Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Произведение чучело читать

Лена Бессольцева, переехав жить к деду, приходит учиться в новый класс. Она хорошая доброжелательная девочка, но одноклассники ее не принимают. Девочка получает от них кличку Чучело. Позднее конфликт усугубляется, девочку откровенно оскорбляют и даже несколько раз избивают. Дедушка Лены принимает решение уехать вместе с внучкой в другой город. А одноклассники осознают, что были неправы.

И в 80-е годы двадцатого века и сейчас книга любима детьми, потому что помогает им разобраться в собственных отношениях с окружающим миром и сверстниками. Повесть учит ребят отличать, что важно, а что второстепенно в характерах других людей, наглядно показывает всю мерзость предательства и героизм верности, ценность умения следовать собственным убеждениям независимо от мнения других людей и обстоятельств.

Владимир Железников - один из лучших детских писателей советского периода. Наиболее известным его произведением является повесть «Чучело», по которой был снят одноименный фильм

Читать краткое содержание рассказа Чучело Железникова

Чучело - это пародия на человека, схематичная. Есть руки, ноги, голова, одежда, но это не личность, такая как мы с вами. И относиться к нему можно соответственно, не задумываясь о его чувствах.

Именно так назвали Лену Бессольцеву одноклассники и так к ней относились. Она переехала в маленький городок к деду Николаю Николаевичу. Он - достаточно известная в городе личность - местный городской сумашедший. Прадед Николая Николаевича был художником, и теперь правнук собирает его картины, отдавая этому свое свободное время и деньги. Из-за этого дедушка ходит в весьма заношенном пальто и имеет прозвище Заплаточник. Горожане, не понимающие образа и смысла его жизни, стараются держаться от него в стороне.

Именно эта эксцентричность Николая Николаевича сыграла решающую роль в знакомстве Лены с одноклассниками. Узнав чья она внучка, подростки тут же составили о ней скоропалительное мнение и попытались спровоцировать конфликт. Но девочка среагировала достойно. Она доброжелательна и позитивна ко всему миру. Да, дедушка отличается от других людей и пальто у него в заплатках, так и есть. Одноклассники называют ее Чучело - рот до ушей, хоть завязочки пришей. Так и это правда. Лена улыбается и не воспринимает это как оскорбления. Но ее непосредственная и искренняя реакция не исправила ситуации, одноклассники ее не приняли и всячески это подчеркивали.

Однако в классе нашелся мальчик, который не разделил общего мнения. Диме Лена понравилась, и он начал ее опекать. Ребята подружились. Дима никого не боялся всегда был первым. Сначала он предстает перед Леной героем, он спас собаку от живодерни. И девочка искренне им восхищается.

Все ребята собираются съездить на экскурсию в Москву, заработав на эту поездку деньги самостоятельно. Копилка хранится у Димы. Однажды ребята решают прогулять урок и пойти в кино. Дима вспоминает, что забыл в классе копилку с деньгами и возвращается за ней. А в классе он встречает классную руководительницу и под ее давлением признается, где находятся одноклассники. Лена, шедшая за Димой, слышит этот разговор.

За коллективный прогул ребят наказали отменой поездки в Москву. Ребята пытаются выяснить, кто это сделал. Дима боится сознаться и Лена, пожалев его, берет на себя вину. Ей объявляют бойкот. А Дима, опасаясь разоблачения, начинает отдаляться от нее.

Конфликт растет. Ребята воруют платье Лены, делают чучело в ее одежде и пытаются его сжечь. Девочка отбирает платье. Она коротко стрижется, надевает испорченное платье и приходит к одноклассникам, сказав им все, что о них думает.

Дедушка Лены принимает решение уехать. Он дарит свой дом и коллекцию картин городу. А самую ценную дарит школе. Одноклассники не могут понять, как можно отдать то, что является ценностью. И это становится переломным моментом, система ценностей у ребят переворачивается полностью. И, хотя уже поздно, и Лены нет с ними, они просят у нее прощения.

Картинка или рисунок Чучело

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Синичкин календарь Бианки

    В произведении Виталия Бианки Синичкин календарь повествуется о птичке, которая в силу своей молодости и неопытности пока еще не обзавелась жильем. С утра до вечера синичка Зинька беззаботно перемещалась по городу с места на место

  • Краткое содержание Пушкин Моцарт и Сальери

    Сальери - композитор, он часто жалуется на свою жизнь, вспоминая, что родился с любовью к искусству и наслаждался игрой органа. После чего стал усердно заниматься и практиковаться. После долгих лет старании его все же заметили и признали его талант

  • Краткое содержание Улицкая Медея и ее дети

    В произведении описывается судьба одного большого семейства Синопли. Главная героиня ежегодно собирает у себя в Крыму всех родственников, которые приезжают согласно составленному расписанию

  • Дружинин пишет, что Гончаров является настоящим человеком искусства с врожденным талантом писателя, но и одновременно отличного поэта. Отличительной чертой его произведений является необычайный реализм и одновременно наполнение поэзией

  • Краткое содержание Фромм Искусство любить

    Книга поделена на две части. В первой части автор рассматривает любовь с точки зрения теории. Он подробно разбирает такие понятия как любовь матери к ребенку, любовь между мужчиной и женщиной, любовь человека к Богу и даже любовь к самому себе

В 1981 году в свет вышла повесть, повергшая в шок советских читателей, ибо события, описанные в ней, выглядели настоящим нонсенсом: юные пионеры-ленинцы гнобят новенькую ученицу. Автор произведения - Владимир Железников. «Чучело» (краткое содержание приведено далее) - так он назвал свою повесть, идею которой взял из жизни: похожие события случились с его внучкой. Произведение настолько потрясло актера и режиссера что уже в 1983 году на экраны советских кинотеатров вышел снятый им художественный фильм с одноименным названием.

Итак, краткое содержание «Чучело». Действие происходит в небольшом провинциальном городке. К местному чудаковатому старику Николаю Николаевичу Бессольцеву, коллекционирующему картины, приезжает его 12-ти летняя внучка Лена. Она поступает в местную школу, абсолютно искренне надеясь завести здесь новых друзей. Но одноклассники практически сразу начинают издеваться над ней. Их забавляет ее непосредственность и наивность в сочетании с нескладной внешностью: длинные, худые руки и ноги, большой рот с вечной улыбкой и две косички. Не успев провести и пяти минут в новом классе, она получает кличку «Чучело». Краткое содержание данной повести не в состоянии передать тех негативных эмоций, что вызвала у школьников их новая одноклассница.

Лишь один мальчик не смеялся над ней. Это был Дима Сомов, который пользовался авторитетом всего класса, поскольку считался красавчиком и умницей, а также был сыном обеспеченных родителей. Но Лене Бессольцевой чужды любые корыстные помыслы. Она просто хочет дружить. Дима принимает ее дружбу и старается ее по мере возможности защищать от нападок одноклассников. А когда он спас собаку, которую одноклассник Валька хотел сдать на живодерню, то стал для девочки настоящим героем. Но вскоре дружба дала трещину из-за поступка Сомова. Он рассказал учительнице, что весь класс сбежал в кино. Лена слышала этот разговор, но была свято уверена, что Дима признается одноклассникам, что это из-за него теперь они все не поедут на каникулы в Москву. Но он не признался, и девочка взяла его вину на себя. Разговор Сомова с учительницей слышали еще двое одноклассников, но предпочли молчать, чтобы посмотреть, как он будет выкручиваться. Лене, как предателю, объявлен бойкот.

Однажды Валька-живодер забежал во двор дома, где жила Чучело (краткое содержание не способно передать всех подробностей), и украл с бельевой веревки ее платье. К тому же он увидел там Сомова. Тот погнался за Валькой, чтобы отобрать платье. Лена побежала следом за ними и оказалась у полуразрушенной церкви, возле которой собрался весь класс. Мальчики и девочки соорудили из соломы чучело (краткое содержание не позволяет описать всей чудовищности дальнейшего действа), надели на него украденное платье и устроили его сожжение. Бессольцева бросается к горящеей ветке с платьем и, отвязав ее от столба, разгоняет ею кощунствующих одноклассников. Она понимает, что ее все ненавидят за предательство, которого она не совершала, но продолжает молчать.

Сомова выдает один из одноклассников, слышавших его признание учительнице, но

Лене уже все равно. Она хочет уехать из этого городка и уговаривает дедушку отпустить ее или поехать вместе с ней. Дед колеблется. На день рождения Сомова Лена приходит, обритая наголо, и в том самом обгоревшем платье, что было надето на чучело. Краткое содержание никогда не передаст всех эмоций, поэтому лучше будет прочитать книгу или посмотреть фильм. Девочка демонстративно юродствует и с деланной улыбкой провозглашает себя чучелом, уродом и ничтожеством. Одноклассники в шоке, но каждый вдруг в глубине души понимает, что урод и ничтожество - это каждый из них. Они покидают дом Сомова, а на следующий день окончательно убеждаются, что именно он и есть предатель. Они готовы просить прощения у Лены, но уже поздно: она уезжает. Ее дед едет вместе с ней, но перед отъездом отдает свой дом вместе с бесценной коллекцией картин в дар городу. Школе же он подарил портрет своей бабушки. Когда дети увидели картину, они обомлели: со старинного портрета, больше похожего на икону, на них смотрела молодая женщина, точь-в-точь похожая на Бессольцеву.

377 Просмотры

Глава шестая

Шестой класс дружной оравой ворвался в физический кабинет во главе с Димкой, который на ходу размахивал копилкой с деньгами.

Он теперь везде и всюду был первым. Ему уступали дорогу, заглядывали в рот, когда он что-нибудь говорил, у него спрашивали совета по любому поводу. Ему верили, его любили — ведь он их сделал самостоятельными людьми. Все старшеклассники и даже выпускники ехали в Москву на родительские деньги, а они, благодаря Димке Сомову, на собственную трудовую копеечку.

И вот они, веселые, милые, беззаботные, ворвались в физический кабинет, чтобы отсидеть свой последний урок… А потом каникулы — и Москва!.. И прочитали на доске объявление, написанное Маргаритой Ивановной, что вместо урока физики будет литература. Развернулись, чтобы идти в другой кабинет, но столкнулись в дверях с Лохматым и Рыжим. Лохматый, хвастаясь своей богатырской силой, один втолкнул всех обратно в класс. И кто-то упал, а девчонки запищали. Лохматый и Рыжий были очень довольны своей победой и орали, перебивая друг друга:

— Свобода-а-а!

— Физика заболела-а-а!

— Каникулы-ы-ы! Даешь кино!

Димка сказал, чтобы они не орали, а прочли, что написано на доске. Лохматый и Рыжий стали читать по складам объявление на доске:

— Ре-бя-та!.. У вас-с-с бу-дет уррро-оккк, — читали они в два голоса, ли-те-ра-ту-ры!..

Когда они читали подпись Маргариты Ивановны — а она подписалась двумя буквами «М.И.», — то заблеяли овечками.

— Мээээ… Ииииии…

Многим понравилось, как они читали, и со всех сторон понеслось блеяние:

— Мэ-э-э-э!

— И-и-и-и!

— Мэргэритэ-э-э! Ивановнэ-э-э!

— А после уроков у нас работа в детском саду, — объявил Димка, шефская.

— Какая еще работа, — сказал Рыжий. — Завтра же каникулы!..

— А мне родители вообще запретили работать, — пропела Шмакова. — Они говорят: «Лучше учись, а работать будем мы».

— У нас слабый организм! — рявкнул басом Лохматый.

Они хохотали над собственным остроумием.

— Ничего, поработаете. Нас там ждут, — снова начал Димка. — А вы, друзья-товарищи, — сказал он Лохматому и Рыжему, — если не нравится, валите отсюда! А мы дали обещание и выполним его.

— Димочка хочет главным быть, — сказала Шмакова. — Начальник!

— Точно! — захохотал Попов, заглядывая Шмаковой в лицо. — Ребя! Димка начальник!..

— А мы его сейчас по шапке, — Лохматый подошел к Димке. — Надоел ты нам, Сомов, со своей копилкой… — Оглянулся на класс: — Верно я говорю?

— Ох как верно! — простонал Рыжий. — В самую точку.

Димка растерялся. Он никак не ожидал такого натиска. Он привык, что ему все смотрят в рот. А тут вдруг бунт! В это время в дверях появился Валька. Он облокотился плечом о косяк двери и небрежно объявил:

— Я не ломовая лошадь, чтобы бесплатно вкалывать. У нас государство богатое.

— Явился наконец! — Димка оживился. — Ребята, а вы знаете, чем занимается наш Валька? Тихо!.. Сейчас я вас удивлю!

Но тут за Валькиной спиной выросла голова, прикрытая кепкой. Это был сам страшный Петька.

— Валечка, — сказал он, — я тебе портфельчик принес. — Он протянул Вальке портфель и прошел вихляющей походкой к учительскому столу. Здравствуйте, дорогие дети!.. — Повернулся к Димке, потрепал его рукой по щеке. — И ты, дружок, повторно здравствуй. — Он тяжело вздохнул. Подслушивать, конечно, нехорошо, но я слышал ваши разговоры и понял ваши разногласия… Оказывается, некоторые из вас стремятся работать, в то время как большая часть коллектива желает участвовать в культурно-массовом развлечении, то есть посетить местный кинотеатр. Я думаю, что меньшинство должно уступить. Таков закон коллектива. Так что ваша проблема — сущий пустяк.

Он повернулся к доске и, что-то напевая себе под нос, стер объявление Маргариты.

— Вот вы и свободны. Как ветер!.. Как моторная лодка, у которой мотор мощнее, чем у рыбохраны… Будьте счастливы, дети! А ты, дружок, — сказал он Димке, — не обижай, пожалуйста, моего меньшого. — Он погрозил Димке пальцем, улыбнулся всем и ушел.

Ленка думала, что Димка тут же бросится на Вальку и всем все расскажет, но он почему-то промолчал.

И тут Рыжий в полной тишине неуверенно произнес:

— А может, правда какой-то неизвестный зашел и стер…

— Ну, ты — умный! — обрадовался Валька.

— Значит, мы этого не читали? — рассмеялась Шмакова.

— Ребя!.. Не читали и не слыхали, — вставил Попов.

— А Попик у нас сообразительный стал, — хвастливо пропела Шмакова. Моя школа…

— Мы же Маргариту подведем! — пробовал остановить их Димка.

— Заткнись, подпевала! — заорал Валька. — Даешь кино-о!

Ребята повскакали со своих мест и бросились к дверям:

— В кино! Даешь кино-о-о!

Димка загородил им дорогу, но они смели бы его, им так хотелось в кино, если бы не крик Васильева:

— А у меня нет денег!

Вот тут-то по-настоящему все и началось. Димка почему-то вдруг забыл, что он только что, вот сию минуту, сам не пускал всех в кино, вырвался на середину класса и радостно закричал:

— Васильев! Я тебе одолжу!.. И всем одолжу, у кого нет… — Голос у Димки звучал звонко. — Значит, легенда такая — мы пошли проведать больную физичку!

— У-у-у, Сомов — голова! — восхитился Рыжий. — Навестим больную! Это по-нашему!

— Как тимуровцы! — захихикал Валька.

И Ленка тоже восторженно захохотала: ей понравилось, что Димка такой находчивый.

А он уже командовал, чтобы выходили из класса по двое. И первый рванулся к двери. За ним — Ленка. Она даже кого-то оттолкнула, чтобы не отстать от Димки.

— А я в кино не пойду!

— Ты? — переспросил Димка.

— Да, — ответила Миронова.

— Смотрите, она против всех! — удивился Димка.

— Против всех! — глаза у Мироновой засверкали.

— А если мы тебя поколотим? — спросил Валька.

— Попробуйте, — ответила Миронова и гордо расселась на своей парте.

Все как-то сразу приумолкли — никто не решался поднять руку на Миронову. А Димка вдруг рассмеялся и Ленка следом за ним, хотя и не знала, чего он смеялся. И многие другие рассмеялись, с надеждой глядя на Димку. Не зря же он смеялся. Значит, нашел выход из положения.

— А сила у нас на что, Лохматый? — спросил Димка.

— Сила — это главное! — восторженно ответил Лохматый, поднял Железную Кнопку на руки и под общий хохот вынес из класса…

Ленка испуганно взглянула на Николая Николаевича.

Она каждый раз так испуганно смотрела на него, когда искала помощи и поддержки, когда вспоминала что-нибудь такое, что теперь ей казалось ужасным. Робкий быстрый взгляд ее беспокойных глаз говорил Николаю Николаевичу: какая же я глупая, никчемная и жалкая… На лице Ленки опять жила ни на что не похожая, только ей одной данная, только от нее одной исходящая улыбка, Ленкина улыбка, которая сейчас просила за все прощение.

А тем временем события приобретали несколько иной разворот, чем об этом знала Ленка.

Дело в том, что Шмакова и Попов не пошли вместе со всеми в кино, а остались в классе. Они притаились за шкафом с приборами, а когда все убежали, вышли из укрытия.

И еще на учительском столе стояла копилка, забытая Димкой.

Шмакова, пританцовывая, ходила между партами — у нее было хорошее настроение. А Попов, как обычно, смотрел на нее во все глаза.

— Смотри, Димка забыл свой сундук с драгоценностями, — Шмакова подняла копилку. — Тяжелая. Если бы у меня было столько монет, я купила бы себе колечко. — Она повертела рукой, точно ее палец уже украшало желанное кольцо.

— А я бы купил мотоцикл и два шлема, — вякнул Попов.

— Неужели два? — спросила кокетливо Шмакова. — Зачем?.. — Хотя ей-то как раз было совершенно ясно, почему Попов мечтал о двух шлемах.

Попов смутился, но не ответил.

— А почему мы не пошли в кино? — спросил он, стараясь переменить тему разговора.

— Я не пошла потому, что не захотела, — сказала Шмакова.

— А я как ты, — рассмеялся Попов.

— Послушай, Попов… Так зачем ты хотел купить два шлема? — Она чувствовала над ним свою силу, и ей нравилось им командовать.

Попова бросило в жар.

— Ну? — повелительно спросила Шмакова. — Ну что ты тянешь?

— Я… я… — выдавил Попов, пытаясь сознаться, и вдруг он услышал чьи-то спасительные шаги и прошептал: — Кто-то идет!

Шмакова ориентировалась сразу.

— Прячься! — приказала она Попову и сама влезла под парту.

Попов втиснулся рядом с нею.

В класс вошла Маргарита Ивановна, удивленно посмотрела на доску — от ее объявления осталась только подпись, две буквы: «М.И.».

Она медленно стерла их.

— Мы уже пересекли школьный двор, — рассказывала Ленка, — когда Димка спохватился, что забыл копилку.

«Деньги забывать нельзя, — сказал Валька. — А то их могут тю-тю!»

«Я сбегаю!» — восторженно закричала я, рванулась, зацепилась ногой за ногу, грохнулась об асфальт и разнесла коленку в кровь.

«Вот недотепа, — сказал Димка. — Ждите меня за углом», — и побежал в школу.

«Не угодила», — хихикнул Валька.

«А мне не больно!» — сказала я назло Вальке, хотя от обиды и боли чуть не заревела.

«Ты сходи в медпункт», — предложила Железная Кнопка.

Прихрамывая, я заковыляла к школе. Кто-то рассмеялся мне вслед — так я ковыляла, а мне было стыдно своей неловкости, и поэтому я тоже рассмеялась и захромала еще сильнее, чтобы посмешить всех.

Когда я проходила мимо физического кабинета, то услышала голоса Маргариты и Димки и в ужасе остановилась. Значит, Димка попался.

«Ты почему вернулся один? — спросила Маргарита. — А где же остальные?»

«Ушли, — ответил Димка спокойно. — Физичка ведь заболела».

«Но я же вам написала, что будет урок литературы».

«Разве?.. Кто-то, значит, стер».

«Ну, у Димки и выдержка», — подумала я.

«Не «кто-то», а вы, — резко ответила Маргарита, голос у нее стал чужой. — Не люблю, когда врут».

А Димка ей в ответ, что и он не любит, когда врут.

«Тогда сознавайся… Куда все «слиняли»? Так, кажется, вы это называете?..»

Димка молчал.

«Боишься правду сказать?» — не отставала Маргарита.

Она его стыдила, стыдила, ругала, ругала… Сначала, что мы жалкие людишки. Потом — неблагородные и неблагодарные. И не понимаем хорошего отношения и человеческого участия. Перед самым отъездом… Обидно… Так обидно!.. Прямо нож в спину! Ну никак не ожидала… А у самой голос дрожал.

Мне ее жалко стало. У нее праздник — свадьба, а мы ей нож в спину. А потом у нее голос окреп. Не знаю, чем он ее добил. Может быть, презрительной усмешкой уголком рта — у него такая усмешка.

В общем, она его ругала, а он терпел до тех пор, пока она не назвала его трусом.

Он ведь не был трусом. Ты же помнишь, как он у Вальки отбивал собак, как дрался с его старшим братом, с Петькой. Про Димку в школе легенды рассказывали. Он вытащил из горящего сарая кошку только потому, что маленькая девочка плакала — это была ее кошка. Все ее успокаивали, а в сарай, конечно, никто не лез… Представляешь, как он возмутился! Он кошек из огня вытаскивал, хотя их вовсе и не любил, но вытаскивал! А она ему: «Трус, жалкий, презренный трус!»

Димка гордый человек. А она ему: «Жалкий, презренный трус!» Как пощечину отвесила. Наотмашь — хлоп! И звон-н-н по всему классу.

Я стояла за дверью, а схватилась за щеку, будто мне отвесили пощечину.

Николай Николаевич увидел, как Ленка схватилась за щеку, будто все это с Димкой произошло только что, сию минуту, и он не выдержал:

— Что ты, дедушка, это не я сказала, — Ленка почему-то перешла на шепот. — Димка ей сам выложил всю правду до конца.

— Так это он сказал Маргарите, а не ты? — удивился Николай Николаевич. — Почему же они тогда приставали к тебе?..

Ленка не ответила Николаю Николаевичу, она рассказывала все громче, все быстрее, взахлеб. Слова срывались с ее торопливых губ:

— Когда Димка все сказал Маргарите, она отпала. По-моему, забыла и про свою свадьбу, и про жениха. Ни слова не ответила и выскочила из класса. Я заранее спряталась от нее. Ее каблуки щелкали по пустому коридору, как одинокие выстрелы. Потом она не выдержала и побежала, и стук каблуков участился и слился в сплошную пулеметную очередь: тра-та-та!..

И от Димки я тоже спряталась, когда он проскочил мимо меня, размахивая копилкой. В голове у меня все перемешалось, я выхватила носовой платок, перевязала им коленку — и за ним…

А в это время в классе из-под парты высунулась хитрющая мордочка Шмаковой и совершенно ошеломленная физиономия Попова. Выражение их лиц удивительно точно передавало настроение: Шмакова была очень довольна, ее лицо озаряла странная многозначительная и таинственная улыбка, Попов же был растерян и даже потрясен.

— Ну, Димка! — Попов еще не знал, как относиться к происшествию, которое произошло у них на глазах, и с надеждой взирал на подружку. — А что теперь будет?

— Родителей начнут таскать, — ответила Шмакова. — А мы с тобой в порядке.

— Ох, у тебя и голова! — восхищенно сказал Попов. — Член правительства… Я им не завидую.

— А я не завидую Сомову. — Шмакова снова улыбнулась и пропела «лисьим» голоском: — Они ему устроят кино…

— Лохматый его — в бараний рог! — хихикнул Попов, желая угодить Шмаковой.

— Интересно, что теперь скажет Бессольцева?.. — Шмакова задумалась, но вот какой-то четкий и ясный план созрел в ее голове. Она схватила портфель, крикнула Попову на ходу: — Быстрее!.. Посмотрим, как Димка будет сознаваться… Это же концерт! — и выскочила из класса.

Попов, как всегда, следом за нею.

— Я догнала Димку на улице, — продолжала Ленка. — Он вначале бежал быстро, решительно, потом почему-то пошел медленно, а потом вовсе потащился… И даже несколько раз останавливался, словно вообще не спешил в кино.

Наконец мы нагнали ребят. Я думала, Димка сразу все расскажет, и мы ни в какое кино не пойдем. А он — нет. Не рассказал. Может, не хотел им портить настроение? И все пошли в кино.

В кино я все время думала про Димку и Маргариту, ничего не видела, никак не могла сосредоточиться и мороженое, которое мы ели, уронила на пол.

После кино я опять ждала: вот сейчас Димка расскажет про Маргариту, вот сейчас Димка расскажет про Маргариту… Меня так колотило, что Железная Кнопка заметила и спросила, чего я так дрожу. Я ответила, что не знаю, а сама подумала: «Может, Димка не сказал ничего ребятам потому, что решил раньше посоветоваться со мной? Я же его ближайший друг».

Потом все разбежались, и мы остались с Димкой вдвоем. И опять я ждала и думала: вот-вот он все расскажет. Шла и заглядывала ему в глаза. Но он ничего не сказал, а я не спросила.

Потом я себя ругала, что была дурой. Ты подумай!.. Если бы я его спросила, если бы я сказала, что я все знаю, то все-все было бы иначе. Дедушка, он правда думал, что он герой. Он еще не знал про себя, что он трус, так же как я не знала, что очень скоро стану предательницей.

— Какая же ты предательница, если это сделал он? — спросил Николай Николаевич.

— Самая настоящая. — Ленкино лицо вновь приобрело печальное выражение, сжалось, сморщилось, она боролась со слезами. — Хуже его в сто раз. Ты вот слушай, слушай и сам увидишь…

В этой статье я попытаюсь вкратце раскрыть основные идеи, заложенные автором в произведение «Чучело». Краткое содержание этого произведения будет по максимуму заполнено деталями, важными для понимания сюжета.

Главная героиня

Главная героиня, Лена Бессольцева, приходит новой ученицей в одну из провинциальных школ. Она переехала жить к своему замкнутому деду, которого все в селе недолюбливают. Он занимается тем, что коллекционирует картины.

"Особый" класс

Прийдя в новую школу, Лена сталкивается с презрительным отношением к себе. В её новом классе есть своя иерархия отношений. Во главе класса стоит Миронова, которую нарекли «Железная кнопка» за упёртость в том, что касается её прав в обществе. Мальчишка по кличке «Лохматый», который считает, что физическая сила - это главное, что должно быть в человеке. Шмакова - самая красивая девочка в классе, во всем ищущая выгоды. Попов - её подкаблучник. Валька - маленький мальчик из очень бедной семьи, мечтающий о большом состоянии. Марина - девочка, мечтающая уехать к отцу. Васильев - тихоня класса. И последний персонаж, Сомов, который из всех самый богатый и авторитетный.

Железников. "Чучело": краткое содержание

Все эти совершенно разные дети относятся к Лене неприязненно, думая, что она такая же сумасшедшая, как и её дед. Стараясь завоевать уважение класса, Лена с улыбкой на лице принимает все колкости в свой адрес. Вскоре из-за этого ей дают кличку «Чучело». Краткое содержание может быть лишь поверхностным, так как в самом произведении много тонкостей и деталей, которые сложно пересказать. Однако мы продолжаем... «Дон Жуан» класса, Дима Сомов, поддерживает Лену, и вскоре их дружба перерастает во влюбленность. Однако отношения между ними также быстро заканчиваются, как и начались. Причина этому - поведение Димы, который под «пытками» учительницы Маргариты Ивановны выдает своих одноклассников и одноклассниц, прогулявших урок. Маргарита Ивановна отменяет запланированную поездку в Москву, к которой все очень долго готовились. Обозленные ребята решают отыскать виновного и наказать. Лена, зная кто виновный, не хочет выдавать друга и берет всю вину на себя. Её объявляют изгоем, издеваются над ней и жестоко избивают. Лена искренне надеется, что Дима признается во всем, но он не решается на это. Помимо Димы и Лены, правду знают еще двое: Попов и Шмакова, которые в тот день прятались под партой и слышали весь разговор учительницы с Димой. Но они пока молчат.

Кульминация произведения

Вскоре Дима окончательно предает Лену. Присоединившись к своим одноклассникам, Дима символически сжигает чучело. Видя, насколько далеко все может зайти, Попов набирается смелости и рассказывает все, что случилось на самом деле. Лена покидает школу, не желая больше учиться в ней. Дедушка дарит все свои картины городу и оставляет его вместе с внучкой. Одну из картин с изображением его бабушки, на которую очень похожа Лена, он дарит школе. Краткое содержание «Чучело» заканчивается сценой, в которой дети раскаиваются перед Леной, написав под подаренным портретом: «Чучело, прости нас!»

Заключение

Произведение «Чучело», краткое содержание которого только что было изложено, является очень глубоким и затрагивает психологию детей и их отношений. Автор прекрасно описал непохожих друг на друга персонажей, показав с изюминкой каждого, кто учится вместе с героиней по кличке «Чучело». Краткое содержание этого произведения, как и любого другого, не в силах раскрыть всю ту глубину мысли, которая выражается в отдельных диалогах или незначительных действиях персонажей.

«Чучело» - повесть, написанная Владимиром Железниковым, которая не оставит равнодушным ни юного читателя, ни взрослого. Это история, которая глубоко западает в душу, ведь она затрагивает общечеловеческие ценности, само понятие человечности. Писатель рассказывает о советских школьниках, о взрослых, которые жили в то время. Многие рисуют этот период светлым и радостным в своих воспоминаниях, но автор этой повести показал, как жестоки могут быть дети, как слепы и глухи могут быть взрослые. Во время чтения проникаешься сочувствием, понимая, что эту повесть обязательно нужно прочесть каждому ребенку в том возрасте, когда приходит осознание ответственности за свои поступки.

Девочка Лена добрая и отзывчивая, ребенок с чистой и светлой душой. Она переезжает в дом дедушки, теперь она ходит в 6 класс в новой школе. Дедушку Лены все называют Заплаточником, он давно уже забыл о новой одежде, увлекается лишь картинами. Дедушка хочет собрать у себя дома галерею. Он почти ни с кем не общается, за что все относятся в нему настороженно и пренебрежительно.

Когда Лена приходит в новый класс, все ребята думают, что она такая же странная, как и её дедушка. Ей дают прозвище Чучело. Но Лена готова понять окружающих, можно сказать, что она ощутимо взрослее своих сверстников. Девочку понимает только одноклассник Дима, между ними возникает крепкая дружба. Но однажды случается одна история, в которой Лена поступает по-дружески, не думая, что о ней скажут. И после этого она становится настоящим изгоем. Жаль только, что не сразу окружающие поняли, какова Лена на самом деле. И даже взрослые не смогли этого увидеть, потому что слишком были заняты своей жизнью.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Чучело" Железников Владимир Карпович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...