Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Доходный дом лидваль. Доходный дом И.Б.Лидваль. Декоративное убранство дома Лидваля, как представителя северного модерна

Название : Доходный дом Лидвалей в Петербурге (ru)

Местонахождение : Санкт-Петербург (Россия)

Создание : 1899-1904 гг.

Стиль : Модерн, Арт-нуво

Архитектор(ы) : Ф.И. Лидваль

Архитектура здания

Кириллов В.В.
Архитектура русского модерна (опыт формологического анализа).
М., Изд-во Моск. ун-та, 1979, 214 с. 38 ил.

Дома с курдонером и глубинным построением композиции стали появляться уже в начале 1900-х гг. Характерным примером такого решения может служить рассматриваемый доходный дом Лидвалей. Несмотря на неправильную конфигурацию участка, корпуса со стороны Каменноостровского проспекта образуют симметричную композицию с глубоко западающим парадным двором. Глубинное раскрытие комплекса определило всестороннюю проработку объемов корпусов. Второй раскрытый двор находился со стороны М. Посадской улицы. Конфигурация дома с системой больших озелененных и благоустроенных внутренних дворов способствовала лучшей освещенности квартир и оздоровлению быта. Рациональная организация дома сказалась и на разнообразной планировке квартир.

В доме были предусмотрены богатые аристократические квартиры на 12-15 комнат, с парадной и черной лестницами, и квартиры для людей среднего достатка с 4-6 комнатами, столь же комфортабельными. В планировке дома удалось избежать неудобных косоугольных комнат и сократить количество темных помещений, использовавшихся преимущественно под кладовые. В зоне богатых квартир получили интересное пространственное разрешение вестибюли с парадными лестницами. Однако рациональные черты соединены в планировке с декоративными и живописными качествами раннего модерна. Несмотря на упорядоченность, группа разноэтажных корпусов с глубинными планами в целом воспринимается живописно.

Разнообразно решены фасады дома путем варьирования форм окон эркеров и балконов. Обращает на себя внимание характерная для раннего модерна комбинация окон в сплошные вертикальные «цепочки», применение узких строенных окон в виде шестигранника, с лучковыми перемычками. Декоративный эффект достигнут не столько лепными украшениями, сколько (богатой фактурной обработкой поверхности стены. Нижняя цокольная часть дома и порталы обработаны грубым камнем, а выше применены различные типы фактурной штукатурки. Орнаментальность вносится ритмом окон и мелкой сетчатой расстекловкой их переплетов. В ритмической организации фасадов немаловажную роль также играет чередование фактур. Масштабную меру фасадам задают ризалиты, эркеры, цветовые пятна декорации стен. Однако компонуются они таким образом, что перебивают этажность, делают зыбкой их границу. Свободно, не сообразуясь с симметрией фасада, размещены балконы и эркеры. Со стороны парадного двора угол решен в виде трех, входящих друг в друга объемов. В скошенных углах ризалитов и окон ощущается напряжение форм. Все это делает неустойчивой систему фасада.

    Источники:

  • Кириков, Борис Михайлович Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома / Борис Кириков. - [Изд. 4-е, с измен.]. - Санкт-Петербург: Коло, 2012. - 576с.: ил.

Каменноостровский пр., д. 1-3
Малая Посадская ул., д. 5
Кронверкский пр., д. 15

1899-1904 гг. - арх. Федор Иванович Лидваль

Доходный дом архитектора Ф.И.Лидваля являет собой новый тип доходного дома с открытым озелененным двором-курдонером. Три корпуса - целый комплекс разноэтажных зданий, отличающихся живописной асимметрией, многообразием форм окон, сочетаниями природного камня с разнофактурной штукатуркой. Фасады всех трех зданий украшены скульптурными рельефами с изображениями птиц, зверей и стилизованными растениями. Северное трехэтажное крыло являлось семейным особняком Лидвалей с апартаментами. В этом корпусе были установлены майоликовые печи, фаянсовые умывальники, мраморные камины. Потолки и стены в комнатах были деревянные, отделанные дубом и березой. В разное время в этом доме жили архитектор М.Е.Месмахер, художник К.С.Петров-Водкин, актер Ю.М.Юрьев.

Лидваль Федор Иванович (1870-1945) - русско-шведский архитектор, академик архитектуры. Главными работами зодчего стали доходные дома, которые он проектировал в новом для того времени стиле модерн. По проектам Ф.Лидваля строились здания не только в Петербурге, но и в Москве, Киеве, Астрахани, Харькове. В 1910-1912 годах занимался строительством здания гостиницы «Астория». В 1918 году архитектор уехал в Стокгольм. В Швеции зодчий построил несколько жилых и общественных зданий.

В Санкт-Петербурге, между Каменноостровским проспектом и улицей Малой Посадской, напротив выхода станции метро Горьковская находится дом Лидваля.

Земля под постройку этого здания была приобретена Идой Лидваль, которая оставшись вдовой с восемью детьми, послушала совета своего третьего сына Федора и вложила деньги в относительно недорогой земельный участок. Ида Лидваль не прогадала. После начала возведения Троицкого моста в 1897 г., цена на участки и дома в том районе сильно возросла. Поскольку место стали считать перспективным, Ида Лидваль решила построить здесь большой доходный дом. С просьбой разработать его проект она обратилась к своему сыну Федору Ивановичу Лидвалю выпускнику архитектурного отделения Санкт-Петербургской академии художеств. В 1898 году молодой архитектор Федор Лидваль приступил к осуществлению своего первого крупного архитектурного проекта.

В разработке концепции будущего здания Федор Лидваль использовал стилистику очень модного в то время северного модерна. В плане дом Лидваля представляет собой неправильный многоугольник, обращенный к Каменноостровскому проспекту с большим открытым двором. В главной части архитектурного ансамбля – три корпуса разной высоты, которые визуально связывают центральный пятиэтажный корпус с проспектом. Асимметричные боковые корпуса – четырехэтажный справа и трехэтажный слева - образуют уютный внутренний двор с палисадниками и клумбами. Разноэтажность корпусов связана с особенностями внутренней планировки квартир, все помещения которых функциональны, просторны и удобны.

Отделка здания – достаточно строгая. Первый этаж полностью декорирован колотым бутовым камнем. Композиция фасада строго симметрична. Однако в отделке присутствуют ненавязчивые легкие элементы декора, придающие доходному дому Лидваля поэтический облик: рельефы животных, растений, птиц, кованные и литые металлические элементы, цветная штукатурка, небольшая криволинейность в завершениях окон и карнизов. По некоторым данным в окна дома первоначально были вставлены стекла с фасетом, что создавало замечательный эффект – под лучами стекла переливались всеми цветами радуги. Арки и порталы подъездов украшены резными рельефами из тальк-хлорита с изображениями лесных животных, растений и диких птиц. Один из сюжетов связан с филином, который является неизменным атрибутом зданий, построенных в стиле северного модерна. Порталы украшают рельефы с переплетенными корнями деревьев в которых затаились ящерки, волком, наблюдающим из засады за зайцами, лесными папоротниками, грибами, насекомыми. Эти мотивы перекликаются с орнаментами балконных решеток на которых есть пауки в паутине, цветы, листья.

Строительство дома Лидваля было завершено в 1904 году. Семейству Лидвалей было отведено северное крыло здания. Здесь до своей смерти в 1915 году жила Ида Амалия Лидваль. На первом этаже долгое время находилось проектное бюро Федора Ивановича Лидваля.

После революции летом 1918 года Федор Иванович Лидваль навсегда уехал из России в Швецию к своей семье, которая эмигрировала ранее. В годы революционного террора его жизнь была вне опасности только благодаря тому, что он, будучи коренным петербуржцем, имел шведское гражданство, которое было и у всех его домашних. Воссоединившись с родными, он жил в Стокгольме. Принимал участие в проектировании 60 зданий. Однако далеко не все творения зодчего выдерживают хоть какое-то сравнение с его первым детищем – домом на Каменноостровском проспекте. Умер архитектор в 1945 году.

Жильцами доходного дома Лидваля в разное время были известный русский живописец К.С. Петров-Водкин, генерал-лейтенант А.Н. Куропаткин, народный артист СССР Ю. Юрьев.

Императорский Петербург был городом больших возможностей. При трудолюбии, предприимчивости и удаче здесь могли добиться успеха даже выходцы из дальних краёв, не имевшие ни связей, ни российских корней. Так, начав с нуля, сделал карьеру швед Юхан Петтер Лидваль, ставший придворным портным. По-настоящему же прославил эту фамилию уже его сын, архитектор Фёдор (Фредерик) Лидваль, чьи постройки признаны эталоном петербургского модерна.

В конце 1850-х годов Юхан Петтер перебрался из шведской глубинки в российскую столицу. Он устроился в портновскую мастерскую. Хозяин мастерской вскоре умер, и его вдова решила связать судьбу с энергичным и обаятельным шведом. Брак оказался недолгим - супруга Юхана Петтера скончалась от оспы. Мастерская перешла по наследству к Лидвалю.

Юхан Петтер, превратившийся в Ивана Петровича, уверенно вёл собственное дело. В кругу скандинавской общины он познакомился с Идой Амалией Флешау, и в 1867 году они обвенчались. В благополучной и состоятельной семье родилось восемь детей. Мастерская Лидваля специализировалась на шитье мужской одежды, ливрей и униформы для придворных служащих. Фирма числилась поставщиком императорского двора. Расцвету её способствовало множество спешных заказов, связанных с неожиданным восшествием на престол Александра Третьего после убийства его отца Александра Второго.

Ворота и фасад доходного дома Лидвалей на Каменноостровском проспекте, № 1–3

Иван Петрович Лидваль скончался в январе 1886 года. Дело мужа продолжила Ида Амалия (Ида Бальтазаровна Лидваль). Постепенно к деятельности фирмы подключались подраставшие сыновья. Мастерская работала в старом доме, принадлежавшем Лидвалям, на Большой Морской улице, № 27. Новый наплыв заказов был вызван воцарением и коронацией Николая Второго. К началу XX века в мастерской трудилось 150 человек.

Условия благоприятствовали намерению И. Б. Лидваль создать современное жилище - родовое гнездо, соединив его с доходным домом. Она приобрела обширный участок в самом начале Каменноостровского проспекта, № 1-3. За выбором автора проекта дело не стало: в семье был свой архитектор - Фёдор Лидваль, недавний выпускник Академии художеств. Мать предоставила сыну счастливую возможность возвести своё первое крупное сооружение на столь приметном месте и выразить в реальной постройке свою творческую индивидуальность. Сквозной участок застраивался с 1899 по 1904 год в четыре очереди, начиная от второстепенной Малой Посадской улицы, № 5, куда он выходит узкой стороной, и заканчивая крыльями курдонёра, открытого к проспекту. Если рассматривать этот ансамбль жилых корпусов в последовательности их строительства, можно увидеть, как росло мастерство зодчего и складывалась его особая версия стиля модерн.

Лестница в северном крыле дома Лидвалей. Фотографии Константина Котова

Скромный фасад на Малой Посадской не бросается в глаза и не отличается от рядовой застройки. Но в его асимметрии, волнистых линиях, игре разных фактур штукатурки уже проступают черты раннего модерна.

Следом, в 1901-1902 годах, был сооружён поперечный корпус, замыкающий глубину курдонёра. Здесь Лидваль акцентировал среднюю ось, на которую нанизаны портал, стеклянный эркер и высокий щипец. В арке портала изображены сова, зайцы и рысь, на верхушке щипца распахнул крылья филин, а на балконах повисли огромные пауки, словно соткавшие паутину решёток. Облицовка нижнего этажа выполнена из горшечного камня (талькохлорита) и красного гранита.

Затем было возведено северное крыло и, в последнюю очередь, южное. Эти корпуса, фланкирующие курдонёр, несхожи по композиции. Южное крыло - выше, в нём сильнее выявлена пластика объёмов, редким разнообразием отличаются формы и группировка окон. Объединяют все части здания сочетания камня и штукатурки, богатство мотивов флоры и фауны, каллиграфическая прорисовка деталей и общее впечатление изысканности и элегантности.

Лидваль расширил традиционную палитру отделочных материалов, первым в Петербурге ввёл в употребление горшечный камень. Дом Лидвалей уникален по обилию природных сюжетов. Интерес к природе проявился и в использовании натуральных материалов, и в последовательной индивидуализации форм.

Здание с его специфическим северным колоритом стало самым ранним образцом северного модерна в Петербурге. Этот вариант нового стиля сложился под воздействием национального романтизма Швеции и Финляндии. Так дали о себе знать шведские корни Лидваля. Подбор материалов, стилизация флоры и фауны, характерные элементы (прежде всего очертания проёмов) были навеяны архитектурным опытом соседних стран. Но в рамках общего течения Лидваль выработал свой неповторимый почерк.

Главным достижением архитектора явилось новаторское решение генерального плана с парадным двором - курдонёром. К такому приёму в те годы уже обращались другие петербургские архитекторы, но Лидваль первым перевёл его на язык модерна. Отказавшись от симметрии, он создал сложную живописную композицию, получившую динамичное развитие вглубь квартала.

С постройки семейного дома начался блестящий творческий взлёт зодчего. Он стал законодателем мод в петербургской архитектуре. Ту же роль в пошиве мужского платья продолжала играть семейная фирма, носившая название торгового дома «И. П. Лидваль и сыновья». В ней работали младшие братья Фёдора - Вильхельм, Эдвард и Пауль.

Лидвали поселились в поперечном корпусе своего владения. Мастерская архитектора находилась со стороны Малой Посадской улицы. Здесь задумывались и проектировались все его лучшие произведения: дома Шведской церкви и Циммермана, Э. Нобеля и Толстого, Азовско-Донской банк и здание Второго кредитного общества, гостиница «Астория» и интерьеры отеля «Европа». Из сотрудников мэтра наиболее известен А. А. Оль.





В 1908 году Фёдор Лидваль женился на Маргарет Фредерике Эйлерс, дочери придворного садовника Г. Ф. Эйлерса, уроженца Голландии. У них было трое детей; младшая из них, Ингрид, впоследствии написала интересные воспоминания. В 1917 году семья архитектора уехала в Швецию, сам Лидваль присоединился к ней через год. На своей исторической родине он оказался эмигрантом и, хотя активно практиковал, уже не смог выйти на ведущие позиции в архитектуре. Его братья тоже перебрались в Стокгольм, где возобновили своё дело, причём Пауль Лидваль издавал в Париже книги по истории и эстетике костюма.

До революции несколько роскошных квартир в доме Лидвалей занимали представители деловой элиты. Среди них - председатель правления Азовско-Донского банка Б. А. Каменка, от которого Фёдор Лидваль и получил заказ на строительство банковского здания на Большой Морской улице, № 3-5. Жильцами дома были военачальник А. Н. Куропаткин, химик А. И. Горбов, недолго художник К. С. Петров-Водкин. В 1915-1930-х годах здесь жил народный артист СССР Ю. М. Юрьев, актёр Александринского театра. Биографию дома украсили имена физикохимика А. Н. Теренина, солиста Мариинского театра Б. М. Фрейдкова, композитора и музыковеда В. М. Богданова-Березовского.

В истории дома Лидвалей тесно переплелись архитектурные новации модерна, искусство кройки и шитья, творческая и обыденная жизнь незаурядной семьи петербургских шведов.

По правую руку под № 1 и 3 дома Лидваля. Это собственно один дом, построенный в виде буквы П. Центральная часть его отделена от улицы сквером. Это новый тип построек.
Парадный двор отгорожен от улицы решеткой с гранитными столбиками, на них фонари. Правый и левый корпус, примыкающие к тротуару, не вполне симметричны. У правого - застекленная веранда. Два дворика находятся слева и справа от парадного двора со сквером. К ним можно пройти под арками. Оба они очень невелики, но прекрасно оборудованы необходимым.
Бросается в глаза окраска этого трехрядного дома. Его основание пепельно-серое из камня. Верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона. Чередуются темные со светлыми. Интересны украшения, они неожиданны и весьма разнообразны. Мы найдем: филина, ворона на ели, паука на его паутине, зайца, а наряду с ними стилизованные тюльпаны и юноша на фоне восходящего солнца, похожий на Зигфрида. Линии волнующиеся, с мягкими очертаниями, широкие и плавные. Архитектурный облик здания несколько расплывчатый. На центральной части дата его постройки: 1902 год.
В облике этого здания чувствуется стремление придать всему недосказанный вид. Формы, краски, линии прихотливы, вычурны, переходы мягки. Декоративные детали играют большую роль в ансамбле.
Их сюжеты подобраны с расчетом придать некоторую таинственность облику здания. Перед нами \характерный памятник эпохи символизма, увлечения северными мотивами, эпохи склонной к
романтическим настроениям. В это время сложился особый архитектурный стиль „модерн", который быстро расцвел и еще быстрее отцвел. Описать его архитектурную конструкцию весьма трудно.
Все эффекты его чисто декоративны. Стилю модерн свойственны башенки, фонари, выступающие из плоскости дома, срезанные углы, тяжело декорированные диким камнем двери, стремление придать зданию черты замка.
Ассиметричность весьма характерна для этого стиля. Окраска обычно состоит из нескольких полутонов, иногда вставлены яркие инкрустации (зеленые, синие), как вышивка на платье. Декоративные украшения даны причудливыми, извивающимися, растянутыми линиями; их сюжеты взяты из образов „декадентской" поэзии.
В Ленинграде очень много домов этого стиля. На улице Красных Зорь, которая усиленно застраивалась в начале XX в., мы часто будем встречаться с ними.
Хозяин этого дома носил фамилию, стяжавшую себе печальную славу в 1905 г. Некий Лидваль, по поручению товарища министра внутренних дел Гурко, должен был вследствие неурожая произвести закупку хлеба. Дело велось так корыстно, что вызвало крупный скандал, сильно взволновавший общественное мнение. Гурко был предан суду Сената.
В настоящее время в доме Лидваля приютился ряд учреждений для детей; среди них 188-й детский дом.

(Анциферов Н. Дом Лидваля // Экскурсии в современность / Под редакцией Н. А. Кузнецова и К. В. Ползиковой-Рубец.

Л. Издательство книжного сектора ЛГОНО, 1925., добавил miraru1)

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...