Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Международный студенческий научный вестник. Характерные особенности музыкального романтизма Какие музыканты относятся к французской школе романтизма

Реферат по учебной дисциплине "Культурология"

на тему: "Романтизм в музыке".

План

1. Введение.

2. Характерные черты эпохи романтизма в музыке.

3. География музыки романтизма.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Романтизм - новое художественное течение XIX века. Он явился на смену классицизму, и его признаки начали проявляться уже в конце XVIII века. Родина романтизма - Германия, но он быстро распространился и проник в другие европейские страны, а также Россию и Америку. Сам термин «романтизм» появился сначала в литературе, благодаря деятельности немецкого писателя Новалиса (1772 - 1801). В музыку его ввёл Э.Т. А. Гофман (1776 - 1882). Романтизм развивался в борьбе и одновременно в тесном взаимодействии со своими предшественниками - классицизмом и сентиментализмом. В недрах этих литературных направлений он и зародился. Писатели-классики были убеждены, что исполнить свой гражданский долг может лишь тот, кто ясно его сознаёт, кто способен рассудком обуздать свои страсти - личные интересы и стремления. Но таков, полагали они, удел лишь немногих, «благородных» людей, главным образом дворян. Они должны были готовы бескорыстно, жертвенно, служить отечеству. Гражданский долг, по их мнению, состоит, прежде всего, из дворянской чести и добродетели.

Романтики стремились к романтизации всего окружающего, всех жизненных явлений. Некоторые принципы они переняли от предыдущей эпохи классицизма, однако сама суть романтизма состоит в протесте против установок Просвещения, разочарования в них. Представители романтизма не могли принять культ разума, рационализма, логики и практицизма. Для них были важны душа и индивидуальность человека, его чувства.

Оригинальность романтизма состоит также и в том, что они не стремились к чёткому подразделению искусства на виды и жанры. Им импонировала идея синтеза искусств, и они успешно воплощали её. Романтизм относится к одной из самых интересных и плодотворных культурных эпох.

2. Характерные черты эпохи романтизма в музыке.

Более ста лет царствовал в музыкальной культуре романтизм (1800 - 1910). Именно в этом искусстве он оказался долгожителем, в то время как в литературе и живописи он смог продержаться только по пятьдесят лет. Это нельзя назвать случайностью. В понимании романтиков музыка является самым духовным искусством и обладает наибольшей свободой. Одной из главнейших черт музыки эпохи романтизма следует назвать её синтезирование с другими видами искусства. Более того, романтики не были сторонниками строгого и чёткого жанрового подразделения.

Смешивались и эстетические категории. Трагизм легко уживался с комизмом; уродливое с прекрасным; приземлённое с возвышенным. Такие контрасты не выглядели неубедительными или неестественными. Главнейший художественный приём - романтическая ирония - позволяла соединять несоединимое. Благодаря ей возникала и особая картина мира, присущая романтизму.

Несмотря на тенденцию к смешению жанров, многие из них, разумеется, имели право на самостоятельное существование и сумели существенно развиться в этот период; возникли и специфические жанры. В первую очередь, это жанр романтической музыкальной поэмы и баллады (ярчайший представитель - Ф. Шуберт); песни; фортепианные миниатюры.

О фортепианной миниатюре следует сказать особо. Она была предназначена для того чтобы передать какой-то образ, впечатливший автора, или его настроение. Фортепианная миниатюра могла иметь жанровое уточнение: вальс, песня, песня без слов, мазурка, ноктюрн. Часто обращались композиторы к программной музыке, объединяли свои произведения в циклы.

Характерным для эпохи романтизма является известный фортепианный цикл Р. Шумана «Карнавал», отражающий свободный характер эстетики романтизма. «Карнавал» содержит двадцать один номер. Это сменяющие друг друга зарисовки, отличающиеся друг от друга настроением, картинками, портретами, но многие из них объединены единым сюжетом. Композитор рисует воображаемый праздник, на который приглашены гости-маски. Среди них привычные карнавальные персонажи - робкий Пьеро, озорной Арлекин, ворчащие друг на друга Коломбина и Панталоне (всё это великолепно передано музыкальными средствами).

«Карнавал» таит в себе очень оригинальный замысел. Сам композитор назвал свой цикл «миниатюрными сценами на 4-х нотах», так как вся мелодика строится на них. Четыре ноты композитор взял в различных последовательностях и комбинациях и в результате они образовали подобие темы, лежащей в основе каждой пьесы.

С точки зрения композиции, «Карнавал» демонстрирует высшую степень композиторского мастерства. Все песни цикла отличает совершенство отделки, блеск и виртуозность. В целом весь цикл являет пример гармоничного сочетания и цельности.

Если говорить о программной музыке более подробно, то здесь можно выделить такую черту, как соединение с другими жанрами: литературой, живописью. Форма сочинения становится зависимой от сюжета. В связи с этим возникают симфонические поэмы, одночастные концерты и сонаты; многочастные симфонии. Таким образом, в эпоху романтизма развивалась и камерная вокальная музыка, и камерная инструментальная.

Особенной стала и опера в этот период. Она начинает тяготеть к симфонизму; в ней присутствует тесная и оправданная связь между текстом и музыкой; равноправное с ними значение было и у сценического действия.

У романтиков были излюбленные темы. Сюжеты в большинстве своём строились на теме одиночества и любви, ведь в центре эстетики романтизма стояла гордая и одинокая личность, в душе которой бушевали сильные страсти. Романтический герой всегда был противопоставлен обществу, всему миру. Поэтому вполне логично, что в период романтизма авторы обращались к темам, близким к образу такого героя: теме смерти, теме дороги и странствий, теме природы. В романтических произведениях немало места отводилось элементам фантастики, вторгающейся в скучный материальный мир.

У композиторов, творивших в эпоху романтизма, был собственный музыкальный язык. Они большое внимание уделяли мелодике, подчёркиванию смысла слова, художественной выразительности (последнее замечание касается и аккомпанемента).

Заметно преобразовалась и обогатилась гармония. Посредством гармонии передавались страсти, томление, контрастность настроений, напряжённость, фантастическое начало произведений. Таким образом, мелодия, фактура и гармония уравнялись в своей значимости.

Итак, основными чертами музыки эпохи романтизма можно назвать синтез искусств и жанров; особую выразительность и тесную взаимосвязь мелодии, аккомпанемента и гармонии; контрастность; фантастичность; повышенную эмоциональность и экспрессию.

3. География музыки романтизма.

Романтизм охватил довольно широкое пространство: от Европы и России до Америки, и везде его развитие осуществлялось специфически. В Европе музыкальное искусство в данный период в некоторых странах имело как культурную общность, так и различия. Так, например, музыка Австрии и Германии развивалась примерно в одном направлении. На музыкальный романтизм этих стран влияла Венская музыкальная школа, мощно проявившая себя литература. Сближал их и общий язык. Немецко-австрийский романтизм отличался не только передовыми произведениями разных жанров, но и активным просветительством. Определяющей чертой немецкого и австрийского романтизма становится песенность.

Романтизм в Польше - это сочетание вокальности и инструментальности - характерная черта польской народной музыки. Так, в интонациях Ф. Шопена вполне отчётливо слышны отзвуки эпического жанра польской народной музыки - польской думы. Данный жанр в зрелый период его развития характеризуется медленным эпическим запевом, нередко скорбного оттенка. И последующими драматически-напряжёнными эпизодами, чередующимися с возвращением мелодии начального запева. Не подлежит сомнению, что именно западнославянские думы послужили прообразом шопеновских баллад и близких к ним сочинений. Таким образом, в основе польского романтизма лежит народное искусство.

Итальянский романтизм - это небывалый расцвет оперного искусства; взлёт «бель канто». Таким образом, опера Италии стала ведущей в этом направлении во всём мире. Во Франции также опера приобретает одно из ведущих значений. В этом большая заслуга принадлежит Г. Берлиозу (1803 - 1869), являющегося создателем такого интересного явления, как комическая опера, отразившей непосредственно национальную специфику этой страны.

В России романтизм развивался под воздействием идей декабристов, Великой Французской революции, войны с Наполеоном 1812 года, то есть был связан с глобальными социальными событиями. Принципы гражданства, служения родине перенеслись и в музыкальное искусство, в котором отчётливо звучала мысль о национальном сознании. Таким образом, музыкальный романтизм всех стран объединяли общие черты: стремление к высокой духовности, мечты о прекрасном, отображение чувственной сферы человека.

4. Великие композиторы и музыканты эпохи романтизма.

Романтизм даровал музыкальной культуре множество великолепных композиторов: Ф. Лист (1811 - 1886, Венгрия), Р. Шуман (1810 - 1856, Германия), Ф. Шуберт (1797 - 1828, Австрия), К. Вебер (1786 - 1826, Германия), Р. Вагнер (1813 - 1883, Германия), Ж. Бизе (1838 - 1875, Франция), Н. Паганини (1782 - 1840, Италия), Э. Григ (1843 - 1907, Норвегия), Дж. Верди (1813 - 1901, Италия), Ф. Шопен (1810 - 1849), Л. ван Бетховен (последний этап творчества, Германия) и др. Кратко охарактеризуем творчество некоторых из них.

Ференц Лист, подобно В.А. Моцарту, был юным виртуозом и очень рано заставил говорить о себе Европу, выступая перед публикой как пианист. Столь же рано проявился и его дар композитора. Впоследствии Ф. Лист сочетал гастрольную и композиторскую деятельность. Он также делал переложения для фортепиано симфонической музыки, и его по праву можно считать великим просветителем.

Авторским сочинениям Ф. Листа свойственны виртуозность и глубина, экспрессия и неистовость. Таковы его знаменитые циклические произведения: «Годы странствий», «Этюды трансцендентного исполнения», «Большие этюды по каприсам Паганини», «Венгерские рапсодии». Ф. Лист внёс огромный вклад в популяризацию и развитие венгерской музыкальной культуры.

Франц Шуберт считается первым композитором эпохи романтизма, причисленного к рангу великих композиторов. Его музыка чиста, радостна, поэтична и в то же время - грусть, холодность, отчаяние. Как это присуще романтикам, музыка Ф. Шуберта контрастна, но она поражает своей свободой и непринуждённостью, красотой мелодий.

Ф. Шуберт написал огромное количество песен, являющихся истинными шедеврами. Особенно это касается произведений, написанных на стихи В.И. Гёте («Лесной царь», «Гретхен за прялкой») и многие другие.

Композитор творил и в других жанрах: оперы, камерные вокальные и инструментальные сочинения. И всё же в первую очередь имя Ф. Шуберта ассоциируется с его песнями и различными циклами: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Лебединая песня».

Французский композитор Жорж Бизе вошёл в историю мировой культуры, как автор непревзойдённой оперы «Кармен». Уже в десятилетнем возрасте он стал студентом Парижской консерватории. Юный композитор в начале своего творческого пути пробовал себя в разных жанрах, но его истинной страстью стала опера. Кроме «Кармен», он написал такие оперы, как «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Джамиле». Выделяется также написанная им к драме А. Доде музыка с одноимённым названием «Арлезианка». Ж. Бизе по праву считается выдающимся композитором Франции.

Эдвард Григ - самый известный композитор Норвегии, один из символов этой страны. Его музыка - это самобытное и оригинальное явление, демонстрирующая неповторимую индивидуальность творческого мышления этого композитора. Произведения Э. Грига, среди которых «Фортепианный концерт», романсы, «Лирические пьесы», «Вторая скрипичная соната» и, конечно, «Пер Гюнт» - музыка к пьесе Г. Ибсена - сделались достоянием не только норвежской, но и мировой музыки.

Одним из олицетворений романтизма является итальянский скрипач и композитор Никколо Паганини. Самые точные определения его искусству - яркость, блеск, неистовство, бунтарство. Он писал виртуозные и страстные произведения, которые и сегодня присутствуют в репертуаре известных скрипачей. Речь идёт о Первом и Втором скрипичных концертах, «24 каприччи», «Венецианский карнавал» и «Вечное движение». Кроме того, Н. Паганини был великолепным импровизатором и делал переложения-вариации фрагментов опер для скрипки-соло. Он явился вдохновителем для многих деятелей эпохи романтизма.

Говоря о музыке выдающегося польского композитора Фридерика Шопена (1810 - 1849), прежде всего, стоит сказать о том, что это - «душа польского народа», которая нашла разнообразное выражение в искусстве Шопена. В его музыке есть страницы эпического величия, героического подъёма. В трагедийных эпизодах музыки Шопена слышится скорбь мужественного сердца. Искусство Шопена - это глубоко народное искусство художника-патриота, художника-гуманиста, одушевлённого передовыми идеалами той эпохи, в которую ему пришлось жить и творить.

Деятельность Шопена-композитора началась с сочинения польских бытовых танцев (мазурка, полонез, вальс). Обращался он и к ноктюрнам. Революционными для фортепианной музыки оказались его «Баллада соль минор», «Скерцо си минор» «Этюд до минор». Этюды и прелюдии Ф. Шопена (наравне с этюдами Ф. Листа) - это вершина фортепианной техники эпохи романтизма.

Романтизм очень хорошо прижился на русской почве. Новое мироощущение нашло отклик в умах и душах интеллигенции. Его концепция сопротивления злу, которое охватило весь мир, оказалась очень близка русскому искусству и литературе.

Одним из проявлений романтизма была русская романтическая проза. Возникшая в первой половине XIX века, она сама по себе сделалась явлением уникальным и. Представленная именами не только великих русских писателей, но и авторов второго ряда. Некоторые произведения этих авторов отчётливо демонстрируют тяготение к фантастике, необычной и ирреальной атмосфере, волшебному повороту сюжета, странным героям. В этих произведениях ощущается гофмановский след, но преломлённый через русскую действительность. Как и в Германии, русская музыка этого периода была тесно связана с литературой. Это видно на примере творчества В.Ф. Одоевского (1804 - 1869), который преуспел в обеих сферах.

В целом, романтическая эпоха выдала целую плеяду выдающихся композиторов. Это П. И. Чайковский (1840 - 1893), А. А. Алябьев (1787 - 1851), А.П. Бородин (1833 - 1887), М. И. Глинка (1804 - 1857), А. С. Даргомыжский (1813 - 1869), М.П. Мусоргский (1839 - 1881), М. А. Балакирев (1837 - 1910), Н. А. Римский-Корсаков (1844 - 1908) , А. Н. Скрябин (1872 - 1915), Ц.А. Кюи (1835 - 1915), С.В. Рахманинов (1873 - 1943). Разумеется, большинство перечисленных композиторов являлись только лишь романтиками. Они внесли огромный вклад в развитие реализма в русской культуре, но определённые периоды их творчества пришлись на этап романтизма.

Выразителем русской идеи в музыке явился М.И. Глинка. Его появление в русской музыкальной культуре заставило пойти её по иному пути. В своём творчестве он сумел объединить европейские и русские национальные традиции. Романтический период творчества М.И. Глинки - это прекрасные, наполненные гармонией, лиризмом и страстностью романсы, совершенные по форме и содержанию.

Кроме деятельности композиторов, огромную роль в этот период играли творческие объединения. Это вообще было время больших и значительных перемен для России, в том числе, и в музыкальной жизни. Происходит развитие науки и литературы, которое увлекает за собой русское искусство. Лучшие его представители начинают осознавать большую общественную силу искусства. Итак, веяния времени захватывают и музыку, увеличивается влияние на неё литературы и, как следствие, их взаимодействие. Расширяются рамки её взаимоотношений и с другими видами искусства, возникают различные музыкальные сообщества: кружок Даргомыжского, кружок Рубинштейна, кружок Беляева и, наконец, музыкальное сообщество Балакирева, получившее название «Могучая кучка».

Выражение «Могучая кучка» ввёл в обиход критик В.В. Стасов (1824 - 1906). Это выражение-оксюморон стало впоследствии крылатым, и его стали повторять и в уважительном, и в ироническом контексте, имея в виду музыкантов, сгруппировавшихся вокруг М.А. Балакирева.

Прежде всего, они стремились возродить интерес к русскому народному творчеству. Придавая огромное значение национальному своеобразию музыки, они справедливо считали, что достичь его можно только в том случае, если композитор обращается к народно-песенным истокам. Тот, кто воспитан лишь на салонных сочинениях, даже самых лучших, не сможет создать ничего стоящего. До сих пор, полагали члены балакиревского кружка, профессиональная музыка, за редкими исключениями (имеется в виду М.И. Глинка, 1804 - 1857) была далека от народного творчества. В понимании же «кучкистов», композитор обязан проникнуться духом народной музыки. Таким образом, русский романтизм - это русское национальное искусство.

5. Заключение.

Новый, романтический взгляд на мир в европейском искусстве на рубеже XVIII - XIX веков. В романтизме обыденный мир соседствует с миром фантастическим, куда драматический герой бежит, надеясь уйти от обыденности. Романтики считали, что искусство едино; особенно же близки поэзия и музыка. Музыка способна «пересказать» мысль поэта, нарисовать образ литературного героя, а поэзия довольно часто поражает своей музыкальностью. Веяние нового искусства отразилось и в творчестве великих композиторов-романтиков.

Музыкальный романтизм имел своих героев, свою тематику, собственные эстетические принципы и художественный язык. Его целью была свободная форма, не ограниченная жанровыми или видовыми рамками. Музыкальный романтизм просуществовал очень долго и принёс богатейшие плоды.

Тем не менее, наступил момент и его кризиса. Это произошло в тот момент, когда приближение ХХ века с его своеобразными тенденциями стало разрушать идеалы романтизма. И хотя в конечном итоге ему на смену пришёл модернизм, романтизм не канул в вечность, и его традиции продолжили жить и в искусстве нового века и даже в нашей современности.

6. Список литературы.

1. Белоусова С.С. Романтизм. - М.: Росмэн, 2004. - 115 с.

2. Галацкая В.С. Немецкий композитор Роберт Шуман/В.С. Галацкая. - М.: Знание, 1956. - 33 с.

3. Гордеева Е.М. Могучая кучка/Е.М. Гордеева. - М.: Музыка. - 270 с.

4. Соловцов А.А. Фридерик Шопен. Жизнь и творчество. - Государственное музыкальное издательство/А.А. Соловцов. - Москва, 1960. - 504 с.

Идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII -1-й половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры.

Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии".

Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Проникая в глубины духовной жизни человека, литература и искусство романтизма одновременно переносили это острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого на судьбы наций и народов, на саму историческую действительность. Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядно-зримым поступательный ход истории. В своих лучших произведениях романтизм поднимается до создания символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов. Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное.

Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений. Также впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (например, во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.

Романтизм никогда не был ясно очерченной программой или стилем; это широкий круг идейно-эстетических тенденций, в котором историческая ситуация, страна, интересы художника создавали те или иные акценты.

Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя в 20-х гг. XIX в., был явлением исторически новым, но обнаруживал связи с классикой. Музыка овладевала новыми средствами, позволявшими выразить как силу, так и тонкость эмоциональной жизни человека, лиризм. Эти устремления роднили многих музыкантов второй половины XVIII в. литературным движением «Бури и натиска».

Музыкальный романтизм исторически был подготовлен предшествовавшим ему литературным романтизмом. В Германии - у «иенских» и «гейдельбергских» романтиков, в Англии – у поэтов «озерной» школы. Далее музыкальный романтизм испытал значительное влияние таких писателей как Гейне, Байрон, Ламартин, Гюго, Мицкевич.

К важнейшим сферам творчества музыкального романтизма относятся:

    лирика – имеет первостепенное значение. В иерархии искусств музыке отводилось самое почетное место, так как в музыке царит чувство и поэтому в ней находит свою высшую цель творчество художника-романтика. Следовательно, музыка – это и есть лирика, она позволяет человеку слиться с «душой мира», музыка – антипод прозаической реальности, она – голос сердца.

    фантастика – выступает как свобода воображения, вольная игра мысли и чувства, свобода познания, устремление в мир странного, чудесного, неизведанного.

    народное и национально-самобытное – стремление воссоздать в окружающей реальности подлинность, первичность, цельность; интерес к истории, фольклору, культ природы (первозданность). Природа – прибежище от бед цивилизации, она утешает мятущегося человека. Характерен большой вклад в собирание фольклора, а также общее стремление к верной передаче народно-национального художественного стиля («локального колорита») – это общая черта музыкального романтизма разных стран и школ.

    характерное – странное, эксцентричное, карикатурное. Обозначить его – прорваться сквозь нивелирующую серую пелену ординарного восприятия и прикоснуться к пестрой бурлящей жизни.

Романтизм усматривает во всех видах искусства единый смысл и цель – слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобретает идея синтеза искусств.

«Эстетика одного искусства – есть эстетика другого», - говорил Р. Шуман. Соединение различных материалов увеличивает впечатляющую силу художественного целого. В глубоком и органичном слиянии с живописью, поэзией и театром для искусства открылись новые возможности. В области инструментальной музыки большое значение приобрел принцип программности, т.е. включение в композиторский замысел и процесс восприятия музыки литературных и других ассоциаций.

Романтизм особенно широко представлен в музыке Германии и Австрии (Ф.Шуберт, Э.Т.А.Гофман, К.М.Вебер, Л.Шпор), далее – Лейпцигская школа (Ф.Мендельсон-Бартольди и Р.Шуман). Во второй половине XIX в. – Р.Вагнер, И.Брамс, А.Брукнер, Х.Вольф. Во Франции – Г.Берлиоз; в Италии – Дж.Россини, Дж.Верди. Общеевропейское значение имеют – Ф.Шопен, Ф.Лист, Дж.Мейербер, Н.Паганини.

Роль миниатюры и крупной одночастной формы; новая трактовка циклов. Обогащение выразительных средств в области мелодики, гармонии, ритмики, фактуры, инструментовки; обновление и развитие классических закономерностей формы, разработка новых композиционных принципов.

В начале ХХ века поздний романтизм обнаруживает гипертрофию субъективного начала. Романтические тенденции проявились также и в творчестве композиторов ХХ в. (Д.Шостакович, С.Прокофьев, П.Хиндемит, Б.Бриттен, Б.Барток и др.).

1

В статье исследуется проблема проявления музыкального романтизма в истории культуры Европы XIX века. Автор указывает на то, что музыка занимала особое место в эстетике романтизма, которая способна передать внутренний мир и чувства людей. В качестве одних из ярких представителей рассматривается творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена, который стремился отразить национальный дух польского народа. Темы свободы, любви к Родине, человеку были центральными для Шопена. Исследователи видят в его музыке огромное психологическое богатство духовного мира человека. Романтическое начало было ярко выражено и в творчестве Роберта Шумана, немецкого композитора, музыкального критика, которого по праву считают выразителем эстетики романтизма. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов – романтиков своего времени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств. Представителем романтизма был также французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз. Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии, тяготел к театрализации симфонической музыки, к грандиозным масштабам сочинений. В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтического героя. Ференц Лист – венгерскоий композитор, пианист и дирижер, в творчестве которого отражены идеи романтизма. Он содействовал созданию многих музыкальных национальных школ. Его творческое наследие огромно. Так, им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 симфонических поэм, 19 рапсодий, вальсов, этюдов и около 70 иных музыкальных произведений. В его игре виртуозность сочеталась с поэтичностью и драматизмом. Таким образом, любовь к природе, человеку, преклонение перед ним, а затем и их обожествление направляли творческое вдохновение художника. Романтики стремились к постижению духовного, они разуму противопоставляли чувство, пламенное воображение, свободную игру фантазии. Свобода – бог данной эпохи, благодаря которой, по мнению романтиков, человек способен возвыситься над собой и окружающими.

вдохновение

симфония

ференц лист

гектор берлиоз

роберт шуман

фридерик шопен

романтизм

1.Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2005. 940с.

2.Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.607с.

3.Рубинштейн А.Г. Литературное наследие: В 3 т.Т.1. – М.: Музыка, 1986.222с.

4.Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.495с.

5.Шевчук М. А. Романтизм в культуре и русской музыке первой половины XIX века. – СПб: Инфо-да, 2003.356с.

В статье исследуется проблема проявления музыкального романтизма в истории культуры Европы XIX века. Автор указывает на то, что музыка занимала особое место в эстетике романтизма, которая способна передать внутренний мир и чувства людей. В качестве одних из ярких представителей рассматривается творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена, который стремился отразить национальный дух польского народа. Темы свободы, любви к Родине, человеку были центральными для Шопена. Исследователи видят в его музыке огромное психологическое богатство духовного мира человека. Романтическое начало было ярко выражено и в творчестве Роберта Шумана, немецкого композитора, музыкального критика, которого по праву считают выразителем эстетики романтизма. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов - романтиков своего времени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств. Представителем романтизма был также французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз. Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии, тяготел к театрализации симфонической музыки, к грандиозным масштабам сочинений. В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтического героя. Ференц Лист - венгерскоий композитор, пианист и дирижер, в творчестве которого отражены идеи романтизма. Он содействовал созданию многих музыкальных национальных школ. Его творческое наследие огромно. Так, им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 симфонических поэм, 19 рапсодий, вальсов, этюдов и около 70 иных музыкальных произведений. В его игре виртуозность сочеталась с поэтичностью и драматизмом. Таким образом, любовь к природе, человеку, преклонение перед ним, а затем и их обожествление направляли творческое вдохновение художника. Романтики стремились к постижению духовного, они разуму противопоставляли чувство, пламенное воображение, свободную игру фантазии. Свобода - бог данной эпохи, благодаря которой, по мнению романтиков, человек способен возвыситься над собой и окружающими.

Ключевые слова: Романтизм, музыка, Фридерик Шопен, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, соната, симфония, вдохновение.

Под «романтизмом» (пер. с франц. «romantisme») принято понимать идейное и художественное направление в европейской духовной культуре конца XVIII - первой половины XIX вв., пришедшее на смену классицизму. Переоценка общественных ценностей, разочарование в идеалах прошлого характерны для мировоззрения романтизма, обратившегося к судьбе человека в меняющемся мире. Основные черты романтизма: подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека; изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, свободной духом, непримиримой с миром, чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей; культ чувств, природы и естественного состояния человека; отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности; существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности, между которыми существует непоправимое несоответствие, что приводит художников - романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби»; обращение к народным сюжетам, фольклору; заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания.

Романтизм как явление культуры отличался исключительной многогранностью, проявив себя в форме особого направления в живописи, литературе, музыке и театре. Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX века, то в музыке существование романтизма было продолжительнее. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма. Отвергая культ разума, романтики стремились воздействовать на чувства, а это лучше достигается музыкой. Не подражая никакой другой форме, музыка лучше всякого другого вида искусства способна выразить желание, настроение, сумятицу чувств, эмоциональные переживания, духовный мир человека . Бурное конфликтное развитие общества, нарастующий драматизм, а также тонкий лиризм личных чувств находили свое выражение в различных музыкальных жанрах человека . Основной для музыкального романтичекого искусства является проблема личности, ее конфликт с окружающим миром. На первом плане в музыкальной культуре романтизма выступает песня как жанр, более других подходивший для выражения сокровенных мыслей художника. В соответствии с этим подвергается изменениям вся система музыкальных жанров: отныне песня подчиняет себе оперу, симфонию, сонату, которые продолжают свое существование, но уже в интонационном наполнении. Интимно - доверительный тон высказывания преображает эти жанры, и они становятся более миниатюрными. На интонационную сторону музыки романтизма в целом влиял поэтический слог. Поэтому многие музыкальные жанры, появившиеся в XIX веке, обязаны своим происхождением поэзии, ее стихотворным формам, например, сонеты, песни без слов, ноктюрны, баллады. Великие имена музыкальной культуры Европы 19 века: Роберт Шуман и Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Фридерик Шопен, Франц Шуберт.

Творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена связано с традициями польского народа, со стремлением отразить национальный дух польского народа. Темы свободы, любви к Родине, человеку были центральными для Шопена. Образ Родины преобладает в произведениях композитора, что слышится в звучании его мазурок и полонезов. Композитор использует ритм и характер движения народных танцев для передачи довольно сложных чувств и создания разных музыкальных образов. Шопен создал новые жанры фортепьянной музыки: ноктюрны, фантазии, прелюдии, экспромты, а также романтические музыкальные миниатюры. В них передается тонкость и глубина чувств, мелодическая красота, яркая образность музыки, виртуозность и проникновенность, присущая исполнительскому мастерству Шопена. Польский композитор написал 2 концерта, 3 сонаты, 4 баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов и песен. Ф.Шопен в отличие от других композиторов создавал произведения только для фортепиано. Исследователи видят в его музыке огромное психологическое богатство духовного мира человека. «Трагизм, романтика, лирика, героическое, драматическое, фантастическое, задушевное, сердечное, мечтательное, блестящее, величественное, простота - вообще все возможные выражения находятся в его сочинениях…» . Романтическое начало было ярко выражено и в творчестве Роберта Шумана, немецкого композитора, музыкального критика, которого по праву считают выразителем эстетики романтизма. Роберт Шуман является создателем фортепьянных циклов («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Крейслериана»), лирико-драматических вокальных циклов, оперы «Геновена», оратории «Рай и Пери», а также многих других произведений. Цикл на стихи Гейне «Любовь поэта» представляет собой слияние музыки и поэзии, в нем нашли точное отражение поэтические образы, созданные великим поэтом, выражена романтическая ирония Шумана .Его сочинениям присущ романтический прорыв и страстность. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов - романтиков своего времени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств. Идеи романтизма в музыке прослеживаются и в творчестве известного австрийского композитора Франца Шуберта, создателя романтических песен, баллад, фортепьянных миниатюр, симфоний, отличающихся глубиной воплощения чувств. Музыке композитора присуще богатство мелодий, яркая образность, практически зримость музыкальных образов. Его наследие отличается огромным разнообразием различных музыкальных форм. Песни Шуберта представляют собой шедевры музыкальной миниатюры лирико - психологического содержания («Аве Мария», «Серенада», «Лесной царь»). Шубертом создано около 600 песен на стихи И.В. Гете, Ф. Шиллера, Г. Гейне, В.Скотта и Шекспира, которые отличаются тонкостью передачи неуловимой смены чувств одинокого, страдающего человека. «Песенность» слышится и в его симфонических произведениях, в частности, «Неоконченной симфонии», особенностью которой является новизна построения (она имеет две части вместо четырех), задушевность, доверительность и контрастность музыкальных образов.

Представителем романтизма был также французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз, которому принадлежат музыкальные произведения «Фантастическая симфония», «Реквием», «Траурно-триумфальная симфония», опера - дилогия «Троянцы». Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии, тяготел к театрализации симфонической музыки, к грандиозным масштабам сочинений. Так, на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в частности, обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтического героя. Ференц Лист - венгерскоий композитор, пианист и дирижер, в творчестве которого отражены идеи романтизма. Он содействовал созданию многих музыкальных национальных школ. Его творческое наследие огромно. Так, им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 симфонических поэм, 19 рапсодий, вальсов, этюдов и около 70 иных музыкальных произведений. В его игре виртуозность сочеталась с поэтичностью и драматизмом. Лист придал оркестровое звучание фортепиано, превратив его из салонно - камерного инструмента в инструмент для массовой аудитории. Один из современников композитора следующим образом описывает исполнение Листа на одном из концертов: «Манера его игры была неистовой, очень стремительной, однако, сквозь потоп мрачного вдохновения время от времени сверкали молнии гения… их можно было бы сравнить с золотыми звездами, непрестанно вырывающимися из чудовищного огня страсти» . Романтическое направление представлено в творчестве немецкого композитора, дирижера, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера. Он является автором оперных либретто, драм, музыкально - теоретических работ, исследований по истории искусства, статей по вопросам политики и философии. Широко известны такие его оперы, как «Риенци», «Тангейзер», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда» и другие музыкальные произведения. Шпенглер О. пишет о Вагнере: «Краски звездной полуночи, тянущихся облаков, осени, жутко - унылых утренних сумерек, неожиданные виды залитых солнцем далей, мировой страх, близость рока, робость, порывы отчаяния, внезапные надежды, впечатления, которые ни один из прежних музыкантов не счел бы достижимыми, - все это он с совершенной ясностью живописует несколькими тонами одного мотива» .

Особенностью музыкантов прошлого было то, что они видели в сущности духовных основ музыки - ее будущее. Р.Вагнер, представляя искусство будущего как синтетическое, как мистерию, рассматривал природу музыки как путь от бессознательного к сознательному. Он видел данный процесс как жизненный путь художника - творца, отражающего мир. Эта тенденция продолжилась в романтизме, сформировавшем духовный образ «центрального человека мира», идеальную личность творца, гения.

Любовь к природе, человеку, преклонение перед ним, а затем и их обожествление направляли творческое вдохновение художника. Романтики стремились к постижению духовного, они разуму противопоставляли чувство, пламенное воображение, свободную игру фантазии. Свобода - бог данной эпохи, благодаря которой, по мнению романтиков, человек способен возвыситься над собой и окружающими. Заметим, что композиторы эпохи романтизма являются гордостью как европейской, так и мировой культуры.

Библиографическая ссылка

Магафурова Л.С. МУЗЫКАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ XIX ВЕКА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17355 (дата обращения: 24.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

РОМАНТИЗМ
Художественное направление романтизм возникло в Европейской и Американской культуре в конце XVIII – первой половине XIX века как реакция на эстетику классицизма. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, естественность, искренность и раскованность, повышенное внимание к индивидуальным чертам человека. Романтики отвергали классическую строгость и сдержанность. Им на смену пришли очень сильные эмоции, интуиция, одухотворенность, творческая фантазия.

Появлению стиля предшествовали важные исторические события: французская революция и наполеоновские войны. Это были мрачные годы, и казалось, что рухнули все надежды, всё, о чем мечтали передовые просветители XVIII века. Однако XIX век отмечен подъемом освободительного движения в Германии, Италии, Чехии, Испании. Отсюда большой интерес романтиков к национальному прошлому каждой страны: легендам, обрядам, сказкам, обычаям, песням. Красота народного искусства была первая из «вечных ценностей», открытых романтиками. До них никто так последовательно не обращался к фольклору. Вторая ценность – мир человеческой души, неповторимость каждой отдельной личности, разнообразие тончайших оттенков чувств, которые не всегда можно выразить словами. Кто же он – герой романтиков? Это человек с сильными чувствами, с острой реакцией на мир. Он отвергает законы, по которым живут другие, поэтому всегда поставлен выше окружающих.

Повышенный интерес к человеку, его душевному миру способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров в литературе. Стиль романтизм выдвинул великих национальных поэтов: Гейна – в Германии, Байрона – в Англии, Гюго – во Франции. Красочно передавали колорит исторические романы В.Скотта и А.Дюма. Этот период отмечен расцветом художественного перевода. В России блестящим мастером стихотворного перевода был В.А.Жуковский, который сделал достоянием русской литературы многие жемчужины мирового поэтического творчества.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике. Художники утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, силу и насыщенность цвета, живописную динамику, контрасты света и цвета. Для них были характерны исторические темы, пейзажы, обостренный интерес к личности (У.Тёрнер, Т.Жерико, Э.Делакруа, О.Кипренский, К.Брюллов).

Могучего расцвета достигает музыкальное творчество и исполнительское мастерство. Яркими признаками романтической музыки являются: частая смена настроений (мажор, минор) свободная форма построения музыкальных сочинений, программность, интерес к национальной культуре, обращение к жанрам, связанным с литературой.

В творчестве австрийского композитора Франца Шуберта отводится песне. Их у него около 600. Свои песни Шуберт объединял в циклы, создавая разнообразную музыкальную повесть, насыщенную контрастными образами и настроениями. Наиболее известные его сочинения «Серенада», «Аве Мария», «Лесной царь», «Гретхен за прялкой», вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» принадлежат к великим творениям музыкального искусства.

В след за Шубертом мастером немецкой лирической песни становится Роберт Шуман. Среди его лучших песенных циклов – «Любовь поэта», «Мирты», «Любовь и жизнь женщины». Эти произведения были настоящим открытием в сфере музыкальной психологической лирики. Шуман вошел в историю музыки и как мастер музыкального «портрета», музыкального «рассказа» («фортепианный цикл Карнавал»), и как издатель, редактор и автор статей своего «Нового музыкального журнала». Композитор много писал программной музыки. Он считал, что название произведений должны дать толчок воображению слушателей. Известная пьеса «Порыв» может служить эпиграфом ко всему его творчеству, проникнутому стремлением к простору и свету.

Слова восхищения высказывал Шуман в адрес польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Его фраза: «Шапки долой господа, перед Вами гений!» – стала знаменитой. Сочинения Шопена насквозь пронизаны славянским интонациями, чутким ощущением красоты польской народной песни, польских танцевальных ритмов. Видное место в творчестве композитора занимают национальные танцы: задорные крестьянские, блестящие бальные, поэтические нежные мазурки и взволнованные, приподнятые как поэма полонезы. Шопена называют «певцом фортепиано», потому что все его произведения написаны для этого инструмента. Любимый вид романтической фортепианной лирики – ноктюрн («ночная пьеса»), неповторимо своеобразны прелюдии и вальсы.

Шопен является первым создателем инструментальной баллады, а в месте с венгерским композитором Листом – основателем нового вида фортепианной музыки – концертного этюда. Полные жизненной силы и красоты творения композитора звучат как олицетворение любви к Родине и свободе. Ни один пианист мира не может пройти мимо его сочинений, которые остаются мерилом музыкального и художественного вкуса.
Ярким представителем романтизма в музыке является крупнейший композитор, гениальный пианист, дирижёр, музыкально – общественный деятель, гордость венгерского народа Ференц Лист. Главное место в его творчестве отводится фортепианной и симфонической музыке. Сочинениям Листа свойственно живописное, изобразительное начало. Он стремился передать зримые образы – то, что возбуждало творческую фантазию при общении с природой, знакомстве с произведениями живописи, скульптуры, литературы. Это запечатлевалось в его программных пьесах. Наибольшую известность приобрёл цикл «Годы странствий». Лирическое «Обручение» по картине Рафаэля контрастирует суровым «Мыслителем» по скульптуре Микеланджело.

Полные глубокого страстного чувства «Три сонета Петрарки». На ярких контрастах песенных плясовых напевах написаны « Венгерские рапсодии». Замечательный памятник программной музыки составляют 12 симфонических поэм. Лист – пианист-новатор. Он значительно расширил выразительные возможности и технику фортепианной игры, доказав, что инструмент может быть таким же полнозвучным, как оркестр.
Итальянский композитор Джузеппе Верди писал музыку в самых различных жанрах, но больше всего его влекла опера. Сюжеты брал из Библии, истории, романтических драм Гюго и Шиллера. В центре внимания композитора оказывается личность человека, его внутренний мир. Лучшие оперы Верди: «Реголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло», «Дон Карлос» идут на оперных сценах всего мира, привлекая множество зрителей. Исключительная популярность творчества композитора объясняется глубокой народностью, связью с национальной культурой, высоким гуманизмом и необычайным мелодическим богатством.
Яркая фигура в музыкальном мире – немецкий композитор Рихард Вагнер. Это целая эпоха в музыкальном искусстве. Его творчество связано с национальными традициями немецкой художественной культуры, немецкого народного – поэтического и народно-музыкального творчества. Вагнер был не только великим композитором, но и поэтом, драматургом, дирижером, музыкальным критиком и публицистом, реформатором оперного искусства. Ему принадлежат тринадцать опер. Все они написаны на собственные поэтические тексты. Источником его сюжетов был немецкий эпос: легенды об обречённые на вечные скитания «Летучем голландце», о певце-бунтаре Танцгейзере, о легендарном рыцаре Лоэнгрине. Эти яркие персонажи стали героями опер Вагнера. Проблемы человечества: рождение и смерть, любовь и борьба, молодость и старость, страх и смелость композитор отразил в грандиозном цикле, состоящим из четырёх опер («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») под общем названием «Кольцо нибелунга». Рихард Вагнер – последний крупнейший романтик XIX века.

Много интересного и художественно ценного создали зарубежные композиторы эпохи романтизма. Их музыка – великое сокровище мировой культуры. Она волнует миллионы слушателей, увлекает своей мужественной силой, искренностью и теплотой мелодического высказывания, глубиной выраженных в ней чувств.

Лариса Путинцева.

В конце XVIII - начале XIX века появилось такое художественное направление, как романтизм. В эту эпоху люди мечтали об идеальном мире и "спасались бегством" в фантазии. Наиболее яркое и образное воплощение этот стиль нашел в музыке. Среди представителей романтизма известны такие композиторы 19 века, как Карл Вебер,

Роберт Шуман, Франц Шуберт, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

Ференц Лист

Будущий родился в семье виолончелиста. Отец учил его музыке с ранних лет. Ребенком он пел в хоре и обучался игре на органе. Когда Францу исполнилось 12 лет, его семья переехала в Париж, чтобы мальчик смог обучаться музыке. В консерваторию его не приняли, однако, уже с 14 лет он сочиняет этюды. Такие 19 века, как Берлиоз, Паганини, оказали на него большое влияние.

Паганини стал настоящим кумиром Листа, и он решил оттачивать собственное мастерство игры на пианино. Концертная деятельность 1839-1847 годов сопровождалась блистательным триумфом. В эти годы Ференц создал знаменитый сборник пьес «Годы странствий». Виртуоз игры на пианино и любимец публики стал настоящим воплощением эпохи.

Ференц Лист сочинял музыку, написал несколько книг, преподавал, вел открытые уроки. К нему съезжались композиторы 19 века со всей Европы. Можно сказать, что практически всю свою жизнь он занимался музыкой, поскольку творил в течение 60 лет. И поныне его музыкальный талант и мастерство являются образцом для подражания современных пианистов.

Рихард Вагнер

Гениальный создавал музыку, которая никого не могла оставить равнодушным. У нее были как поклонники, так и яростные противники. Вагнер с детства был увлечен театром, а в 15 лет задумал создать трагедию с музыкой. В 16 лет он привез в Париж свои сочинения.

В течение 3 лет он тщетно пытался поставить оперу, но никто не хотел иметь дело с неизвестным музыкантом. Такие популярные композиторы 19 века, как Ференц Лист и Берлиоз, с которыми он познакомился в Париже, не приносят ему везения. Он пребывает в нищете, и никто не хочет поддерживать его музыкальные идеи.

Потерпев неудачу во Франции, композитор возвращается в Дрезден, где начинает работать дирижером в придворном театре. В 1848 году он эмигрировал в Швейцарию, так как после участия в восстании был объявлен преступником. Вагнер осознавал несовершенство буржуазного общества и зависимое положение художника.

В 1859 году он воспевает в опере «Тристан и Изольда» любовь. В произведении «Парсифаль» утопически представлено всеобщее братство. Зло повергнуто, и побеждают справедливость и мудрость. Все великие композиторы 19 века испытали влияние музыки Вагнера и извлекли уроки из его творчества.

В XIX веке сформировалась национальная композиторская и исполнительская школа в России. В русской музыке есть два периода: ранний романтизма и классический. К первому относятся такие русские композиторы 19 века, как А. Варламов, А. Верстовский, А. Гурилев.

Михаил Глинка

Михаил Глинка основал композиторскую школу в нашей стране. Русский дух присутствует во всех его Такие знаменитые оперы, как «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» пронизаны патриотизмом. Глинка обобщил характерные черты в народном музыкальном творчестве, использовал старинные напевы и ритмы народной музыки. Композитор был также новатором и в музыкальной драматургии. Его творчество - это подъем национальной культуры.

Русские композиторы подарили миру множество гениальных произведений, которые и в наши дни покоряют сердца людей. Среди гениальных русских композиторов XIX века увековечены такие имена, как М. Балакирев, А. Глазунов, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.

Классическая музыка ярко и чувственно отображает внутренний мир человека. На смену строгому рационализму пришла романтика XIX века.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...