Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Взгляды императора александра 2 по национальному вопросу. Национальная политика Александра II

1. Объясните понятие «национальная политика».
2. Соотнесите:
1.
2.
3.
4.
5.
Финляндия
Польша
Кавказ
Украина
Евреи
a. Отмена конституции 1815 г.,
закрытие ряда университетов;
b. Открытие университета,
возникновение КириллоМефодиева общества;
c. Введение рекрутской
повинности;
d. Война за покорение;
e. Действует конституция,
учреждена должность статссекретаря – представитель
территории в России;
3. Чем могли быть недовольны представители разных
народов?

Прочтите параграф 20 и заполните таблицу.

Как вы считаете, какую цель преследовал Александр II в своей национальной политике?

Ответьте письменно на вопрос: «Почему отличалась правительственная политика в Польше и Финляндии?»

Домашнее задание.

Выучить национальную политику
императоров в отношении разных
регионов.

Современная национальная политика.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «национализм»?

Прочтите текст и ответьте на вопросы.

1. Какой элемент дореволюционной
национальной политики мы могли бы
заимствовать?
2. Что было ошибочным в
послереволюционной национальной
политике?
3. Вопрос в тексте.
4. Как вы понимаете слова «Политика
дружбы…» (выделенный фрагмент)?

Составьте синквейн.

1.
2.
3.
4.
5.
Националисты.
2 прилагательных.
3 глагола.
Фраза.
1 существительное или наречие.

1. Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут когонибудь, кто их обидит.
Вольфрам Вейднер
2. Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается
за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
Шопенгауэр.
3. Почитание своего общества есть рефлекс самопочитания.
Герберт Спенсер
4. Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского
настроения.
В.И. Ленин
5. Национализм.. самое тяжелое из несчастий человеческого рода.
Порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к
той части своего собственного народа, которая не разделяет
националистических взглядов.
Д.С.Лихачёв

Домашнее задание.

Напишите эссе на одну из тем:
1. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о
том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
Конфуций.
2. Я научу тебя, как всем прийтись по нраву: Улыбки
расточай налево и направо. Евреев, мусульман и
христиан хвали - и добрую себе приобретешь ты славу.
Омар Хайям.
3. Любовь к славе есть лишь желание нравиться себе
подобным.
Гельвеций К.
4. Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе
живет.
Саади.

Реформы в области образования.

Университетская реформа 1863 г. Университетам вернули автономию. Вводится выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров. Полиция не имела права входить на территорию университета.

Были основаны новые университеты – «Новороссийский » в Одессе (1862–1865 гг.) и Томский (1888 г.). В Мо­скве в 1861 г. открылась Петровская земледельческая академия , а в Петербурге в 1891 г. – Электротехнический ин­ститут . Было поло­жено начало высшему женскому образованию: открылись 7 высших жен­ских курсов. В Петер­бурге в 1878 г. основаны Бесту­жевские курсы профессора К. Н. Бестужева-Рю­мина ; в Москве в 1872 г. – курсы профессора В. И. Герье . Образование на женских курсах не уступало университетскому, но диплома о высшем образовании курсистки не получали. В 1897 г. в Петербурге открылся Женский медицинский институт.

Школьная реформа 1864 г. Автор реформы: министр просвещения А.В. Головнин . В 1862 г. открылись жен­ские гимназии. Было разрешено откры­вать частные школы. В 1864 г. утверждены Положение о начальных народных училищах и Устав гимназий и прогимназий .

Начальное образо­вание осуществляли школы трёх типов: государственные, церковно-при­ходские и земские. Срок обучения: 1–3 года. Преемственности между начальными школами и гимназиями не было.

Среднее образование : 4-классные прогимназии и 7-классные гимназии. Гимназии делились на классические с гуманитар­ным уклоном (преподава­нием «классических» языков – латинского и греческого), и реальные с углублённым изучением естественных наук. В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища .

Численность учебных заведений возросла с 8 тыс. в середине XIX века до 79 тыс. к концу века, а число учащихся, соответст­вено, с 23 тыс. до 3,8 млн. Грамотность выросла с 1–2 % до 22 %. Интелли­генция шла в земские школы в надежде помочь народу. Большое значение имела деятель­ность талантливого педагога К. Д. Ушинского .

Национальный вопрос в Российской империи стоял довольно остро.

Польское восстание 1863–1864 гг. В 1863 г. подпольный Центральный на­циональный комитет во главе с Я. Домбровским, 3. Сераковским и др. начал восстание в Польше и Литве под лозунгом возвращения независимости Речи Посполитой в границах 1772 г. Повстанцы уничтожали русские гарнизоны. Поляков были готовы поддержать Англия и Франция, но 164-тысячное русское войско жёстко подавило восстание. Погибло 4,5 тыс. русских солдат, 30 тыс. повстанцев, 1 тыс. поляков была казнена, 12.721 отправлены на каторгу и ссылку.

Царское правительство усилило политику русификации Польши: насаждался русский язык; важные посты занимали только русские чиновники. В 1874 г. Царство Польское переименовали в Привислинский край (самодержавие избегало напоминания о польской государственности). Политика русификации усилила русофобию, ненависть поляков к России. Поляки подчёркивали своё цивилизационное и культурное превосходство: «Прочь в Азию, потомки Чингисхана!» – эти слова из польской песни 1863–1864 гг. передают стереотип польского сознания в отношении русских. С другой стороны, восстание вызвало в России полонофобию .


Поляки принимали активное участие в российском антиправительственном революционном движении. В 1881 г. член «Народной воли» выходец из бывшей Речи Посполитой Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II. Это вызвало в России стихийные погромы поляков как виновников убийства царя.

Россия и Финляндия. В 1863 г. Великому княжеству Финляндскому были дарованы законодательное учреждение – Сейм (парламент) и конституционная монархия. Жители получили широкие гражданские и политические права, о которых в России можно было только мечтать.

Государственныйо антисемитизм . По отношению к евреям (иудеям) самодержавие проводило политику государственного антисемитизма. В 1791–1917 гг. существовала «черта оседлости » – граница территории, за пределами которой запрещалось жительство евреям.

В XIX в. в Восточной Сибири были созданы «инородные управы » для управления «инородцами » – коренными народами Сибири.

Вопрос 1. Каковы были основная цель и направления внешней политики России в царствование Александра II?

Ответ. Главными целями были преодоление международной изоляции после Крымской войны и внешнеполитическое спокойствие для проведения внутриполитический реформ, для чего необходим был мир. Основные направления:

1) взаимоотношения с европейскими державами;

2) взаимоотношения с Османской империей;

3) присоединение Средней Азии к России;

4) дальневосточная политика.

Вопрос 2. Дайте характеристику европейской политики России. Каковы были главные достижения России на этом направлении?

Ответ. Глава внешнеполитического ведомства России Александр Михайлович Горчаков (кстати, однокашник А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею) использовал противоречия между европейскими державами, каковых тогда было множество, для усиления позиций России на международной арене. Со временем также оказалось, что у России с некоторыми европейскими государствами также есть общие интересы. В результате было достигнуто следующее:

1) удалось преодолеть международную изоляцию России;

2) было согласовано совместное подавление польского восстания 1863-1864 годов;

3) улучшились отношения с Францией, а после их нового ухудшения – с Австрией;

4) удалось воссоздать Черноморский военный флот без противодействия Европы;

5) после объединения Германии удалось наладить дальнейшее сближение России и с Австрией, и с Германией.

Вопрос 3. Расскажите о политике России в Средней Азии. Можно ли считать, что Россия проводила в этом районе колониальную политику?

Ответ. Большая часть Средней Азии была завоевана, лишь некоторые народы (например, казахи), перешли под власть России добровольно. Завоевания проводились обычно малыми силами, большое значение в которых играли казаки. Россия захватила государства, которые находились на значительно более низкой ступени развития, при этом стала контролировать обширные новые земли. Это вполне можно назвать колониальным захватом.

Вопрос 4. Как развивались взаимоотношения России с Китаем и Японией?

Ответ. Россия подписала с этими государствами несколько договоров, которые окончательно определяли границы между ними. В то время и Китай, и Япония пытались идти по пути модернизации, правда с разными результатами. При этом сильнейшие страны мира, включая Россию, считали их отсталыми и готовили колониальные захваты на их территории.

Вопрос 5. В чем состояли особенности присоединения дальневосточных территорий?

Ответ. Эти земли были присоединены мирным путём, через подписание договоров с Китаем и Японией. Обоснованием для присоединения к России некоторых из них, например, Приамурья, были уже проникшие туда русские переселенцы. Некоторые территории в течении некоторого времени являлись совместным владением двух государств.

Польский вопрос

Замечание 1

Взойдя на престол в $1855$ г., Александр II амнистировал участников Польского восстания $1830$ г. Однако это не решало проблем, связанных с этим регионом. После наполеоновских войн часть земель герцогства Варшавского вошла в Россию как Царство Польское. Александр I пожаловал Царству Польскому либеральную конституцию, но вскоре сам же избрал реакционную модель поведения. В $1830$ г. разразилось Польское восстание, после подавления которого польская конституция была отменена. Усиление режима в Польше утвердило мнение о Николае I как о диктаторе.

Несмотря на усилия государства, национально-освободительные течения в Польше не исчезли. Несмотря на глубокое различие между течениями, все тайные организации объединяло то, что они желали восстановления Польши в границах $1772$ г.

В $1864$ г. произошло очередное восстание, т.к. ранее в армию были призваны революционно настроенные молодые люди. После этого восстания Польское Царство стало Привисленским краем без какой-либо автономии. Так, делопроизводство, законы и образование ввели в $1865$ г. на русском языке, а аграрная реформа лишила шляхту большинства земель и крестьян.

Кавказ

Что касается освоения Кавказа, Александру II досталась от Николая I т.н. Кавказская война , тянувшаяся долгие годы. Этот конфликт был обусловлен постепенным вхождением в состав России территорий Кавказа. Большинство горных народов исповедовало ислам, часть из них вошла в состав России, а часть ожесточенно сопротивлялась и вошла в имамат Чечни и Дагестана под руководством Шамиля . Это военно-теократическое образование было ликвидировано в $1859$ г. главнокомандующим князем Барятинским А.И. после того, как Шамиль сдался в плен. До $1864-1865$ гг. проблему составляло сопротивление народов Западного Кавказа. Однако благодаря действиям Евдокимова Н.И. Западный Кавказ был присоединен, Кавказская война завершилась.

Национальная политика на Кавказе являлась сложным вопросом, т.к. там проживало большое количество разных народов. Барятинский А.И. настаивал на вытеснении горцев, для этого нужно было заселять Кавказ терскими казаками и вообще русскими переселенцами. В результате еще в ходе войны многие бежали в Османскую империю, а черкесов переселяли насильственным путем, и всего выселили до $100$ тыс. человек.

Существовало и другое мнение относительно данного вопроса. Милютин Д.А. , военный министр, призывал к проявлению гибкости. Позиция Александра II была именно такой. Традиции и религия горных народов оставались неприкосновенными. Исламское духовенство также получало от государства поддержку. Кроме того, на Кавказе законно действовал суд, вершивший правосудие в рамках традиций.

Еврейский вопрос

Замечание 2

В первой половине $XIX$ в. в Российской империи преобладали антисемитские настроения. Евреи, как и другие представители податного сословия, не имели полной свободы перемещения, а проживали в т.н. черте еврейской оседлости, в которую входили:

  • Белоруссия,
  • Литва,
  • Украина,
  • польские земли,
  • Бессарабия.

При Николае I политика в отношении евреев ужесточилась. Для еврейских торговцев были завышены налоговые сборы. Окончательно закрепилась черта оседлости, за которой евреи не имели права проживать. Хотя еврейский народ не нес в себе никакой угрозы для самодержавия, его самобытность входила в противоречие с православием.

При Александре II евреи сравнялись в правах с русским населением. Вначале появились льготы на проживание за чертой оседлости для купцов I гильдии, некоторых ремесленников и ученых. Евреи вновь могли торговать алкоголем, владеть землей и т.д. Такая политика привела к большей ассимиляции, чем насильственные попытки включения в российский быт, принятые ранее.

Однако национальная политика Александра II была мягкой не всегда. Либеральные реформы привели к подъему национальных движений в белорусской и украинской среде. Правительство считало эти регионы исконно русскими, поэтому не соглашалось на признание белорусского и украинского народов, их культур и языков.

Цель данной статьи - познакомить кратко читателя с внутренней и внешней политикой Александра II. Александра второй по праву называют царем-освободителем и царем-реформатором. Перемены, произошедшие в России при его правлении, носили радикальный характер и значительно изменили характер ее развития. Внешняя политика была довольно успешной, Россия значительно укрепила свои позиции и расширила сферы влияния.

  1. Видео

Внутренняя политика Александра II

Внешняя политика Александра II

  • Главной задачей Александра II при воцарении стало более или менее достойное завершение позорной Крымской войны, во время которой выявилась чудовищная отсталость России. Потеря по итогам войны флота и баз на Черном море, значительный удар по позициям России в восточном вопросе определили дальнейшую внешнюю политику в плане пересмотра итогов Крымской войны.
  • Александр II придерживался тактики накапливания и собирания сил перед решающим выступлением. Проведение необходимых внутренних реформ наряду с военными преобразованиями позволили ему в 1877 г. под предлогом защиты славянского населения объявить войну Турции. Начался новый этап в разрешении восточного вопроса. Военные действия показали, что Россия вновь является серьезным участником мировых событий.
  • Победоносное и достаточно уверенное завершение войны в 1878 г. дало независимость части славянских народов Турецкой империи. Россия получала огромную контрибуцию с Турции, ей возвращались территории, потерянные в Крымскую войну. Положения предварительного мирного договора были правда существенно пересмотрены при участии западных стран, боявшихся усиления России, на Берлинском конгрессе (1878), однако факт возрождения российского могущество был признан всеми.
  • Другим направлением внешней политики Александра II стало укрепление позиций на Дальнем Востоке и в Средней Азии, окончательное формирование территории Российской империи. В Средней Азии соперниками России выступали три мусульманских царства: Кокандское, Бухарское и Хивинское. Ряд русских военных походов привели к их разгрому. К середине 80-х гг. Средняя Азия полностью вошла в состав империи. На Дальней Востоке Россия действовала с помощью соглашений и договоров с Китаем. Удачная дипломатия привела к присоединению к России Амурской области и Уссурийского края.

Значение внутренней и внешней политики Александра II

  • Александр II получил в свои руки страну, потерпевшую поражение в войне, находящуюся в тяжелом положении, отстающую от западных держав по целому ряду показателей. Успешность его политики выразилась в том, что к концу его правления в стране были осуществлены важнейшие преобразования, которые при дальнейшем развитии могли бы сделать Россию мировым лидером. К сожалению, плодотворная политика была свернута.
  • Россия добилась серьезных успехов на мировой арене. Были устранены последствия Крымской войны, закреплены окончательные границы Российской империи на окраинах. Россия занимает свое место в новой системе складывающихся военно-политических союзов.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...