Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Сочинение на тему: «Насколько интересны современному читателю мысли и чувства Достоевского?» по роману «Белые ночи. Сочинения на свободную тему

    Современную литературу нужно читать, потому что люди в современной литературе – это мы сами. Приятно осознавать, что всё в нашем мире не стоит на месте, в том числе и литература. Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что писать может каждый, но талант далёко не у каждого человека есть. Многие из современных писателей и драматургов дают литературе новое дыхание еще и по тому, что кардинально меняют её подачу. Многие произведения современной литературы экранизируется. Визуализация в наше время очень важна для общества, и невозможно отрицать, что бывает и так, что экранизация того или иного произведения подталкивает человека к прочтению и осознанию особого метатекста, представленного автором читателю. Известные имена современной литературы, такие как Санаев, Вырыпаев, Пелевин, Улицкая трогают человека, прежде всего потому, что предлагают сюжеты, подчиненные реализму. Многое в современном мире для человека значит и игра. В литературе, как и в жизни, автор предлагает читателю игру с эмоциональным интеллектом, подразумевая полную открытость читателя, его заинтересованность, жизненный отклик на ситуации определенно жизненно направленные. Мы видим, что герои произведений современной литературы похожи на нас самих. То, как они эволюционируют на протяжении всего законченного произведения, находит отклик в наших душах. Современную литературу нужно читать не для саморазвития, а для самоанализа, для проникновения в собственный мир, порой скрытый от человека под многими слоями ненужной информации, суеты и хаоса. Когда- нибудь человек перестанет читать совсем, перестанет брать в руки книги и просто читать, погружаясь в свою атмосферу, перестанет быть открытым литературе. Но пока существуют поэты и писатели, воздействующие на души, литература будет жива.

1. Очень часто приходится слышать такой вопрос: “Вот мы знаем Пелевина, Сорокина, Акунина тоже знаем. Скажите, а есть еще какие-нибудь писатели - хорошие?”

Консерватор”, 5.10.2002

«В ситуации, когда можно так спросить и не сгореть при этом со стыда за собственное невежество, русская литература оказалась впервые. Ее разлюбили. Ею - делая исключение для нескольких раскрученных имен - больше не интересуются. Ее сторонятся. Хотя к ней, впрочем, вполне снисходительны: пусть, мол, пока живет. Но отдельно. Сама по себе. Вдалеке от мейнстрима первоочередных общенациональных и личных забот. В своем, все более и более сужающемся кругу, где друг друга вскоре будут знать в лицо и по имени. В споре физиков и лириков победили бухгалтеры».

Сергей Чупринин

В споре физиков и лириков победили маркетологи. Издательство «Эксмо» наводнило рейтинги Марининой, Беляниным, Пановым и прочей хорошо раскупаемой макулатурой, которая с точки зрения художественной ценности годится лишь для растопки камина в коттедже олигарха. Её не перечитывают. В неё не вдумываются. Вдумываться нынче не в моде, и книжный рынок поощряет эту тенденцию. Впрочем, трудно разобраться, что здесь первично, читательская лень или желание наживы у издателей. Одно могу сказать наверняка - современный читатель жаждет найти «хорошего» писателя, но не станет искать его сам. Люди волей-неволей доверяют рынку, а тот, в свою очередь, не упускает возможности поиграть с доверием ленивого читателя. 2. «Если же судить по интересам, современно то, в чем читатель видит адекватность своим ожиданиям и встречает “ответность” своим вопросам. Поэтому сегодня самыми современными можно считать, с одной стороны, Д. Донцову и А. Маринину, а с другой - тех же Пастернака и Ахматову, ставших “брендами”, а не только мифами, порою (и все чаще, увы) вне зависимости от проникновения в суть их творчества».

Иванова н.

Прежде чем рассуждать об ожиданиях читателя, следует разобраться, а существует ли однозначная «современность»? Культурные реалии, поддерживаемые традиции, каноны... Существует ли в сознании русского человека устойчивое представление о реальности, в которой он живёт?

Современный человек брошен современностью. От него больше не требуют создания новой национальной идеи. Неудивительно, что в подобной ситуации читатель становится эгоцентричным и во всём полагается только на самого себя. Он ищет в литературе то, что отвечает на его личные вопросы и его личным интересам. Кого заботят жизненные трагедии Ахматовой, когда она так метко пишет о женской любви и преданности? Кого волнует целостность текста, если его можно растаскать на цитаты, вырванные из контекста? Загляните в любое тематическое сообщество в социальных сетях - масса разрозненных цитат, утащенных из литературных текстов. И ведь каждому такому обрывку текста можно придать тот смысл, который подходит текущему состоянию отдельно взятого человека. Читатель видит в тексте только то, что хочет видеть. Возможно, так было и раньше, но мне кажется, что в XXI веке стремление читателя вступить в диалог с автором становится всё слабее и слабее. Безусловно, существует целый пласт современной литературы, помогающий нашему одинокому читателю реанимировать свои способности. Это сверх-современный Маканин, лиричный Довлатов, Л. Улицкая, взывающая к доброй ностальгии... И другие.

3. « В поэзии и прозе нового поколения есть много замечательного, что уже сегодня помогает жить. Новые литературные ландшафты создают впечатление, будто мир растет. Мир идет вширь и вглубь. На фоне сомнительных социальных и житейских перипетий новая глубина литературного пространства зияет влекущими перспективами и обещает одарить небывалым опытом соучастия в жизни более реальной, чем химерная действительность эпохи фикций и зрелищ».

«Разбойники» закончена в 1781 г. Шиллер только окончил курс Военной академии в Штудгарте, а драму написал, ещё обучаясь в ней. Молодому писателю пришлось издавать драму за свой счёт, потому что ни один издатель в Штудгарте не захотел её печатать.

Зато её взялся поставить директор Майнгемского театра барон фон Дальберг. Премьера состоялась в Майнгейме в 1882 г. Шиллер сразу стал знаменит.

Жанр и направление

Молодой Шиллер - идейный последователь «Бури и натиска», объединения, близкого к сентиментализму. Участники «Бури и натиска» несли просветительскую идеологию на немецкой почве. Очень важны для Шиллера работы Руссо, особенно его литературное творчество. В «Разбойниках» отражены идея «естественного человека», отвержение современной цивилизации и сомнения в прогрессе. Шиллер разделял религиозную концепцию Руссо (одно из качеств отрицательного героя Франца Моора – безбожие). Идеи Руссо Шиллер влагает в уста своих героев.

Жанр произведения «Разбойники» - драма. В финале умирают все близкие Карла, а сам он идёт сдаваться властям. Противоречия в его жизни неразрешимы. Он сломлен морально и ожидает физического возмездия. Некоторые исследователи конкретизируют жанр, называя произведение разбойничьей драмой.

Тематика и проблематика

Тематика драмы – вражда и ненависть между близкими людьми, способная убивать; ответственность человека за свой выбор и свои поступки, за моральные обязательства.

Основную мысль произносит священник: нет большего греха, чем отцеубийство и братоубийство. Ему вторит Карл в финале: «О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззакониями!»

В предисловии Шиллер признаётся, что его цель как драматурга – «подсмотреть самые сокровенные движения души». Проблемы, поднимаемые в драме - человеческие страсти: месть и предательство, клевета старшего сына, горе обманутого отца, выбор Амалии, верность разбойников и Карла слову.

Социальные проблемы связаны с всевластием феодалов (история Косинского, чья возлюбленная стала любовницей князя, а тот отнял земли Косинского и отдал их министру). Один из эпиграфов драмы – «На тиранов».

Женщины в драме делают выбор между честью и любовью. Амалия (невеста Косинского) выбирает любовь (при этом теряя своего возлюбленного). А свою Амалию Карл избавляет от такого выбора, вернувшись вовремя домой.

Сюжет и композиция

Сюжет заимствован Шиллером из рассказа Шубарта «К истории человеческого сердца». На сюжет повлияли истории о благородных разбойниках, борющихся против феодалов. Разбойничество было нередким социальным явлением времён Шиллера.

Младший сын Франц оклеветал старшего Карла в глазах отца, а потом объявил его умершим. Он желал унаследовать богатство отца и жениться на невесте брата. Заболевшего отца он объявил мёртвым и запер в фамильном склепе.

Карл, благородный разбойник, но и убийца, чувствуя беспокойство за невесту, решает тайно пробраться в родовой замок. Он находит едва живого отца, проведшего 3 месяца в склепе, всё ещё любящую его Амалию. Карл хочет отомстить брату за страдания отца, но тот сам душит себя шнурком. Отец умирает, узнав, что Карл разбойник, а Амалия просит заколоть её, только бы не расставаться с ним снова. Карл выполняет просьбу Амалии и отдаётся в руки правосудия, попутно сделав благодеяние для отца 11 детей.

Герои и образы

Старик Моор хочет только одного: чтобы его дети любили друг друга. Он слишком мягок, чем пользуется Франц и вырывает из его уст проклятие, обращённое на Карла. Именно отказ отца принять сына в своём замке побудил Карла стать разбойником. Отец то проклинает сына, то называет его жемчужиной в венце Всевышнего и ангелом. Старик не готов принять своего сына Карла разбойником и убийцей, умирает от этого известия.

Франц Моор , младший сын, коварен и лжив. Его цель – завладеть имением отца. По его собственным словам, он погряз во всех смертных грехах. Франц подозревает, что все люди таковы, как он. Человека Франц считает грязью, а сам совершенно лишён совести.

Священник называет Франца тираном. Франц безбожник, но в глубине души он боится встречи с Богом. Его мучит грех отцеубийства, что отражается в сне о Страшном суде. Смерть его соотносима с грехами: он удавился, как Иуда.

Старший брат Карл Моор – благородный разбойник. Сам он не считает себя ни преступником, ни вором, называя своим ремеслом возмездие, а промыслом – месть.

Карл набожен, но с презрением относится к церковникам, называя их фарисеями, толкователями правды, обезьянами божества.

Карла, по словам патера, снедает гордыня. Действительно, Карл с презрением относится к разбойникам, называя их безбожными негодяями и орудием своих великих планов.

Карл – естественный человек, действующий согласно здравому смыслу. Узнав о коварстве брата, Карл готов бежать, чтобы не убить его в гневе. Он великодушен и щедр, дарит Даниэлю кошель. В конце трагедии Карл решает не просто сдаться властям, но и помочь бедняку, отдав ему деньги за свою поимку.

При этом Карл – разбойник и убийца. Он хотел бы забыть крики своих жертв, пытается найти оправдание своих поступков в своей родословной и своём воспитании.

У Карла обострённое чувство справедливости. Сам он восстаёт против человеческих законов, считая их несправедливыми, но возмущён тем, что Франц нарушает Божьи законы, когда убивает и мучит отца: «Законы вселенной превращены в игральные кости! Связь природы распалась... Сын убил своего отца».

С точки зрения Карла, месть оправдывает его разбой и убийство брата. И всё-таки он не считает себя вправе быть счастливым и любить, если он стольких убил.

Даниэль , семидесятилетний слуга, исключительно честен. Он не утешает Франца, рассказавшего страшный сон о Страшном суде, а только обещает за него помолиться. Франц называет эту искренность мудростью и трусостью черни. Даниэль отказывается заколоть Франца, когда приближается час возмездия, не желая совершить грех.

Образы разбойников

Они верны своему атаману и не соглашаются сдать его властям даже за подписанное помилование. Карл называет разбойников карающими ангелами. Обязательства перед ними заставляют Карла убить Амалию.

Амалия

Девушка верна своему возлюбленному, идеализирует его. Амалия готова уйти в монастырь, узнав о мнимой смерти Карла и его отца, но не согласна стать женой Франца, хочет заколоть себя, когда младший брат домогается её силой.

Амалия не мыслит своей жизни без возлюбленного. Когда девушка узнаёт, что её жених разбойник, она называет его сразу и демоном, и ангелом. Сама она становится жертвой долга возлюбленного.

Конфликт

Конфликт в драме внешний и внутренний. Внешний конфликт социальный: бунт против феодального произвола. Он побуждает Карла стать разбойником, а Франца - строить козни против отца и брата. В конце романа конфликт разрешается признанием Карлом ошибочности своего пути.

Внутренний конфликт Карла – противоречие между правом на протест и преступными путями его реализации, основанными на насилии. Этот конфликт неразрешим.

Внутренний конфликт присущ каждому герою. Амалия разрешает конфликт между любовью к Карлу и симпатией к переодетому Карлу. Внутренний конфликт Франца состоит в вопросе существования Бога. Отец не может решить, прощать или проклинать каждого из сыновей.

Художественное своеобразие

Для молодого Шиллера главное в драме – донести до читателя и зрителя свои идеи. Сюжет основан не на жизненных фактах, а исходит из идей. Характер героя у Шиллера условен. Он строит его рационально, основываясь на своих скудных знаниях об обществе и мире, подчиняет идее.

Шиллер создал драму нового типа. В ней есть политическая составляющая, патетика, эмоциональность и лиричность.

Большое значение в драме имеют песни. Поют Карл и Амалия, восстанавливая игрой на лютне свои силы и изливая тоску. Песни раскрывают истинные чувства героев, например, Карл поёт о Цезаре и предателе Бруте, узнав о предательстве брата.

На работу по пьесе я отвожу два урока, третий - обобщающий урок-размышление. На первых уроках идёт подробная работа над текстом пьесы, чтение по ролям.

В процессе подготовки к итоговому уроку ребята были поделены на творческие группы с заданиями: группа «Актёры» готовила к инсценировке третью сцену второго акта «Богемские леса»; группа «Художники-оформители» готовила афишу пьесы, портреты главных героев - Франца Моора и Карла Моора; группа «Исследователи» работала над романом А. С. Пушкина «Дубровский»; группа «Искусствоведы» работала над историей создания 9-й симфонии Л. В. Бетховена.

Оформление: Театральная ширма, портрет писателя, афиша к драме, иллюстрации к произведению.

Музыкальное сопровождение: Л. В. Бетховен. 9-я симфония, ода «К радости».

Эпиграф: “Я и вправду могу вызвать изумление” (Карл Моор).

Вступительное слово учителя

На предыдущих уроках мы познакомились с вами с прославленной классической драмой немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера (1759–1805) «Разбойники», писателя, которого А. С. Пушкин ставил в ряд с величайшими деятелями различных эпох - Гомером, Данте, Шекспиром, Расином. Сегодня перевёрнута последняя страница пьесы, поэтому в классе импровизированный занавес, так как разговор пойдёт не просто о литературном произведении, а о драме, где воедино слито искусство слова и театра. “Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви”, - произнесём мы вслед за А. С. Пушкиным.

Сегодняшний урок - урок-размышление над прочитанным. Мы постараемся ответить на вопросы: Как мы, ученики 8-го класса, поняли страницы великого произведения? Нужны ли нам в современности пьесы Шиллера или они стали глубокой историей? Что же такое классика, классическое произведение? Какие чувства вызвал у вас главный герой пьесы?

Беседа с классом

Действие пьесы «Разбойники» происходит в Германии XVIII века. Сюжет её построен на вражде двух братьев. Что вы можете сказать о главных героях пьесы?

Ответы учащихся

Главные герои - братья Карл и Франц Мооры. Один из них - младший брат Франц - человек бессердечный, лицемерный, низкий. Он делает всё, чтобы опорочить своего старшего брата в глазах отца - графа фон Моора. Вероломный, деспотичный, безобразный внешне Франц преследует лишь одну цель - власть и деньги.

Другой - благородный, пламенный, героический, дерзкий Карл Моор волею судьбы оказался предводителем шайки разбойников.

Какой художественный приём лежит в основе построения характеров братьев? Обоснуйте это.

При характеристике персонажей Шиллер использует приём Антитезы. Контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки.

Один лицемерно прикидывается кротким и любящим сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы опорочить Карла. Другой - великодушный, способный на возвышенные чувства. В характеристике братьев используются антонимы: подлый - великодушный, бессовестный - честный, аморальный - благородный.

Посмотрите на портреты этих героев, выполненных группой «Художники». Как, по-вашему, удалось ли им передать основные черты характера персонажей? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста. (Развёрнутые ответы учащихся.)

“Кто же теперь осмелится прийти и потянуть меня к ответу или сказать мне в глаза: «Ты подлец!» Теперь долой тягостную личину кротости и добродетели! Смотрите на подлинного Франца и ужасайтесь!.. Гладить и ласкать - не в моих обычаях. Бледность нищеты и рабского страха - вот цвет моей ливреи. Я одену вас в эту ливрею!” (Характеристика Франца; акт 2, сцена 2.)

Амалия. Блёклые краски не могут повторить высокий дух, блиставший в его огненных глазах...

Старик Моор. Этот приветливый, ласковый взор.” (Характеристика Карла; акт 2, сцена 2.)

Учитель. В результате интриги Франца Карл Моор становится преступником, стремление его к свободе обращается в ненависть ко всему человечеству в целом. Желая восстановить справедливость и отомстить брату, Карл становится предводителем шайки разбойников. Однако жизнь разбойников далека от идеала “нравственного миропорядка”. Одной из ключевых сцен пьесы является сцена в богемских лесах. Обратимся к фрагменту 2-й сцены 3-го акта.

Группа «Актёры» представляет фрагмент этой сцены от слов патера: “Так вот оно - драконово логовище! С вашего позволения, судари мои, я служитель церкви, а там вон стоит тысяча семьсот человек, оберегающих каждый волос на моей голове...” до слов Моора: “Теперь мы свободны, друзья...”

Беседа с классом

Почему в стан разбойников приводят священника?

Ответ. Драматург проводит своего героя через испытание совестью.

Что лучше помогает нам понять характер главного героя?

Ответ. Шиллер в «Разбойниках» сумел показать самые сокровенные движения души через монологи и реплики героя. Монологи Карла Моора помогают нам понять, какой внутренне противоречивый путь от ненависти и мести к осознанию ужаса смерти и покаянию проходит герой. Он берёт на себя право казнить и миловать, но злодеяния и бесчинства разбойников не дают ему возможности стать прежним. Монолог героя показывает, как глубоко он переживает разлад с совестью.

“Моор. Откуда ты знаешь, что я не вижу по ночам страшных снов, что я не покроюсь бледностью на смертном одре? Много ли тебе приходилось делать такого, за что бы ты нёс ответственность? Знай, честолюбивый юноша: не для убийц и поджигателей зеленеют лавры! Не слава встречает разбойничьи победы, но проклятия, опасности, смерть, позор!”

Учитель. «Разбойники» - бунтарская драма, а её герой - благородный разбойник. Какая богатая тема! Шиллер не первый её открыл, и в русской литературе она нашла продолжение в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Я предложила сравнить героя пьесы Шиллера с известным героем Владимиром Дубровским группе литературоведов.

Что можно сказать о жизненных целях этих героев? Какие качества персонажей кажутся вам похожими?

Ответ группы «Исследователи». Тема бунта и благородного разбойника представлена в романе А. С. Пушкина «Дубровский», написанном в 1832–1833 годах. Владимир Дубровский - русский дворянин, питаемый чувством мести за оскорбление и гибель своего отца, вынужден сжечь родовую усадьбу и уйти в лес предводителем разбойников. Сцена в богемских лесах напоминает сцену из главы XIX: “Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок... Разбойники заняли каждый определённое место. В сие время трое дозорных прибежали к воротам. Дубровский пошёл к ним навстречу. «Что такое?» - спросил он их. «Солдаты в лесу, - отвечали они, - нас окружают»...”

Дубровский и Карл Моор объединены похожестью судеб. Карл убивает не для грабежа, а свою законную часть добычи раздаёт сиротам. К ним обоим подходит характеристика - Благородный. Поступки Владимира Дубровского, его желание мести и отказ от неё совпадают с путём героя Шиллера, только он в отличие от Владимира сдаётся правосудию, а не скрывается за границу. Рассматривая эти образы мировой литературы, мы видим похожесть в изображении героя-бунтаря у Пушкина и Шиллера. Благородство, честность, великодушие объединяет этих героев. Их внутренний мир и характер несовместим с той средой (шайка разбойников), в которую они оба попадают: “Я не вор, скажи им, что моё ремесло - возмездие, мой промысел - месть” (Карл Моор).

Учитель. Уже двести лет финал пьесы толкуют по-разному. Неизменно встаёт и перед нами главный вопрос финала:

За что осудил себя её главный герой? Почему он сдаётся правосудию?

Опираясь на анализ последнего акта, ребята показывают осознание главным героем гибельности своего пути и желание возмездия себе за смерть Амалии, отца и брата. Человек ответственен за свои поступки и перед собой, и перед обществом: “О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззаконием! Я назвал это мщением и правом!.. Загубленное мною - загублено. Никогда не восстановить поверженного! Но я ещё могу умиротворить поруганные законы, уврачевать израненный мир...” С горечью и стыдом Карл Моор признал, что пошёл не тем путём. Мечом он пытался восстановить в мире справедливость, но его благие намерения сопровождались бесчестными злодеяниями.

Почему слова Карла Моора “Да, я и вправду могу вызвать изумление” мы вынесли эпиграфом к уроку?

Вызвал ли изумление у вас главный герой? Как вы относитесь к его поступку? (Ответы учеников.)

Учитель. Ф. Шиллер остаётся популярным в России и в XXI веке, как был он популярен в веке XIX. Его пьесы не сходят со сцен русских театров: Московского театра имени А. С. Пушкина, Малого, БДТ и других. Зрители и читатели современности продолжают искать ответ на вопрос: можно ли остаться человеком без покаяния? Поступок главного героя пьесы Карла Моора до сегодняшнего дня продолжает вызывать споры и суждения, часть которых была представлена на нашем уроке. Мысли великого поэта о мере ответственности человека за свои поступки были близки великим русским писателям XIX века (например, А. С. Пушкину и Ф. М. Достоевскому).

Описание событий в романах и других произведениях великого немецкого поэта не осталось не замеченным музыкантами.

Группа «Искусствоведы». В 1824 году уже тяжело больной Бетховен пишет последнюю - 9-ю симфонию. Это была песнь свободы, пламенный призыв, обращённый к потомкам. Особенно торжественно звучала заключительная часть симфонии. Музыку композитор положил на слова оды Шиллера «К радости». В едином порыве великий композитор и великий поэт призывали всех: “Обнимитесь, миллионы!” (Выразительное чтение оды учащимся.)

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди - братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!

(Звучит 9-я симфония Бетховена, ода «К радости».)

Сравните оду-песнь Шиллера с его «Разбойниками». Могли бы герои драмы принять её? (Ответы учеников.)

Заключительное слово учителя. Проходят годы, меняются режиссёрские трактовки и актёрские костюмы, смещаются те или иные акценты, но неизменным остаётся пламенный пафос трагедии. Шиллер и его герой продолжают страстно взывать к человеческой совести, а читатели и зрители продолжают поиск истины до сих пор.

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Чем близка современному читателю драма Ф. Шиллера “Разбойники”?».

Литература История немецкой литературы: В 3 т. М.: Радуга, 1985. Т. 1. Либензон З. Е. Фридрих Шиллер. М.: Просвещение, 1990. Материалы уроков И. Аркина: Литература в школе, 1998.

Сочинение

Классика составляет основу школьной программы по литературе. Ученики изучают произведения далекого 18, 19, 20 веков. Часто в этих произведениях повествуется о событиях или явлениях, незнакомых и непонятных современному ребенку, да вообще современному человеку. Так, практически все произведения начала 20 века посвящены революции 1917 года и гражданской войне, роман-эпопея Л. Н. Толстого рассказывает о жизни в период Отечественной войны 1812 года, а «Слово о полку Игореве» — о междоусобных воинах и борьбе с кочевниками в далеком 12 веке.

Так нужна ли классическая литература современному читателю? Что может она дать, чему научить? Может быть, стоит читать только произведения, рассказывающие о жизни в наши дни?

Чтобы ответить на эти вопросы, для начала, как мне кажется, нужно разобраться — а что такое «классическая литература»? Почему некое количество произведений объединено под этим названием? Почему считается, что классическую литературу обязан читать и знать каждый образованный человек?

К моему великому удивлению, ни один из словарей не смог дать четкого определения интересующему нас понятию. Ясно лишь одно — «классическая литература» пытается разобраться в непреходящих вещах, вечных ценностях, которые актуальны во все времена. Именно поэтому, мне думается, она столь ценна. Но тогда возникает другой вопрос — а почему мнение именно этих писателей считается образцовым, верным? Почему именно они, а не другие люди, творившие в это время, могут чему-то научить нас, людей 21 века?

Наверное, именно «классические» писатели наиболее точно ответили на многие вопросы, волновавшие человечество во все времена. Именно они дали тонкий анализ человеческой природы, психологии, смогли сформулировать основные «законы», по которым всегда существовал человек.

Наверное, моим самым любимым «классиком» является Ф. М. Достоевский. Его роман «Братья Карамазовы», на мой взгляд, универсальное произведение, дающее ответы на вечные вопросы, рано или поздно возникающие в голове у каждого человека.

В центре повествования находятся судьбы четырех братьев. Их жизни тесным образом связаны между собой и с жизнью их отца — человека деспотичного, развратного, грешного в самом широком понимании этого слова.

Братья Карамазовы — чрезвычайно разные люди. Каждый из них, живя в тяжелых условиях деспотизма и самодурства отца, пытается найти ответы на важные вопросы бытия. И им кажется, что они эту идею находят.

Так, Иван Карамазов в основу угла ставит разум, логику. Он пытается рационально понять и обосновать то, что происходит вокруг. Однако это герою плохо удается. Иван не может многого постичь, не может принять жестокий и несправедливый мир.

Этому герою тяжело жить на свете, он пытается найти что-то, что облегчило бы ему существование, но не находит такой спасительной отдушины. Его удел — это безнадежность и отчаяние.

Другой брат — Смердяков — живет в постоянной ненависти. Этот человек ненавидит все — отца, братьев, людей, Россию, себя, в конце концов. Смердяков приходит к тому, что надо жить, позволяя себе все. Он отказывается от всяких нравственных и моральных законов внутри себя, стремится к саморазрушению.

Старший брат Митя Карамазов, возможно, четко не сформулировал жизненной позиции. Он живет так, как «бог на душу положит», следуя зову своей натуры — широкой, разгульной, страстной и безудержной. «Широк человек, слишком даже широк», — говорит Митя как будто о себе. Этот герой обладает мощными жизненными силами, но не знает, как применить их, чтобы самому быть счастливым и сделать счастливыми окружающих.

Самый гармоничный среди братьев — Алеша Карамазов. Он обладает ценнейшей способностью — верить. Именно вера в бога делает Алешу светлым человеком, способным справиться со своими темными сторонами и дарить людям свет. Из монастыря Алеша вынес всепрощающую любовь к людям и смирение — то, чего, по Достоевскому, не хватает людям во все времена.

Но в жестком, несправедливом и противоречивом мире, в котором живут братья, никто не слышит слабый голос Алеши. Все заняты собой, своими обидами и страстями. Складывается такое ощущение, что каждый из героев один на один бьется с роком, который, в любом случае, одержит верх и сломает героев.

Образ жизни и мысли Карамазовых влечет их к трагедии. И эта трагедия происходит — Смердяков убивает своего отца. Однако в этом преступлении оказываются замешаны все — подал страшную идею Иван, а расплачивается каторгой за нее Митя. Таким образом, Достоевский утверждает, что в преступлениях, совершающихся в мире, нет невиновных. В том, что происходит, духовно виноваты все. Это одна из основных мыслей в романе «Братья Карамазовы».

Один из крупнейших философов начала 20 века, В. Розанов, так охарактеризовал жизненную позицию Достоевского: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее. Он требует иного оправдания и лучше предпочитает до изнеможения колотиться головой об стену, чем успокоиться на гуманном идеале».

Писатель считает, что отвлеченные размышления о прекрасном будущем преступны. Пока люди философствуют о том, что будет завтра, сегодня в мире творится зло. Каждый человек должен жить здесь и сейчас, стремясь сделать так, чтобы настоящая жизнь стала гуманнее и добрее. Всем известны слова Достоевского о том, что никакое прекрасное будущее не стоит одной-единственной слезы ребенка в настоящем.

Показывая жизнь семьи Карамазовых, автор еще раз стремится донести до читателя, что нужно переиначивать обыденную жизнь вокруг себя. А изменить мир может лишь нравственное очищение, которое, по мысли писателя, происходит лишь через страдания. Именно на этот путь Достоевский направляет Митю Карамазова, видя в нем огромный человеческий потенциал.

Таким образом, надеюсь, я ответил на вопрос, поставленный мною вначале. Я считаю, что классическая литература — это литература на все времена. Она должна стать основой, базой, которая формирует человека, его внутренний мир, морально-нравственные взгляды. Именно поэтому классическая литература изучается в школе. Именно поэтому, на мой взгляд, ее должен читать и перечитывать каждый человек, претендующий на звание Человека.

Ф. М. – один из самых известных в мире русских мыслителей и писателей. Его выдающиеся произведения полюбились не только читателям ХІХ века, они не меньше любимы и читаемы и в наше время. Его творчество преодолело много десятилетий и осталось интересным современному читателю, а проблемы, которых касался Ф. М. , актуальны и сейчас, что вызывает еще больший интерес к этой выдающейся личности и его произведениям.

Никто не станет спорить, что самое известное произведение Ф. М. Достоевского – роман «Преступление и наказание». Однако самым поэтичным по праву считается роман «Белые ночи». В нем подробно описаны отношения безответно влюбившегося в главную героиню Настеньку человека, который, не рассчитывая на ответные чувства, помогает девушке обрести свое счастье с другим человеком – с тем, кого искренне любит Настенька.

Этот роман позволяет сделать вывод о том, что чувства и мысли Ф. М. Достоевского, нашедшие свое воплощение в его произведениях, в том числе и в романе «Белые ночи», неповторимые и уникальные. Я уверен, что оригинальность сюжетов, самые разнообразные проблемы, решения которых писатель ищет в своих произведениях, его отношения и мысли к этим проблемам останутся всегда интересными читателям.

Несомненно, у каждого есть свое собственное мнение о тех или иных проблемах, но каждый из нас сможет найти что-то интересное в произведениях Ф. М. Достоевского именно для себя. Известно, что своим идеалом великий русский философ и писатель считал Иисуса Христа. И никому не дано его в этом осуждать, ведь это его собственное решение и его выбор, причем писатель никому не навязывал свое мировосприятие, свои мысли и чувства.

Ф. М. просто рассказывает о людях, которые жили в его мире. Поэтому всем, и молодым и старым, и верующим и неверующим, интересно читать его романы и узнавать в их героях своих современников. В самых темных углах Петербурга у него всегда можно найти бедного мечтателя, который прячется от солнца и нищеты, чувствующего себя во всем виноватым, сконфуженного, с бестолковой речью, с нелепыми манерами, доходящего до самоуничтожения. Автор создает обобщенный портрет такого мечтателя: «Измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже на подачку с господского обеда, принесенную сердобольной ключницей».

Великий знаток человеческой души, Ф. М. с большим мастерством описывает характеры героев своих произведений. Например, в романе «Белые ночи» ему удалось полностью раскрыть образы главных героев произведения через их монологи. Несмотря на то, что автор не дал конкретных характеристик, мы получили полные портреты персонажей, собрав их из частичек мозаики, каждая из которых – отделенная от всего лишнего, мастерски отшлифованная деталь романа.

Для своих произведений Ф. М. выбирал замечательные сюжеты, которые делали его книги незабываемыми и неповторимыми. Все происходящие в них события кажутся максимально реальными и достоверными, а финал этих произведений никогда невозможно предсказать.

Мастерство и психологизм Ф. М. Достоевского, разнообразность характеров и сюжетов, индивидуальность, непредсказуемость и достоверность – все это делает мысли и чувства выдающегося русского писателя, отраженные в его произведениях, интересными современным читателям.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...