«Солнце и туча»
(Литературное чтение, 2 класс)
Цель:
Активизация учащихся на решение проблемы человеческих взаимоотношений, отсутствия нравственных ценностей, грубого отношения, жадности.
Задачи:
Воспитывать нравственные чувства: доброты, щедрости, отзывчивости, умения дарить радость другим;
Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному;
Учить работать в группе, высказывать свое предположение (версию);
Формировать умение доносить свою позицию до других.
Вид кейса: аналитический.
Межпредметные связи : литературное чтение, изобразительное искусство.
Ситуация:
Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!
И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.
– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!
А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.
– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!
Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.
Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.
Вопросы для обсуждения:
- Какое отношение было у тучи к солнцу? Что происходило между героями?
- А кто был счастливее солнце или туча? Почему?
- Почему все радовались солнечным лучам?
- Что значит грозовое настроение?
- Кого напоминают солнце и туча своими действиями?
- Сталкивались ли вы в жизни с жадными людьми? Что вы чувствовали при этом? А щедрыми?
- Каким было солнце в конце дня? Почему?
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы своими поступками согрели кого-то, подобно солнцу?
- Нарисуйте в группах портреты солнца и тучи, показав характер героев, их настроение.
- Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?
- Напишите, чему бы вы хотели научиться у солнышка (мини- сочинение).
Комментарий:
Дж. Родари сказал: «Говорить о людях можно и, рассказывая о котах, и говорить о важных, серьёзных вещах, рассказывая весёлые сказки». В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное. Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь. Солнце и туча напоминают читателю людей щедрых и жадных. Нужно быть не только добрым, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче. Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим.
Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
Солнце и туча (рассказ)
Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны!
И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.
– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!
А в виноградниках каждая ягодка ловила солнечные лучи и радовалась им. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые не старались бы заполучить свою частичку солнца.
– Ну, транжирь еще! – не унималась туча. – Транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!
Солнце по-прежнему весело катило по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.
Когда же к заходу оно сосчитало их, оказалось, что все на месте – смотри-ка, все до одного!
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.
Класс: 2
1. Фактуальная информация: солнце путешествовало по небу и разбрасывало свои лучи. Солнце дарило свои лучи и виноградникам, и насекомым, и зверям, и всем растениям. Туча злилась и ворчала на солнце. В конце дня лучей у солнца не убавилось, а туча от злости рассыпалась градом.
Подтекстовая информация: солнце – символ щедрости. Туча, из-за своего грозового настроения, упрекала солнце в щедрости.
Концептуальная информация: быть щедрым по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.
2. Жанр: сказка-ноктюрн.
3. Тема: “Что, значит, быть щедрым?” (По сказке Джанни Родари “Солнце и туча”)
4. Цели урока:
- познакомить с произведением Джанни Родари “Солнце и туча”, с новым литературным жанром сказкой-ноктюрном, литературным приёмом аллегории;
- проанализировать черты характера солнца и тучи, помочь учащимся сделать самостоятельный вывод, что, значит, быть щедрым;
- понаблюдать за отношением автора к героям сказки.
5. Тип урока – урок знакомства с новым текстом.
Этап антиципации
Прочитайте предложение, записанное на доске “Оно путешествовало по небу на своей огненной колеснице, разбрасывало лучи – во все стороны”
О чём идёт речь?
Что помогло определить?
Колесница (большой колесный экипаж).
Как солнце могло путешествовать в колеснице?
Подберите слова к слову “солнце”: лучи, солнце, ворчала, щедро, туча, рассыпалась градом, весело, злилась.
А остальные слова к чему можно отнести? (Туча)
А что туча может ворчать, злиться? (Переносное значение)
На мой взгляд, ворчать, злиться – это слова-синонимы, а вы как думаете?
Это и есть заглавие нового произведения. Откройте учебники.
Кто же такие Туча, Солнце? (Герои произведения) Заголовок – главные герои.
Вы уже познакомились с ключевыми словами текста. Можно сразу по ключевым словам определить жанр произведения? (Сказка)
Это не просто сказка, а сказка-ноктюрн.
Что непонятно в определении? (Ноктюрн). (Ноктюрн – небольшое лирическое произведение)
Понятно ли теперь всё? (Лирическое произведение – произведение, выражающее чувства, переживания)
Рассмотрите иллюстрацию
Это сказка. А что сказочного на ней? (Нет ничего сказочного)
Обратите внимание на природу, изображённую на иллюстрации. (Италия – Родина Джанни Родари)
Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное)
Что же может произойти между солнцем и тучей? Предположения.
Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. (Чем могло гордиться солнце?) Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.
И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. (Чем туча была недовольна?) И неудивительно – у неё было грозовое настроение. (Вот почему она злилась!)
Транжира ты! (“Транжира” – это…..) – хмурилась туча. – Дырявые руки! (Интересно, как у солнца могут быть дырявые руки) Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!
А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.
Ну, транжирь ежё, - не унималась туча, - транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! (Не доверяет окружающим – это плохо)
Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. (Сколько же получили её тепло?!)
Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, - смотри-ка, все до одного! (Как же они вернулись обратно?)
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) А солнце бултыхнулось в море.
2. Обобщающая беседа.
Чему удивилась туча?
Каким было солнце в конце дня? (Весёлым, счастливым, добрым, щедрым)
А разве “добрый, щедрый” – это не одно и тоже?
Уточним значения слов. Рабочая тетрадь с.47 №3.
Какое же определение для солнца самое точное? (Доброе, ласковое, счастливое, щедрое, милое, тёплое)
Кто был счастливее – солнце или туча? Почему? (Щедро раздаривало…)
Вы сказали, что Солнце было щедрым. Отметим опорные слова. (Работа с текстом). Путешествовало весело и горделиво, каждая ягодка радовалась ему, раздаривало свои лучи, весело бултыхнулось.
Что делала туча? (Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась градом)
3. Выразительное чтение
4. Работа с текстом после чтения
Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча)
Какой же скрытый смысл содержится в сказке? (Быть щедрым по отношению к окружающим.)
На какой же вопрос мы с вами попытались ответить на уроке? (Что, значит, быть щедрым?)
Так, что, значит, быть щедрым? Не быть жадным, недовольным. Если человек щедр по отношению к окружающим, то он не обеднеет, а станет богаче духовно.
5. Работа в группах.
Тема урока: « Джанни Родари «Солнце и туча». Секрет счастья». 2 класс (УМК «Школа 2100)
Цель:
Формирование типа правильной читательской деятельности через диалог с автором.
Задачи:
Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Формировать правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.
Воспитывать доброту, умение дарить радость другим.
Оборудование:
иллюстрации, интерактивная доска, презентация к уроку.
Ход урока:
1.Организация класса
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.
2. Стадия «Вызов».
Я загадаю загадки, отгадав их, вы узнаете главных героев произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
Один костёр весь мир согревает,
Он по небу катается, людям улыбается.
(солнце)
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет.
(туча)
Предположите, каково название произведения, которое мы будем изучать сегодня?
(«Солнце и туча»)
Верно. Откройте учебники на стр 122, прочитайте кто является автором данного произведения.
Что вы о нём знаете?
(
Д. Родари жил в Италии. Увлекался музыкой, брал уроки игры на скрипке. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения.)
В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них весёлые игры.
Какие произведения Д. Родари вам знакомы?
А жанр произведения, с которым мы познакомимся сегодня, вы узнаете, если правильно вставите глухие согласные. (СКАЗКА)
Читали ли вы сказки Дж.Родари? А хотели бы прочитать?
3. Стадия «Осмысление».
Приём «Чтение с остановками».
1-я стадия
Обратите внимание на иллюстрацию. Опишите её.
(Художник взял яркие сочные краски. Солнце яркое, праздничное, ласковое. Туча грозная, мрачная, тяжёлая. Думаю, что это главные персонажи сказки и между ними может произойти что – то хорошее или не очень хорошее.)
2-я стадия (чтение вслух, беседа по ходу чтения, словарная работа)
Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.
И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце.
Кто знает что такое «колесница»?
1). Колесница - в старину: большой колесный экипаж, повозка
Огненная колесница - оранжево-красного цвета, цвета огня
В Какой вопрос возник к автору?
О Почему туча злилась и ворчала?
П Ваши предположения?
И неудивительно - у неё было грозовое настроение.
Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее сильный страх
Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!
А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.
Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!
Транжира – тот, кто тратит деньги без разбора
Дырявые руки
Встречались ли вы с таким выражением?
А солнце послушает тучу?
Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.
Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,- смотри-ка, все до одного!
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.
Бултыхнулось – покажите, это как?
Чему удивилась туча?
Что с ней случилось?
Каким было солнце в конце дня? (Счастливым). Почему?
-Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чем сказка?».
3-я стадия.
Приём «Кластер».
Работа в группах. Найдите в тексте словосочетания и предложения, характеризующие солнце и тучу.
Вывод: В каждой группе обсудите, а затем прочитайте характеристики главных персонажей сказки.
4. Стадия «Рефлексия».
Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?
СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!
На следующем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством этого замечательного писателя. А сейчас я предлагаю вам написать синквейн. Тема: 1 вариант: Солнце.
2 вариант: Туча.
Напоминаю, что синквейн –это поэтическое произведение, которое составляется по правилам.
Как
это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
5. Домашнее задание. -Дома попробуйте пересказать сказку от лица одного из персонажей.
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Родари Джанни
Солнце и туча
Джанни Родари
Солнце и туча
Солнце, веселое, величественное, путешествовало по небу. Оно мчалось в огненной колеснице и разбрасывало во все стороны свои горячие лучи.
А туча, у которой в это время было самое предгрозовое настроение, злобствовала и ворчала:
– Мот, расточитель! Разбрасывай, раскидывай свои лучи! Обнищаешь спохватишься!..
В виноградниках каждая виноградинка, что зрела на лозах, норовила во что бы то ни стало утащить один, а если удавалось, то и два лучика. И не было такой травинки, паучка, цветка или капли воды, которые бы не старались взять свою долю.
– Ну что ж, позволяй себя обкрадывать всем и каждому. Посмотришь, как тебя отблагодарят, когда с тебя уже нечего будет взять, – гремела туча.
А веселое солнце как ни в чем не бывало катилось по небу и раздаривало свои лучи миллионами, миллиардами, без счета – всем, кто в них нуждался.