Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Театр теней в китае. Детский театр теней на Измайловском: история создания, репертуар, отзывы История китайской чашки теневой театр


Введение

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.
Китайский кукольный театр всегда привлекает зрителей, ведь ведомые умелой рукой человека куклы показывают радости и горести мира людей. Куклы сопровождают человечество с самых ранних времен его существования. Однако в глубокой древности они ещё не служили предметом увеселения или детской игрушкой. Напротив, они принадлежали к области сакрального мира и ассоциировались у людей с загробным миром.
Кукольные представления устраиваются не столько для простого увеселения публики, сколько для того, чтобы выразить благодарность богам и изгнать силы зла.
Начиная со стародавних времен красочные кукольные представления были в Китае исконным и привычным способом исполнения как действ сугубо ритуального свойства, так и обычных развлекательных спектаклей на потеху почтенной публике.
Кукольный театр Китая имеет большое значение для мирового кукольного театра, так как едва ли еще в какой стране он получил столь широкое распространение.
Китайский кукольный театр мало изучен даже для настоящего времени, большинство его описаний сделаны сравнительно недавно, главным образом в XX в.. При этом, культурный пласт китайской цивилизации обширен и многолик, и невозможно переоценить его значение. Но даже для европейцев XXI в. он во многом остается загадочным. 1

Глава 1. Возникновение и развитие кукольных театров

      История возникновения
Истоком самобытной традиции китайского кукольного театра, вероятно, является древний обычай хоронить с покойником фигурки людей, призванных служить ему в загробном мире. В древнейших упоминаниях о кукольных представлениях прослеживается связь последних с погребальными обрядами: в ханьскую эпоху во время пиршеств знатные люди развлекались представлениями неких кукол. При этом исполнялась похоронная музыка. Впрочем, позднейшая традиция связывает начало кукольного театра с некой красивой куклой, которую один древнейший полководец послал в дар своему сопернику.
В источниках VI в. есть сообщение о том, что в парке императорского дворца имелся балаган с тремя сценами, располагавшимися ярусами. На нижнем ярусе находился кукольный оркестр из семи музыкантов, в среднем ярусе семеро монахов двигались по кругу, отбивая поклоны Будде, а на верхней сцене среди облаков летали буддистские божества. Все эти куклы приводились в движение водой. Тогда же в Китае появляется традиционный кукольный персонаж по прозвищу «лысый Го». Представления кукол, и в частности кукол-марионеток, приобретают огромную популярность среди верхов общества и нередко разыгрываются на похоронах знатных особ. В последующие столетия складывается традиционный кукольный театр, который получает название «малый цзацзюи». 2
В XIII в. житель Ханчжоу приводит названия 71 пьесы кукольного театра, многие из которых имели аналоги среди пьес цзянцзюй. Китайские кукольники того времени охотнее всего пользовались сюжетами из народного сказа. Естественно элемент фантастики и гротеска был выражен в кукольном театре особенно сильно, и в репертуаре кукольных трупп всегда занимали видное место легенды о святых, мифических героях, послах из дальних стран, преподносящих владыке Серединной Империи сказочные сокровища и т. д. "Много вымысла, мало правды", - отозвался о кукольных представлениях современник той эпохи. По-прежнему пользовался любовью зрителей "лысый Го", к которому теперь добавился его постоянный партнер - "почтенный Бао", выполнявший, по- видимому, обязанности ведущего. В Фуцзяни к концу XIII в. насчитывалось около 300 трупп, игравших представления с участием "лысого Го". Тогда же сложились традиции музыкального сопровождения кукольных пьес, игравшихся обычно под аккомпанемент барабана и флейты.
В эпоху Сун были известны "плавающие куклы" - потомки механических кукол древности. По традиции, представления водяных кукол устраивались в специальных лодках-балаганах, но управлялись они кукловодами. Наряду с сюжетными пьесами типа цзацзюи в программу этих представлений входили цирковые номера, разные фантастические сценки, вроде "превращения рыбы в дракона". Существовали и так называемые телесные куклы, облик которых не вполне ясен. Согласно одной версии, в театре "телесных кукол" играли люди, согласно другой - так назывались перчаточные куклы. Есть сообщения и о куклах, приводимых в движение порохом. В последующие столетия в Китае получили три вида кукол: марионетки, перчаточные и тростевые. Наибольшей популярностью кукольный театр - главным образом перчаточных кукол - пользовался в Фуйцзяни и на Тайване, где до последнего времени имелось более тысячи кукольных трупп. 3
Традиционный китайский кукольный театр бывает двух видов: театр кукол и в собственном смысле театр теней. И из двух искусств первое имеет более длительную историю и пользуется в стране большей известностью. Начиная со стародавних времен красочные кукольные представления были в Китае исконным и привычным способом исполнения как действ сугубо ритуального свойства, так и обычных развлекательных спектаклей на потеху почтенной публике. Не позднее 10-го века, в эпоху сунской династии, когда другим сценическим жанрам еще только предстояло обрести законченные формы, исполнительское мастерство артистов-кукольников уже достигло высокого профессионального уровня. Начиная с тех давних пор и вплоть до наших дней кукольный постановки и спектакли, в которых заняты «живые» актеры, - эти две основные ветви традиционного китайского театрального искусства – активно оказывают друг на друга взаимное творческое влияние. Своеобразные исторические и культурные условия, в которых происходило формирование театра кукол в Китае, объясняют, почему он обрел устоявшуюся репутацию зрелища большой эмоциональной и духовной заряженности, не какого-то второсортного ремесла или детской забавы. 4

Глава 2. Архаические виды кукольных театров
2.1 Театр плоских изображений

Театральное искусство Китая, как и других народов мира, восходит к архаико-религиозной традиции – к различным по культовой и региональной принадлежности обрядовым акциям. Это, во-первых, мистерии-карнавалы (типа входящего в сценарий очистительного обряда «Большое изгнание»), включавшие в себя шествие ряженых, облаченных в звериные шкуры и с зооморфными масками. Во-вторых, мистерии-инсценировки, воспроизводящие эпизоды жизни божественных персонажей. Такие инсценировки, реконструируемые на материале «Чуских строф», были принадлежностью чуской религиозной традиции. Они разыгрывались местными священнослужителями на основе определенного сценария и включали в себя диалоговую (речетатив-импровизация) и хоровую(хоровое сопровождение) части. В-третьих, придворные театрализованные постановки, как, например, чжоуский «Большой воинский танец», который, по сообщению письменных источников, представлял собой массовое сценическое воплощение покорения чжоусцами иньского государства. 5
Эта форма народного искусства рождается на стыке изобразительного, словесного и музыкального искусства. Это придает представлениям статичных картин с театральным искусством общие черты.
Если устанавливать связи между этой формой народного театра и кукольным искусством, то ее можно рассматривать как зачаточную стадию развития художественного языка театра кукол. Показ картинок, спрятанных в ящик, был распространенным уличным развлечением в Китае. Внутри ящика картинки передвигались с помощью веревочного приспособления. Иногда картинки изготавливались самими уличными актерами, но чаще покупали дешевые напечатанные. Картины всегда были раскрашены.
Картинки группировались в соответствии с каким-либо сюжетом, часто заимствованным из китайской народной драмы, только многочасовые пьесы сокращались до нескольких минут. Совершенно ясно, что эти уличные представления не имели ничего общего с религией. Как правило, они несли чисто развлекательный и коммерческий характер.
Актер пел арии, сочинял диалоги, меняя голос в соответствии с характером персонажей, в то время как картинки менялись. Владельца ящика с картинками сопровождали музыканты и помощник – сын или ученик. Мальчик собирал деньги с прохожих, помогал перетаскивать снаряжение.
При всей ограниченности материала о театре плоских изображений можно заключить, что главным их элементов художественного языка была музыка. Именно она передавала эмоции, создавала основу для слов, разграничивала эпизоды и обозначала начало и конец представления. Представление статичных картин есть нечто вроде начальной фазы кукольного театра, в которой уже присутствуют все остальные элементы кроме главного – движения.

2.2 Прочие архаические формы кукольного театра

В одной из древних книг дается классификация кукольных театров. Там присутствуют пороховые куклы, плавающие куклы и «живые куклы». Об этих видах кукол известно очень мало.
Пороховых кукол сейчас не существует, как и не существует описания их устройства. Вероятно, они приводились в действие не живыми актерами и были механическими, а динамической силой служили взрывы пороха, что-то вроде современного двигателя внутреннего сгорания. В этом случае, этих кукол можно назвать пиротехническими.
Относительно плавающих кукол сведений несколько больше, но тоже недостаточно для того, чтобы вообразить себе само представление. Куклы эти изображали человека до пояса и были укреплены на деревянных кругах или крестовинах, позволяющих куклам держаться на воде парковых прудов.
Что касается «живых кукол», то представления характерны только для эпохи Сун. «Живые куклы» – это костюмированные дети, сидящие на плечах у взрослых и своими движениями подражающие игре кукол.

Глава 3. Виды кукольных театров
3.1 Театр теней

Китайский театр теней – один из видов театрального кукольного искусства, родоначальник китайской драматургии. Театр теней насчитывает 2000-летнюю историю и являлся одним из популярнейших в народе театральных жанров
Считается, что теневой театр целиком заимствовал форму традиционного театра живого актера. Другие же считают теневой театр родоначальником. В любом случае взаимосвязь очевидна.
Существует мнение, что его рождение относится к эпохе Тан, то есть к седьмому-девятому векам, или же несколько позже, к периоду пяти династий, а окончательное становление – к одиннадцатому веку.
Своим происхождением театр теней, по легенде, обязан императорскому горю. В незапамятные времена, когда у императора Хань Уди умерла жена, он так опечалился, что на время оставил даже управление государством. Тогда-то, подсмотрев, как тенями играют дети на улице, его сановник изобрел театр теней. Самое первое представление изображало жену императора. Увидев как будто ожившую тень любимой жены, император был немного утешен.
К концу властвования династии Цин(1644–1911 гг.) театр теней уже развивался по нескольким направлениям. Только в одной провинции Хэбэй имелись два главных направления. Это западная школа, которая была популярна в местности вокруг Пекина и ее называли пекинским театром теней, и восточная школа, которую называют таншаньским театром теней, так как она популярна в местности Таншань (Провинция Хэбэй). Можно сказать, что таншаньский театр теней самый известный и влиятельный в стране. В этой местности, даже в таком небольшом окружностью менее 100 ли (1 ли = 0,5 км) уезде как Лэтин находились более 30 театральных трупп.
Для представления используют большой полупрозрачный белый экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны. Название Театр теней не совсем правильно – по ту сторону матерчатого или бумажного экрана плоские фигуры освещаются лампой, и зритель видит не тени, цветные фигуры марионеток.
Кукла сначала вырезается из бумаги. Бумага тонкая, потому кукла получается хрупкой и ей необходимо придать прочность. Для этого из дубленой бараньей, лошадиной или ослиной кожи вырезается точно такая же фигурка, которую скрепляют с первой, бумажной. Поскольку материалом для большинства кукол служит ослиная кожа, в народе театр теней так и называют – «театр кукол из ослиной кожи». Техника вырезания фигур позаимствована из искусства народной бумажной вырезки. Фигурки получаются словно живые. Высота куклы чаще всего 30 сантиметров, но бывают и большие, 70-сантиметровые. Фигурки подвижные в сочленении плеч, локтей, запястий, бедер и колен. Управляется она тремя железными спицами. Основная спица прикреплена к шее, и получается так, что кукла как бы висит на ней. Две другие прикреплены к запястьям. Спицы вставлены в тонкие тростниковые палочки.
Основы сюжетов спектаклей театра теней берутся обычно из популярных романов, сказаний, музыкальных сказов, легенд, сказок, преданий, которые интересны и понятны простым китайским зрителям, особенно крестьянам.
В наши дни с появлением новых видов развлечений театру теней, как и многим другим видам традиционного народного искусства угрожает исчезновение. В Китае уже говорят о необходимости внести заявку на включение театра теней в Реестр объектов мирового наследия ЮНЕСКО во избежание исчезновения этого вида восточного искусства.
К счастью, пока современные кино и телевидение соперничают друг с другом за зрителя, в Китае продолжает оставаться внушительная группа китайских народных художников, которые ежегодно высаживают на сцене театра теней новые цветы творчества, чтобы развивать и сохранять для потомков это замечательное древнее китайское искусство, не перестающее быть современным и новым.
Сейчас, когда очень мало осталось площадных представлений, театр теней становится камерным искусством. В Китае проводятся смотры и конкурсы театров по всей стране, есть труппы, говорящие на темы современности языком традиционного театра. Однако время от времени слышны разговоры о том, что древнейшему искусству грозит исчезновение, что театр теней нуждается в развитии и поддержке. 6

3.2 Куклы на пальцах (перчаточные)

Подробных описаний совсем мало, практически все сделаны относительно недавно, главным образом в XX в. Самое раннее упоминание о театре объемных кукол появляется в эпоху Тан (618-907). В литературе эпохи Сун(960-1279) китайские исследователи обнаружили термин, толкаемый некоторыми из них как «кукла на руке», «перчаточная кукла». Но это нельзя считать бесспорным. Глубокое прошлое перчаточных кукол остается на сегодняшний день неясным. Также существует несколько легенд о перчаточных куклах.
Первая легенда рассказывает, что императору однажды показалось, что будто куклы подмигивают его женам и сановникам. Правитель приказал убить создателя кукол, но, раньше чем палач успел приблизиться к кукольнику, тот быстро разрезал своих актеров ножом, дабы доказать, что они сделаны из дерева и кожи. Император успокоился и разрешил мастеру продолжать свои выступления, но, чтобы в дальнейшем больше недоразумений не было, запретил женщинам смотреть представления.
Следующая легенда рассказывает о происхождении первой куклы. Легенда эта записана в Династия Танскую эпоху Дуань Ань-цзе в его книги «Записи народных песен». В этой легенде рассказывается о том, как предводитель какого-то кочующего племени хан Модо осадил город Пинчэн. Спас город один из приближенных императора. Зная о том, что жена хана очень ревнива, он приказал сделать куклу-красавицу и с помощью каких-то приспособлений заставил ее танцевать на городской сцене.
Жена, увидев танцующую куклу, приняла ее за живую женщину, испугалась, что, захватив город, хан сделает красавицу своей наложницей. В этом случае была бы потеряна и ханская любовь, и ханская милость. Опасность была так велика и реальна, что перепуганная ханша уговорила мужа снять осаду с города.
Естественно, что ни одна из легенд не раскрывает истоков кукольного театра Китая, но само существование этих легенд говорит о том, что уже в те времена кукольный театр был явлением бытовым, постоянным, частью общественной жизни народа, одним из элементов народных зрелищ.
Действие в этом театре происходит в яркой раме на пестром фоне. Декораций, как правило, нет, но на сцене может оказаться одно два кресла, в которых персонажи ведут диалог или произносят монолог (точнее, поют арии). В некоторых пьесах это не кресла, а ложе. Поскольку декорации отсутствуют, то место происходящего определяется словом. Также большую роль играют двери-портьеры, ведущие из задней части сцены вперед. Их обязательно две, в южной традиции бывает и три. Если меняется место действия, то персонаж выходит через левую, от зрителя, дверь. Если эпизод заканчивается, то он покидает сцену через правую дверь.
Перчаточные куклы отличаются малыми размерами. Некоторые куклы дополнительно механизированы: у них вращаются глаза, открываются рты. Также у них шевелятся пальцы. Их сочленения подвижны. Если рука повернута ладонью вверх, то все пальцы одинаково вытянуты, но стоит только этой руке изменить положение и повернуться ладонью вниз, как под собственной тяжестью пальцы сгибаются. Кроме того, они способны держать предметы одной рукой. Для этого кисть куклы изготовляется в виде сжатых в кулак пальцев. Внутри проделывается отверстие, и в нее, когда надо, вставляется меч, лук, коромысло.
Следует отметить тщательность и тонкость отделки скульптурных деталей и одежды. Их головки и платье очень точно имитируют грим и костюм актеров китайской национальной драмы. Кукол делают не сами кукловоды, а профессиональные скульпторы. Можно сказать, что лицо и грим кукол создают символическую характеристику физических, моральных качеств и даже отображают биографию персонажа. Традиционное представление перчаточных кукол длилось не более получаса, его короткие пьесы и номера занимали всего несколько минут. Оно происходило на улице, среди толпы прохожих, или во дворе частного дома, куда актера приглашали, заранее договорившись о пьесе и оплате.
В Пекине кукольники работали одни, не юге часто в паре с помощником и с группой музыкантов из четырех-пяти человек. В Китае понятия кукловода и рассказчика не разделаются. Актер и управляет куклами, и говорит за них. Кукольник всегда работает внутри ширмы, создавая иллюзию самостоятельности кукол.
Тип персонажа выражается голосом, всем внешним видом, формой головы, раскраской лица.
Но главное средство выражения – пластика. Пластика перчаточных кукол Китая очень «красноречива», как в пантомиме. У персонажей разные походки, они могу фехтовать, жонглировать, носить коромысло, танцевать, после тяжелой работы или сражения они учащенно дышат, во сне они храпят, если жарко, то вытирают пот и т. д. кукольный тигр может чесаться, ловить блоху на задней лапе. Если полководец разрабатывает план сражения, то он ходит, заложив руки за спину.
Благодаря «классичности» содержания и высокой культуре исполнения этот театр был способен обслуживать самые различные слои населения – от изысканных интеллектуальных семей до обыкновенных крестьян. 7

3.3 Куклы на палке

Объемная кукла на палке получила широкое распространение в Китае. Особенно это было популярно на юге. Самая разработанная форма сложилась в провинции Гуандун. Более всего известны две традиции этого театра: северная (пекинская) и южная (кантонская).
Представления маленьких кукол сохранились в виде уличного театра одного актера. Этот театр предназначался большей частью для уличных представлений, в отличие от театра теней, который играл в частных домах по специальному приглашению.
Стилистические особенности северных уличных кукол на палке:
- Маленький размер (тот же размер, что и у перчаточных кукол, головы даже меньше);
- Длинная палка управления головой и корпусом (ограничивает подвижность куклы);
- Условное изображение кисти руки – и рукава выступает спиралью закрученная проволока.
Значительно больше известно о южных представлениях куклы на палке, особенно о знаменитых представлениях провинции Гуандун. Местные кукольники относят его появление в эпохе Тан. Существует легенда о происхождении этого вида кукольного театра. В ней говорится, что при дворе императора, правившего в 712-756 гг., играли спектакли, в которых участвовали сам император и его приближенные. Один их министров государя был родом из Гуандун. Оставив службу и вернувшись к себе на родину, он решил устроить представления наподобие столичных. Однако он никого не мог привлечь для участия. И тогда он приказал сделать куклы для танцев, управляемых палками. От них пошел обычай показывать кукольные представления.
Считается, что изначально куклы на палке танцевали и показывали короткие сценки без пения. Копировать репертуар музыкальных драм стали позднее. Со временем в южнокитайскую традицию исполнения стала проникать пекинская драма. В современных кукольных театрах заимствования из пекинской и кантонской оперы тесно переплетаются, в разных труппах лишь преобладает то или иное влияние. Репертуар гуандунских кукольников мало отличается от репертуара традиционной музыкальной драмы. Каждая кукла состоит из нескольких деталей, которые собираются перед представлением и разбираются после.
Главный элемент куклы – голова. Вырезается она из дерева вместе с палкой-рукояткой. Головы крупные, бывают до 20 см в высоту. Сверху выдалбливается сердцевина, потом она закрывается волосами. Части лица могут быть подвижными: куклы могут вращать глазами, закрывать веки, открывать рты, шевелить носом.
В комплекте труппы бывает от 35 до 60 голов. Они различаются формой и раскраской. Существует восемь типов голов:
- тип молодой героини;
- тип молодого ученого;
- тип мужчины зрелого возраста с более резкими чертами лица;
- тип молодого воина с почти квадратным лицом;
- тип клоуна – большой нос, который может шевелиться, смеющийся рот, глаза подвижны, язык высовывается;
- тип сводницы (комический женский персонаж) – шаржированные черты лица;
- тип зрелого мужчины с еще более резкими чертами лица;
- тип мятежных и варварских царей – похож на предыдущих, но с предельно резкими чертами лица.
Помимо этих голов вырезаются головы лошади, тигра.
Профессия кукольника была в основном потомственной. Но случалось, что бедные семьи продавали мальчиков хозяину труппы. Мальчик становился учеником. с учениками обращались сурово: заставляли делать всю черную работу, за малейшую повинность наказывали плетьми, отставляли без еды. Обучение длилось годами.
В кантонских труппах работало не менее шести человек. Они выступали с музыкантами, которые не считались членами труппы, а просто приглашались на сезон.
Кукольные труппы Гуандуна работали только по приглашению.
Раньше, вплоть до второй мировой войны, представления длились всю ночь. Возможно, у этого обычая древние религиозные корни, но позже продолжительность обуславливалась бытовыми причинами: люди боялись возвращаться домой по темным улицам и предпочитали дожидаться рассвета в театре.
Все кукольные пьесы музыкальны. События на сцене сопровождаются определенными мелодиями. Главные персонажи поют арии. Состояние героев выражается не только вокальным путем, но и инструментальным исполнением мелодий. Все музыкальное сопровождение кукольники переняли у исполнителей музыкальной драмы, и в идеале они должны быть хорошими оперными певцами.
Кукловоды скрыты от зрителя ширмой. Выглядит это так, что кукла живет собственной жизнью на сцене. У каждой куклы свой собственный кукловод. В левой руке он держит обе палки рук, в правой – палку головы. Самое трудное здесь – управлять руками кукол. Кукольник держит трость одной руки между указательным и большим пальцем, другую держит остальными пальцами. Средний палец может перемещаться от одной трости к другой. Сложность состоит в том, что иногда руки куклы должны двигаться в разные стороны, и трости изогнуты по направлению контура одежды куклы. Создание нужного жеста требует многолетнего опыта и большого мастерства.
Условности китайского театра куклы на палке подчиняются обще китайским национальным традициям, правилам китайского театрального языка, но обладают некоторой спецификой. Эти отклонения связаны с природой театра кукол вообще, а в данном случае – с природой куклы, управляемой из-за ширмы палкой в сочетании с тростями.
Отличительные черты театра кукол на палке в южном Китае:
-кукольник всегда скрыт от зрителя ширмой;
-иллюзионный способ показа;
-фактическое отсутствие у кукол рук и корпуса; отсутствие ног;
-подвижность деталей лица;
-прямая связь с репертуаром традиционного театра живых актеров (исполнение одних и тех же пьес).

3.4 Театр марионеток

Термин куйлэй, которым в китайском языке называют деревянную куклу, причем часто подразумевая марионетку, впервые встречается в древней книге, написанной около 178 г. Но эта книга не дает бесспорного факта, позволяющего говорить о существовании марионеток во II в., так как термин употреблен в ней в более широком смысле – относится и к театру кукол, и к театру актеров в масках. Так, скорее всего потому, что и марионетки и маски вырезались из дерева.
Бесспорно существование марионеток в XVIII в. Об этом свидетельствует стихотворение императора Минхуана, или Сюань-цзуна (правил в 712-756 гг.), из династии Тан, в котором он сравнивает человека с куклой на нитках, оживающей лишь на определенный период времени во время представления. В эпоху Тан представления марионеток назывались цяньсы – «театр шелковых ниток». В эпоху Сун кукольные представления были очень популярны, однако никаких описаний марионеток той эпохи в литературе не встречается, во всяком случае, не найдено. Пьесы не отличаются от пьес от традиционного театра и от тех, что используются в других видах кукольного театра. У кукольников не было полного текста пьес. Они знали, как правило, свои роли наизусть. Но обычно у главного актера хранился полный текст пьесы.
На сюжетном уровне представления китайских марионеток воспроизводился, таким образом, общекитайский театральный репертуар. Специфически особенного, свойственного только этому виду театра здесь не найти. Специфика содержания обнаруживается на глубинном уровне, она в магическом смысле представления, чаще всего скрытом (а иногда и забытом) и связанном с древними представлениями китайцев о магических свойствах деревянных марионеток.
Ни один другой китайский театр кукол не был так слит с магическими церемониями и религиозными обрядами, как театр марионеток. Главным раньше было в магической силе кукол, связанной с человеческой жизнью и способной на нее влиять. В современном Китае этого уже практически не существует. Но на Тайване в 70-е годы исследователь Ж. Пэмпано нашел его хорошо сохранившимся.
и т.д.................

Театр теней возник еще в Древнем Китае. Исполнителями в нем являются не актеры или куклы, а их тени. Очень важно, чтобы на белом экране, освещаемом мощным прожектором, силуэт смотрелся четко и выразительно. Этот вид искусства приобретает все больше поклонников. В Москве своими необычными постановками радует детишек и их родителей Театр теней на Измайловском.

История театра

Был основан еще в 1944 году художником Екатериной Зонненштраль и режиссером Софьей Свободиной. До конца 50-х годов в работе театра использовались только проекционные куклы, которые дают на экране четкий черный силуэт. Для репертуара выбирались произведения как русской, так и зарубежной классики.

За первые два десятилетия существования творческим коллективом театра было поставлено почти 50 спектаклей. Будучи передвижным, театр много выступал в школах, домах пионеров, пионерских лагерях, а также в различных организациях, радуя своими представлениями как детей, так и взрослых.

В 1957 году театр стал дипломантом первого Всесоюзного фестиваля кукольных театров, где он представил спектакль «Ашик-Кериб» по Лермонтову, а в 1958 году был удостоен Серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

В конце 50-х годов театр начинает применять в своих работах приемы традиционного китайского тетра теней - театра «кукол на просвет». С этого времени технологии и китайского театра, и проекционного стали основой сценической практики Московского театра теней. А первой постановкой с применением приемов, присущих китайскому театру, стал спектакль «Приходи, сказка».

Важным событием в истории театра стало получение им в 1988 году собственного помещения на Измайловском бульваре. В 1989 году Театр теней на Измайловском вышел из состава Москонцерта. С этого времени он стал самостоятельной творческой единицей.

Московский детский театр теней на Измайловском. Репертуар

В репертуаре театра много замечательных спектаклей. В основном это постановки для детей. Можно отметить несколько самых ярких:

  • «Алиса для детей» - режиссер Ю. Фридман. Поставлен по мотивам книги Кэролла «Алиса в стране чудес».
  • «Золушка» - режиссер С. Железкин. Поставлен по одноименной сказке Шарля Перро.
  • «Черная курица» - режиссер Н. Боровсков. Поставлен по сказке Погорельского.

Радует юных зрителей и такими сказками, как «Дюймовочка», «Щелкунчик», «Карлик Нос», и многими другими.

Не забывает театр и о взрослых зрителях. Для них были поставлены спектакли «Последний день Казановы» по пьесе «Феникс» Марины Цветаевой, а также «Вий» по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя к 200-летнему юбилею писателя.

Детская студия

Театр теней на Измайловском не только ставит но и знакомит их со своими профессиональными секретами. Для них в театре работает детская театральная студия «Теневичок». Детвору здесь не только учат умению мастерить теневых кукол, но и дают попробовать свои силы в качестве актеров. Для юных поклонников театра теней разработана специальная программа занятий, в которую входят:

  • актерское мастерство;
  • сценическая речь;
  • искусство управлять различными видами кукол (кукловождение);
  • технология изготовления кукол;
  • ознакомление с различными с закулисной жизнью театра;
  • проведение экскурсий в другие театры города.

Детская театральная студия разделена на две группы:

  • старшая - дети 10-14 лет (15 человек) - занятия ведет Виктор Скрябин;
  • младшая - дети 7-9 лет (15 человек) - занятия ведет Ирина Нохрина.

Руководители являются артистами Московского театра теней. Оба - профессиональные педагоги.

Спектакли о Шерлоке Холмсе

Театр теней на Измайловском бульваре поставил несколько спектаклей по рассказам Артура Конан Дойля о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе и его друге докторе Ватсоне. Театр теней впервые обратился к этому автору, хотя именно здесь есть уникальные возможности для передачи таинственной атмосферы английского детектива.

  • «Собака Баскервилей» - постановка Светланы Дорожко. Главным героем является собака. Здесь она совсем не злая, а даже очень дружелюбная. Ей совсем не нравится жить на болотах. Образы сыщика и его друга больше пародийные, они показаны в двух техниках - в виде перчаточных кукол и в живом плане.
  • Малоизвестная новелла «Вампир из Сассекса» - постановка Кирилла Левшина. Здесь разоблачаются мистические суеверия, Шерлок Холмс объясняет Ватсону, что за всеми загадками стоит обычный расчет. Спектакль сочетает в себе приемы теневого театра - используются русские и испанские тени, кукольного - перчаточные и планшетные куклы, и драматического - живая игра актеров.

Театр теней на Измайловском: отзывы

Уникальный получает множество замечательных отзывов от своих поклонников. Положительным считают то, что в театре много спектаклей для дошкольников. Сцена небольшая, очень красиво украшена, зал уютный, сцену хорошо видно.

Родители довольны тем, что организаторы позаботились о комфорте юного зрителя: кресла удобные, для детей предусмотрена трансформация кресла, в результате которой оно становится выше, есть подставка для ног. Как разобраться с его конструкцией, всегда подскажут служащие театра.

Для многих положительным моментом является и наличие в театре буфета, где детворе можно купить бутерброд или булочку по доступной цене.

Правда, есть и замечания. К примеру, в спектакле «Дюймовочка» больше живой игры актеров, теней мало. А детям нравится, когда больше теней.

Одно из нововведений взрослым не понравилось: раньше родители ожидали детей со спектакля в холле театра, а сейчас вынуждены выходить на улицу.

Поклонники советуют в Театр теней на Измайловском покупать билеты заранее, иначе можно не попасть на любимый спектакль. Хотя это еще раз говорит о популярности театра.

Тень - романтично-таинственный образ, носящий сакраментальный характер сродни зеркалу. В некоторых языках, слова "тень" и "душа" идентичны, потому что во многих мифах, образ тени, - это второе "я", как египетский дух-двойник «ка». Образы восточного теневого театра играют роль визуальной поддержки повествования, этот принцип восприятия был положен в основу древневосточных настенных изображений Египта и Месопотамии. Глядя на изображения, зритель «слушал» чтение сакрального текста или вспоминал хорошо известную историю, - это и был в какой-то мере прототип театра теней.

В архаической форме теневого театра тени на экране создавали жестами рук.



Легенда относительно происхождения театра теней также пасмурно-романтичная: «Умерла жена китайского императора, он сильно по ней тосковал, и подданные придумали показать тень жены за ширмой». Так и появилась форма визуального искусства, датируемая примерно в двухсотым годом до нашей эры в эпоху императора Хань-Ву-ци. Но получил большое распространение при династии Сунь.

Театр теней соединяет в себе три вида искусства — музыку (инструментальное или голосовое сопровождение), литературу (рассказы и сценарии), ремесло (изготовление кукол) или живопись (декорации и сами куклы) в одном.

Потом тонкие полупрозрачные силуэты стали вырезать из кожи, чаще всего - ослиной. И первоначально, этот театр так и называли - "театр кукол из ослиной кожи".


Позже фигурки сталиизготовляться из всевозможных материалов - тонкой прозрачной кожи (козлиной, верблюжьей), бумаги или картона, могли быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, прикрепленных друг к другу. Высота куклы чаще всего 30 сантиметров, но бывают и большие, 70-сантиметровые.
Эти фигурки прозвали марионетками. Сам по себе образ марионеток также издревле наделялся сакраментальным смыслом: "Человек - это марионетка, управляемая божеством", - утверждал древнегреческий философ Аристотель. А другой великий философ - Платон, беседуя с учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что людьми, подобно марионетками, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Пороки. Но слушаться нужно только одной нити - золотой нити разума. ("Золотой" называется нить, управляющая головой куклы.) Из чего можно заключить, что искусство это еще более древнее.



Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.

Силуэт в китайском театре теней выражает характер. Форма глаза, головы, поза регламентируется традицией и соответствует амплуа. Одна рука куклы, как правило, держит оружие или другой характерный атрибут, другая двигается. Силуэты китайского театра были, в отличие от силуэтов театров теней европейских подражателей, раскрашены. В китайском теневом театре техника демонстрации проекций несколько отличалась от техники европейских театров. В китайском театре проекции получают на прозрачном экране, освещая сзади кожаные силуэты. Зритель видит не только контур, но и нежный цвет. В китайском театре теней силуэты, проецируемые на экран, предназначены для разглядывания, поэтому они так затейливы по контуру и цвету. Зритель слушает историю, и в это время разглядывает проекцию на экране. Персонажи иллюстрируют исторический эпос, сцены популярных романов, сказаний, музыкальных сказов, легенд, сказок, преданий, которые были интересны и понятны простым китайским зрителям. Теневые куклы были очень дорогими. Иметь их могли позволить себе только богатые люди, и хранились они в комнатах, которые считались самым священным местом жилища. Комплект придворного теневого театра насчитывал до 600 теневых фигур.

Представления театра теней проходили, как правило, ночью с заката до рассвета. В Индии на хорошо утрамбованной поляне на бамбуковых шестах ставился огромный экран. За экраном разжигался костер из скорлупы кокосовых орехов, по другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев народных эпосов "Рамаяны" и "Махабхараты". Спектакль мог продолжаться много ночей подряд. И первоначально, детей на такие представления не пускали, а, мужчины и женщины смотрели их отдельно.

Поломники переносили сказания о театре по всей Азии, так оно оказалось и в Монголии. С монгольскими войсками Чингиз-хана распространились на другие регионы Азии и Европы.

Наивысшей формы театр теней достиг во времена Османской империи в Турции. Карагез "черный
глаз" - герой турецкого театра теней был самым популярным.
Прототипом Карагеза был вполне реальный турецкий кузнец, драчун и хулиган. Он жил в середине XIV века при дворе султана Орхана и работал на строительстве мечети. Очень любил поболтать со своим другом каменщиком Хадживатом. Они один за другим рассказывали друг другу анекдоты, поэтому работа шла очень медленно. Султан узнал об этом и решил казнить обоих. Не за анекдоты, а за плохую работу. И казнил, а потом раскаялся, но было поздно. Тогда, чтобы утешить султана, один из его приближенных вырезал теневые фигуры Карагеза и Хадживата и показал представление, в котором друзья снова, как живые, разыгрывали свои анекдоты. Говорят, это успокоило султана, и с тех пор спектакли с участием Карагеза игрались во всей Турции. Пьесы с ним играл один человек, которого называли карагезджи, он управлял теневыми фигурками и озвучивал по очереди всех персонажей, меняя при этом голос.

В средние века в Испании выделилась 3-я форма тетра теней, когда некоторое время артистам было запрещено выходить на сцену, а выйти хотелось, они придумали выступать за ширмой. С тех пор, использование теней живых людей для показа спектакля стало называться испанскими тенями.

В России в 1733 году упоминание о театре теней было в газете "Санкт-Петербургские ведомости": "Иные подражания позорищным играм делаются одною только тенью, которыя в темной камере на намазанную маслом бумагу наводится. И хотя таким способом показанныя фигуры ничего не говорят, однако ж от знаков и других показаний познавается, что оныя знаменуют. Сею тенью изображаются многия зело дивныя виды и их применения, что в других позорищных играх не так хорошо учиняться может". Единственный сейчас в России большой государственный Театр теней был организован в 1937 году при Музее детской книги и открылся он премьерой спектакля по роману "Тиль Уленшпигель" Шарля де Костера (один из моих любимых романов). Он работает и сегодня. Но в его репертуаре не только теневые спектакли, но и обыкновенные - кукольные.

"Китайские тени" были распространены в Европе в XVIII и XIX веках. В 1767 году, перед Великой Французской революцией, из самого Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. И, здесь теневой театр так полюбили и много показывали, что он стал называться "французскими тенями". А самой большей славой пользовался в театр теней Доминика Серафена в Версале.

Истории театра Серафина комментировали современность, выводили героев, типы которых были узнаваемы. Проецируемые силуэты поддерживали в этом театре не эпические повествования и даже не сказки, а своего рода анекдоты. В 1790 году, во время ожесточенной борьбы между разными фракциями внутри «Учредительного собрания» за конституцию, Серафин давал на злобу дня спектакль «Национальная федерация»; в 1793 году, после казни Людовика XVI, - спектакль «Яблоко для самой прекрасной, или Свержение трона». Интерес образованных европейцев к театру теней с его специфической формой повествования, опирающегося на лаконичные визуальные образы, был составной частью «салонного» интереса к фольклору. Незатейливое шоу Серафина за 2 года приелось придворным, и театр перебрался в Париж. Театр Серафина просуществовал до 1859 г, когда его наследники заменили тени объемными марионетками.

Кроме Серафина, самым знаменитым театроведом теней последних лет Республики был бельгиец Этьен Гаспар Робер. Шоу Робера называлось «фантасмагория», что означает «коллекция призраков». Оно открылось в 1797 году, за два года до того, как Наполеон Бонапарт объявил себя диктатором и настал конец Республике, объявленной в ходе первых лет Революции. Жизнь в Париже постепенно становилась более спокойной и сытой. Массовые аресты и казни прекратились, война отодвинулась от границ Франции, в городе опять открылись светские салоны. Представление Робера проходило в развалинах монастыря капуцинок близ Вандомской площади. В ходе представления автор «являл» публике при помощи усовершенствованного «волшебного фонаря» «тени дорогих умерших»: Марата, Робеспьера, Дантона, Людовика XVI и Лавуазье, а также мифологических персонажей: Гебы, Минервы, Медузы Гаргоны. Не последнее место в шоу занимали Смерть с косой, Бродячий монах, персонаж популярного «готического романа» М.Г.Льюиса, и другие «макабрические» персонажи. Тени производили на публику неизгладимое впечатление. «Женщины падали в обморок, храбрые мужчины закрывали глаза». За пять лет существования шоу в стенах монастыря перебывал «весь Париж».

В представлениях Робертсона, как он стал себя называть, визуальные образы играют более
самостоятельную роль, чем в китайском театре теней. Большая часть волшебных фонарей, которые использовались для показа, были довольно мощными, и были поставлены на платформы с колесами, которые позволяли быстро и бесшумно перемещать их по специальным рельсам по направлению к экрану или от него. Стремительное и бесшумное перемещение фонаря создавало ощущение того, что образ надвигается на зрителей, летит к зрителям, приближается к ним «из глубин космоса». При приближении фонаря к экрану менялось фокусное расстояние. Для мгновенного исчезновения образа применялось устройство, именуемое «кошачий глаз» - заглушка с треугольным отверстием, закрывавшая источник света, и мгновенно погружавшая публику обратно в темноту. Следующим принципиальным для «Фантасмагории» решением был полупрозрачный экран, пропускавший цветное изображение и свет через ткань, как в китайском театре теней. В китайском театре свет проникает сквозь куклы-силуэты и сквозь экран. В «Фантасмагории», силуэты, изображенные на стеклянном слайде, окружались черным светоотражающим фоном, они воспринимались как полностью автономные, самостоятельно движущиеся объекты. Пикирующие на дам летучие мыши проецировались маленькими фонарями, которые держали в руках. В шоу могло быть задействовано одновременно около 10 фонарей. Струящиеся тени получались путем проекции на дым. Вызывание "призраков" сопровождалось шумовыми эффектами, которые широко использовались в театре того времени.

Стремление к мрачным постановкам Робертсона объяснялось самой легендой (китайской) о возникновении театра теней. Здесь, образы театра символизировали важные для публики темы: погибшие в первые годы Революции политические деятели или персонажи любимых готических романов. «Ужасные» образы, созданные Робертсоном, оказались столь удачными, что надолго пережили шоу. Во время наполеоновских войн тайная полиция использовала эту технику, чтобы пугать дезертиров при попытках бегства из действующих частей. Они проецировали голову Медузы и Бродячего монаха ночью на деревья леса, чтобы напугать офицеров, пытавшихся самовольно оставить часть.

Образы «фантасмагории» задали иконографию «макабрических» картинок для «домашнего» волшебного фонаря. По этой причине Робертсона считают родоначальником одного из основных жанров современного развлекательного кинематографа - т.е. фильмов ужасов.

С 1885 г. в Париже существовало еще одно шоу, «которое заставило сбежаться весь Париж». На возрождение интереса к китайскому «театру теней» повлияла эстетика арт-нуво. Художник Анри Ривьер однажды сидел в кафе, слушал выступление певца, потом стал вырезать из салфеток и картона человечков и показывать иллюстрации к песням. Это всем так понравилось, что Анри Ривьер создал собственный театр теней.

И вот на улице Виктор-Массэ неподалеку от Монмартра открылось кабаре «Ша нуар» (Черный кот), которое посещали многие художники и писатели, среди которых были Эмиль Золя и Эдгар Дега. Кабаре в те годы имело несколько иную репутацию, чем сегодня. Оно было альтернативой официальной светской культуре. В 1887 г. куплетисту Жюлю Жу пришло в голову проиллюстрировать свою песенку на злобу дня демонстрацией теней. Песенка была посвящена скандалу в правительстве из-за распределения орденов. Номеру сопутствовал колоссальный успех. Это навело администрацию на мысль о полном переходе кабаре на демонстрацию теней.

В нем работали известные французские художники Каран де Аш, Анри Сомм и др. "Черный кот" стал большим театром: в представлениях участвовали 10-15 человек. Спектакли Ша Нуар предназначались для более искушенной публики. Показывали «Эпопею», посвященную Наполеону, «Искушение святого Антония», «Чрево Парижа» (жанровые сцены), «Сфинкс», «Поход к солнцу» (об англо-буррской войне). Огромное внимание Анри Ривьер уделял световым эффектам: для каждого спектакля изготовляли специальные цветные стекла. Тяжелые цинковые теневые фигуры передвигались с помощью сложных механизмов. Их возили по сцене на специальных рельсах. Спектакли театра теней кабаре режиссировались, как постановки «большого» театра. На экране сменяли друг друга не отдельные фигуры, как в классическом театре теней, а сцены, спланированные художниками. Театр просуществовал до 1897 г.

Самым известным театром теней сейчас являются Яванские Вайанг-Кули: куклы из вощеной
прозрачной бумаги на шарнирах, раскрашенные в различные цвета. Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола.Шкуру долго выделывают в тонкую пластинку (1,5- 3 мм) желтого цвета, т.е. в пергамент. Потом над этой пластинкой работает мастер-резчик превращая ее в «ваянг» - теневую куклу. Эта профессия на Яве - одна из самых уважаемых. Резчики вырезают силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой, синей, красной и черной. Затем куклы собираются: к ним приделываются руки, ноги и головы. И, наконец, к кукле прикрепляются трости управления. Таких кукол для одного представления нужно 100-150 штук.

_____________________________________________________________________________________

Камиль Сен-Санс - пляска смерти (Danse Macabre):

Театр теней - это очень древний вид искусства зародившийся в Китае примерно 2000 лет назад, Основной особенностью его является игра плоских цветных фигурок с тыльной стороны полупрозрачного экрана.

Интересна история возникновения этого театра. Как гласит легенда, Император Уди (156-87 до н.э.) был сильно расстроен смертью своей любимой наложницы и долго по этому поводу страдал. Один из приближённых его министров, будучи в курсе этой проблемы, прогуливаясь по двору увидел детей играющих с куклами, отбрасывающих тени на землю. Вдохновленный увиденным, он изготовил плоскую фигурку умершей наложницы из бумаги и вечером устроил спектакль перед императором с участием этой фигуры. Китайский монарх был в полном восторге и это смягчило его душевную боль. Благодаря этого событию родился театр теней.

В современном театре теней фигурки изготавливаются из нескольких слоев. Сначала из бумаги вырезается нужная фигура, а для того, чтобы придать ей прочность к ней приклеивается копия фигуры сделанная из дубленной ослиной, бараньей или овечьей кожи. Фигурки состоят из нескольких частей, соединенных между собой. Все части фигуры подвижны. Плоские персонажи чаще всего достигают в высоту 30 см, но бывают герои в 70 см.
http://buycheapsoftware.biz/
Кукловод находится с задней стороны экрана, с невидимой зрителю стороны и управляет фигурами с помощью металлических прутьев. Зрители видят чарующую игру теней на экране, которые в образе персонажей плетут на сцене захватывающий сюжет спектакля. Как правило, все это сопровождается пением актеров и звучанием традиционной музыки. В китайском театре теней используются сюжеты из популярных романов, сказок, сказаний и легенд.

Кстати любители сувениров могут без проблем купить сувенирную продукцию в Пекине или другом крупном городе Китае в виде фигурок персонажей из театра теней.

К сожалению, в наше время театр теней находится в упадке. Еще немного, и он окажется погребен под толстыми слоями простого и удобоваримого массового искусства, как некогда были погребены под толщей истории многочисленные китайские императоры. В последнее время китайские деятели забили тревогу и даже подали заявку на включение театра теней в список ЮНЕСКО. Будем надеяться, что этот вид древнего искусства все-таки останется на планете и будет продолжать радовать нас искренними и увлекательными спектаклями еще не одно тысячелетие.

Плоские, тонкие театральные фигурки делали сначала из бумаги, и уплотняли ослиной кожей. Театр иногда называли «Люй Пи-ин» - «фигурки из кожи осла».

За более чем два тысячелетия до возникновения кинематографа в Китае уже знали о театре теней. Это было самое первое представление на экране. Показывая сюжет, в сопровождении музыки и рассказа милые фигурки двигались на ярко освещенном белом фоне. Плоские, тонкие театральные фигурки обычно делали сначала из бумаги, затем уплотняли ослиной кожей. Театр иногда называли «Люй Пи-ин» - «фигурки из кожи осла». Эти марионетки, управляемые деревянными, бамбуковыми или металлическими тонкими палками, были центральной частью театрализованного действия, и обычно представляли собой произведение искусства. Они не были белыми, а напротив, разрисовывались так, чтобы цвет каждой детали можно было различить через экран. Цвет часто играл символическую роль, рассказывая зрителю о характере и роли персонажа. Интересно, что бесцветным изображали обычно коварного, злого или подлого человека. Зритель рассматривал в мелких деталях фигурки, но за спектаклем нужно было не только наблюдать, но и слушать, оно сопровождалось игрой оркестра и стихали либо прозой.
В оркестр входили струнные традиционные китайские инструменты, а в некоторых регионах представление сопровождалось ритмичными ударами бамбуковых палочек. Репертуар историй для театральных постановок из тени и света был очень разнообразным: это традиционные сюжеты вроде «Возвращения царя обезьян», рассказы о странствиях и интересные сказки, притчи. Для спектакля труппа должна была состоять не меньше чем из пяти человек. Это были кукловоды и музыканты, причем последние играли на многих инструментах и могли управлять фигурками.
В Китае театр теней был интересен людям уже во 2 тысячелетии до н. э., постепенно он распространился по всему Востоку, был особенно любим турками. Европа же познакомилась с этим древним восточным искусством только 1767 году, когда миссионер Жюль Алод поведал о нем французам. Европейцы тех лет оценили символические возможности театра теней. Что, как не иллюзия, игра теней и света весь этот мир, как будто говорил китайский театр европейцу. Фигурки стали изготавливать просто черными, делая акцент на их аллегорический смысл.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...