Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Произведение джанни родари солнце и туча. Конспект урока литературного чтения на тему: Дж.Родари. " Солнце и туча". Работа с текстом во время чтения

«Солнце и туча»

(Литературное чтение, 2 класс)

Цель:

Активизация учащихся на решение проблемы человеческих взаимоотношений, отсутствия нравственных ценностей, грубого отношения, жадности.

Задачи:

Воспитывать нравственные чувства: доброты, щедрости, отзывчивости, умения дарить радость другим;

Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному;

Учить работать в группе, высказывать свое предположение (версию);

Формировать умение доносить свою позицию до других.

Вид кейса: аналитический.

Межпредметные связи : литературное чтение, изобразительное искусство.

Ситуация:

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое отношение было у тучи к солнцу? Что происходило между героями?
  2. А кто был счастливее солнце или туча? Почему?
  3. Почему все радовались солнечным лучам?
  4. Что значит грозовое настроение?
  5. Кого напоминают солнце и туча своими действиями?
  6. Сталкивались ли вы в жизни с жадными людьми? Что вы чувствовали при этом? А щедрыми?
  7. Каким было солнце в конце дня? Почему?
  8. Были ли в вашей жизни моменты, когда вы своими поступками согрели кого-то, подобно солнцу?
  9. Нарисуйте в группах портреты солнца и тучи, показав характер героев, их настроение.
  10. Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?
  11. Напишите, чему бы вы хотели научиться у солнышка (мини- сочинение).

Комментарий:

Дж. Родари сказал: «Говорить о людях можно и, рассказывая о котах, и говорить о важных, серьёзных вещах, рассказывая весёлые сказки». В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное. Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь. Солнце и туча напоминают читателю людей щедрых и жадных. Нужно быть не только добрым, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче. Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим.

Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.


Солнце и туча (рассказ)

Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.

– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Класс: 2

1. Фактуальная информация: солнце путешествовало по небу и разбрасывало свои лучи. Солнце дарило свои лучи и виноградникам, и насекомым, и зверям, и всем растениям. Туча злилась и ворчала на солнце. В конце дня лучей у солнца не убавилось, а туча от злости рассыпалась градом.

Подтекстовая информация: солнце – символ щедрости. Туча, из-за своего грозового настроения, упрекала солнце в щедрости.

Концептуальная информация: быть щедрым по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.

2. Жанр: сказка-ноктюрн.

3. Тема: “Что, значит, быть щедрым?” (По сказке Джанни Родари “Солнце и туча”)

4. Цели урока:

  • познакомить с произведением Джанни Родари “Солнце и туча”, с новым литературным жанром сказкой-ноктюрном, литературным приёмом аллегории;
  • проанализировать черты характера солнца и тучи, помочь учащимся сделать самостоятельный вывод, что, значит, быть щедрым;
  • понаблюдать за отношением автора к героям сказки.

5. Тип урока – урок знакомства с новым текстом.

Этап антиципации

Прочитайте предложение, записанное на доске “Оно путешествовало по небу на своей огненной колеснице, разбрасывало лучи – во все стороны”

О чём идёт речь?

Что помогло определить?

Колесница (большой колесный экипаж).

Как солнце могло путешествовать в колеснице?

Подберите слова к слову “солнце”: лучи, солнце, ворчала, щедро, туча, рассыпалась градом, весело, злилась.

А остальные слова к чему можно отнести? (Туча)

А что туча может ворчать, злиться? (Переносное значение)

На мой взгляд, ворчать, злиться – это слова-синонимы, а вы как думаете?

Это и есть заглавие нового произведения. Откройте учебники.

Кто же такие Туча, Солнце? (Герои произведения) Заголовок – главные герои.

Вы уже познакомились с ключевыми словами текста. Можно сразу по ключевым словам определить жанр произведения? (Сказка)

Это не просто сказка, а сказка-ноктюрн.

Что непонятно в определении? (Ноктюрн). (Ноктюрн – небольшое лирическое произведение)

Понятно ли теперь всё? (Лирическое произведение – произведение, выражающее чувства, переживания)

Рассмотрите иллюстрацию

Это сказка. А что сказочного на ней? (Нет ничего сказочного)

Обратите внимание на природу, изображённую на иллюстрации. (Италия – Родина Джанни Родари)

Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное)

Что же может произойти между солнцем и тучей? Предположения.

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. (Чем могло гордиться солнце?) Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. (Чем туча была недовольна?) И неудивительно – у неё было грозовое настроение. (Вот почему она злилась!)

Транжира ты! (“Транжира” – это…..) – хмурилась туча. – Дырявые руки! (Интересно, как у солнца могут быть дырявые руки) Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Ну, транжирь ежё, - не унималась туча, - транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! (Не доверяет окружающим – это плохо)

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. (Сколько же получили её тепло?!)

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, - смотри-ка, все до одного! (Как же они вернулись обратно?)

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) А солнце бултыхнулось в море.

2. Обобщающая беседа.

Чему удивилась туча?

Каким было солнце в конце дня? (Весёлым, счастливым, добрым, щедрым)

А разве “добрый, щедрый” – это не одно и тоже?

Уточним значения слов. Рабочая тетрадь с.47 №3.

Какое же определение для солнца самое точное? (Доброе, ласковое, счастливое, щедрое, милое, тёплое)

Кто был счастливее – солнце или туча? Почему? (Щедро раздаривало…)

Вы сказали, что Солнце было щедрым. Отметим опорные слова. (Работа с текстом). Путешествовало весело и горделиво, каждая ягодка радовалась ему, раздаривало свои лучи, весело бултыхнулось.

Что делала туча? (Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась градом)

3. Выразительное чтение

4. Работа с текстом после чтения

Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча)

Какой же скрытый смысл содержится в сказке? (Быть щедрым по отношению к окружающим.)

На какой же вопрос мы с вами попытались ответить на уроке? (Что, значит, быть щедрым?)

Так, что, значит, быть щедрым? Не быть жадным, недовольным. Если человек щедр по отношению к окружающим, то он не обеднеет, а станет богаче духовно.

5. Работа в группах.

Тема урока: « Джанни Родари «Солнце и туча». Секрет счастья». 2 класс (УМК «Школа 2100)

Цель:

Формирование типа правильной читательской деятельности через диалог с автором.

Задачи:

Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Формировать правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.

Воспитывать доброту, умение дарить радость другим.

Оборудование:

иллюстрации, интерактивная доска, презентация к уроку.

Ход урока:

1.Организация класса

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.

2. Стадия «Вызов».

Я загадаю загадки, отгадав их, вы узнаете главных героев произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

Один костёр весь мир согревает,

Он по небу катается, людям улыбается.

(солнце)

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет.

(туча)

Предположите, каково название произведения, которое мы будем изучать сегодня?

(«Солнце и туча»)

Верно. Откройте учебники на стр 122, прочитайте кто является автором данного произведения.

Что вы о нём знаете?

(
Д. Родари жил в Италии. Увлекался музыкой, брал уроки игры на скрипке. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения.)

В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них весёлые игры.

Какие произведения Д. Родари вам знакомы?

А жанр произведения, с которым мы познакомимся сегодня, вы узнаете, если правильно вставите глухие согласные. (СКАЗКА)


Читали ли вы сказки Дж.Родари? А хотели бы прочитать?

3. Стадия «Осмысление».

Приём «Чтение с остановками».

1-я стадия

Обратите внимание на иллюстрацию. Опишите её.

(Художник взял яркие сочные краски. Солнце яркое, праздничное, ласковое. Туча грозная, мрачная, тяжёлая. Думаю, что это главные персонажи сказки и между ними может произойти что – то хорошее или не очень хорошее.)

2-я стадия (чтение вслух, беседа по ходу чтения, словарная работа)

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце.

Кто знает что такое «колесница»?

1). Колесница - в старину: большой колесный экипаж, повозка

Огненная колесница - оранжево-красного цвета, цвета огня

В Какой вопрос возник к автору?

О Почему туча злилась и ворчала?

П Ваши предположения?

И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

    Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх

Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

    Транжира – тот, кто тратит деньги без разбора

Дырявые руки

Встречались ли вы с таким выражением?

А солнце послушает тучу?

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,- смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

    Бултыхнулось – покажите, это как?

Чему удивилась туча?

Что с ней случилось?

Каким было солнце в конце дня? (Счастливым). Почему?

-Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чем сказка?».

3-я стадия.

Приём «Кластер».

Работа в группах. Найдите в тексте словосочетания и предложения, характеризующие солнце и тучу.

Вывод: В каждой группе обсудите, а затем прочитайте характеристики главных персонажей сказки.

4. Стадия «Рефлексия».

Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?

СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством этого замечательного писателя. А сейчас я предлагаю вам написать синквейн. Тема: 1 вариант: Солнце.

2 вариант: Туча.

Напоминаю, что синквейн –это поэтическое произведение, которое составляется по правилам.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________


5. Домашнее задание. -Дома попробуйте пересказать сказку от лица одного из персонажей.

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Родари Джанни
Солнце и туча

Джанни Родари

Солнце и туча

Солнце, веселое, величественное, путешествовало по небу. Оно мчалось в огненной колеснице и разбрасывало во все стороны свои горячие лучи.

А туча, у которой в это время было самое предгрозовое настроение, злобствовала и ворчала:

– Мот, расточитель! Разбрасывай, раскидывай свои лучи! Обнищаешь спохватишься!..

В виноградниках каждая виноградинка, что зрела на лозах, норовила во что бы то ни стало утащить один, а если удавалось, то и два лучика. И не было такой травинки, паучка, цветка или капли воды, которые бы не старались взять свою долю.

– Ну что ж, позволяй себя обкрадывать всем и каждому. Посмотришь, как тебя отблагодарят, когда с тебя уже нечего будет взять, – гремела туча.

А веселое солнце как ни в чем не бывало катилось по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами, без счета – всем, кто в них нуждался.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...