Людмила Тюрина
Конспект занятия с презентацией «Николай Николаевич Носов»
Представляю вашему вниманию конспект НОД с презентацией для детей по знакомству с творчеством Николая Николаевича Носова . Представленный материал может быть использован в старшей группе детского сада как часть непосредственной образовательной деятельности или как полноценное занятие . Презентация включает в себя краткие биографические сведения о писателе, названия его наиболее известных произведений; в презентацию также входит текстовый и иллюстративный материал для ознакомления детей с рассказом "Живая шляпа" и небольшая викторина по изученному материалу.
Цель : познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова .
Задачи :
Образовательные : продолжать работу по формированию интереса к книге; помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью иллюстраций; учить правильно называть автора и название произведения; помочь детям запомнить названия наиболее известных произведений Носова .
Развивающие : развивать умение внимательно слушать произведения художественной литературы; развивать умение адекватно воспринимать содержание произведения, оценивать поступки героев;развивать чувство юмора.
Воспитательные : воспитывать эмоционально-образное восприятие текста,
Интеграция образовательных областей :
художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Материал : иллюстративный материал, книги Н. Н. Носова , интерактивный комплекс, файл презентации .
Предварительная работа :
подборка книг и иллюстративного материала для знакомства с творчеством Н. Н. Носова ; чтение книг Носова перед сном и в свободное время; просмотр мультфильмов о Незнайке и "Бобик в гостях у Барбоса".
Ход непосредственной образовательной деятельности :
1. Организационный момент - загадывание загадки о Незнайке
Этот мальчик- коротышка
Фантазер и хвастунишка.
За многое он берется,
Но ничего ему толком не удается.
Как вы думаете, о ком эта загадка? (О Незнайке) .
Верно. Истории о Незнайке и его друзьях написал детский писатель и сказочник Николай Николаевич Носов . (Слайд 2) .Это его портрет. Как вы считаете, почему он окружен книгами (Ответы детей) .
2. Беседа о Н. Н. Носове .
- Николай Николаевич Носов – известный детский писатель. Он говорил : «Сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний). Главное – любви к ним. И уважения.». Н. Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки.
Его первая книга вышла в 1938 году.
Он написал множество книг : «Витя Малеев в школе и дома»
Слайды 4-9
Рассказы "Замазка", "Заплатка", "Затейники", "Мишкина каша", "Огурцы", "Фантазеры".
Слайды 10-11
По некоторым рассказам и сказкам были сняты мультфильмы и даже кино! Какие мультфильмы вы видели? О чем они? (ответы детей) .
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться вместе с Незнайкой.
(Показываю карточки, на которых нарисованный Незнайка выполняет различные упражнения. Динамическая пауза проходит под музыку "Где водятся волшебники" из к\ф "Незнайка с нашего двора")
4. Чтение рассказа "Живая шляпа".
Теперь давайте познакомимся с рассказом Николая Николаевича Носова "Живая шляпа".
Слайды 12-17. Чтение рассказа с наглядным сопровождением.
5. Закрепление материала.
Ребята, Незнайка предлагает вам поучаствовать в викторине.
Слайд 18. Кто написал рассказ «Живая шляпа?»
Слайд 19. Какие еще рассказы написал Николай Николаевич Носов ?
Слайд 20. Какие мультфильмы по рассказам и сказкам Носова вы смотрели ?
Слайд 21. Какие истории Николая Носова вы любите больше всего? А почему? Расскажите!
Слайд 22. Молодцы!
6. Рефлексия.
О ком мы сегодня говорили?
Что вам показалось интересным?
Что вам больше всего запомнилось?
А что больше всего понравилось?
Детские сказки – добрые, веселые, забавные, поучительные, смешные истории, именно такими были книги Николая Носова. За эти качества сказки Носова полюбились не одному поколению. Писатель детских сказок навсегда запечатлелся в памяти предыдущих поколений, презентация «Носов» поможет познакомить и подрастающее поколение с рассказами великого сказочника. После своей смерти рассказы Носова продолжают жить. Одним из отличительных свойств сказок Носова является переплетение доброты и юмора. В сочетании эти два качества вызывают взрывную силу детского смеха. Презентация о биографии Носова позволит понять и вдуматься в сказки писателя.
Носов Николай Николаевич любил детей, возможно, поэтому его книги и сказки находили множество своих юных читателей по всему СССР. Дети всех классов вчитывались в нехитрые сказки, которые они покупали за копейки в книжных магазинах. Творчество Носова и его жизнь тесно сплетены, Николай Николаевич – человек, который подарил детство миллионам детей, и был вознагражден множеством детских улыбок.
Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Носов» в формате PowerPoint по ссылке ниже.
Биография Носова
“Золотой ключик” к сердцам мальчишек и девчонок
Творческий выбор
Первый рассказ – “Затейники”
“Мишкина каша” и “Телефон”
“Витя Малеев в школе и дома”
Трилогия о Незнайке
Автобиографические повести
“Повести о моём друге Игоре”
Юмор и улыбки
« Сочинять для детей - наилучшая работа. Она требует очень много знаний. Главное – любви к ним и уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением».
- « Сочинять для детей - наилучшая работа. Она требует очень много знаний. Главное – любви к ним и уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением».
- Родился в Киеве 23 ноября 1908 года
- Отец - актер кино,
- мама – домохозяйка.
- В семье было четверо детей.
- Какое-то время семья жила в маленьком посёлке Ирпень, потом снова вернулась в Киев.
- Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала «Икс», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография.
- Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен.
- В школьные годы мальчик мечтал стать музыкантом,
- потом химиком,
- но к двадцати годам всё же поступил на режиссерский факультет, где уже учился его старший брат Пётр
- Николай Носов многие годы работал кинорежиссёром , художником-мультипликатором.
- В годы Великой Отечественной войны он снимал фильмы на линии фронта
- Николай Носов поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии.
- В 1943 году он был награжден орденом Красной звезды.
- Орден Красной Звезды
- Дружок – 1958
- 2. Приключения
- Толи Клюквина – 1964
- 3. Фантазеры - 1965
- В литературу, как говорил и писал Носов, пришёл он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы.
- Один свой рассказ, он назывался «Затейники», он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году.
- Книги Николая Носова
- Николай Николаевич Носов
- Викторина
- Вспомните название рассказа:
- «Живая…
- «Мишкина…
- «Три…
- Федина…
- Шурик у…
- Выбери правильный вариант ответа:
- В рассказе «Мишкина каша» воду из колодца не поднимали:
- чайником
- ведром
- самоваром
- кружкой
- «Заплатка».
- Штаны у Бобки были замечательные:
- школьные
- солдатские
- спортивные
- джинсовые
- - Она жи-жи-живая!
- - Кто живая?
- - Шля-шля-шля-па.
- - Что ты! Разве шляпы бывают живые?
- - Давай веревку. – А ее нет, веревки.
- - Где же она?
- - Там.
- - Где – там?
- - Ну… В колодце.
- - Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?
- - Ну да.
- - А я раньше летать умел!
- - А ну, полети!
- - Сейчас не могу: разучился.
- Не летает, не жужжит.
- Жук по улице бежит.
- И горят в глазах жука
- Два блестящих огонька.
- С хозяином дружит,
- Дом сторожит,
- Живет под крылечком,
- Хвост колечком .
- На малину налетели,
- Поклевать ее хотели,
- Но увидели урода –
- И скорей из огорода!
- А урод стоит на палке
- С бородою из мочалки.
- Поверну волшебный круг,
- И меня услышит друг.
- Через поле и лесок
- Подается голосок.
- Он бежит по проводам –
- Скажешь здесь,
- А слышно там.
- М о л о д ц ы!
, Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 2
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тема: Произведения Н.Н.Носова для детей.
Урок обобщения и повторения пройденного.
Цели урока:
- Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал.
- Развивать память, внимание, логическое и образное мышление;
- Воспитывать интерес к чтению и расширять их кругозор.
Ход урока
1. Организационный момент. Вхождение в урок:
Красиво стали, подравнялись.
Спинки ровные, головки приподняли.
Пятки вместе, носки врозь.
На меня все посмотрели, улыбнулись:
Для здоровьесбереженья
Выполним упражненья:
Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись:
То присядем, то нагнулись:
Ровно стали, улыбнулись:
Здравствуйте, ребята!
Очень тихо сели.
2. Постановка цели перед учащимися.
Ребята! Сегодня мы проводим обобщающий урок по произведениям Н.Н.Носова, которые мы изучили на предыдущих уроках литературы и с которыми вы уже были знакомы ранее.
3. Обобщение знаний учащихся:
Кто такой Н.Н.Носов?
- писатель
- баснописец
- сказочник
Давайте определим круг друзей Н.Н.Носова./читают лучшие учащиеся/
- Корней Иванович Чуковский
- Агния Львовна Барто
- Самуил Яковлевич Маршак
- Сергей Владимирович Михалков
Чем увлекался Носов в детстве?/ Дети хором читают слова и поясняют, как они понимают смысл этих слов./
- музыкой
- пением
- театром
- химией
- шахматами
- радиолюбительством
- электротехникой
- фотографией
- сочинительством
Сразу ли Носов стал писателем? /Дети "цепочкой" читают слова и объясняют как они их понимают?/
- Продавец газет
- Чернорабочий
- Землекоп
- Косарь
- Возчик бревен
- Постановщик учебных и научно-популярных фильмов
- Писатель
Какие же произведения Н.Н.Носова вы читали на уроках литературы?
/дети отвечают: "Затейники", "Живая шляпа", "На горке" /
Узнайте по иллюстрациям:
Кто они и откуда?
- Слайд 6. ("Затейники")
- Слайд 7. ("Огурцы")
- Слайд 8. ("Телефон")
- Слайд 9. ("Мишкина каша")
- Слайд 10. ("Фантазеры")
- Слайд 11. ("Живая шляпа")
- Слайд 12. ("Бобик в гостях у Барбоса")
4. Беседа по прочитанному произведению.
Как звали героев его самого первого рассказа "Затейники"?
(Валя и Петя)
Почему так назвали рассказ?
В какую игру они хотели поиграть?
Почему игра прервалась? Что им помешало закончить игру?
Расскажите, чем же заканчивается рассказ?/Дети пересказывают концовку рассказа/
5. Словарная работа.
Дети, обратите внимание на экран. Откуда эти слова, из какого произведения?
- к.мната
- к.ртофель
- к.мод
- к.рзина
- к.черга
- кр.вать
- к.тенок
Какие из этих слов являются словарными? Какие безударные гласные вы вставите?
А что такое комод?
Что такое кочерга?
Вспомните содержание этого рассказа. Кто герои этого рассказа?
Какими себя показали мальчики в момент встречи с "Живой шляпой"?
Слайд 13. (2 столбик)
Выбрать нужное:
- смелыми
- трусливыми
- шутливыми
- находчивыми
- догадливыми
- добрыми
- любопытными
6. Работа над предложением.
Обратите внимание на предложения. Какие буквы надо вставить в слова?
К.тенок Васька с.дел на п.лу возле к.мода и л.вил мух. А на к.моде, на самом кр.ю л.жала шляпа:
7. Выборочное чтение.
Кто же первый раскрыл секрет "живой шляпы" Володя или Вадик?
Давайте проверим: внимательные ли вы читатели?
Докажите словами рассказа стр.58
А сейчас давайте вспомним рассказ "На горке".По этому рассказу вы составляли план и пересказывали его содержание.
8. Работа над планом рассказа.
Правильно ли расположены части рассказа?
Какую пословицу можно подобрать к пятому пункту плана:
- Делаешь наспех - сделаешь на смех.
- Семь раз отмерь - один отрежь.
- Поспешишь -людей насмешишь.
План рассказа.
1. Котька трудится.
2. Строительство горки.
3. Работа пришлась по нраву.
4. Хитрый Котька.
Нужна ли пятая часть рассказа? В чем главная мысль рассказа?
Теперь расставим пункты плана правильно на свои места:
1. Строительство горки.
2. Хитрый Котька.
3. Делаешь наспех- сделаешь на смех.
4. Котька трудится.
5. Работа пришлась по нраву.
9. Работа с незнакомым текстом.
/Детям раздаются листочки с незнакомым текстом "Незнайка и жук"./
Жужжащее чтение незнакомого текста. Беседа по прочитанному.
Расскажите, о чем прочитали?
10.Чтение по ролям отрывка из произведения Носова "Телефон".
11 . Викторина - путаница по произведениям Носова:
Носова зовут Николай Павлович? (Николаевич)
- "Тараканище", "Мойдодыр" , "Приключения Незнайки"- это сказки Чуковского?(Не все. "Приключения Незнайки" - это рассказ Носова)
Детей из рассказа "Затейники" звали Петя и Валя? (Да!)
Котенка из рассказа "Живая шляпа" звали Пушок? (Нет! Васька)
Картошка, корзина, шляпа- это предметы из произведения "Фантазеры"?(Нет!"Живая шляпа"
Совок, лопата, ведро - это предметы из рассказа "На горке"? (Да!)
Машина каких героев, какого произведения заправлялась сахарным сиропом? (Винтика и Шпунтика)
12. Подведение итогов урока.
Что же можно сказать о всех героях Носова, какие они?
(Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, они честно ошибаются и хитрят бесхитростно)
Чему учат рассказы Носова?
"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".
(Сергей Михалков)
Слайд 2
- 23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи.
- Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками.
- Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала "Икс". Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве.
- С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды орденом Красной Звезды. Как писатель Носов дебютировал в 1938 году: был издан его первый рассказ для детей, "Затейники".
- Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов - "Мурзилке".
Слайд 3
Николай Носов
«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем». Так о своих «мечтаниях» он напишет в автобиографии.
Мать писателя Варвара Петровна.Отец писателя Николай Петрович.
Слайд 4
Без преувеличения можно сказать, что мы все выросли рассказах и сказках: «Веселая семейка», «Мишкина каша», «Приключения Незнайки и его друзей» и многих других веселых и увлекательных произведениях, автором которых был детский писатель Николай Носов. Проходит время, однако, персонажи, придуманные Носовым, не стареют. Да им это и не грозит - даже если и появятся новые, авторы, пишущие для детей, герои Носова уже прошли проверку временем.
Слайд 5
- С внуком Игорем
Слайд 6
Слайд 7
По сценариям Н. Носова были сняты фильмы:
1. Дружок – 1958
2. Приключения Толи Клюквина– 1964
3. Фантазеры- 1965
Слайд 8
К 100-летию со дня рождения
В ноябре 2008 года выпустили монету с изображением Н.Н. Носова.
Слайд 9
Слайд 10
Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году.
Слайд 11
Самая знаменитая книга - это конечно про Незнайку и его друзей.
Слайд 12
Из какого рассказа эти диалоги?
Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
Слайд 13
Давай веревку. – А ее нет, веревки.
- Где же она?
- Там.
- Где – там?
- Ну… В колодце.
- Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?
- Ну да.
Слайд 14
А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.