. К., как глава семьи, в ответе и за же жену, и за малых детушек, и за братьев. Он обязан вступиться за честь жены, за личную честь и честь семьи. Ему послушны и братья. Соблазняя жену К;, Кирибеевич наносит оскорбление не просто частному яйцу, купцу К., а всему христианскому люду, потому что К. — носитель-семейных, родовых устоев, существующего общественного устройства. Именно защита народных, патриархально-родовых принципов жизни делает К.эпическим героем, придает его обиде общенациональный масштаб, а решимость К. отомстить обидчику предстает как общенародный протест, освященный санкцией народного мнения.

Поэтому и бой К. происходит на виду всей Москвы, всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем высоты нравственной идеи, защищаемой К., служит торжественное описание столицы перед боем («Над Москвой великой, златоглавою...»). Самому поединку также придано символическое значение. Ритуал традиционного кулачного боя — от приготовления к нему до окончания — чрезвычайно важен в контексте художественного смысла «Песни...». Потешный кулачный бой, где мерились силой удалые храбрецы, превращен в идейное противостояние старого уклада с разрушающим его своеволием. Форма поединка, узаконенная народным обычаем, где сила честно сражается с силой, основана на справедливом законе: «Кто побьет кого, того царь наградит, / А кто будет побит, тому Бог простит!» Перед боем К. обращается ко всему православному миру: «Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому».

Однако общенародное дело, за которое К, готов биться, принимает форму личного протеста. К. не идет к царю, блюстителю порядка и традиций, чтобы добиться справедливости, а берет на себя личную ответственность. Человек уже не доверяет царской власти, а в известной мере противопоставляет себя ей, не видя в царе гаранта народных обычаев и христианского закона. Больше того: защищая прежние устои, К. одновременно совершает преступление, ибо превращает потешный бой в мщение. Мотивы, движущие К., - высоки, но поступок его ставит К. вне чтимого..им родового закона. Чтобы защитить вековые обычаи, личность должна нарушить их.

В К. воплощен образ героя-мстителя, борющегося за справедливость, причем — и это характерно для Лермонтова — именно личность берет на себя право отстаивать народную правду. Углубление народного, демократического начала связано с преодолением канона байронической поэмы: героем-мстителем избран «простой» человек. Современная проблематика погружена в историю, а история воссоздается с позиций настоящего. Чувствуя актуальность «Песни...», ее сюжет сопоставляли с реальными событиями тех лет: с семейной трагедией Пушкина и историей увоза гусаром жены московского купца.

Все характеристики по алфавиту:

Изучая текст поэмы «Песнь про царя Ивана Васильевича…», автором которой является М.Ю. Лермонтов, читатель знакомится с образами двух мужчин. Они представляли разные слои русской знати, а это значит их повадки, черты характера и поведение значительно разнились.

Был любимцем царя, он всегда был сыт и накормлен. Больше того, у этого персонажа было все – чин, богатство, дорогие одежды, любовь и внимание женщин. Однако присмотрел Кирибеевич себе милую женщину – Алену Дмитриевну. Она была замужней, имела достойную семью и детей. Не глядя на это, Кирибеевич в открытую приставал к Алене Дмитриевне, предлагал ей богатства, денежную независимость, дорогие одежды.

Царская доброта, привилегии, которые давались Кирибеевичу везде и во всем, испортили данного героя, сделали его через чур самоуверенным, нахальным и дерзким. Перед кулачным боем, который должен был состояться между Кирибеевичем и Калашниковым, первый ведет себя ярко, петушится и хвастается. Он надсмехается над противником, подливая масла в огонь.

Этого нельзя сказать про Калашникова. Его душа наделена совершенно другими качествами. Именно он был мужем Алены Дмитриевны. Именно он претерпевал позор и унижение за свою семью, которую Кирибеевич хотел разрушить.

Купец был замечательным семьянином, хорошим мужем и отцом, поэтому, он решил защитить свою честь и честь своей родни, участвуя в кулачном бою.

Поведение героя перед боем раскрывает суть его внутреннего мира. Он спокоен и тих. Калашников кланяется царю, затем Кремлю и всем людям, присутствующим вокруг. Мы видим, с каким уважением он относится к окружающим.

Результат боя расставил все на свои места. Кирибеевич проиграл. Государь жутко разгневан. А Калашников продолжает вести себя стойко и достойно. Он говорит о том, что по собственной воле убил соперника, однако причины того не оглашает. Также Калашников не называет имени своей супруги, чтобы не порочить ее чести.

Сравнивая образы двух персонажей, можно четко заметить, что образ Кирибеевича вызывает неприязнь и отвращение. А Калашников становится примером честного и благородного человека, который готов постоять за себя и за свою семью.

Творчество Лермонтова всегда оставалось загадкой, недаром и его произведения называют уникальными. Они отражали душевное настроение поэта. Взять хотя бы то разнообразие форм и тем, которое наблюдается в его творчестве: фантастическое чередуется с реальным, смех с печалью, сила с утомлением, молитва с шуткой, романтические порывы с холодным скептицизмом.

Кто бы мог подумать, что один и тот же автор способен в одно и то же время создать совершенно различные по мыслям, настроению и темпу произведения? В последние годы душу поэта мирные чувства охватывали все чаще. Лучший тому пример - написанная в 1837 году «Песня про купца Калашникова». Характеристика главного персонажа в этой статье.

История в духе народной песни

«Песня про купца Калашникова» создана поэтом в 1837 году в кавказской ссылке. Это произведение Лермонтова по своему стилю исключительное. Оно написано в духе народной песни и подается читателю как сказание, спетое гуслярами.

«Песня» интересна и по религиозному настроению, которым она окрашена. Основная идея поэмы - смирение сильного правдой человека перед судом несправедливым, но обязательным. Автор рассказывает трагическую судьбу купеческого сына, который заступился за обиженную жену и смыл обиду кровью, но был казнен.

Купец Калашников (характеристика героя ниже) смиренно переносит участь, он покоряется суду царскому и божьему. Не высказывает против несправедливости ни слова, не выказывает ни малейшей угрозы.

Государев опричник

Повествование начинается со сцены пира. Среди множества лиц, присутствующих в трапезной царя, автор в художественной форме выделяет главное действующее лицо: за столом все выпивают, но лишь один не пьет. Этот герой - Кирибеевич. Вслед за этим происходит диалог Грозного и опричника. В характеристике купца Калашникова этот эпизод играет не последнюю роль. Он позволяет раскрыть полнее характеры персонажей.

Обращение Грозного к своему опричнику и его вопросы строятся по нарастающей: вначале царь затем палкой о землю стукнул и наконец промолвил слово, которое пробудило опричника из забытья. Кирибеевич отвечает государю. Вторичное обращение царя строится по тому же принципу: не истерся ли кафтан, не казна ли поистратилась, не сабля ли зазубрилась?

Этот эпизод показывает, что Кирибеевич - любимчик царя. Он пользуется его расположением и милостью. У опричника есть все - дорогие кафтаны, деньги, хорошее оружие. По мере заинтересованности государя возрастает и его гнев, и желание принять участие в судьбе Кирибеевича. Этот эпизод предсказывает дальнейшую судьбу купца Калашникова. Характеристика соперника скрыта за последним вопросом государя: «Иль сбил с ног тебя на кулачном бою сын купеческий?»

Опричник отвечает, что не родилась ещё та рука в купеческом роду, аргамак его ходит весело. Допущение царя, что непобедимый боец проиграл бой сыну купеческому, было отвергнуто Кирибеевичем как невозможное. В его хвастовстве кроется психологическое предвосхищение поэмы, некое пророчество.

Причина печали опричника

На пике царского участия хитрый и лукавый Кирибеевич разыгрывает пред ним душещипательную сцену: не мочу усов в золоченом ковше потому, что влюбился без памяти в красавицу, а она отворачивается, как от нехристя. Самодержец, узнав, что зазноба любимого опричника всего лишь дочь купеческая, рассмеялся: возьми перстенек, прикупи ожерелье да пошли дары Алене Дмитриевне. И на свадьбу не забудь пригласить, да свахе покланяйся.

Слукавил Кирибеевич, перехитрил-таки самого Ивана Грозного. Вроде как на духу все рассказал, а утаил от царя, что повенчана красавица в церкви божьей. Да и к чему Кирибеевичу сваха, если сам государь на его стороне. Автор раскрывает образ противника удалого купца Калашникова. Характеристика Кирибеевича представлена полно: хитрый самоуверенный человек, профессиональный боец и рода знатного. Имя его указывает на нерусское происхождение, Калашников называет его басурманским сыном.

Богатство, покровительство царя испортили опричника. Стал Кирибеевич эгоистичным человеком, попирающем семейные устои. Его не останавливает замужество Алены Дмитриевны. Подкараулив свою зазнобу, он предлагает ей богатство в обмен на любовь. Не останавливает его и присутствие соседок, на глазах которых он обнимает и целует свою избранницу, прекрасно понимая, что это грозит ей бесчестием.

Купец Калашников

Калашников - один из главных героев. Можно сказать, что это основной образ поэмы, так как ему отведена положительная роль. Сидит за прилавком молодой купец. В лавке своей товары раскладывает, гостей заманивает сладкой речью, пересчитывает злато- серебро. Запирает лавочку, как колокола отзвонят вечерю, и идет домой к жене молодой и детям.

Задался купцу недобрый день. Пока это только видно по тому, что мимо ходят бояре богатые, но в лавку к нему не заглядывают. Вернулся вечером домой купец и видит, что и здесь неладно: жена не встречает его, стол дубовый не накрыт белой скатертью, перед образами свеча еле теплится. Задал он вопрос работнице, что же происходит? Ответили ему, что Алена Дмитриевна с вечери еще не вернулась.

Когда вернулась жена, он не узнает ее: стоит бледная, простоволосая и расплетенные косы снегом пересыпаны. Смотрит глазами безумными и шепчет речи непонятные. Рассказал ему жена, что опозорил ее опричник царский Кирибеевич. Такой обиды не смог снести Калашников. Созвал он младших братьев и сказал, что вызовет на бой обидчика и будет насмерть биться. Попросил купец братьев, если побьют его, то выйти вместо него стоять за святую правду.

Удалой купец Калашников, характеристику которого вы читаете сейчас, выходит на поединок не из ревности, а за святую правду. Кирибеевич нарушил патриархальный уклад и закон божий: смотреть на чужую жену - это преступление. Степан Парамонович не из ревности выходит на поединок, а защитить честь. Прежде всего - честь семьи, потому и братьев просит постоять за правду.

Поединок

Перед боем Кирибеевич выходит и царю молча кланяется. Купец Калашников соблюдает правила старинного вежества: прежде кланяется царю, потом Кремлю и святым церквям, а после народу русскому. Калашников свято хранит древние устои. Он не просто мужественный и смелый человек, купец силен своим духом. Потому и побеждает.

Поединок предваряется сценой хвастовства. Похвальба Кирибеевича - всего лишь ритуал, а ответ купца - это обвинение и вызов на смертельный бой. Поединок перестал быть состязанием, тут уже все дело в моральной правоте. Калашников отвечает своему обидчику, что ему бояться нечего: жил он по закону господнему, чужую жену не позорил, не разбойничал и «не таился от свету небесного». Кирибеевич, услышав слова Калашникова, побледнел в лице, значит, признал свою неправоту. Но тем не менее он ударил своего соперника в грудь.

Затрещали кости, но спас медный крест, висевший на груди купца Калашникова. В характеристике героя эта деталь существенна. Она говорит о том, что исход поединка был уже как бы предрешен. Кирибеевич, приставая к женщине, венчанной в церкви, нарушил не только человеческие законы, но и божьи. Степан Парамонович уповает на божий суд и говорит себе, что будет стоять за правду до последнего.

Калашников бьет противника с размаху в левый висок, что противоречило правилам боя. Кирибеевич замертво падает. По сути, купец совершил убийство. Но он не лишается сочувствия - ни читательского, ни авторского. Он идет вершить суд и выполняет задуманное. С точки зрения народного сознания Калашников прав.

Суд над Калашниковым

Царь, а уж он-то знал правила боя, в гневе спрашивает Калашникова, случайно или по воле своей тот убил его верного слугу. Купец признается, что по своей воле он убил Кирибеевича, а почему так поступил, скажет только богу единому. Чтобы честь семьи не подвергать поруганию, царю он не может этого сказать. Он смело признается в содеянном царю и готов понести наказание. Только перед смертью поручает свою семью попечению государя. И царь обещает пожаловать сирот, молодую вдову и братьев Степана Парамоновича.

В характеристике купца Калашникова следует отметить, что без сожалений идет на плаху он за честность свою и смелость. То, что он не стал юлить и ответ держал по совести, государю понравилось. Но простить и отпустить его просто так государь не мог. Ведь убит его верный слуга и лучший опричник. Купец вершит суд самовольно. Вину усугубил и запирательством своим перед царем. И за это он должен быть наказан.

Царь грозен, но справедлив. За честность и смелость он и купца не оставляет своей милостью: велит отправиться на высокое место. Приказывает топор наточить, палача нарядить, в большой колокол звонить. Молодую жену Калашникова и детей государь одарил из казны, не обидел и братьев - велел торговать беспошлинно.

Статный молодец

Лермонтов противопоставляет в поэме купца Калашникова опричнику Кирибеевичу. Торговца автор показывает не только как удалого бойца, но как борца за святую правду. В характеристике купца Калашникова из «Песни про купца Калашникова» отражается образ статного молодца, русского богатыря: очи соколиные горят, распрямляет могучие плечи и натягивает боевые рукавицы.

Образ купца Калашникова — это образ смелого и сильного человека, стойкого и честного. Потому и песня о купце сложена была. И хоть могила его безымянна, люди не забывают ее: проходит старый человек - перекрестится, идет мимо молодец - приосанится, если проходит девица, то пригорюнится. А пройдут гусляры - споют песенку.

Образ купца Калашникова раскрывается через отношение к нему автора и других героев, а так же через его поступки.

Отношение автора

Купец Калашников - исключительно положительный герой, которого автор изобразил в образе русского богатыря с помощью традиционных эпитетов: «статный молодец», «могутные плечи», «очи соколиные», «грудь молодецкая», а поединок назвал «богатырским боем».

Симпатии Лермонтова к Калашникову выражаются и в том, что поэт представил его верующим человеком: купец носит медный крест, о причине поединка расскажет только «богу единому», а братьям приказывает помолиться за его «душу грешную». Это свидетельствует о том, что Калашников близок народу, уважает нравственные устои и православные традиции, что фактически возводит его в ранг мученика.

Отношение к купцу других героев

Не менее важно для характеристики Калашникова отношение к нему других героев произведения:

  • Алёны Дмитриевны;
  • младших братьев;
  • Кирибеевича;
  • царя Ивана Васильевича.

Алёна Дмитриевна боится мужа, но признаётся ему во всём и просит о помощи: «на кого, кроме тебя, мне надеяться?». Это свидетельствует о том, что она уважает его и считает справедливым.

Младшие братья чтят Калашникова, называют его «вторым отцом» и обещают: «уж мы, тебя, родного, не выдадим».

Царь и Кирибеевич, как отрицательные герои, составляют оппозицию положительному Калашникову. Кирибеевич боится, так как правда на стороне купца, и предчувствует скорую расплату за свои поступки. Царь, несмотря на свой гнев, признаёт его силу и смелость, обещая «не оставить своей милостью».

Поступки Калашникова

Действия Кирибеевича задевают честь купца и его семьи. Для того, чтобы смыть этот позор, он выходит на бой с любимым опричником грозного царя. Убив соперника, он отказывается рассказать царю о причине их вражды, предпочитая умереть. Эти поступки характеризуют купца как смелого и благородного человека, который предпочёл смерть бесчестью.

Калашников - это герой, обличающий самодержавие и вызывающий сочувствие проявленной к нему несправедливостью.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...