19 сентября в столице открылась VII Московская биеннале современного искусства. На этот раз экспозиции развернулись в Третьяковской галерее на Крымском валу. В основном проекте представлены работы 52 художников из 25 стран мира, в том числе известной исландской певицы Бьорк. Также среди конкурсантов известный бурятский скульптор, художник Даши Намдаков.
Я думаю, что все, кто придет сюда, они почувствуют, что эта биеннале — это биеннале современного искусства, как искусства, а не как художественная иллюстрация к каким-то социальным или политическим идеям. Это очень тонко, очень умно выстроенный проект, при этом показывающий, что то, что происходит в современном искусстве, происходит по всему миру… Но что мне очень нравится в этом проекте, это глубокая гуманистическая направленность каждого из представленных художников и проектов, — подчеркнула директор Третьяковки Зельфира Трегулова в интервью РИА Новости .
В этом году впервые биеннале будет проходить четыре месяца вместо одного. Среди участников основного проекта - Мэтью Барни, Олафур Элиассон, которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк. Из российских художников в основной проект отобрали творческое объединение «Куда бегут собаки», Алексея Мартинса, Даши Намдакова, Анастасию Потемкину, Илью Федотов-Федорова, Валю Фетисову.
Куратор биеннале - арт-директор Музея современного искусства в Токио, профессор Токийского университета искусств Юко Хасегава. Она отметила что темой события стали «Заоблачные леса».
Здесь идет взаимообмен между двумя поколениями — облачным и лесным. Облачное поколение — это поколение людей, которые родились уже после изобретения интернета, они связаны друг с другом с помощью этого облака, при этом также открывают для себя новый материальный мир. В то же время существует старшее лесное поколение, которое теснее связано со своими культурными кодами. Здесь мы можем подумать, каким образом мы можем работать теснее с историей и традицией и переносить ее в современный мир, — пояснила она.
Даши Намдаков на Московской биеннале представил инсталляцию «Хранитель Байкала». Она напечатана из экологически чистого биоразлагаемого материала с помощью высокотехнологичного 3D-принтера и будет встречать гостей биеннале до 18 января 2018 года.
С помощью очков виртуальной реальности посетители смогут переместиться на остров Ольхон.
Даши Намдаков, как любой творческий человек, личность очень интересная. Художник, ювелир,скульптор.
О его скульптуре "Хранитель Байкала" много мнений и дискуссий.
Из интервью "Восточки" от 17.07.2018 г.:
"... Я родом отсюда, забайкальский. Всё творчество было связано с великой степью, кочевой культурой, гуннами. Но сейчас моя география смещается: сначала я жил в Москве, потом пять лет в Италии, столько же в Лондоне. Среда обитания сказывается и на моих работах. Творчество – это же не так: жил, задумал что-то, а потом выплеснул ряд произведений на какую-то тему. Нет, это мои естественные состояния выливаются в работы. Вот они и получились другими.
– Нынешний период вашего творчества нередко сравнивают с «Болдинской осенью» Александра Пушкина. Согласны ли вы с этим сравнением и считаете ли сегодняшнюю выставку новым продуктивным витком?
– Нет, конечно. Не скажу, что у меня раньше оно было непродуктивно. Каждому возрасту свойственны определённые нюансы. Эту коллекцию я не смог бы сделать в возрасте 20–30 лет. Творчество сейчас стало другим, мои предпочтения в искусстве поменялись. Слава богу, многое можно увидеть в Лондоне, Нью-Йорке, Москве. Меня интересует современное искусство, будь то фотография, балет или театральные постановки. Я не хожу на классику, уже насытился ею. И эти предпочтения отразились и на моих работах тоже.
– Выставка представлена как мировая премьера. Это значит, что иркутяне первыми увидят данные работы?
– Совершенно верно. Это Галерея Бронштейна молодцы. Они проявили инициативу привезти скульптуры в Иркутск, я был этому рад. Дальше они поедут в Русский музей в Санкт-Петербург.
«В своей жизни я никогда не делал коллекции. Создавал всегда по одной работе. И скульптуры были друг от друга независимы, – рассказал Даши Намдаков на пресс-конференции, приуроченной к открытию выставки. – Я не ставил перед собой задачу сделать коллекции, как и сейчас. Это получилось само собой. Я был сам поражён. Это случилось около полутора лет назад, после того как мы долепили «Хранителя Байкала» и отдали его на литьё. Я улетел в свою мастерскую в Лондоне, и меня просто понесло со страшной силой. Я два месяца не общался с миром, выключил телефон, и эти двадцать работ (в Иркутске представлены только шесть. – «ВСП») просто взяли и вылились. Я не понимал, что происходит. Так как я очень внимателен, понимал, что это не просто так. Спустя два месяца после начала работы ко мне приехали люди из Лондона, которые занимаются искусством. После этой встречи у меня остановился процесс, видимо, они сбили энергию. Потом я полгода не мог смотреть на глину. Всё время думал, что происходит, общался с моим духовным учителем, он сказал, что я сделал богоугодное дело. Видимо, за то, что мы сделали «Хранителя Байкала», я в ответ получил подарок в виде невероятной энергии, которая вылилась в эту коллекцию».
– Давайте поговорим о «Хранителе Байкала», вокруг которого по сей день не утихают дискуссии. Для установки объекта на Ольхоне было необходимо получить разрешение от Минприроды России. Достигнуты ли какие-либо договорённости на сегодняшний день?
– Пока нет. Я буддист и очень легко ко всему отношусь. Значит, не пришло время для этого, всё уляжется. Пока я в состоянии ожидания.
– Установка первоначально намечалась на лето 2017 года, затем срок растянулся до октября. На сегодняшний день о каких сроках идёт речь?
– Пока точной даты нет. Я сам особо не спешу, жду, когда всё разрешится само собой.
– В октябре прошлого года посетители Третьяковской галереи смогли увидеть макет «Хранителя», напечатанный на 3D-принтере и выполненный из биоматериала. Вызвал ли объект резонансное обсуждение в Москве, высказывались ли полярные мнения относительно внешнего вида объекта?
– Проходило Биеннале современного искусства, куратором которого была Юко Хасегава – один из самых известных кураторов современного искусства из Японии. Она выбрала эту работу, предложила мне поучаствовать. Куратор была удивлена: как же так, произведение мирового уровня, а всё не так просто с установкой. Часто говорю друзьям, что мне проще реализовать проект в Лондоне – установить монументальную скульптуру Чингисхана, чем поставить что-то на Родине.
– Не вызывает ли у вас обиду на Иркутск, где вы были признаны как большой художник, эта коллизия с неоднозначной реакцией на выбор места для «Хранителя»?
– Нет, обиды нет. У меня только чувство благодарности, потому что город дал мне крылья, возможность выставиться, он поддержал меня. Благодаря уверенности, которую я получил от Иркутска, я имею честь ездить по миру. У меня с Иркутском прекрасные отношения.
«Когда мне исполнилось 50 лет, мы подумали с семьёй, что нужно собрать друзей на празднование, – рассказал скульптор, выступая перед журналистами. – Оказалось, это сделать невозможно – география большая, все разбросаны. Поэтому мы решили сделать подарок Родине и затеяли эту идею с «Хранителем Байкала». Я позвонил другу Виктору Бронштейну, спросил, не хочет ли он поучаствовать. Он сказал, что готов, сразу появилась идея. Я пытался рисовать, но ничего интересного не выходило. Начал искать место для установки скульптуры со стороны Бурятии, оно должно было откликнуться. Я поднимался на сопки и берега, но ничего не затрагивало. В иркутской стороне тоже ничего не происходило, на Ольхоне оказался на Хобое, поднялся и понял, что это то самое место. Внутри пошли пульсации, внутри всё мне подсказывало, что это то самое место. Потом я вернулся в гостиницу, и утром на салфетке появился эскиз. До этого ничего интересного не выходило. Когда меня спрашивают, поставил ли бы я скульптуру со стороны Бурятии, я говорю, что эта идея мне нравится. Меня останавливает только то, что я почувствовал некое колебание внутри. В остальном готов поставить в другом месте, в Бурятии».
– Где вы сейчас проводите больше времени – в Италии, Англии или России?
– Я нахожусь между Англией и Россией, но успеваю бывать в Италии и Китае. Моя семья – жена, трое детей и двое внуков – живёт в Англии. На выставку они приехать, к сожалению, не смогли, так как младший ребёнок ещё учится в школе. Поэтому на выставке будут только мои друзья.
– А каков сейчас ваш ближний круг?
– Я крепкий семьянин. В семье моих родителей было восемь детей. Мой внук знает 23 колена своих предков. Это те имена, которых в практике нет, их сохранил мой дядя. Я считаю, что ничего случайного не бывает. Мне однажды сказали, что моё творчество – это не мои заслуги, а заслуги моих предков, которые накапливали опыт, а я лишь передаточное звено. Преемственность поколений – это основа. Мой отец научил меня ремеслу. Хотя этому даже не нужно специально обучать, это в крови, как у породистых собак, склонных к охоте..."
фото: личная страница Ивана Хажеева в Facebook
Известный иркутский эколог вспомнил «Властелина колец» и окрестил её «зримым воплощением мордорских чудовищ»
Композиция бурятского скульптора Даши Намдакова «Хранитель Байкала» всё-таки появилась на Ольхоне - несмотря на протесты общественников и местных жителей. Её привезли на остров в разобранном виде на прошлой неделе,7-го декабря, а установили три дня спустя. Об этом сообщил в своей статье «Над Байкалом сгущается тьма» известный иркутский эколог и орнитолог, кандидат биологических наук Виталий Рябцев. В публикации подробно описываются бедствия, которые обрушились в последние годы на священное озеро - от сокращения водоохранной зоны со всеми вытекающими до инициатив иркутских бизнесменов, несущих гибель байкальской природе.
Заголовок статьи ассоциируется с «Властелином колец». И надо же такому случиться, но именно сейчас на берегу Байкала появилось зримое воплощение мордорских чудовищ, - охарактеризовал статую Виталий Рябцев.
Фото самой композиции опубликовал в соцсетях иркутянин Иван Хажеев. Напомним, «Хранитель Байкала» - совместный авторский проект арт-фонда Даши Намдакова в Москве и галереи Виктора Бронштейна - иркутского мецената. Изначально творение всемирно известного мастера планировали разместить на самой высокой точке Ольхона - мысе Хобой - осенью 2017-го. Сообщалось, что открытие скульптуры состоится в рамках международного Байкальского экологического водного форума в сентябре. Позднее сроки сдвинули на октябрь, а потом - и вовсе на неопределённый срок
«Хранитель» не мог обрести пристанище больше года. В конце ноября СМИ сообщил , что его хотят разместить в ольхонском посёлке Узуры. А неделю назад там начали ездить грузовые машины и появился фундамент под статую. Портал «Бабр 24» писал, что установка композиции вблизи посёлка начнётся уже через несколько дней.
Её привезут на остров по частям и уже на месте будут собирать, - подчёркивает издание. - Фундамент установлен у уреза воды на скале. В результате повреждён грунт. К тому же сам участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. То есть на него распространяется охранный режим, который запрещает практически любое строительство.
Однако, как отмечает портал, «это никого не волнует».
И.о. директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» (Умар Рамазанов - прим. авт. ) лично дал согласие на установку скульптуры, уверяя, что она поспособствует продвижению бережного отношения к Байкалу. Отмалчивается и природоохранная прокуратура. Им присылали запрос, просили проверить законность строительных работ с использованием тяжёлой техники в водоохранной зоне. Однако прокуратура этого делать не торопится, - пишет «Бабр 24».
В ситуацию решил вмешаться общественники. Недавно представитель движения «За священный Байкал» Андрей Ершов, который активно выступал против установки скульптуры ещё год назад, направил в «соответствующее ведомство» письмо с просьбой обратить внимание на происходящее и «провести проверку законности».
Сам же Даши Намдаков, который минувшим летом принял участие в программе «Мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ, подчеркнул: порой дискуссия вокруг его творения была «очень горячей».
Я прекрасно понимаю этих людей. Я вообще очень деликатный и не конфликтный, но у каждого своя правда. Сейчас просто выжидаю и не предпринимаю никаких действий по этому поводу. Недавно встречался с Хамбо ламой (Дамбой Аюшевым, главой Буддийской традиционной Сангхи России - прим. авт .) и он сказал: давай поставим «Хранителя Байкала» на бурятской стороне. Мне эта идея тоже нравится, но это всё должно утрястись как-то само собой, - считает мастер. - Понимаете, если эту скульптуру не взорвут, не расплавят, не закопают в землю или не утопят на дне водоёма, то она простоит две тысячи лет. Бронза - вечный материал, поэтому мы никуда не спешим. Я по-буддийски решил, что «Хранитель Байкала» должен сам собой найти себе место и встать там, а будет это на Ольхоне или на бурятском берегу - уж как сложится.
Отметим, в июне 2017-го года шаманы провели на Ольхоне обряд и духи «разрешили» людям поставить на крупнейшем острове Байкала искусственное древо. Однако ольхонцы всё равно почему-то не в восторге от такого «подарка».
В 2016 году знаменитый скульптор Даши Намдаков сообщил о своем новом творческом замысле: "Скульптура, представляющая собой древнее древо «с корявой корой, в глубоких бороздах которой угадываются черты старика - мифического Духа Байкала или шамана-бурята в облачении и короне из рогов сакрального животного, будет отлита из бронзы в Улан-Удэ. В высоту она будет достигать 7,5 метра, в ширину - 6,8 метра. Ее доставят в Иркутскую область частями и уже здесь соберут".
Широкой публике был предъявлен её эскиз:
По мнению
называют
Меценат даже заявил о необходимости создания первого в России экологического заповедника в границах уникального байкальского острова Ольхон, который и украсит огромная скульптура. , т.к. не учитывает наличия на острове Прибайкальского национального парка и того, что первый отечественный заповедник (Баргузинский) был создан еще 100 лет назад, причем именно на Байкале.
сказано вот так :
статую не оценило
узнали
В 2017 году статуя на Ольхоне не появилась. Много месяцев о ней ничего не было слышно. Появилась надежда, что культурному объекту подыщут другое место, вне острова. И вдруг 1 августа 2018 года выходит "«Хранителю Байкала» на Ольхоне быть?".
Так как скульптуру планировали установить на территории национального парка, были необходимы различные согласования. Однако сейчас найдены другие механизмы, и при условии согласования с жителями Ольхона проект будет осуществлен ".
Памятник уже отлив в городе Улан-Удэ . .
Пятница, 07 Февраля
13-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы. Сегодня хорошо закладывать фундамент, строить дом, копать землю, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, травы, проводить сватовство. Отправляться в дорогу – к увеличению благосостояния. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика. Не рекомендуется заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать скот. Стрижка волос – к счастью и успешности.
Суббота, 08 Февраля
14-й лунный день с элементом Земля. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика. Сегодня хороший день для того, чтобы просить совета, избегать опасных ситуаций, проводить обряды для улучшения жизни и для богатства, выдвигаться на новую должность, покупать скот. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи. Не рекомендуется писать сочинения, издавать труды по научной деятельности, слушать поучения, лекции, начинать задуманное дело, устраиваться или помогать устроиться на работу, нанимать работников. Отправляться в дорогу – к большим неприятностям, а также к расставанию с близкими. Стрижка волос – к приумножению богатства и скота.
Воскресенье, 09 Февраля
15-й лунный день с элементом Железо. Благодетельные поступки и греховные деяния, совершённые в этот день, приумножатся в сто раз. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона. Сегодня можно строить дуган, субурган, закладывать фундамент дома, строить дом, начинать задуманное дело, учиться и постигать науку, открыть вклад в банке, шить и кроить одежду, а также для жесткого решения некоторых вопросов. Не рекомендуется переезжать, менять место жительства и работы, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к плохим вестям. Стрижка волос – к удаче, к благоприятным последствиям.