Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Мика морозов биография. Описание картины «Портрет Мики Морозова» В. Серова. Портрет, написанный Серовым

"Портрет Мики Морозова" Серов написал в 1901 году. От картины не отвести глаз, настолько живым получился ребенок, смотришь и страшно за него до холодка в сердце. Впереди - революция семнадцатого, голод двадцатых, расстрелы тридцатых, война сороковых... Выжил? Сгинул? Михаил Михайлович Морозов - из семьи тех самых фабрикантов Морозовых - богатейших промышленников и меценатов - образование получал в Англии, несмотря ни на что, вернулся в Россию, в двадцатых годах закончил филологический факультет Московского университета. Стал известным советским литературоведом, театроведом, переводчиком. Всю свою жизнь посвятил творчеству Шекспира, результаты его работы получили мировую известность. В 1949 году занял пост главного редактора англоязычного журнала News. Пережил Вторую Мировую, арестован не был. Чудо.
В 1952 году высшее руководство СССР захотело провести в Москве особую конференцию с участием наследников знаменитых русских купеческих фамилий - Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Мамонтовых и других - с целью наладить отношения с эмиграцией, а, главное, привлечь её капиталы для вложений в послевоенное восстановление и развитие советской экономики. Встал вопрос, кому встречать приглашенных? Кто сможет расположить к себе столь важных гостей - не Берия же с Маленковым... И вспомнили про Мику - про Михаила Михайловича - потомка известной фамилии, блестяще образованного, свободно владеющего европейскими языками, известного за границей ученого. Вызвали. Рассказали, в чем суть, сформулировали задачи. Михаил Михайлович без промедления согласился.
И тут поинтересовались его социальным статусом и материальным положением. Неожиданно выяснилось, что зарплата профессорская по западным меркам - копеечная, живет Михаил Михайлович в убогой коммунальной квартире, и о простых благах, знакомых любому западному гражданину, не имеет даже представления. Тут же, в его присутствии Микоян продиктовал своему помощнику перечень того, что необходимо сделать, а именно: обеспечить товарища М.М. Морозова презентабельной одеждой, достойной зарплатой, отдельной обставленной мебелью квартирой - где-нибудь в приличном месте - на Фрунзенской набережной или Кутузовском проспекте, дачей, оборудованной для приёма гостей, личным автомобилем и еще чем-нибудь, что может захотеть Михаил Михайлович.
Буквально ошеломленный всем происходящим Морозов был доставлен домой в чёрном лимузине, чем несказанно удивил соседей и близких, которые еще более были ошарашены его рассказом о предстоящих переменах. Затем Мика лег на диван немного отдохнуть и… умер. От пережитого потрясения случился инфаркт. Ему было пятьдесят пять лет.
А встреча с потомками бывших миллионеров царской России, под названием «Совещание промышленников», из-за смерти Сталина состоялась в Кремле только через три года.

Урок по картине В.А. Серова "Мика Морозов"(1901)

Задачи:

Познакомить учащихся с жанром портрета, с творчеством В.А. Серова;

Формировать познавательные УУД на основе использования различных способов работы с информацией.

1. Актуализация знаний учащихся. Создание ситуации успеха.

    Если на картине изображен человек, как называется такая картина?

    Портреты каких людей писали художники?

Всегда ли эти люди были знаменитыми? Знакомство с жанром
живописи - портретом.

Только ли внешность человека воспроизводит художник? Может ли он показать его внутренний, духовный мир, черты характера?

2. Знакомство с выдающимся художником-портретистом В.А.Серовым.

Валентин Александрович Серов был выдающимся портретистом, во многом определившим пути развития русского изобразительного искусства в XX веке.

Уроки И.Е.Репина в детстве, занятия в Академии художеств с замечательным педагогом П.П.Чистяковым дали Серову серьезную профессиональную подготовку.

Уже ранняя его картина «Девочка с персиками», написанная в 1887 году, когда Серову было всего 22 года, явилась значительным событием в русском искусстве.

Серова привлекали детская психология, непосредственность душевных движений, детская наивность, своеобразная «неиспорченность». Эти качества выступают как незыблемые достоинства человека, неизменно ценные. Один из таких детских портретов считается одним из лучших в мировом искусстве.

3. Беседа по содержанию картины

Что вы видите на этой картине?

Как вы думаете, кто это? Что вы можете о нем сказать? (При рассматривании этого портрета учащиеся редко приходят к единому мнению: одни считают этого ребенка мальчиком, другие - девочкой. Для того чтобы споры не были беспредметными, сообщаем название картины.)

Как вы думаете, от какого имени образована ласковая форма Мика? (Это один из вариантов имени Михаил. Полностью мальчика звали Михаилом Михайловичем Морозовым, он был сыном Михаила Абрамовича Морозова, известного покровителя художников и писателей, коллекционера произведений русской и французской живописи новейшего времени),

Что происходит на этой картине?

Что мальчик мог увидеть перед собой? Увиденное его испугало, удивило или обрадовало?

Когда и где это происходит? Что позволяет вам так думать? Как это можно определить? Как вы думаете, почему художник изобразил Мику в такой одежде и позе? Какое это может быть время суток?

Сколько лет этому мальчику? (Обращаем внимание, что мальчик еще маленький. Кресло, в котором он сидит, ему явно велико. У него детское выражение лица, пухлые губки, приоткрытый рот. Зная дату рождения мальчика -1897 год - и дату написания картины - 1901- можно сказать точно, что ему всего четыре года).

Каким нам показывает мальчика художник? Опишите его лицо, позу, одежду. Мы не видим его ножек, но попробуйте определить, обут ли мальчик.

Какое настроение вызывает у вас этот портрет? С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?

Попробуйте определить, что заинтересовало художника в его герое.

Что служит фоном для фигуры мальчика?

Какие средства для создания образа героя использует художник? Каких тонов в картине больше, светлых или темных?

Интересно, может ли что-то помочь нам убедиться в том, насколько мы правильно угадали характер Мики? В книге Людмилы Третьяковой о Маргарите Кирилловне Морозовой - матери Мики Морозова - рассказывается о нескольких случаях из его детства, характеризующих его как фантазера, ребенка чрезвычайно любознательного, непосредственного, веселого, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Например, такой эпизод: «Мику тяпнула невесть откуда взявшаяся дворняжка. ... Мика вопил во весь голос, довольный всеобщей паникой. Мать строго приказала ему замолчать и впредь не приставать к животным, если не хочет быть за это наказан. Тот мгновенно умолк. Царапину обильно залили одеколоном и по требованию потерпевшего многослойно обвязали куском полотна. Мика, вжившись в роль героя Полтавской битвы, тут же полез по лестнице на крышу показывать рану кровельщикам. Сестры его громко обсмеяли». /С.346/.

5. Анализ характера героя картины. Лексико-орфографическая подготовка.

Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом мальчике? Какие черты характера показались ему самыми важными? Какие из этих черт могли сохраниться у взрослого Михаила Михайловича Морозова? Для этого составим характеристику героя с помощью лучевой модели (вокруг центрального круга с указанием имени героя дается описание внешности героя картины, его поведения, черт характера, нашего к нему отношения.)

Итак, мы постарались определить, какие черты внешности могли сохраниться у взрослого Михаила Морозова: темные глаза, высокий лоб, кудрявые, пышные волосы, порывистые, быстрые движения. Наверное, он и взрослым сохранил свою любознательность, умение быть вдумчивым и внимательным, непосредственность и живость характера. Возможно, этот человек выбрал такую профессию, где эти качества являются необходимыми.

Сравним наши предположения с воспоминаниями знавших Морозова людей.

Действительно, Михаил Михайлович Морозов (1897-1952) стал известным критиком, переводчиком, исследователем великого английского драматурга и поэта Вильяма Шекспира.

Вот так давным-давно Валентин Серов те черты, которые человек сохранил всю свою жизнь. В таком предвидении и заключается магия большого искусства.

    Составление сравнительной характеристики.

    Составление плана сочинения. 8.Написание сочинений.

9. Презентация детских работ.

Детские сочинения

Художник Серов с детства увлекался рисованием. Он любил писать портреты семьи Морозовых. Одну из этих, картин мы рассматривали на уроке.. На одном из них изображен

На темно-зеленом фоне изображен высокий деревянный стул, на котором сидит наш герой, мальчик Мика. На вид ему около пяти лет. Из окна на него падает луч утреннего солнца. Глаза у Мики карие, большие, брови тонкие, губы розовые - бантиком, носик остренький. Волосы кудрявые, темно-русые. Характер у мальчика добрый, открытый, спокойный - это видно из образа, который создал художник.

Картина мне показалась волшебной, в ней мальчик похож на маленького принца. У него загадочные глаза, и если бы он заговорил, то и голос его был бы хрустальный. Я сравнила Мику с двоюродным братиком Андрюшкой, он очень похож на него и внешностью и своим поведением. Мне эта картина очень понравилась, я считаю, что Серов любил и умел рисовать детей.

Князевич Л.

В. Серов

«Мика Морозова»

Художник Серов часто рисовал семью Морозовых. Семья Морозовых была известна в России. И художник нарисовал маленького мальчика. Его звали Мика Морозов. Ему было около пяти лет. Он сидел на большом стуле. И держался за перила. И пытался слезть. Мика находился в мрачном помещении. Я считаю, что там делали ремонт. Мика, наверное, спал, и его разбудил лучик света. Он не понял, что это такое, и встал или увидел под елкой подарок.

У Мики были запутанные кудрявые волосы после сна. Лобик у него небольшой, открытый. Бровки тоненькие, приподнятые. Глазки карие, удивленные. Нос остренький. Щечки пухленькие, розовенькие. Маленькие ушки. Губки алые, бантиком. Одежда у Микки - беленькая пижамка вроде комбинезончика с круглым воротничком. У него такая смешная поза, он так удивленно смотрит, как будто хочет слезть со стула и побежать на улицу. Если к нему приглядеться, то характер у него подвижный, сразу видно, что шалун, но добрый и хороший мальчик.

Мне очень понравилась эта картина потому, что мальчик был, по моей версии, шалун, и поэтому очень похож на меня. Ведь я в детстве была такая же шалунья. (Поленова Вика).

Литература

Морозов М.М. Избранные статьи и переводы. Предисловие Р.М.Самарина. М., ГИХЛ, 1954.

Третьякова Л. Графская любовь. М.:Виконт-МВ, 2010. -480с.

Есть ли у нас возможность узнать, насколько правильны наши предположения? Для этого прочитаем воспоминания исследователя творчества Серова И.В.Долгополова, где рассказывается эпизод, случившийся с известным художником Николаем Соколовым (одним из Кукрыниксов): «Шла Великая Отечественная война. Художники /Кукрыниксы/ жили в Москве. Создавали «Окна ТАСС», рисовали острейшие карикатуры в газетах. Иногда в свободные дни посещали специальные среды в Центральном Доме работников искусств, где давались концерты, шли просмотры фильмов...

И вот однажды Соколов увидел здесь очень знакомого человека, но никак не мог вспомнить его имя. Пожилой мужчина с всклокоченной, вихрастой седой головой сидел в кресле, чуть привстав и слегка приоткрыв рот, внимательно слушая выступающего артиста.

Николай Александрович спросил в антракте у приятеля: «Кто этот мужчина?» Ему ответили, что это критик Михаил Морозов.

Словно молния прорезала память Соколова: «Да ведь это постаревший серовский Мика Морозов!»

В предисловии к книге М.М.Морозова Р.М.Самарин писал: «От встреч с М.М.Морозовым и от его выступлений всегда оставалось впечатление страстности, убежденности, горячей заинтересованности в том, чем он занимается. Человек деятельный и творческий, одаренный тонким пониманием искусства, блестящий лектор и стилист, он полностью нашел себя в любимой работе -многостороннем изучении Шекспира, которому и была отдана его жизнь...» /1/.

Знавшие его люди отмечали его природную одаренность и огромную эрудицию, неутомимую энергию и упорство, постоянную доброжелательность в отношении к людям и артистизм натуры, что вызывало со стороны окружающих глубокое уважение и искреннее расположение.

«Все в нем было броско и ярко: остро глядящие черные с блеском глаза, звучный голос, громкий смех...Мы неизменно узнавали в нем того жадно и пристально вглядывающегося в окружающий мир ребенка, «Мику Морозова», которого так чудесно изобразил великий художник Валентин Серов», - вспоминал хорошо знавший Михаила Михайловича С.Я.Маршак/Цит. по: с.441-442/.

«Морозова называли человеком «с талантом и огнем». Наверное, он был счастлив, поскольку видел мир как поэт и философ, не устававший восхищаться вечной красотой мира, сожалевший лишь о краткости бытия, отпущенного, чтобы насладиться ею». /С.444/.

Серов Валентин Александрович - замечательный мастер портретной живописи. Он подарил нам немало образов известных людей, живших в конце XIX – начале XX веков. Среди них и композиторы, и художники, и писатели, и даже царские особы. Детский портрет Мики Морозова, сына известного в России мецената Морозова - одна из его лучших работ. И это не случайно, потому что художник с особой теплотой и любовью работал с детьми и старался как можно правдивее передать на своих полотнах их открытый, непосредственный характер.

На картине крупным планом изображен очень обаятельный розовощекий мальчик четырех-пяти лет. Он, наверное, только-только проснулся, выпрыгнул из теплой кровати, пробежался босиком по прохладному полу и забрался на узкое деревянное кресло. На нем белоснежная длинная ночная рубашка. Круглый воротничок рубашки и рукава украшены тонким кружевом. Его кудрявые тёмно-русые волосы взъерошены, а на щечках играет легкий румянец от недавних сновидений.

Мика присел лишь на самый краешек кресла. Оно для него великовато, и ему пришлось высоко поднять свои маленькие пухлые ручки, чтобы положить их на подлокотники. Для удобства и уюта на спинке и сиденье есть небольшие, цветные тканевые подушечки. Но мальчик не успел на них поудобнее устроиться и откинуться на спинку кресла, потому что его внимание привлекло что-то необычайно интересное. Он даже немного привстал на сиденье, подался немного вперед и замер.
Картина Мика Морозов В.А. Серова

Его большие выразительные карие глаза широко распахнулись, ротик с пухлыми губками слегка приоткрылся, темные тонкие брови приподнялись от удивления. Он заинтересованно, как завороженный, смотрит вдаль. Вся его фигура выражает нетерпение. Одна его ручка пока ещё лежит на подлокотнике, а вторая с силой сжала деревянный шар на ручке кресла. Он готов вот-вот спрыгнуть и броситься навстречу новому, неизведанному. Что привлекло внимание Мики? Для маленького ребенка всё удивительно в этом мире. Может, прилетела синица и постучалась в окно. А, может, с улицы слышны детские голоса и звонкий смех, и мальчику тоже хочется присоединиться к веселой игре.

Удивительно, как художник уловил и с помощью кисти и красок сумел так точно и живо передать сиюминутное настроение этого непоседливого мальчугана. Фон картины расплывчатый и неброский, взгляд на нем не задерживается. Зато фигура Мики в белой рубашке словно светится. Кажется, от жизнерадостности ребенка в комнате становится светлее.

Мне очень понравилась эта картина, потому что Серов с какой-то особой теплотой передал характер этого очень обаятельного мальчика. Кажется, что время на секунду замерло на этом полотне.

У Станислава Садальского появился пост о знаменитом серовском портрете маленького Мики Морозова и о судьбе мальчика, изображенного на полотне. Мне было особенно интересно - когда-то я написала книгу о матери этого мальчика, знаменитой общественной деятельнице гачала ХХ века Маргарите Морозовой. И портрете, как и самом Михаиле Михайловиче там тоже было немного...

Оригинал взят у sadalskij в Мика


Не знаю, как вы, а я очень люблю "послесловия картин" - истории прототипов, персонажей.
Недавно вспоминал в блоге
девочку с персиками с картины Серова, а вот теперь расскажу об этом мальчике в кресле.



Снимаясь у Мотыля в "Лесе", я перерыл кучу всякой тематической литературы - о прежних постановках этой пьесы, первой экранизации и т.д. И однажды нашел несколько биографий провинциальных актеров дореволюционной сцены, очень популярных в 19 веке, игравших в "Лесе" Счастливцева и Несчастливцева. Нашел и зачитался.
А написал о них так ярко и увлекательно Михаил Михайлович Морозов - тот самый мальчик с портрета Серова - Мика Морозов, сын известного мецената Михаила Морозова.


Мальчик вырос, поступил в МГУ, затем изучал английский язык в Кембридже и Оксфорде и стал настоящим знатоком русского и зарубежного театра, знаменитым шекспироведом, очень уважаемым не только в СССР, но и далеко за его пределами. Прославленным переводчиком, перед которым преклонялся Пастернак.


Целиковская знала его хорошо, в 1930-40-х годах Морозов тесно сотрудничал со многими театрами, в том числе, и при постановке шекспировских пьес в Вахтанговском, в котором работала Люся.
Буквально вчера обнаружил интересное фото, сделанное 13 сентября 1945 года в честь приема Джона Бойнтона Пристли после спектакля "Он пришел", поставленном по его пьесе в Камерном театре.

В центре - сам Пристли, над ним - сценарист Александр Новогрудский и кинорежиссер Сергей Герасимов, слева - режиссер Ленинградского театра Комедии Николай Акимов с женой - актрисой Еленой Юнгер, справа - режиссер Камерного театра Александр Таиров. А над Таировым, справа в верхнем углу - Михаил Морозов, Мика.

Как видите, от прежнего четырехлетнего Мики не осталось почти ничего, кроме взгляда - глаза те же. Хотя мать Мики, Маргарита Кирилловна, так отзывалась о картине:
"Этот портрет передает не только Мику того времени; в нем Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот порт-рет очень похожим и на взрослого Михаила".

Развёрнутый план урока развития речи
по теме: «Поход в Музейный Дом: сочинение по картине В.Серова «Портрет Мики Морозова»

Примечание: текст, выделенный жирным курсивом , ребята записывают в тетрадь.

Организация класса.

Сообщение темы и цели урока.

Доброе утро, ребята!

Мы начинаем учебный день с урока развития речи.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки Юлии Лазарьевой…

Цель нашего урока - увидеть «души изменчивой приметы» - составить текст описание по картине известного русского художника Валентина Серова.

Откройте тетради. Запишите дату урока и его тему.

Шестое февраля

Сочинение
по картине Валентина Серова
«Портрет Мики Морозова»

Знаменитый русский художник появился на свет 19 января 1865 г. Его отец был знаменитым композитором и музыкальным деятелем, а мать – пианисткой и создателем нескольких опер. После смерти отца, воспитанием сына занималась мать, всячески поощряя его тягу к рисованию с самого детства. Детство мальчик провел в , где познавал азы рисования. Позже семья переехала в , где Валентин Александрович и познакомился с , который потом стал его учителем.

Сегодня нам предстоит убедиться, что живопись художника поражает удивительной свежестью и ювелирной разработкой каждого миллиметра на холсте.

Откройте учебник на стр. 46.

Скажите, как называется описание человека в живописи и литературе? (ПОРТРЕТ)

- Нет для художника задачи сложнее, чем писать портрет ребенка. Дети подвижны, меняются каждую секунду. Нужно иметь железное терпение и несомненный талант, чтобы справиться с подобной задачей. П ортрет Мики Морозова - гениальная работа великого мастера Серова.

Как вы думаете, что это за имя «Мика»? МИША

Сколько ребёнку лет? (4-5)

Какие детали помогают определить возраст?

Как вы думаете, художник писал Мику утром? Днём? Вечером?

Может ли ребёнок долго усидеть на этом стуле? Почему нет?

Что можно сказать о мальчике, если судить по его позе, по внешнему виду?

Давайте составим несколько предложений из озвученных мыслей…

Мика сидит в кресле. Белая рубашка, золотистые кудри, энергичная поза.

Давайте внимательно рассмотрим лицо мальчика.

Что можно сказать о характере ребёнка? Он кажется бойким и смышлёным или тихим и нерешительным?

Лицо ребёнка притягивает внимание. Огромные, блестящие глаза, румянец на цеках, полуоткрытый рот. Герой увлечен: вот-вот сорвется с места, зальется звонким детским смехом.

Давайте ещё раз вернёмся к картине и обратим внимание на детали.

Серов откровенно пренебрегает окружающим интерьером, фоном, деталями. Для него важным является лишь это детское мгновение познания окружающего мира, непосредственность, естественность, открытость.

Поражают контрасты, на которых построен портрет: крупная голова Мики и его легкая фигурка, белая сорочка и темное кресло, подлокотники визуально пересекают холст по диагонали. В результате такого приема мальчик кажется расположенным к зрителю, а его движение проступает из глубины самого полотна. Белая одежда и пышущее здоровым румянцем лицо ребёнка становится основной идеей данной работы.

Белый костюм Мики на темном фоне стены и кресла, особое золотистое сияние, исходящее от его фигуры, освежают полотно.

Художник, так же, как поэт...
Сюжет в себе переживает...
Он оставляет в душах след...
Хоть о последствиях не знает...

Там каждый штрих или мазок...
Душой художника сияет...
И чем древней картины срок...
Шедевр бесценность обретает...

Эта картина – гимн беззаботному детству!

Скажите, ребята, удалось ли нам достичь поставленной цели?

Что вы можете рассказать о картине В. Серова «Портрет Мики Морозова»?

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...