Сергей Михалков. Быль для детей
(фрагменты текста)
..."Мне никогда не забыть морозной ночи на полевом аэродроме, когда я с непередаваемым волнением провожал на боевое задание летчиков Северо-западного фронта. На борт самолетов погружали пачки листовок… Это были мои стихотворные послания к нашим партизанам", - вспоминал Михалков. В 1944 году из этих публицистических стихотворений родилась "Быль для детей".
Сергей Михалков
«Нет! - сказали мы фашистам, -
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши -
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!...................
Михалков Сергей Владимирович [р. 28.2(13.3).1913, Москва], русский советский писатель и общественный деятель, академик АПН СССР (1971), заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1950. Родился в семье служащего. Учился в Литературном институте им. М. Горького (1935-37). Печатается с 1928. Известностью пользуются стихи М. для детей, в которых он в живой и увлекательной форме сумел, по выражению А. А. Фадеева, дать "основы социального воспитания" ("Правда", 1938, 6 февраля). В игре и через игру М. помогает ребёнку познать окружающий мир, прививает любовь к труду, воспитывает черты, необходимые строителю нового общества.
Во время Великой Отечественной войны 1941-45 М. - военкор фронтовых газет; автор многочисленных очерков, рассказов, сатирических стихов и фельетонов, текстов боевых плакатов и листовок. Большую популярность приобрели злободневные и острые басни М., которым он зачастую придаёт форму весёлой прибаутки, раёшника, прямого публицистического призыва. М. - автор пьес для детского театра: "Том Кэнти" (1938), "Особое задание" (1945), "Красный галстук" (1946), "Я хочу домой!" (1949), "Зайка-зазнайка" (1951), "Сомбреро" (1957), "Дорогой мальчик" (1971) и др.; пьес для взрослых: "Илья Головин" (1950), сатирических комедий "Охотник" (1956), "Дикари" (1958), "Памятник себе..." (1959), "Раки и крокодил" (новая редакция 1960), "Эцитоны бурчелли" (1961) и др., сценария кинофильма "Фронтовые подруги" (1942). Успехом у малышей пользуется повесть-сказка М. "Праздник Непослушания" (1971). Размышлениям о воспитании подрастающего поколения посвящена книга педагогических статей и заметок М. "Всё начинается с детства" (1968). Выступает также как переводчик. Депутат Верховного Совета СССР 8-го созыва. Секретарь правления СП СССР; 1-й секретарь правления Московской организации СП РСФСР (1965-70); председатель правления СП РСФСР (с 1970). Главный редактор сатирического киножурнала "Фитиль" (с 1962). Произведения М. переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1950), Ленинская премия (1970). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 другими орденами, а также медалями.
http://communist.ucoz.ru/forum/10-7-1
Стихи для детей у нас непременно ассоциируются с именем Михалкова. Михалков написал много стихов для детей. Писать стихи для детей он начал рано. В 1935 в журнале "Пионер", газетах "Известия" и "Комсомольская правда" появились первые стихи Михалкова для детей. Это были Три гражданина, Дядя Степа, А что у вас?, Про мимозу, Упрямый Фома и другие стихи для детей. В 1936 в серии "Библиотечка „Огонька“" выходит его первый сборник Стихи для детей. Михалков вошел в детскую литературу быстро и триумфально, тиражи его книг очень быстро сравнялись с тиражами Маршака и Чуковского. Известностью пользуются стихи Михалкова для детей, в которых он в живой и увлекательной форме сумел, по выражению А.А.Фадеева, дать основы социального воспитания. В игре и через игру Михалков помогает ребёнку познать окружающий мир, прививает любовь к труду.
Были для детей.
(1972)
Михалков Сергей Владимирович (р. 28.2.1913, Москва), русский советский писатель и общественный деятель, академик АПН СССР (1971), заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1950. Родился в семье служащего. Учился в Литературном институте им. М.Горького (1935-37). Печатается с 1928. Известностью пользуются стихи М. для детей, в которых он в живой и увлекательной форме сумел, по выражению А.А.Фадеева, дать «основы социального воспитания» («Правда», 1938, 6 февраля). В игре и через игру М. помогает ребёнку познать окружающий мир, прививает любовь к труду, воспитывает черты, необходимые строителю нового общества.
Он автор многочисленных очерков, рассказов, сатирических стихов и фельетонов, текстов боевых плакатов и листовок. Большую популярность приобрели злободневные и острые басни М., которым он зачастую придаёт форму весёлой прибаутки, раёшника, прямого публицистического призыва. М. - автор пьес для детского театра: «Том Кэнти» (1938), «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957), «Дорогой мальчик» (1971) и др.; пьес для взрослых: «Илья Головин» (1950), сатирических комедий «Охотник» (1956), «Дикари» (1958), «Памятник себе...» (1959), «Раки и крокодил» (новая редакция 1960), «Эцитоны бурчелли» (1961) и др., сценария кинофильма «Фронтовые подруги» (1942). Успехом у малышей пользуется повесть-сказка М. «Праздник Непослушания» (1971).
Эту быль пишу я детям…
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских
Это значит — против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Всё, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было всё для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих
«Нет! — сказали мы фашистам,
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».
Мы живём в стране Советской,
Признаём язык немецкий,
Итальянский, датский, шведский
И турецкий признаём,
И английский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поём.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в посёлке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Где найдётся в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?»
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!
И, когда Россия встала
В этот трудный грозный час,
«Всё — на фронт!» — Москва сказала.
«Всё дадим!» — сказал Кузбасс.
«Никогда, — сказали горы,
Не бывал Урал в долгу!»
«Хватит нефти для моторов,
Помогу!» — сказал Баку.
«Я богатствами владею,
Их не счесть, хоть век считай!
Ничего не пожалею!»
Так откликнулся Алтай.
«Мы оставшихся без крова
В дом к себе принять готовы,
Будет кров сиротам дан!»
Обездоленных встречая,
Казахстану отвечая,
Поклялся Узбекистан.
«Будет каждый верный воин
И накормлен и напоен,
Всей страной обут, одет».
«Всё — на фронт!» — Москва
«Всё! — страна ей отвечала.
Всё — для будущих побед!»
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
Как, на запад наступая,
Бились красные бойцы
Наша армия родная,
Наши братья и отцы.
Как сражались партизаны.
Ими Родина горда!
Как залечивают раны
Боевые города.
Не опишешь в этой были
Всех боёв, какие были.
Немцев били там и тут,
Как побили — так салют!
Из Москвы салюты эти
Были слышны всем на свете,
Слышал их и друг и враг.
Раз салют, то значит это
Над какой-то крышей где-то
Снова взвился красный флаг.
Посмотри по школьной карте,
Где мы были в феврале?
Сколько вёрст прошли мы в марте
По родной своей земле?
Здесь в апреле мы стояли,
Здесь войска встречали май,
Тут мы столько пленных взяли,
Что попробуй подсчитай!
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закалённым!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ — за нас с тобой.
Где бы мы врага ни били,
Где бы враг ни отступал,
Вспоминал всегда о тыле
Наш солдат и генерал:
Нельзя добить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих,
Без того, кто днём и ночью
В шахтах уголь достаёт,
Сеет хлеб, снаряды точит,
Плавит сталь, броню куёт».
Не расскажешь в этой были
Всех чудес о нашем тыле,
Видно, времечко придёт,
И о тружениках честных,
Знаменитых, неизвестных
Сложит песни наш народ.
Без ружья и без гранаты
И от фронта в стороне
Эти люди, как солдаты,
Тоже были на войне.
Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!
Друг за дружкой, пешим строем,
По камням и по траве
Гонят пленных под конвоем,
Гонят к матушке Москве.
Их не десять и не двадцать,
Их не двести пятьдесят
Может армия набраться
Офицеров и солдат.
Облаками пыль клубится
Над дорогой фронтовой…
Что невесело вам, фрицы?
Что поникли головой?
Вы не ждали, не гадали
Ни во сне, ни наяву
Только так, как мы сказали,
Попадёте вы в Москву.
Мимо вас везут трофеи
В наши русские музеи,
Чтобы людям показать,
Чем вы нас хотели взять.
А навстречу мчат машины
Наших доблестных полков.
— Далеко ли до Берлина?
Вам кричат с грузовиков.
Облаками пыль клубится…
По дорогам, там и тут,
Душегубы и убийцы
Под конвоем в плен идут…
Пыль… Пыль… Пыль… Пыль…
Продолжаю детям быль!
Под победный грохот пушек
В грозовые эти дни
В море, в небе и на суше
Мы сражались не одни.
Руки жал бойцам английским
Русской армии солдат,
А далёкий Сан-Франциско
Оказался так же близко,
Как Москва и Ленинград.
С нами рядом, с нами вместе,
Как поток, ломая лед,
Ради вольности и чести
И святой народной мести
За народом встал народ.
— Мы, — сказали югославы,
Не уступим нашей славы!
Нам под игом не бывать!
И словаки заявили:
— Нашу волю задавили!
Как же нам не воевать!
Откололись от Берлина
Итальянцы и румыны:
— Хватит драться за Берлин!
Неохота и болгарам
Погибать за немца даром:
— Пусть ко дну идёт один!
Будет жить француз в Париже,
В Праге — чех, в Афинах — грек.
Не обижен, не унижен
Будет гордый человек!
Города вздохнут свободно
Ни налётов, ни тревог!
Поезжай куда угодно
По любой из всех дорог!..
Спать легли однажды дети
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете
В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налётов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Отменили затемненье,
И теперь на много лет
Людям только для леченья
Будет нужен синий свет.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
На груди у всех медали,
А у многих — ордена.
Где они не побывали
И в какие только дали
Не бросала их война!
Не расскажешь в этой были,
Что за жизнь они вели:
Как они в Карпатах стыли,
Где рекой, где морем плыли,
Как в восьми столицах жили,
Сколько стран пешком прошли.
Как на улицах Берлина
В час боёв нашли рейхстаг,
Как над ним два верных сына
Русский сын и сын грузина
Водрузили красный флаг.
От Берлина до Амура,
А потом до Порт-Артура,
Что лежит у тёплых вод,
Побывали на Хингане,
Что всегда стоит в тумане,
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
Говорит сосед соседу:
— Как домой к себе приеду,
Сразу в школу загляну
И колхозных ребятишек
Танек, Манек, Федек, Гришек
Я опять учить начну!
— Ну, а я домой приеду,
Говорит сосед соседу,
После фронта отдохну,
Поношу ещё с недельку
Гимнастёрку и шинельку,
Строить в городе начну,
Что разрушено в войну!
— А по мне колхоз скучает,
Третий с полки отвечает,
Мой колхоз под Костромой.
Еду я восьмые сутки
Да считаю всё минутки
Скоро, скоро ли домой!
День и ночь бегут вагоны,
По шоссе идут колонны
Фронтовых грузовиков,
И поют аккордеоны
О делах фронтовиков…
Не опишешь в этой были
(Не поможет даже стих!),
Как горды солдаты были,
Что народ встречает их,
Их — защитников своих!
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой:
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель
Красной Армии солдат!
Всю войну в любом селенье,
В каждом доме и в избе
Люди думали с волненьем,
Вспоминали с восхищеньем
И с любовью о тебе.
И везде тобой гордились,
И нельзя найти семьи,
Дома нет, где б не хранились
Фотографии твои:
В скромных рамках над постелью,
На комоде, на стене,
Где ты снят в своей шинели,
Пешим снят иль на коне,
Снят один ли, с экипажем
В обстановке боевой
Офицер ты или, скажем,
Пехотинец рядовой.
Наконец-то в час желанный
Нашей сбывшейся мечты
В час победы долгожданной
В отчий дом вернулся ты!
Но ещё таких не мало
Офицеров и солдат,
Смерть которых миновала,
Но задел в бою снаряд.
Если встретишь ты такого,
Молодого, но седого,
Ветерана боевого
(Знак раненья на груди),
Окажи ему услугу,
Помоги ему, как другу,
Равнодушно не пройди!..
За дела берутся смело
Молодцы-фронтовики,
И в стране любое дело
Им сподручно, им с руки!
Нужно всех советских граждан
Накормить, одеть, обуть,
Чтобы был доволен каждый
От души, не как-нибудь!
Если раньше «самоходки»
Поставлял иной завод,
То сегодня сковородки
Запустил на полный ход.
И бегут платформы с лесом,
Там — с рудой, а там — с углём,
От Донбасса к Днепрогэсу
Ночь за ночью, день за днём.
Да! У нас одна забота
И мечта у всех одна,
Чтобы к солнечным высотам
Поднялась опять страна
Сильной, славной и могучей
От столицы до села,
Много краше, много лучше,
Чем когда-нибудь была.
Дни сражений миновали,
Мы неплохо воевали
Как солдаты, выполняли
Нашей Родины приказ.
И сегодня, в мирный час,
Дорогая мать-Отчизна,
Положись опять на нас!
Всем, что Родина имеет,
Сообща народ владеет,
Счёт ведёт полям, лесам,
Нивам, пастбищам и водам,
Шахтам, копям и заводам
И в пример другим народам
Управляет ими сам!
И у нас стоят у власти
Не помещик, не банкир,
А простой рабочий — мастер
И колхозный бригадир.
Выбираемый народом
Наш советский депутат
Не дворянским знатен родом
И не золотом богат.
Он богат своей свободой
И сознанием того,
Что от имени народа
Он вершит судьбу его!
Он богат своей любовью
К той земле, что в грозный час,
Окропив своею кровью,
Он, как мать родную, спас.
Соберутся две палаты,
Сядут рядом депутаты:
Белорус и армянин,
Украинец, молдаванин,
Осетин, казах, татарин,
И эстонец, и грузин
Все народы, как один!
Их не мало соберётся,
Сыновей и дочерей:
И солдат, и полководцев,
И других богатырей!..
С нашей партией любимой
Мы нигде не разделимы.
За народ стоит она,
С нею Родина сильна.
Кто сегодня неизвестен,
Но бесстрашен, смел и честен,
Тот, кто любит свой народ
И за партией идёт,
Кто хоть что-то делать может,
Тот стране своей поможет
В том краю, где он живёт!
Так поможем нашей власти
В городах и на селе
Добывать народу счастье
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ,
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит - против нас...
Мне не раз приходилось слышать эти строки от людей, которым уже за 60. Что за стихи? Чьи они? Что там дальше? И когда наконец нашлось время познакомиться с произведением С.Михалкова "Быль для детей", я была поражена, как интересно, доступно и талантливо автор рассказывает о трагическом периоде нашей истории, как просто отвечает на сложнейшие для понимания детей вопросы. Например, почему люди защищали свое Отечество? Почему они шли в смертельный бой, а не сдались, чтобы остаться в живых? Чего хотел наш враг Гитлер?
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного.
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Всё, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли...
Как точно, правильно и в то же время достаточно подробно описана дружба и взаимопомощь народов многонациональной страны, огромный вклад каждой республики в общее дело, в победу.
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали с русскими едины
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
модаване, чуваши -
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога.
И когда Россия встала
В этот трудный грозный час,
"Всё на фронт,"- Москва сказала.
"Всё дадим,"- сказал Кузбасс.
"Никогда, - сказали горы, -
Не бывал Урал в долгу!".
"Хватит нефти для моторов,
Помогу",-сказал Баку.
"Я богатствами владею,
Их не счесть, хоть век считай!
Ничего не пожалею!" -
Так откликнулся Алтай.
"Мы оставшихся без крова
В дом к себе принять готовы,
Будет кров сиротам дан!"-
Обездоленных встречая,
Казахстану отвечая,
Поклялся Узбекистан.
"Будет каждый верный воин
И накормлен и напоен,
Всей страной обут, одет",-
"Всё - на фронт! - Москва сказала.
"Всё!- страна ей отвечала. -
Всё для будущих побед!"
Здесь прослеживается связь Руси - Российской империи - Советского Союза - Российской Федерации: во все времена наше Отечество защищалось от врагов, веками в нём жили представители разных национальностей, вместе терпели беды и лишения, вместе защищались, помогали друг другу. И всех объединяла русская речь, русская культура, менталитет. В то же время сохранялись традиции и своеобразие каждого народа.
...Где найдется в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?
Также кратко и просто Сергей Михалков рассказывает и о роли наших союзников. Всего одной фразой поясняя, что второй фронт в Европе был открыт лишь тогда, когда, стало ясно, на чьей стороне будет победа:
Под победный грохот пушек
В грозовые эти дни
В море, небе и на суше
Мы сражались не одни.
Руки жал бойцам английским
Русской армии солдат,
А далёкий Сан-Франциско
Оказался также близко,
Как Москва и Ленинград.
С нами рядом, с нами вместе
Как поток ломая лёд,
Ради вольности и чести
И святой народной мести
За народом встал народ...
Автор подчёркивает и отсутствие агрессии, захватнических планов у Советского Союза, освободительный характер военных действий за границами нашей страны.
Будет жить француз в Париже,
В Праге - чех, в Афинах - грек.
Не обижен, не унижен
Будет гордый человек.
А что же сегодня? Надо ли сегодня, в мирное время, идти в армию? Быть готовыми к защите нашего Отечества, своей семьи?
Дни сражений миновали
Мы неплохо воевали -
Как солдаты выполняли
Нашей Родины приказ.
И сегодня, в мирный час,
Дорогая мать-Отчизна,
Положись опять на нас!
Это стихотворение было создано в 1944 году на основе стихотворных посланий нашим партизанам - листовок, предназначенных для распространения на оккупированной территории: Сергей Владимирович Михалков в годы войны работал военным корреспондентом. И школьники послевоенных лет подробно изучали и заучивали отрывки стихотворения. Но, вероятно, из-за смены власти, изменения отношения к Сергею Михалкову, это замечательное произведение из школьной программы было исключено.
Сейчас существует несколько программ обучения в начальной школе. Но все они направлены на развлечение: обучение через игру. БОльшая часть учебного времени отдана развлекательной литературе (например, произведение "Ёжик в тумане"), и соответствующие акценты - вопросы: тебе было весело? тебе было смешно? а когда тебе было смешнее?
Но в одной из программ ("Начальная школа 21 века") я всё же нашла методическую разработку урока, посвященного знакомству с "Былью для детей". Однако вопросов по содержанию не увидела. После чтения стихотворения по частям учитель сообщил лишь некие общие сведения о Великой Отечественной войне: когда началась, сколько дней длилась война, какие потери понесла наша страна и т.п.
Почему это стихотворение не изучается, непонятно не только мне. На форуме нашла несколько отзывов родителей. Вот один из них: "Если бы эти книги были в школьной программе, мы и наши дети жили бы совершенно по-другому".
Да, разрабатывать программы обучения и воспитания, тем более обучать педагогов, должны специалисты высокого класса.