Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Сборник идеальных эссе по обществознанию. Сочинение на тему «Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита Понтий пилат нравственный выбор

Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.

Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.

Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.

Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.

И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.

Роман о Понтии Пилате - это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться - не подал ей весточку из «дома скорби».

Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель - на рассказ-новеллу, до одного года - на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.

М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, - вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть - верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью - кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.


Что такое нравственный выбор? Как часто мы стоим перед ним? Над этими вопросами мне хотелось бы порассуждать в своем сочинении.

Нравственный выбор, я считаю, это поведение человека, его поступки, то, что зависит от моральных ценностей индивида. Мы каждый день, так или иначе, сталкиваемся с проблемой выбора. Например: разбив вазу, мы можем переложить вину на младшего брата или сестру, а можем признаться в содеянном сами. Обратимся к ситуации с тонущим человеком. Мы вновь оказываемся на перепутье: помочь или пройти мимо? В любом случае выбор зависит от личных качеств каждого из нас.

Проблема нравственного выбора неоднократно затрагивалась в художественной литературе. Примером этому может являться роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор этого произведения неоднократно ставит своих героев перед выбором. В такой ситуации оказалась и Маргарита. Героиня - молодая, красивая, светлая женщина.

Выйдя замуж за обеспеченного человека, она понимает, что жизнь ее бессмысленна и пуста. Несмотря на искреннюю и чистую любовь мужа, в браке она счастья не обрела. Ей не нужны драгоценности, особняки, прислуги. На мой взгляд, она хотела лишь любить и быть любимой. Поэтому, встреча с Мастером перевернула жизнь Маргариты. Она понимает, что уйти от мужа без объяснений будет неправильно и решается на разговор с ним. Таким образом, героиня делает выбор в пользу любви, несмотря на то, что причиняет боль, любящему ее человеку.

Так же, Маргарита, разгромив квартиру критика Латунского, вновь оказывается перед выбором: улететь или успокоить, проснувшегося в соседней квартире, малыша. Став «ведьмой», героиня не утрачивает таких важных качеств, как жалость, милосердие, доброта, нежность. Этот эпизод, в очередной раз доказывает тот факт, что совершая поступки, не стоит забывать о тех чувствах, которые могут возникнуть.

Подводя итог сказанному, мне хотелось бы выразить надежду на то, что в какой ситуации не оказался бы человек, он сумел бы сделать правильный нравственный выбор. Также следует задумываться над тем, к каким последствиям он может привести.

Обновлено: 2017-03-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Показать текст целиком

Тема нравственного выбора поднимается М.А.Булгаковым во многих его произведениях, однако особенно остро она стоит в романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1940 году. Примечательно то, как много раз роман переписывался и перепечатывался под разными названиями: «Черный маг», «Копыто инженера», «Сатана» и так далее. Автор пытался, как можно более точно передать замысел романа и его мистическую связь с Библейскими сюжетами (например, названия «Евангелие от дьявола» и «Кабала Святош»). Однако лишь в 1940 году Булгаков окончательно меняет заглавие, и роман получает название «Мастер и Маргарита».

Тема нравственного выбора является ключевой в романе. Каждый из героев произведения в определенный момент своей жизни должен на что-то решиться: сделать выбор между добром и злом. Однако сделать это не так-то просто, ведь Булгаков полностью переворачивает наши представления о хорошем и плохом. Так, например Воланд, оставаясь оппонентом Иешуа, предстает перед нами не ужасающим Сатаной, а, скорее, играет роль чудесного помощника из волшебной сказки или благородного мстителя из народной легенды.

Итак, каждый персонаж романа делает тот или иной выбор, И первым сложным выбором в романе является принятие Понтием Пилатом решения о казни Иешуа Га-Ноцри.

Понтий Пилат противоречив: в нем одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» головными болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью лексического повтора, постоянно встречающегося на страницах романа: «ненавистный ему Ершалаим».

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, боится за власть, карьеру, он труслив, несвободен в своем выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания. Именно поэтому внутренн

Критерии

  • 3 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 13 из 14

Тема нравственного выбора в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - это своеобразная ода женщине. Женщине сильной и храброй, честной и самоотверженной. Ее имя - Маргарита, и она верна не только своему слову, но и чувству. Глубокому чувству любви к Мастеру, который исчез из жизни Маргариты, и которого ей во что бы то ни стало нужно было найти и вернуть.

Судьба играет злую шутку над Маргаритой. В тот самый момент, когда она хочет объясниться с мужем и подать на развод, ее любимый Мастер бесследно исчезает. И героиня проводит без него долгие месяцы, мучаясь вопросами: "А жив ли он?", "Здоров ли?", "Все ли с ним в порядке?". На самом деле Мастер лишился своего имущества и попал в психлечебницу, а потому не хотел волновать любимую такими скверными новостями.

Во времена всеобщего советского атеизма молиться Маргарите было некому, веровать в неожиданное счастливое спасение - тоже. Поэтому, когда слуга дьявола Азазелло предлагает ей сослужить службу хозяину Воланду, Маргарита не колеблется ни минуты. Да, это грех, но что значит спокойная безгрешная жизнь без Мастера? Тем более, что вера в Бога и выбор между Богом и дьяволом во многих душах объясняется не чистотой помыслов, а людским страхом возможной небесной кары или продолжительных адских мучений. А Маргарите эти страхи были чужды.

Итак, Маргарита в отчаяньи соглашается на предложение дьявола и вкушает все прелести жизни ведьмы: летает на метле, мстит обидчику, пользуясь невидимостью, принимает участие в бале Сатаны в качестве Королевы бала, для чего она, собственно, и была призвана. Когда бал кончается и Маргарите выпадает шанс просить Воланда осуществить, наконец, свою заветную мечту, - найти Мастера - она самоотверженно просит покоя для души некой Фриды - матери, задушившей платком собственного ребенка. Какое благородство проявляет Маргарита! Она остается милосердной даже в ущерб своим интересам!

Воланд оценивает по достоинству поступок Маргариты и позволяет ей озвучить и свое личное, самое сокровенное желание. Героиня встречается с возлюбленным и их души получают долгожданную свободу. Они улетают на небеса, в "тихую гавань", которая становится местом их последующего счастливого сосуществования.

Дважды перед Маргаритой стоял выбор, и дважды она принимала достойное и верное решение. В ее действиях не видно ни эгоизма, ни трусости, ни двуличия. Она честна, прежде всего, с самой собой. Ее помыслами были не женитьба с Мастером и приобретение социального статуса и не поиск поклонника, который обеспечил бы ей безбедную жизнь, а желание вызволить Мастера из беды, в которой, как оказалось, он и находился. У Маргариты доброе, любящее сердце, достойное восхищения как добрых, так и злых.

Таким поворотом сюжета М. Булгаков предлагает читателю решить такую проблему: а на что вы готовы ради своих близких? Сумеете ли пожертвовать привычным укладом жизни, принять все то, от чего когда-то отреклись? Вот почему роман "Мастер и Маргарита" бесценен для мировой культуры - потому, что заставляет читателей переосмысливать их жизнь, их принципы и отношение к самым дорогим людям, которые у них есть.

Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»

Одно из великих произведений русского писателя М. А. Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», бессмертен. Но не потому, что он очень оригинален, необычен, а потому, что нравственные проблемы, затрагиваемые в нем писателем, чрезвычайно обострены. Каждый герой в нем так или иначе вынужден совершать поступки, которые диктует ему его совесть. Это вовсе не простая проблема. Русская литература тем и отличается от любой другой, что нравственные проблемы в ней преобладают над сюжетами.

Роман «Мастер и Маргарита» всегда будет восприниматься как литературное произведение, поднимающее проблему исторической и личной ответственности человека, проблему совести в основу совершаемых человечеством деяний. Исторический процесс не происходит самопроизвольно, он поддается действиями людей, согласовывающих свои действия со своими же нравственными идеалами и целями. В связи с этим проблема свободы и необходимости является в романе основной философской проблемой. При этом, естественно, особую значимость приобретают нравственные ценности человека, так называемые вечные истины.

Воланда о том, что каждому воздастся по его вере. Понятие «вера» в этом случае очень далеко от термина «вероисповедание». Это, пожалуй, следует считать нравственным кредо человека, потому что оно и является его жизненным двигателем. Это может быть темой отдельного исследования.

В нашем случае следует обратить внимание на эти два плана, которые заключают в себе основную авторскую мысль, что события реальности зависят именно от нашей позиции, нашего выбора. Две полярные точки зрения на мир выражены Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри. Иешуа свято верит в то, что мир зиждется на началах добра, что путь человека в конечном итоге ведет к истине. Он убежден, что «... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые», что судьба человека зависит от того, кто дал ему жизнь, что «всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет ни власти кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Но само существование Га-Ноцри оказывается прерванным не божественным решением, а действиями людей.

Однако писателем опровергается и твердая убежденность Понтия Пилата в невозможности существования этого царства истины. Его стройная теория терпит крах при столкновении с самим философом, так как последний воспринимает все происходящее как заблуждение людей. Слова Воланда о том, что добро и зло изначально равнозначны как категории нравственности человека, приводят к мысли, что человек более свободен, чем ему кажется. В конце концов, все определяется не судьбой, фатумом, а этим сознательным выбором. Как бы ни пытался оправдать себя Понтий Пилат, многое действительно зависело только от него самого. Га-Ноцри, несмотря на то что благодаря Понтию Пилату у него имелась возможность избежать наказания, выбирает тот путь, который ему кажется самым правильным. В этом его самая высокая нравственная победа.

смирение и покорность обстоятельствам. Мастер в этом смысле достоин только покоя. Иешуа же предназначен свет.

И Понтий Пилат, и Мастер сделали свой выбор. Их объединяет совершение проступка, за который они оба и несут ответственность. Первый твердо решил, что не станет жертвовать карьерой ради какого-то сумасшедшего философа, а второй не нашел в себе сил для продолжения им же начатого дела. Писатель строго судит обоих: вина их состоит в том, что оба узнали о существовании великой истины и отреклись от нее. Отсюда и непрестанные нравственные мучения, угрызения совести. Понтий Пилат всю жизнь пытается договорить с Га-Ноцри, а Мастер пытается убедить себя, что «не надо задаваться большими планами». Обоих постигает наказание.

которое открыл ему Иешуа. С этих пор и ищет Понтий Пилат встречи с казненным. Он уже ушел от старого, языческого восприятия действительности, но устрашился будущих прозрений. Эта борьба, условно говоря, и проявляется в его не прекращающейся ни на миг головной боли. Понтий Пилат продолжает жить и действовать по законам существующего мира, но его мировоззрение уже обращено в сторону нового, поэтому он жестоко судит себя по законам новой нравственности, открывшейся ему.

Его последующие действия, может быть, и вызывают к нему симпатии читателя, так как продиктованы они только одним - желанием успокоить свою совесть и неравнодушием к тому, что о нем подумает Га-Ноцри. Он казнит предателя Иуду, облегчает последние минуты жизни Иешуа. Запоздалые действия способны только отчасти успокоить растревоженную совесть, муки которой не дают ему покоя.

Выбор, по мнению автора, опирается на вечные нравственные ценности, которым человек руководствуется в жизни. Однако выбор влечет за собой определенную ответственность, которой так испугались и Мастер, и Понтий Пилат. Испуг этот был порожден трусостью. Оба в полной мере испытали это чувство: один - в творческом плане, другой - в политическом, религиозном. Отнюдь не случайно, автор лишает их разума и покоя. Нравственная и физическая свобода человека не должны противоречить или подавлять свободу других людей.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...