Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Станислав лем - биография, информация, личная жизнь. Лем Станислав: цитаты, фото, биография, библиография, отзывы Как называется рассказ станислава лема

Знаменитый современный польский писатель, философ, футуролог, сатирик и поэт. Еще при жизни он был назван классиком мирового масштаба. Его произведения переведены более чем на 40 языков, а количество выпущенных экземпляров приближается к 30 миллионам. Станислав Лем писал в жанре , психологические эссе, проводил исследования та темы футурологии, литературоведения, кибернетики и космонавтики.


Творчество Станислава Лема

Станислав Лем говорил о непреодолимых трудностях, с которыми сталкивается человечество в далеком внеземном будущем, о технологическом будущем цивилизации. В его более поздних работах больше внимания уделяется утопическому и идеалистическому обществу, проблемам человеческого бытия, экзистенциализму.

Основная тема романов Станислава Лема — последствия развития науки и техники в человеческом обществе, где обличаются потребительные отношения к жизни, военный психоз и милитаризм. Его придуманные миры населены роем механических насекомых, разумным океаном и другим.

Лучшие книги Станислава Лема онлайн:

  • «Непобедимый»;


Краткая биография Станислава Лема

Родился писатель в 1921 году во Львове. Выше образование до начала Отечественной войны Станислав Лем получил в Львовском медицинском университете, после конца войны поступил в польский Ягеллонский университет.

После окончания обучения работал врачом. Этот фактор сыграл заметную роль в его творчестве, так как все его литературные произведений были проанализированы с точки зрения медицины. Успех пришел к писателю в Польше. С 1980 года начал свое путешествие по миру, на которое ушло более 10 лет.

Его первые повести и рассказы были опубликованы в 1940 году, спустя десять лет писатель оставил работу врача и полностью окунулся в профессию писателя. В конце 50-х годов Станославу Лему удалось создать одного из любимых своих героев — умного спокойного, честного космического летчика Пиркса. В нем писатель проявил все грани своего таланта.

Некоторое время писатель-фантаст увлекается написанием юмористической фантастики, где высмеивал нелепость общественных норм и правил. В 1973 году Станислав Лем получил признание со стороны Американского Сообщества Научных фантастов, однако, из-за критических настроев и высказываний в сторону американской фантастики, был исключен из списка его членов.

Автор был удостоен множества литературных наград зарубежного и национального значения, ему были присвоены несколько научных степеней, а с 2000 года был принят в члены комитета «Польша 2000». В последние годы жизни Лем полностью отдался изучению социологии и философии. Умер в Кракове в 2006 году.

Станислав Лем родился в 1921 году в городе Львове, Польша (ныне Украина). Родителями Лема были Сабина Воллер и Самуил Лем, богатый ларинголог и бывший врач в австро-венгерской армии. Хотя Станислав был изначально крещен в римско-католическую веру, он впоследствии стал атеистом, как заявлял сам Лем, «по моральным соображениям»: из-за явного несовершенства и несправедливости мира ему не хотелось думать, что он был создан намеренно.

После того, как Восточная Польша была присоединена к СССР в конце сентября 1939 г., Лему было отказано в обучении в политехническом институте из-за его «буржуазного происхождения» и только за счет связей его отца в 1940 году был принят в Львовский университет на отделение медицины. Во время Второй мировой войны и нацистской оккупации (1941—1944), Лем с отцом, будучи активными участниками движения Сопротивления, жили под фальшивыми документами и работали в качестве автомеханика и сварщика. Так как Лем имел еврейские корни, его семья была в куда большей опасности, чем другие польские граждане.

В 1945 году Восточная Польша вошла в состав Советской Украины и семья Лема, как и семьи многих поляков, была переселена в Краков, где Лем, по настоянию отца, поступил в Ягеллонский университет на лечебную специальность. Однако он отказался изменять своим убеждениям во время преобладающей в науке лысенковщины и в итоге не сдал выпускные экзамены. Однако еще до сдачи экзаменов он начал работать ассистентом в анатомическом театре университета и в свободное время писать рассказы.

Литературный дебют Станислава Лема в качестве поэта состоялся в 1946 году, и в то же время он опубликовал несколько романов. Начиная с этого года, Лем начинает публиковать в журнале «Новый Мир приключений» свой научно-фантастический роман «Человек с Марса». В период с 1947 по 1950 годы Лем, продолжая свою работу в качестве научного сотрудника, публиковал все новые стихи, рассказы, очерки и научные статьи. Однако у него начали возникать проблемы в публикации, ведь в то время все работы должны были проходить коммунистическую цензуру. В 1948 году Лем почти закончил автобиографическую повесть «Больница Преображения», но оно не было напечатано до 1955 года, когда он добавил к уже существующему тексту повести продолжение, написанное в духе социалистического реализма. В 1951 году он опубликовал свою первую книгу «Астронавты», после которой к писателю пришел литературный успех. Однако цензура не дремала: так как книгу признали научно-фантастическим романом для подростков, писателю пришлось включить в ее текст ряд высказываний о «светлом будущем коммунизма». Позже он раскритикует этот роман, а также некоторые из их ранних произведений как книги, не избежавшие идеологического влияния и назовет его примитивным. Тем не менее, именно после публикации «Астронавтов», Лем окончательно принял решение стать профессиональным писателем.

В 1953 году Лем женился на рентгенологе Барбаре Лесьняк, которая в 1968 года родила ему сына Томаша.

В октябре 1956 года, период оттепели в Советском Союзе привел к явлению, получившему название «Польский октябрь», когда Польша стала на пусть либерализации. Лем начал писать очень активно и продуктивно, и между 1956 и 1968 годами стал автором семнадцати книг. В это же время его произведения стали активно переводить за границей (в основном, в странах восточного блока). В 1957 году он опубликовал свое первое нефантастическое произведение — философскую работу «Диалоги». В 1964 г. вышла его вторая философская книга «Сумма технологии». Она примечательна тем, что содержит уникальный анализ перспектив социальных, кибернетических и биологических достижений. В данной работе Лем с философской точки зрения рассматривает такие сферы технологии, которые в то время существовали лишь в умах и словах фантастов, однако в настоящее время начинают играть все большую и большую роль: например, нанотехнологии и модели виртуальной реальности.

В течение нескольких следующих десятилетий он опубликовал большое количество футурологических и научно-фантастических книг, но начиная с 1980-х годов основным направлением творчества Станислава Лема становятся философские тексты и эссе.

Международная известность пришла к Лему в 1974 г. после публикации «Кибериады» на английском языке. «Кибериада» представляла из себя серию юмористических фантастических рассказов о вселенной, населенной в основном роботами. «Кибериада» безусловно, содержит и философский подтекст, недаром сам Лем относил этот цикл к жанру притчи. Наиболее известные романы писателя включают «Солярис» (1961), «Глас Господа» (1968) и «Фиаско» (1986), в котором отразил свой крайний пессимизм по поводу возможности контакта человечества с внеземными цивилизациями. «Солярис» в 1972 г. был экранизирован культовым советским режиссером Андреем Тарковским и получил Гран-при на Каннском кинофестивале в 1972 году. Однако сам Лем остался крайне недоволен этой экранизацией. В 2002 году Стивен Содерберг снял повторную экранизацию романа с Джорджем Клуни в главной роли.

В 1981 году Лем был удостоен почётной ученой степени Вроцлавского Технологического университета, затем — Львовского, Ягеллонского и Опольского университетов. В 1982 году, в связи с введением военного положения в Польше, Лем переехал в Западный Берлин, где стал научным сотрудником в Институте перспективных исследований. После он поселился в Вене, а 1988 г. — вернулся в Польшу.

В начале 1990-х Станислав Лем встретился с литературоведом и критиком Петром Свирски, который составил ряд обширных интервью, которые в 1997 г. были опубликованы вместе с другими критическими материалами и переводами.

В 1997 году Лем был удостоен чести стать почётным гражданином города Кракова.

В своих последних интервью в 2005 году, Лем выразил свое разочарование в жанре научной фантастики, и пессимизм в отношении технического прогресса. По его мнению, человеческое тело плохо приспособлено для космических путешествий, развитие информационных технологий приводит к тому, что по-настоящему полезную информацию становится крайне трудно найти в море информационного шума, а создание искусственного интеллекта и «умных» роботов невозможно.

Последние лучшие фильмы

Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас.
Станислав Лем

Он стал классиком общемирового масштаба при жизни. Его книги переведены на 41 язык, а их общий тираж составляет около 30 млн экземпляров. Это научная фантастика, психологические эссе, исследования проблем космонавтики, кибернетики, литературоведения, футурологии; стихотворения, рассказы, повести, романы, сценарии, пьесы, монографии… Член Польской ассоциации писателей и Польского пен-клуба, почетный доктор Вроцлавского политехнического института и германского университета Bielefeld, член PAU (Polska Akademia Umiejetnosci), лауреат многих национальных и зарубежных премий, Кавалер Ордена Белого Орла…

Начало

Будущий писатель появился на свет во Львове 12 сентября 1921 года. В 4 года он уже умел читать и писать, с 1932 был зачислен в мужскую гимназию, а когда в 1936 там проводилось тестирование, юный Станислав набрал 180 баллов - наивысший показатель среди школ по всей южной Польше.

Норберт Винер начал свою автобиографию словами: «Я был вундеркиндом». Пожалуй, про себя я бы мог сказать: «Я был монстром». Возможно, это и преувеличение, но я, будучи еще совсем маленьким, умудрялся затерроризировать абсолютно всех окружающих… Славным малым меня, судя по всему, считали лишь многочисленные тетушки.
Станислав Лем, автобиография

Юность Лема пришлась на период бурных потрясений для Польши. В 1939 он получил аттестат о среднем образовании, а во Львов вошли советские войска. При Советах Лем без особого энтузиазма изучал медицину: в Политехнический институт его не приняли. Когда в 1941 на смену русским пришли немцы, Лем стал работать помощником механика и сварщиком в германской фирме, а после освобождения, в 1944, продолжил обучение на медика. В 1946 Львов перестал принадлежать Польше, и Станислав переехал в Краков. Там Лем получил сертификат о завершении медицинского образования, но отказался сдавать последние экзамены, чтобы избежать карьеры военного врача.


Первое польское издание «Астронавтов» (1951) и его первый перевод на русский (1957)

Свое будущее новоиспеченный медик видит в литературе. В том же 1946 еженедельный журнал Nowy Swiat Przygod печатает роман Лема «Человек с Марса», а пять лет спустя выходит первая НФ-книга автора - «Астронавты». Эти произведения, а также последовавшее за ними «Магелланово облако» пока еще лежат в русле традиционной НФ. Много лет спустя Лем признается: «Я бросил читать science fiction вообще, потому что уже не способен был ее «переваривать», главным образом, из-за полного отсутствия чего-то познавательного в ней».

Романы

В конце пятидесятых - шестидесятых годах Лем пишет романы, которые заставили говорить о нем как об одном из крупнейших фантастов: «Эдем», «Возвращение со звезд», «Солярис», «Непобедимый», «Глас Господа».

Человеку, не прикоснувшемуся к книгам польского классика, сложно рассказать, о чем именно писал Лем - энциклопедически образованный человек, фантаст и философ, прекрасно разбиравшийся в астрономии и биологии, кибернетике и физике. Можно спрятаться за удобным словосочетанием «общечеловеческие ценности и проблемы» - но оно, по сути, не объясняет ничего. Можно начать перечислять - неизбежно и непоправимо упрощая. О людях, их попытках достигнуть взаимопонимания с подобными себе и с совершенно иными существами. Об одиночестве - о том, как уязвим человек наедине с самим собой, и сколь многого он может достичь, опираясь на те силы, что скрыты в нем: интеллект, отвага, порядочность. О необходимости просчитывать последствия своих действий. О важности незашоренного мышления, умения выходить за привычные рамки. О том, что есть счастье, что есть разум, что есть смерть, что есть наука…

Эдем

Шесть человек - Инженер, Физик, Химик, Кибернетик, Доктор и Координатор - не рассчитав траектории полета, падают на практически неисследованную планету Эдем. На планете обнаруживается цивилизация, проявления которой шокируют безымянных землян. Пока космонавты пытаются подогнать увиденное под человеческие мерки, картина происходящего рассыпается, словно карточный домик. Очень не сразу, и во многом благодаря пошедшему на контакт с людьми аборигену вырисовывается страшноватая картина анонимной диктаторской власти, где сопротивление почти невозможно. Чтобы рассказать об этом, инопланетянин пошел на смерть - но вряд ли жертва изменит ситуацию: у людей слишком мало знаний, слишком мало возможностей, да и есть ли право решать за другую цивилизацию?

Пожалуй, это две самых серьезных проблемы, раз за разом встающие перед героями Лема во время контакта с иными цивилизациями. Первое: что мы видим на самом деле, когда кажется, что перед нами очевидное? И второе: что вправе мы делать для других - цивилизаций ли, планет ли?

Впрочем, столкнуться с этими проблемами в полной мере космонавтам-функциям не пришлось - они благополучно запустили двигатели и улетели. А пошедший на контакт инопланетный ученый так и остался - отказавшись отойти от пламени дюз. Ему - не было возврата.

Солярис

Когда люди столкнулись с Солярисом - уникальным явлением во Вселенной, мыслящим океаном - его, естественно, начали изучать. Там наблюдались интереснейшие явления, в том числе и небезопасные, влекущие за собой гибель людей, - но в целом Солярис был признан неагрессивной планетой. Исходит из этого и прибывший на станцию Солярис Кельвин - но при этом сталкивается с неожиданным и пугающим: планета сама идет на контакт, сама изучает прибывших, используя воспоминания людей.

Во время сна Солярис считывает с мозга человека то, что, казалось, давно и прочно забыто - а поутру рядом оказывается кто-то из близких. Уже умерших. «Гости» не помнят, как очутились на станции, что с ними происходило до того - но осознают себя именно теми людьми, которых космонавты не хотели бы помнить. И неожиданно оказывается, что даже в космосе человек не может продвинуться в понимании мира, потому что он не понимает и не знает сам себя. И огромный, загадочный космический океан становится зеркалом, в котором честно и болезненно отражается душа.

Непобедимый

Люди, прилетевшие на малоисследованную планету на космическом корабле с гордым названием «Непобедимый», пытаются разобраться, почему погибла предыдущая экспедиция. Огромный, прекрасно защищенный, с запасами еды, воды и кислорода «Кондор» стоит почти невредимый, но его экипаж - уже либо мумифицированные тела, либо отполированные железистым песком кости.

С первыми исследованиями и первыми жертвами медленно приходит понимание: противником людей стали эволюционировавшие механизмы, странные «мушки»-кристаллики, каждая из которых сама по себе может лишь генерировать слабое поле, - но, собираясь в огромные тучи, они способны противостоять даже самым совершенным созданиям человеческих рук. Но и после того, как прилетевшие на «Непобедимом» остались без самой мощной машины, с них никто не снял ответственности за товарищей. Нужно либо удостовериться в том, что те мертвы, либо, если они все-таки уцелели, попытаться доставить их на борт корабля. И на поиски уходит человек. Один. Лишь с электрической сеточкой-обманкой на голове. Только так - в одиночку, наедине с отвагой, решительностью, холодной головой и везением, конечно - можно пройти по этой планете. И горькой иронией теперь кажется название корабля…

Не только книги

Пожалуй, самой известная экранизация произведений Лема в России - «Солярис» Андрея Тарковского (1972). Однако сотрудничество писателя и режиссера не сложилось. Лем провел шесть недель в Москве в спорах о том, как делать фильм, после чего вконец разругался с Тарковским и уехал. Впрочем, «Солярису» Тарковского повезло больше, чем одноименному фильму Стивена Содерберга, снятому три десятка лет спустя, - его Лем просто не стал смотреть.

Кадр из экранизации «Соляриса» 1972 года (режиссёр Андрей Тарковский)

«Солярис» - отнюдь не единственное экранизированное произведение Лема. В 1960 году появился фильм «Безмолвная звезда» (режиссер Курт Метциг, ГДР/Польша) по роману «Астронавты». Известнейший польский режиссер Анджей Вайда снял в 1968-м «Слоеный пирог» по мотивам лемовского рассказа. В 1979 году Марек Пестрак экранизировал «Дознание пилота Пиркса». Увидели свет «Профессор Зазуль» М. Новицкого, «Больница Преображения» Э. Жебровского…

Дознание пилота Пиркса (1978)

Но экранизацией мало кого удивишь. Немногие авторы фантастических произведений могут похвастаться тем, что по их книгам созданы опера («Кибериада», композитор К. Мейер, 1987) и балет («Солярис», композитор С. Жуков, 1990)!

Сам Лем относился к «трансформациям» своих произведений довольно прохладно. В интервью, данном за полтора года до смерти, он сказал: «Американцы опять что-то хотят сделать по какой-то моей книге. Кажется, «Футурологический конгресс». Но согласия я не дал. Наконец-то обратился к своему жизненному опыту: если можно что-то испортить - так и будет».

Циклы

В это же время пишутся и циклы «Звездные дневники Ийона Тихого», «Сказки роботов», «Кибериада», «Рассказы о пилоте Пирксе».

Рассказы о пилоте Пирксе

В рассказах проходит жизнь Пиркса - от лопоухого курсанта до легендарного командора. На протяжении жизненного пути видно, как именно Пиркс решает задачи, поставленные перед ним космосом и людьми.

Можно выделить несколько самых главных качеств Пиркса, позволяющих ему выжить и достойно ответить на вызов. Он всегда исходит из того, что задачу нужно решить (а не списать в нерешаемые). Он ставит себя на место тех, кто пытался это сделать до него и не преуспел, - и подходит к задаче по-иному, как бы ни были очевидны пути решения. При этом Пиркс знает, что нельзя абсолютно доверять ни собственному восприятию, ни аппаратуре. И, наконец, Пиркс отважен и по-настоящему ответственен.

Но раз за разом приходится Пирксу сталкиваться с тем, что невыносимо, или что идет против его натуры. И он подписывает приговор «на слом» роботу, в котором из-за странного наведения токов записалась предсмертная морзянка тех, кто погиб в корабле девятнадцать лет назад («Терминус »). И - в нарушение всех инструкций, лишая человечество возможности контакта, - не докладывает об инопланетном космическом корабле («Рассказ Пиркса »)… И убивает робота, спасшего ему жизнь («Охота на Сэтавра »)…

Звёздные дневники Ийона Тихого

Приключениям, в которые попадает заглавный герой этого философско-юмористического цикла, несть числа. То из-за прохождения гравитационных вихрей число Ийонов Тихих в отдельно взятом корабле перестало поддаваться подсчету. То он вынужден изображать робота на планете роботов, причем в итоге оказывается, что ни единого настоящего робота вокруг нет. То создает цивилизацию, не выключив ускорителя времени (изобретенного персонажем другого цикла - профессором Тарантогой). То попадает дважды под арест из-за банки шпрот и приговаривается сначала к свободному ваянию, а потом к пожизненной идентификации. То охотится на курдля изнутри, с помощью лука, грибного соуса, метелки и бомбы…

Однако параллельно с этими веселыми авантюрами Ийон Тихий рассказывает и о другом. О том, что не может быть злонамеренной машина или природные объекты - лишь человек. О необходимости помнить, кому обязаны своим существованием ныне живущие. О кошмарах, к которым могут привести религия и миссионерство. О необходимости бережно относиться к тому, что вокруг. О недолговечности любой диктатуры…

Скандал в Америке

В 1973 году Американское общество научных фантастов признало литературные достижения Станислава Лема - и впервые приняло в свои ряды европейца. Однако членом общества Лем пробыл недолго - «из-за критических высказываний по поводу низкого уровня американской научной фантастики» в 1976 году он был исключен. После этого Майкл Муркок и Урсула Ле Гуин в знак протеста потребовали и своей отставки.

…Лем, вероятно, является целым комитетом… созданным Партией за Железным занавесом для захвата монопольной властной позиции для манипуляции общественным мнением посредством критических и педагогических публикаций… Для нашей сферы и ее чаяний было бы печально, если бы большая часть критики и публикаций оказалась под контролем анонимной группы из Кракова.
Филип Дик, письмо в ФБР от 2 сентября 1974

Сегодня считается, что данное письмо было написано в приступе шизофрении. Однако свое дело, видимо, оно все-таки сделало. Интересно, что при этом Лем продолжал с уважением относиться к творчеству Дика, считая его оригинальным и интересным автором: «Science fiction - это макулатура, за некоторым исключением, и Дик - одно из таких исключений».

Эмиграция и возвращение

В 1982 после ввода военного положения в Польше Станислав Лем покинул родину. Прослушал курс лекций в берлинском Wissenschaftskolleg, год спустя переехал в Вену, затем в Италию. За границей, Лем написал две свои последние научно-фантастические книги: «Мир на Земле» и «Фиаско». Закончив их, Лем заявил, что уходит из НФ, и с тех пор публиковал в основном футурологические работы и интервью. В 1988 писатель вернулся в Польшу.

Лем в 2005 году (Mariusz Kubik | CC BY-SA 3.0)

Могила Станислава Лема (Mariusz Kubik | CC BY-SA 2.5)

В конце 90-х выходит «Мегабитовая бомба» - сборник эссе об интернете, написанных еще тогда, когда интернет как явление только зарождался. Анализируя наблюдаемое - от искусственного интеллекта до компьютерных игр - Лем скептически расценивал перспективы цивилизации в целом: «Технология открывает новые возможности для злого умысла… Телевидение перенасыщено насилием и делает нас невосприимчивыми. Интернет упрощает нанесение вреда ближнему… ».

Станислав Лем скончался 27 марта 2006 года в кардиологической клинике Ягеллонского университета. Писатель похоронен на Сальваторском кладбище в Кракове. Мэр Кракова сообщил, что в городе скоро появится улица Станислава Лема. Такая честь редко выпадает фантастам - тем приятнее, что на карте красивейшего польского города появится хорошо знакомое имя.

* * *

Он не хотел бессмертия и напрямую говорил об этом - но очень бережно относился ко времени. «Я никогда не читал, чтобы убить время. Убить время - все равно, что убить чью-то жену или ребенка. Для меня нет ничего дороже времени».

Годы жизни: с 12.09.1921 по 27.03.2006

Польский писатель-фантаст, сатирик, философ, футуролог. Основные темы творчества: общение человечества с внеземными цивилизациями, технологическое будущее земной цивилизации, идеалистическое и утопическое общество. Произведения Лема изобилуют интеллектуальным юмором, игрой слов, всевозможными аллюзиями.

Станислав Лем родился в городе Львов (в то время – территория Польши) в еврейской семье врача-отоларинголога Самуила Лема и Сабины Воллер. С 1932-го года он посещал II мужскую гимназию имени K. S Szajnochy, закончив которую, в 1939-ом получил аттестат о среднем образовании. В 1940-1941 г.г. после оккупации Львова советскими войсками, Лем изучал медицину в Львовском Медицинском Институте. По собственному признанию Лем попал в Мединститут случайно – после того, как его не приняли в политехнический ввиду принадлежности к «буржуазному классу».

Несмотря на еврейское происхождение, в военные годы семье удалось избежать депортации в гетто благодаря поддельным документам (все прочие родственники Лема погибли). Во время немецкой оккупации Лем работал автомехаником и сварщиком в гаражах германской фирмы, занимавшейся переработкой сырья, участвовал в группе сопротивления нацистам. В 1944-ом, когда Советская армия освободила город от фашистов, Лем продолжил обучение в медицинском институте. В 1946 году (после присоединения Львова к СССР) Лем в рамках акции репатриации переехал в Краков и начал изучать медицину в Ягеллонском университете (Wydziale Medycznym Uniwersytetu Jagiellonskiego). Решение продолжать обучение Лем принял во многом под давлением отца, т.к. мог достаточно зарабатывать, продолжая работать сварщиком.

После окончания обучения Станислав Лем отказался сдавать выпускные экзамены, не желая становиться военным врачом. В это время Лем начинает писать рассказы в целях заработка. Первый роман Лема «Человек с Марса» (Czlowiek z Marsa) был напечатан в еженедельном журнале «Nowy Swiat Przygod» в 1946 г. В 1948-1950 гг. он работал ассистентом проф. Мечислава Чойновского в «Науковедческом кружке» (это был коллектор зарубежной научной литературы). В 1948-ом Лем начал работать над романом "Госпиталь Трансфигурации" ("Szpital Przemieniena"), который не пропустила цензура. Первый литературный успех пришёл к Лему после публикации романа «Астронавты» в 1951 г.

В 1953 году писатель женился на Барбаре Лесьняк, работавшей врачом-рентгенологом. 14 марта 1968 года у них родился сын Томаш.

В 60-80-е годы Лемом были написаны основные произведения в его творчестве, в том числе "Солярис" (1961), "Непобедимый" (1964), "Звездные Дневники" (1957), "Сказки Роботов" (1964), "Кибериада" (1965) и др. В остальном, по выражению самого писателя, «ничего стоящего внимания не происходило - жена продолжала работать радиологом, я - продолжал оставаться рядовым членом Писательского Содружества...» В это время Лем посетил Восточную Германию, Прагу, Советский Союз.

В 1973 году Лем был удостоен почётного членства в американской организации писателей-фантастов SFWA, из которой был исключён в 1976 году за критику американской научно-фантастической литературы, которую он называл китчем, обвинял в плохой продуманности, бедном стиле письма и чрезмерной заинтересованности в прибыли в ущерб новым идеям и литературным формам.

В 1981 году Лем получил почётную ученую степень Вроцлавского Технологического университета (польск. Politechnika Wrocławska), а позднее - Опольского университета, Львовского университета и Ягеллонского университета. В 1982-ом, после ввода военного положения в Польше, Станислав Лем покинул родину, дабы прослушать курс лекций в Wissenschaftskolleg. Год спустя, он переехал в Вену, а на родину вернулся в 1988. В 90-х Лем в основном писал футурологические прогнозы, сотрудничал с католическим еженедельником «Tygodnik Powszechy», с ежемесячником «Odra», с польской версией журнала «PC Magazine». В 1997 году Станислав Лем стал почётным жителем Кракова. Скончался писатель 27 марта 2006 года в Кракове в возрасте 84 лет после продолжительной болезни сердца.

После исключения Лема из SFWA ряд членов этой организации (в их числе Майкл Муркок и Урсула Ле Гуин) в знак протеста потребовали и своей «отставки».

Лем крайне негативно отнесся к экранизации Соляриса Тарковским. Об этом Лем неоднократно говорил в своих интервью: «Солярис» - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой...» ("Московские новости" 18.06.1995 г.). По мнению Лема, Тарковский «снял совсем не "Солярис", а "Преступление и наказание"».

Имя Станислава Лема хорошо знакомо любителям фантастики. Один из лучших в мире представителей футурологии написал порядка двух сотен произведений, которые переведены на 46 языков, а тиражи книг исчисляются миллионами экземпляров. Он познакомил читателей с возможным будущим, ожидающим человечество в эпоху превосходства технологий и истощения природных запасов, с проблемами поиска взаимопонимания с внеземными цивилизациями.

Детство и юность

В собственном изложении деталей биографии писатель и философ называл себя монстром, поскольку доставалось от маленького Станислава всем окружающим. Лем родился в сентябре 1921 года в семье врача, достаточно обеспеченной по меркам того времени. К четырем годам мальчик уже умел читать и писать. Семья жила во Львове, бывшем на тот момент польским владением.

Среднее образование Станислав получил в престижной мужской гимназии, носившей имя польского историка и публициста Кароля Шайноха. Попытка поступить в политехнический институт не увенчалась успехом, по словам самого Лема, из-за принадлежности к «неправильному» социальному слою буржуа. Отец подключил все старые связи и пристроил единственного сына в медицинский вуз.

Когда разразилась Вторая мировая война, об учебе пришлось забыть, Станислав устроился работать в гараж механиком. От попадания в гетто еврейскую семью Лемов спасла подделка документов. С места работы Станислав, по информации израильских порталов, таскал взрывчатку, снабжая ею антифашистское Сопротивление.


По окончании войны Лемы, не пожелав становиться советскими гражданами, в рамках репатриации перебрались в Краков. Здесь Лем-младший все-таки завершил медицинское образование в старейшем европейском учебном заведении – Ягеллонском университете. Однако получать диплом об окончании Станислав отказался, так как не находил ничего привлекательного в работе военного врача.

Литература

Фантастика в изложении Лема, по словам исследователей творчества писателя, пережила жанровую эволюцию. Если сначала это были оптимистичные, простые для понимания роман «Магелланово облако» и рассказ «Крыса в лабиринте», то позднее читателям пришлось глубже поразмышлять над пародийными байками космонавта, объединенными в цикл «Звездные дневники Ийона Тихого». А научно-фантастический роман «Эдем» о приключениях экипажа космического корабля на планете с аналогичным названием и вовсе назван описанием «худшего из возможных миров».


Писать Станислав начал еще на студенческой скамье. Первое произведение «Человек с Марса» опубликовано в малоизвестном еженедельнике «Новый мир приключений». После выхода романа «Астронавты» Лем стал по-настоящему знаменит, хотя автор относился к своему детищу с большим скепсисом, и, выбивая у него права на новые публикации, издатели тратили немало времени и нервов.

Как о выдающемся писателе-фантасте о Станиславе Леме заговорили после антиутопии «Возвращение со звезд». Главный герой книги – астронавт, вернувшийся из экспедиции через сотню лет и заставший на Земле цивилизацию без конфликтов.


Роман «Непобедимый» посвящен некроэволюции роботов, научившихся не просто изменяться, а прогрессировать. Исследователи с Земли понимают, что бороться с механизмами нет смысла, поскольку они – часть планеты, и человечество не вправе вмешиваться в давно отлаженный жизненный процесс.

Вопросам общения с инопланетным разумом посвящено еще одно сочинение Лема – «Солярис». Повествование о мыслящем океане отнес к лучшим произведениям фантастического жанра. Роман лег в основу культовой одноименной картины . По другому произведению - пьесе «Существуете ли вы, мистер Джонс?» - Анджей Вайда снял комедию «Слоеный пирог», а Петр Штейн – фильм «Бутерброд».


С 1971 по 1974 годы выпущены 16 рассказов, объединенных в сборник «Абсолютная пустота». В нем Станислав в полной мере проявил талант литературного критика, написав ироничные и тонкие рецензии на несуществующие произведения таких же вымышленных авторов.

Трудом, как бы подводящим итог деятельности Станислава Лема, считается роман «Фиаско», опубликованный в 1987 году. После него фантаст ограничился написанием рассказов и повестей, к крупным литературным формам больше не возвращался.

В конце 90-х увидел свет сборник эссе «Мегабитовая бомба» - размышления Лема о компьютерных технологиях в то время, когда об Интернете никто не думал как о самостоятельном организме.

Личная жизнь

В Ягеллонском университете Лем познакомился с Барбарой Лесняк, учившейся там на рентгенолога. Спустя три конфетно-букетных года девушка согласилась стать женой Станислава. По воспоминаниям переводчика – писателя Константина Душенко, Барбара работала до пенсии, так как не хотела, чтобы ее представляли всего лишь как супругу Станислава Лема.


В 1968 году у фантаста родился долгожданный сын. Томаш отучился в Венском университете, затем в США, в Принстоне, занялся издательским делом.

Помимо польского, украинского и русского языков, Станислав владел английским, немецким и французским. О том, как отец учил его языкам, Томаш рассказал в воспоминаниях, озаглавленных как «Приключения на фоне всемирного тяготения».


Лем испытывал слабость к автомобилям, на эту тему мог говорить часами. Еще писатель любил сладости, стал завсегдатаем кондитерской при отеле «Краковия», в кабинете держал запас халвы и марципана в шоколаде. На досуге футуролог читал Генриха Сенкевича, слушал и , смотрел «Звездные войны» и бондиану.

В начале 80-х Станислав год прожил в Вене, формально – по приглашению Союза писателей Австрии. В действительности же, по словам сына фантаста, причинами отъезда стали цензура, перлюстрация корреспонденции, невозможность знакомиться с новинками мировой литературы.


Семью Лема не выпустили, и он был вынужден вернуться. Станислав вывез жену и сына в 1983 году и прожил в Вене пять лет. Живя на чужбине, писатель словно бы утратил вдохновение, по несколько дней не выходил из дома, равнодушно относился к внешнему виду, вспоминал Томаш Лем.

Эмиграция Лема не осталась незамеченной в СССР: издательства отвергли публикацию перевода «Футурологического конгресса». Роман о жизни человеческой расы под воздействием галлюциногенов в Советском Союзе опубликовали только после начала перестройки.

Смерть


Причиной смерти Станислава стали сердечно-сосудистые осложнения, развившиеся на фоне тяжелого диабета, проблем с почками и воспаления легких. Ярый атеист Лем до конца остался верен себе, назвав смерть местом, откуда человек появляется на свет – Ничем.

Библиография

  • 1951 – «Астронавты»
  • 1955 – «Магелланово облако»
  • 1959 – «Эдем»
  • 1961 – «Солярис»
  • 1964 – «Два чудовища»
  • 1964 – «Как уцелела Вселенная»
  • 1971 – «Ананке»
  • 1971 – «Абсолютная пустота»
  • 1976 – «Насморк»
  • 1976 – «Маска»
  • 1980 – «Провокация»
  • 1982 – «Осмотр на месте»
  • 1983 – «Системы оружия двадцать первого века, или Эволюция вверх ногами»
  • 1987 – «Фиаско»
  • 1992 – «Загадка»
  • 1999 – «Последнее путешествие Ийона Тихого»
  • 2006 – «Раса хищников»

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...