Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Сергиев посад и михаил михайлович пришвин. Певец русской природы – Михаил Пришвин Пришвин михаил михайлович выставки

К 140-летнему юбилею известного русского писателя и этнографа Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) в отделе краеведческих документов Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И. А. Бунина открылась выставка: «Большой и настоящий русский человек».

Пришвин родился в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Здесь на родине у будущего писателя сформировалась особая любовь к природе, земле и окружающему миру. Исключенный за «свободомыслие» из Елецкой гимназии, он учился в Тюменском реальном училище, затем в Рижском политехническом институте. Окончив Лейпцигский университет, Михаил Михайлович работал агрономом, сотрудничал в журналах. Литературная деятельность началась с публикации рассказа «Сашок» (1906). После путешествий по русскому Северу родилась его первая книга – «В краю непуганых птиц». Затем последовали произведения «За волшебным колобком», «У стен града невидимого», «Черный араб», которые характеризовались поэтическим мировосприятием, научной пытливостью, интересом к мельчайшим подробностям жизни.

В годы Первой мировой войны Пришвин был фронтовым корреспондентом. После революции некоторое время жил в Орловском крае. Занимался краеведением, организовывал охрану памятников старины, работал в сельской библиотеке, преподавал в Елецкой гимназии.
Начало новому этапу в творчестве писателя положила книга «Родники Берендея», где в центре внимания оказывается сама Земля и ее весенние перемены. Появляются первые главы автобиографического романа «Кащеева цепь». По материалам своих путешествий по Дальнему Востоку, Кавказу и Уралу Пришвин создает ряд книг: «Берендеева чаща», «Неодетая весна», «Лесная капель», «Фацелия», «Жень-шень».

Особое место в творчестве писателя занимают произведения для детей. Широкое признание получили его сборники: «Зверь Бурундук», «Золотой луг», повесть-сказка «Кладовая солнца». Имя писателя носит областная детская библиотека, она – организатор Пришвинских чтений. Один из разделов Музея писателей-орловцев посвящен жизни и творчеству нашего земляка.

На юбилейной экспозиции представлены наиболее известные книги М. М. Пришвина: автобиографический роман «Кащеева цепь», поэтические очерки «В краю непуганых птиц», своды миниатюр «Глаза земли», «Незабудки», «Календарь природы», новелла «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», сборник «Родники Берендея», а также детские рассказы. Событиям Великой Отечественной войны посвящено произведение «Повесть нашего времени».

Научные публикации о творчестве Пришвина размещены в сборниках «Историко-культурное наследие» (2010 г., № 4) и Ученые записки Орловского государственного университета (2005 г., II том). Вниманию читателей предложены: монография доцента Орловского государственного института искусств и культуры Н. А. Меркурьевой – «Михаил Пришвин: онтология всеединства» и «Центральная Россия: русская классика».

На выставке экспонируются книги жены и исследователя творчества писателя – Валерии Дмитриевны – «Наш дом», «Путь к слову». В них – разные этапы творческой биографии Пришвина, уникальные фотографии, связанные с орловским периодом жизни писателя.

Выставка предназначена для студентов-филологов, краеведов и всех, кому интересно творчество М. М. Пришвина. Продлится до конца февраля.

Информационный отдел библиотеки им. И.А. Бунина

. Но в этом древнем граде, жизнь которому дала Сергиева обитель, регулярно проходят и важные события в культурной жизни страны. Так, до 15 сентября в «Восточном корпусе» музейного комплекса КОННЫЙ ДВОР Сергиево-Посадского музея-заповедника работает выставка «Весна света», посвящённая 140-летнему юбилею Михаила Михайловича Пришвина.

«Весна света»

Многолетние наблюдения, как рассказали её организаторы, привели М.М. Пришвина к открытию особого явления природы, которое он первым определил как «весну света». Приход весны по Пришвину начинается во время февральских метелей и кончается майским расцветом растений и песнями всех птиц. Это пришвинское определение бытует и сегодня. Поэтому выставка так и названа.


Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

Здесь можно увидеть подлинные вещи из дома на Комсомольской (ныне Вифанской) улице Сергиева Посада, переименованного в те годы в Загорск, где с 1926 по 1937 год – почти одиннадцать лет! – жил Михаил Михайлович.


Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

В витринах – книги с произведениями Пришвина разных лет издания, копии его рукописных дневниковых записей; на стендах – многочисленные фотографии , сделанные писателем, фотографии и портреты писателя и его окружения. Специально для выставки воссоздан макет кабинета Пришвина.


Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришви

Среди многочисленных экскурсионных групп, уже побывавших здесь, немало приходит и приезжает детей. Они подолгу стоят и переговариваются у стендов с чучелами животных и птиц (из Дарвиновского музея), обитающих в подмосковных лесах. Именно на таких охотился Пришвин, ярко описывал их в своих произведениях.

На выставке вы не только близко познакомитесь с Пришвиным – охотником и защитником природы, с бытом его семьи, но и узнаете, с кем он дружил, где бывал и что видел…



Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

В рамках юбилейной выставки состоялась научная конференция «Михаил Михайлович Пришвин в культуре ХХ века: к 140-летию со дня рождения». В работе конференции принимали участие ведущие специалисты, изучающие творчество писателя, музейные работники , краеведы, преподаватели вузов. В докладах поднимались такие темы, как «М.М. Пришвин и В.В. Розанов», «Природа и творчество: М.М. Пришвин и Б.Л. Пастернак», «Загорск 1930 года по дневникам и фотографиям М. М. Пришвина», «М.М. Пришвин и судьба Черниговско-Гефсиманского скита. 1920-1930-е годы», «Клычков и Пришвин», «Город Сергиев Посад и его окрестности в произведениях, дневниках и фотографиях М.М. Пришвина 1926-1929 годов» и многие другие.

В завершение был показан документальный фильм о семье Пришвиных, подготовленный калужскими краеведами. Гости конференции выразили благодарность музею за интересную программу и хорошую организацию мероприятия. Было высказано единодушное мнение о необходимости установки в Сергиевом Посаде памятника М. М. Пришвину.

Сегодня мы обращаемся к потаенным сторонам личности этого выдающегося русского писателя-философа.

В Загорске

Удивительно, как Михаил Михайлович Пришвин сумел, несмотря на «невиданные перемены» в России после 1917 года, сохранить свой мир, своё «я»…

Считается, что годы жизни писателя в Сергиевом Посаде были периодом его творческого подъема. За эти годы им подготовлены и изданы несколько собраний его сочинений, создаются и печатаются отдельными изданиями части романа «Кащеева цепь», многочисленные рассказы. Жизнь Загорска и его окрестностей отражена во многих произведениях Пришвина: в поэме «Девятая ель», в книге «Журавлиная родина», в рассказе «Тайны творчества», в Дневниках 1926-1937 и последующих годов.

Но тогда же, когда город преподобного Сергия был переименован в Загорск, писатель наблюдал за уничтожением колоколов Троице-Сергиевой лавры. И, как увидим дальше, не мог к этому спокойно относиться.

Когда били колокола…


Михаил Михайлович Пришвин

Увлечение фотографией – одна из граней потаённого Пришвина. В его фотоархиве – более двух тысяч негативов.

Свою первую книгу «В краю непуганых птиц» Пришвин решил иллюстрировать собственными фотографиями. Было это в 1905-м. Тогда он впервые в жизни и взял в руки фотоаппарат. А немецкая «Лейка», большая редкость по тем временам, появилась у писателя лишь 20 лет спустя.

Он снимал природу не панорамно, а вглядываясь в какие-то мгновения.

Любимый образ Пришвина и в литературном творчестве, и в фотоискусстве – паутинка. Это – образ мира: с одной стороны – сложный, с другой – хрупкий.
Но в объектив фотоаппарата Пришвина попадает отнюдь не только природа.

В дневнике писатель, человек глубоко верующий, называет себя «свидетелем эпохи» и подчеркивает, что просто не может не снимать.



Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

Практически все негативы он никому не показывал, хранил отдельно, в конвертиках, склеенных собственноручно из папиросной бумаги и в коробках из-под конфет и сигарет.



Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

Писатель отлично понимал, что обнародовать большинство из этих снимков – значило если не подписать себе смертный приговор, то лишить себя свободы на многие годы.


На коробке с сотнями негативов, которые он сделал зимой 1929-1930 годов, рукой Пришвина написано: «Когда били колокола…». У этой серии снимков двойной смысл: били – звенели и били – разбивали.

Сегодня на эти снимки, где мужики сбрасывают колокола с соборов Троице-Сергиевой лавры, нельзя смотреть без боли. Рудметаллторгу были тогда сданы 19 колоколов общим весом 8165 пудов. А в дневнике писатель записывал свои мысли по этому поводу:

«22 ноября. В Лавре снимают колокола, и тот, в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдёт в переплавку. Чистое злодейство…».

«8 января. Вчера сброшены языки с «Годунова» и «Карнаухого». «Карнаухий» на домкратах. В пятницу он будет брошен на «Царя» с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришёл сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!»…».

«9 января. На колокольне идёт работа по снятию «Карнаухого», очень плохо он поддается, качается, рвёт канаты, два домкрата смял…».

«28 января. Падение «Годунова» (1600–1930) в 11 утра. А это верно, что «Царь», «Годунов» и «Карнаухий» висели рядом и были разбиты падением одного на другой. Так и русское государство было разбито раздором. Некоторые утешают себя тем, что сложится лучше. Это всё равно, что говорить о старинном колоколе, отлитом Годуновым, что из расплавленных кусков его бронзы будут отлиты машины и красивые статуи Ленина и Сталина …».

«3 февраля. Трагедия с колоколом потому трагедия, что все очень близко к самому человеку… Страшна в этом некая принципиальность – как равнодушие к форме личного бытия служила медь колоколом, а теперь потребовалось, и будет подшипником. И самое страшное, когда переведёшь на себя: – Ты, скажут, писатель Пришвин, сказками занимаешься, приказываем тебе писать о колхозах…».

Писатель долго не мог опомниться после увиденной им в Сергиевом Посаде картины варварства. В дневнике он сделал такую запись: «1930, 30 ноября. Приближается годовщина уничтожения Сергиевских колоколов. Это было очень похоже на зрелище публичной казни».

Фотографии Пришвина помогли при возрождении лаврских звонов. Эта работа велась на рубеже прошлого и нынешнего столетия под руководством председателя общества церковных звонарей, главного звонаря храмов московского Кремля и храма Христа Спасителя Игоря Васильевича Коновалова.

Удалось восстановить колокола «Первенец» и «Благовестник» и самый большой в России и во всем христианском мире «Царь-колокол». Высота его 4,55 метра, диаметр 4,5 метра. Он весит 72 тонны, а его язык – почти тонну. В 2002 году колокол отлили на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, а в 2004 году «Царь» наконец воссоединился с хором голосов Лаврской колокольни .

«Для изучения утраченных лаврских благовестников, – пишет Игорь Васильевич Коновалов, – впервые было проведено сканирование с большим разрешением фотографических негативов писателя Михаила Михайловича Пришвина, бывшего в Троице-Сергиевой лавре во время сброса колоколов и оставившего более 200 негативов с изображениями осколков колоколов, целых, стоящих на земле больших и малых лаврских колоколов…».

Уникальную работу по реанимации негативов поручили сергиевопосадскому мастеру-фотографу Николаю Соловьеву. Ему предстояло проявить негативы, после чего путем многократного увеличения сделать выставочный вариант снимков.

Позднее Николай Николаевич рассказывал, с каким волнением приступал он к этой работе, как испытал внутреннее потрясение от увиденного на снимках, как открывал для себя ещё одну грань таланта Пришвина - талант фоторепортера.

«Пишите уж про своих птичек…»

Как «певца природы» пыталась осмыслить его критика сталинских времён. И для писателя это было не без пользы: если бы стали докапываться до основ его мировидения, литературная жизнь Пришвина оказалась бы намного сложнее.


Сброс колоколлов в Троице-Сергиевой Лавре

Правда, ещё до создания в 1934 году Союза писателей он был атакован за свои воззрения как чуждые партийной идеологии со стороны представителей литературной группировки РАПП. В 1930 году в периодической печати одна за другой появились несколько статей, громивших творчество писателя. Пришвину инкриминировался уход от классовой борьбы, «преображение действительности в волшебную сказку», «оправдание старины»… Это «один из способов борьбы против нашей советской культуры», писали критики.

Затем всё как будто улеглось, хотя кто в те времена был застрахован от новых нападок.

Почему в годы репрессий, коснувшихся и выдающихся деятелей литературы и искусства, не арестовали Пришвина? Может быть, потому, что такие «идеологически выдержанные» писатели, как Фадеев, его очень уважали.

Доносы на Пришвина наверняка были. Ходу им не давал, скорее всего, сам Сталин. Рассказывают, что однажды на вопрос Сталина, не хочет ли уважаемый товарищ Пришвин написать что-нибудь о социалистическом строительстве в СССР, классик советской литературы, который уже перед революцией считался мэтром, стал что-то увлеченно бубнить о птичках.

«Ладно! – неожиданно согласился вождь. – Пишите уж про своих птичек…».

Иванов-Разумник



Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

В своем доме в Сергиевом Посаде – Загорске он продолжал принимать людей, многие из которых были расстреляны, сгинули в ГУЛАГе.



Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

Вот на фотографиях Михаила Михайловича семья Трубецких (их всех расстреляли), которая до ареста тесно общалась с писателем. А чтобы не умереть с голоду, – Трубецкие, как и Пришвин, который, как известно, очень любил заниматься этим, вынуждены были охотиться.

К чести Михаила Михайловича подпись его не стоит ни под одним коллективным «обличительным» письмом. Ссылаясь на то, что стар, болен, не бывал он и на показательных судах над писателями.

Зато в судьбе Иванова-Разумника Пришвин принял самое деятельное участие. Когда видный теоретик эсеровского движения, создатель литературной группировки «Скифы» (в неё входили Есенин, Андрей Белый, Блок, Петров-Водкин…) был в третий раз освобождён из лагеря, Михаил Михайлович добился, чтобы тот жил у него… легально!

Бонч-Бруевич – соратник Ленина и, кстати сказать, основатель Литературного музея – командировал Иванова-Разумника к Пришвину для разбора его архива.

За этой работой Михаил Михайлович сделал блистательный фотопортрет Иванова-Разумника – редчайший снимок, который уже в наше время отпечатали с негатива.

«За каждую строчку моего дневника - десять лет расстрела»

Первые дневниковые записи Пришвина относятся к 1905 году. А последние сделаны в 1954-м – незадолго до кончины Михаила Михайловича.

Дневник писателя, посвящённый трагическим страницам истории ХХ века, совершенно меняет наше представление о Пришвине как «певце природы».

Впервые без всяких сокращений дневник писателя – литературный архив в 25 томов, единственный такого масштаба, который хранится в России, – публикуется отдельными книгами только в 1990-е, после отмены цензуры.

И перед нами предстал неизвестный Пришвин – современник гонений на Церковь, глубоко и остро переживавший разрушение храмов, разрушение веры, жестокость окружающей действительности…

«1918, 21 февраля. В чем же сказалась наша самая большая беда? Конечно, в поругании святынь народных: не важно, что снаряд сделал дыру в Успенском соборе – это легко заделать. А беда в том духе, который направил пушку на Успенский собор. Раз он посягнул на это, ему ничего не стоит посягнуть и на личность человеческую».

«1926, 23 ноября. Учитель, посетивший Троицкую лавру с экскурсией, сказал при виде «Троицы» Рублёва ученикам: «Все говорят, что на этой иконе удивительно сохранились краски, но краски на папиросных коробочках по маслу гораздо ярче».

Толпа каких-то уродливых людей окружила мощи преп. Сергия, молча, разглядывая кости под стеклом, наконец, один сказал:

– Нетленные!

И все загоготали».

Ведение дневника превратилось для Пришвина в органическую потребность, в условие существования.

В самые трудные и опасные 1937-1939 годы он писал мельчайшим почерком в маленьких записных карманных книжках (записи можно прочесть только с помощью лупы).

В начале Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, 70-летний писатель, покидая Москву, единственное, что захватил с собой,- это чемодан с рукописями дневника.

Когда враг подступал к Ярославскому краю, где Пришвин жил в деревне Усолье, писатель заклеил свои дневники в старую резиновую лодку, чтобы зарыть их в лесу на случай, если придётся уходить из окружения.

«Нёс я эти тетрадки,- пишет Пришвин,- эту кладовую несгораемых слов за собою всюду… Мои тетрадки есть моё оправдание, суд моей совести над делом жизни».

Перефразируя печально известное «десять лет без права переписки», он говорил жене:

«За каждую строчку моего дневника - десять лет расстрела».

Писатель никому, кроме жены, не показывал свои записи.

«Боже мой! – пишет Михаил Михайлович в дневнике на склоне лет. – Как нелегко жилось, как удалось уцелеть! И я хочу все-таки в биографии представить жизнь эту как счастливую».

«Осударева дорога»

Пришвин много ездил по стране. Из каждой поездки привозил десятки снимков. От его взора не ускользали ни Уралмаш, куда он отправился с бригадой писателей, ни строительство Беломорканала, где он фотографировал зэков и куда приехал в связи с тем, что писал книгу «Осударева дорога».

При Петре I мужики тащили по каткам через Карельский перешеек в Ладогу суда, сделанные на Архангельских верфях. Для этого они проделали огромные просеки, которые назывались Осударева (Государева) дорога. А за ними двигалась виселица. За плохую работу или провинность вешали.

Самое поразительное: когда в 1930-е стали строить Беломорканал, его проложили фактически по тому же пути – по Осударевой дороге. И хотя не было виселиц, люди умирали от недоедания, от перенапряжения.

Этот факт Михаила Михайловича поразил. Он писал «Осудареву дорогу», раздумывая о том, что за 200 с лишним лет после Петра в попытках вывести страну вперёд на костях её народа мало что изменилось.

Дунино

Писателю было уже 63 года, когда распался его первый брак. В конце 1930-х Михаил Михайлович встретил Валерию Дмитриевну, дочь царского офицера, отсидевшую в лагере два года. Человек необыкновенного ума и красоты, она стала, по словам писателя, радостью его жизни. Её замечательный фотопортрет Пришвин назвал «Царица».

После Великой Отечественной до последнего года своей жизни Михаил Михайлович с Валерией Дмитриевной проводили каждое лето в деревне Дунино под Звенигородом, что в 50 километрах от Москвы на живописном берегу Москвы-реки.

В мае 1946 года Пришвин купил этот дом, образец усадьбы, сложившейся в начале ХХ века, близ которой в годы Великой Отечественной проходила передовая и где размещался эвакуационный госпиталь, у Н.А. Лебедевой-Критской. Семья Лебедевых-Критских была тесно связана с известными общественными деятелями России и выдающимися представителями отечественной культуры.

Дунинская усадьба с её аллеями и лугом, вековыми липами и елями, яблоневым садом была неиссякаемым источником вдохновения писателя. Именно здесь можно почувствовать истоки творческой личности Пришвина, уходящие в детство, на его родину, в материнское имение Хрущево под Ельцом.

«Усадьба Дунино пришла ко мне в точности, как замещение Хрущева», - записывает Пришвин в дневнике.

В столовой в ранний «предрассветный час» (с 4 до 7-8 часов утра) Пришвин начинал свой день работой над дневником. Он – и это не преувеличение! – буквально жил им.

И дневник, и негативы фотографий, которые могли попасть в «нехорошие руки», Валерия Дмитриевна тщательно прятала после смерти писателя. Она занималась единственным делом: перепечатывала на машинке дневник Пришвина.
Боясь обыска, она заказала два оцинкованных ящика, и запаянный в них архив закопала.

Её стараниями была сохранена в неприкосновенности вся обстановка дома, позднее здесь был создан музей, работавший многие годы на общественных началах.

В.Д. Пришвина, при которой музей стал научным центром пришвиноведения, вела издательскую работу по творчеству Пришвина, стала публикатором новых материалов из огромного архива писателя, автором книг о его жизни и творчестве.

В 1979 году дом по завещанию Валерии Дмитриевны был передан в дар государству.

С 1980 года дом-музей Пришвина в Дунино – филиал Государственного литературного музея. Он включает кабинет писателя, столовую, веранду и комнату Валерии Дмитриевны Пришвиной.

А последняя дневниковая запись писателя появилась 15 января 1954 года – за несколько часов до кончины Михаила Михайловича:

«…мир существует таким, каким видели его детьми и влюблёнными. Всё остальное делают болезни и бедность».

Уютная, хотя и очень скромная обстановка дома, после знакомства с хранившимся в этом доме дневником Михаила Михайловича, пришвинскими фотографиями, наполняется новым смыслом, свидетельствуя о внутренней свободе жившего здесь человека, о победе над временем писателя, сумевшего не подчиниться жестокому веку.

…Теперь в Дунино – высокие глухие заборы , а за ними – самые живописные места на берегу Москвы-реки, столь любимые писателем. Скромную обитель писателя-отшельника теснят особняки-монстры наступившей эпохи…. Молимся, чтобы на этом рубеже они и были остановлены…

Хочется верить, что Пришвин, которого пытаются отгородить от нас, людей неведомого ему века, новые «хозяева жизни», найдет путь к сердцам тех, к кому относится дневниковая запись от 13 июня 1952 года, выразившая одно из коренных убеждений писателя:

«Быть русским, любить Россию – это духовное состояние».

Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

В лесах степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. И охранять природу – значит охранять родину.

Михаил Пришвин

Вся жизнь Михаила Михайловича Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он так любил лес и все живое, что даже в обыкновенной заячьей капусте видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо.


Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в имении Хрущево Орловской губернии в купеческой семье.

Михаилу Дмитриевичу Пришвину, отцу писателя, досталось богатое наследство, которое он проиграл в карты. Мать Пришвина, Мария Ивановна, осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что ей удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

Первое образование Михаил получил в деревенской школе. Затем учился в Елецкой мужской гимназии, откуда был исключен «за свободомыслие» и конфликт с учителем географии. Лишь через 10 лет, сдав экстерном экзамены за седьмой класс реального училища, Пришвин продолжил образование в Рижском политехникуме.

В 1897 году был арестован за участие в революционном студенческом кружке марксистов, и заключен на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы в 1900 году уехал за границу, где учился в университете Лейпцига. Там он получил диплом агронома. Вернувшись на родину, Михаил работал агрономом. Но вскоре оставил эту профессию и увлекся фольклором и этнографией, стал корреспондентом в газетах «День», «Русские ведомости», «Утро России».

Большую часть жизни Пришвин провел в путешествиях и охотничьих скитаниях. Он объездил и обошел чуть ли не всю страну, наблюдая и изучая природу. Писатель не раз бывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, в степях Казахстана, в горах Крыма, в дремучих заволжских лесах и в старых дубравах на привольной Оке. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.

«Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме. Как поэтична его первая книга – «В краю непуганых птиц» (1907).

Первозданная красота природы стала его темой на долгие года. Он отправлялся «За волшебным колобком» (1908), совершая «путешествие в страну без имени, без территории, куда мы все в детстве бежим», где в нетронутом виде живет древняя Русь с ее вечными сказочными героями.

Дважды Михаил Михайлович был женат – от первого брака с крестьянкой Ефросиньей имел трёх сыновей. В 1940 году женился на Валерии Лиорко, которая стала верной спутницей Пришвина до конца жизни. После его смерти Лиорко работала с архивами мужа.

Хочется отметить, что в честь писателя названы:

пик высотой 2782 м в отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро ;

мыс на восточной оконечности острова Итуруп в Курильской гряде;

улицы в Москве, Донецке, Липецке, Ельце и Орле.

Писателю установлены памятники в городе Елец (автор – Н. Кравченко) (фото5), в селе Па́льна-Миха́йловка (скульптор – Ю.Д. Гришко)

в Сергиевом Посаде (скульптор – Ю. Хмелевский)

Всё творчество писателя пронизано любовью к природе и восхищением ею. Когда читаешь рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку и повел за собой; видишь, словно своими глазами, все, о чем в них написано, учишься еще лучше любить и понимать родную природу.

Хотите узнать, от чего луг становится золотым? Читайте рассказ « Золотой лу г» .

Золотой луг.


У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: Очень красиво! Луг - золотой.

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

А из рассказа «Еж» вы узнаете, о повадках ежа и как он обустроился в человеческом жилище.

Еж.


Р аз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

А, ты так со мной! - сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много. Я слышал - ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажёг лампу, и - здравствуйте! - ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.

И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу - какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:

„Зачем это ёжику газета понадобилась?" Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.

Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочки дам - съест.

Эти и многие другие тайны природы и животных откроются при прочтении замечательных произведений Михаила Михайловича Пришвина.

А в библиотеке №16 «Маяк» по ул.Керченская, 6 вы сможете заглянуть в «Литературный сундучок» – цикл выставок и мероприятий, посвященный писателям и книгам юбилярам 2018 г.

В этом «Литературном сундучке» найдете выставку книг «Певец русской природы – Михаил Пришвин». Она предлагает читателям познакомиться с произведениями М.М.Пришвина и открыть для себя красоту природы и сокровища леса, проникнуться теплотой и любовью, с которой автор рассказывает о простых вещах. Эти книги учат бережному отношению ко всему живому и будут интересны не только детям, но и взрослым.

Татьяна Володкина,

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ» / МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

9 декабря откроется совместная выставка Мультимедиа Арт Музея и Государственного литературного музея «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929–1936». Выставка будет проходить на площадке МАММ до 31 января.

«Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь “для себя”, то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни». (М.М. Пришвин)

С 1905 года, на протяжении полувека, до самой смерти, Михаил Пришвин, широко известный как автор охотничьих и детских рассказов, втайне вел дневник. Когда начали публиковаться первые фрагменты дневников писателя, для большинства литературоведов и читателей, сам факт их существования оказался полной неожиданностью. Изначально, записи не предназначались для печати, дневники содержали откровенные размышления об увиденном и пережитом, оценки политических событий, портретные зарисовки. В жизни писателя были взлеты и падения, на страницах дневника естественно переплетаются его увлечения охотой и фотографией, его отношения с близкими и друзьями, неизменным было одно – Пришвину всегда удавалось оставаться самим собой, и в годы юношеского увлечения марксистскими идеями, и в царской тюрьме, и во время учебы в Германии, и на родине, после октябрьской революции.

Выставка, состоящая из фотографий, напечатанных с недавно обнаруженных негативов Пришвина, в сопровождении не публиковавшихся ранее дневниковых записей позволит по-новому взглянуть на творчество «певца русской природы», как называл его Константин Паустовский, почувствовать необычайную красоту и поэтичность языка писателя, сочетающуюся с наблюдательностью, сдержанностью и простотой, лиричностью и образностью, присущим Пришвину-фотографу.

Отдельное место в экспозиции занимают аудио-записи фрагментов рассказов и повестей Пришвина: «Мои тетрадки», «Весенний мороз», «Кукушка», «Березы», «Голубые тени», «Первый цветок», «Запоздалая весна», «Цветущие травы», «Птичик», «Рубиновый глаз», «Мастерская дятла» и «Цвет капелек». Посетители выставки получат уникальную возможность услышать их в исполнении самого автора. Дневниковые записи писателя прочтет великолепный актер, заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Теперь, благодаря органичной интеграции мобильных решений ALCATEL ONETOUCH, посетители смогут получить доступ к интерактивному гиду «ТВОЙ МАММ» и ознакомиться с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональный эффект.

Пришвин увлекся фотографией во время путешествия на Север в 1906 году. Первые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика. Изданную после поездки книгу «В краю непуганых птиц», Пришвин проиллюстрировал собственными фотографиями. Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая эти снимки, поинтересовался, не художник ли он. В 1925 году Пришвин купил себе фотоаппарат, и с тех пор фотография становится неотъемлемой частью его жизни, она захватывает писателя – больше нигде и никогда он не расстается с камерой.

Пришвин всегда подчеркивал, что фотография для него не просто иллюстрация. Она существует независимо, параллельно дневниковым записям и, тем самым, иногда неожиданно для самого автора, создает новые смыслы. Он отмечал: «Проявляется изображение на пленке, и часто это происходит, будто глаза открываются все шире и шире… Диво! Вышло совсем не то и не так, как снимал. Откуда же это взялось? Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в «природе вещей»…».

За три десятилетия Пришвиным были сделаны тысячи снимков, писатель занимался фотографией, как и дневником, до последних дней жизни. Более 2000 авторских негативов Михаила Михайловича Пришвина после его смерти бережно сохранялись, как и его дневниковые тетради. Выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929–1936» включает, как отдельные снимки, так и целые серии, созданные писателем на строительстве Уралмаша и Беломорканала, во время поездок по северным областям России, на Дальний Восток и на Соловки. И конечно, автор огромного количества рассказов о природе не мог обойти своим вниманием пейзажи и животный мир.

Любимым охотничьим собакам Пришвина, среди которых знаменитая Жизель или Жулька, как он ее называл – будут посвящены новогодние занятия для детей, ежегодно проводимые МАММ. До 31 января в часы работы выставки по выходным планируется чтение произведений писателя, с участием специально приглашенных гостей и посетителей музея.

19.01.2018

Книжно-иллюстративная выставка "Симфония красок русской природы". 145 лет со дня рождения М. Пришвина.


… Только о людях и думаю

В Тюменской областной научной библиотеке открывается книжно - иллюстративная выставка «Симфония красок русской природы: 145 лет со дня рождения М. Пришвина».

«…Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю».

М.М. Пришвин

С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности. Но среди множества писателей, затрагивающих тему природы в своих произведениях, один все же выделяется. Речь идет о писателе Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы.

Михаил Пришвин за свою жизнь написал множество произведений.

– Пришвин, М.М. Лесные сказки и истории про животных

– Пришвин, М.М. Времена года

«Кладовая Солнца» по праву считается одним из лучших его творений. В этом произведении мы смотрим на мир глазами Митраши и Насти, которые оказались один на один с природой. Им предстоит пройти множество испытаний, главное из которых – разлука. «Кладовая Солнца» дает нам возможность узнать, насколько тесно связаны друг с другом человек и природа:

– Пришвин, М.М. Кладовая солнца [Звукозапись]: рассказы о родной природе

Все произведения М. Пришвина отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И понимание этого писатель старается передать своему читателю.

– Пришвин, М.М. Желанная книга

– Пришвин, М.М. Зеленый шум

Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время отозвался Максим Горький. Он сказал, что ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе:

– Личное дело. Пришвин Михаил Михайлович: воспоминания современников. Война. Наш Дом

– Михаил Пришвин и русская культура XX века: сборник статей

– Варламов, А.Н. Пришвин

Выставка «Симфония красок русской природы» – для тех, кто хочет узнать о жизни и творчестве М. М.Пришвина. Посетить ее можно с 23 января 2018 года по 1 марта 2018 года в УЧЗ №2 (3-й этаж).

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...