Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Платонов юшка честь и бесчестие. 

Юшка - главный герой одноименного рассказа А. П. Платонова. Описывая его нелегкую, трагическую судьбу, автор пытается вызвать в нас сочувствие к ближним, научить нас любить людей. Юшка, нестарый еще мужчина, был изнурен тяжелой болезнью, туберкулезом, поэтому выглядел почти стариком. Он был слаб телом, но работал всегда исправно. Юшка был молчалив, незлобив, его трудно было чем-либо обидеть.

Наверно поэтому многие люди считали его странным, почти юродивым. Дети смеялись, завидев его, кидали в Юшку камнями и ветками. А тот только радовался. Он по своей наивности думал, что неразумные дети его любят, но пока не могут по-другому выразить свою любовь. Взрослые же не многим отличались от глупых детей. Они считали, что если Юшка не похож на остальных, то нет ему на этой земле места. И каждый норовил толкнуть его, обозвать грубым словом, а то и побить, выместить на несчастном свое плохое настроение.

Но ничто не могло превратить доброе сердце Юшки в камень. Он все так же восторгался совершенством природы, любил каждое живое существо. Он целовал цветы, "подымал с тропинки бабочек и жуков ", чтобы их не задавили, слушал пение птиц. На природе Юшка отдыхал душой, веселел, забывал о своей болезни и злобе людей.

Но туберкулез все чаще давал о себе знать. Юшка слабел на глазах. Однажды, как обычно, к нему на улице пристал прохожий, стал оскорблять. И Юшка впервые в жизни дал тому отпор, сказал, раз уж он родился, значит нужен всему свету. Прохожий разозлился, толкнул Юшку, тот упал и больше уже не поднялся.

И лишь после смерти бедолаги люди случайно узнали, что на свои с таким трудом сэкономленные деньги Юшка содержал в Москве сироту, б....

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория


Доброта и жестокость - два противоположных качества, вечно борющихся внутри человека. Отзывчивость, бескорыстное желание помочь ближним, забота о родных, животных, растениях, умение видеть окружающую нас красоту и делиться ею с другими - все это проявление искренней доброты человека. К сожалению, нечасто мы встречаемся и с неоправданной жестокостью, которая проявляется в бесчеловечном, грубом отношении к другим живым существам, причинении им боли и страданий. Как я уже сказала, в каждом человеке есть и то, и другое. Важно лишь воспитать в себе лучшую сторону и искоренить бессердечие.

Для подтверждения своих слов хочу привести в пример повесть Юрия Трифонова «Обмен». В центре произведения довольно типичная жизненная ситуация, которая тем не менее раскрывает очень важные нравственные проблемы.

Главные герои - инженер Виктор Дмитриев и его семья. Лену, жену Дмитриева, со своей свекровью Ксенией Фёдоровной связывают очень непростые отношения, которые с каждым годом из-за неприязни и непонимания только ухудшаются. К сожалению, обнаруживается, что Ксения Фёдоровна неизлечимо больна, что даёт дорогу Лене, для которой приближающаяся смерть свекрови становится путем к решению квартирного вопроса. О нравственной стороне этого «плана» Лена не задумывается, и вскоре вначале сопротивляющийся Дмитриев сдается под напором жены, поэтому Ксения Фёдоровна и говорит, что обмен уже давно произошел. К сожалению, во всей этой ситуации добрый, милосердный поступок совершает посторонний человек: Таня, бывшая любовница Дмитриева, готова отдать все свои накопленные деньги Виктору, которому они были нужны для лечения матери. Автор акцентирует внимание на том, что в повести происходит обмен в переносном значении этого слова: обмен со своей совестью, обмен нравственности и сострадания на бессердечие и жестокость.

В рассказе А.П.Платонова «Юшка» главный герой так и остается непонятым и непринятым обществом. Юшка - изгой. Все, от мала до велика, не гнушатся оскорбить его и пожелать ему смерти, закидать палками и камнями, избить до полу смерти. Но Юшка искренне уверен, что таким образом люди пытаются выразить свою любовь к нему, что люди действительно нуждаются в нем. Вскоре он погибает от руки очередного человека, пожелавшего ему смерти. После его гибели людям не на ком выместить свою боль и обиды, но они уже забыли, кем он был и как его звали. Поэтому, когда пришедшая осенью молодая девушка зовет Ефима Дмитриевича, они не сразу понимают о ком идет речь. Никто и не догадывался, что Юшка, слабый и ничтожный Юшка, который зиму и лето ходил в старой, грязной одежде и пил пустую воду, зарабатывал деньги для осиротевшей девочки, чтобы обеспечить ей достойное существование в пансионате. Узнав, что ее добродетель умер, девушка остается в селе доктором, которым она стала ради Юшки. Из-за собственной черствости и бессердечия люди так и не смогли увидеть истинную натуру человека, отдающего последнее ради человека, который ему дорог.

Сколько существует человечество, столько будут существовать два вечных качества человека: доброта и жестокость. Каждый человек, с самого рождения, ведет борьбу, в которой в конечном итоге победит только одно. Поэтому нам так важно с детства воспитывать в себе лучшие качества, быть милосердными и чуткими, благородными и доброжелательными. (474 слова)

Обновлено: 2018-10-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сердце в людях бывает слепое.

А. Платонов

Проблемы нравственности в литературе XX в. С первых строк рассказа Андрея Платонова «Юш­ка» мы знакомимся с его главным героем. Автор под­робно описывает его. Юшка мал ростом и худ, у него редкие седые волосы, сморщенное лицо, «глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стоя­ла влага, как неостывающие слезы». Этого тихого, кроткого человека, помощника кузнеца, на самом де­ле зовут Ефим, но все называют его Юшкой. И ка­жется, что Юшка, плохо видевший, слабый, не пив­ший чай и не покупавший сахар, долгие годы носивший одну и ту же одежду, должен вызывать со­чувствие. Но люди относятся к нему иначе. Дети под­нимали с земли ветки, камешки, бросали их в Юшку. Они не понимали, почему он не сердится на них, не злится, и старались сделать ему больно. Чем объясняется такое поведение детей? Как известно, дети очень часто повторяют поступки старших. Взрослые же вымещали на ни в чем не повинном Юшке свои обиды, злобу, ожесточались еще больше, видя, что он кротко переносит все это, что он так непо­хож на них: «И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забы­вал на время свое горе».

А. Платонов ценил творчество Ф. М. Достоевского, в произведениях этих писателей можно обнаружить немало общего. Достоевский верил в пробуждение в человеке Божественного начала, в возможность жизни по заветам Спасителя. Идею классика воспринял А. Платонов. В его творчестве появляются обра­зы героев, которых можно назвать спасителями. Юшка к таким героям не относится, но он наделен чертами, которые роднят его с Христом. В первую очередь это кротость. Она так поражала, была такой необычайной, что дети даже сомневались: а живой ли это человек? Юшка - это человек, любящий лю­дей, как Христос, верящий в то, что любовь живет и в их сердцах. Юшке живется очень тяжело, люди, терзающие его, не понимают его смирения и любви. Но все же случается, что Юшке дышится вольнее, что отдыхает не только его больная грудь, но и душа. Это происходит на природе. Только здесь, «где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам». С теплотой он относится не только к людям, но и к бабочкам, жукам и даже к цветам. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и поды­мал с тропинки бабочек и жуков, которые пали за­мертво…»

Однажды с Юшкой произошло то, чего с ним ни­когда не случалось, - Юшка «осерчал». Именно «осерчал», а не вознегодовал, не рассердился, не ра­зозлился, не разгневался, не рассвирепел. Я думаю, что это слово очень точно говорит о характере глав­ного героя, еще раз подчеркивает его кротость и доб­роту.

Почему же так жестоки безымянные герои рас- екнза? Почему прохожий толкнул Юшку и спокойно « у шел домой пить чай », оставив умирающего челове­ка? Ответ на этот вопрос дает сам Юшка: «Сердце а людях бывает слепое». Эти два слова - «слепое сердце» - как нельзя лучше характеризуют героев рассказа. Если у человека слепое сердце, значит, он не хочет понимать другого, не испытывает ни жалос­ти, ни сочувствия, не жертвует собой, сам не творит днПро и не замечает, когда добро делают другие.

Юшка искренне верил, что народ любит его. Пн и считаю, что он ошибался. Слепое сердце неспо­собно любить. Юшка не знал радости, живя среди людей. Единственное, что у него было, за что можно было держаться, - это жизнь. И Юшка держался за нее изо всех сил. Даша, дочь хозяина кузницы, жале­ла Юшку, но и она замечала: «Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем ты живешь?» А Юшка осознавал цен­ность каждого человека в мире и свою ценность, не понимал, зачем ему нужно умирать, ведь он родился, чтобы жить. «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..» - восклицает он, «осерчав». Но у Юшки отняли и то единственное, что у него бы­ло в мире людей, - жизнь. Юшка умер, став жерт­вой людской слепоты. Если раньше всех раздражала безответность, покорность Юшки, то теперь прохо­жему не понравилось, что Юшка «заговорил». «Ты мне не мудруй! - закричал прохожий. - Я сам по­мудрей тебя. Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!» Прохожего возмутило, что Юшка считает себя рав­ным ему. Действительно, они неравны. Но не потому, что Юшка - «юрод негодный», «божье чучело», а потому, что он неизмеримо богаче духовно. Про­ститься с Юшкой пришли все те, кто «потешался над ним и мучил его при жизни». Но, похоронив Юшку, люди о нем забыли.

Без тихого, безропотного Юшки жить людям стало хуже. Уже не было человека, на котором можно бы­ло бы безнаказанно вымещать зло, который покорно терпел бы все издевательства и насмешки: «Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и трати­лись меж ними…» Получается, что смысл жизни Юшки сводился к тому, чтобы принимать на себя людское недоброжелательство? И не было ни одного человека, который бы любил Юшку?

Однажды в непогожий день в кузницу пришла де­вушка. Она искала Ефима Дмитриевича, то есть Юш­ку. Девушка оказалась его приемной дочерью. Это к ней уходил он каждое лето, приносил деньги, что­бы она могла жить и учиться. Юшка не ел сахар, что­бы эта девушка ела его. И девушка по-настоящему любила Юшку - «любила всем теплом и светом сво­его сердца…»

Несмотря на трагический финал - смерть Юшки, писатель говорит о торжестве добра и человечности. Любовь Юшки нашла отклик в другой душе. В том, что девушка стала врачом, что она облегчает страда­ния больных и утешает их, - заслуга Юшки. В горо­де Юшку позабыли, и все же он словно продолжает жить. Он был прав, сказав: «Я тоже всему свету ну­жен». Можно сказать, что Юшкина красивая душа продолжает жить в его приемной дочери. Врача на­зывают «дочерью доброго Юшки, позабыв давно са­мого Юшку и то, что она не приходилась ему доче­рью». Наверное, такому скромному, незаметному человеку, как Юшка, и неважно было, станут ли по­мнить о нем в городе. Гораздо нужнее, чем память после смерти, для него были теплота и участие при жизни.

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Для вдохновения!

Зависит всё, что в мире есть,

От поднебесной выси.

Но наша честь, но наша честь

От нас одних зависит.

Песня из к/ф "Мушкетёры. 20 лет спустя"

Муз. М. Дунаевского, стихи Леонида Дербенёва


Возможные темы сочинения

Возможные темы сочинений (подборка Ирины Анатольевны Суязовой)

1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?

2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?

3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»?

4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»?5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...

6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).

7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?

8.Почему честь ценилась во все времена?

9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)

12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго)

13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)

14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)

15.Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?

16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)

17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)

18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)

19.Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)

21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)

22. Какого человека можно назвать человеком чести?

23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?

25. Честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность

26. Близкое мне по духу понятие чести…

27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 28. Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?

29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?

30. Что есть истинная честь и что есть мнимая?

31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести? 32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло...

33. Что значит идти дорогой чести?

М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»

Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»

Паустовский К. Г., сказка «Тёплый хлеб»

Стивенсон Р., баллада «Вересковый мёд»

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Н.В.Гоголь. , повесть «Тарас Бульба»

Ф.Купер, роман «Последний из могикан»

А.П.Платонов., рассказ «Юшка»

В. Скотт. , роман «Айвенго»

Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

Грин А.С. ,феерия «Алые паруса»

Мериме П. ,новелла «Маттео Фальконе»

Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

Г.де Мопассан, «Ожерелье»

Материалы к вступительной части сочинения

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Материалы к основной части сочинения

Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
1988

"Чувство собственного достоинства..."

Белле Ахмадулиной

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:

созидается он столетьями, а утрачивается в момент

под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

не придумало человечество для спасения своего.

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –

потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.


Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы -

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею -

Каждый выбирает для себя.


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.
Роберт Бёрнс

Этот замечательный текст из коллекции текстов для сочинения ЕГЭ можно использовать как в основной части, так и во вступлении и в заключении. Прочитайте его, выпишите цитаты, ключевые слова.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...