Маска… …всегда скажет нам больше, чем само лицо. Оскар Уайльд
- Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности маски (от латинского слова mascus) были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища.
- Трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором, усиливающим голос.
- В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, мультипликации.
«Новогодний карнавал»
В 1700 году по приказу Петра I Новый год стали отмечать 1 января с ёлкой, с гуляниями, с фейерверком, кострами.
Новогодний праздник красив своей необычностью. С ним связывают свои мечты и надежды и взрослые и дети.
Кто знает, почему в России принято наряжать именно елку? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2 )
Перед нами сегодня две задачи: украсить елочку и придумать эскизы карнавальных костюмов.
Елочка готова, а теперь давайте пригласим деток на хоровод. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 3 -4).
- Кто создает эскизы костюмов для карнавала? (Художник-модельер ).
В каком облике может предстать перед нами участник карнавала?
Давайте рассмотрим, как это делают художники. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл. 5 - 8 ) Костюм может передавать облик исторического героя. Он может превратить человека в персонажа былины или сказки, а еще с помощью карнавального костюма можно преобразиться в цветок, птицу или необычные предметы.
«История карнавальной маски»
В традиционных культурах маска имела иное предназначение. Она была неотъемлемой частью священных ритуалов. Маска имела магическое предназначение. Жрец, священник или иной участник ритуала, надевая маску, сам превращался в того, кого представляла маска. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 2)
Театральные маски (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 3 - 4 )
Театральные маски – это специальные накладки с вырезом для глаз (изображающие человеческое лицо, голову животного, фантастические или мифологические существа), надеваемые на лицо актёра. Она заменяла мимическую игру, передавала различные душевные настроения. Изготавливали из бумаги, папье-маше и других материалов.
Театральные маски использовали еще древние греки и римляне. Они служили для актеров наиболее удобным способом передавать характер ролей. Судя по новейшим открытиям, можно допустить, что маски применялись с этой же целью еще в древнем Египте и в Индии.
Карнавальные маски (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 5 )
Во всем мире маски находят широкое применение в различных фестивалях и карнавалах.
Карнавал (франц. carnaval, от лат. carrus navalis - корабль праздничных процессий) - вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.
Новогодние маски
Новый год – это тоже карнавал. В этот праздник все веселятся, шутят, дети «превращаются» в различных героев. Отличаются ли увиденные вами маски от тех, которые вы одеваете на Новый год? Чем? Давайте на них посмотрим. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ сл 6 -8)
Какие они? (смешные, веселые, яркие, забавные )
Какой облик они помогают создать? (исторического героя, сказочного персонажа, природное явление, образ природы, окружающие нас предметы )
Цель : формирование у учащихся художественной культуры как высшей ценности человеческой цивилизации.
Задачи:
- обучающая: изображение пропорции лица, повторение отдельных частей лица через гротеск маски, холодные и теплые цвета, соответствующие маскам печали и радости;
- развивающая: маска как образ персонажа, маски разных времен и народов; античные и театральные маски; обрядовые и карнавальные маски; условность языка масок и их декоративная выразительность;
- воспитательная: формирование у учащихся бережного отношения к культуре других народов; формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве и жизни.
Оборудование:
- иллюстративный материал с изображением различных масок (театральных, античных, карнавальных, боевых, обрядовых), таблички с одноименными надписями, маски, компьютер, телевизор
Ход урока
I. Подготовка к уроку
Дежурные раздают листы бумаги для рисунка, для палитры, ватные диски, баночки для воды; дети открывают краски и готовят свое рабочее место.
II. Беседа
Наш сегодняшний урок посвящен маске. Маска - предмет, накладка на лицо, которую используют с различными целями.
Какими? (дети отвечают).
Правильно.
Цели разные:
- чтобы не быть узнанным, скрыться.
- для украшения лица,
- для защиты лица,
- обрядовые,
- театральные
- ритуальные и т.д.
В переводе с латинского языка masca - призрак, а с арабского - шут, человек на маскараде.
Самой старой маске, дошедшей до нас - 5000 лет.
Из чего же изготавливаются маски? (дети отвечают).
Верно. Из дерева, металла, гипса, кожи, папье - маше, ткани, кости, перьев, бус и т.д.
Маски театральные
Впервые в Европе маски использовались в театрах Древней Греции и Древнего Рима (общеизвестные смеющаяся и плачущая маски). Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и выполняли роль рупора . Их изготовляли из бронзы , и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра.
![]() |
Их надевали актеры во время спектакля в древнем театре. Сейчас театральные маски несколько видоизменились.
Широко использовались маски на балах, маскарадах, карнавалах.
Сейчас маски применяются на знаменитом карнавале в Венеции. Иногда маски использовались в балете. Герои в масках считаются предшественниками современных клоунов. Нам известен Арлекин - персонаж уличного театра.
Использование карнавальных масок пошло с древнеримских праздников, на которых рабам позволено было сидеть за столом с хозяевами. Маски нужны были. Чтобы люди не узнали друг друга.
Маски могут закрывать все лицо, либо частично.
Надевая ритуальные или обрядовые маски, человек или преображался в данный персонаж, защищался от злых духов или искал защиты добрых духов. Некоторые народности (а африканцы до сих пор) верили, что в маске воплощается дух умершего предка или какой-нибудь стихии, например, воды или огня.
Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других). Они широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной Америке,Азии). Изготавливались маски из древесной коры, дерева, травы, кожи, материи, кости и других материалов и изображали человеческие лица, головы животных или каких-либо фантастических или мифологических существ.
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Боевые маски использовались воинами во время боя для защиты лица или части лица, шеи (маска - шлем, маска - забрало у рыцарей).
![]() |
|
![]() |
Мы уже говорили, что маска - это накладка на лицо. Своей формой она повторяет лицо.
Что должна иметь маска? Конечно, прорези для глаз, рта, носа.
А теперь давайте вспомним основные правила построения лица.
На доске учитель чертит овал и вызывает ученика, чтобы тот показал правила построения лица.
Итак, делим овал на 3 равные части. На границе верхней и средней частей прорези для глаз, в средней части иногда бывают прорези для носа (иногда их нет), в нижней части - прорези для рта (несколько учеников показывают, где делаем прорези для носа, рта).
III. Самостоятельная работа
Во время работы на экране телевизора идет демонстрация масок в режиме слайд-шоу.
IV. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.
Рассматриваем работы учащихся. Выделяем достоинства работ.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Лучшие работы отобраны на выставку.