Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Памятники кубанской истории. Памятники природы истории и культуры краснодарского края Описание одного из исторических памятников на кубани


Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза.
В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год.
С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.

Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др.

Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму.

Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.).
Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.

Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль – модерн. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.

К двадцатилетию победы в Великой Отечественной войны столица Кубани была украшена замечательным монументальным комплексом. На Площади Победы, открытой рядом с парком имени Горького, возвысилась пятиметровая фигура советского воина - победителя германского фашизма. С гордо поднятой головой, в руках знаменитый автомат ППШ, а под ногами поверженное фашистское знамя. Таким запомнили советских солдат жители тысяч и тысяч городов и деревень Восточной Европы от Волги до Эльбы.

Не забудут никогда подвигов воинов-освободителей и жители Кубани. Гитлеровский режим полгода хозяйничал на нашей земле, запятнав себя чудовищными преступлениями, которым нет никакого оправдания. Не легко далось частям Советской Армии освобождение столицы Кубани. 1800 воинов сложили свои головы в боях за Краснодар. Их памяти и посвящен монументальный комплекс.

По бокам центральной фигуры воина-освободителя, словно склоненные знамена, установлены две стелы. На левой изображен момент жестокого боя за Краснодар, а на правой - сердечная встреча жителями города своих освободителей.

Памятник отлит из бетона с диоритовым наполнителем, вся его поверхность тщательно отчеканена. В фундамент монумента был заложен контейнер с историческими сведениями о героях освободителях Краснодара, а также имена его авторов и строителей.

С момента открытия комплекса минуло четыре десятилетия, но он по-прежнему приковывает к себе внимание краснодарцев и гостей города. Каждый год в день Великой Победы к монументу приходят возложить цветы и поклониться памяти советских воинов сотни кубанцев.

Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине II является самым знаменитым памятником на Юге России. Он расположен в историческом центре города Краснодара, на площади им. А.С.Пушкина, бывшей Атаманской площади.

Сооружался памятник по проекту знаменитого петербургского скульптора М.О.Микешина к столетнему юбилею переселения черноморских казаков на Кубань. После смерти М.О.Микешина работу над памятником продолжил скульптор Б.В.Эдуардс.

Торжественное открытие памятника состоялось 6 мая 1907 года. Памятник представлял собой статую императрицы, от ног которой ниспадает длинный свиток - грамота от 30 июня 1792 года, за боевую службу «дарящая» черноморским казакам земли на Кубани. У основания фигуры князь Потёмкин-Таврический, войсковой судья Черноморского войска Антон Головатый, кошевой атаман Сидор Белый и войсковой есаул Захарий Чепига. По другую сторону были помещены знамёна и войсковые знаки, жалованные императрицей новому краю и его войску. С задней стороны памятника были помещены фигуры слепца-кобзаря и его повадыря. Ниже написан текст кобзаря. На фасаде помещался список побед Черноморского, а позднее Кубанского казачьего войска, список побед героев, изображённых на памятнике. По нижнему цоколю, вокруг пьедестала, перечислялись все кубанские атаманы. Памятник просуществовал тринадцать лет, оставаясь главной достопримечательностью города, но в 1920 году был разобран и уничтожен.

9 сентября 2006 года монумент был воссоздан краснодарским скульптором А.А. Аполлоновым. Восстановление памятника длилось несколько лет, многие фрагменты пришлось придумывать заново, сверяя их с музейными аналогами. Скульптором были добавлены фамилии последних наказных кубанских атаманов. С трёх сторон цоколя установлены копии старинных казачьих бронзовых пушек, в ансамбль памятника входят три чугунных фонаря. Кронштейны фонарей упираются в щиты с вензелем Екатерины II, а шпили фонарей украшены геральдическими орлами из золоченной бронзы.

Памятник ЕкатеринеII необходим нам, чтобы знать историю нашего города и казачества.

Памятник А.С. Пушкину

Памятники, установленные людьми - словно маяки освещают путь для будущих поколений, направляют нас как корабли в обход рифов, мелей и скрытых течений современной жизни. Правда, часть памятников спустя некоторое время разрушаются самими людьми, а вместе с ними гаснет и свет. В некоторых случаях это оправдано, так как памятник, установленный тирану, завоевателю, ложному пророку ведет людей неправедной дорогой. Но, к счастью, есть люди, чья судьба и наследие во все века и для всех поколений останутся примером.

1999 год прошел под знаком двухсотлетнего юбилея великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина. За два века многое менялось как в наше стране, так и во всем мире, но личность Пушкина, его вклад в мировую культуру никому и никогда не приходило в голову подвергать сомнению. Стихи Александра Сергеевича несут людям любовь, доброту, уважение к славным традициям прошлых поколений.

Кубань, как и вся страна торжественно отметила юбилей поэта. По всему краю шли концерты, театрализованные постановки, а кульминацией празднеств стало открытие памятника Александру Сергеевичу в центре кубанской столицы. На столь знаковое событие пришли все руководители края, многочисленные гости из других регионов, творческая интеллигенция и, конечно же, простые жители Кубани.

Под громкие аплодисменты с памятника спустилось белоснежное покрывало, и перед собравшимися появилась, сияющая на солнце, бронзовая фигура гениального поэта. Задумчивый взгляд, гордая осанка - именно таким представили себе Александра Пушкина авторы памятника скульптор Владимир Андреевич Жданов и архитектор Валерий Иванович Карпычев.

Создание памятника процесс долгий, очень трудоемкий, и тем приятней, что кубанские мастера в сжатые сроки сумели завершить свою работу. Памятник был установлен на постамент в ночь перед торжественным открытием, едва выйдя из цеха завода имени Седина, где его отливал опытнейший мастер Хамид Ачох.

Прошло всего несколько лет, а пушкинская площадь стала одним из самых любимых мест для краснодарской молодежи. Именно здесь встречаются влюбленные, гуляют с детьми молодые родители, и верится, что так будет всегда.

Памятник влюбленным собакам - место свиданий краснодарцев

В дни празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре Валерий Пчелин запечатлел двух собак, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за руки.

Вдохновила скульптора идея стихотворения Владимира Маяковского "Собачкина жизнь" - "озверение людей и очеловечивание зверей". Автор повести написал ее в Краснодаре, который прозвал Собачкиной столицей.

Сегодня две бронзовые фигуры влюбленных собак, одетых, как люди стоят возле здания со старыми часами, где влюбленные Краснодара часто назначают свидания. Теперь, как надеется художник, молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение, хочется улыбнуться и на душе становится светлей, и это - здорово. Памятник влюблённым собакам «сделан на радость людям», чтобы хмурый человек, увидев его, развеселился. По мнению архитектора города Александра Кузнецова, скульптура будет исполнять желания, если "потереть лапку собакам".

Образ собаки обычно олицетворяют с преданностью и любовью. Именно эти животные часто скрашивают одиночество своих хозяев. Эта преданность может длиться годами, что заслуживает уважения и признания. Вот почему памятники собакам - не такая уж и редкость.

В России еще много памятников, посвященных четвероногим друзьям.

Таких легендарных собак по всему миру можно насчитать немало. Может быть, поэтому из всех животных именно ей посвящено больше всего памятников.

Памятник "Казакам - основателям земли Кубанской"

7 апреля 2005 года в Краснодаре перед зданием администрации Краснодарского края состоялось торжественное открытие памятника "Казакам - основателям земли Кубанской".

Памятник работы известного кубанского скульптора Александра Аполлонова был отлит в Ростове и 12 марта доставлен в столицу Кубани на вертолете. Открытие было запланировано на 7 апреля, так как в этом году именно на этот день приходился православный праздник Благовещенья.

Работа по созданию памятника началась задолго до описываемых событий. 2 июня 2003 года был организован и проведен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие семь авторских коллективов ведущих кубанских мастеров. Месяцы творческих исканий, споров, согласований, а затем «ювелирная» кропотливая работа над отливкой скульптуры в ростовской художественной студии. От Ростова до Краснодара не одна сотня километров дороги с мостами, населенными пунктами, линиями электропередач, где массивную скульптуру просто нельзя провести. И тогда на помощь пришли летчики Черноморского флота. Вертолет Ка-32, отложив в стороны ракеты и торпеды, помог боевому товарищу попасть на свой последний рубеж.

По словам скульптора А. Аполлонова, бронзовая фигура представляет собой собирательный образ казака-первопроходца, защитника и просветителя. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально всадник был "одет" по образу запорожских казаков, переселившихся в конце XVIII века на Кубань. Однако по распоряжению губернатора А. Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев.

Высота скульптуры казака - 4 метра 20 сантиметров, общая высота памятника вместе с постаментом - 7, 2 метра.

В своей речи губернатор Кубани А. Ткачев сказал: "Я уверен, что этот памятник создан на века, и я очень хотел бы, чтобы и наши дети, проходя мимо, еще раз задумывались - кто мы и что мы, и о нашем предназначении на кубанской земле».

Затем в честь открытия памятника состоялся парад казачьих сотен, войск краснодарского гарнизона, курсантов военных училищ и воспитанников кадетских корпусов. Завершилась торжественная церемония выступлением Кубанского казачьего хора.

Памятник Г.Ф.Пономаренко

14 сентября 2002 года в сквере на центральной улице столицы Кубани недалеко от кинотеатра «Аврора» состоялось торжественное событие - открытие памятника Народному артисту СССР композитору Григорию Федоровичу Пономаренко. По всей округе лилась его, и в тоже время по настоящему народная, музыка. Солисты Кубанского казачьего хора в этот день были готовы бесконечно «спивать» любимые песни мастера. Со всех концов бывшего Советского Союза съехались друзья, родственники, да и просто большие поклонники творчества Григория Пономаренко. Открывали памятник лучшие исполнительницы песен прославленного композитора Вероника Журавлева и Людмила Зыкина.

Последние 24 года своей жизни Григорий Федорович отдал Кубани. Для него наш край стал по настоящему родным домом, где его талант смог раскрыться в полной мере. Память о нем будет храниться в сердцах кубанцев долгие годы, а отдать дань уважения композитору теперь можно у его памятника.

Мысль об увековечивании памяти Григория Пономаренко пришла практически сразу после его трагической гибели в автокатастрофе. Был объявлен открытый конкурс. Свои проекты представили сразу 12 творческих групп. Победителем вышел дуэт известных краснодарских мастеров - скульптора Ольги Яковлевой и архитектора Юрия Субботина.

Два года шла напряженная работа. Вначале памятник был создан из гипса прямо в мастерской художников, а уже после утверждения, был отлит в бронзе в Минске.

При взгляде на памятник сразу виден добрый и жизнерадостный характер композитора, мудрый и чуточку хитроватый прищур глаз, знакомый каждому поклоннику таланта мастера. А под рукой - так горячо любимый Григорием Федоровичем баян. Пусть он и останется в нашей памяти именно таким, а вместе с ним останутся на Кубани песни Народного Композитора.

Первоначальный проект предусматривал установку памятника прямо у здания Филармонии, где для него предполагалось создать небольшую площадь. Однако в силу различных обстоятельств реализовать идею сразу не удалось. Лишь в 2005 году ко дню города памятник Пономаренко был установлен на своем законном месте.

Памятник в честь 200-летия Кубанского казачьего войска

У этого памятника воистину удивительная судьба.

Появившись в Екатеринодаре на исходе XIX века, он в течение двух десятилетий был наряду с памятником Екатерине II и Триумфальной аркой своеобразной визитной карточкой столицы Кубани. Но бурные революционные годы не пощадили эти замечательные произведения искусства.

Создание памятного обелиска было приурочено к празднованию двухсотлетия Кубанского казачьего войска, торжественно отмеченного в октябре 1896 года. Екатеринодарская Городская Дума выделила серьезные денежные средства и поручила создание памятника лучшему кубанскому архитектору Василию Андреевичу Филиппову.

Фактически Кубанское казачье войско было создано в 1860 году путем слияния Черноморского и Линейного казачьих войск, а двухсотлетний юбилей праздновал в 1896 году старейший в Линейном войске Хоперский полк, призванный на официальную службу в ряды Российской Армии Петром Великим во время штурма турецкой крепости Азов. Об этих событиях, а также о героической службе кубанских казаков во славу России повествуют четыре мемориальные плиты обелиска.

Сооружение столь масштабного для Екатеринодара памятника было делом не легким, и его торжественное открытие состоялось позже юбилея - в мае 1897 года. Тем не менее, в праздничных мероприятиях участвовала буквально вся Кубань, ведь обелиск символизировал незыблемую связь многих поколений запорожских, черноморских, линейных, донских и, конечно же, кубанских казаков.

В 20-е годы ХХ века с вершины обелиска исчез позолоченный двуглавый орел - символ императорской России, а в 30-е годы памятник был и вовсе разобран. Столь вопиющая несправедливость была исправлена в самом конце века. Во время празднования трехсотлетнего юбилея Кубанского казачьего войска состоялась новая закладка памятника, а через два года он предстал перед жителями Кубани в своем первозданном виде. Столь сложная работа по воссозданию обелиска была выполнена ведущим краснодарским скульптором Александром Алексеевичем Аполлоновым.

Скульптура «Аврора»

В самой высокой точке города Краснодара стоит величественное здание лучшего кубанского кинотеатра, а рядом олицетворение богини утренней зари, статуя «Авроры». Эта архитектурная композиция замыкает улицу Красную, являясь ее лучшим украшением. Правда, перед нами не античная богиня из Древней Греции, а советская комсомолка - в шинели, с винтовкой за плечами, держащая в высоко поднятой руке звезду - символ веры в светлое будущее нашей страны.

«Аврора» стоит сейчас на том месте, где когда-то был курган с караульным казачьим постом. В советское время здесь велись археологические раскопки, но курган оказался пуст.

Работа над памятником и строительство кинотеатра было начато в период подготовки к 50-летию Советской власти. Авторами памятника были выбраны лучшие мастера Кубани заслуженный скульптор РСФСР И.П. Шмагун и художник-архитектор Е.Г. Лашук, а автором проекта всего комплекса стал архитектор Сочинского отделения института Южгипрокомунстрой Сердюков Е.В.. Причем, всю работу по созданию памятника Шмагун и Лашук выполнили бесплатно и свой труд передали в дар городу.

Торжественное открытие комплекса состоялось 7 мая 1967 года. При огромном стечении краснодарцев и гостей города руководители Кубани перерезали ленту, со скульптуры спало светлое покрывало, и перед собравшимися предстала величественная и неподражаемая скульптура «Авроры», которая стала за последние годы настоящим символом кубанской столицы.

Общая высота скульптуры, выполненной из кованного алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом общая высота памятника - 16,8 метра. К сожалению, не сохранилась выбитая на постаменте надпись: «Власть - Советам, мир - народам».

Кубань входит в число тех регионов России, где в годы Великой Отечественной войны шли наиболее ожесточенные бои. В военной истории нашего края огромное количество трагических и в то же время славных страниц, связанных с подвигами защитников Отечества. И очень отрадно, что они достойно увековечены в металле и камне. По данным управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, у нас насчитывается почти полторы тысячи памятников военной истории, которые внесены в соответствующий государственный реестр и охраняются законом. В их числе братские могилы и одиночные захоронения, мемориальные комплексы и обелиски. А ведь есть еще значительное количество небольших памятных знаков местного значения, которые не входят в госреестр и не считаются объектами культурного наследия, но тоже помогают сохранять память.

Памятники войны в нашем крае создавались на протяжении нескольких десятилетий, но, возможно, самое значительное их количество было открыто к тридцатилетию Победы. Например, в 1975-м был торжественно открыт мемориал воинам-освободителям Краснодара, изображающий вооруженного солдата, наступающего на знамя Третьего Рейха. Многие памятники, по сути, создавались поэтапно на протяжении нескольких лет. Например, не в один момент свой нынешний облик приобрел знаменитый мемориальный комплекс «Сопка Героев» в Крымском районе. Часть памятников Победы появились на месте скромных знаков и обелисков, которые были установлены сразу после войны. В то же время кое-где в нашем крае практически в неизменном виде сохранились изваяния, установленные еще в сороковые годы.

Конечно же, и масштабные монументы, и небольшие обелиски одинаково важны. Все они нужны для того, чтобы мы не забывали о войне и павших защитниках Отечества. Но, как сама память не может сохраняться по «инерции» и требует освежения, так и изваяния нуждаются в регулярном уходе и поддержании. В этой работе есть свои нюансы.

– Подавляющее большинство наших памятников войны имеют статус регионального значения, – говорит ведущий консультант отдела памятников архитектуры управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Вера Федюн.

– По закону бремя их содержания возложено на собственников, которыми являются сельские поселения и городские округа. Вместе с тем нужно отметить, что состояние таких объектов в нашем крае поддерживается совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественников. Работы финансируются за счет краевого и муниципального бюджетов, средств спонсоров и шефствующих организаций.

За последнее время многие памятники военной истории были приведены в порядок благодаря долгосрочной краевой целевой программе «Кубань и великие победы России». Например, в прошлом году завершился ремонт воинского мемориала в хуторе Бейсужек Выселковского района. Примерно тогда же проведен ремонт памятника на братской могиле в станице Восточной Усть-Лабинского района, на который была выделена субсидия в сто тысяч. В прошлом году в рамках этой же программы 600 тысяч рублей было выделено для обновления четырех памятников в Мостовском районе, еще 270 тысяч пошло на ремонт монумента на братской могиле в хуторе Беликов Славянского района.

Одно из непременных условий для получения таких субсидий – наличие у органа местного самоуправления прав собственности на памятник. Но, к сожалению, еще далеко не везде в крае они подобающе оформлены, из-за чего возникают проблемы. Например, по этой причине не были освоены почти три миллиона рублей, изначально предусмотренные на ремонт памятника в Нижнебаканском сельском поселении Крымского района. Этотобъект попросту исключили из программы «Кубань и великие победы России». Та же судьба постигла и один памятник в Ленинградском районе, на обновление которого планировалось направить 250 тысяч рублей. Само собой, такие последствия заставляют вести «наступление» на проблему бесхозности по всем фронтам. Часто дело даже доходит до судебных исков прокуратуры к местным властям – эта крайняя мера применяется к самым нерасторопным.

К слову, о проблемах. Еще совсем недавно остро стоял вопрос с установкой информационных табличек, которые по закону должны быть на всех объектах культурного наследия. Пару лет назад только к Белореченскому району в этом плане не было претензий. За последний год большинство муниципалитетов подтянулись, хотя аутсайдеры еще остались. Например, Краснодар сейчас только лишь согласовывает тексты информационных надписей с краевым управлением государственной охраны объектов культурного наследия.

Само собой, ремонт и реконструкция памятников продолжится, тем более что не за горами 70-летие Победы. Необходимость проведения соответствующих работ к юбилейной дате четко обозначена в концепции программы «Кубань и великие победы России» на 2013– 2016 годы. По информации управления в настоящее время запланирован ремонт нескольких объектов в Кущевском, Крыловском, Белоглинском и Славянском районах, самым известным из которых является памятник казакам 4-го гвардейского Кавалерийского казачьего корпуса в Кущевской. Кроме того, недавно губернатор Кубани Александр Ткачев объявил, что масштабная реконструкция ждет мемориал «Сопка Героев».

– Если подходить к оценке состояния памятников в соответствии с современными требованиями и критериями, то в капитальном ремонте нуждаются многие их них, – говорит Вера Федюн. – Он уже проведен на мемориальных комплексах практически во всех краевых центрах. В ухоженном состоянии находятся памятники в небольших населенных пунктах, но их капитальные ремонты не проводились. Проблемными являются памятники, расположенные на удаленных территориях например, на горе Лысая в Крымском районе.

Так или иначе, местные власти несут полную ответственность за содержание памятников, тем более что не всегда для их поддержания в достойном состоянии нужны большие деньги. Подчас многое зависит от наличия желания и инициативы, но, очевидно, что с этим случаются «перебои». Например, такой вывод следует из прошлогоднего постановления ЗСК, принятого по итогам выездных проверок. В нем было отмечено, что в ряде населенных пунктов недостаточно внимания уделяется вопросам благоустройства, озеленения территорий, проведения текущего ремонта и поддержания санитарного порядка объектов военной истории. К слову, особый акцент также был сделан на уже упомянутую проблему бесхозности. Но в то же время в постановлении было отмечено, что по сравнению с началом проведения таких проверок в 2010 году есть положительная динамика в работе многих органов местного самоуправления. В положительную сторону были отмечены Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Динской, Кореновский, Крыловский, Крымский, Тимашевский и Туапсинский районы.

Как бы там ни было, самое главное, что запущенных памятников войны на Кубани сегодня нет. В таком мнении сходятся все специалисты.

– Я без малого тридцать лет занимаюсь памятниками и могу сравнивать, – говорит консультант краевого совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Людмила Селиванова. – В 90-е годы в этой сфере был провал, но теперь мы возвращаемся к тем ценностям, которые на какое-то время были утрачены. Пожалуй, сейчас все стало так же хорошо, как было когда-то. Я это вижу, в том числе, сравнивая старые и новые фотографии из нашей картотеки. Очень радует, что возобновляется шефство и активно привлекается молодежь. Дети, которые сделали уборку вокруг памятника, уже вандалами не будут.

Но как еще можно увековечить память о Победе, подвиге защитников Отечества и нужно ли вообще создавать что-то новое и масштабное? Например, по мнению Людмилы Селивановой, сейчас лучше сосредоточиться на сохранении и популяризации того, что есть. В то же время она считает, что нечто новое может понадобиться по мере раскрытия неизвестных страниц войны, которых еще немало. Но, в любом случае, небольшие памятники, то и дело появляются в разных уголках края благодаря стараниям неравнодушных людей. Например, в День Победы сотрудники отряда специального назначения «Акула» УФСИН России по Краснодарскому краю вместе с единомышленниками установили небольшой обелиск у подножья горы Пшау в Северском районе. Он посвящен бойцам Красной армии, сражавшимся в ожесточенных боях за освобождение Кубани.

Благо, что создание дорогих монументов – это далеко не единственный способ увековечения памяти о событиях Великой Отечественной войны. В своеобразный памятник можно легко превратить и целый город, если присвоить ему соответствующее звание. На Кубани есть город-герой Новороссийск и город-госпиталь Сочи. Туапсе и Анапа – города воинской славы, а сейчас многие люди ратуют за то, чтобы такое же почетное звание получил и Краснодар. Хочется верить, что так и будет.

Человеческая память – довольно странная и тонкая вещь. Хорошо известно, что мы отлично запоминаем все приятное, но подчас напрочь забываем о тяжелых событиях. Но вот люди, пережившие Великую Отечественную войну, ее не забыли, хотя, возможно, и хотели бы. Мы, в отличие от них, такую возможность имеем, но не имеем на это права. Как ни крути, через какое-то время о войне будут напоминать только учебники истории да памятники, а потому забота о них является задачей особой важности.

Краснодар – крупный город, административный и культурный центр Краснодарского края. История и знаменательные события города отражены в памятниках. Символом Краснодара считается памятник Екатерине Второй. В честь покровительницы города, великомученицы Екатерины, стоит монумент на центральной улице. К историческим скульптурам принято относить памятник Суворову, кубанскому казачеству, Лавру Корнилову. В городе появляются новые и оригинальные композиции. Среди них «Собачкина столица», “Гость”, памятник кошельку.

Памятник Екатерине Второй

Относится к категории восстановленных монументов. Первоначальный памятник был открыт в 1907 году, но спустя тринадцать лет его разрушили большевики. Автор – Михаил Микешин. В 2006 году в Краснодаре появился новый памятник императрице, восстановленный со стопроцентной точностью (автор – Александр Аполлонов). Бронзовая Екатерина высотой 13,8 метров стоит на постаменте. В руках у нее скипетр и держава. В центре постамента – Жалованная грамота с текстом от 30 июня 1872 года. У ног императрицы стоит три первых атамана города и князь Потемкин-Таврический.

Памятник святой великомученице Екатерине

Монумент посвящен покровительнице города, Святой Екатерине. Был установлен в 2009 году. Восьмиметровая статуя Святой стоит на ротонде в виде колокола. Ротонда украшена фигурами ангелочков, в нее может войти любой желающий и почувствовать себя под покровительством. Памятник стоит на главной аллее города, освящен Митрополитом Исидором. Рядом с монументом разбиты фонтаны. Комплекс оборудован ночной подсветкой.

Памятник А. В. Суворову

Монумент, посвященный великому полководцу, был открыт в 2004 году. Событие приурочили к 275-летию Александра Васильевича. В конкурсе победил проект Алана Корнаева. Суворов сделал многое для присоединения Кубани к России и наведения порядка в этом регионе. В благодарность краснодарцы решили возвести ему памятник. Монумент представляет собой бронзового Суворова, стоящего на высоком постаменте.

Памятник кубанскому казачеству

Монумент был торжественно открыт в 2005 году, он расположен около здания Администрации Краснодарского края. Автор композиции – скульптор А. Аполлонов. Казак-первопроходец сидит верхом на боевом коне. Он одет в духе казаков-запорожцев 18 века. Скульптура находится на постаменте. Высота самой статуи – чуть более четырех метров. Высота памятника вместе с постаментом – 7,2 метра.

Монумент Аврора

Памятник Авроре был открыт в 1967 году. Авторы монумента – скульптор И. Шмагун и архитектор Е. Лашук. Скульптура сделана из кованого алюминия, ее высота – 14 метров, вместе с постаментом высота составляет чуть менее 17 метров. Советская Аврора – это комсомолка, она держит в руках высоко поднятую звезду. Считается символом веры в счастливое будущее страны.

Памятник И. Е. Репину

Бюст великому живописцу – Илье Репину был открыт в 1993 году. Автором проекта стала скульптор Ольга Яковлева. Илья Ефимович сыграл большую роль в жизни города, здесь он создавал эскизы и зарисовки к картине «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану». Бюст выполнен по пояс и стоит на постаменте. В руках художник держит краски, а за его плечом – рама для картины.

Памятник А. С. Пушкину

Памятник русскому поэту был открыт в 1999 году, в честь 200-летия Александра Сергеевича. Авторы проекта – скульптор В. А. Жданов и архитектор В. И. Карпычев. Фигура Пушкина отлита из бронзы. Александр Сергеевич, одетый во фрак стоит на высоком постаменте. Руки Пушкина сомкнуты на груди, мечтательный взгляд устремлен вдаль. Памятник расположен на Пушкинской площади – излюбленном месте молодежи.

Памятник Г. Ф. Пономаренко

В сентябре 2002 года состоялось торжественное открытие памятника, посвященного композитору Григорию Федоровичу Пономаренко. Авторами композиции стали – скульптор О. Яковлева и архитектор Ю. Субботин. Композитор писал народную музыку, песни на которую пели Людмила Зыкина, Вероника Журавлева. Он 24 года жизни отдал Краснодару. Памятник представляет собой Григория Федоровича, который сидит на камне. Одной рукой композитор опирается на свой любимый инструмент.

Памятник Г. М. Седину

Бюст Глебу Митрофановичу Седину был установлен в 1981 году, на высоком постаменте. Скульптура создана Н. А. Бугаевым. Сегодня памятник располагается рядом со станкостроительным заводом имени Седина, на котором он некогда работал. Глеб Митрофанович был ярым большевиком и боролся за права рабочих завода и всего города. Был убит руководством белогвардейцев в 1918 году, во времена установления Советской власти.

Памятник Кларе Лучко

Скульптура была открыта в 2008 году. Авторы – скульпторы из Москвы Д. Успенская и В. Шанов. Клара Лучко – актриса, сыгравшая казачку в фильме «Кубанские казаки». Лучко любила Краснодар, называя его своей второй родиной. Высота памятника – 3,5 метров, он стоит на постаменте. Монумент стал негласным символом женской красоты и счастья. После ЗАГСа молодожены зачастую подъезжают к памятнику, возлагая к нему цветы.

Памятник А. Покрышкину

В 2013 году на территории авиационного училища был открыт памятник Александру Покрышкину. Военный летчик-испытатель совершил более 650 боевых вылетов, выработал новые тактические приемы (кубанская этажерка и скоростные качели). Он уничтожил 59 вражеских военных самолетов. Фигура великого летчика выполнена в полный рост, стоит на высоком постаменте. Александр Покрышкин в военной летной форме гордо смотрит вперед, руки упираются в бока.

Памятник Е. Д. Бершанской

Монумент был торжественно открыт в 1988 году. Расположен рядом с краснодарским аэропортом. Он посвящен советским летчицам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны. Евдокия Давыдовна Бершанская была командиром Таманского авиаполка. Фашисты прозвали полк Бершанской – ночными ведьмами. Бронзовая фигура летчицы стоит на невысоком постаменте.

Памятник генералу Лавру Корнилову

Памятник генералу Корнилову был открыт 13 апреля 2013 года, в годовщину гибели военачальника. Корнилов умер на Кубани в 1918 году. Авторы памятника – А. Корнаев и В. Пчелин. Монумент стоит рядом с небольшим домиком, в котором генерал доживал последние дни. Трехметровая фигура выполнена из бронзы. Генерал одет в офицерскую форму белой армии, на его плечи накинута шинель.

Монумент посвящен воинам, которые освобождали Краснодар и Кубань от фашистских захватчиков. Его открыли в 1965 году. Авторы – скульптор И. П. Шмагун и архитектор Е. Г. Лашук. На высоком постаменте стоит фигура солдата, освободителя города. Статуя выполнена из бетона, ее поверхность отчеканена. В руках воин держит оружие. По бокам памятника – две стелы, на одной изображен бой за город, на другой – встреча жителей с вернувшимися солдатами.

Памятник «Сынам Кубани, павшим в Афганистане»

Памятник был открыт в 1998 году. Авторы – скульптор А. Аполлонов и архитектор С. Галкин. Он посвящен молодым людям Кубани, погибшим в войне в Афганистане. За 10 лет Кубань отдала 263 человеческих жизни. На высокой стеле висит фигура погибшего солдата, а над ним фигура ангела. Основа монумента – символ черного тюльпана (так прозвали самолет, на котором везли домой тела погибших солдат).

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Скульптурная композиция воплощает одноименную картину Ильи Репина. Художник делал наброски, будучи на Кубани. Автор проекта – Валерий Пчелин. Памятник отлит из бронзы, в виде натуральной картины и обрамлен рамкой. На центральной части верхней перекладины расположен свиток с письмом от автора, на нем высечены основные даты данного исторического события.

Памятник Остапу Бендеру

Главный герой романа «12 стульев» любим в России и увековечен во многих городах. Краснодар не стал исключением. Фигура Остапа выполнена в натуральную величину, стоит на террасе кафе «Золотой теленок». У бронзового Бендера нос ярко желтого цвета. По примете, если потереть кончик носа, то человек разбогатеет. За плечом Остапа висит табличка: «Потри ему нос – будет бабос».

Памятник Собачкина столица

В 2006 году в городе была открыта небольшая и необычная скульптурная композиция. Автор – Валерий Пчелин. Маяковский прозвал Краснодар «Собачкиной столицей». Автор воплотил в скульптуру строки поэта. На главной улице города на задних лапах стоит парочка собак, одетых по последнему писку моды прошлого века. Пес несет в руках цилиндр, а его «подруга» – зонт. Народная примета гласит, что если потереть нос, то посетит удача в любви. А если лапку, то любое путешествие будет успешным.

Скульптура Пират

Это забавная композиция, выполненная в городском стиле. Располагается в городском парке. Пират изображен не в привычной, а в комедийной форме. У него большой нос картошкой, обвисшие усы и неаккуратная борода. Вместо ноги – деревяшка, также нет второй руки, вместо нее тоже крюк, на котором висит лампа. Рядом с пиратом стоит обветшалый сундук.

Памятник Гость

Городская скульптура, посвященная гостям города, была открыта в 2012 году. Авторы – скульптор Владимир Золотухин и его супруга Серафима. Композиция стоит рядом с автовокзалом. Молодой человек двадцати пяти лет сидит на чемодане и осматривает окрестности. В руках держит кубанское яблоко. Согласно примете, чтобы привлечь удачу на долгое время, желающим нужно потереть носок левого ботинка.

Памятник кошельку

Скульптура представляет собой точную копию «Кошелька» из Мельбурна. Был открыт в 2008 году. Иностранный аналог старше на 14 лет. Большой и набитый кошелек установили в одном из деловых центров города. Он выполнен из гранитной крошки, а застежка – из нержавеющей стали. Длина – два метра, ширина – один метр. Среди горожан распространена примета, если потереть о памятник свой бумажник, то он будет постоянно набит деньгами.

В Кубани огромное количество самых разнообразных памятников. На сайте сайт представлены наиболее значимые и интересные памятники Кубани.

Городские объекты загружаются. Пожалуйста, подождите...

    0 м до центра города

    Как гласит миф Древней Греции, Прометея обрекли испытывать постоянные боли: к герою ежедневно подлетал орел и клевал его печень, которая, когда наступал новый рассвет, снова становилась прежней. Но данный рассказ не сходится с легендой местных жителей. Этот непокорный герой был под охраной бога Ахына, руководившего скотом и побережьем Черного моря. Данный бог жил на горе Ахун около Орлиных скал. Он тщательно следил, как исполняется наказание, но одну девушку с именем Агура это не оставило в стороне, и ежедневно тайком она стала приносить воду несчастному.

    0 м до центра города

    Этот памятник посвящен победе наших войск над турками во время войны 1828-1829 гг. 1912 год – год его установления, к 75-летию основания города Сочи и 300-летию царского дома Романовых. Инициатором его постройки был отставной адмирал Л.Ф. Долинский. Пушка из чугуна была сделана по образцу 1807 года. Якорь был с русского корвета, утонувшего рядом с мысом Вардане, когда произошел шторм. Он долго находился на морском побережье около села Якорная Щель, которое находится в Лазаревском районе.

    0 м до центра города

    Знаменитые советские комедии знает весь мир, их герои стали любимыми для многих поколений. А комедии Леонида Гайдая и вовсе стали классикой комедийного жанра. Известные Шурик и Лидочка из кинокомедии «Операция «Ы» стали символом современных студентов Краснодара - ведь именно им посвящен памятник у Кубанского технического университета, который, с момента своего открытия, стал одной из любимых достопримечательной города.

    0 м до центра города

    На набережной находится монумент-памятник «Неизвестному матросу». Его образ поражает своей силой и могущественностью. Этот памятник - символ стойкости, мужественности и отваги, благодаря которым он устоял и за которые город был удостоен звания города-героя. Фигура матроса, изображенного с автоматом на плече, также является неким символом безопасности, веры в защищенность от любых врагов. Его взгляд устремлен на Цемесскую бухту, он является неким защитником, следящим за тем, чтобы ни противник не смог атаковать город.

    0 м до центра города

    Памятник находится в центре г. Сочи на проспекте Курортном, на территории сквера. Этот памятник сделан в честь выдающегося советского писателя Н.А. Островского, начало его творчества происходило в Сочи. Разработкой проекта памятника занимались ленинградский архитектор В.Б. Бухаев со скульпторами: В.Э. Горевский и С.А. Кубасов. Его открытие состоялось в 1979 году. Островский Н.А. является знаменитым писателем Советского союза, он родился на Украине 29 сентября 1904 года в Волынской губернии. У него был нестандартный ум.

    0 м до центра города

    Название поселку дано в честь русского форта Лазаревского в 1839 году. Сам же форт был так назван, в честь русского немало известного адмирала Лазарева М.П. Он родился в 1788 году, а умер в 1851 году. Это был не только очень известный мореплаватель, а также почетный член географического общества. Кроме того он же являлся членом многих иностранных обществ. Им и его командой было совершено несколько кругосветных путешествий. Был он и одним из главных участником при открытии Антарктиды. Уметь командовать не каждому дано. Это не просто давать команды, нужно делать так, чтобы команда была единым целым, иначе не добиться поставленной цели.

    0 м до центра города

    Набережную Адлера украшает скульптура, которая называется «Повелительница морей». Она представляет собой фигуру молодой красивой женщины с решительным и волевым лицом, которая восседает на 2 морских конях. Общее настроение композиции – энергичное, устремленное на борьбу, покорение. Скульптура была перенесена из другой части города, где она являлась центром фонтана. Фигура символизирует победу человека над, казалось бы, неукротимой морской стихией. Бесстрашие, воля, стремление – вот те качества, благодаря которым возможно завоевание природы.

    0 м до центра города

    Памятник доктору Айболиту – это уникальное творение. Нечто подобное есть в только в Вильнюсе. Такой подарок был сделан для жителей Анапы и туристов 23 июля 2011 года, и на его открытии присутствовал сам мэр. Автор бронзовой скульптуры – Василий Поляков не зря выбрал для своей работы именно этого персонажа Корнея Чуковского. Во-первых, Айболит станет символов всех отдыхающих, которые приехали в Анапу в санатории, чтобы улучшить состояние здоровья. Во-вторых, это уникальное творение отлично вписалось в общий городской пейзаж и сразу же полюбилось туристами.

    0 м до центра города

    Невозможно оставить без внимания такой памятник, как «Бюст Одоевского и пушка». Он установлен был в 1954 году, в том месте, где когда-то были руины форта. Памятник поставлен в память об известном поэте-декабристе А. И. Одоевском. Работал над его созданием известный скульптор И. Я Гуслева. Выглядит скульптура следующим образом: на каменном монументе установлен бюст поэта. Снизу можно прочитать надпись «Из искры возгорится пламя». Одоевский – один из восставших декабристов. Когда происходило восстание на Сенатской площади, он был одним из участников и за это его отправили в Сибирь на тяжелые работы.

    0 м до центра города

    В парке «Чистяковская роща» находится памятник краснодарскому народу, пострадавшему от рук фашистских захватчиков. Гитлеровские войска вступили в город 9ого августа 1942 года, оборона города продолжалась долгие 12 дней, после чего советские войска покинули город. А фашисты начали постепенно истреблять мирных жителей: первыми были евреи, потом больные, а дети были закопаны живьем, в конце было подожжено здание гестапо.

    0 м до центра города

    Афганская война осталась в памяти всей нашей страны. В 1979 году исламские экстремисты начали войну против всего человечества, советские войска вступили на защиту не только своей земли, но и всего мира. 15 февраля 1989 года последний советский воин – генерал Громов, прославившийся на всю страну своими подвигами. В этот день закончилась целая эра в истории СССР и других стран, и бравые солдаты возвращались домой с чувством выполненного долга, но, к сожалению, не все могли вернуться на родину.

    0 м до центра города

    История Краснодара богата событиями и неразрывно связана с казачеством. Как дань уважения всем казакам в городе восстановлен обелиск, посвященный двухсотлетию Кубанского казачьего войска. Первое открытие памятника состоялось в конце XIX века, в годы советской власти он был уничтожен большевиками и заново восстановлен в 1999 году к 300-летию казачьего войска на Кубани.

    0 м до центра города

    Интересный памятник, мимо которого нельзя пройти во время прогулки по центру города, воссоздает сюжет одноименной картины И. Репина. Знаменитый художник в конце XIX века посетил Краснодар, тогда еще Екатеринодар, для поиска вдохновения для своей новой картины. В то время на Кубани проживало много казаков, бежавших сюда в результате гонений Екатерины II. И именно с них, героев крымской войны, художник сделал несколько зарисовок.

    0 м до центра города

    Краснодар может похвастаться необычными памятниками, среди которых есть памятник кошельку. Огромный кошелек лежит прямо на тротуаре у одного из деловых центров Краснодара и привлекает внимание всех прохожих. Открытие этого необычного памятника было приурочено в 215 юбилею Краснодара и стало одним из подарков властей города горожанам.

    0 м до центра города

    Величественная архитектурная постройка из колонн, лепного антаблемента и большой арки носит памятное назначение. Здесь на 16-ти мраморных плитах высечены имена 289 Героев Советского Союза, а также Героев Российской Федерации, которые родились на Кубанской земле. Арка была возведена в 60-е годы XX века по проекту знаменитого российского архитектора Р. Райлова. Место было выбрано неслучайно – это бывшая соборная площадь города, на которой стоял храм А. Невского.

    0 м до центра города

    Современная скульптура автора В. Пчелина изображает двух влюбленных собачек. По идее Валерия эти собаки встретились первый раз под зданием, находящимся на пересечении улиц Красная и Мира и отправились на прогулку по центральным улицам города. Герои памятника одеты совершено по-человечески – на ней элегантное платье с легкомысленным шарфиком и зонтиком, а на нем – статное пальто и шляпа.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...