Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Прозаические произведения. Иван франко биография В этих словах был уже горячий зов сердца поэта. Не прикрывая свои мысли никакими туманными словоизлияниями, как это делали многие его современники, Иван Франко заявлял откровенно и смело

Франко, Иван Яковлевич

Главный из современных представителей малорусской литературы, беллетрист, поэт, ученый, публицист и руководитель демократической партии малороссов Австрии. Род. в 1856 г. в галицийском с. Нагуевичах, в семье крестьянина-кузнеца; первые годы своего детства он в своих рассказах ("Малый Мирон" и др.) изображает самыми светлыми красками. Отец Ф. умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую "нормальную" школу; но отчим Ф., тоже крестьянин, озаботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Ф., так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей (см. автобиогр. рассказы: "Чистописание", "Карандаш" и др.); по признанию Ф., ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом и в гимназии Ф. шел первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, он писал на народном малорусском языке. Поступив в 1875 г. в Львовский унив., Ф. присоединился к студенческому кружку партии так наз. москвофильской, которая тогда была в Галиции еще сильна; эта мнимо-русская пария питает под именем любви к России исключительно любовь к ее реакционным и темным элементам, совершенно не знает русской литературы и в своем презрении к малорусским крестьянам пишет так наз. "язычием", т. е. очень уродливым жаргоном, представляющим хаотическую смесь российской тредьяковщины со словами польскими и малорусскими. На таком язычии Ф. стал помещать в органе студентов-москвофилов "Друг" свои стихотворения и длинный фантастический роман "Петрии и Добощуки" в стиле Гофмана. Под влиянием писем киевского проф. M. П. Драгоманова молодежь, группировавшаяся вокруг "Друга", познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык своего галицкого демоса - малорусский; таким образом малорусская литература получила в свои ряды вместе со многими другими талантливыми работниками и Ф. Разъяренные массовой потерей молодежи, старые москвофилы, особенно редактор крайне ретроградного "Слова" В. Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию "Друга". Члены ее в 1877 г. были все арестованы, и Ф. провел 9 месяцев в тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое обскурантное общество - не только москвофилы, но и так наз. народовцы, т. е. украинофильские националисты старшего поколения с убеждениями буржуазными или униатско-клерикальными; Ф. должен был оставить и университет (он окончил унив. курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре). Как это пребывание в тюрьме 1877 г., так и вторичное заключение в 1880 г. и еще одно в 1889 г. близко познакомили Ф. с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведенных нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления ("Дзвiн", "Молот", "Громадський друг" 1878, "Cьвiт" 1880 сл., "Народ" с 90-х гг. и др.); они-то составили главную славу Ф. и немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются: цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни во ров и бывших людей (особенный успех имела повесть "На днi" = "На дне общества", 1880); чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев (лучше всех - роман "Boa Constrictor" = "Кулак", 1884; "До сьвiтла!" = "К свету!", 1889, перев. на русский язык несколько раз; стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды). Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Ф. проявил талант и в области объективного историч. романа: его "Захар Беркут" (1883, из времен татарского нашествия XIII в.) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала "Зоря", который не усмотрел в нем "натурализма Золя" (псевдоклассики и схоластики-галичане всегда выставляли против Ф. этот упрек). На Украйне этот роман привлек серьезное внимание читателей к его автору, столь непохожему на заскорузлое большинство галичан, и положил начало более близкому общению Ф. с украинцами России. За "натуралистическими" и "радикальными" произведениями Ф. галичане тоже не могли не признавать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему инертному, непросвещенному буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Ф. в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для народовцев побуждением искать сотрудничества Ф. в их органах. Понемногу между Ф. и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 г. он был приглашен ими даже в главные редакторы их литературно-научного органа "Зоря". Два года Ф. вел "Зорю" очень успешно, привлек в сотрудники ее всех талантливейших писателей из Украйны российской, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой "Панськi жарти" ("Барские шуточки"), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее, в 1887 г. наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Ф. от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Ф. к русским писателям (Ф. и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), в которой малор. шовинизму чуялось москалефильство. Высшую симпатию Ф. нашел зато у малороссов Украины, где его сборник стихов "З вершин i низин" ("С высот и долов", 1887, 2 изд. 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда "В потi чола" (1890; есть рус. пер. "В поте лица", СПб., 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в "Киевской старине", под псевдонимом "Мирон"; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, напр., его антииезуитскую повесть "Миссия" ("Ватра", 1887). Ее продолжение, "Чума" ("Зоря", 1889; 3 изд. - "Вик", Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Ф., так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Ф. в националистическом журнале "Правда" тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Ф., Павлика и всех прогрессивных малороссов Галичины отделиться в совершенно особую партию (см. Галицко-русское движение). По соглашению 1890 г. (это так назыв. "новая эра") малорусский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе до унив. включительно, но зато на малорусскую интеллигенцию возлагалось обязательство жертвовать интересами крестьян, поддерживать унию с Римом и подавлять русофильство. Партия строгих демократов, организованная Ф. и Павликом для противовеса "новой эре", приняла название "русько-украiнська радикальна партия"; ее орган "Народ" (1890-95), в котором Ф. писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); теперь вместо "Народа" эта очень усилившаяся партия располагает другими газетами и журналами. "Народ" проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крест. благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись "Народу" нередко чем-то казарменным, "вроде Аракчеевских военных поселений" (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Ф. кончил тем, что стал популяризовать (в "Життї i Словi") английское фабианство (см.). В религиозном отношении "Народ" был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении "Народ" так же крепко держался малорусского языка, как и "новоэристы", и считал употребление его обязательным для малорусской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике "Народа" против узко-националистической "Правды" наиболее едкие статьи принадлежали Ф.; изданный им том политических стихотворений ("Нїмеччина", "Ослячi вибори" и т. п.) еще более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Ф. совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. В первые два года издания "Народа" почти прекратились поэтому беллетристическое творчество Ф. и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Ф. разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. изд. сборник "Зiвяле листье" - "Увядшие листья" - нежно-меланхолич. любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht). Около 1893 г. Ф. вдруг отдается преимущественно ученым занятиям, вновь записывается в Львовский унив., где намечается проф. Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и малорусской словесности, потом доканчивает историко-филологическое образование в Венском университете на семинариях у акад. Ягича, издает (1894) обширное исследование об Иоанне Вышенском и докторскую диссертацию: "Варлаам и Йоссаф", издает (с 1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал "Життье i Слово", печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной вступительной лекции Ф. в Львовском унив., профессорский сенат избрал его на кафедру малорусской и старорусской литературы, и Ф. мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя "ярмо барщины" (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, "который три раза сидел в тюрьме". Тяжелое пессимистическое настроение Ф. выразилось в его сборнике стихотворений "Мiй Iзмарагд" (1898, сост. по образцу древнерусских "Измарагдов"); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Ф. обрисовал в романах "Основи суспiльности" = "Столпы общества", "Для домашнього огнища" = "Ради семейного очага" 1898) и др. Такие произведения, как "Основи суспiльности", истолковывались польскими врагами Ф. в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа. Всего больше Ф. поплатился за свое исследование о Мицкевиче по случаю его юбилея "Der Dichter des Verraths" (в венск. журн. "Zeit"). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских ("Киевск. стар.", "Сев. курьер"), но этого случайного заработка было недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от темной квартиры и голодная смерть с семьей. Как раз к этому времени "Ученое общество имени Шевченка во Львове" получило под председательством проф. Грушевского прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в число главных работников был привлечен Ф. С 1898 г. он состоит редактором "Литературно-наукового вicтника", лучшего малороссийского журнала, издаваемого общ. имени Шевченка; здесь и печатается большая часть его беллетристических, поэтических, критических и историко-литературных произведений. Его роман "Перехреснi стежки" = "Перекрестные тропинки" (1900) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: "Iз днiв журби" = "Из дней скорби" (1900). Ученые сочинения Ф. по истории, литературе, археологии, этнографии и т. п. издаются в "Записках" Ученого общ. имени Шевченка и - монографиями - в многочисленных "Трудах" секций общества, в одной из которых Ф. состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Ф., составленный М. Павликом, образовал объемистую книгу (Львов, 1898). 25-летний литературный юбилей Ф. торжественно отпразднован в 1899 г. малороссами всех партий и стран. Лучшие малороссийские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Ф. сборник "Привiт" (1898). Некоторые сочинения Ф. переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в последнее время - русский яз. Из обширной литературы о Ф. важны: 1) предисловие Драгоманова к "В потi чола" (Львов, 1890). где помещена автобиография Ф.; 2) обстоятельная биография и анализ произведений - в "Ист. малорос. лит." проф. Огоновского; 3) статья О. Маковея в "Лiт-Н. Вiстн." (1898, кн. XI); 4) "Iв. Ф." - обзор проф. А. Крымского (Львов, 1898). См. ст. Е. Дегена в "Нов. слове" (1897, кн. III) и предисловие М. Славинского к русскому переводу "В поте лица" (СПб., 1901). Об этнограф. трудах Ф. - у проф. Н. Сумцова во II т. "Современной малор. этнографии".

А. Крымский.

{Брокгауз}

Франко, Иван Яковлевич

(1856-1916) - известный украинский писатель, публицист, ученый и общественный деятель. В эпоху расцвета своего творчества (70-80-е гг. 19 в.) - "представитель рабоче-крестьянской интеллигенции того времени, певец пролетаризированного крестьянства и первых кадров украинских рабочих масс, враг национальной буржуазии всех мастей" [из тезисов Агитпропа ЦК КП(б)У]. Родился в семье кузнеца в Галиции. Учился в Львовском ун-те. Испытал влияние идей "Громады " и федералиста Драгоманова (см.). Основатель "русско-украинской радикальной партии" (леводемократической), подготовившей почву для социал-демократии. Неоднократно подвергался политическим преследованиям, сидел в тюрьме. Ф. сыграл крупную роль в развитии украинской культуры. Его деятельность началась в эпоху, когда в Галиции зарождался пролетариат. Он был знаком с учением Маркса (некоторые труды которого он перевел на украинский язык), но он не понял роли капитала и пролетариата в историческом развитии, оставшись на позиции мелкобуржуазного социализма, выражая гл. обр. интересы трудового крестьянства. Свой социальный идеал свободной крестьянской общины Франко изобразил в утопической повести "Захар Беркут" из жизни Карпатской Руси 13 века. Ф. первый в украинской литературе дал произведения, отличавшиеся яркой социальной тематикой, и первый дал образ рабочего. В рассказах "Бориславські оповідання" (1877-90), в повестях "Boa Constrictor" (1878), "Борислав сміеться" (1881) Ф. показал процесс пролетаризации крестьянства, процесс капиталистического накопления в Галиции в 70-80-х гг. 19 в., жуткую эксплуатацию и борьбу рабочих на нефтяных промыслах. В основу этих ранних произведений Ф. положил творческий метод натуралиста Золя. В своем творчестве, особенно в начальном периоде, Франко выступал как публицист, придавая эстетической стороне своих произведений второстепенное значение. Лирика Ф. первого периода также посвящена мотивам социальной борьбы угнетенных ("Товарищам из тюрьмы", "Каменяр", "Вічний революціонер"). Сборник его стихотворений "3 вершин і низин" (1873-90) проникнут пафосом революционной борьбы за всемирное братство трудящихся. Этим же задачам служили сатиры и сказки Франко ("Без праці", "Свиняча констітуція", "Гострий староста"). С середины 90-х гг. Ф. уходит от активной общественной работы и с социалистических позиций. В 3-м цикле стихотворений его сборника интимной лирики - "Зiвъяле листя" (1886-96), в сборниках "Мій ізмарагд" (1898), "Из днів журби (1900) - уже преобладают настроения одиночества, сознание своего бессилия в искоренении социального зла, мотивы бегства на лоно природы. Ограниченность мелкобуржуазного социализма Ф., окрашенного прудонизмом, отрыв от революционного рабочего движения завершились в творчестве Ф. попыткой реформистского примирения противоречий труда и капитала. Так, если в первой редакции повести "Boa Constrictor" (1878) предприниматель Герман Гольдкремер представлен в образе жестокого угнетателя, то в третьей редакции (1907) он является уже гуманным, любимым опекуном рабочих, эксплуататорскую деятельность которого автор оправдывает законом борьбы за существование.

Ф. принадлежат многочисленные переводы из мировой литературы: более 60 авторов с 10 иностранных языков. Работал Ф. и как литературовед, оставив ряд ценных работ по теории и истории литературы ("Нарис исторії русько-української літературы до 1890 p.", 1910).

Соч. Ф.: Твори, т. I-XXXII, под ред. Лизанівського та С. Пилипенка, Київ, 1925-31. Переведены на рус. яз.: Бориславские рассказы, М.-Л., 1930; Boa Constrictor, [Харьков, 1928]; Борислав смеется (Повесть), М.-Л., 1929; На дне (Сто повестей и рассказов), Харьков, 1927; Ради домашнего очага (Повесть), [Харьков, 1928]; Захар Беркут (Картины общественной жизни Карпатской Руси 13 века), М.-Л., 1929, и др.

Лит.: Коряк В., Нарис історії української літератури, 2 вид., Харків, 1927; его же, Українська література (Конспект), 3 вид., Харків, 1931; Дорошкевич О., Підручник історії української літератури, 5 вид., Харків-Київ, 1930; Mузичка А., Шляхи поетичної творчості Івана Франка, Одеса, 1927; Степняк М. и др., Про оповідання I в. Франка, Харків, б. г.; Іван Франко (15/VIII 1856-28/V 1916), Харків, 1926 (юбилейный сборник); Панасюк О., До творчої методи Івана Франка в повістях з робітничої тематики, "Життя и революция", Київ, 1932, № 2-3.

Л. Пидгайный.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Франко, Иван Яковлевич" в других словарях:

    - (1856 1916), украинский писатель. Участник национально освободительного движения в Галиции. В стихах (сборники «С вершин и низин», 1887; «Из дней печали», 1900), поэмах («Смерть Каина», 1889; «Иван Вышенский», 1900; «Моисей», 1905) мотивы… … Энциклопедический словарь

    - (27.8.1856, с. Нагуевичи, ныне с. Ивано Франково Дрогобычского района Львовской обл., √ 28.5.1916, Львов), украинский писатель, учёный, общественный деятель. Родился в семье сельского кузнеца. Окончил гимназию в Дрогобыче. В 1875 поступил на… … Большая советская энциклопедия


Направление декаданс Жанр стих , повесть , роман , новелла , рассказ , пьеса Язык произведений украинский , язычие , русский , польский , немецкий Произведения на сайте Lib.ru Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Ива́н Я́ковлевич Франко́ (укр. Іван Якович Франко ; 27 августа - 28 мая ) - украинский писатель, поэт, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения в королевстве Галиции и Лодомерии (Австро-Венгерской Империи). В 1915 году был выдвинут на получение Нобелевской премии , но преждевременная смерть помешала рассмотрению его кандидатуры.

Один из инициаторов основания «Русско-украинской радикальной партии » (позже «Украинская радикальная партия» - УРП), действовавшей на территории Австрии .

В честь Франко город Станислав переименован в Ивано-Франковск , а во Львовской области пгт Янов - в Ивано-Франково .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Обзор банкнота УКРАИНА, 20 гривен, 2005 год, Иван Франко, Львовский Оперный Театр, бона, купюра, кол

    ✪ КАПИТАН КУК. КРУГОСВЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. ВВС Документальное кино.

    ✪ ПоЗнания и Жизнь! Львовский Ставропигийский Университет. Ученые София Бланк и Ярослав Кмит!

    ✪ Открытие Флоринского Арийская раса в Сибири

    ✪ Люди и Образование. Ученье - Свет! Доктор София Бланк, профессор Ярослав Кмит, Майкл Мелихов.

    Субтитры

Биография

Родился в семье зажиточного крестьянина-кузнеца; мать, Мария Кульчицкая, происходила из обедневшего русинского шляхетского рода Кульчицких, герба Сас , была на 33 года моложе мужа. Первые годы детства описал в своих рассказах самыми светлыми красками. В 1865 году умер отец Ивана. Отчим, Гринь Гаврилик, внимательно относился к детям, фактически заменил мальчику отца. Франко поддерживал дружеские отношения с отчимом в течение всей жизни. В 1872 году умерла мать Ивана, воспитанием детей стала заниматься мачеха.

Учился сначала в школе села Ясеница-Сольная (1862-1864), затем в так называемой нормальной школе при василианском монастыре Дрогобыча (1864-1867). Окончив Дрогобычскую гимназию в 1875 году (ныне Дрогобычский педагогический университет), вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством. Из своего заработка выделял деньги на книги для личной библиотеки.

Во многих автобиографических рассказах Франко («Грицева школьная наука», «Карандаш», «Schönschreiben») художественно воссоздана атмосфера тогдашнего школьного образования с его схоластикой , телесными наказаниями, моральным унижением учеников. По ним видно, насколько трудно было получать образование одарённому крестьянскому парню. Франко жил на квартире у дальней родственницы Кошицкой на окраине Дрогобыча, нередко спал в гробах, которые изготавливались в её столярной мастерской («В столярке»). Уже учась в гимназии, обнаружил феноменальные способности: мог почти дословно повторить товарищам часовую лекцию учителя; знал наизусть всего Кобзаря ; домашние задания по польскому языку нередко выполнял в поэтической форме; глубоко и на всю жизнь усваивал содержание прочитанных книг. Круг его чтения в это время составляли произведения европейских классиков, культурологические, исторические труды, популярные книги на естественнонаучные темы. В целом личная библиотека Франко-гимназиста состояла из почти 500 книг на различных языках. В это же время Франко начал переводить произведения античных авторов (Софокл , Еврипид); под влиянием творчества Маркиана Шашкевича и Тараса Шевченко увлекся богатством и красотой украинского языка, начал собирать и записывать образцы устного народного творчества (песни, легенды и т. п.).

Осенью 1875 года стал студентом философского факультета Львовского университета . Во время обучения материальную помощь Франко оказывал Емельян Партицкий . Входил в русофильское общество, которое в качестве литературного языка пользовалось «язычием ». На язычии написаны первые произведения Франко - стихотворение «Народная песня» (1874) и длинный фантастический роман «Петрии и Довбущуки» (1875) в стиле Гофмана , опубликованные в печатном органе студентов-русофилов «Друг». Одним из первых, кто обратил внимание на творчество молодого Франко, был украинский поэт Кесарь Белиловский , который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко»,и во львовском студенческом журнале «Друг» под псевдонимом Джеджалык впервые появляются стихи восемнадцатилетнего Франко - «Моя песня» и «Народная песня».

Заключение

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа; таким образом русинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Старые русофилы, особенно редактор «Слова» Венедикт Площанский , обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». В 1877 году все члены редакции были арестованы, и Франко провёл 9 месяцев в тюрьме, в одной камере с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось всё галицкое консервативное общество - не только русофилы, но «народовцы», то есть украинофильские националисты старшего поколения. Франко должен был оставить и университет (окончил курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Как это пребывание в тюрьме, так и вторичное заключение в 1880 году, и ещё одно в 1889 году близко познакомили Франко с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведённых нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления; они составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из них выделяются цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе ; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и «бывших» людей; чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев.

Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, по оценкам ряда критиков, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883, из времен татарского нашествия XIII века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нём «натурализма Золя » (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко этот упрек). В украинских губерниях Российской империи этот роман привлек серьёзное внимание читателей к его автору, столь непохожему на большинство деятелей культурного движения королевства Галиции и Лодомерии, и положил начало более близкому общению Ивана Яковлевича с украинцами Российской империи.

За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для «народцев» побуждением искать сотрудничества Франко в их органах.

1885-1892 годы

Понемногу между Иваном Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 году он был приглашён ими в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Франко вел «Зорю» очень успешно, привлек в сотрудники её всех талантливейших писателей из Малороссии, а примирительное своё отношение к униатскому духовенству выразил своей поэмой «Панські жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою «за овцы своя». Тем не менее в 1887 году наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Франко от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Франко к русским писателям (Франко и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), которую галицкие националисты считали москвофильством.

Высшую симпатию Франко нашёл зато у украинцев Российской империи. В то время в силу Эмского указа в России публикация произведений на украинском языке была сильно ограничена, поэтому его сборник стихов «З вершин і низин» («С высот и долов», 1887; 2-е изд., 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В поті чола» (1890); есть русский перевод «В поте лица»,Москва, 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине», под псевдонимом «Мирон»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссія» («Ватра», 1887). Её продолжение, «Чума» («Зоря», 1889; 3-е изд. - «Вик», Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 году соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных русинов Галичины отделиться в совершенно особую партию.

По соглашению 1890 года (это так называемая «новая эра») русинский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно. Партия строгих демократов, организованная Франко и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «Русько-украінська радикальна партия»; её орган «Народ» (1890-1895), в котором Франко писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); впоследствии вместо «Народа» эта очень усилившаяся партия располагала другими газетами и журналами.

«Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Франко кончил тем, что стал популяризовать (в «Житті і Слові») английское фабианство . В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался русинского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для украинской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Франко; изданный им том политических стихотворений («Німеччина», «Ослячі вибори» и т. п.) ещё более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Франко совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэтому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Франко и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Франко разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 году издавался сборник «Зівяле листье» - «Увядшие листья» - нежно-меланхолического любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht («Будь человеком и не бери с меня пример»)).

1893 год и далее

25-летний литературный юбилей Франко торжественно отпразднован в 1895 году украинцами всех партий и стран. Лучшие украинские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Франко сборник: «Привіт» (1898). При жизни Франко некоторые его сочинения переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в конце его жизни - русский язык.

Франко, покинув политику, умер во время Первой мировой войны в бедности и был похоронен на Лычаковском кладбище во Львове. Сыновья И. Я. Франко, старший Тарас и младший Пётр , который раньше работал в СССР в химической отрасли по контракту, стали писателями. В 1939 поддержали присоединение Галиции к СССР . Пётр, был избран в Верховный Совет УССР, однако подозревался советской властью в нелояльности, в июне 1941 года был арестован и пропал в застенках НКВД при приближении немецких войск ко Львову . Тарас в послевоенные годы преподавал литературу и писал воспоминания об отце. Внучка Франко, Зиновия Тарасовна, упорядочила том сочинений Франко, не прошедших цензуру.

Фильмография

Экранизации произведений

Произведения Ивана Франко неоднократно экранизировались в кинематографе, сказки - в мультипликации

Год Страна Название Режиссёр Примечания
СССР «Борислав смеётся» Иосиф Рона Второе название - «Восковые короли». Фильм не сохранился
СССР «Захар Беркут» Иосиф Рона
СССР «Украденное счастье» Исаак Шмарук
Гнат Юра
Фильм-спектакль
СССР «Крашеный лис » Александр Иванов Мультипликационный фильм
СССР «Если бы камни говорили…» Юрий Лысенко По мотивам «Бориславских рассказов»
СССР «Заяц и Ёж» Ирина Гурвич Мультипликационный фильм
СССР «К свету!» Борис Шиленко
Василий Лапокныш
Николай Ильинский
Киноальманах по мотивам рассказов «К свету!», «Маляр», «Панталаха»
СССР «Для домашнего очага» Б. Мешкис
Юрий Суярко
СССР «Захар Беркут » Леонид Осыка
СССР «Украденное счастье» Юрий Ткаченко Телефильм
Украина «Ради семейного очага» Борис Савченко
Украина «Западня » Олег Бийма Телевизионный пятисерийный фильм по мотивам романа «Перекрёстные тропинки»
1993 Украина «Преступление со многими неизвестными » Олег Бийма Телевизионный семисерийный фильм
Украина «Остров любви » Олег Бийма Новелла «Кошечка» по мотивам рассказа «Родина»
Украина «Украденное счастье» Андрей Дончик Современная адаптация классической драмы
Украина «Лис Никита » Анимационный многосерийный фильм

Фильмы об Иване Франко

Год Страна Название Режиссёр Иван Франко Примечания
СССР «Иван Франко » Тимофей Левчук Сергей Бондарчук Художественный биографический фильм
СССР «Иван Франко» Научно-популярный фильм
СССР «Семья Коцюбинских » Тимофей Левчук Ярослав Геляс Художественный фильм
СССР «Иван Франко» Е. Дмитриева Документальный фильм
Украина «Иван Франко» М. Лебедев Документальный фильм, студия «Кинематографист»

Среди славных художников слова, чье творчество неотделимо от жизни народной, имя великого писателя Украины Ивана Яковлевича Франко

Среди славных художников слова, чье творчество неотделимо от жизни народной, имя великого писателя Украины Ивана Яковлевича Франко стоит в первом ряду могучих поборников свободы и справедливости.

Сама жизнь писателя, его дерзания и взлеты, сила его немеркнущего таланта показывают, чего может достигнуть художник, связав свою судьбу безраздельно с судьбой народа, отдавая Родине, как верный ее сын, всего себя.

К сожалению, жизнь писателя, его труд, его борьба еще мало изучены. Но вот уже много десятилетий книги Франко: романы и повести, стихи и поэмы, драмы и публицистика - все его многообразное и волнующее творчество служит человечеству в справедливой борьбе за лучшее будущее, в борьбе с темными силами произвола, в борьбе за мир.

Творчество Ивана Франко фундаментировало эпоху в украинской литературе и с новым течением продолжило дело, начатое гениальным Тарасом Шевченко .

...Полтора с небольшим века тому назад, 27 августа 1856 года, в селе Нагуевичи, Дрогобычского уезда Львовской области Западной Украины, в семье сельского кузнеца, родился будущий великий писатель.

Детство свое Иван Франко ярко и правдиво описал в замечательных рассказах «Маленький Мирон », «Карандаш », «Горчичное зерно ». В них не только черты автобиографии писателя, но и живая, убедительная картина жизни и быта западноукраинского села, прозябавшего в условиях лоскутной Австро - Венгерской империи под двойным гнетом - «своих» и чужих панов - помещиков.

Начав печататься в львовском студенческом журнале «Друг », Франко сразу проявил социальную устремленность своей музы.

Нет, не беспредметные вздохи и стенания волновали сердце молодого поэта! Не изысканные, безжизненные образы влекли его! Правда, и только правда звала его музу, или, верное, правда была его музой. Вот почему простые и незатейливые слова его стихов, рассказов пришлись не по вкусу декадентам - критикам, вызвали настороженное отношение старших коллег, искавших убежище от жизни в замысловатых «райских» садах поэзии.

Разве мог Иван Франко , с детских лет познавший жизнь простых людей, их горе и нужду, разве мог он писать о них неправду? Нет! Не такое сердце было у писателя.

Через два года после его поступления в Львовский университет деятельностью Ивана Франко заинтересовалась полиция. Вскоре молодого писателя сажают в тюрьму, где он находился более девяти месяцев. Эта мера, по мнению жандармов, профилактическая, она должна образумить «мужицкого поэта», как уже чванливо называют Франко националисты - литераторы. Но полиция не достигла ничего. Франко стойко стоит на своем. Его не согнуть ни тюрьмой, ни преследованиями или иными мерами, применяемыми против него. После выхода из тюрьмы с еще большим рвением он включается в рабочее движение Галиции. Писатель входит в состав «Рабочего комитета » и становится редактором польской рабочей газеты «Труд ». Он жадно изучает быт рабочих, условия их труда, ведет активную работу в кружках, пропагандирует идеи Маркса и составляет популярный учебник на основе трудов Маркса, Чернышевского, Милля.

В своей брошюре «Чего хотят Галицкие рабочие », опубликованной в 1881 году, Франко пишет:

«В скором времени можем надеяться, что и у нас в Галиции будет создана явно «громада рабочая», состоящая из рабочих украинских, польских, еврейских и всяких других народностей, проживающих в городах и селах».

Интересно, что один из пунктов программы «громады рабочей» гласил: «Чтоб вся земля с лесами и пастбищами, реками и озерами принадлежала тем обществам, которые на ней работают, а также чтобы все фабрики и заводы принадлежали тем рабочим, которые на них работают».

Мужественный голос Ивана Франко набирал силу. Он зазвучал особенно четко и призывно в первом большом сборнике стихотворений писателя - «Вершины и низины ».

Боритесь же! Смелей! Для всей земли

Путь правды расчищайте!..

В этих словах был уже горячий зов сердца поэта. Не прикрывая свои мысли никакими туманными словоизлияниями, как это делали многие его современники, Иван Франко заявлял откровенно и смело:

Придется стать за правду твердо:

Все вровень, и к плечу плечо,

Придется нам с врагом сразиться,

И кровь рекою потечет.

Да, путь к свободе и правде труден! Поэт не желал скрывать этого от своих читателей. Он ясно видел победу народа, верил в нее и поэтому твердо провозгласил:

Встанет мать родная Украина

В счастьи беспредельном...

Сгинут грани, те, что разделяли

Братьев меж собою,

Мать обнимет всех детей любимых

Теплою рукою...

Слова писателя оказались вещими. Они могли родиться в устах человека, преданного народу, глубоко понимавшего жизнь народа и горевшего одним стремлением - бороться за счастье народа. И так от книги к книге росло мастерство писателя, крепло мужество борца - революционера, непримиримого ко всяким отступникам и отступничеству. Эта его непримиримость, верность делу трудящихся, подлинное чувство интернационализма, чувство дружбы народов снискали ему любовь и уважение в сердцах миллионов трудящихся. К нему, как к старшему собрату по перу и учителю, приезжали Михаил Коцюбинский и Леся Украинка... К нему, как к неиссякаемому роднику, обращались сотни и тысячи молодых смелых борцов за правду. Его уже знала не только Западная, но и вся Украина. Его голос наполнял сердца мужественных патриотов верой и отвагой.

Неутомимым тружеником был Иван Франко . Двадцать томов его произведений, изданных к столетнему юбилею, охватывают самые значительные произведения писателя.

Его проза: повести «Борислав смеется », «Боа - констриктор » («Удав ») - имеет неоценимое значение для нашей литературы. Рабочий человек и его труд, его светлая совесть и чистое сердце - и рядом эксплуататор, враг - капиталист, присосавшийся к телу пролетария, пьющий из него все жизненные соки, пользующийся его трудом... Все это показано правдиво и ярко, убедительно и запоминается надолго. Иван Франко сквозь мрак видел свет правды, путь к ее торжеству.

Михаил Коцюбинский, характеризуя творчество Ивана Франко, писал: «Реалист в лучшем смысле этого слова, Франко любит останавливаться в своих прозаических творчествах на двух темах: первая - борьба капитала с трудом и обстановка этой борьбы, и вторая, - пробуждение людского чувства у людей, которое кажется совсем погибшими. Интерес к этой последней теме говорит нам о том, что у Франко есть великая вера в людей».



Вера Ивана Франко в человека была огромна. Она помогала ему преодолевать многие тяжкие невзгоды, выпавшие на его долю, долю борца; она вдохновляла писателя на тот труд, который сокрушает все преграды, и даже когда его тело сковал тяжелый недуг, дух Франко оставался крепким, свободным и непоколебимым. Он никогда не жаловался на свои личные беды и не опускал головы. Таким знали его современники, которым выпало счастье работать вместе с ним, таким он предстает перед нами в своих книгах, обогативших культуру нашего народа, ставших в советскую эпоху достоянием всех народов советской Родины.

Франко ненавидел тех, кто старался усыпить в людях чувство гражданского долга, он писал страстно и горячо:

Не бойтесь, коль порою стоны

Сквозь песни строй до вас дойдут.

Сердец страдавших миллионы

В той песне дружным боем бьют.

Диапазон творчества Франко огромен. Он интересовался не только современностью, но и историей. Образцом исторического романа остается и до наших дней его книга «Захар Беркут », посвященная борьбе Карпатской Руси с монгольским нашествием в XIII веке. Хочется тут процитировать слова Ивана Франко: «Повесть историческая - это не история... Писатель пользуется историческими фактами только в своих собственных художественных целях, для воплощения определенной идеи в определенных, живых, типичных персонажах».

В «Захаре Беркуте » Иван Франко стремился воссоздать картины будущего трудового общества. Повесть перекликается с идеалами русской революционной демократии шестидесятых годов.

Среди драматических произведений Ивана Франко особое место занимает широко известная драма «Украденное счастье ».

В основе личного несчастья, неудачи во многих случаях лежит классовая, социальная причина - таков неумолимый закон жизни. Вывод этот напрашивается по прочтении драмы. Необычайно ярко выписаны в ней характеры действующих лиц, никаких прикрас, одна правда, суровая, подчас жестокая, но правда. Появившись в 1893 году, пьеса поразила всех своим твердым стремлением указать обществу причину многих зол для человека, закованного в рабские цепи капиталистического общества. И снова Иван Франко смело и в полный голос звал к борьбе вопреки тем, кто пытался усыпить простого человека, примирить его с действительностью, толкая в объятия церкви, заменяя ему подлинную борьбу грезами о каком - то будущем благе.

Спустя два года после появления «Украденного счастья » Иван Франко опубликовал драму - сказку «Сон князя Святослава ». В ней он воспевает преданность родине, патриотизм, борьбу за единство Руси.


Могли ли подобные идеи, верность делу рабочего человека, призыв к борьбе, примирить Франко с теми, кто проповедовал, что все должно быть по - своему мирно и тихо?.. Конечно, нет. Франко, гонимый австро - венгерскими жандармами, подвергался травле и со стороны украинских националистов. Были попытки склонить Франко на иной путь. Ответ на подобные попытки - гневные слова писателя:

Какой я декадент? Я сын народа,

Который рвется к солнцу из берлог.

Мой лозунг: труд, и счастье, и свобода,

Я сам - мужик, пролог, не эпилог.

Пламенный патриот, Иван Франко все творчество свое посвятил отчизне, народу. Идеи научного социализма, с которыми он был хорошо знаком, традиции Тараса Шевченко , тесная связь с народом всей Украины, от берегов Черного моря до Карпатских вершин, а не одной Галиции, как утверждали приверженцы австрийского оккупационного режима, - все это придало творчеству Франко особую силу и размах. Этим нужно объяснить его огромное влияние на таких классиков украинской литературы, как Коцюбинский и Стефаник, Леся Украинка и Кобылянская, Черемшина и Мартович.

Непримиримость Ивана Франко к национализму и национальной ограниченности была кристально чиста. Подлинный интернационалист, писатель воплотил во многих своих произведениях идею дружбы народов, единства интересов угнетенных масс.

С душевным ликованием отмечал Иван Яковлевич в одной из статей, написанной им на русском языке: «Мужики - депутаты начали с крайней резкостью выступать против помещиков, а в добавку всего после нескольких заседаний мужики - украинцы и мужики - поляки соединились в один тесный «мужицкий клуб» для общей борьбы с панством».


О своем отношении к правам нации на свободу и независимость Иван Франко писал однажды так: «Нация, которая во имя будь то государственных или иных интересов душит и останавливает в свободном развитии другую нацию, - копает могилу сама себе и тому государству, которому будто должен служить подобный гнет».

В дни, когда отмечается следующая, и следующая, и следующая годовщина со дня рождения великого украинского писателя, взоры невольно обращаются к Украине, которой отдал свой талант, свое сердце Иван Франко. И все, что сделано потомками великого писателя, не есть ли лучший памятник ему?! Ведь об этом мечтал он, начиная свой путь писателя, и этому отдал все свои силы!

Решение Всемирного Совета Мира о праздновании юбилея Ивана Франко является ярким признанием правильности и честности того пути, которым шел писатель.

Народ Украины по - братски признателен деятелям движения за мир за проявленное уважение к труду великого украинского классика, который понимал, как и лучшие представители других народов, что самым заветным чаянием простого человека, любящего свой народ и свою Родину, был и остается мир.

Франко Иван Яковлевич родился 27 августа 1856 года в с. Нагуевичи Дробецкого повета. Умер 28 мая 1916 года во Львове в возрасте 60 лет. Украинский писатель, публицист и поэт, ученый, переводчик, политический и общественный деятель, доктор философии, действующий член Научного общества имени Т. Шевченко, почетный доктор Харьковского университета.

Подвиг Ивана Франко.

Франко - великий классик украинский литературы №2 после Т. Г. Шевченко, прославивший Украину в образе Каменяра , так, что его талант и величие мирового уровня признали

В СССР - его именем в 1962 г. был переименован город Станислав - областной центр в УССР, ставший Ивано-Франковском;

В независимой Украине - на купюре в 20 гривен фото Франко;

В современной России именем Франко названы улицы в Москве, Туле, Уфе, Калининграде, Тамбове, Липецке, Перми, Чебоксарах, Иркутске и ряде других городов современной России;

В Канаде имя Франко носит улица в Монреале, а в Виннипеге установлен памятник работы Игнащенко;

В Казахстане улица в г. Рудный Костанайской области Казахстана так же носит имя Ивана Франко;

Еще при жизни Ивана Франко его произведения были переведены на немецкий, русский, польский и чешский языки.

Такое мировое признание имени Франко, как и его увлечение марксизмом (хотя позднее стал его ярым критиком), вызвало обратную реакцию у ряда националистических деятелей независимой Украины, а среди массового круга украинских читателей выросло равнодушие, а в отдельных случаях - почти нескрываемая неприязнь к самому Франко и пренебрежительное отношение к его наследию. Кем для нас является Иван Франко? Ответить на этот вопрос невозможно без знания того, кем он был в свое время для Галичины и всей Украины.

- Иван Франко начал работать на благо Украины в 1873 г., начиная с литературы . Позже он работал на научном поле как общественный и политический деятель, как журналист, и везде, где надо было работать на благо народа. В начале своей карьеры Иван Яковлевич Франко был известен вовсе не как писатель, а как экономист;

Изучал проблемы, которые тем или иным способом возникали в связи с отменой барщины, а также внедрением капиталистических отношений в селе . Так, не только теоретически, но и на практике старался разъяснять учение Маркса - Энгельса о создании добавочной стоимости, показывая это на примере добычи соли в Нагуевичах, и т. п. В статье "Что такое прогресс?" (1903 г.), давая общую характеристику взглядов Энгельса на будущее социалистического общества, Франко писал:

Время показало правильность прогнозов Франко относительно будущего государства, которое строилось по основным положениям марксистской теории. Эти прогнозы поразительно совпадают с общими контурами административно-бюрократической системы, действовавшей в Украине на протяжении 70 лет.

- В 1904 году Иван Франко предсказал то, что происходило в Украине за 70 лет господства советской системы. Он писал, что если бы осуществить коммунистическую программу, то это было бы "отрицание всяких свободных рабочих союзов", это был бы "одинаковый принудительный труд для всех, было бы заведение принудительных армий, особенно для земледелия". Автор "Моисея" 90 лет назад писал о "всевластии коммунистического государства, указанная во всех 10-х точках коммунистического манифеста, в практическом переводе означало бы триумф новой бюрократии над всем ее материальным и духовным жизнью".

Позицию, которую занимал Иван Франко в последние годы своей жизни, можно назвать национализмом. Он хорошо почувствовал разницу между марксистской теорией и практикой национальных движений. Выдвинутые Марксом и Энгельсом лозунги "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" и "Рабочие не имеют Отечества" предусматривает международный характер рабочего и социал-демократического движения. Зато национальные движения, по словам Франко, выдвигают на первое место интересы "одиночной нации" как крупнейшей единицы, которую человек может обнять своим трудом.

Читая произведения Ивана Франко, убеждаемся, что писатель был против национального и социального порабощения. В 1887 году он напечатал сказку«Как русин топтался по том свете», где верно представил политику России в отношении Украины.

Иван Франко глазами художника Юрия Журавля.

Известный украинский художник и аниматор Юрий Журавель следующим образом изобразил Ивана Франко:

Иван Франко и социальные сети.

Группа , посвященная Франко в соцсети "Вконтакте".

Биография Ивана Франко.

1875 год - закончил гимназию в Дрогобыче, стал студентом философского факультета Львовского университета;

Активная издательская и общественно-политическая деятельность Франко, а также его переписка с Михаилом Драгомановым привели к аресту писателя по обвинению в принадлежности к тайному социалистическому обществу;

1880 год - арестован во второй раз по обвинению в подстрекательстве селян против власти;

1881 год - соиздатель журнала "Свет";

1882 год - после закрытия "Света" работает в журнале "Заря" и газете "Дело";

Май 1986 года - женился на Ольге Хоружинской;

1888 год - работал в журнале "Правда";

1889 год - арестован третий раз за свои связи с надднепрянцами;

1890 - при поддержке Михаила Драгоманова Франко становится сооснователем Русско-Украинской радикальной Партии;

1908 год - отмечается значительное ухудшение состояние здоровья писателя. Тем не менее он продолжает работать;

Организаторам похорон выступал Кость Левицкий.

У Ивана Франко было три сына. Один из них - Андрей, умер в возрасте 26 лет. Двое других - Петр и Тарас - стали писателями. Была и дочь Анна, также украинская писательница, публицист и мемуарист.

На телеканале "Интер" об Иване Франко сняли документальный фильм. В проекте "Великие Украинцы" Святослав Вакарчук рассказывает про Ивана Франко. Телеканал Интер, 2008 г.

Увековечивание памяти Ивана Франко.

1962 год - город Станислав был переименован в Ивано-Франковск;

В честь Ивана Франко во множестве городах Украины названы улицы и площади;

В его честь названо астероид 2428 "Каменяр";

В память об Иване Франко было открыто множество памятников в Украине и за границей. В частности, в Ивано-Франковске есть памятник и бюст Ивану Франко:

27-29 июля 2012 года в н. п. Нагуевичи прошел музыкально-творческий фестиваль "Франко Фест";

В с. Криворивня Веховинского района открыт музей имени Ивана Франко, в котором выставлено множество вещей, которых касалась его рука:

Еще один музей в с.Лолин;

В Калуше - дом-музей семьи Франко;

Национальный литературно-мемориальный музей имени Ивана Франко во Львове:

2006 год - монета с изображением Франко:

Марка, номинал которой составлял 70 копеек:

2003 год - изображение Франко на 20-гривневой купюре:

Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию об Иване Франко в поисковой системе?

Как видно из фото, пользователи поисковой системы Яндекс в сентябре 2015 года интересовались запросом "иван франко" 7 169 раз.

А согласно данному графику, можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндексе к запросу "иван франко" за последние два года:

** Если у вас есть материалы о других героях Украины, просьба выслать их на этот почтовый ящик

С. Нагуевичи, Дрогобычский повет, Галиция - 28 мая , Львов) - писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения на западе Украины . Один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии , действовавшей на территории Австрии .

В честь Франко город Станиславов переименован в Ивано-Франковск .

Биография

Родился в семье крестьянина-кузнеца; первые годы своего детства он в своих рассказах изображает самыми светлыми красками. Отец умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую «нормальную» школу. Отчим, тоже крестьянин, заботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Франко, так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей; по признанию Ивана Франко, ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом в гимназии, он шёл первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, писал на народном украинском языке.

Поступив в 1875 году во Львовский университет , Франко присоединился к студенческому кружку партии так называемой «москвофильской », которая тогда была в Галиции ещё сильна; эта партия пользовалась в качестве литературного языка «язычием », то есть смесью церковнославянского со словами польскими и украинскими. На таком язычии Франко стал помещать в органе студентов-москвофилов «Друг» свои стихотворения и длинный фантастический роман «Детріи и Добощуки», в стиле Гофмана. Одним из первых кто обратил своё внимание на творчество молодого поэта Ивана Франко был украинский поэт Белиловский Кесарь Александрович , который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко».

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова , молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа - украинский; таким образом украинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Разъяренные массовой потерей молодежи, старые москвофилы, особенно редактор «Слова» В. Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». Члены её в 1877 году были все арестованы, и Иван Франко провел 9 месяцев в тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое консервативное общество - не только москвофилы, но и так называемые народовцы, то есть украинофильские националисты старшего поколения, с убеждениями буржуазными или униатско-клерикальными. Франко должен был оставить и университет (он окончил университетский курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Как это пребывание в тюрьме, так и вторичное заключение в 1880 году и ещё одно и 1889 году близко познакомили Франко с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведенных нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления; они-то составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются: цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и «бывших» людей; чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев (переведено на русский язык несколько раз; стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды).

Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, по оценкам ряда критиков, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883, из времен татарского нашествия XIII века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нём «натурализма Золя » (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко этот упрек). В украинских губерниях Российской империи этот роман привлек серьёзное внимание читателей к его автору, столь непохожему на большинство деятелей культурного движения Галиции, и положил начало более близкому общению Ивана Яковлевича с украинцами России.

За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для «народцев» побуждением искать сотрудничества Франко в их органах.

Дом Ивана Франко во Львове, ныне музей писателя

‎ Понемногу между Иваном Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 году он был приглашен ими даже в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Франко вел «Зорю» очень успешно, привлек в сотрудники её всех талантливейших писателей из Украины российской, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой «Панські жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее в 1887 г. наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Франко от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Франко к русским писателям (Франко и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), в которой украинскому шовинизму чуялась «москалефильство».

Высшую симпатию Франко нашёл зато у украинцев Российской империи. В то время в силу Эмского указа в России публикация произведений на украинском языке была сильно ограничена, поэтому его сборник стихов «З вершин i низин» («С высот и долов», 1887; 2-е изд., 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В поті чола» (1890); есть русский перевод «В поте лица», Санкт-Петербург, 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине», под псевдонимом «Мирон»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссія» («Ватра», 1887). Её продолжение, «Чума» («Зоря», 1889; 3-е изд. - «Вик», Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных украинцев Галичины отделиться в совершенно особую партию.

По соглашению 1890 г. (это так называемая «новая эра») украинский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно, но зато на украинскую интеллигенцию возлагалось обязательство жертвовать интересам крестьян, поддерживать унию с Римом и подавлять русофильство. Партия строгих демократов, организованная Франко и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «Русько-украінська радикальна партия»; её орган «Народ» (1890-95), в котором Франко писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); впоследствии вместо «Народа» эта очень усилившаяся партия располагала другими газетами и журналами.

«Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Франко кончил тем, что стал популяризовать (в «Житті i Слові») английское фабианство . В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался украинского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для украинской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Франко; изданный им том политических стихотворений («Німеччина», «Ослячі вибори» и т. п.) ещё более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Франко совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэтому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Франко и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Франко разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. издавался сборник «Зівяле листье» - «Увядшие листья» - нежно-меланхолического любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht («Будь человеком и не бери с меня пример»)).

Около 1893 г. Франко вдруг отдаётся преимущественно учёным занятиям, вновь записывается во Львовский университет, где намечается профессором Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и украинской словесности, потом доканчивает историко-филологическое образование в Венском университете на семинариях у академика Ягича, издает (1894) обширное исследование об Иоанне Вышенском и докторскую диссертацию: «Варлаам и Йоссаф», издаёт (с 1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал «Життье i Слово», печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной вступительной лекции Франко в Львовском университете, профессорский сенат избрал его на кафедру украинской и старорусской литературы, и Франко мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя «ярмо барщины» (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, «который три раза сидел в тюрьме».

Тяжёлое пессимистическое настроение Франко выразилось в его сборнике стихотворений: «Мій Ізмарагд» (1898, составленного по образцу древнерусских «Измарагдов»); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Франко обрисовал в романах «Основи суспільности» = «Столпы общества», «Для домашнього огнища» = «Ради семейного очага» 1898) и др. Такие произведения, как «Основи суспільности», истолковывались польскими врагами Франко в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа.

Всего больше Франко поплатился за своё исследование о Мицкевиче, по случаю его юбилея: «Der Dichter des Verraths» (в венском журнале «Zeit»). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских («Киевская Старина», «Северный Курьер»), но этого случайного заработка было недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от тёмной квартиры и голодная смерть с семьей.

Как раз к этому времени «Учёное общество имени Шевченко во Львове» получило, под председательством профессора М. С. Грушевского , прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в число главных работников был привлечён Франко С 1898 г. он был редактором «Літературно-Наукового Вістника», украинского журнала, издаваемого обществом имени Шевченко; здесь печатается большая часть его беллетристических, поэтических, критических и историко-литературных произведений. Его роман «Перехресні стежки» = «Перекрестные тропинки» (1900) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: «Із днів журби» = «Из дней скорби» (1900). Учёные сочинения Франко по истории, литературе, археологии, этнографии и т. п. издаются в «Записках» учёного общества имени Шевченко и - монографиями - в многочисленных «Трудах» секции общества, в одной из которых Франко состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Франко, составленный М. Павликом, образовал объёмистую книгу (Львов, 1898).

Франко был знаком с лидерами венского модерна Артуром Шницлером, Гермонам Баром, чешским философом и будущим президентом Чехословакии Томашем Масариком, оснавателем сионизма Теодором Герцлем, главой польских символистов Станиславом Пшибышевским.

25-летний литературный юбилей Франко торжественно отпразднован в 1899 г. украинцами всех партий и стран. Лучшие украинские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Франко сборник: «Привіт» (1898). При жизни Франко некоторые его сочинения Франко переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в конце его жизни - русский язык.

Франко, покинувший политику в 1904 г., умер во время Первой мировой войны в бедности и был похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.

Литература

  1. предисловие Драгоманова к «В поті чола» (Львов, 1890), где помещена автобиография Франко;
  2. обстоятельная биография и анализ произведений - в «Истории малороссийской литературы» профессора Огоновского;
  3. статья О. Маковея в «Літ.-Н. Вістн.» (1898, книга XI); 4) «I в. Франко» - обзор профессора свой А. Крымского (Львов, 1898). См. статью Дегена в «Нов. Слове» (1897, книга III) и предисловие Славинского к русскому переводу «В поте лица» (Санкт-Петербург, 1901). Об этнографических трудах Франко - у профессора Мусцова, во II тому «Современной малороссийской этнографии».

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иван Франко" в других словарях:

    - «ИВАН ФРАНКО», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв., 100 мин. Историко биографический фильм. Об украинском поэте, писателе, публицисте и общественном деятеле Иване Франко (1856 1916), за пропаганду идей русских демократов трижды подвергшемся… … Энциклопедия кино

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...